Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли перейти на семейное обучение в 9-м классе?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Есть два варианта обучения, которые относят к домашнему. При этом есть различия между семейным и домашним образованием. И тот и другой способы имеют основное назначение в виде получения знаний несовершеннолетним в домашних условиях. Но есть и существенные различия. У домашнего варианта основой перевода могут служить медпоказания или семейные обстоятельства, которые подтверждены документально. В этом случае процессом все равно занимается образовательное учреждение, то есть ребенок учится по стандартной программе, которая установлена в школьных локальных актах. Проверкой его успеваемости и выдачей заданий занимаются учителя учреждения.
Закон о домашнем образовании
Все права учащихся, обязанности родителей и образовательных учреждений расписаны в федеральном законе N 273-ФЗ, который вступил в силу 29.12.2012 года. При переводе на самообучение нужно знать несколько статей закона, это:
- Статья 17. В ней расписаны формы получения образования. Согласно данной статье, знания можно получить в форме самообразования или семейного обучения. Допускается сочетанное получение знаний, то есть можно некоторые предметы проходить в школе, а другие осваивать дома. Знания обучающегося оцениваются в учебном заведении путем проведения промежуточных и итоговых аттестаций;
- Статья 44. Регламентирует права родителей брать на себя ответственность за образование детей. После получения документа о среднем образовании учащийся может уже сам выбрать форму обучения;
- Статья 63. Расписывает особенности получения общего образования.
Как сдавать ЕГЭ и ОГЭ
Здоровые дети, получавшие образование по семейной форме или дистанционно, успешно освоившие учебную программу, допускаются к экзаменам и сдают их как все школьники:
- Для допуска к выпускным экзаменом ученик должен успешно пройти все промежуточные аттестации;
- В выпускных классах проводятся ОГЭ и ЕГЭ по двум обязательным предметам -русскому языку и математике, остальные — по выбору выпускника;
- Для всех учащихся независимо от того, где и в какой форме они обучались, устанавливаются единые дни сдачи экзаменов.
Детям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) предоставляются специальные условия сдачи ОГЭ и ЕГЭ. В зависимости от мобильности ребенка, он может сдавать выпускные экзамены в школе, дома или в медицинском учреждении. Испытание проводится в присутствии одного из родителей, а также медицинского работника. Время выполнения заданий для детей-инвалидов увеличивается на 1,5 часа. Если экзамен занимает более 4 часов, детей обеспечивают питанием.
ОГЭ и ЕГЭ вне школы проводится с выполнением минимальных требований:
- Назначается руководитель пункта проведения экзаменов;
- Присутствует один организатор и представитель ГЭК (Государственной экзаменационной комиссии);
- Организуется видеонаблюдение. ГИА (государственная итоговая аттестация) для детей с ОВЗ проводится по единому графику для всех выпускников.
Что такое домашнее обучение: нормативные документы
Семейный вариант является решением законного представителя перевести несовершеннолетнего на самостоятельный способ образования. Получается, что в этом случае родители сами устанавливают программу и график учебы.
Шаг 5. Сдаем аттестации
Недостаточная четкость некоторых формулировок в законе «Об образовании» дает нам возможность считать сдачу промежуточных аттестаций правом, а не обязанностью. Теоретически, по закону ребенок обязан сдать лишь государственные итоговые аттестации (ОГЭ и ЕГЭ). Чтобы получить допуск к ОГЭ, нужно быть аттестованным за 9 класс. Да и без аттестаций за 10 и 11 класс к сдаче ЕГЭ не допустят.
Так что же, можно уведомить соответствующий орган о выборе СО, а затем «пропасть с радаров» на ближайшие 8 лет и явиться в 9 классе, чтобы сдать аттестацию и получить допуск к ОГЭ? Теоретически да. Но подобных прецедентов пока не было. Зато есть огромная доля вероятности, что аттестация за 9 класс в итоге превратится в аттестацию за все девять классов либо будет проходить с особым пристрастием. И неизвестно, чем все в итоге закончится.
Однако, если нет желания сдавать аттестации ежегодно, можно оформить индивидуальный учебный план (ИУП), в котором прописать сроки сдачи аттестаций по каждому предмету. В частности, вы можете договориться со школой (и задокументировать это), что ребенок придет сдавать аттестации сразу за курс начальной школы. А затем — за курс средней школы. Все это время ребенок будет прикреплен к школе для сдачи аттестаций, просто сдавать он их будет не ежегодно.
Таким же образом можно оформить ускоренное обучение и аттестоваться за несколько классов в течение одного учебного года.
Закон разрешает сдавать промежуточные аттестации дистанционно, однако не обязывает школы предоставлять экстернам такую возможность.
А вот государственная итоговая аттестация (в 9 классе ОГЭ, а в 11 классе — ЕГЭ) сдается исключительно очно, вне зависимости от формы образования и обучения.
Почему родители выбирают домашнее обучение
Почему родители всё чаще задаются этим вопросом «Как перевестись на домашнее обучение?» Причины выбрать хоумскулинг могут быть разными:
- Ребёнок не справляется со школьной программой, и ему нужен индивидуальный подход.
- Ребёнок учится лучше всех и опережает стандартную программу обучения.
- У ребёнка нет мотивации к учёбе, необходимо выстроить образовательный процесс с нуля.
- Состояние здоровья не позволяет посещать уроки вместе с другими учениками.
- Ребёнок подвергается школьному буллингу или сам любит унижать других детей.
- У ребёнка слишком много энергии и желания двигаться, что может вызывать сложности в учёбе.
- Ребёнок точно знает, чем хочет заниматься. Домашнее обучение поможет ему получить базовые знания, не тратя много времени на школу.
- Ребёнок пережил травму или сильный стресс, испытывает депрессию и не хочет ничего делать. Вернуть ему радость к жизни и к учёбе будет проще в домашних условиях, а не в школе.
- Ребёнок в постоянных разъездах: строит спортивную или музыкальную карьеру или же путешествует вместе с родителями.
- Родители хотят перейти на домашнее обучение, потому что их взгляды на образование отличаются от тех, что приняты в школе.
- В местности, где живёт семья, нет школ или они находятся слишком далеко.
«Нас как будто выпустили из клетки на волю»: рассказываем, как и почему родители переводят детей на семейное обучение (кажется, это просто)
Чем отличается домашнее обучение от семейного
По данным министерства образования Саратовской области, на сегодняшний день в регионе всего 240 тысяч школьников, из них 86 тысяч посещают школы областного центра. При этом, как пояснили в минобразе, необходимо различать понятия «домашнее обучение» и «семейное обучение». В первом случае речь идет об изучении школьной программы на дому в течение определенного периода времени.
«Основанием обучения на дому является заключение врачебной комиссии. Она и определяет временной отрезок, в течение которого ребенок будет учиться дома.
Такую возможность предоставляют, например, для детей с некоторыми заболеваниями. Сейчас на домашнем обучении в области почти 1,6 тысячи школьников, а в Саратове — более 300 человек.
Однако даже в случае домашнего обучения ответственность за ребенка все равно несет школа», — пояснили в региональном минобразе.
В случае семейного обучения, о котором и идет речь в нашем материале, детям предоставляется возможность изучать школьную программу дома с родителями (приглашенными педагогами, или с помощью онлайн-курсов, уроков).
В министерстве образования подчеркнули, что если ребенок находится на семейном обучении, то всю ответственность за него несут родители, поэтому чиновники не располагают данными о количестве детей, которые не ходят в школу.
Ирина, год назад перевела на семейное обучение десятилетнюю дочь
— В моей семье воспитываются трое детей — мальчики в возрасте 17 и 8 лет, а также 11-летняя дочь. В прошлом году она закончила третий класс, после чего я забрала ее на семейное обучение. Я могу выделить несколько факторов, которые подтолкнули меня к этому.
Первый — моя дочь музыкант, занимается вокалом и фортепьяно, состыковать занятия музыкой и школу было достаточно сложно. Второе — меня сильно расстраивал уровень преподавания.
У нас не было претензий к классному руководителю, скорее они касались самой системы образования, когда детей натаскивают на тесты и по факту не оставляют возможности научиться мыслить самостоятельно. Третье — лично я считаю, что в нынешней школе очень много ненужных вещей.
К чему, например, десятилетним детям урок успеха, который ввели в нашей школе? Я этого совершенно не понимаю.
Все учебные дни напоминали друг друга и были наполнены суматохой — с 8 утра до 2 часов дня дочка проводила время в школе, потом бежала домой учить уроки, затем неслась в музыкальную школу. Я считаю, что мой ребенок достаточно развит и школьная муштра ее сильно тормозила — девочка обгоняла программу и просто валяла дурака на уроках, если говорить честно.
Когда мы приняли решение обучать дочь на дому, то сразу же сообщили об этом нашей учительнице.
Мы были готовы к тому, что она воспротивится, но ничего подобного не случилось — она и завуч по начальным классам отнеслись к нашей затее благожелательно и во всем нас поддержали.
За весь четвертый класс мы появились в школе дважды — для того, чтобы написать контрольные, которые одноклассники моей дочери писали в школе. Нам предлагали приходить в школу на консультации, но мы этого не делали — вопросов как таковых просто не возникало.
Главный вопрос, который мне задают все окружающие — как именно построена система обучения дома, ведь там, в отличие от школы, нет учителя. На помощь нам пришли интернет-уроки, сайт всероссийской электронной школы и простые учебники. К счастью, дочь понимала, что теперь все зависит от нее — списать у одноклассника теперь нереально.
Мы записались в математический кружок, русский язык преподавала я, окружающий мир девочка учила самостоятельно. В итоге четвертый класс она закончила с двумя четверками, одна из которых была поставлена незаслуженно — педагог увидела небольшую помарку в диктанте, так могла бы быть и «пятерка».
Я, кстати, не сильно расстроилась — к тому моменту я уже поняла, что главное — не оценки, а знания, которые она получает.
В этом учебном году мы вовсе ушли из нашей школы по месту жительства и прикрепились к центру поддержки семейного обучения. Это такая онлайн-платформа, на которой можно пройти официальную аттестацию за любой класс.
Важно, что при такой форме обучения не нужно никуда ходить и ездить — официально дочь прикреплена к московской школе. Посетить столицу надо будет лишь для того, чтобы сдать ОГЭ в 9-м классе и ЕГЭ в 11-м.
Такое образование стоит 10 тысяч в год — дешевле, чем учиться в обычной школе, где надо купить форму, сдать в фонд класса и сложиться на букет Марье Ивановне.
Конечно, семейное обучение подразумевает ряд рисков — в частности, нужно хорошо распланировать день ребенка.
В основном дочь учится в первой половине дня, при этом главным плюсом является то, что она не ограничена во времени — если что-то не понимает, то может остановиться на каком-то параграфе, или быстро пройти то, что она хорошо усвоила.
Иногда мы берем перерыв на несколько дней и просто ничего не делаем, однако это никак не сказывается на качестве образования.
Подводя итог, хочу сказать, что я очень довольна системой семейного обучения. Дочь стала серьезнее относиться к наукам, стала более ответственной, теперь она может активнее заниматься музыкой, чего она так хотела. В следующем году я планирую перевести н�� «домашку» и младшего сына. Во всяком случае, пока я не вижу никаких преград этому.
Ольга, перевела дочь на семейное обучение с 5-го класса
— У меня двое детей. Сейчас старшая дочь учится в 5-м классе. До перехода на семейное обучение дочь ходила в одну из лучших школ города. Решение о переходе на семейное обучение не пришло спонтанно. Я впервые об этом задумалась к концу её 2-го класса.
Почему? Потому что современная система предусматривает то, что учитель проверяет те знания, которые дает ребенку дома родитель или репетитор. То есть у нас всё свелось к тому, что я сидела с утра до ночи и учила с ребенком уроки.
К концу 2-го класса у нас были репетиторы по некоторым предметам. В 3-м классе было всё то же самое.
Летом перед переходом в 4-й класс я сама предложила ребенку идею семейного обучения. Я много читала, изучала и думала о том, получится ли у нас это организовать. На тот момент дочь отказалась, её держали подруги. Но к концу 4 класса всё достигло апогея. У нее тоже и терпение, и ресурсы закончились. Она сама говорила: «Мама, быстрее бы это всё закончилось».
Она была уставшая, вымотанная. У нее еще есть серьезная спортивная нагрузка. В разгар сезона у нее бывает по 2 тренировки в день. Бывает до 3-4 часов в день уходили на тренировки.
В 4 классе она до 12 часов была в школе, затем у нее небольшой промежуток на обед, отдых, уроки. Обычно на выполнение домашнего задания в нашем графике удавалось урвать часа полтора.
Но за это время невозможно нормально выучить уроки. Делали то, что успевали.
У меня пришло понимание, что я выполняю функции школы — учу уроки постоянно. Бывало, что дочери уже пора ложиться спать, а я ей перед сном вместо сказки на ночь читаю «окружающий мир». У нас обычно плотно сидит в голове то, что школа дает знания, и что без нее никак. Но мы осознали, что ребенок сидит там полдня, а знаний толком не получает.
Было принято окончательное решение перейти на семейное обучение. Я нашла учебники, которые меня устроили. В государственной системе зачастую то, что бесплатно (имеются в виду учебники — прим. ред.
), оно кем-то пролоббировано и по большей степени не отвечает качеству.
Также, например, все знают, что для сдачи ЕГЭ или ОГЭ надо нанимать репетитора, потому что школа дает только базу, школьные учебники дают минимум знаний, они низкого качества.
Сейчас 5-й класс мы начали с семейного обучения. Чтобы перевести ребенка на такое обучение, нужно оповестить (не спросить разрешение, а просто оповестить) городской комитет по образованию. Можно прийти туда, можно отправить заказным письмом обычное уведомление о том, что ребенок переходит на семейное обучение.
Возможные причины перевода ребенка на домашнее обучение
Существует много объективных причин, по которым дети не могут посещать учебное заведение. Чаще всего это происходит при наличии у ребёнка хронического заболевания или по причине ухудшения состояния здоровья.
Когда состояние здоровья ребенка не позволяет ему систематически посещать школу, и ребенок не успевает освоить программу, ему могут предложить альтернативное обучение на дому.
В данной статье рассмотрим вопросы, связанные с переводом учащегося на домашнее обучение.
Домашнее обучение — это не форма получения образования, а условие организации учебного процесса для особых детей. То есть дети, которые переведены на домашнее обучение, являются полноценными участниками образовательного процесса.
Право ребенка на предоставление специальных условий обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья закреплены в ст. 34 ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации».
Вариант 2. Семейное образование
Учиться дома можно не только вынужденно (по состоянию здоровья), но и по собственному желанию (по желанию родителей). Форма, когда ребенок обучается на дому по собственному желанию (по желанию родителей), называется семейным образованием. При семейном образовании все знания ребенок получает дома от родителей, приглашенных педагогов или самостоятельно, а в школу приходит лишь для прохождения итоговой аттестации.
Вот несколько основных причин, когда целесообразнее не заставлять ребенка ежедневно ходить в школу, а перевести его на домашнее обучение:
- Ребенок значительно опережает сверстников по умственному развитию. Часто можно наблюдать картину, когда ребенок раньше сверстников изучил всю программу и ему неинтересно сидеть на уроках. Малыш крутится, мешает одноклассникам и в результате может потерять всякий интерес к учебе. Можно, конечно, «перепрыгнуть» через год (а иногда и через несколько лет) и учиться с более старшими ребятами. Но в этом случае ребенок будет отставать от одноклассников по физическому, психическому и социальному развитию.
- Ребенок имеет серьезные увлечения (профессионально занимается спортом, музыкой и т.д.). Совмещать школу с профессиональным спортом (музыкой) довольно сложно.
- Работа родителей связанна с постоянными переездами из одного места в другое. Когда ребенку приходится каждый год, а иногда и по несколько раз в году переходить из одной школы в другую, это очень травмирует малыша. Во-первых, могут возникнуть трудности с успеваемостью. А во-вторых, ребенку психологически трудно каждый раз привыкать к новым учителям, новым друзьям и новой обстановке.
- Родители не хотят отдавать ребенка в общеобразовательную школу по идеологическим или религиозным соображениям.
Если ребёнок собирается идти в первый класс
Если ребёнок только собирается идти в первый класс, то вам не нужно самостоятельно записываться в школу и писать заявления на имя директора. Вам нужно сразу идти в департамент образования и там писать документ под названием «Уведомление о переходе на семейную форму обучения». Специалист с вами поговорит, задаст вопросы и если увидит, что решение ваше не спонтанное, а продуманное, направит в конкретную школу, которая будет удобна и вам. Вы будете прикрепляться к этой школе в качестве экстерна для сдачи промежуточных аттестаций.
Имейте в виду — каждая школа имеет Устав. В нём чётко написано о порядке аттестаций, в том числе и для экстернов. В одной школе дети сдают аттестации каждую четверть, в другой — по триместрам, в третьей — по полугодиям, а в четвёртой — сразу за год. Какие-то школы разрешают сдавать предметы по блочной системе. Другие настаивают на посещении всех контрольных работ. Всё это нужно узнать заранее, желательно ещё до того, как вы пойдёте в Департамент.
Таким образом, шаги родителей будущих первоклассников, которые пойдут не в школу, а на семейное обучение, следующие:
- изучить Уставы окрестных или подходящих школ (можно выписать себе в записную книжку);
- записаться на приём в Департамент образования и заполнить там Уведомление о переходе на семейное обучение;
- выслушать рекомендации Департамента о том, к какой школе лучше прикрепиться, свериться со своим списком;
- получить направление в школу для прикрепления на экстернат;
- подойти к директору школы для решения организационных вопросов, согласования дат и кратности аттестаций, прикрепления к ответственному учителю.
Большим минусом семейного образования принято считать социализацию ребенка. Когда он ходит в обычную школу, ему приходится вписываться в коллектив. А еще, кроме одноклассников, в школе есть учителя, поэтому ребенок общается и договаривается с разными людьми в разных ситуациях. По идее, это должно дать ребенку важный жизненный навык. А дети на домашнем обучении отчасти этого лишены: например, им не нужно звонить по телефону и спрашивать у старосты домашку.
С другой стороны, взаимодействовать с другими людьми ребенок может не только на уроках и переменах, но и на выставках, соревнованиях, в кружках — в местах, где с другими людьми его будут объединять общие интересы.
В то же время традиционная школа облегчает коммуникацию: детям, которые сидят за одной партой и проводят вместе много времени, общаться между собой легче — как минимум один попросит у другого карандаш, а там появятся и другие поводы для разговора. А на выставке ребенку придется подойти к кому-то незнакомому, чтобы поговорить с ним. Не всем детям это дается легко. Поэтому при переходе на домашнее обучение важно учитывать темперамент и характер ребенка.
И все же в отличие от школ, где состав преподавателей и одноклассников задан заранее, домашнее образование дает выбор. Никто не заставит ребенка сидеть вместе с нелюбимым одноклассником за одной партой, переписывать параграф или выслушивать, что его класс — худший из всех, что были у классного руководителя. А если репетитор или преподаватель из онлайн-школы окажется недостаточно силен, можно найти нового.
Минпросвещения утвердило новый порядок образовательной деятельности в школах
Было дополнено положение о требованиях к структуре, объёму, условиям реализации и результатам освоения общеобразовательных программ. Теперь в документе указано, что они должны соответствовать не только ФГОС, но и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Помимо этого, теперь общеобразовательная программа обязательно должна включать в себя программу воспитания и календарный план воспитательной работы. Уточняется, что они разрабатываются и утверждаются школами.
По этому вопросу есть дополнение: соблюдение гигиенических требований, а также санитарно-эпидемиологических правил являются обязательными. Уже в прошлом году в документе говорилось, что при угрозе возникновения и (или) возникновении чрезвычайных ситуаций, а также при введении режима повышенной готовности реализация программ осуществляется дистанционно. Причём в таком случае ограничения ФГОС не имеют силы.
Большим минусом семейного образования принято считать социализацию ребенка. Когда он ходит в обычную школу, ему приходится вписываться в коллектив. А еще, кроме одноклассников, в школе есть учителя, поэтому ребенок общается и договаривается с разными людьми в разных ситуациях. По идее, это должно дать ребенку важный жизненный навык. А дети на домашнем обучении отчасти этого лишены: например, им не нужно звонить по телефону и спрашивать у старосты домашку.
С другой стороны, взаимодействовать с другими людьми ребенок может не только на уроках и переменах, но и на выставках, соревнованиях, в кружках — в местах, где с другими людьми его будут объединять общие интересы.
В то же время традиционная школа облегчает коммуникацию: детям, которые сидят за одной партой и проводят вместе много времени, общаться между собой легче — как минимум один попросит у другого карандаш, а там появятся и другие поводы для разговора. А на выставке ребенку придется подойти к кому-то незнакомому, чтобы поговорить с ним. Не всем детям это дается легко. Поэтому при переходе на домашнее обучение важно учитывать темперамент и характер ребенка.
И все же в отличие от школ, где состав преподавателей и одноклассников задан заранее, домашнее образование дает выбор. Никто не заставит ребенка сидеть вместе с нелюбимым одноклассником за одной партой, переписывать параграф или выслушивать, что его класс — худший из всех, что были у классного руководителя. А если репетитор или преподаватель из онлайн-школы окажется недостаточно силен, можно найти нового.
— Я сама удаленщик, вся такая в диджитал, поэтому после четвертого класса хотела перевести ребенка на семейное обучение. Наша средняя школа учит детей «не туда», отстала от жизни и тратит слишком много времени детей впустую. И дело даже не в том, чему учат в школе, а в том, что детей заставляют запоминать огромное количество материала. Хотя сейчас надо уметь быстро искать информацию и работать с ней. Школа же не учит учиться, а отбивает желание к этому занятию.
Начальная школа была у нас хорошая: вся такая домашняя, маленькие классы, пять минут от дома. Я хотела, чтобы мой сын доучился там, но тут случилось сразу всё: пандемия, нашу школу расформировали, а Фоксфорд как раз открыл набор в начальные классы. И я решила, что не стоит откладывать перевод еще на год.
Перейти оказалось несложно: менеджеры Фоксфорда по шагам объяснили куда идти и что делать, прислали шаблоны документов для оформления, отвечали на вопросы в мессенджерах. Со стороны местного образования тоже препятствий не было: написала извещение, что забираю ребенка на семейное, отправила электронкой в отдел образования. Неделю спустя пришла в школу, забрала документы, нам с сыном пожелали успехов и напомнили, что мы можем вернуться в любое время.
В Фоксфорде два варианта семейного обучения: можно прикрепиться к одной из школ-партнеров и числиться там, либо никуда не прикрепляться и только сдавать аттестацию в любой местной школе, с которой договоришься. Мы выбрали второе.
За год я заплатила 74 тысячи рублей: за онлайн-уроки и наставника. Я попала на какую-то распродажу, скидка была хорошей, но действовала, только если внести всю сумму вперед и одним платежом. Если покупать уроки в записи, будет дешевле, но я хотела, чтобы ребенок мог задавать вопросы учителю в чате по ходу занятия. Еще можно не оплачивать наставника, но я не совсем понимала, как будет строиться учебный процесс и как сын освоится, поэтому решила попробовать. К тому же я рассчитывала на большую сумму, а из-за скидки решиться на наставника было проще. Позже я подумала, что мы могли бы обойтись и без него, но было поздно — Андрей быстро нашел с наставником Дашей общий язык и сильно к ней привязался. Только и слышу от него: «А вот Даша сказала», «А я Даше расскажу».
Ребенок перестроился легко. У него есть еще художка и школа хип-хопа, так что пять дней в неделю он общается со сверстниками по интересам, поэтому вопрос с социализацией меня не беспокоит. В обычной школе у нас в классе было несколько агрессивных детей, которые обижали тихонь, а учителя сейчас поставлены в такие условия, что не всегда могут этому противостоять. Не думаю, что такая казарменная «социализация» полезна, это не тот опыт, который дает рост.
Мне нравится, что в Фоксфорде не требуют ничего зубрить — там объясняют тему, а домашки построены в основном на мышлении. Обычных оценок не ставят, за домашнее задание есть три отметки: «ок», «хм» и «ой». Поэтому Андрей не боится ошибить��я и получить двойку.
Домашнее обучение для особых детей: кому и зачем оно нужно?
Образовательная организация по месту жительства ребенка обязана обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, а также соответствие подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся13. При необходимости обучение длительно болеющих детей организуется в медицинских организациях или на дому14.
В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ15 обучающимся предоставляются академические права на перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня.
Применение мер дисциплинарного взыскания, включая отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность, к обучающимся во время их болезни не допускается16.
Вместе с тем, несмотря на временное прекращение посещения занятий по состоянию здоровья, дети имеют право на продолжение обучения в образовательной организации именно по месту жительства.
Во время длительного лечения обучающийся может быть одновременно зачислен в другую образовательную организацию, которая организует его обучение на период, пока такой обучающийся по состоянию здоровья находится в медицинской организации и не может посещать образовательную организацию по месту жительства.
Длительное лечение, независимо от продолжительности свыше 21 дня, носит временный характер в жизни ребенка и образовательная организация по месту жительства ребенка является основным организатором предоставления ему общего образования с учетом имеющихся и возникших в связи с заболеванием особых образовательных потребностей. Более того, весь процесс обучения в период длительного лечения ребенка нацелен на его возвращение без потерь к обычной школьной жизни в период выздоровления.
Образовательная организация по месту жительства ребенка обеспечивает постоянное взаимодействие с семьей обучающегося, нуждающегося в длительном лечении, а также с организациями, которые осуществляют его обучение в период нахождения на лечении в медицинском стационаре, реабилитационном центре и организации, осуществляющей санаторно-курортное лечение. Руководителям образовательных организаций рекомендуется организовать мониторинг отсутствия обучающихся в образовательной организации по уважительным причинам и определить сотрудников, ответственных за оперативное реагирование и взаимодействие в таких случаях с родителями (законными представителями) ребенка.
В рамках взаимодействия рекомендуется совместно с родителями (законными представителями) ребенка определить документально (например, в акте о договоренностях, соглашении сторон и т.д.):
— форму обучения и индивидуальный учебный план, расписание занятий и режим обучения;
— особые образовательные потребности, вызванные лечением и текущим состоянием здоровья, влияющие на организацию обучения;
— способы, формы, каналы информирования родителями (законными представителями) образовательной организации о перемещении обучающегося в медицинские стационары и об иных образовательных организациях (госпитальных школах), осуществляющих его обучение непосредственно в детской больнице;
— необходимость информирования родителями (законными представителями) о текущих результатах обучения и корректировках индивидуального учебного плана;
— любые другие формы социальной поддержки больного ребенка со стороны образовательной организации, участников образовательного процесса.
Следует учитывать, что в ряде случаев по причине тяжелого заболевания ребенка его родители (законные представители) находятся в особом эмоциональном состоянии, связанном с переживаниями, дополнительными заботами, изменением уклада жизни семьи, необходимостью переезда в медицинский стационар, находящийся вне места жительства ребенка и его семьи, и многими другими изменениями. Внимательное отношение со стороны образовательной организации, поддержка образовательных устремлений больного ребенка, сохранение контактов с участниками образовательного процесса, гибкость в подходах к организации обучения ребенка в период его длительного лечения являются факторами, стабилизирующими и адаптирующими семью больного ребенка к изменившимся обстоятельствам жизни. Роль образовательной организации как социального института в этом значима, а ресурсы системы образования наряду с лечением помогают процессу выздоровления.
Рекомендуется тактичная социальная поддержка больного ребенка и его семьи со стороны образовательной организации при непосредственном решении вопроса о продолжении его обучения в период болезни17. При этом необходимо помнить о конфиденциальности медицинской информации о ребенке, находящемся на длительном лечении.
Актуальность использования дистанционных образовательных технологий для детей, которые в силу особенностей своего развития и состояния здоровья не могут посещать школу, нуждаются в обучении на дому, ранее обозначена в Методических рекомендациях Минобрнауки России по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий21.
Обучение детей, нуждающихся в длительном лечении, может быть организовано с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в соответствии с Порядком применения организациями, осуществляющими обр��зовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ22.
При этом рекомендуется при реализации общеобразовательной программы с применением дистанционных образовательных технологий осуществлять тьюторское сопровождение больного ребенка в очной форме.
Хорошо себя зарекомендовали такие способы обучения больного ребенка, которые дают ему возможность расширить в условиях госпитальности общение и взаимодействие со сверстниками:
— включение ребенка из больничной палаты в работу группы детей в школьном секторе детской больницы, в работу своего класса образовательной организации по месту жительства;
— онлайн-участие в различных школьных мероприятиях и другие формы взаимодействия на основе дистанционных образовательных технологий.
Необходимо соблюдать этические нормы по отношению к больному ребенку, другим детям в больничной палате и согласовывать такие формы взаимодействия с его родителями (законными представителями). Во многих случаях по этическим соображениям возможно использование только аудиовключения больного ребенка при коммуникации с педагогами или другими детьми.
При обучении детей, находящихся на длительном лечении, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии являются важными инструментами в работе педагогов, но их использование в образовательном процессе должно в полной мере соответствовать возможностям ребенка, способствовать поддержанию его интереса к обучению.
Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, не может являться формальной заменой комплексного решения проблем обучения таких детей.
При реализации образовательных программ для длительно болеющих детей с применением исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий руководителям образовательных организаций рекомендуется предусмотреть консультационную подготовку и поддержку родителей (законных представителей) для оказания ими помощи болеющему ребенку в процессе такого обучения. С этой целью в ряде случаев, по согласованию с родителями (законными представителями) ребенка, возможно привлечение образовательной организацией волонтеров и добровольцев, оказывающих поддержку больным детям.
Промежуточная и итоговая аттестация (за исключением государственной итоговой аттестации) указанных обучающихся должна проводиться организацией, осуществляющей образовательную деятельность по месту жительства, в порядке зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность23, установленном локальным нормативным актом, на основании документа об обучении с текущими отметками по каждому учебному предмету, выдаваемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность, которая организует обучение детей на период их нахождения в медицинской организации.
Для выпускного класса
Перейти в другую школу в 9 классе — это рисковый шаг. Связан он с тем, что ребенку предстоит подготавливаться к экзаменам. Перевод из школы в школу вынудит несовершеннолетнего подстраиваться под новые требования образовательного учреждения, что создаст дополнительную нагрузку. Поэтому лучше подождать до 10 класса.
Предположим. что родители решили зачислить несовершеннолетнего ребенка в 10 класс в новую школу или лицей. Тогда нужно взять с собой и отнести директору:
- паспорт ребенка;
- личное дело;
- свидетельства о сдаче ЕГЭ (ГИА, ОГЭ);
- школьный аттестат за 9 классов;
- награды и дипломы, доказывающие развитие несовершеннолетнего;
- заявление на зачисление в тот или иной класс;
- идентификатор личности родителя-заявителя;
- справку о рождении ученика или его усыновлении.
Перейти в 10 классе в другую школу проще, чем осуществлять перевод до сдачи экзаменов. Более того, ребенок может после 9 классов обучения отправиться в училище или колледж. Тогда о переводе в школу речь не идет.
В том или ином случае необходимо проверить уровень знаний через какие-либо контрольные мероприятия (экзамены, зачеты и так далее). Согласно ФГОС, надомное обучение выбивается из традиционной структуры, что существенно осложняет подгонку ребенка под определенный стандарт.
Каким образом проходят контрольные мероприятия в школе? Если ребенок не может справиться с поставленной задачей, то есть не аттестуется, то, несомненно, это накладывает отпечаток на его судьбу и судьбу учебного заведения в дальнейшем. Таким образом, школы никогда не будут заинтересованы в большом количестве неуспевающих учеников. Поэтому любая аттестация в первую очередь проводится для школы, а не для учеников. Разумеется, даже при наличии огромного количества неуспевающих учеников аттестация будет пройдена. В случае же надомного образования такой заинтересованности нет. Что, безусловно, повышает спрос с ребенка, отказавшегося от обучения в системе. На экзамене такому ребенку могут устроить допрос с пристрастием. Ведь то, что выделяется, то и привлекает внимание окружающих. Стоит только вспомнить эксперимент с обезьяной: перед ней ставят несколько кубиков и шар, и она выбирает, конечно же, шар, но, когда перед ней ставят только кубики, причем все, кроме одного (красного), желтые, она выбирает красный.
Школа требует оценки, а в жизни детям пригодятся навыки. К примеру, работоспособность. «Хочу – не хочу» здесь не котируется. Чтобы стать хорошим специалистом, нужно оперировать навыками изо дня в день. Такой навык вырабатывается не только в учебном заведении, а в занятиях интересным и полезным делом, вроде спорта, конструировании моделей, создании компьютерных игр. Очень важным еще является навык достижения результата. Такой навык сложно формировать в школьных условиях из-за того, что временной график не позволяет ребенку с головой погрузиться в знания и применить их на практике. Только ребенок начинает вникать, 45 минут учебного времени заканчиваются, и ему приходится срочно перенастраиваться. Этот метод изжил себя, так как память не успевает отложить полученные знания в отдельный «файл» в мозге ученика. В итоге школьные уроки превращаются во время, которое нужно просто «пережить». Обучение, как и любой процесс, должно приносить результат. Начал – закончил – получил результат. Такая схема научит не только терпению, трудоспособности, но и взрастит волевые качества ребенка.
История семейного образования, или «Мы все учились понемногу…»
Домашняя подготовка по разным предметам – давняя традиция русского общества досоветского периода, пришедшая из Византии вместе с христианством. Штудировали тогда церковные книги: Псалтырь, Часослов, Евангелие.
В Петровскую эпоху широкое распространение академического образования инициировало стремление к просвещенности в разных кругах общества. В качестве учителей и гувернеров привлекались иностранцы. Целая серия сатирических произведений, высмеивающих принципы провинциального воспитания, раскрывает убожество и недалекость мелкопоместного дворянства и нанимаемых им «педагогов». Тем не менее в качестве учителей могли выступать и очень талантливые люди, как баснописец Крылов или поэт Жуковский (детский наставник императора Александра II).
В целом домашнее обучение детей имело задачей привить манеры, дать начальные знания в математике, письме и иностранных языках, научить выражению своих мыслей (устному и письменному), то есть подготовить к следующей ступени получения знаний – академической.
Итак, вы решили перейти на домашнее обучение школьников. В нашей стране вполне возможно учиться дома, совсем не посещая школу. Согласно закону, обучение вне образовательных учреждений происходит в форме семейного образования (с первого по девятый класс) и самообразования (10–11 классы).
В чем суть семейного обучения? Родители сознательно и добровольно отказываются от получения образования в школе и рассчитывают на свои силы. При этом ребенок должен полностью пройти школьную программу и получить аттестат после итоговой государственной аттестации.
Иногда семейная форма обучения является временной, предположим, во время тяжелой болезни. Бывает и так, что родители недовольны качеством обучения в школе или не находят общего языка с учителями. Если способности ребенка выше среднего уровня, ему скучно на уроках, развитие тормозится. В этом случае индивидуальное обучение в семье позволит достичь более высоких результатов, если родители воспользуются современными возможностями и будут контролировать процесс учебы. Большую помощь в этом могут оказать продвинутые онлайн школы для домашнего обучения.
Еще одна причина, по которой возможен переход на домашнее обучение по желанию – это частые переезды из города в город (семьи военных и дипломатов) или сильная загруженность ученика, если он, например, серьезно занимается спортом или музыкой.
Чтобы официально перевести ребенка на семейное обучение, необходимо уведомить органы местного самоуправления, а также заранее выбрать школу для сдачи промежуточных (итоговых) аттестаций и осуществления общего контроля. При этом за организацию учебного процесса полностью отвечают родители. В некоторых регионах мамы даже получают компенсацию за обучение на дому.