Понятие и общие условия предварительного расследования (следствия)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и общие условия предварительного расследования (следствия)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Окончание предварительного расследования означает выполнение органами расследования всех возможных следственных и иных процессуальных действий, необходимых и достаточных для принятия законного и обоснованного решения по уголовному делу в соответствии с компетенцией следователя, дознавателя и выполнения задач данной стадии уголовного процесса.

Подследственность — это система процессуальных правил, в соответствии с которыми предварительное расследование относится к компетенции определенного органа дознания или предварительного следствия.

Уголовно-процессуальный институт подследственности позволяет распределить все уголовные дела между органами дознания и предварительного следствия в соответствии с их специализацией и территориальной принадлежностью; исключает необоснованные процессуальные споры между правоохранительными органами.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ устанавливает такие правила подследственности, в соответствии с которыми практически каждое уголовное дело относится к компетенции одного органа предварительного расследования.

Подследственность уголовного дела определяется на основании двух критериев: ведомственного (отраслевого) и территориального.

Ведомственный (отраслевой) критерий подследственности характеризует принадлежность уголовного дела к компетенции дознавателей или следователей определенного органа государственной власти, т.е. определенного ведомства.

Окончание предварительного расследования

Процедура окончания предварительного расследования начинается после того, как следователем (дознавателем) исчерпывающе полно и всесторонне исследованы все юридически значимые обстоятельства дела; собраны, проверены и оценены все возможные имеющие значение для дела доказательства, т.е., по существу, разрешены основные задачи предварительного расследования.

Порядок окончания предварительного расследования зависит от того, проводится по делу предварительное следствие (гл. 29 — 31 УПК РФ) или дознание (гл. 32 — 32.1 УПК РФ).

Понятие и значение общих условий предварительного расследования

Приступая к изучению главы 21 УПК РФ «Общие условия предварительного расследования», есть все основания вести речь об общих условиях как предварительного следствия, так и дознания.

Общие условия предварительного расследования – это установленные уголовно-процессуальным законом правовые требования, определяющие порядок производства предварительного расследования, основанный на принципах уголовного процесса и выражающий собой наиболее важные и специфические черты предварительного расследования как самостоятельной стадии уголовного процесса.

Общими условиями они названы потому, что содержат в себе требования, регламентирующие единый и обязательный для всех органов, ведущих расследование, порядок.

Будучи связаны между собой, они обеспечивают всестороннее полное, объективное и своевременное расследование преступлений, соблюдение законных прав и интересов граждан. Общие условия не допускают ни малейшего отступления от содержащихся в них требований.

Только строжайшее соблюдение их позволяет успешно выполнить важные задачи в ходе расследования преступлений.

  • К системе общих условий предварительного расследования, закрепленных в главе 21 УПК, относятся правила:
  • 1) формы предварительного расследования;
  • 2) подследственность;
  • 3) соблюдение места производства предварительного расследования;
  • 4) соединение и выделение уголовных дел;
  • 5) определение начала производства предварительного расследования и его окончания;
  • 6) производство неотложных следственных действий, а также правила производства следственных действий;
  • 7) составление и оформление протокола следственного действия;
  • 8) обязательность рассмотрения заявленных ходатайств;
  • 9) меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого, обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества;
  • 10) недопустимость разглашения данных предварительного расследования;
  • 11) участие специалиста, переводчика и понятых.
  • Характеристика этих общих условий дается ниже.
  • Формы предварительного расследования, их характеристика (ст.150 УПК РФ)

Формы предварительного расследования (предварительное следствие и дознание)

В соответствии со ст. 150 УПК РФ формами предварительного расследовании являются предварительное следствие и дознание. Правильное определение того, предварительное следствие или дознание должны проводиться по тому или иному преступлению — важнейшая предпосылка законности дальнейшего производства по уголовному делу.

Предварительное следствие

Предварительное следствие, регламентированное гл. 22 УПК РФ, основная форма предварительного расследования. Это объясняется тем обстоятельством, что оно обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, так как по ним производится дознание.

Предварительное следствие представляет собой систему процессуальных действий и решений следователя, которые состоят в принятии уголовного дела к производству, выполнении следственных и иных процессуальных действий, предъявлении обвинения, применении мер процессуального принуждения, приостановлении и окончании предварительного следствия, а также исполнении итоговых решений по уголовному делу.

Первое употребление термина «дознание» встречается в судебных уставах 1864 года. Определение дознание происшествий звучало как «первоначальные изыскания, производимые полицией для обнаружения справедливости или несправедливости дошедших до нее слухов и сведений о преступлении или о таких происшествиях, о которых без разысканий нельзя определить, заключается или не заключается в них преступление».

Дознание является одной из двух форм предварительного (досудебного) расследования преступлений (наряду с предварительным следствием) в уголовном судопроизводстве.

Обычно дознание проводится по преступлениям небольшой и средней тяжести. Согласно Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации к таким преступлениям относятся преступления, для которых предусмотрено максимальное наказание выше 5-ти лет лишения свободы, хотя по письменному указанию прокурора эти дела могут быть переданы для производства предварительного следствия (ст. 150 УПК РФ).

Дознание в роли формы досудебного следствия предусматривают законодательства многих государств постсоветского пространства, стран Восточной Европы, Индокитая и Ближнего Востока. Наряду с отдельными отличиями, есть общие требования к институту дознания.

В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации от 22 ноября 2001 г. отражена новая модель дознания, которая в большей степени совпадает с современной правовой идеологией. Основа идеи, заложенной в преображение дознания, является главной установкой реформы, которая звучит как усиление защиты прав и свобод личности. Актуальность такого положения влияет не только на дознание, но и на уголовное судопроизводство в целом как образующее сферу государственного принуждения с наиболее сильным затрагиванием прав и свобод личности.

Значимость дознания заключается в содействии более эффективному и мобильно производимому предварительному расследованию по преступлениям малой и средней тяжести, что влияет на повышение эффективности деятельности правоохранительных органов.

Актуальность исследования заключается в том, что, несмотря на относительно долгое действие нового уголовно-процессуального кодекса, практические работники сталкиваются с определенными трудностями в толковании и применении его отдельных норм, институтов. В большей степени это имеет отношение к производству дознания.

Объектом исследования выступают общественные отношения, формирующиеся в связи с осуществлением дознания компетентными государственными органами.

Предмет исследования образует предварительное расследование.

Целью исследования является анализ дознания как формы предварительного расследования.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие основные задачи:

— раскрыть понятие и значение форм предварительного расследования;

— привести дифференциацию форм предварительного расследования;

— рассмотреть дознание в общем порядке;

— изучить дознание в сокращённой форме.

Теоретической базой исследования послужили разработки общей теории права, науки уголовно-процессуального, уголовного, теории оперативно-розыскной деятельности. Источниками теоретической информации явились: монографии, учебные пособия, лекции, научные статьи, доклады, тезисы, диссертации и другие опубликованные материалы.

Структура работы отвечает цели и задачам исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Формы предварительного расследования заключаются в предусмотренном законом порядке установления обстоятельств преступления на досудебном этапе уголовного судопроизводства.

Согласно части 1 ст. 150 УПК РФ к формам предварительного расследования относится предварительное следствие и дознание. Но законом в ч. 4 ст. 415 УПК предусматривается еще одна форма предварительного расследования в виде расследования иных новых обстоятельств – обстоятельств, предусмотренных п. 3 ч. 4 ст. 413 УПК[3].

Предварительное следствие характеризуется, в первую очередь, нормами законодательства об уголовном судопроизводстве, которые служат для определения порядка производства данного вида предварительного расследования (ст. ст. 162-170 гл. 22 «Предварительное следствие» и иные).

Предварительное следствие является расследованием преступления следователем (ст. ст. 5, 38, 39, 150, 151 и др. УПК). Оно относится к превалирующей форме предварительного расследования, по причине производства по подавляющему большинству преступлений. Часть 2 ст. 151 УПК перечисляет преступления, по которым обязательно производство предварительное следствие.

Дознание является предварительным расследованием по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия является необязательным (п. 8 ст. 5 УПК). Часть 3 ст. 150 УПК перечисляет уголовные дела, по которым производится дознание. Характеристикой данной формы предварительного расследования является и осуществление его дознавателями (ст. 40, п. 3 ч. 3 ст. 151 УПК), «дознавателем (следователем)» — п. 8 ст. 5, п. 1 и п. 8 ч. 3 ст. 151 УПК, а также следователями прокуратуры (п. 7 ч. 3 ст. 150 УПК).

В УПК обозначены компетенции следователей и дознавателей различных ведомств в области расследования преступлений, установлены, следователи и дознаватели, которые расследуют то или иное преступление, и их подследственность (ст. 151 УПК).

На определение подследственности влияет совокупность признаков преступления, от которой зависит расследование его соответствующим следователем или дознавателем.

Признаки состоят:

— в категории преступлений и их видах (предметном, родовом признаке);

— в месте его совершения (территориальном, местном признаке);

— в субъекте преступления (персональном признаке[4]).

Предметный (родовой) признак отражает квалификация преступления. С его помощью определяется необходимость проведения предварительного расследования. При обязательности проведения предварительного расследования необходимо определение формы его проведения. При проведении в форме предварительного следствия, определяется следователь определённого ведомства, при форме дознания, определяется дознаватель или следователь. Затем принимается во внимание место совершения преступления и, наконец, лицо совершившее преступление.

Предварительное следствие производят по уголовным делам о преступлениях, которые отражены в ч. 2 ст. 151 УПК:

— п. 1 — следователи прокуратуры;

— п. 2 — следователи органов федеральной службы безопасности;

— п. 3 — следователи органов внутренних дел Российской Федерации;

— п. 5 — следователи органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Согласно ч. 4 ст. 151 УПК следователи органов федеральной службы безопасности производят предварительное следствие также по уголовным делам о преступлениях, оговоренных в ст. 275 (государственная измена), в ст. 276 (шпионаж), в ст. 283 (разглашение государственной тайны) и в ст. 284 (утрата документов, содержащих государственную тайну) УК, преступлениях, в совершении которых обвиняются лица, указанные в подп. «в» п. 1 ч. 2 статьи (должностными лицами органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки РФ, органов внутренних дел РФ и др.).

По уголовным делам о преступлениях, перечисленных в ч. 5 ст. 151 УПК, предварительное следствие может производить также следователь органа, которым выявлены эти преступления.

Читайте также:  Профстандарт специалистов в сфере закупок

Разграничение подследственности дознавателей производится согласно части 3 ст. 151, которая указывает, кто расследует преступления:

— дознаватели (следователи) органов внутренних дел Российской Федерации, а также органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

— дознаватели пограничных органов федеральной службы безопасности;

— дознаватели органов службы судебных приставов, таможенных органов Российской Федерации, органов Государственной противопожарной службы.

При установлении следователем или дознавателем уголовное не подследственности дела им, производятся неотложные следственные действия, и дело передаётся прокурору для направления по подследственности (ч. 5 ст. 152 УПК).

К общему условию предварительного расследования относится место производства предварительного расследования. Согласно ст. 152 ч. 1 УПК местом предварительного расследования является место совершения деяния, содержащего признаки преступления. Таким местом может быть место происшествия – дом, квартира, улица, дорога, местность и т.п., населенный пункт, район, область, на территории которых произошло событие преступления. Местом проведения предварительного расследования может быть место окончания преступления (ч. 2 ст. 152 УПК), место совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них (ч. 3 ст. 152), местонахождение обвиняемого или большинства свидетелей (ч. 4 ст. 152[5]).

Предварительное расследование производится по месту работы, а и��енно учреждение, в котором работает следователь или дознаватель. По закону (ст. 153 УПК) уголовные дела могут соединяться в одно. Такое соединение происходит при совершении лицом нескольких преступлений, места возбуждения уголовных дел о которых разные, и время разное и различные субъекты. Возможно соединение уголовных дел в отношении нескольких лиц, совершивших одно или ряд уголовно наказуемых деяний в соучастии. Могут быть объединены дела в отношении лица, обвиняемого в заранее не обещанном укрывательстве преступлений, с основным делом.

Дознание является формой предварительного расследования, которая проявляется как уголовно-процессуальная деятельность органа дознания по делам с необязательным предварительным следствием, или как его процессуальные полномочия, которые реализует дознаватель в системе органа дознания. Отличие дознания от предварительного следствия заключается в субъекте, который реализует производство, круге расследуемых преступлений (подследственности) и объеме прав участников процесса.

Юридическое значение процессуальных актов органов дознания и собранных ими доказательств в рамках предоставленной законом компетенции и актов и результатов предварительного следствия совпадает.

По сравнению с предварительным следствием дознание – это прощённая и укороченная по срокам форма расследования, подчиняющаяся специальным правилам производства по уголовному делу. При этом юридическая сила действий и решений, принятых при дознании, и осуществленных при производстве предварительного следствия одинакова.

Несмотря на соответствие современной модели дознания после нескольких поправок уголовно-процессуального закона потребностям правоприменительной практики, всё ещё остаются некоторые проблемы, которые необходимо решить законодательно, для чего предлагается:

— изменение способа законодательной техники по вопросу регламентации порядка производства дознания, без перечисления в ч.1 ст.223 УПК РФ необходимых для этого глав, с указанием порядка производства дознания, которое определяют общие условия предварительного расследования и правила, которые устанавливает Кодекс для предварительного следствия, с изъятиями, предусмотренными гл.32 УПК РФ;

— исключение из ст.223-1 УПК РФ требования о сроке, отведённом дознавателю на допрос подозреваемого по существу подозрения, из-за необоснованного усложнения процедуры дознания;

— регламентация возможности обеспечить при дознании безопасность потерпевшему, его представителям, свидетелям, их близким родственникам, родственникам и близким лицам в случаях, предусмотренных ч.9 ст.166 УПК РФ, включив в качестве отдельного положения в ст.223 УПК РФ;

— установление при сложности или большом объеме производства дознания по уголовному делу возможности поручить его на основании постановления прокурора группе дознавателей в порядке, установленном ст.163 УПК РФ.

Основываясь на мировом опыте, отечественный уголовный процесс требует процедуру упрощенного и ускоренного производства по уголовным делам о преступлениях небольшой тяжести для максимального сокращения промежутка времени между совершением преступления и принятием по нему соответствующего судебного решения с соблюдением всех законных прав и интересов всех участников уголовного судопроизводства.

В настоящий момент актуальным с точки зрения теории и практики уголовного судопроизводства является необходимость разрабатывать предложения, направленные на совершенствование нормативного регулирования в УПК РФ вопросов, устанавливающих возбуждение уголовных дел органами дознания, порядок и организацию расследования отдельными органами дознания, разграничение полномочий органов следствия и дознания.

Формы предварительного расследования

Предварительное расследование и его общие условия Предварительное расследование — вторая стадия досудебного производства по уголовному делу, назначение которой состоит в подготовке уголовного дела для судебного разбирательства, а иногда — и для принятия здесь окончательного решения в виде прекращения уголовного дела или уголовного преследования.

В российском уголовном процессе предварительное расследование является основной формой досудебной подготовки материалов дела. Лишь по делам частного обвинения (ч. 2 ст. 20 УПК) вместо предварительного расследования подготовка материалов к судебному разбирательству производится самим потерпевшим при содействии мирового судьи (ст. 318-319 УПК).

Целями предварительного расследования являются:

  • раскрытие преступления;
  • изобличение виновного в совершении определенного преступления либо реабилитация невиновного;
  • формирование достаточной доказательственной базы для проведения судебного разбирательства;
  • обеспечение личного участия обвиняемого в суде;
  • гарантирование исполнения возможного решения суда о конфискации имущества или возмещении вреда, причиненного преступлением.

Для достижения этих целей перед данной стадией стоят определенные задачи:

  • поиск, собирание и исследование доказательств по делу;
  • обеспечение права обвиняемого (подозреваемого) на защиту;
  • применение при необходимости мер процессуального принуждения;
  • передача уголовного дела в суд либо прекращение уголовного дела или уголовного преследования.

Итоговыми решениями предварительного расследования являются либо прекращение уголовного дела или преследования, либо передача дела в суд через прокурора с:

  • обвинительным заключением (если по делу проводилось предварительное следствие — 215-222 УПК),
  • обвинительным актом (если по делу производилось дознание — 225-226 УПК),
  • постановлением о направлении дела в суд для принудительной меры медицинского характера (если под следствием находился невменяемый — ст. 439 УПК).

Стадия предварительного расследования начинается с момента возбуждения уголовного дела и заканчивается утверждением прокурором решения следователя или дознавателя о передаче дела в суд или прекращением уголовного дела (уголовного преследования).

Система предварительного расследования складывается из трех его классических этапов:

  1. Общего расследования, которое ведется в отношении общего — неопределенного круга лиц). В российском процессе этот этап осуществляется от момента возбуждения уголовного дела до вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого.
  2. Суммарное расследование, которое включает в себя суммирование добытых доказательств, предъявление обвинения и выяснение доводов обвиняемого.
  3. Специальное расследование, которое производится в отношении конкретного обвиняемого.

Указанное должностное лицо, исследовав полученный обвинительный акт и материалы, выносит одно из следующих постановлений:

  1. О возвращении дела в случае несоблюдения требований ст. 225 УПК. В этом случае орган, проводивший процессуальные мероприятия, должен составить обвинительный акт надлежащим образом и вновь отправить прокурору. Последний при этом может продлить период дознания не более чем на 3 дня.
  2. Об утверждении акта и направлении материалов в суд для рассмотрения их по существу.
  3. О прекращении преследования по основаниям, установленным в ст. 24-28 УПК.
  4. О направлении материалов на предварительное следствие.

Он осуществляется со стороны начальника следственного органа. Руководитель, в частности, проверяет своевременность действий должностных лиц по раскрытию и предотвращению преступлений, принимает надлежащие меры для наиболее полного, объективного и всестороннего выполнения установленных мероприятий и процедур. Начальник отдела наделяется правами:

  1. Проверять уголовное дело.
  2. Дать распоряжения служащим о выполнении тех или иных мероприятий.
  3. Вынести постановление о привлечении субъекта в качестве обвиняемого.
  4. Дать указание о квалификации преступления.
  5. Распорядиться о направлении материалов, выполнении отдельных действий в рамках предварительного следствия, передать дело другому сотруднику, поручить расследование нескольким специалистам и пр.

Руководитель подразделения утверждает постановление о прекращении преследования. Он может вернуть материалы следователю со своими письменными указаниями на выполнение дополнительного расследования. Обжалование распоряжений начальника не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных в УПК. Начальник следственного подразделения рассматривает требования, поступившие от прокурора, об устранении нарушений законодательства, допущенных на этапе предварительного расследования. Руководитель отдела обладает полномочиями принимать письменное возражение на указанные предписания. При этом начальник подразделения либо направляет прокурору уведомление о своем несогласии с требованиями, либо дает следователю распоряжение на их исполнение. Последнее должно составляться в письменной форме.

Лекция 10. Общие условия предварительного расследования

Многие заинтересованные лица часто пытаются узнать, сколько рассматривается уголовное дело на всех этапах его производства – от возбуждения и до вынесения приговора. Время на судопроизводство в уголовной практике регулируется ст. 233 УПК РФ и подразделяется на 3 следующих критерия, в соответствии с которыми рассматриваются все преступления:

  • Максимальное время проведения всех процессуальных мероприятий не может выходить за рамки 12-месячного периода.
  • В случае, если дело рассматривается в первый раз либо в частном или ускоренном порядке проведение всех процессуальных действий может быть сокращено до 3 месяцев до вынесения соответствующего приговора или иного определения.
  • Исчисляемый в общем случае 2-месячный период, отведённый для проведения следственных мероприятий, также включается в срок рассмотрения дела в уголовной плоскости.

Важно! В ходе заседания судебной инстанции представитель власти имеет право переносить заседание сколько угодно раз и возобновлять любые сроки, направлять дело на доработку в органы прокуратуры, к следователям или дознавателям, так как приговор суда по уголовному делу является очень ответственным решением, и сроки рассмотрения дела на окончательный вердикт влияют мало.

Предварительное расследование в форме дознания (в соответствии с 3 частью 151 статьи Уголовно-процессуального кодекса) производится:

  • дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации — по всем уголовным делам, которые указаны в 3 части 150 статьи УПК, за исключением уголовных дел, которые указаны в параграфах 3-6, 3 части 151 статьи УПК;
  • дознавателями пограничных органов Федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных 253 и 256 статьями (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженных органами Федеральной службы безопасности), 1 части 322 статьи и 1 части 323 статьи Уголовного кодекса, а также о преступлении, предусмотренном 1 части 188 статьи Уголовного кодекса (в части, касающейся контрабанды, задержанной пограничными органами Федеральной службы безопасности в отсутствие таможенных органов Российской Федерации);
  • дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 157 и 177, ч. 1 ст. 294, ст. 297, ч. 1 ст. 311, ст. 312 и 315 Уголовного кодекса;
  • дознавателями таможенных органов Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 и ст. 194 Уголовного кодекса;
  • дознавателями органов государственной пожарного надзора федеральной противопожарной службы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 168, ч. 1 ст. 219, ч. 1 ст. 261 Уголовного кодекса;
  • следователями Следственного комитета Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 3 ст. 150 Уголовно-процессуального кодекса, совершенных лицами, указанными в подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151, а именно лицами, указанными в ст. 447 Уголовно-процессуального кодекса, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам, а также должностными лицами органов Федеральной службы безопасности, внешней разведки и т.д. (см. подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса);
  • дознавателями (следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.2, ч. 1 ст. 230, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 232 и ст. 233 и ч. 1 и 4 ст. 234 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Читайте также:  Налоги и страховые взносы: что изменится с 2023 года?
Определение 3

Круг уголовных дел, по которым дознание исчерпывает все расследование по делу, составляют преступления небольшой тяжести и определенные категории преступлений средней тяжести, которые возбуждаются на основе признаков состава преступлений, предусмотренных в 3 части 150 статьи Уголовно-процессуального кодекса.

Данный вид дознания должен быть проведен в течении месяца со дня, когда возбудили уголовное дело и до дня, когда был составлен обвинительный акт. Этот срок может быть продлен прокурором (при необходимости), который осуществляет надзор за тем, как производится дознание, до одного месяца (на основании 3 части 223 статьи Уголовно-процессуального кодекса РФ). Когда это необходимо (включая случаи, связанные с тем, как производится судебная экспертиза), срок дознания может быть продлен и до полугода районным или городским прокурором, а также военным прокурором или его заместителем. В исключительных случаях, которые связаны с тем, как исполняется запрос правовой помощи, направленный в порядке, предусмотренным на основании 453 статьи Уголовно-процессуального кодекса, срок дознания прокурор субъекта РФ или военный прокурор может продлить до 1 года.

В делах о преступлениях, расследование которых может быть исчерпано дознанием, может требоваться проведение розыскных и оперативно-розыскных мероприятий, но основными по прежнему являются следственные действия. Помимо этого в доказательном процессе запрещено использовать результаты оперативно-розыскных действий, если они не отвечают требованиям, которые предъявляются к доказательствам УПЗ (в соответствии с 89 статьей Уголовно-процессуального кодекса). Также нельзя возлагать полномочия дознания на лица, которые проводили или проводят по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия (на основании 2 части 41 статьи Уголовно-процессуального кодекса).

Дознавателем должны быть приняты все меры, чтобы всесторонне и объективно установить события совершенного преступления, включая круг лиц, которые к нему причастны, роль и виновность каждого из них, обстоятельства, за счет которых вина может быть смягчена или отягощена, а также размер и характер ущерба, который был причинен.

Замечание 1

Проведение предварительного расследования в дознавательной форме реализуется в порядке, который установлен на основании 21,22, 24-29 глав Уголовно-процессуального кодекса.

В случае наличия соответствующих фактических оснований у дознавателя есть право на производство по возбужденному уголовному делу соответствующих следственных действий: осматривать, освидетельствовать, проводить следственные эксперименты, обыскивать, изымать, проводить допросы, очные ставки, предъявлять предметы и лица для опознания, проверять показания на месте, назначать и проводить экспертизы.

В делах, в которых дознанием ограничивается следствие, защитник принимает участие в уголовном деле в общем порядке, который предусмотрен на основании 3 части 49 статьи Уголовно-процессуального кодекса. В данном случае у защитника есть право на сбор доказательств такими путями:

  1. получение предметов, документов или иной информации;
  2. проведение опросов лиц (при условии их согласия);
  3. истребовать справки, характеристики, иную документацию от государственных органов и иных организаций (на основании 3 части 86 статьи Уголовно-процессуального кодекса).

Из следственных действий, на производство которых установлен судебный порядок получения разрешения (в соответствии со 165 статьей Уголовно-процессуального кодекса), у дознавателя с согласия прокурора есть право возбудить перед судом ходатайство об избрании в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, меры пресечения в виде заключения под стражу (в соответствии с 1 частью 224 статьи Уголовно-процессуального кодекса).

В случае, если по отношению к подозреваемому выбрали такую меру пресечения, как заключение под стражу, то составление обвинительного акта должно быть произведено не позднее, чем через 10 суток с того дня, как его заключили под стражу. Если невозможно составить обвинительный акт в указанные сроки, то подозреваемый получает обвинение на общих основания в порядке, который установлен для процедуры предварительного следствия в статьях 171-175 Уголовно-процессуального кодекса. Либо же обвинение отменяет или изменяет данную меру пресечения на виды, которые не связаны с процедурой получения разрешения в порядке суда.

Обвиняемые и их защита должны ознакомиться с обвинительными актами и материалами, которые представлены в уголовном деле, на основании чего обязательно составление протокола с указанием дат когда началось и когда окончилось ознакомление с материалами. Потерпевший и его представитель получают для ознакомления обвинительный акт и материалы уголовного дела, на основании чего должен быть составлен протокол (в соответствии с 2 и 3 частью 225 статьи Уголовно-процессуального кодекса).

Замечание 2

Так как у дознавателя нет полномочий на привлечение граждан как обвиняемых, помимо случаев, когда невозможно в течении 10 суток составление обвинительного акта, выводы дознавателя об установлении лица, которое совершило преступление, может формулироваться в обвинительных актах, совершаемых дознание, которое исчерпывает расследование по делу.

1. Согласно п. 7 ст. 5 дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК. В качестве дознавателя может выступать не только «штатный» дознаватель, но и иное должностное лицо органа дознания, которому дано соответствующее поручение начальником органа дознания или его заместителем.

2. Единственным процессуальным действием, которое в соответствии с текстом УПК требует получения дознавателем согласия (разрешения) начальника органа дознания, является проведение им проверки сообщения о совершенном или готовящемся преступлении в срок до 10 суток, вместо обычных 3 (ч. 3 ст. 144 УПК). Необходимо, однако, учитывать, что это ограничение касается лишь сотрудников тех органов, учреждений и формирований, которые в целом являются органами дознания. Эти сотрудники полномочны осуществлять предварительное расследование в форме дознания в силу своей должности. В тех же случаях, когда полномочия органа дознания принадлежат не всему органу, учреждению или формированию, а лишь его руководителю (командиру воинской части, соединения и т.д.), процессуальные полномочия органа дознания лишь делегируются им своим подчиненным. При этом такой руководитель (орган дознания) вправе требовать от дознавателя согласования любых предстоящих действий и утверждения любых процессуальных актов — в зависимости от того объема своих полномочий, на выполнение которых он специально уполномочил данного сотрудника.

3. Согласие прокурора требуется дознавателю: на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения (п. 5 ч. 2 ст. 37); на продление до 30 суток срока проверки дознавателем сообщения о преступлении и принятия по нему решения в случае необходимости проведения документальных проверок или ревизий (ч. 3 ст. 144); на продление срока дознания (ст. 223). Прокурор также утверждает постановление дознавателя о прекращении уголовного дела и обвинительный акт (п. п. 13, 14 ч. 2 ст. 37). Прокурор, помимо дачи согласий на указанные действия и утверждения названных решений, ��праве также давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве любых процессуальных действий (п. 4 ч. 2 ст. 37); отменять незаконные или необоснованные постановления дознавателя (п. 6 ч. 2 ст. 37); разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы (п. 9 ч. 2 ст. 37); отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК (п. 10 ч. 2 ст. 37); возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного акта и устранения выявленных недостатков (п. 15 ч. 2 ст. 37).

4. Дознавателю необходимо получать судебное решение в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 29 УПК.

5. В ч. 2 ст. 41 УПК установлен запрет на возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Он касается лишь тех работников органа дознания, на которых возложены обязанности по производству предварительного расследования в порядке, установленном главой 32 УПК, и не распространяется на сотрудников органов дознания при проведении неотложных следственных действий согласно положениям ст. 157 УПК.

6. Об обжаловании дознавателем указаний начальника подразделения дознания по уголовному делу см. ком. к ст. 40.1.

В предыдущих статьях были рассмотрены вопросы, касающиеся такой стадии в уголовном процессе, как возбуждение уголовного дела.
Настоящая публикация открывает серию консультаций, посвященных стадии предварительного расследования.

Предварительное расследование – это регламентированная УПК РФ деятельность органов дознания и предварительного следствия по установлению и изобличению лиц, виновных в совершении преступления, обеспечению обоснованного привлечения их в качестве обвиняемых и установлению всех обстоятельств совершенного преступления для правильного разрешения уголовного дела.

Предварительное расследование осуществляется в двух формах: после возбуждения уголовного дела следователь приступает к производству предварительного следствия, а орган дознания по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, осуществляет дознание.

Основной формой предварительного расследования является предварительное следствие. Оно проводится по подавляющему большинству уголовных дел.

Предварительное следствие производится следователями согласно подследственности, установленной частью 2 статьи 151 УПК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 150 УПК РФ процессу­альная деятельность в стадии предварительного расследования осуществляется в двух формах: дозна­ния

и
предварительного следствия.
Дознание – форма предварительного расследования, осуществляемая дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного расследования необязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ).

Перечень составов преступлений, по которым проводится дознание, закреплён в ч. 3 ст. 150 УПК РФ. Кроме того, по уголовным делам об иных преступлениях небольшой или средней тяжести также может проводиться дознание, но только по письменному указанию прокурора. При этом, опять-таки по письменному указанию прокурора уголовные дела, по которым должно проводиться дознание, могут быть переданы и для производства предварительного следствия (ч. 4 ст. 150 УПК РФ). В связи с этим представляется, что законодателем отдаётся предпочтение предварительному следствию как наиболее значимой форме предварительного расследования.

В связи с изложенным, предварительное следствие – это основная форма предварительного расследования, осуществляемая по большинству уголовных дел следователем (или следственной группой) в пределах установленных УПК РФ полномочий, связанных с уголовным преследованием лиц, виновных в совершении преступлений.

Между указанными формами предварительного расследования имеются как сходства, так и различия. Это связано с тем, что одна из них (дознание) является усечённой и облегчённой, но при этом как в одной, так и в другой – происходит расследование уголовных дел.

Читайте также:  Конституционный суд разделил событие и состав преступления

Сходство двух форм предварительного расследования заключаются в следующем:

1) в совпадении их ос­новных задач (раскрытие преступления и изобличение лиц, совершивших его);

2) в равной обязанности возбуждения уголовного дела и расследования его обстоятельств в случаях обнаружения признаков преступления;

3) в схожести основных процессуальных полномочий и обязанностей каждого из орга­нов расследования;

4) в единстве правовой основы их деятельности;

5) в соблю­дении единой процессуальной формы при производстве следственных и иных процессуальных действий.

Говоря об общей характеристике предварительного следствия, прежде всего, необходимо рассмотреть вопрос о его сроках, установленных законом, поскольку несоблюдение сроков предварительного следствия является одним из существенных нарушений уголовно-процессуального законодательства.

Так, в ст. 6.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ законодатель констатировал, что обстоятельства, связанные с организацией работы органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, а также рассмотрение уголовного дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумных сроков осуществления уголовного судопроизводства (ч. 4).

По общему правилу предварительное следствие по уголовному делу должно быть окончено в срок, не превышающ��й двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела.

Началом срока предварительного следствия считается время со дня возбуждения уголовного дела (включительно).

Окончанием срока предварительного следствия считается (включительно):

  • день его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера;
  • день вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

Следует также отметить, что в срок предварительного следствия не включается:

  • время на обжалование следователем решения прокурора о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков (п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ);
  • время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено (ст.208 УПК РФ).

Предварительное следствие как форма предварительного расследования имеет ряд специфических черт. Особенности в первую очередь проявляются в субъектном составе лиц, уполномоченных его проводить.

В законодательстве указываются конкретные органы, осуществляющие предварительное следствие. При расследовании дел о деяниях, перечисленных в:

  • Пункте 1 ч. 2 151 статьи УПК – следователи СК РФ.
  • П. 2 2 части ст. 151 – следователи органов ФСБ. Эти же лица уполномочены на проведение предварительного следствия в случаях, закрепленных в ч. 4 ст. 151.
  • Пункте 3 части 2 151 статьи – следоватеи ОВД.
  • П. 5 2 части ст. 151 – сотрудники органов, реализующих функции контроля за оборотом психотропных и наркотических веществ.

Законодательство допускает проведение предварительного следствия или расследования органами, выявившими деяния, предусмотренные ч. 5 ст. 151 УПК. В случаях, определенных частью 6 этой же нормы, процессуальная деятельность выполняется служащими той госструктуры, к подследственности которой относятся деяния, по которым открыто уголовное производство.

Предварительное следствие связано с проведением следственных действий.

Следственные действия – это производимые в строгом соответствии с законом процессуальные действия, направленные на собирание (обнаружение, фиксацию и изъятие) и проверку доказательств.

Дознание в качестве формы предварительного расследования

  • Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 4 (2021)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022)

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 23.12.2021)

    «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2021 N 43

    «О применении судами норм главы 49 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств по заключению прокурора»

Все документы >>>

  • Федеральный закон от 05.05.2014 N 91-ФЗ (ред. от 23.06.2016)

    «О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»

  • Федеральный закон от 31.12.2014 N 520-ФЗ

    «О внесении изменений в статью 223 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Все документы >>>

  • Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ (ред. от 30.12.2021)

    «О военных судах Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 14.11.2002 N 137-ФЗ (ред. от 30.12.2021)

    «О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 30.12.2021)

    «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

Все документы >>>

  • Распоряжение Президента РФ от 14.10.2020 N 255-рп

    «О назначении официальных представителей Президента Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов»

  • Распоряжение Президента РФ от 07.03.2020 N 57-рп

    «О назначении официального представителя Президента Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»»

  • Указ Президента РФ от 25.11.2003 N 1389 (ред. от 11.08.2018)

    «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации»

Дознание — как форма расследования уголовных дел.

Если оперативный уполномоченный по результатам доследственной проверки сообщения о преступлении экономической направленности придет к выводу о том, что в материалах имеются данные, указывающие на признаки уголовного преступления, то он вправе направить материал в следственное подразделение для принятия итогового решения.

Вместе с тем он вправе сам вынести постановление о возбуждении уголовного дела, пользуясь при этом правилами ст. 157 УПК РФ. Данная норма определяет компетенцию органа дознания и предоставляет право на возбуждение уголовного дела другому субъекту, не следователю, но вместо него.

Справочно:

С целью попытки оптимизировать деятельность по рассмотрению сообщений о преступлениях в 2014 году в отдельных территориальных органах МВД России было принято решение о проведении эксперимента, в ходе которого рассматривать сообщения о преступлениях должны были только следователи или штатные дознаватели с учетом правил о подследственности. Сотрудникам других служб было запрещено принимать процессуальные решения по материалам.

К его компетенции относятся относительно простые составы преступлений, а общественная опасность – невысокой. При этом следователь может принять к производству «дознавательский» материал, а дознаватель – «следовательский» материал принять не вправе. Кто из них «хуже» для подозреваемого и обвиняемого, сказать сложно.

Дознаватель несёт ответственность за все свои решения и действия, поэтому он должен работать законно и выполнять все обязанности.

Таким образом, должностные лица органа дознания являются субъектами и проверки сообщения о преступлении, и формирования доказательственной базы в стадии возбуждения уголовного дела, а следовательно, надлежащим субъектом производства следственных действий.

Дознаватель — согласно Уголовно-процессуальному кодексу РФ должностное лицо органа дознания, работающий (служащий, профессия) в следственном или ином подразделении (органе) дознания по итогу своей деятельности составляет судебный акт, к уголовной ответственности самостоятельно не привлекает, осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ, а потому право обжаловать действия субъекта менее компетентного автоматически распространяется и на право обжаловать действия субъекта более компетентного: руководителя органа дознания, начальника подразделения дознания, органа дознания.

К незаконным действиям закон относит незаконное осуждение, незаконное привлечение к уголовной ответственности, незаконное применение в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконное наложение административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, а также иные последствия незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

Также необходимо добавить, что согласно Определению Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003 г. № 444-О вред, причиненный гражданину в результате незаконного задержания в качестве подозреваемого, подлежит возмещению за счет казны в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры.

Определение понятия предварительного расследования

В словарях даются следующие определения предварительного расследования:

Предварительное расследование — стадия уголовного процесса, в ходе которой осуществляется собирание и проверка доказательств по всем обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения дела. В Российской Федерации предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания (Большой российский энциклопедический словарь. 2012).

Предварительное расследование — в Российской Федерации стадия уголовного процесса, заключающаяся в осуществляемой под надзором прокурора деятельности органов дознания и предварительного следствия по собиранию, закреплению и исследованию доказательств, чтобы установить наличие или отсутствие события преступления, лиц, виновных в его совершении, характер и размер ущерба, причиненного преступлением, и иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Предварительное расследование производится по подавляющему большинству уголовных дел. Лишь в случаях, точно указанных в законе, его производство не требуется (например, по делам частного обвинения — ст. 27 УПК РФ). Стадия предварительного расследования заканчивается либо прекращением уголовного дела, либо направлением его в суд (в т.ч. для применения принудительных мер медицинского характера) (Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003).

Расследование (предварительное расследование) — стадия уголовного процесса, осуществляемая в форме дознания или предварительного следствия. В ходе расследования осуществляется процессуальная деятельность, направленная на выяснение обстоятельств совершения преступления, виновных в нем лиц и т. д., т. е. на доказывание всех тех фактов и обстоятельств, которые входят в предмет доказывания по делу. Расследование завершается принятием итогового процессуального решения (прекращение уголовного дела, направление уголовного дела в суд) или приостанавливается по основаниям, указанным в законе (Криминалистическая энциклопедия. — М.: Мегатрон XXI. Белкин Р. С. 2000).

Формы предварительного расследования

Предварительное расследование по УПК РФ как стадия уголовного процесса находит свое проявление в двух формах:

  • предварительное следствие (гл. 22, ст. 162 — 170 УПК РФ);
  • дознание (гл. 32, ст. 223 — 226 УПК РФ).

Следствие и дознание являются формами одного и того же этапа процессуальной деятельности — предварительного расследования. Они направлены на достижение общей цели и решение общих процессуальных задач. Порядок осуществления и следствия и дознания имеет общие черты, которые выражаются, в частности, в следующем:

  • единые для следствия и дознания способы собирания и проверки доказательств;
  • одинаковые требованиях по обеспечению прав и законных интересов участвующих лиц;
  • идентичные средства государственного принуждения;
  • дознаватель и следователь наделены очень близким кругом процессуальных полномочий;
  • деятельность и следователя и дознавателя осуществляется при условии судебного и ведомственного контроля, а также прокурорского надзора;
  • доказательства, полученные при производстве дознания, имеют для суда такую же юридическую силу, как и доказательства, собранные в ходе предварительного следствия.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *