Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 2.1 КоАП РФ. Административное правонарушение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При массовых драках, начатых в людных местах, высокая вероятность того, что участниками побоев станет огромное количество людей. По этой причине при первых признаках драки необходимо тут же вызвать полицию. Связаться с сотрудниками полиции может как жертва, так и прохожие. Если же драка случилась в помещении, то вызвать полицию необходимо работающим в учреждении людям.
Как вопрос регулируется на законодательном уровне?
Все действия, нарушающие законодательные положения, предусматривают соответствующее наказание. В кодексах и федеральных законопроектах описано четкое разделение деяний на две крупных группы:
- Административные – правонарушения, описанные в административном кодексе. Обычно здесь речь идет о мелких проступках, которые законом запрещены, но опасных последствий для общества не имеют. В качестве наказания предусматривается штраф или другой вариант.
- Уголовные – здесь речь уже идет о преступных деяниях, которые имеют тяжкие последствия, вплоть до летального исхода. Виновное лицо привлекается к уголовной ответственности, а наказание может заключаться в виде исправительных работ или заключения на конкретный период.
Какие меры ответственности предусмотрены законом за каждый вид преступного действия?
Я уже отметила, что преступления являются действиями, предусматривающими для виновного лица строгое наказание. Здесь важно правильно квалифицировать совершенное деяние и определить, к какой группе оно относится. С учетом того, о каком незаконном проступке идет речь, мера ответственности может быть следующей:
Правонарушения (административная ответственность)Преступления (уголовная ответственность)С учетом того, что тяжесть последствий и мера опасности для общества минимальна, в качестве наказания может быть избрана такая мера, как:
- штраф;
- исправительные работы;
- кратковременный арест.
Постановление с выбранным вариантом наказания выносит судебный орган.
- заключение на определенный срок;
- штрафы;
- исправительные или принудительные работы.
Решение принимает суд, но приведенные варианты могут использоваться в совокупности.
Описанная характеристика позволяет сделать выводы, что уголовная ответственность является более серьезным наказанием для виновного лица.
Административное правонарушение: понятие, состав. Отграничения административного правонарушения от преступления.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Состав административного правонарушения совокупность объективных и субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения.
Элементы состава административного правонарушения:
1) объект административного правонарушения;
2) объективная сторона административного правонарушения;
3) субъект административного правонарушения;
4) субъективная сторона административного правонарушения.
Значение состава административного правонарушения состоит в том, что он является основанием для административной ответственности. При отсутствии в деянии состава административного правонарушения дело об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.
По степени общественной опасности состав административного правонарушения может быть основным, с отягчающими обстоятельствами (квалифицированный), с особо отягчающими обстоятельствами (особо квалифицированный).
По способу описания признаков состава он бывает простым (состоит из одного деяния, одного последствия, имеет один объект и одну форму вины) или сложным (содержит описание некоторых правонарушений, нескольких объектов, нескольких форм вины).
В зависимости от особенной законодательной конституции, связанной с определением момента окончания правонарушения, состав делится на материальный (считается оконченным с момента наступления установленных в законе последствий) и формальный (считается оконченным с момента совершения деяния и не требует наступления конкретных последствий).
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.
Значение объекта административного правонарушения:
1) определяет круг общественных отношений, охраняемых мерами административной ответственности;
2) в значительной мере определяет противоправное или непротивоправное деяние;
3) определяет тяжесть возможного или предполагаемого вреда.
Виды объектов административного правонарушения:
1) общий объект (совокупность всех общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления, регулируемых нормами административного права и охраняемых нормами административной ответственности);
2) родовой объект (определенный круг односторонних общественных отношений (благ, ценностей), охраняемых единым комплексом административно-правовых мер, составляющих неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта);
3) видовой объект (определенная группа общественных отношений, которые охраняются административно-правовыми нормами, общих для ряда проступков одного рода);
4) непосредственный объект (конкретные общественные отношения, охраняемые административно-правовыми нормами, которым причиняется ущерб данным правонарушением);
5) дополнительный объект (общественные отношения, которым причиняется ущерб правонарушением, но которые не выступают в качестве основного объекта правоохраны, а дополняют его);
6) факультативный объект (общественные отношения, которым в зависимости от складывающихся условий может быть причинен ущерб, а может быть и не причинен).
Предмет административного правонарушения – элемент охраняемого законом общественного отношения, блага, ценности материального и иного характера, воздействуя на которые правонарушитель причиняет вред этому отношению.
Отличие предмета от объекта административного правонарушения:
1) объект есть в любом правонарушении, а предмета может не быть;
2) предмет является факультативным элементом объекта;
3) объект всегда терпит ущерб от правонарушения, предмет зачастую не страдает (например, при хищении).
Объективная сторона административного правонарушения — это внешнее выражение административного правонарушения, характеризующееся деянием, наступившими последствиями и причинно-следственной связью между ними.
Обязательными элементами объективной стороны объекта административного правонарушения выступают: противоправное деяние (в форме действия или бездействия), общественно вредные последствия, причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями.
Факультативные элементы: время (временной промежуток, в течение которого было совершено деяние и наступили общественно вредные последствия), место (определенная территория, где было совершено противоправное деяние и наступили его последствия), способ (приемы, методы, используемые при совершении правонарушения), обстановка (совокупность обстоятельств, окружающих событие правонарушения), признак другого лица (неисполнение распоряжения, приказа уполномоченного лица правонарушителем).
Противоправное деяние – это сознательное, волевое действие или бездействие, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.
Противоправное действие – это общественно опасное, активное, осознанное, волевое поведение субъекта, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.
Противоправное бездействие – противоправное пассивное поведение субъекта, обязанного действовать определенным образом; обязанность совершать действия может вытекать из закона или иного нормативного правового акта, профессиональных обязанностей, приказа или иного распоряжения, в силу договора, из предшествующих действий.
Деяние может быть однократным (имеет место единственное деяние), собирательным (состоит из системы тождественных неоднократных неправомерных деяний), длящимся (начинается с противоправного действия либо бездействия, сопряженного с последующим длительным невыполнением обязанностей, возлагаемых на виновного под угрозой административного наказания), продолжаемым (правонарушение, складывающееся из ряда противоправных деяний, направленных на достижение общей цели и составляющих в своей совокупности единое правонарушение).
Общественно вредные последствия – негативные изменения, происходящие (наступившие) в общественных отношениях в результате противоправного деяния.
В зависимости от характера общественно-вредных последствий различают последствия материальные и нематериальные.
Причинно-следственная связь – это объективная связь между общественно опасным деянием и наступившим общественно вредным последствием, при которой данное деяние определяет появление данного последствия.
Субъектом административного правонарушения признается лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное нести административную ответственность (обладающее административной деликто-способностью).
По действующему законодательству субъектами административных правонарушений признаются индивидуальные субъекты и юридические лица.
Индивидуальные субъекты – физические лица, достигшие 16-летнего возраста и обладающие вменяемостью.
Состав административного правонарушения
Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.
Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.
Состав административного правонарушения — это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.
Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.
1) Объект административного правонарушения — это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.
Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.
Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.
Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.
Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.
2) Объективная сторона административного правонарушения — это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.
Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.
Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.24 КоАП РФ («Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего») не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТП потерпевший месяц провел в больнице. Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего. Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.
Материальный состав правонарушения
Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица. Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч. Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.
Административное правонарушение: какая классификация признается КоАП РФ
Виды административных правонарушений систематизированы в разделе II «Особенная часть» закона № 195-ФЗ. Согласно имеющейся классификации, административное правонарушение может быть отнесено к одной из следующих групп правонарушений:
- посягающие на права граждан;
- посягающие на здоровье граждан, санитарно-эпидемиологическое и общественное состояние;
- в сфере охраны собственности;
- в сфере защиты окружающей среды и использования природных ресурсов;
- в промышленной, строительной и энергетической сферах;
- в сельскохозяйственной, ветеринарной сферах, а также в области законодательства о мелиорации земельных ресурсов;
- в сфере использования транспорта;
- в области безопасности дорожного движения;
- в сфере связи и информационных технологий;
- в области предпринимательства и деятельности СРО;
- в финансовой и налоговой сферах, в области страхового дела и рынка ценных бумаг;
- нарушение таможенных правил;
- посягающие на институты госвласти;
- в сфере защиты госграницы РФ и обеспечения порядка нахождения на территории страны лиц без гражданства или граждан иной страны;
- против порядка управления;
- посягающие на установленный порядок в обществе и безопасность общества.
Виды административных нарушений
В Законе об административных правонарушениях выделено 17 видов нарушений, противоречащих закону, а именно нарушения:
- посягающие на санитарно-эпидемиологическое благополучие, здоровье и общественную нравственность населения;
- по охране собственности;
- по охране природопользования и окружающей среды;
- в строительстве, промышленности и энергетики;
- в сельском хозяйстве, мелиорации земель и ветеринарии;
- на транспорте;
- безопасности на дорогах;
- в области информации и связи;
- по налогам и сборам, финансам, рынку ценных бумаг;
- правил таможенного дела;
- посягательство на государственные институты власти;
- государственной границы РФ, режима пребывания иностранцев и лиц без гражданства;
- посягательство на общественную безопасность и общественный порядок.
- по ведению воинского учёта.
Что такое штраф и можно ли его не платить
Штрафы за административные нарушения являются наиболее распространенной формой расплаты за содеянное. Они могут устанавливаться для граждан, юридических или должностных лиц. Размеры штрафов регулируются КоАП.
Административный штраф аннулируется, если его не оплатили на протяжении двух лет с момента того, как постановление вступает в силу. Такой момент наступает по истечении срока для обжалования постановления.
Если штраф просрочен, он передается в исполнительную службу. После этого срок в два года больше не распространяется на штраф, и он становится бессрочным. Если и этот штраф не будет уплачен, на него будет наложен еще один штраф в двукратном размере. Также могут быть назначены исправительные работы или даже административный арест.
Отличительные черты административной ответственности
Административная ответственность отличается от иных видов юридической ответственности следующими чертами:
- Регулируется нормами института административной ответственности (административно-деликтного права), которые содержатся в законах и подзаконных актах; уголовная же ответственность устанавливается только законами, дисциплинарная – специальными нормами трудового права и административного права (по вопросам государственной службы); материальная – трудовым правом, имущественная – гражданским правом;
- Основанием административной ответственности является административное правонарушение (проступок); основанием уголовной ответственности является преступление, дисциплинарной – дисциплинарный проступок, материальной – нарушение норм трудового права, имущественной – гражданско-правовой деликт (причинение вреда);
- Субъектами административной ответственности могут быть и физические, и юридические лица; к уголовной и дисциплинарной
ответственности привлекаются только физические лица; - Административная ответственность предусматривает применение административных наказаний; уголовная – уголовных наказаний, дисциплинарная – дисциплинарных взысканий;
- Административные наказания применяет широкий круг уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, а также суды; меры уголовной ответственности определяет исключительно суд, дисциплинарные взыскания – руководитель, с которым привлекаемый к ответственности работник состоит в трудовых либо служебных отношениях;
- Применение административного наказания не влечет судимости; лицо, привлеченное к административной ответственности, считается подвергнутым административному наказанию в течение установленного срока.
Что представляет собой административное правонарушение
Согласно законодательству РФ, к административным нарушениям относят действия или бездействия, за которые предусмотрена административная ответственность. Что это означает? Дело в том, что за нарушения не всегда нужно нести наказание. Например, гражданин не соблюдал установленную законом процедуру оформления договора. Если он ограничился устным соглашением или не пошел к нотариусу, то государство просто откажет в предоставлении помощи при сложностях с выполнением обязательств.
Также бывает, что норма прописана в законодательстве, а ответственность за нарушение не предусматривается. Например, разрешенная скорость для водителей автомобиля в пределах города составляет 60 км/ч; но если спидометр показывает 70 км/ч, то наказания не последует. Ведь закон говорит: скорость нельзя превышать более, чем на 20 км/ч. В результате действие, противоречащее нормам, есть, а ответственность не указана в КоАП.
Следовательно, административное правонарушение — это случай, когда вы допустили проступок, и в КоАП или в законе субъекта РФ предусмотрена соответствующая мера.
Как определить состав административного правонарушения
Возможно, вы слышали фразу «было прекращено производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения». Что такое состав и почему это важно?
Есть 4 признака, по которым в каждом деле выясняют:
- Объект правонарушения. Есть какое-то благо, на которое кто-то покушается. Например, благом является соблюдение правил пожарной безопасности. При их нарушении предусмотрены различные наказания. Объект правонарушения — правила пожарной безопасности.
- Объективная сторона. Состоит из 3-х элементов: действия, последствия, причинно-следственная связь. Даже если последствий нет, то человека всё равно будут привлекать. Например, за стрельбу в не отведённом месте.
- Субъект правонарушения. Физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста или юридическое лицо, или должностное лицо, или ИП. Например, фирма осуществляет незаконную частную детективную деятельность, а водитель управляет транспортным средством без права на это.
- Субъективная сторона. Психическое отношение субъекта к своему деянию. Например, был умысел, обида или по неосторожности и прочее.
Преступления различаются по степени тяжести, и в зависимости от этого УК РФ устанавливает разные наказания:
- Преступления небольшой тяжести. Наказание — до 2 лет лишения свободы. Примеры: побои (ст. 116 УК РФ), кража (ст. 158 УК РФ).
- Преступления средней тяжести. Наказание — до 5 лет лишения свободы. Примеры: похищение (ст. 126 УК РФ), непредоставление помощи больному (ст. 124 УК РФ).
- Тяжкие преступления. Наказание — лишение свободы сроком до 10 лет. Примеры: грабеж (ст. 161 УК РФ), вымогательство (ст. 163).
- Особо тяжкие преступления. Наказание — лишение свободы сроком более 10 лет. Примеры: убийство (ст. 105 УК РФ), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ).
Однако важно знать, что степень тяжести преступления по одной и той же статье может быть разной — обстоятельства, которые влияют на степень тяжести и наказание, описаны в отдельных частях статей Уголовного кодекса.
Признаками административного правонарушения (далее – АП) являются:
- Антиобщественность. Этот признак означает, что совершенное нарушение должно носить антиобщественный характер, т.е. причинять вред интересам людей, общества или государства.
- Противоправность. Это значит, что совершенное действие/бездействие должно нарушать какие-либо существующие нормы. Нарушитель может допустить нарушение требований налогового права – в этом случае АП не будет (за исключением ситуаций, когда законодатель в числе прочего указывает на привлечение нарушителя к административной ответственности).
- Виновность. Означает, что лицо совершило нарушение умышленно или по неосторожности.
- Наказуемость. Законом должно быть предусмотрено определенное наказание за совершение правонарушения.