Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Допрос в налоговой: как подготовиться и вести себя во время него». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если организация или ИП вызывают у ИФНС подозрения, за месяц до комиссии им направят информационное письмо с указанием конкретных претензий и перечнем вопросов, ответы на которые планируется получить в ходе комиссии.
Где проходит допрос свидетеля?
По общему правилу для дачи показаний в качестве свидетеля гражданин вызывается в налоговый орган.
При этом согласно п. 4 ст. 90 НК РФ показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа – и в других случаях.
Напомним, что в соответствии с п. 5 ст. 91 НК РФ доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения не допускается (Письмо Минфина России от 01.09.2020 № 03-02-08/76651).
В Письме ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837 разъяснено, что получение показаний свидетеля по месту его жительства рекомендуется осуществлять с участием не менее двух должностных лиц налогового органа, предварительно получив согласие свидетеля и проживающих с ним совместно лиц о допуске в жилое помещение, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписями свидетеля, проживающих с ним совместно лиц, а также должностных лиц налогового органа.
Кого вызовут на зарплатную комиссию ИФНС
Согласно письму ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@, обязательному вызову на комиссию подлежат следующие плательщики/налоговые агенты по НДФЛ:
- ИП, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДФЛ, уплачиваемому «за себя»;
- налоговые агенты, имеющие задолженность по перечислению НДФЛ;
- налоговые агенты, снизившие поступления НДФЛ относительно предыдущего отчетного (налогового) периода более чем на 10%;
- налоговые агенты, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе;
- ИП, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы полученного за налоговый период дохода;
- физические лица (не ИП), не задекларировавшие полученные доходы.
В перечень плательщиков страховых взносов, которых вызовут на комиссию в первую очередь, входят:
- страхователи, имеющие задолженность по перечислению страховых взносов;
- плательщики, снизившие поступления взносов относительно предыдущего отчетного (расчетного) периода при постоянном количестве работников;
- страхователи, снизившие численность работников в течение отчетного периода более чем на 30% по сравнению с предыдущим периодом;
- плательщики, исчислявшие в предыдущих периодах взносы по дополнительным тарифам 9% либо 6%, но в текущем периоде применившие иные ставки тарифов.
Какие причины неявки могут быть уважительными?
НК РФ не определяет, какие именно причины являются уважительными.
Московский городской суд указал, что они сформулированы в п. 4 ст. 90 НК РФ. Согласно этой норме показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа — и в других случаях (Апелляционное определение Московского городского суда от 18.05.2016 по делу N 33а-15393/2016).
Суды признают неуважительными следующие причины неявки физлица на допрос:
— уведомление о вызове не содержит указаний на проводимое мероприятие налогового контроля (Определение Московского городского суда от 29.04.2015 N 4г/4-4710/15);
— лицо, подписавшее уведомление о вызове, не включено в состав группы, осуществляющей меры налогового контроля (Определение Московского городского суда от 29.04.2015 N 4г/4-4710/15);
— физлицо было вызвано на допрос в налоговый орган, где не состоит на учете. В данной инспекции зарегистрирована организация, руководителем которой физлицо было ранее (Апелляционное определение Московского городского суда от 06.08.2014 по делу N 33-31371);
— в повестке не было указания на то, по какому делу вызывалось физлицо, отсутствовал номер дела, не было обозначено лицо, в отношении которого заведено дело (Апелляционное определение Московского городского суда от 06.08.2014 по делу N 33-31371);
— физлицо находилось в командировке;
— физлицо не может пояснить какие-либо обстоятельства (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 06.07.2016 по делу N 33а-11638/2016);
— объяснения в качестве свидетеля уже были даны ранее (Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.07.2013 по делу N 33-1352/2013);
— в повестке отсутствует конкретное указание на проводимое мероприятие налогового контроля, сама повестка не соответствует установленной форме (Апелляционное определение Московского городского суда от 12.10.2016 по делу N 33а-35659/2016).
Как правило, допрос производит сотрудник налогового органа.
Проверка, особенно выездная, проводится конкретными сотрудниками, которые назначаются на проверку определенного налогоплательщика отдельным решением.
В составе проверяющих может быть включен сотрудник полиции, о чем налоговой инспекцией принимается соответствующее решение, в связи с чем допрос по налоговой проверке может провести и полицейский.
Кроме того, если свидетель живет одном населенном пункте, а налоговая инспекция, которая проводит проверку, — в другом, то на допрос в порядке исполнения поручения может вызвать местная для свидетеля налоговая. То есть допрашивать будет инспектор, не включенный в состав проверяющих.
Никто иной не может провести допрос (применительно к налоговым отношениям).
Налоговый кодекс РФ этот вопрос не регулирует.
В письме ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837 (пункт 5.1) даны рекомендации о вызове свидетеля для дачи показаний повесткой.
В повестку о вызове на допрос свидетеля рекомендовано (то есть не обязательно) включать сведения:
- О мотивах (причине, основаниях) направления повестки о допросе свидетеля: необходимость выяснения обстоятельств, имеющих значение для осуществления налогового контроля путем допроса лица, которому они могут быть известны, в качестве свидетеля, с указанием основания для проведения допроса по месту пребывания свидетеля;
- О времени (дата, час, минуты) начала проведения допроса;
- О месте проведения допроса.
Бывает, что допрос прошел неудачно и в протоколе неверно отражена информация либо не отражены действительно необходимые сведения.
В этом случае можно просто обратиться к налоговикам с ходатайством о повторном допросе.
Будет повторный допрос или нет, решит налоговая инспекция и от желания свидетеля или проверяемого налогоплательщика здесь мало что зависит.
Более результативный вариант – самостоятельно переопросить свидетеля.
Можно конечно оформить это полностью самостоятельно, без участия адвоката или нотариуса, но сила таких показаний весьма и весьма мала.
Их, как правило, не принимают во внимание. Они нужны только для того, чтобы заставить инспектора провести повторный допрос (если инспектор при проведении своего допроса собрал одни показания, а потом ему представляют несколько иные сведения от того же свидетеля, то инспектор для целей перепроверки и получения наиболее объективных данных должен переопросить это лицо).
Допрос адвокатом или нотариусом имеет гораздо большую юридическую силу и такие документы являются полноценными самостоятельными доказательствами. Единственное что необходимо учесть при таких допросах – это соблюдение всех формальностей, которые, конечно, должны знать адвокат и нотариус соответственно (например, заблаговременное уведомление о допросе налогового органа, разъяснение прав свидетелю и т.д.).
Зачем вызывают на допрос в налоговую?
Иногда, получив повестку, люди задумываются – а может ли налоговая вызвать на допрос, или это чья-то злая шутка? Допросы обычно связывают с полицией, реже – с прокуратурой или ФСБ, но никак не с фискальными органами. Однако, если изучить законодательство, станет понятно – ФНС имеет такое же право вызывать на допросы, как и силовые ведомства. Зачем же это нужно налоговикам? Существует как минимум две основные причины:
- вызов в качестве свидетеля, если расследуется уклонение от налогов или другое правонарушение, а вызываемое на допрос лицо может иметь необходимые сведения. Такой вызов обычно никаких негативных последствий за собой не несет – достаточно ответить на вопросы налоговика, и больше вас не потревожат;
- если возникли вопросы именно к вашей компании, связанные с недавней проверкой или расследованием правонарушения. Такая ситуация намного хуже, ведь в данном случае от действий вызываемого на допрос человека во многом зависит будущее его лично и всей компании в целом. Конечно, это не всегда означает неприятности в будущем, но ситуация намного более рискованная, и вести себя нужно значительно осторожнее.
Также следует различать вызов на допрос и приглашение для дачи разъяснений относительно того или иного эпизода. Вторая ситуация намного более безобидная и в целом не грозит никакими неприятными последствиями.
Кого вызывать нельзя?
Инспекция Федеральной налоговой службы может заниматься расследованием разных налоговых правонарушений, для чего используются показания разных лиц. Но при этом выделяются некоторые категории граждан, которых нельзя вызывать в отделение ФНС. К ним относятся:
- люди, которые не могут посетить данное учреждение в связи с плохим состоянием здоровья;
- граждане с какими-либо психологическими проблемами;
- несовершеннолетние лица;
- люди, получившие сведения в результате выполнения своих трудовых обязанностей, поэтому эта информация является коммерческой тайной на основании условий законодательства, причем к таким лицам относятся адвокаты, нотариусы или аудиторы.
В некоторых ситуациях даже люди, являющиеся инвалидами, могут давать показания. Иногда даже адвокаты дают показания, если сделка была совершена лично, а не в рамках профессиональной деятельности.
Уважительные причины для неявки
Человек может не прийти в отделение ФНС для дачи показаний, если у него имеются для этого веские основания. Они следующие:
- в уведомлении отсутствует информация о том, какое мероприятие по налоговому контролю проводится сотрудниками службы;
- должностное лицо, поставившее свою подпись на уведомлении, не входит в группу, занимающуюся налоговым контролем;
- вызывается гражданин в отделение ФНС, располагающееся не по месту его проживания;
- в повестке отсутствует информация о том, по какому делу человек будет давать показания, а также не приводится номер этого дела;
- человек по работе или личным вопросам находится в другом регионе;
- у гражданина отсутствует информация, позволяющая прояснить те или иные обстоятельства;
- свидетель ранее уже давал аналогичные показания;
- повестка составлена не по утвержденной форме.
При вышеуказанных условиях любой человек имеет полное право отказаться от посещения налоговой службы и дачи показаний.
Во время непосредственного допроса люди могут отказываться отвечать только на вопросы, которые могут навредить им или их родственникам. В остальных случаях такой отказ будет неправомерным. Поэтому при таких условиях инспекторы могут подать в суд на нарушителя.
Общие положения о допросе
Участие свидетеля в налоговых спорах регламентируется ст. 90 НК РФ.
Допрос – это достаточно быстрый и легкий способ сбора доказательств, особенно, когда ставка делается на эффект неожиданности. (имеется в виду допрос без повестки, прямо при первой и неожиданной встрече инспектора и свидетеля, например, если инспектор пришел домой к свидетелю).
Цели налоговой инспекции и налогоплательщика кардинально противоположны.
Одни ищут нарушения и стараются как можно больше дополнительно начислить налогов, пеней и штрафов. Другие – напротив, тщательно скрывают особенно крупные нестыковки и всеми путями минимизируют возможные финансовые потери.
Допрос и его результаты дают много информации проверяющим. Чем больше информации собирается в ходе проверки, тем больше вероятность того, что нарушения будут обнаружены. (если, конечно, они есть)
Как правило, допрос производит сотрудник налогового органа. Сегодня, исходя из принципа экстерриториальности налоговых проверок, вызвать на допрос могут в любую районную налоговую инспекцию. Кроме того, если свидетель живет в одном населенном пункте, а налоговая инспекция, которая проводит проверку, — в другом, то на допрос в порядке исполнения поручения «о допросе» может вызвать местная для свидетеля налоговая инспекция. В редких случаях, допрос может быть осуществлен сотрудником полиции, включенным в состав проверяющих, при выездной налоговой проверке.
Допрашивать могут любое лицо, кому известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.
Порядок проведения допроса. Протокол
Практика показывает, что допрос происходит по следующей схеме:
- перед началом допроса инспектор должен установить личность свидетеля. Очевидно, что для этого нужен паспорт либо заменяющий его документ;
- затем заполняется протокол допроса в части сведений о свидетеле. Это ФИО, дата рождения, место регистрации, место работы, телефон, знание русского языка и т.п.;
- в протоколе до начала допроса также должны быть указаны данные о том, кто производит допрос, кто присутствует при допросе (например, адвокат, иное лицо), место проведения допроса, дата, время начала допроса. Кроме этого, указываются сведения о ведении аудио, видео записи, если таковая ведется;
- до момента постановки вопросов свидетелю должны быть разъяснены положения: статьи 51 Конституции РФ о возможности не свидетельствовать против самого себя, своего супруга, своих родственников; статьи 128 НК РФ об ответственности за дачу заведомо ложных показания либо за отказ от дачи показаний;
- после этого приступают уже непосредственно к допросу, который состоит в том, что инспектор устно задает вопрос, записывает его в протокол, выслушивает ответ свидетеля и фиксирует его в протоколе.
Встречаются ситуации, когда в протоколе уже имеются заранее поставленные вопросы и в момент допроса в протокол вносятся только ответы в отведенные пустые строки. Иногда налоговые инспектора не пишут вопросы в протоколе допроса вовсе. Отражают лишь ответы свидетеля единым текстом;
- ведет протокол сам инспектор (то есть инспектор заполняет его, а свидетель его читает и подписывает). Но встречаются случаи, когда инспектор передает свидетелю протокол допроса, в котором уже имеются подготовленные вопросы, и свидетель самостоятельно вписывает свои ответы на них;
- после окончания опросной части свидетель самостоятельно должен прочитать протокол допроса и либо подписать его без замечаний, либо указать на такие замечания. Например, если инспектор неправильно отразил ответ свидетеля, написал то, чего свидетель не указывал или, напротив, не написал необходимую информацию.
Протокол не обязательно должен быть заполнен шариковой ручкой. Можно его изготовить машинописным способом (на компьютере). Инспектор может предложить свидетелю дать образцы своего почерка (подписи). Но, это дело добровольное, обязать никто не может.
Время, в течение которого возможен допрос ничем не регламентируется. Период времени суток, в рамках которого возможно проведение допроса, также не ограничен во времени. При этом, у инспектора нет никакого права задержать свидетеля либо принудительно заставить его отвечать на вопросы. Не может инспектор осуществить принудительный привод. Такое право есть только у сотрудников полиции и дано оно им в строго определенных случаях.
После допроса попросите ознакомиться с протоколом. Если вы где-то не согласны с изложением — смело об этом говорите. При необходимости требуйте внести дополнения или изменения.
На допрос в налоговой гражданин может быть вызван только как свидетель. Свидетелем считается любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (ч.1 статьи 90 НК РФ).
Как правило, на допрос в налоговой вызывают руководителя – генерального директора и главного бухгалтера.
Генеральный директор организует хозяйственную деятельность компании, взаимодействует с контрагентами, главный бухгалтер – ведет учет в компании. Но каждый из них может видеть хозяйственные операции по разному, и давать в налоговой разные показания по одним вопросам. Целесообразно заблаговременно до допроса «вспомнить» деятельность компании, и посоветоваться с квалифицированным юристом.
Причины вызова на допрос в налоговой
Причина и одновременно основание вызова на допрос в налоговой — налоговая проверка.
Основная масса налоговых проверок 2017-2019гг. — проверка обоснованности вычетов по НДС и расходов. До августа 2017 основание — Постановление пленума ВАС №53 о необоснованной налоговой выгоде,после — статья 54.1 НК РФ. На допрос в налоговой вызывают и сотрудников самого налогоплательщика и его контрагентов.
Проверки «по цепочкам», как правило, затрагивают контрагентов и первого и последующих уровней. Уже несколько лет, помимо руководителя контрагента и главного бухгалтера, на допрос могут вызвать рядовых сотрудников контрагента, с целью подтверждения фактически совершенных хозяйственных операций в рамках взаимодействия с проверяемым контрагентом. Вызывают работников и самого проверяемого лица и контрагента. Систематически налоговая проводит допросы рабочих – грузчиков, строителей, водителей и т.д.
Помимо действующих на допрос вызывают уволенных работников.
По зарплатным налогам, обычное дело — допросы персонала проверяемого налогоплательщика, и так же, уже уволенных.
Что означает вызов на допрос в налоговой
Приведенная выше выдержка из закона содержит важные признаки, которые дают возможность ориентироваться, если вас вызывают в налоговую, и в случае, если в налоговом споре против вас используют свидетельские показания.
Выводы для свидетеля:
1) В налоговой проводят мероприятия налогового контроля, 2) вам (свидетелю) известны какие-то обстоятельства, имеющие значения для конкретного налогового контроля.
В «переводе на русский» — если вас вызывают в налоговую, как свидетеля, значит должна идти налоговая проверка в отношении какой-то организации (ИП). Например, в отношении организации, в которой вы работаете, или с которой вы взаимодействовали по работе (контрагент) в связи с должностными обязанностями. Вместе с тем, не один год налоговики применяют проверки «цепочек» поставщиков товаров, работ, услуг – «встречная проверка». В рамках встречных проверок налоговики могут допрашивать в качестве свидетелей лиц, которые, на первый взгляд не имели непосредственных отношений с проверяемой организацией, но могли принимать (отгружать) от проверяемой организации товар, как грузополучатель и т.д.
Из краткого пояснения правила:
— Вызвать на допрос в налоговой могут любого работника организации, не обязательно это должен быть директор, главный бухгалтер или руководитель иного уровня.
— Обязательное условия вызова на допрос в налоговой – только если идет налоговая проверка имеют право вызвать на налоговый допрос.
— Для допроса в качестве свидетеля не обязательно, что бы проверяли вашего работодателя. Проверять могут вашего «прямого» контрагента, или иное лицо, например, контрагента второго, пятого уровня в цепочке поставщиков. Чем налоговики часто пользуются.
2) Свидетель ДОЛЖЕН знать сведения, имеющие значения для налоговой проверки.
Этот проблемный вопрос для проведения допроса.
Выделенный признак часто игнорируется налоговиками. Результат – на допросы «таскают» без разбора, особенно если большой штат проверяемого или контрагентов. Правда такие свидетельские показания часто используются против обвинений в налоговых правонарушений. Суды часто такие свидетельские показания считают домыслами.
Получив приглашение явиться на допрос в налоговой, свидетель, или его работодатель, начинают выдвигать доводы, почему явка не поможет налоговикам.
Налоговый кодекс РФ не предоставляет свидетелю прав определять, является ли он свидетелем, или нет, располагает свидетель «ценной» информацией для налоговой проверки, или нет. Это исключительное право налоговиков. Если вызвали – значит располагает информацией.
Вместе с тем, регулярно приходится сталкиваться, когда в рамках выездной проверки вызывают всех подряд, хотя, налоговикам, виднее.
Что абсолютно не правильно (но в регионах встречается) — Вас не могут допрашивать в налоговой в качестве свидетеля по поводу налоговой проверки в отношении вас самого, как физического лица. Правильные действия — Вас могут просить дать пояснения.
Налоговый допрос свидетеля
Показания свидетеля, в рамках налоговых проверок, это одно из доказательств налоговых нарушений. Используется налоговиками очень широко.
Налоговый допрос свидетеля, как и допрос при производстве по уголовному делу, регламентирован законом – Налоговым кодексом РФ. Доказательства, полученные с нарушением закона, не могут быть использованы. В отличие от уголовного процесса, налоговый допрос свидетеля, как процессуальное действие административного характера, прописан кратко и не детально, из-за чего свидетелю бывает сложно мотивированно ограничить напор налогового инспектора, направленный на получение «нужной» для проверки информации и закрепления ее в протоколе.
Участие в налоговых проверках и обращения из регионов подтверждают повсеместные нарушения фундаментальных прав граждан при проведении налоговых допросов свидетелей. Во время налоговых допросов в 2019 нужно быть, по прежнему, внимательными.
Типичные «ошибки» свидетелей на налоговом допросе:
— В 99,99% случаев явившись на допрос, свидетель не удостоверяет по документу (удостоверению) личность лица, которое проводит допрос.
— В 99% случаев свидетель не выясняет полномочен ли данный налоговый орган и сотрудник проводить допрос. Допрос возможен только при проведении налоговой проверки, а конкретный сотрудник должен быть включен в состав проверяющих (по выездной налоговой проверке).
— Свидетель, показания которого к пользе налогоплательщика не является на допрос, или его допрашивают «по телефону». Результат – показаний нет в материалах проверки.
— Свидетель «додумывает» обстоятельства. (Заблуждаясь по собственной инициативе, или под давлением инспектора). Результат – неверные (не соответствующие действительности) показания в материалах налоговой проверки.
Например, по одному из налоговых споров, в рамках выездной налоговой проверки налоговая посчитала установленным, что услуги по организации выступлений музыкантов организовывала сама организация, а не сторонний организатор. Сняты расходы и НДС.
В суде установлено – вывод налоговики сделали на основании показаний сотрудников (билетеры, дежурные), в должностные обязанности которых НЕ ВХОДЯТ (ни как) организация привлечения музыкантов и связанные с этим действия. До этих работников не доводится (ни как) информация о порядке привлечения музыкантов, и в силу должностных обязанностей такая информация к ним не попадает.
— Свидетель не сообщает о фактах, а делает выводы на основании имеющихся фактов. Типичные ситуации – Ошибочные выводы бухгалтеров и сотрудников финансовых служб организаций об обстоятельствах хозяйственных операциях. Например, допрос бухгалтеров о перемещении товаров на складе, о возможности разместить на складе товары, о заключении договора и т.д.
Типичное нарушение налоговиков при производстве допроса:
Повсеместно:
Налоговики не разъясняют свидетелю его права и обязанности. Просто дают свидетелю подписать лист, на котором написан текст статьи 51 Конституции РФ о праве не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки). А так же, об ответственности за отказ от дачи показаний или за уклонение от дачи показаний.
Очевидно, прочитать и разъяснить – это разные вещи. Например, если свидетель не помнит точно обстоятельств, на вопрос он вправе сказать – «Не помню», «Затрудняюсь ответить, не помню» и т.п. Такие ответы не являются уклонением от дачи показаний, или отказом от дачи показаний. В равной степени, не является уклонением или отказом, отказ от ответа на вопрос по 51 статье Конституции. Причем, отказ по 51 статье может быть по любому вопросу. В 99% допросов такие вещи налоговики не разъясняют.
Часто:
Налоговый допрос в качестве свидетеля директора проверяемого юридического лица. Налоговики, не редко, мотивируют такие допросы правом, предоставленным п.12.ч.1 ст.31 НК РФ, и проводят допросы по правилам именно ст. 90. (Что является неверным).
Налоговый допрос свидетеля, как и свидетеля в любом ином процессе (гражданском, уголовном, административном), предполагает, свидетель – лицо не заинтересованное в исходе дела, и дает объективную правдивую информацию. За воспрепятствование производству – установлена ответственность.
При допросе директора проверяемой организации, в рамках проверки этой организации, правило «незаинтересованности свидетеля» заведомо не выполняется.
Любое юридическое лицо, это юридическая фикция — то, чего в объективной реальности не существует. Существует закон, документы (Протоколы о создании юр лица, устав), печать. Действия от имени организации совершают конкретные люди. Директор организации – лицо, осуществляющее и ответственное за деятельность организации, и заведомо заинтересованное в исходе налоговой проверки. Конечно, директору известны (должны быть известны) большинство деталей финансово-хозяйственной деятельности организации и он является носителем ценных для налоговой проверки информации.
Руководитель проверяемой организации-налогоплательщика очевидец и участник деятельности организации, но в виду заинтересованности, он не является свидетелем в смысле Налогового кодекса, и не может быть допрошен в порядке ст. 90 НК РФ.
Такой допрос – это нарушение.
Когда налоговый допрос свидетеля директора проводят по правилам ст.90 Н�� РФ, автоматически создают противоречивую ситуацию. Система статей 90 и 128 Налогового кодекса РФ предполагает ОБЯЗАННОСТЬ свидетеля дать показания, устанавливая за отказ от дачи показаний и за уклонение от дачи показаний ответственность. Вместе с тем, эта же статья 90 НК РФ предоставляет свидетелю возможность отказаться от дачи показаний согласно ст.51 Конституции РФ, не свидетельствуя против себя. По результатам налоговой проверки и организация, и директор организации могут быть привлечены к ответственности, в том числе к уголовной. Налоговый допрос свидетеля директора по деятельности его организации, фактически, это допрос свидетеля о его собственных действиях – допрос подозреваемого (обвиняемого), результатом которых может стать ответственность самого свидетеля. Любое показание директора может быть использовано против него, и против его организации.
Из-за особенностей свойств показаний свидетеля, как доказательств, допущенные налоговиками во время допроса нарушения нужно уметь использовать для защиты. При работе по налоговым спорам, чаще приходится сталкиваться с неправильными действиями свидетелей.
Повсеместно:
Налоговики неправильно оформляют протокол допроса свидетеля.
Граждане знают, что играть с налоговой службой не стоит, это серьезная организация. Даже если есть уверенность в своей непогрешимости по части налогов, нельзя игнорировать вызов. Допрос или разговор может занять совсем мало времени, следует вовремя прийти в кабинет инспектора и выслушать вопросы. Неявка на допрос повлечет применение определенных мер наказания.
Наказание за игнорирование вызова в налоговую инспекцию определяется с учетом статьи 128 Налогового Кодекса:
- Если допрашиваемый отказался давать показания, ему будет назначен штраф 3 000 рублей.
- При неявке на допрос или при уклонении от дачи требуемых показаний, штраф составит 1 000 рублей.
Применяются административные меры наказания. Уклонением от допроса, дачи показаний будет считаться тот факт, что человека вызвали в налоговую повесткой, а он не пришел в назначенное время без основательной причины.
Можно ли просто заплатить штраф и не идти в налоговую инспекцию? Когда налоговый инспектор посчитает нужным вызвать человека на допрос для дачи показаний, он будет доводить данное дело до конца. Допрос должен состояться, так как нужны те или иные сведения.
Руководитель предприятия или индивидуальный предприниматель может решить отделаться штрафом и забыть о вызове. Но это уже будет расцениваться как уклонение от допроса, у инспектора возникнут подозрения, что человек скрывается от налоговой недаром, ему есть что утаивать.
Кого могут вызвать на допрос?
От допроса в налоговой, в принципе, никто не застрахован. Выбор инспекторов может пасть на любое физлицо, которое, по их мнению, потенциально может знать об интересующих их обстоятельствах в работе предприятия, особенностях сделок и договоров.
Первые на очереди — обычно руководители проверяемых компаний и начальники их контрагентов. Однако стать потенциальными свидетелями для налоговой могут не только генеральный директор и главный бухгалтер.
Как показывает практика, ИФНС допрашивает также:
- Начальников отделов по работе с контрагентами.
- Складской персонал.
- Работников транспортных отделов предприятия.
А вот этих лиц инспекторы не вправе вызывать на допрос как свидетелей:
- Малолетних граждан, а также лиц с физическими или психическими отклонениями, которые мешают им объективно оценивать обстоятельства, важные для инспекторов при оценке дела. Такое ограничение введено не только в НК РФ, но и в ГК РФ и УК РФ.
- Лиц, получивших важные для налоговой проверки сведения в рамках своей профессиональной деятельности, и эти сведения составляют профессиональную тайну (например, аудиторов, адвокатов).