Какая норма отдыха у водителя с 2021 года и как она контролируется

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какая норма отдыха у водителя с 2021 года и как она контролируется». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Водители транспортных средств — особая категория работников. Их труд требует повышенной концентрации внимания и идеального физического самочувствия. Полноценный отдых имеет для них большое значение. Именно поэтому порядок составления трудового графика для водителей дополнительно регулируется положением «Об особенностях режима рабочего времени и отдыха водителей автомобилей», утв. приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15 (далее — Положение).

Еженедельный непрерывный отдых — это период между временем, когда один рабочий день (накануне выходного) должен быть окончен, а другой рабочий день (следующий сразу за выходным), должен быть начат.

Важно! Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов, за исключением случаев, когда вводятся специальные меры в сфере экономики, а Правительство Российской Федерации установило особенности правового регулирования трудовых отношений в отдельных организациях, их структурных подразделениях и на отдельных производственных объектах.

Работник вправе требовать предоставления ему выходных дней, количество которых зависит от продолжительности рабочей недели.

При пятидневной рабочей неделе работнику предоставляется 2 выходных дня. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд.

При шестидневной рабочей неделе работнику предоставляется 1 выходной день.

Важно! Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе должен быть определен правилами внутреннего трудового распорядка.

В целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней Правительство РФ может переносить выходные дни на другие дни.

Возможно предоставление выходного дня (дней) в другой день, кроме воскресенья, при соблюдении одновременно следующих условий:

  • работник занят на работах, приостановка которых невозможна
  • причины невозможности приостановки работы — производственно-технические и организационные условия

Важно! Например, организации торговли, занятые обслуживанием населения, и другие.

  • выходные дни предоставляются работникам в различные дни недели;
  • выходные дни предоставляются поочередно каждой группе работников;
  • порядок предоставления и график очередности определяются в правилах внутреннего трудового распорядка.

Отпуск — это время отдыха большой продолжительности со специальным порядком предоставления.

Важно! На период ежегодных отпусков работодатель сохраняет за работником место работы (должность) и средний заработок (кроме отпуска без сохранения заработной платы).

Виды отпусков:

1. Ежегодные оплачиваемые отпуска

1.1. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск (ст. 115 Трудового кодекса РФ),

1.2. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 116-119 Трудового кодекса РФ),

1.3. Ежегодный удлинённый основной отпуск (ст.115 ТК);

2. Ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы (ст. 263 Трудового кодекса РФ),

3. Отпуск без сохранения заработной платы (ст. 128 Трудового кодекса РФ),

4. Отпуск по беременности и родам (ст. 255 ТК РФ),

5. Отпуск при совмещении работы с обучением

5.1. Дополнительный отпуск с сохранением среднего заработка (ст. 173, 173-1, 174, 176 ТК РФ)

5.2. Отпуск без сохранения заработной платы (ст. 173, 174 ТК РФ).

6. Отпуск по уходу за ребёнком (ст. 256 ТК РФ).

Очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков.

Общая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска определяется суммированием ежегодного основного и всех дополнительных ежегодных оплачиваемых отпусков.

В установленных законом случаях ежегодный оплачиваемый отпуск может быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника.

Неиспользованная часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая шесть месяцев, присоединяется к очередному ежегодному оплачиваемому отпуску на следующий год.

По соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней.

Отзыв работника из отпуска допускается только с его согласия, за исключением случаев, когда вводятся специальные меры в сфере экономики, а Правительство Российской Федерации установило особенности правового регулирования трудовых отношений в отдельных организациях, их структурных подразделениях и на отдельных производственных объектах. Неиспользованная в связи с этим часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год.

Часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией. В случаях, когда вводятся специальные меры в сфере экономики в отдельных организациях оборонно-промышленного комплекса, их структурных подразделениях и на отдельных производственных объектах, участвующих в исполнении государственных контрактов по реализации государственного оборонного заказа, часть отпуска, превышающая 21 день, по заявлению работника может подлежать замене денежной компенсацией.

По письменному заявлению работника неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев увольнения за виновные действия). При этом днем увольнения считается последний день отпуска.

Лицам, работающим по совместительству, ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются одновременно с отпуском по основной работе. Если на работе по совместительству работник не отработал шести месяцев, то отпуск предоставляется авансом.

Продолжительность междусменного отдыха водителей

Приведем общее требование к междусменному отдыху, установленное в п. 25 Положения: минимальный отдых между сменами — это двойная продолжительность рабочей смены.

Однако в некоторых ситуациях отдых водителей имеет свои особенности:

  • В организациях, где водитель не загружен работой полностью и используется суммированный учет рабочего времени, минимальная продолжительность отдыха — 12 часов.
  • Руководство организации может уменьшить междусменный отдых работникам, занятым перевозками в городе и за его пределами. Минимальная продолжительность перерыва в таком случае — 9 часов.
  • В случае уменьшения периода отдыха между сменами водитель может претендовать на отдых в течение 48 часов после смены, следующей за сменой с сокращенным междусменным перерывом. Отработав смену после уменьшенного перерыва, он может обратиться к работодателю с соответствующим требованием в письменной форме.
  • Стандартная продолжительность отдыха на междугородних перевозках — 11 часов.
  • Возможно уменьшение отдыха водителей, занимающихся междугородними перевозками, до 9 часов. Максимальная частота такого сокращения — 3 раза в течение рабочей недели.
  • В случае сокращения длительности перерывов между сменами во время междугородних перевозок работник имеет право на дополнительный отдых. Он предоставляется на следующей рабочей неделе и суммарно равен времени сокращения перерывов.
  • Отдых водителя между сменами можно разделить на 2 или 3 части. В таком случае продолжительность отдыха увеличивается до 12 часов, а минимальная продолжительность одной из частей составляет 8 часов.

Отсутствие подходящего места для стоянки во время наступления времени отдыха между сменами — распространенная ситуация при междугородних перевозках. Водителю надо следовать до подходящего места стоянки.

Ежедневный (междусменный) отдых — это время с момента окончания работы и до ее начала на следующий день (смену). Его продолжительность определяется правилами ВТР или графиком сменности и зависит от длительности ежедневной работы и обеденного перерыва.

В ТК РФ не устанавливается минимальная продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха. В комментарии Орловского говорится, что по сложившейся практике режим работы в организации устанавливается, как правило, таким образом, чтобы минимальная продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе со временем обеденного перерыва была не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху день (смену). Меньший отдых (но не менее восьми часов) допустим только при чрезвычайной ситуации (аварийные работы).

Для отдельных категорий работников некоторых отраслей минимальная продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха регламентируется в специальных нормативных правовых актах, устанавливающих особенности режима рабочего времени и времени отдыха. Например, согласно п. 18 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта, ежедневный отдых указанных работников не может быть менее 12 часов.

Комментарий к статье 107 ТК РФ

1. Предусмотренные данной статьей виды времени отдыха различаются в зависимости от времени и цели его предоставления.

2. Перерывы в течение рабочего дня (смены) предоставляются для отдыха и питания (см. коммент. к ст. 108) или для обогревания и отдыха (см. коммент. к ст. 109).

3. Ежедневный (междусменный) отдых — это время с момента окончания работы и до ее начала на следующий день (смену). Его продолжительность определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности и зависит от длительности ежедневной работы и обеденного перерыва.

Читайте также:  Выслуга лет в мвд — прибавки к пенсии по годам стажа

Трудовой кодекс не устанавливает минимальную продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха. По сложившейся практике режим работы в организации устанавливается, как правило, таким образом, чтобы минимальная продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе со временем обеденного перерыва была не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху день (смену). Аналогичное правило установлено Санитарно-эпидемиологическими правилами «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту СП 2.2.2.1327-03», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.05.2003 N 100. В них предусмотрено, что продолжительность ежедневного отдыха между сменами должна быть вдвое больше продолжительности работы. Меньший отдых (но не менее восьми часов) допустим только при чрезвычайной ситуации (аварийные работы) (п. 10.24).

Для отдельных категорий работников некоторых отраслей минимальная продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха регламентируется в специальных нормативных правовых актах, устанавливающих особенности режима рабочего времени и времени отдыха.

Так, в соответствии с п. 16 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников рыбохозяйственного комплекса, имеющих особый характер работы, утв. Приказом Госкомрыболовства России от 08.08.2003 N 271, плавающему составу предоставляется ежедневный отдых продолжительностью 12, 16, 17 или 18 часов в сутки в зависимости от установленной продолжительности смены (вахты).

Конкретная продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха предусмотрена в соответствующих нормативных правовых актах и для работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств. Согласно п. 18 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта, утв. Приказом Минтранса России от 16.05.2003 N 133, ежедневный отдых указанных работников не может быть менее 12 часов (см. также коммент. к ст. 329).

В соответствии с п. 12 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса России от 30.01.2004 N 10, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха диспетчера УВД не может быть менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). В отдельных случаях продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть уменьшена до продолжительности предшествующей рабочей смены с соответствующим увеличением времени отдыха в течение текущего месячного периода.

Согласно п. 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов. На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей — не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.

4. Еженедельный непрерывный отдых (выходные дни) предоставляется работникам продолжительностью не менее 42 часов. Конкретная продолжительность этого вида отдыха зависит от вида рабочей недели и режима труда в организации (см. коммент. к ст. ст. 110, 111).

5. Нерабочие праздничные дни — это установленные ТК свободные от работы дни, посвященные выдающимся событиям или памятным традиционным датам (см. коммент. к ст. 112).

6. Отпуск как вид времени отдыха представляет собой определенное число свободных от работы календарных дней (помимо праздничных нерабочих дней), предоставляемых работникам для непрерывного отдыха и восстановления работоспособности с сохранением места работы (должности). Различаются ежегодные оплачиваемые отпуска (см. коммент. к ст. 114) и отпуска без сохранения заработной платы (см. коммент. к ст. 128).

Время отдыха при 12-часовом рабочем дне

Порядок предоставления времени отдыха при 12-часовом рабочем дне рассмотрим на примере установления скользящего графика, предусмотренного ст. 102 ТК РФ:

  1. Поскольку при 12-часовом рабочем дне невозможно соблюсти требование о 40-часовой рабочей неделе, работодатель вводит СУРВ и утверждает график сменности.
  2. Введение СУРВ и установление времени отдыха прописывается в правилах внутреннего распорядка предприятия.
  3. Законодатель не требует обязательного получения одобрения предлагаемого работодателем графика от профсоюза, в отличие от установления графика в режиме сменной работы.
  4. Работник имеет право на все виды отдыха, предусмотренные ТК РФ, кроме нерабочих праздничных дней, на которые выпала его смена. В связи с этим в графике должны учитываться перерывы на обед, обогрев, кормление ребенка, междусменные выходные часы/дни.
  5. Ночное время, попавшее на смену, на 1 час не сокращается, но оплачивается в повышенном размере.
  6. Исходя из положения, установленного п. 11 постановления от 24.09.1929, делается вывод, что после каждой 12-часовой смены работник должен отдыхать не меньше чем 24 часа и 1 раз в неделю не меньше 42 часов согласно ст. 110 ТК РФ.
  7. В ТК РФ нет запрета на назначение работника в 2 смены подряд при гибком режиме работе. Вторая смена будет считаться работой в выходной день, поэтому предварительно должно быть получено письменное согласие работника, а его труд за эти часы оплачивается в двойном размере.

Предоставление междусменного отдыха: требования законодательства

Понятие «междусменный отдых» раскрывается в ст. 107 ТК РФ. Кодекс не устанавливает его длительность, но декларирует необходимость введения такого периода на предприятиях с посменным режимом работы. работодателю следует ориентироваться на постановление главного государственного врача РФ от 26.05.2003 № 100: продолжительность отдыха между сменами должна быть вдвое больше времени, отработанного сотрудником накануне. Оно также включает в себя время, затраченное на обед. Меньший отдых (но не менее 8 часов) допустим только при чрезвычайной ситуации.

Основываясь на требованиях документа, можно сказать следующее:

  • если график труда на предприятии предусматривает 12-часовую рабочую смену, длительность отдыха между сменами составит 24 часа;
  • в случае работы в течение суток минимальная длительность междусменного отдыха — 48 часов.

Также при составлении графика работодателю следует помнить о требованиях приказа Минздравсоцразвития РФ от 13.08.2009 № 558н. Им утвержден порядок исчисления норм рабочего времени.

Если работники трудятся 40 часов в неделю и отдыхают 2 дня, их норма труда — 8 часов в день. Рассчитывается она так: 40 часов / 5 дней = 8 часов. Продолжительность междусменного отдыха при этом составит как минимум 16 часов.

Несколько иная ситуация на предприятиях, где рабочая неделя меньше 40 часов. В таком случае работодатель должен разделить недельную норму труда на 5 рабочих дней.

Ответственность за нарушение

Законодательство предусматривает наступление ответственности работодателя за нарушение длительности междусменных перерывов в работе трудящихся, в том числе водителей и медицинских работников. В частности, кодекс об административных нарушениях предполагает за несоблюдение минимальной продолжительности перерывов между сменами водителей, установленной законом, штраф для руководителя предприятия в размере до 3000 рублей. В дополнение к этому такое нарушение можно рассматривать как несоблюдение требований и условий, необходимых для получения лицензии. Поэтому оно способно привести к более серьезным последствиям вплоть до лишения организации лицензии на осуществление автотранспортных перевозок.

С 2017 г. предполагается ужесточение штрафных санкций за нарушение режима труда и отдыха водителей.

Водители, которые не обязаны соблюдать режим труда

Нормативные документы содержат перечень водителей, которые являются исключениями. То есть указанные водители не обязаны соблюдать режим труда и отдыха. И в данный перечень внесено несколько изменений:

2. Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе эвакуации пострадавших при чрезвычайных ситуациях, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (далее — водители).

1. Настоящий документ устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, управление которыми входит в их трудовые обязанности, и водителей автомобилей, являющихся индивидуальными предпринимателями и осуществляющих управление автомобилем самостоятельно (далее — водители), за исключением водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, водителей, занятых на международных перевозках, водителей, осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающих на дороги общего пользования, водителей легковых автомобилей ведомственной охраны, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении чрезвычайных ситуаций, водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.

Читайте также:  Штрафы ГИБДД за движение по выделенной полосе общественного транспорта

Рассмотрим все изменения по пунктам:

1. Изменились правила, относящиеся к автомобилям, использующимся при режиме чрезвычайной ситуации (ЧС). Ранее режим труда и отдыха допускалось не соблюдать только автомобилям, задействованным в эвакуации пострадавших. В новой редакции это понятие расширено и теперь в исключения попадают любые автомобили, задействованные в ликвидации последствий ЧС, либо занимающиеся предупреждение СЧ.

2. Из списка исключены водители, работающие в составе вахтовых бригад. До 31 декабря 2020 года такие водители могли не соблюдать режим труда и отдыха, а с 1 января 2021 года для них придется составить графики работы, отвечающие всем требованиям.

3. В перечень исключений добавлены несколько новых групп транспортных средств:

  • Служебные легковые автомобили органов государственной власти и органов местного самоуправления. Ранее для этой группы транспортных средств позволялось увеличить продолжительность рабочего дня, а с 1 января 2021 года режим работы водителей вообще не будет контролироваться.
  • Автомобили, работающие на территории предприятия без выезда на дороги общего пользования.
  • Легковые автомобили ведомственной охраны.
  • Автомобили органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность.
  • Военные автомобили.

Особенности увеличения продолжительности рабочего времени до 12 часов

Напомню, что при суммированном учете рабочего времени максимальная продолжительность рабочего времени водителя составляет 10 часов. Однако в некоторых ситуациях время может быть увеличено до 12 часов:

12. Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозки на инкассаторских автомобилях, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.

Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций, перевозки на инкассаторских автомобилях, перевозки на легковых такси, а также водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов.

Во-первых, в данном пункте убрали ограничение на время управления автомобилем в течение рабочего дня, которое ранее составляло 9 часов. Однако это, опять же, не означает, что водитель может все 12 часов провести за рулем. Просто ограничение по времени управления перенесено в пункт 10 нового документа.

Во-вторых, из данного пункта убрали:

  • перевозки в пределах предприятия;
  • легковые автомобили органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Напомню, что водители этих транспортных средств с 1 января 2021 года могут вообще не соблюдать требования режима труда и отдыха (об этом речь шла выше).

В-третьих, в данный пункт добавили:

  • водителей, работающих вахтовым методом.

Другой комментарий к Ст. 301 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Режим труда и отдыха, о котором говорится в названии ст. 301 ТК, является режимом рабочего времени и времени отдыха по терминологии ст. 100.

Особенности такого режима при вахтовом методе (учитывая особый характер работы) регламентируются не только ст. 301, но и подзаконными нормативными правовыми актами в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (ч. 2 ст. 100 ТК РФ).

В настоящее время таким специальным актом остаются Основные положения, которыми урегулирован ряд вопросов (см. комментарий ниже), не нашедших отражения в гл. 47.

2. График работы на вахте является главным локальным документом, регулирующим рабочее время и время отдыха в пределах учетного периода. Поэтому при его утверждении законодатель требует учесть мнение представителя работников — органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном ст. 372 для принятия локальных нормативных актов.

Изменение в ч. 1 ст. 301 ТК РФ устранило имевшееся ранее несогласование между ст. ст. 301, 297 и 372, за одним исключением: в последних двух статьях речь идет о выборном органе, а в ст. 301 ТК РФ — просто об органе. Полагаю, здесь имеет место ошибка в законодательной технике и нужно исходить из ст. ст. 297 и 372 ТК, учитывая мнение выборного органа первичной профсоюзной организации.

При отсутствии такого органа работодатель вправе утвердить график работы на вахте самостоятельно.

3. Вопрос о графиках работы на вахте (особенно если они уже устоялись) можно решать не специальным отдельным документом, а в положении о вахтовом методе — локальном нормативном акте (см. комментарий к ч. 3 ст. 297 ТК РФ).

4. С учетом ст. ст. 300 и 301 гл. 47, общих норм ТК РФ (сконцентрированных главным образом в разделах IV и V) и соответствующих норм Основных положений при установлении режимов рабочего времени и времени отдыха при работе вахтовым методом необходимо руководствоваться, в частности, нижеследующим:

— общая продолжительность рабочего времени за учетный период, предусматриваемая графиком работы на вахте, не должна превышать нормального числа рабочих часов, установленного ТК РФ (об их расчете см. ст. 300 ТК РФ);

— продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать 12 часов (п. 4.2 Основных положений);

— работа в течение двух смен подряд запрещается (ч. 5 ст. 103 ТК РФ);

— продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха с учетом перерывов для отдыха и питания может быть уменьшена до 12 часов (п. 4.3 Основных положений); о междусменном отдыхе см. также ст. 299 ТК;

— число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца (ч. 1 ст. 111 и п. 4.3 Основных положений), на основании чего выходные дни должны предоставляться лишь в среднем за каждую рабочую неделю, а не обязательно в течение каждой календарной недели;

— выходные дни могут приходиться на любые дни недели (п. 4.3 Основных положений).

5. Если графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие (ч. 4 ст. 103 ТК РФ), то график работы на вахте — не позднее чем за два месяца, о чем прямо сказано в ч. 1 ст. 301 ТК РФ.

6. В соответствии с п. 4.2 Основных положений график работы на вахте утверждается, как правило, на год, независимо от продолжительности периода суммированного учета рабочего времени.

7. В течение работы на вахте продолжительность рабочего дня (смены) может графиком изменяться, например уменьшаться на 2 — 3 часа в начальный период для снятия утомления, вызванного перелетом (переездом), или сокращения сроков перехода к интенсивному высокопроизводительному труду в новых природно-климатических условиях.

На практике применяют также графики работы на вахте, которые предусматривают уменьшение продолжительности рабочего дня (смены) в начале и конце недели и увеличение его в середине недели.

Уменьшение продолжительности рабочего дня (смены) возможно также в целях компенсации имеющейся переработки.

8. Графики работы на вахте могут быть как общими для работников всей организации, отдельных ее подразделений, так и индивидуальными.

Последние (индивидуальные), например, используются на практике для учета специфики работы, связанной с обеспечением:

— преемственности руководящего инженерно-технического и управленческого персонала путем отражения в графике соответствующего времени на прием-передачу объемов работ и дел руководителями структурных подразделений и мастерами (прорабами);

— сохранности материальных ценностей посредством выделения в графике резерва времени на передачу ценностей;

— передачи соответствующих транспортных средств, приспособлений, механизмов и агрегатов с помощью совмещения графиков (обычно суточных) для механизаторов и водителей различных вахтовых смен;

— соблюдения правил, регламентирующих продолжительность вахт и применение суммированного учета рабочего времени, при фактических отклонениях от общего (обычного) графика работы на вахте, например при заболевании работника и вывозе его на лечение до окончания вахты или сверхурочной работе, компенсируемой дополнительными днями отдыха в соответствии со ст. 152 ТК РФ.

9. При неполном времени работы в учетном периоде или на вахте (в связи с болезнью, пребыванием в отпуске, привлечением к исполнению государственных или общественных обязанностей и т.п.) из установленных графиком норм вычитаются рабочие часы по календарю, приходящиеся на дни отсутствия на работе (п. 4.5 Основных положений).

10. Конкретные графики работы на вахте, применяемые до сих пор на практике в строительстве, нефтяной и газовой промышленности, в геологии, можно найти в кн.: Кривой В.И. Вахтовый метод: правовые вопросы. М., 1989.

Читайте также:  Как получить квартиру чернобыльцу от государства в 2021 году

11. Начало формулировки ч. 2 ст. 301 ТК РФ («в указанном графике предусматривается время») неудачно, ибо создает впечатление, будто бы в графике работы на вахте должно указываться только это время. Между тем в графике содержится значительное количество других характеристик рабочего времени и времени отдыха: продолжительность смены, еженедельный отдых и т.д. (см. комментарий выше).

12. «Время, необходимое для доставки работников на вахту и обратно», о котором говорится в первом предложении ч. 2 ст. 301 ТК, определяется в графике работы на вахте с учетом расписания движения соответствующих видов транспорта.

Указанное время названо во втором предложении ч. 2 ст. 301 ТК РФ «днями нахождения в пути к месту работы и обратно», в ч. 1 ст. 302 ТК РФ — «днями нахождения в пути от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно», а в ч. 8 ст. 302 — «каждый день нахождения в пути от места расположения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно». Такая «разноголосица» требует внесения в перечисленные нормы соответствующих изменений.

Юридическая суть этих формулировок одинакова, однако наиболее точной является формулировка, содержащаяся в ч. 1 ст. 302 ТК РФ. Ее и следует использовать в локальном нормотворчестве, например при разработке и утверждении положения о вахтовом методе у конкретного работодателя.

13. Хотя дни нахождения в пути к месту работы и обратно в рабочее время не включаются (второе предложение ч. 2 ст. 301 ТК РФ), за эти дни вахтовику выплачиваются специальная надбавка за работу вахтовым методом и дневная тарифная ставка, часть оклада (должностного оклада) за день работы (дневная ставка) в соответствии с ч. ч. 1 и 8 ст. 302 (см. комментарий к ней).

14. Новые редакции ч. ч. 3 и 4 ст. 301 ТК РФ впервые легализовали на уровне ТК РФ категорию «междувахтовый отдых». В соответствии с ними междувахтовый отдых — это дополнительные дни отдыха (на практике их часто называют отгулами) за переработку рабочего времени в пределах графика работы на вахте, предоставляемые в рамках учетного периода по специальному расчету.

Иными словами, междувахтовый отдых — это своеобразный отпуск, предоставляемый, как правило, не ежегодно, а несколько раз в году (в зависимости от количества в нем учетных периодов) за переработанное рабочее время согласно графику работы на вахте в каждом периоде суммированного учета. Специфика этого отпуска имеется и в его оплате — не по среднему заработку как установлено для обычных отпусков, а в размере дневной тарифной ставки, дневной ставки (части оклада (должностного оклада) за день работы).

Воспользуемся условиями примера №1.

Оператор буровой установки в вахту работает:

4 недели x 10 ч. x 6 дн.= 240 часов.

Нормальная продолжительность рабочей недели составляет 40 часов:

4 недели х 40 ч. = 160 часов.

То есть переработка у работника составляет:

240 часов – 160 часов = 80 часов.

Сама переработка оплате не подлежит, за нее работнику-вахтовику предоставляется междувахтовый отдых (ст.301 ТК РФ, Определение КС РФ от 29.09.2015 г. №1883-О). Каждый день отдыха в связи с переработкой рабочего времени в пределах графика работы на вахте (то есть день междувахтового отдыха) оплачивается в размере дневной тарифной ставки, дневной ставки (части оклада (должностного оклада) за день работы), если более высокая оплата не установлена коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором (ч.3 ст.301 ТК РФ).

Переводим часы переработки работника в дни:

80 часов : 8 часов = 10 дней.

На практике бывает, что количество дней переработки получается дробным.

Начало рабочей смены у оператора буровой установки – 5 декабря 2016 г.

За вахтовый период (3 недели, 3 выходных дня, выходной день — воскресенье) будет отработано 18 рабочих дней. Продолжительность смены – 10 часов.

За период вахты сотрудник отработает:

3 недели x 10 ч. x 6 дн.= 180 часов.

При обычном режиме норма рабочего времени составит:

3 недели х 40 ч. = 120 часов.

То есть переработка составляет:

180 часов – 120 часов = 60 часов.

Продолжительность междувахтового отдыха составит:

60 часов/8 часов = 7,5 дней.

Дробная часть числа дней (0,5) будет накапливаться в течение календарного года и впоследствии суммироваться до целых рабочих дней с последующим предоставлением дополнительных дней междувахтового отдыха (ч.4 ст. 301 ТК РФ).

Исключения для водителей

Существует возможность разделения рабочего времени для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах на 2 части. При этом перерыв назначается не позже, чем через пять часов после начала рабочего времени. Длительность перерыва составляет не более трех часов.

При этом время отдыха и питания в перерыв не включается.

Предлагаем ознакомиться Обжалование решения судебных приставов образец

Действия водителя Фактическое время Рабочее время
Управление автобусом 4 часа 4 часа
Перерыв 2 часа
Обед 2 часа
Управление автобусом 4 часа 4 часа
Итого 12 часов 8 часов

Данная схема может использоваться, например, чтобы водитель автобуса привозил работников предприятия и развозил их по домам. При этом первая часть рабочего времени с 7:30 до 11:30, чтобы доставить работников к 9 часам, а вторая часть рабочего времени с 15:30 до 19:30, чтобы развезти работников, окончивших смену в 18 часов.

Междусменный отдых при суммированном учете рабочего времени

Междусменный отдых как разновидность времени, предоставляемого работнику на собственное усмотрение, оговорен в ст. 107 ТК РФ.

В трудовом законодательстве не содержится норм, устанавливающих длительность и правила предоставления междусменного отдыха конкретно при суммированном учете рабочего времени, да и при других режимах тоже.

Однако по настоящее время действует п. 11 постановления СНК СССР «О рабочем времени…» от 24.09.1929, согласно которому после смены должен быть перерыв, продолжительность которого должна превышать продолжительность отработанной смены как минимум в 2 раза.

Это правило распространяется на все режимы, при которых имеются смены.

Согласно ч. 1 ст. 104 ТК РФ суммированный учет рабочего времени (СУРВ) вводится тогда, когда работодатель не может соблюсти требования по дневной/недельной норме трудочасов. Частными случаями СУРВ являются:

  • гибкий график;
  • сменная работа.

Таким образом, время отдыха между сменами при СУРВ не зависит от того, какой режим установлен на предприятии в целом или для конкретного работника. Оно устанавливается с учетом требований гл. 18 ТК РФ.

Для некоторых профессий имеются требования по длительности времени отдыха при СУРВ независимо от режима. Например, согласно п. 25 приказа Минтранса России от 20.08.2004 № 15 организации, ведущие СУРВ, должны предоставлять водителям на отдых не меньше 12 часов.

Время отдыха при 12-часовом рабочем дне

Порядок предоставления времени отдыха при 12-часовом рабочем дне рассмотрим на примере установления скользящего графика, предусмотренного ст. 102 ТК РФ:

  1. Поскольку при 12-часовом рабочем дне невозможно соблюсти требование о 40-часовой рабочей неделе, работодатель вводит СУРВ и утверждает график сменности.
  2. Введение СУРВ и установление времени отдыха прописывается в правилах внутреннего распорядка предприятия.
  3. Законодатель не требует обязательного получения одобрения предлагаемого работодателем графика от профсоюза, в отличие от установления графика в режиме сменной работы.
  4. Работник имеет право на все виды отдыха, предусмотренные ТК РФ, кроме нерабочих праздничных дней, на которые выпала его смена. В связи с этим в графике должны учитываться перерывы на обед, обогрев, кормление ребенка, междусменные выходные часы/дни.
  5. Ночное время, попавшее на смену, на 1 час не сокращается, но оплачивается в повышенном размере.
  6. Исходя из положения, установленного п. 11 постановления от 24.09.1929, делается вывод, что после каждой 12-часовой смены работник должен отдыхать не меньше чем 24 часа и 1 раз в неделю не меньше 42 часов согласно ст. 110 ТК РФ.
  7. В ТК РФ нет запрета на назначение работника в 2 смены подряд при гибком режиме работе. Вторая смена будет считаться работой в выходной день, поэтому предварительно должно быть получено письменное согласие работника, а его труд за эти часы оплачивается в двойном размере.

Таким образом, время отдыха при 12-часовой рабочей смене или смене иной продолжительности устанавливается исходя из общих правил гл. 18 ТК РФ. Небольшие особенности имеются в режимах сменной работы или скользящего графика. А вот в отношении времени отдыха при СУРВ в ТК РФ каких-либо примечаний не имеется, но их можно найти в положениях, регулирующих деятельность конкретных специалистов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *