Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бюджетная классификация на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как видно из установленных Правил заказчик обязан применять КТРУ при «осуществлении закупки». Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ под закупкой понимается совокупность действий заказчика, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд. Важно отметить, что закупка начинается с определения поставщика (прим.: с размещения в ЕИС извещения о проведении конкурентной процедуры или с заключения заказчиком контракта с единственным поставщиком) и завершается исполнение обязательств сторонами контракта.
КТРУ, лоты, закупка систем (комплексов)
КТРУ никак не влияет на формирование лотов. Соответственно продукция, включенная и не включённая в КТРУ, может быть объединена в один лот при условии, что такое объединение не приведет к ограничению числа участников закупки (существует функционирующий рынок в отношении предмета закупки). При этом описание продукции, включенной в состав единого лота, но подпадающей под действие КТРУ, должно составляться в соответствии с КТРУ. Укрупнение лота в данном случае не должно исключать применение КТРУ. Приведем следующий пример.
Заказчик планирует осуществить закупку «автоматизированных рабочих мест». Фактически закупается поставка компьютеров в сборе. Автоматизированные рабочие места не содержатся в КТРУ, однако составные элементы таких рабочих мест (монитор, системный блок, клавиатура, мышь) в КТРУ есть. Следовательно, при составлении технического задания заказчику необходимо указать предмет закупки как «поставка автоматизированных рабочих мест», которые включают в себя «монитор, подключаемый к компьютеру» (+ описание в соответствии с КТРУ), «системный блок» (+ описание в соответствии с КТРУ) и т.д.
КТРУ и ОКПД2 — взаимосвязь классификаторов
Близким по функциональному значению выступает классификатор ОКПД2. Поэтому у участников торгов могут возникать вопросы, что это за КТРУ и зачем он нужен, если есть проверенный временем ОКПД2. Тем более, что КТРУ сделан на основании ОКПД2. Каждая позиция в КТРУ имеет соответствующий код по ОКПД2.
Но обязательность применения в закупках по 44-ФЗ закреплена за КТРУ. Каталог КТРУ содержит не только наименование, но и описание товарных позиций и их комплектацию.
A | Продукция сельского, лесного и рыбного хозяйства |
B | Продукция горнодобывающих производств |
C | Продукция обрабатывающих производств |
D | Электроэнергия, газ, пар и кондиционирование воздуха |
E | Водоснабжение; водоотведение, услуги по удалению и рекультивации отходов |
F | Сооружения и строительные работы |
G | Услуги по оптовой и розничной торговле; услуги по ремонту автотранспортных средств и мотоциклов |
H | Услуги транспорта и складского хозяйства |
I | Услуги гостиничного хозяйства и общественного питания |
J | Услуги в области информации и связи |
K | Услуги финансовые и страховые |
L | Услуги, связанные с недвижимым имуществом |
M | Услуги, связанные с научной, инженерно-технической и профессиональной деятельностью |
N | Услуги административные и вспомогательные |
O | Услуги в сфере государственного управления и обеспечения военной безопасности; услуги по обязательному социальному обеспечению |
P | Услуги в области образования |
Q | Услуги в области здравоохранения и социальные услуги |
R | Услуги в области искусства, развлечений, отдыха и спорта |
S | Услуги общественных организаций; прочие услуги для населения |
T | Товары и услуги различные, производимые домашними хозяйствами для собственного потребления, включая услуги работодателя для домашнего персонала |
U | Услуги, предоставляемые экстерриториальными организациями и органами |
Если нет такой позиции
КТРУ в госзакупках — это перечень позиций, которые, с точки зрения закона, обязательны для использования заказчиками при совершении этих, а также муниципальных закупок.
Вместе с тем каталог товаров и услуг для госзакупок и приобретений для муниципальных нужд пока пребывает в стадии наполнения. Немалое количество позиций в нём ещё отсутствует.
Чтобы узнать наименования и характеристики подобных объектов, требуется:
- прибегнуть к помощи классификатора ОКПД-2, откуда следует взять код и наименование товара или услуги;
- во время разработки техзаданий заказчик, используя общепринятые единицы измерения, условные обозначения и наименования, обязан руководствоваться при этом нормами, указанными в статьях 22 и 33 ФЗ №44.
Аббревиатура КТРУ, расшифровка которой уже не требуется тем, кто занимается производством и закупкой товаров, работ и услуг, предназначенных для удовлетворения государственных и муниципальных потребностей, становится всё более знакомой и привычной. Без этого узаконенного перечня сегодня невозможна никакая деятельность в данной сфере.
Найдите позицию в КТРУ
В техническом задании укажите назначение объекта закупки, его технические и эксплуатационные характеристики. Закон дает два универсальных приема описания объекта закупки: характеристика товара и соответствие техническим регламентам, ГОСТам и стандартам.
Характеристики товара необходимо брать из КТРУ. У позиций КТРУ по каждому товару есть дата включения в каталог, а значит, есть и обязательная дата применения сведений КТРУ в закупках. Видно, что позиция каталога «Ноутбук» обязательна к применению с 13 марта 2021 года. Это значит, что все заказчики, которые намерены закупить ноутбуки по коду КТРУ 26.20.11.110-00000001, с марта 2021-го обязаны использовать в ТЗ характеристики каталога.
Требования к описанию объекта закупки изложены в статье 33 Закона № 44-ФЗ. К примеру, в первую очередь вы пишете, что товар должен быть новым. Это общее правило для поставляемого товара. Вывод следует из пункта 7 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.
Описание объекта закупки содержит функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики. Участник закупки должен понимать, какой товар нужен, — просто наименования, например, «стол» или «говядина», будет недостаточно.
Шаг 2.
Предусмотрите нацрежим
Идентифицируйте, попадает ли товар под действие нацрежима и войдет ли он в квоту по постановлению № 2014. В постановление № 878 входит вся 26-я группа товаров, а значит, и ноутбуки тоже.
Нацрежим, то есть ограничения по постановлению № 878, необходимо установить в документации. Кроме того, убедиться, что товар есть в реестре радиоэлектроники. Требования нацрежима устанавливаем в информационной карте документации. Важно убедиться, что ноутбуки, на которые заказчик формирует ТЗ, попадут в квоту.
Иначе придется брать другой код и заново подбирать характеристики.
Шаг 6.
ПРИМЕНЕНИЕ КАТАЛОГА ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ
Нравится это или нет, закон есть, и его надо выполнять. Остается понять – как.
Бытует мнение, что для ведения номенклатуры товара необходима товароучетная (ТУ) программа. На самом деле это не так. По закону использовать ТУ сервис необязательно. Достаточно просто завести каталог товаров в кассе. Такие кассовые решения особенно актуальны для небольшого бизнеса. Ведь по-старинке некоторые предприниматели продолжают вести учет в тетрадях и в таблицах Excel, несмотря на то, что сервисы для автоматического подсчета остатков давно перестали быть роскошью и вполне доступны по цене.
Но об этом мы поговорим позже. Давайте сначала разберемся, как же завести базу товаров в кассе, если ее там никогда не было.
База товаров в кассе уже создана, давайте учится вносить наименование в чек при продаже.
При регистрации онлайн-кассы практически все необходимые реквизиты кассового чека занесены в ККТ, поэтому останется вводить только несколько реквизитов: наименование товара, его количество, цену. Указывает номенклатуру в чеке конечно же кассир при формировании этого фискального документа.
Если вы внимательно прочитали предыдущие разделы, скорее всего сделали вывод о том, с каким видом кассы лучше всего связать свою судьбу. Здесь мы поговорим не просто о смарт-терминалах, а о нюансах, по которым они друг от друга отличаются с точки зрения работы с номенклатурой.
-
Ввод номенклатуры и в самой кассе, и в личном кабинете. Увы, в некоторых кассах вы встретите либо первый, либо второй вариант. На самом деле удобно, когда есть оба. Ведь иногда кассиру несподручно останавливать торговлю и нужно, чтобы новые позиции внес другой сотрудник, например, товаровед. Ведь зайти в ЛК кассы можно с любого устройства. Даже с телефона.
-
Обращайте внимание на возможность редактировать карточки товаров в самой кассе, а не только в личном кабинете. Тогда провести небольшую корректировку сможет кассир. Так гораздо быстрее.
Опять же эта опция есть только на некоторых ККТ, в том числе на смарт-терминалах МТС Кассы. -
Большим плюсом будет наличие в кассе дополнительного справочника товаров. Если при сканировании штрих-кода касса не нашла товар в каталоге (забыли завести позицию), она “подцепит” его из своего справочника и создаст карточку для нового товара.
МТС Касса работает с собственным глобальным справочником товаров (ГСТ). -
В современных смарт-терминалах, но далеко не во всех, есть специальная панель с избранными товарами. Если она есть – это дополнительный плюс к удобному поиску. Штрих-коды есть не на всех ходовых позициях. А с этой панели вы быстро занесете такой товар в чек.
Особенность касс МТС в том, что такая панель здесь с картинками, поэтому скорость нахождения товара гарантированно космическая. -
Даже если платный товароучетный сервис вам сейчас не нужен, онлайн касса с ним лучше, чем без него. Это задел на перспективу – если вдруг ваш бизнес вырастет, у вас будет возможность подключить ТУ сервис. Поверьте, пользы в нем немало, а по цене очень даже доступно.
Товароучетная система в кассы МТС уже встроена, подключайте ее в любой момент. -
Когда товары в каталоге создаются с нуля, удобнее переносить их из таблиц Excel массово, а не по одному. Загрузить товары из таблиц Excel можно только через Личный кабинет кассы, поэтому должна быть возможность работать с файлами Excel.
-
Если вы реализуете товары с обязательной маркировкой, обратите внимание на интеграцию кассы с ЭДО.
Самыми удобными для работы с номенклатурой будут смарт-терминалы и фискальные регистраторы (при условии хорошей кассовой программы). В них можно без проблем самостоятельно вносить необходимые данные. С автономными кассами все сложнее – зачастую для ввода номенклатуры не обойтись без приглашения специалиста и остановки продаж. А это потеря выручки и дополнительные затраты на оплату услуг.
МТС Касса – это готовое решение для любого бизнеса, соответствующее всем требованиям 54-ФЗ. О преимуществах смарт-терминалов МТС мы уже неоднократно упоминали по ходу статьи. Осталось сказать немногое:
-
оффлайн-режим работы – касса выбьет чек даже без сети интернет, а при появлении связи сама отправит данные в ОФД;
-
автоматическое и бесплатное обновление в соответствии с 54-ФЗ;
-
круглосуточная техподдержка;
-
поддержка приема быстрых платежей, то есть вы сможете принимать безналичную оплату без подключения терминала эквайринга и платить за комиссию всего 0,4-0,7%;
-
функционала здесь гораздо больше, чем требует закон. Он доступен даже в базовом тарифе;
-
много разных фишек для удобной работы с номенклатурой;
-
есть специальное приложение для руководителя, с которым он контролирует торговлю со смартфона.
С 1 сентября открыта подписка на первое полугодие 2021 года
- Все изменения в законодательстве из-за коронавируса
- Антикризисные меры: как сохранить бизнес в период COVID-19
- Запреты и ограничения из-за эпидемии
- Все изменения по проверкам организаций
- Как организовать удаленную и офисную работу во время коронавируса
- Переносы сроков по налогам и сборам
- Как снизить страховые взносы до 15%
- Налоговые каникулы и другие меры поддержки организаций
- Получите доступ на 2 дня ко всем материалам К+
- Сейчас
- Вчера
- Неделя
- Сутки
- Неделя
- Месяц
Будучи сведённым в систему списком всех товаров, работ и услуг, приобретаемых государственными и муниципальными заказчиками, КТРУ предназначен для приведения к общим стандартам наименований и обозначения закупочных объектов.
Данный процесс гарантирует, что каждый объект, приобретаемый для государственных и муниципальных потребностей, во всех необходимых документах будет зафиксирован единообразно. Это полностью исключает любые разночтения и страхует от ситуаций, когда обозначение объекта не даёт исчерпывающей информации о нём.
КТРУ госзакупок и муниципальных приобретений представляет собой перечень, каждая отдельная строка которого несёт информацию о товаре с присвоением ему индивидуального кода. При необходимости схожие позиции объединяются в наборы по близкому ассортименту.
Каждый код формируется единообразно и расшифровывается однозначно, где:
- Первые 9 цифровых знаков аналогичны коду объекта, фигурирующего в ОКПД-2. В случае, если позиция отображает подгруппу товаров или вид продукции, недостающие цифры замещаются нулями.
- Разряды, занимающие в коде места с 10 по 15, представляют собой номера ассортиментных наборов и указываются в возрастающем порядке. При непопадании объекта ни в один ассортиментный набор его порядковый номер обозначается в виде «000000».
- 16 цифра в коде обозначает тип предназначенного к закупке объекта. При этом товар обозначается как «1», работа представлена цифрой «2», а услуги кодируются цифровым знаком «3».
- Разряды от 17 до 21 отведены под порядковые номера, соответствующие кодам из ОКПД-2.
Сформированные таким образом коды КТРУ дают возможность быстро и точно идентифицировать необходимый объект и легко его находить.
Код КТРУ должен фигурировать во всех документах, обозначенных в Постановлении правительства РФ №145.
С начала 2018 г. КТРУ обязательно должен применяться в документах, представленных:
- план-графиками и планами закупок;
- формами, обосновывающими реализацию закупки;
- приглашениями участникам закупок;
- документами, сопровождающими проводимую закупку;
- контрактами;
- контрактными реестрами;
- отчётами об выполнении договоров.
Инструкция: как работать с каталогом КТРУ
XX | класс |
XX.X | подкласс |
XX.XX | группа |
XX.XX.X | подгруппа |
XX.XX.XX | вид |
XX.XX.XX.XX0 | категория |
XX.XX.XX.XXX | подкатегория |
Классификатор ОКПД2 Российской Федерации не должен противоречить данным КПЕС 2008 (Классификатору продукции Европейского союза). И для их соответствия в классификаторе присутствует разделение точкой между знаками кода. Самые крупные разделы имеют буквенное обозначение на латинице. Если в ОКПД2 присутствует большее количество уровней вложенности по сравнению с Европейским классификатором, то точкой разделяются также шестой и седьмой знаки.
Код окпд 2 классификатор 2021 с поиском
- п.9. Правил использования ПП 145при осуществлении закупки, предусмотренной планом-графиком закупок, который утвержден до наступления даты начала обязательного применения соответствующей позиции каталога, заказчик вправе руководствоваться п.7 Правил использования ПП 145.
В случае внесения изменений в план-график закупок в части закупки, в отношении объекта которой наступила дата начала обязательного применения соответствующей позиции каталога, информация в плане – графике закупок, форме обоснования закупок по такой закупке указывается согласно соответствующей позиции каталога.
КТРУ представлен систематизированным перечнем описаний товаров, работ или услуг, то есть объектов закупки, сформированном на основании классификатора ОКПД-2. Его разработкой занимается Министерство финансов России.
Назначение КТРУ – это стандартизация описаний и наименований объектов. Следовательно, во всех объектах закупки заказчика он будет прописан, благодаря чему исключения неточности описания и ситуации, когда исполнитель не совсем понимает из описания, что заказчик хочет приобрести.
Важно знать, что за основу при формировании наименований позиций каталога используется справочник ОКПД-2. Каталог представлен рубриками, объединяющими товары, работы и услуги по потребительским характеристикам.
Для определения необходимого кода пользователь должен перейти в релевантную группу ТРУ. В ней каждому объекту присвоены следующие характеристики:
- Кодовое обозначение из 21 разряда.
- Дата внесения в КТРУ.
- Общее наименование предмета заказа.
- Код по ОКПД-2.
- Единица измерения.
- Дата начала и завершения использования кода из каталога.
- Эскизы, чертежи и рисунки ТРУ.
- Полная расшифровка всех свойств объекта.
- Сведения о действующих регламентах, технических особенностях и стандартах.
- Дополнительная информация справочного характера.
Для удобства поиск по каталогу можно проводить по коду ОКПД-2, наименованию, характеристикам, дате.
Каждый уникальный код в каталоге товаров, работ и услуг представлен комбинацией из 21 символа. Некоторые позиции объединяются в группы по схожести ассортимента. Расшифровка кода объекта в плане закупок:
- С 1 по 9 разряды – код из справочника ОКПД-2.
- С 10 по 15 – номер набора по возрастанию из ассортиментной группы. Если объекта нет ни в одном ассортиментном наборе – проставляются 0.
- 16 – кодовое обозначение по типу объекта закупки. Проставляется цифра 1, если объект – это товар, 2 – работа, 3 – услуга.
- С 17 по 21 – порядковый номер категории.
Каталог товаров, работ, услуг (КТРУ) включает в себя перечень товаров, работ, услуг, который сформирован на основе Общероссийского классификатора ОКПД2. Данный код соответствует коду ОКПД2 в формате ХХ.ХХ.ХХ.ХХХ (первые 9 разрядов). Последние 5 разрядов представляют собой порядковый номер позиции каталога ОКПД2. Таким образом, код из КТРУ включает в себя код ОКПД2, но не идентичен ему.
Код КТРУ представляет собой 21-значный код, состоящий из следующих разрядов:
разряды 1-9 – значения, соответствующие ОКПД2;
разряды 10-15 — это разряды, обозначающие порядковые номера ассортимента (если объект закупки не имеет разновидностей, то будет нулевое значение);
разряд 16 — вид закупаемого объекта (1 — товары; 2 — работы; 3 – услуги);
разряды 17-21 — номер по порядку из перечня ОКПД2.
КТРУ формируется на основании ОКПД2. Однако, ОКПД 2 не является определяющим при решении заказчиком вопроса о применении или не применении КТРУ, а также при решении вопроса о соответствии предложенной поставщиком продукции установленным требованиям. Например, участник закупки предлагает заказчику медицинское изделие, полностью отвечающее требованиям заказчика.
Вместе с тем, в государственном реестре медицинских изделий такое изделие может быть классифицировано по другому коду ОКПД2, чем тот код КТРУ, который был использован при формировании технического задания. Отличия в ОКПД2 в данном случае не препятствуют заказчику признать предложенную поставщиком продукцию соответствующей установленным требованиям.
Приведем еще один случай: заказчик закупает продукцию, отнесенную к определенному коду ОКПД 2, на основании которого построены соответствующие позиции КТРУ. Более того, наименование закупаемой продукции в КТРУ совпадает с предметом закупки. При этом заказчик может не использовать КТРУ вовсе, если в нем фактически отсутствует необходимая ему продукция (прим.: указанную ситуацию не нужно путать со случаем, когда заказчика просто не устраивают содержащиеся в КТРУ характеристики).
Например, заказчик планирует осуществить закупку монитора для компьютера. Цель закупки: организация видеонаблюдения, а не просто использование на настольном ПК. Соответственно монитор малого диаметра заказчику не подойдет, т.к. на приобретаемый монитор нужно выводить изображение с многочисленных видеокамер. В КТРУ минимальное значение по диагонали монитора установлено «42 дюйма».
Как правильно указать код позиции КТРУ в документации
- п.8. Правил использования ПП 145 при включении в состав одного лота (одного товара, работы, услуги) нескольких ТРУ, на которые в каталоге имеются подлежащие применению позиции каталога и на которые в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик руководствуется требованиями в отношении каждого такого ТРУ, на которые в каталоге имеется подлежащая применению позиция.
- п.9. Правил использования ПП 145при осуществлении закупки, предусмотренной планом-графиком закупок, который утвержден до наступления даты начала обязательного применения соответствующей позиции каталога, заказчик вправе руководствоваться п.7 Правил использования ПП 145.
В случае внесения изменений в план-график закупок в части закупки, в отношении объекта которой наступила дата начала обязательного применения соответствующей позиции каталога, информация в плане – графике закупок, форме обоснования закупок по такой закупке указывается согласно соответствующей позиции каталога.
Будучи сведённым в систему списком всех товаров, работ и услуг, приобретаемых государственными и муниципальными заказчиками, КТРУ предназначен для приведения к общим стандартам наименований и обозначения закупочных объектов.
Данный процесс гарантирует, что каждый объект, приобретаемый для государственных и муниципальных потребностей, во всех необходимых документах будет зафиксирован единообразно. Это полностью исключает любые разночтения и страхует от ситуаций, когда обозначение объекта не даёт исчерпывающей информации о нём.
КТРУ госзакупок и муниципальных приобретений представляет собой перечень, каждая отдельная строка которого несёт информацию о товаре с присвоением ему индивидуального кода. При необходимости схожие позиции объединяются в наборы по близкому ассортименту.
Каждый код формируется единообразно и расшифровывается однозначно, где:
- Первые 9 цифровых знаков аналогичны коду объекта, фигурирующего в ОКПД-2. В случае, если позиция отображает подгруппу товаров или вид продукции, недостающие цифры замещаются нулями.
- Разряды, занимающие в коде места с 10 по 15, представляют собой номера ассортиментных наборов и указываются в возрастающем порядке. При непопадании объекта ни в один ассортиментный набор его порядковый номер обозначается в виде «000000».
- 16 цифра в коде обозначает тип предназначенного к закупке объекта. При этом товар обозначается как «1», работа представлена цифрой «2», а услуги кодируются цифровым знаком «3».
- Разряды от 17 до 21 отведены под порядковые номера, соответствующие кодам из ОКПД-2.
Сформированные таким образом коды КТРУ дают возможность быстро и точно идентифицировать необходимый объект и легко его находить.
Код КТРУ должен фигурировать во всех документах, обозначенных в Постановлении правительства РФ №145.
С начала 2018 г. КТРУ обязательно должен применяться в документах, представленных:
- план-графиками и планами закупок;
- формами, обосновывающими реализацию закупки;
- приглашениями участникам закупок;
- документами, сопровождающими проводимую закупку;
- контрактами;
- контрактными реестрами;
- отчётами об выполнении договоров.
В случаях, когда заказчики по тем или иным причинам называют приобретаемые товары, услуги или работу чересчур неконкретно, дезориентируя поставщиков, а то и вводя их в заблуждение, на помощь приходит каталог в ЕИС.
Его использование позволяет поставить барьер на пути возможных некорректных действий со стороны заказчиков или поставщиков. Одновременно официально оформленный КТРУ ЕИС даёт возможность избежать недоразумений при добросовестном заблуждении одной из сторон осуществляемых операций.
Точность характеристик, даваемых объектам, которые присутствуют в КТРУ для госзакупки или для приобретения их в коммунальных целях, не позволяет ни одной из сторон необоснованно завышать или занижать требования к этим объектам. Кроме того, специализированный официальный информационный справочник, чем, по сути, является каталог в ЕИС, может и должен выступать критерием обоснованности цен, устанавливаемых при осуществлении закупок.
Взятые из каталога сведения заказчики при формировании техзаданий должны вносить в них начиная с даты, указанной в КТРУ. Преимущественно она наступает спустя месяц после включения данных в перечень.
КТРУ в госзакупках — это перечень позиций, которые, с точки зрения закона, обязательны для использования заказчиками при совершении этих, а также муниципальных закупок.
Вместе с тем каталог товаров и услуг для госзакупок и приобретений для муниципальных нужд пока пребывает в стадии наполнения. Немалое количество позиций в нём ещё отсутствует.
Чтобы узнать наименования и характеристики подобных объектов, требуется:
- прибегнуть к помощи классификатора ОКПД-2, откуда следует взять код и наименование товара или услуги;
- во время разработки техзаданий заказчик, используя общепринятые единицы измерения, условные обозначения и наименования, обязан руководствоваться при этом нормами, указанными в статьях 22 и 33 ФЗ №44.
Аббревиатура КТРУ, расшифровка которой уже не требуется тем, кто занимается производством и закупкой товаров, работ и услуг, предназначенных для удовлетворения государственных и муниципальных потребностей, становится всё более знакомой и привычной. Без этого узаконенного перечня сегодня невозможна никакая деятельность в данной сфере.
- Сейчас
- Вчера
- Неделя
- Сутки
- Неделя
- Месяц
В следующей статье мы расскажем о том, что изменится в закупках госкомпаний (федеральный закон 223-ФЗ) с 1 января 2021 года. Не пропустите!
- 20.07.2016 — Банковские гарантии по 44 и 223-ФЗ
- 16.01.2017 — Как обеспечить исполнение контракта по 223-ФЗ
- 11.01.2017 — Банковские гарантии исполнения контракта по 44-ФЗ
- 20.12.2016 — Обеспечение заявок по 44-ФЗ
- 01.11.2016 — Что такое закупки госкорпораций и госкомпаний
1) Наименование объекта закупки.
Пользователь каталога должен внести в документацию о закупке дословное определение объекта закупки, прописанное в КТРУ.
2) Единица измерения количества/объема ТРУ.
Код позиции КТРУ: как правильно указать в документации
КТРУ формируется на основании ОКПД2. Однако, ОКПД 2 не является определяющим при решении заказчиком вопроса о применении или не применении КТРУ, а также при решении вопроса о соответствии предложенной поставщиком продукции установленным требованиям. Например, участник закупки предлагает заказчику медицинское изделие, полностью отвечающее требованиям заказчика.
Вместе с тем, в государственном реестре медицинских изделий такое изделие может быть классифицировано по другому коду ОКПД2, чем тот код КТРУ, который был использован при формировании технического задания. Отличия в ОКПД2 в данном случае не препятствуют заказчику признать предложенную поставщиком продукцию соответствующей установленным требованиям.
Приведем еще один случай: заказчик закупает продукцию, отнесенную к определенному коду ОКПД 2, на основании которого построены соответствующие позиции КТРУ. Более того, наименование закупаемой продукции в КТРУ совпадает с предметом закупки. При этом заказчик может не использовать КТРУ вовсе, если в нем фактически отсутствует необходимая ему продукция (прим.: указанную ситуацию не нужно путать со случаем, когда заказчика просто не устраивают содержащиеся в КТРУ характеристики).
Например, заказчик планирует осуществить закупку монитора для компьютера. Цель закупки: организация видеонаблюдения, а не просто использование на настольном ПК. Соответственно монитор малого диаметра заказчику не подойдет, т.к. на приобретаемый монитор нужно выводить изображение с многочисленных видеокамер. В КТРУ минимальное значение по диагонали монитора установлено «42 дюйма».
КТРУ никак не влияет на формирование лотов. Соответственно продукция, включенная и не включённая в КТРУ, может быть объединена в один лот при условии, что такое объединение не приведет к ограничению числа участников закупки (существует функционирующий рынок в отношении предмета закупки). При этом описание продукции, включенной в состав единого лота, но подпадающей под действие КТРУ, должно составляться в соответствии с КТРУ. Укрупнение лота в данном случае не должно исключать применение КТРУ. Приведем следующий пример.
Заказчик планирует осуществить закупку «автоматизированных рабочих мест». Фактически закупается поставка компьютеров в сборе. Автоматизированные рабочие места не содержатся в КТРУ, однако составные элементы таких рабочих мест (монитор, системный блок, клавиатура, мышь) в КТРУ есть. Следовательно, при составлении технического задания заказчику необходимо указать предмет закупки как «поставка автоматизированных рабочих мест», которые включают в себя «монитор, подключаемый к компьютеру» (+ описание в соответствии с КТРУ), «системный блок» (+ описание в соответствии с КТРУ) и т.д.
Правила применения КТРУ лучше всего рассматривать на конкретных примерах. Бумага для принтеров как нельзя лучше подходит для этого, т.к. каждый заказчик ее закупает в том или ином объеме.
Предположим, что заказчику необходима бумага SvetoCopy формата А4 в упаковке 500 листов в пачке. На сайте одного из поставщиков данная бумага имеет следующие характеристики.
Еще одним часто встречающимся предметом закупки, включенным в КТРУ, является ГСМ. Рассмотрим применение КТРУ на примере закупки бензина АИ-95. Но в этот раз мы не будем приводить пример того, как правильно описать предмет закупки, а разберем те ошибки, которые обычно допускают заказчики. Указанные ошибки могут служить основанием для обжалования действий заказчика со стороны участников закупки. Итак, начнем.
КТРУ устанавливает следующие требования к наименованию, единицам измерения и характеристикам бензина.
КТРУ в госзакупках – расшифровка
В верхней части КТРУ размещена строка поиска, по которой можно осуществить быстрый переход к нужной позиции. Например, если известно ее точное наименование, код по ОКПД2 или какие-либо иные характеристики.
Также можно воспользоваться расширенным поиском, где можно указать:
- диапазон дат, когда позиция была включена в каталог;
- диапазон дат, когда ее необходимо применять;
- код ОКПД2;
- характеристики (функциональные, качественные эксплуатационные и либо технические, а также потребительские свойства объекта закупки).
Окно расширенного поиска по КТРУ
Упомянутое выше постановление № 145 обязывает заказчиков применять позиции каталога при составлении закупочных документов, а именно:
- плана и плана-графика закупок;
- формы обоснования закупки;
- извещения о закупке или приглашения принять в ней участие (для закрытых способов);
- закупочной документации;
- контакта;
- реестра контрактов;
- отчета об исполнении контракта или отдельного этапа;
- иных предусмотренным законом документов.
Обратите внимание! У каждой позиции каталога указана дата, с которой ее необходимо применять заказчикам. До этой даты они могут пользоваться сведениями каталога по желанию.
По мнению автора, разработчики данной поправки перемудрили с использованными формулировками в новой редакции Закона № 44-ФЗ о контрактной системы.
Так, в новой редакции Закона № 44-ФЗ о контрактной системе в отношении работ, услуг используется не формулировка, которая была в старых редакциях этого закона – «товар, используемый для выполнения работ, оказания услуг», а новая формулировка «товар, поставляемый заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг».
При этом старая формулировка «товар, используемый для выполнения работ, оказания услуг», которая использовалась в прежних редакциях 44-ФЗ, была однозначной и понятной для участников контрактной системы (заказчикам, участникам закупок, уполномоченным и контрольным органам):
– в ней речь идёт о том, что участник закупки указывает наименование страны происхождения товаров, используемых при выполнении работ, оказании услуг и перечисленных заказчиком в документации о закупке.
Будучи сведённым в систему списком всех товаров, работ и услуг, приобретаемых государственными и муниципальными заказчиками, КТРУ предназначен для приведения к общим стандартам наименований и обозначения закупочных объектов.
Данный процесс гарантирует, что каждый объект, приобретаемый для государственных и муниципальных потребностей, во всех необходимых документах будет зафиксирован единообразно. Это полностью исключает любые разночтения и страхует от ситуаций, когда обозначение объекта не даёт исчерпывающей информации о нём.
КТРУ госзакупок и муниципальных приобретений представляет собой перечень, каждая отдельная строка которого несёт информацию о товаре с присвоением ему индивидуального кода. При необходимости схожие позиции объединяются в наборы по близкому ассортименту.
Каждый код формируется единообразно и расшифровывается однозначно, где:
- Первые 9 цифровых знаков аналогичны коду объекта, фигурирующего в ОКПД-2. В случае, если позиция отображает подгруппу товаров или вид продукции, недостающие цифры замещаются нулями.
- Разряды, занимающие в коде места с 10 по 15, представляют собой номера ассортиментных наборов и указываются в возрастающем порядке. При непопадании объекта ни в один ассортиментный набор его порядковый номер обозначается в виде «000000».
- 16 цифра в коде обозначает тип предназначенного к закупке объекта. При этом товар обозначается как «1», работа представлена цифрой «2», а услуги кодируются цифровым знаком «3».
- Разряды от 17 до 21 отведены под порядковые номера, соответствующие кодам из ОКПД-2.
Сформированные таким образом коды КТРУ дают возможность быстро и точно идентифицировать необходимый объект и легко его находить.
Код КТРУ должен фигурировать во всех документах, обозначенных в Постановлении правительства РФ №145.
С начала 2018 г. КТРУ обязательно должен применяться в документах, представленных:
- план-графиками и планами закупок;
- формами, обосновывающими реализацию закупки;
- приглашениями участникам закупок;
- документами, сопровождающими проводимую закупку;
- контрактами;
- контрактными реестрами;
- отчётами об выполнении договоров.