Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Осмотр автомобиля страховой компанией и без ее участия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Нередко возникают ситуации, когда автовладельцы оказываются не согласны с оценкой повреждений. Вы можете провести собственную независимую экспертизу. Для этого необходимо найти подходящую организацию, которая проведет осмотр, письменно уведомить об этом страховую компанию и виновника не менее чем за три дня до экспертизы (явятся они на осмотр или нет — не так важно) и, собственно, оценить ущерб.
Единая методика обязательна для применения экспертами страховщика при расследовании последствий ДТП. Это собрание требований к порядку проведения экспертиз и методикам расчета. Там же установлены типовые коэффициенты пробега и износа. Утвержден документ в 2014 г. Несмотря на то, что в названии методики используется заглавие одного документа, она связывает три:
- «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» N 432-П.
- «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» N 433-П.
- Электронная база стоимости запчастей.
Всего в документе 7 глав и 10 приложений-справочников. В главах подробно изложен порядок экспертиз после ДТП, процесс установки характера дефектов, описаны алгоритмы расчетов стоимости ремонта. В справочниках изложены:
- № 1 — требования к проведению фотосъемки;
- № 2–3 — перечень типовых повреждений и рекомендации производителей по ремонту кузова (иномарки);
- № 4 — цены на запасные части по регионам. Всего определено 13 зон, в каждой из которых действуют свои цены. Например, запчасти в Санкт-Петербурге и Москве значительно дороже, чем в среднем по России;
- № 5–6 — коэффициенты износа, дополнительные сведения;
- № 7 — детали, для которых износ не предусмотрен (показатель износа — 0);
- № 8 — данные по среднегодовому пробегу машины по регионам;
- № 9 — коэффициенты эксплуатации;
- № 10 — коэффициенты механических повреждений.
Эта методика применяется только для физлиц при страховании автогражданки. Результат каждой экспертизы должен быть оформлен в виде акта.
В настоящее время методика используется для того, чтобы рассчитать ущерб после ДТП, если экспертам СК необходимо выехать на место аварии при наступлении страхового случая. Методики ЕМРУ должны использовать эксперты при проведении независимой оценки повреждения автомобиля. Лицензированные частные специалисты или государственные эксперты во время судебного разбирательства также придерживаются утвержденных правил.
Какие факторы могут влиять на сумму ущерба
Экспертный акт осмотра ТС после ДТП — основной документ, по которому рассчитывают сумму ущерба. По мере обнаружения скрытых повреждений или проведения дополнительных экспертиз сведения в него могут добавляться. Информация для расчета затрат на ремонт берется из этого акта.
Важные критерии для оценки состояния автомобиля:
- марка ТС;
- год его производства и постановки на учет;
- оснащение авто в момент покупки;
- город регистрации авто и где произошло ДТП;
- в каком состоянии был автомобиль до аварии;
- в каком состоянии запчасти, требующие замены.
Страховая компания для расчета стоимости ремонта использует средние показатели стоимости:
- ремонтных работ;
- материалов для произведения работ;
- запчастей для замены.
Последний показатель берут из Единого электронного справочника цен на автозапчасти, составленного РСА. Он размещен в интернете, в открытом доступе. Справочник периодически корректируют. По сути, это простой калькулятор. Чтобы рассчитать цену, нужно указать дату ДТП, марку авто, номер экономической зоны и номер запчасти.
Показатели, которые уменьшают размер компенсации:
- износ поврежденных запчастей (выражается в процентном коэффициенте);
- год выпуска ТС, время эксплуатации;
- пройденный путь в километрах.
Если ремонт невозможен или его стоимость будет больше, чем стоимость новой машины, СК обязана выплатить компенсацию в сумме, достаточной для покупки нового авто. Здесь тоже применяется методика расчета. Из предположительной стоимости новой машины вычитают цену целых запчастей. Предполагается, что владелец сможет их реализовать. Коэффициенты для расчета их стоимости тоже определены ЕМРУ.
Сроки ремонта автомобиля по ОСАГО
Отремонтировать автомобиль должны максимум за 30 дней (п. 15.2 ст. 12 40-ФЗ). Отсчитывается данный срок с того самого момента, когда владелец привозит свой автомобиль на СТО или передаёт его страховщику для транспортировки к месту проведения ремонта . Крайне важно, чтобы максимальный срок ремонта по ОСАГО не был превышен.
Ремонт занял больше времени? Тогда можно направить соответствующую жалобу в СТО, а также в страховую компанию. В этих инстанциях обращение обязаны оперативно рассмотреть.
Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 5 дней/
Конкретный срок, необходимый для качественного ремонта транспортного средства, определяется в каждом случае индивидуально. Это делается в сервисном центре после проведения осмотра и диагностики автомобиля. В направлении на ремонт обозначают точные сроки ремонта, но есть возможность и изменить их.
Порядок обращения в суд
Условно порядок обращения в суд с иском к страховой компании можно разделить на несколько этапов:
- Оценка ущерба и автотехническая экспертиза.
- Определение стоимости предмета иска.
- Составление и подача искового заявления в суд. Если стоимость иска не превышает 50 000 рублей, иск подают в мировой суд по месту нахождения страховой организации. Иски стоимостью свыше указанной суммы, рассматриваются районными судами аналогичной подсудности.
- Судебные слушания. Вместо себя вы можете нанять представителя по доверенности или адвоката, чтобы он участвовал в суде от вашего имени.
- Получение постановления суда и его реализация.
Как эксперт осматривает поврежденный транспорт
Прежде всего специалист заполняет протокол данными про осматриваемый автомобиль, указывая его марку, модель, год выпуска, номер кузова, регистрационные номера и другие важные сведения. Также здесь указывается ФИО владельца. Прописываются данные всех лиц, которые присутствовали. Далее эксперт осматривает автомобиль, фиксирует все повреждения в протоколе. Если имеют место дефекты, не связанные с конкретным ДТП, этот момент также отмечается. Дополнительно делаются фотоснимки, где четко видно все повреждения. По завершению процедуры все участники ставят на протоколе подписи, соглашаясь со всем, что здесь написано. Данная бумага берется за основу при проведении последующих расчетов, по результатам которых выводится размер материального ущерба и восстановительного ремонта.
Важно! Если человек, загнав транспортное средство на СТО, узнает, что обнаружены дополнительные повреждения, он обязан уведомить об этом автоэксперта компании. Если есть виновное лицо, его также следует обязательно пригласить на второй этап.
Предоставлять авто на осмотр в страховую компанию после ДТП нужно сразу. До того, как эксперт составит протокол, нельзя выполнять даже частичное восстановление. Все повреждения специалист должен зафиксировать, в противном случае они не будут учитываться при расчетах.
Как действовать дальше?
На основании всех этих документов составляется досудебная претензия в адрес страховой компании. Нередко помощь в этом вопросе может оказать та же организация, что проводила независимую экспертизу, поскольку не разбирающемуся в юридических тонкостях человеку трудно в соответствии с законом грамотно оформить бумаги. Во многих случаях урегулирование конфликта происходит именно на этом этапе, и страхователь получает доплату. Если этого не случилось, можно обращаться в суд и добиваться справедливости там, а именно реальной суммы ущерба и компенсации на дополнительные затраты (услуги оценщиков и юристов).
Важное примечание: в связи с вступлением в силу новых поправок в закон об ОСАГО описанный выше порядок актуален для полисов, выданных до 28 апреля 2017 года. Участники аварии, заключившие договор после этой даты, могут рассчитывать только на натуральное возмещение по ОСАГО, то есть ремонт в СТО, список которых предложит их страховая компания. Денежные компенсации возможны в том случае, если ДТП привело к полному уничтожению авто, смерти или тяжким увечьям, а также если стоимость ремонта превышает максимальный порог выплаты (400 т.р.).
Впрочем, случаи умышленного занижения затрат на ремонт или некачественное обслуживание в автосервисе также не исключены, поэтому обращение к независимым экспертам по-прежнему актуально.
Когда нужна независимая экспертиза и оценка автомобиля после ДТП
Любая экспертиза проводится в случаях, когда нужны специальные познания в науке, технике, других сферах деятельности. Соответственно, автоэкспертиза связана с экспертными познаниями в конструкции транспортного средства и его отдельных агрегатах, методиках определения повреждений и расчета ущерба. Выделю самые распространенные ситуации, когда можно и нужно обращаться в экспертную организацию:
- для урегулирования споров при получении страховки ОСАГО – при занижении размера повреждений и суммы компенсации, при отказе выплатить утрату товарной стоимости, для оспаривания своей вины в аварии;
- при доказывании суммы ущерба по КАСКО, особенно при спорах о полной гибели автомобиля;
- для предъявления претензий и исков о некачественном ремонте;
- для выявления причинно-следственной связи между действиями водителя и наступившим ущербом, травмами и гибелью людей;
- для устранения проблем при регистрации и учете транспорта, подтверждении подлинности VIN, технической документации.
О специальных случаях, когда возникает необходимость в проведении независимой автоэкспертизы, расскажу ниже. Отмечу, что одним из направлений экспертной деятельности является оценка. Поэтому при обращении к оценщику за отчетом о рыночной стоимости автомобиля или расчетом на ремонт вы также имеете дело с экспертизой.
Ключевое значение для урегулирования споров имеет не только экспертиза автомобилей. Предметом экспертных исследований могут быть иные объекты, причастные к ДТП с участие транспортных средств. Например, множество аварий возникает по вине дорожных служб, из-за ям на дорогах, упавших дорожных знаков, по иным аналогичным причинам. В отношении таких объектов также можно провести экспертизу, чтобы объективно установить причинно-следственную связь с наступившим ущербом.
1. Особенности, определение, законное основание для предварительного осмотра машины
2. Случаи, когда осмотр по ОСАГО необходим
3. Цели осмотра
4. Процедура осмотра
5. Случаи, когда осмотр машины не требуется
После обращения в страховую компанию с целью оформления страхового полиса, владелец транспортного средства может столкнуться с ситуацией, когда представитель страховщика предложит ему предоставить свою машину для предварительного технического осмотра. В этом случае у собственника машины возникнет вопрос: «Зачем страховщики отправляют на осмотр транспортное средство?», «Обязателен ли осмотр страховой компании?», «Можно ли отказаться от требующегося осмотра автомобиля?».
Кто и по каким правилам проводит процедуру?
Экспертиза может проводиться только сертифицированным техником. Чтобы убедиться в его компетентности следует зайти на сайт Министерства Юстиции РФ и найти его личные данные в едином реестре лицензированных оценщиков на текущий год. Если специалист не значится в списках, следовательно, он не имеет открытого права вести подобную деятельность. Сертифицированный мастер обязан руководствоваться следующими положениями при проведении осмотра:
- Методикой оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния. Р-03112194-0376-8 (утв. Министерством Транспорта РФ от 10.12.98);
- Федеральными стандартами оценки нанесенного ущерба;
- Постановлением правительства РФ № 263 от 7 мая 2003 г. (Об обязательном страховании ответственности автовладельцев);
- Постановлением №135-ФЗ от 29 июля 1998 (Об оценочной деятельности на территории РФ).
На основании этих законов техник обязан провести полный осмотр транспортного средства. Обнаруженные повреждения кузова фиксируются в конспекте мастера и фотографируются с нескольких ракурсов. По стандарту техник начинает осматривать авто с передней части и движется снизу вверх. Эксперт обязан осмотреть место водителя, снять отпечатки пальцев с руля и коробки передач, зафиксировать на фото их положение. Запечатлеть в материалах отчета следует и мелкие повреждения салона: разорванные тканевые чехлы, царапины на торпеде и руле, пятна крови. Далее оценщик обязан обследовать труднодоступные места в автомобиле при помощи эндоскопа. После проверок внешнего вида салона и кузова, необходимо удостовериться в исправности всех внутренних систем автотранспорта и зафиксировать любые отклонения от нормы.
Порядок проведения независимой экспертизы
Независимая экспертная оценка на основе проведенных специалистом-экспертом исследований определяет причины и характер полученных повреждений, устанавливая применимость страхового случая. Ее результаты уточняют сумму, необходимую для выполнения ремонтных работ по восстановлению авто. Вторым случаем, когда без независимой экспертизы не обойтись, является истребованием компенсации с виновного водителя, когда оба участника ДТП оказались не застрахованы по ОСАГО. В этом случае дополнительных мероприятий от водителей не требуется, а документы, выданные экспертом, станут основанием для составления досудебной претензии, подачи иска либо для заключения мирового соглашения по добровольной уплате компенсации.
Правила страхования и установленный порядок организации страховой выплаты требуют от СК самостоятельного инициирования экспертизы, которая позволит определить, получены ли повреждения в ДТП, и на какую компенсацию вправе рассчитывать страхователь ОСАГО.
Организация независимой экспертизы силами автовладельца допускается только в том случае, если в отведенное время (в течение 5 дней после обращения), компания не выполнила ее сама. Заключение независимого эксперта дает основания для выдвижения в адрес страховщика требований по возмещению, освобождая далее от необходимости других исследований и осмотров на территории СК.
Страховая компания не выдает акт осмотра ТС после ДТП
Акт осмотра транспортного средства по КАСКО или ОСАГО — это единственный и самый важный документ подтверждающий исполнение вашей обязанности по предъявлению транспортного средства для проведения осмотра страховщиком после ДТП.
Этот документ вам крайне необходим, так как в дальнейшем в судебном процессе страховая компания может обосновать свой отказ неисполнением вами обязанности по предоставлению автомобиля для осмотра после ДТП.
Многие путают акт осмотра и заключение независимого эксперта о стоимости восстановительного ремонта эти два понятия необходимо различать.
акт осмотра — проводится сотрудником страховой компании, фиксирует только лишь факт предоставления страхователем автомобиля для осмотра и фиксация его повреждений. заключение эксперта — фиксирует повреждения и калькулирует стоимость восстановительного ремонта а также обосновывает калькуляцию проведенную экспертом. У этих двух документов разные правовое значение и цели.
Провели осмотр авто после ДТП страховая опять просит как быть
Кроме того, выплаты по ОСАГО часто задерживают; с ремонтом дело обстоит быстрее: в большинстве случаев машину делают не более 7 дней; исключение составляют ситуации, когда требуется замена оригинальной детали, не имеющейся в наличии.
Но если вы выбрали выплату по ОСАГО, не начинайте делать ремонт, пока выплата не будет произведена. Связано это с тем, что многие страховые компании не выплачивают деньги в срок; для того, чтобы взыскать деньги, можно обратиться в суд.
Но судья может назначить проведение независимой экспертизы. А проведение экспертизы будет невозможным, если автомобиль уже отремонтирован. Более того, судебная практика складывается в пользу потерпевшего в ДТП.
Суды взыскивают со страховщиков штрафные санкции, предусмотренные законом о защите прав потребителей. В частности, речь идет о штрафе за несвоевременную выплату причитающейся суммы.
Ремонт автомобиля после ДТП по ОСАГО проводится после выполнения ряда действий:
- Оформление требуемых документов.
- Обращение в страховую компанию.
- Оценка ущерба.
Важность автоэкспертизы
Начнем с того, что оценивание поломок авто в результате дорожно-транспортного происшествия зачастую происходит в тех случаях, когда машина застрахована. Только виновная сторона или СК инициатора наезда обязана покрывать издержки.
Отсутствие договора ОСАГО или его просрочка у виновника автокатастрофы освобождает СК от страховой выплаты при ДТП. В таком варианте отпадает необходимость как в независимой экспертизе нанесенного имущественного вреда, так и в обычной с предоставлением штатного оценщика. Все переговоры о восполнении потерь ведутся между участниками столкновения.
Тем, у кого имеются действующие полисы автогражданки, а еще лучше КАСКО, важно понимать, как должна проводиться работа госслужащих на месте столкновения. Дело в том, что сотрудники полиции обычно составляет протокол об Административном правонарушении. Этот документ должен отражать все обнаруженные поломки транспортного средства.
Важно! Оценочная стоимость ущерба ТС напрямую зависит от поломок, указанных в протоколе об АП, когда возникают сомнения в причине их появления. Настоятельно рекомендуем пострадавшему во время дорожно-транспортного происшествия не отходить от сотрудника полиции. Перед подписанием постановления внимательно ознакомиться с перечнем всех имеющихся повреждений.
Итак, приходим к выводу, что последующее оценивание и ремонт авто после ДТП непосредственно зависят от первоначально составленной документации. Впоследствии будет гораздо легче доказать, что определенный изъян возник в результате данной аварии. Остальные нюансы выплат по страховке сойдут на «нет», поскольку правильно оценить поломки станет проще.
Порядок оформления ДТП по ОСАГО: если виновник отказывается принять вину
Иногда при дорожно-транспортном происшествии может возникнуть спорная ситуация, определить нарушителя бывает очень сложно. Не всегда кто-то берёт на себя вину. Очень важно знать, что делать при аварии автомобиля по ОСАГО, если другая сторона отказывается взять на себя ответственность. Только в этом случае можно доказать свою невиновность. Порядок действий должен быть таким:
- Не перемещать автомобиль, он должен быть оставлен в первоначальном состоянии (предварительно включив аварийную сигнализацию и выставив соответствующие знаки на дороге)
- Вызов сотрудников дорожной полиции для фиксации ДТП
- Обращение в страховую организацию
- Вызов инспектора ГИБДД для документальной фиксации фактов, которые влияют на принятие судебного решение по определению виновника, свидетели аварии обязаны представить показания
Если нарушитель отказывается признать собственную вину, тогда следует обратиться к помощи квалифицированного юриста. Инспектор дорожной полиции может предложить подождать 2 месяца и договориться с виноватым, поскольку по истечении данного срока протокол об административном нарушении составить нельзя. Однако это может создать трудности с получением компенсации от страховой организации, поскольку все страховщики требуют без промедления предоставить документацию по ДТП.
Внимание! Страховая организация не имеет законодательного основания отказать в возмещении при поздней подаче документации. Это связано с тем, что чёткие сроки отсутствуют, период исковой давности гражданских дел – 36 месяцев.
Может произойти, что виновный водитель, который сразу после аварии признал собственную вину, однако в будущем может отказаться от собственных слов и подать судебный иск. В такой ситуации пострадавший будет должен доказать собственную правоту. Судебное разбирательство в этом случае может длиться много месяцев.
Как страховая компания оценивает ущерб после ДТП
Перед тем, как оценить ущерб от ДТП, страховщику необходимо убедиться, что компенсация будет выплачена действительно потерпевшему, а не мошеннику причастному в создании автокатастрофы.
Проводится оценка ущерба автомобиля при ДТП страховой организацией с момента принятия заявления в течение 5 дней. Также потребуется ряд документов, подтверждающих невиновность собственника ТС в наступлении страхового случая.
Компания назначит время и место, где произойдет оценка ущерба после ДТП по ОСАГО на основе проведенного осмотра автотранспортного средства экспертом.
Страховщик может внести деньги на ваш счет или рассчитаться с вами без наличных. При втором варианте вы выбираете мастерскую по ремонту автомобиля, страховая компания за все заплатит. Чтобы свести к минимуму количество формальностей, лучше выбрать мастерскую, которая работает со страховщиком.
Если расчет стоимости ремонта от компании отличается от оценки в СТОА, страховщик проводит дополнительную проверку. Когда страховщик примет смету расходов, мастерская начнет ремонт.