Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Корректировка платы за отопление: как и когда проводить?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для того чтобы получить перерасчет, вам нужно собрать необходимые документы, подтверждающие такое право и приложить к ним заявление. Как именно составлять подобное заявление, строгих рекомендаций нет. Можете написать его в свободной форме, воспользовавшись общими правилами.
Не хотите переплачивать за отопление – почитайте новые правила
Что делать, если в квитанции на оплату коммунальных услуг сумма завышена, хотя с этого года собственники квартир не должны платить за тепло сверх положенного?
С 1 января 2019 г. начали действовать изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Так удалось решить проблему, которая касалась тысяч жителей: они были вынуждены платить за отопление не по показаниям индивидуальных приборов учета, а по усредненным нормативам потребления.
Это происходило потому, что их права были поставлены в зависимость от недобросовестного поведения соседей, у которых индивидуальные приборы учета отсутствовали.
Начисление платы за полученную тепловую энергию производится по показаниям приборов учета тепла. Существуют общедомовые и индивидуальные приборы учета.
Первые предназначены для учета потребления тепловой энергии всем многоквартирным домом за расчетный период, а вторые – в каждой квартире.
Расчет за отопление производится исходя из количества тепла, потребленного за определенный период, по цене, указанной в договоре о предоставлении коммунальных услуг.
Ранее действовали правила, которыми устанавливалось, что если хотя бы один индивидуальный прибор учета в многоквартирном доме вышел из строя, то остальные индивидуальные приборы не используются для расчета платы за отопление.
К примеру, в доме, оборудованном общедомовым прибором учета отопления, один из жильцов не следил за исправностью индивидуального прибора, из-за чего он вышел из строя.
После этого все добросовестные жители дома автоматически становились обязанными оплачивать отопление по установленным нормам, а не по показаниям своих индивидуальных приборов учета.
В большинстве случаев это приводило к увеличению суммы, указанной в квитанции.
Новыми правилами установлена возможность расчета размера платы за отопление по показаниям индивидуальных приборов в домах, которые оснащены общедомовым прибором учета тепловой энергии и в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами.
То есть теперь вне зависимости от того, все ли квартиры оборудованы индивидуальными приборами учета, жители будут оплачивать только то тепло, которым они воспользовались.
Таким образом, собственники получили «тепловую независимость» от своих соседей и вправе подать заявление на перерасчет оплаты, если до этого они за отопление переплачивали.
Также новыми Правилами предоставления коммунальных услуг установлено, что платить за отопление только мест общего пользования смогут собственники жилых помещений, которые перешли на индивидуальное отопление, т.е. демонтировали приборы централизованного отопления, и собственники помещений, в которых технической документацией на дом не предусмотрены приборы отопления.
Ранее они оплачивали централизованное отопление как своей квартиры, так и мест общего пользования, а также за свой счет обеспечивали эксплуатацию индивидуальных источников тепловой энергии.
То есть жители, которые перешли на индивидуальное отопление, демонтировав централизованное, к примеру убрав из своей квартиры все батареи, должны были платить за отопление не только общего имущества дома, но и принадлежащих им квартир.
Тем самым они фактически оплачивали ту услугу, которая им не оказывалась.
Теперь эта проблема решена.
Если собственник квартиры решил отключиться от общего централизованного отопления и обогревать свое помещение индивидуально, к примеру с помощью обогревателя «ветерок», то он не должен оплачивать централизованное отопление по нормативу, рассчитанному исходя из площади своей квартиры, как это было раньше. Он будет оплачивать отопление только небольшой части дома, относящейся к местам общего пользования (подъезд, лестничная площадка).
Рассмотренные изменения нашли свое отражение в законопроекте о внесении изменений в ст. 157 Жилищного кодекса. В нем предлагается уточнить порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме.
В законопроекте указывается, что размер платы за отопление рассчитывается в порядке, который предусматривается Правилами предоставления коммунальных услуг, с учетом площади помещения собственника и объема потребленной им тепловой энергии. Объем потребления предлагается определять исходя из показаний коллективного или индивидуальных приборов учета либо одновременно обоих.
В случае принятия законопроекта вопрос порядка оплаты коммунальных услуг по отоплению будет решен окончательно. Так удастся исключить ситуации, когда собственники помещений в многоквартирных домах переплачивают за услуги, которые им фактически не оказывались либо оказывались в меньшем объеме.
Хотя поправки в Жилищный кодекс еще не приняты, и можно предположить, что вступят они в силу только с конца 2019 г., новые Правила уже действуют и обязательны для исполнения, поэтому собственники помещений в многоквартирных домах уже вправе рассчитывать на все благоприятные изменения.
Несмотря на то что изменения в Правила уже вступили в силу, возможны ситуации, когда в квитанциях сумма за отопление остается завышенной.
Такое может случиться из-за технических ошибок при формировании квитанций, по причине неосведомленности управляющей компании об изменениях законодательства либо осознанных злоупотреблений со стороны управляющей компании, рассчитывающей на незнание граждан о вступлении в силу нового порядка расчета платы за отопления.
В случае обнаружения в квитанции необоснованно высокой суммы необходимо обратиться в управляющую компанию, обслуживающую дом, с заявлением о перерасчете платы за отопление. В нем необходимо сослаться на постановление правительства1, которым были изменены Правила предоставления коммунальных услуг, а также сообщить о намерении обратиться в суд в случае отказа в удовлетворении заявления.
Если эти доводы окажутся неубедительными и заявление останется без удовлетворения, то необходимо обратиться в суд по своему месту жительства (месту нахождения помещения, с которым связан спор) с исковым заявлением к управляющей компании об обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу (отопление).
1 Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2018 г. № 1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме».
Декларируем налог к уменьшению
Здесь нет поводов для штрафа. Однако возможны как минимум две неприятности, которые нужно учитывать, если вы решились на уточненку.
Неприятность первая. Декларация, в которой увеличилась сумма убытка или уменьшился размер налога, – повод для инспекторов затребовать документы, подтверждающие размер убытка, первичку, аналитические регистры. Но есть ограничение: такая возможность представляется только по тем декларациям, которые сданы после двух лет со дня установленного срока подачи.
Неприятность вторая. Налоговая вправе потребовать пояснения от налогоплательщика. Придется объяснить, на каких основаниях уменьшили свои налоговые обязательства. Если пояснения не представить, грозит штраф.
Как отразится сдача уточненной декларации на ходе налоговой проверки?
Если уточненная декларация сдается до окончания проведения камеральной налоговой проверки за этот же период, то налогоплательщику необходимо учесть следующее:
- проверка первоначальной (предыдущей «уточненки») прекращается, как и все контрольные мероприятия, проводимые в её рамках;
- начинается новая проверка представленной декларации, соответственно, сроки её проведения обновляются;
- налоговый орган может использовать в новой проверке те документы и сведения, которые были получены им в рамках прекращенной проверки, это относится и к результатам проведенных контрольных мероприятий;
- даже если предыдущая проверка, в рамках которой было получено требование о предоставлении сведений, прекращена, запрошенные документы и пояснения стоит всё же представить, иначе вы рискуете стать привлеченным к ответственности в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Ведь ст. 88 и ст. 93 НК РФ не содержат норм об отзыве налоговым органом выставленного ранее требования в случае представления налогоплательщиком «уточненки». Такого же мнения придерживаются и суды (Определения ВС РФ от 12.11.2015 № 306-КГ15-14509, от 12.04.2016 № 306-КГ16-2522).
Если уточненная декларация сдается до окончания проведения выездной налоговый проверки за период, входящий в состав проверяемого периода, то проверку, конечно, на этом никто не закончит, а вот последствия будут зависеть от того, в какой именно момент будет сдана «уточненка».
Самый безболезненный вариант — сдать «уточненку» во время проведения проверки, т.е. до того момента, как налогоплательщику будет вручена справка о проведенной выездной налоговой проверке. В таком случае уточнённые данные в обязательном порядке будут учтены проверяющими в результатах такой проверки.
Имейте в виду, что к сдаче «уточнёнок» во время проверок налоговый орган относится с повышенным вниманием. Скорее всего в таком случае будет выставлено требование о представлении документов и пояснений на суммы уточнений. Запрошенные документы и пояснения должны быть представлены в течение 10 рабочих дней. Для подтверждения данных, внесенных в налоговую декларацию, налогоплательщик может дополнительно представить бухгалтерские справки, выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) другие документы, а также дать письменные пояснения в произвольной форме по заданным вопросам, чтобы подтвердить правомерность своей позиции.
Неясным остается вопрос, что произойдет, если уточненная декларация будет сдана уже после проверки. Например, после того, как налогоплательщик получит Акт выездной налоговой проверки или даже Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Конечно, говорить о том, что такая «уточнёнка» будет проанализирована в ходе проверки не приходится, ведь проверка будет уже закончена. Таким образом, у налогового органа будет право на выбор одного из следующих действий:
- проведение дополнительных мероприятий налогового контроля после проведения выездной налоговой проверки (если ещё не было вынесено Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения);
- назначение повторной выездной налоговой проверки, предметом которой станут именно уточнённые данные по декларации;
- проведение камеральной налоговой проверки, если назначение выездной проверки сочтут нецелесообразным.
Применяйте новые формулы из Правил № 354 с 1 января 2019 года
Чтобы правильно произвести корректировку платы за отопление за 2018 год в домах, где не во всех помещениях сохранены индивидуальные приборы учёта тепловой энергии, исполнитель КУ должен:
- За период до 10 июля 2018 года использовать старую формулу 3(2) из приложения 2 к ПП РФ № 354.
- За период с 10 июля по 31 декабря 2018 года использовать формулу 3(3) из приложения 2 ПП РФ № 354, подставив в неё либо показания ИПУ, либо рассчитанную величину, производную от норматива, а не сам норматив.
Рассчитать такую величину для помещения без рабочего счётчика можно:
- умножив норматив потребления на площадь помещений собственников;
- разделив результат на сумму площадей всех помещений в доме, в том числе общего имущества МКД;
- умножив получившуюся удельную величину на площадь конкретного помещения, где не сохранился ИПУ.
С 1 января 2019 года для расчётов платы за отопление в многоквартирных домах, где хотя бы одно, но не все помещения оборудованы ИПУ тепловой энергии, применяются новые формулы, которые были введены в ПП РФ № 354 постановлением Правительства РФ от № 1708.
В каких случаях проводится корректировка?
В прежних Правилах описаны три варианта расчета платы за отопление, корректировка подразумевается только в двух из них.
Первый вариант — когда в доме отсутствуют какие-либо приборы учета тепловой энергии. Плата рассчитывается исходя из площади помещения, норматива потребления тепловой энергии на отопление и тарифа на тепловую энергию (формула 1 из Приложения 2 к прежним Правилам). Корректировка не проводится.
Второй вариант — когда в доме есть только ОПУ тепловой энергии (ИПУ отсутствуют). Плата рассчитывается путем перемножения площади помещения, среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год и тарифа на тепловую энергию (формула 7). Среднемесячный объем определяется путем деления объема потребления тепловой энергии по показаниям ОПУ за истекший год на 12 месяцев и на общую площадь помещений в доме. Обратим особое внимание, что в прежних Правилах не уточняется, какой период следует понимать под истекшим годом: календарный год, предшествующий расчетному месяцу (в этом случае половина отопительного сезона будет «обсчитана» по одному показателю, а вторая половина, с января, — уже с учетом показателя следующего календарного года), или последовательные 12 месяцев, предшествующие расчетному месяцу (в этом случае в каждом месяце рассматриваемый показатель будет колебаться). Впрочем, с точки зрения потребителей, ожидаемым является выставление платы ежемесячно в одинаковом размере, поэтому имеет смысл зафиксировать размер среднемесячного потребления на календарный год или отопительный период. В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1, то есть исходя из норматива потребления. При этом исполнитель раз в год проводит корректировку платы по формуле 8 следующим образом. Размер платы за тепловую энергию по данным ОПУ (за истекший год) умножается на долю в праве общей собственности конкретного собственника (отношение площади помещения к общей площади помещений в МКД), из полученной суммы (это реальная стоимость тепловой энергии, которую собственник обязан оплатить) вычитается общий размер платы за отопление за прошедший год.
Вопрос: В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1, то есть исходя из нормативов потребления. Должен ли исполнитель проводить корректировку платы за отопление в этой ситуации?
В Письме от 12.11.2014 N 25263-ОД/04 Минстрой России указал следующее. Прежними Правилами предусмотрена корректировка размера платы за отопление только при наличии общедомового прибора учета. В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется с учетом нормативов потребления и корректировка размера платы за отопление не производится. Проведение корректировки возможно по истечении календарного года при наличии совокупного объема потребленной тепловой энергии на нужды отопления по показаниям общедомового прибора учета. Таким образом, обязательными условиями проведения корректировки являются:
- наличие ОПУ;
- наличие сведений о совокупном объеме потребленной энергии на отопление по показаниям ОПУ за истекший год.
Различные варианты учета таможенной пошлины
Если таможня сочла, что таможенная стоимость должна быть не такой, как заявленная вами в ГТД, и вы решили не спорить с ней, то вам придется решать вопрос, как отразить изменение таможенных платежей в бухгалтерском и налоговом учете. И прежде всего надо посмотреть, как учитываются сами таможенные пошлины.
Как известно, в налоговом учете таможенные пошлины могут учитываться как в стоимости товара, так и в составе прочих расходов. Вариант учета ваша компания может выбрать (или уже выбрала) самостоятельно и закрепить в учетной политике.
В бухучете таможенные платежи (кроме НДС, принимаемого к вычету) должны включаться в стоимость товара. Но это требование часто не выполняется. Импортеры стараются подтянуть бухгалтерский учет под налоговый. Для многих (особенно если нет необходимости составлять отчетность по международным стандартам и проходить аудиторскую проверку) это лучше, чем сближать налоговый учет с бухгалтерским и лишаться возможности единовременного признания в расходах таможенных пошлин, которую дает Налоговый кодекс. Такие импортеры ориентируются на требование рациональности ведения бухучета. Ведь, как правило, документы от таможни приходят с существенным опозданием, и определить достоверную сумму пошлины на момент оприходования товара часто просто невозможно.
Возможные причины отказа
По заявлению потребителя услуг может быть принято как положительное, так и отрицательное решение. Существуют определенные обстоятельства, которые не позволяют уменьшить выставленную к оплате сумму, поэтому прежде чем инициировать вопрос о перерасчете, рекомендуется проанализировать все возможные нюансы и другие спорные моменты, чтобы точно определить, на чьей стороне находится закон – на стороне поставщика или потребителя услуги.
Для этого, прежде всего, следует внимательно изучить условия договора на теплоснабжение. В нем подробно прописаны права и обязанности каждой из сторон. Особое внимание необходимо уделить пунктам, в которых идет речь о некачественном предоставлении услуг, а также о порядке компенсации.
Именно в самом тексте договора должно быть отражено, в чем заключается, и как производится перерасчет в случае предоставления некачественных услуг по отоплению жилья.
Если на обращение произвести перерасчет последовал отказ, то такое решение не является окончательным. Ведь существует еще и судебная инстанция, которая может поставить последнюю точку в споре.
Как показывает практика, бывает достаточно сложно, а в иных случаях и практически невозможно добиться, чтобы был произведен перерасчет стоимости услуг за отопление.
Учтите! Это такие случаи:
- сама квартира не утеплена и, как следствие, имеет большие тепловые потери. Например, не оклеены на осенне-зимний период окна, не утеплены входная и балконная двери, наружные стены не имеют утепления. Более того, измерительные приборы показывают, что теплоотдача от батарей отопления происходит на соответствующем уровне;
- система отопления имеет воздушные пробки, которые препятствуют нормальному движению теплоносителя по инженерным сетям. Особенно, если система отопления выполнена однотрубной, и доступ к ней обслуживающему персоналу затруднен;
- засорение радиаторов отопления и, как следствие, низкая их теплоотдача. В этом возможна вина как самого собственника квартиры, так и работников ЖЭКа, которые не произвели вовремя обслуживание отопительной системы. Как вариант, способом выхода из создавшейся ситуации является временная установка промывочных кранов.
Начало течения исковой давности.
Согласно п. 2 ст. 200 ГК РФ по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения данного требования.
Срок исковой давности во всяком случае не может превышать десять лет со дня возникновения обязательства.
Начало течения исковой давности по обязательствам |
||||
С определенным сроком исполнения |
Срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования |
|||
По окончании срока исполнения |
Со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства |
Если должнику предоставляется срок для исполнения требования – по окончании этого срока |
Как начисляются пени при подаче «уточненки» на практических примерах
Ежегодная корректировка платы за отопление — это размер, который фактически должны оплачивать пользователи в большую или меньшую сторону, установленный по основному коммерческому прибору учета тепла, который размещен на вводе тепловой сети в дом. Она производится с периодичностью 1 раз в год.
Если подобный прибор коммерческого учета в многоэтажном доме отсутствует, величина оплаты за услуги теплоснабжения на протяжении года устанавливается по нормативам, установленным для данной местности за отопительный период либо равномерно в течение двенадцати месяцев.
Правила No 354 учреждают процедуру и порядок проведения начислений за услуги теплоснабжения отопления в жилом секторе:
- Оборудованными коммерческими приборами учета — равными долями 1/12 на протяжении года, в разрезе каждого месяца.
- При отсутствии показателей коммерческих приборов — по среднемесячному объему услуги теплоснабжения за предшествующий год или по нормативам, утвержденным тарифам и общей площади домовладения. В этом случае исполнитель услуг обязан произвести ежегодную корректировку начисления за фактически отпущенную услугу. Она рассчитывается как разница оплаты за отопление, потребленное за минувший отапливаемый сезон в жилом/нежилом помещении, установленной по общему теплосчетчику. Конечный результат корректировки оплаты за теплоснабжение квартир сможет привести как к росту размера нового начисления, так и к его снижению.
Присутствует несколько факторов, при которых снижение размера на услуги отопления при корректировке не будет выполнено. Если проанализировать все вероятные юридические аспекты, можно утверждать что в данном случае закон все же стоит на стороне потребителя тепловой энергии. Права и обязанности потребителей и исполнителей услуг, прежде всего, закреплены соответствующим договором, который имеет обязательные разделы по не оказанию услуг и порядке компенсации.
До 2020 г. корректировка платы за отопление практически не проводились коммунальщиками. Перерасчет за тепло если и делали, то только по заявлению собственника. Происходила такая ситуация повсеместно, т. к. над фирмами со стороны надзорных органов практически не было контроля, что позволяло регулярно нарушать законы и права граждан.
Фактически управляющие компании или в некоторых случаях ресурсоснабжающие предприятия несут ответственность за проведение перерасчета по отоплению. Однако обращаться потребитель может не больше одного раза за 12 месяцев.
В действующем законодательстве не предусмотрена обязательная форма заявления.
Документ составляется в свободном стиле и нужно писать следующую информацию:
- Название поставщика или исполнителя по коммунальному обслуживанию.
- Полный формуляр руководителя структуры и адрес.
- Данные заявителя – фамилия, имя, отчество, регистрация/прописка, телефон.
- Посредине указывается наименование бумаги – «Заявление».
- В основном тексте следует написать о причинах обращения, обстоятельствах, указать ссылку на закон и основания для корректировки.
- Обязательно наличие доказательной базы, т. е. прикладывается акт.
- Дата и визирование.
Не хотите переплачивать за отопление – почитайте новые правила
- Временное отсутствие жильцов — если жильцы дома или квартиры отсутствовали в обслуживаемом помещении от 5 и более дней.
- Некачественное предоставление ЖКУ — нужно предоставить доказательства такого нарушения, для этого приглашают специалисты, которые измеряют силу напора воды, температуры, силу тока или другие необходимые показатели.
- Полное отсутствие ЖКУ — если вы честно и своевременно оплачиваете коммунальные услуги и сталкиваетесь с их отключением в срок выше установленной законом нормы, можно требовать перерасчета.
В течение календарного года плата за отопление производится равномерно, в соответствии с формулой, установленной Постановлением Правительства от 2011 года № 354. В случае изменений подачи тепла предусматриваются следующие варианты перерасчета:
- в силу норм закона (постановления Правительства от 2011 года № 354 и ст. 157 ЖК РФ);
- по заявлению собственника.
Выясним степень законности пересчета за тепловую энергию на практике. Зачастую возникают незаконные перерасчеты за коммунальные услуги. Виновниками поборов являются управляющие компании. Доначисление платы за коммунальные услуги возможно за 3 прошедших года. В случае смены управляющей компании могут прийти повторные квитанции с перерасчетом. В такой ситуации необходимо представить квитанцию об оплате.
Начислении оплаты за коммунальные услуги должно проводиться строго в соответствии с формулами, указанными в Постановлении Правительства от 2011 года № 354. А перерасчет возможен только 1 раз в год. Проведение повторного перерасчета или применение других принципов исчисления недопустимо.
Теплоснабжающие организации выставляют населению счета за отопление, подразумевая, что в квартирах температура воздуха находится в пределах нормативных показателей. Для многих это понятие остается довольно туманным, а между тем несоблюдение температурного режима может стать основанием для перерасчета за отопление.
Рассмотрим нормативную базу, в частности, температурный график, Постановление Правительства РФ №354 от 06.05.2011:
- В регионах, где в наиболее холодные 5 дней зимы средняя температура воздуха не опускается ниже -30 ℃, нормой для комнат в середине квартиры будет 20 ℃, а для угловых и торцевых помещений – 18 ℃.
- Если в самые холодные дни средняя температура воздуха на улице составляет -31 ℃ и ниже, то нормы для квартир повышаются до 22 ℃ и 20 ℃ соответственно. При таких показателях стены здания не промерзают насквозь даже при условии плохой теплоизоляции.
Корректировка платы за отопление при «перетопе» – как считать и как измерять?
В данной статье разберем случай расчета размера корректировки платы за отопление при «перетопе» в квартире, когда собственники жалуются на то, что в помещении не по правилам жарко и УК (ТСЖ) им за это должна денег.
Предыстория — собственник квартиры (потребитель) обратился в управляющую компанию (далее – УК), которая, как положено по Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), измерило температуру воздуха в помещении и сделала перерасчет стоимости услуги отопления.
Изначально было начислено за отопление 1 320 руб. Перерасчет был произведен в пределах указанной суммы.
Вроде бы конфликт исчерпан и зло в лице УК повержено. Но упертый собственник, считая, как герой известного мультфильма, что маловато будет, обратился с жалобой в органы ГЖИ на «неправомерные» действия сотрудников УК.
Сотрудник ГЖИ потребовал, чтобы УК произвела перерасчет в «минус», что фактически означает, что собственник помещения мало того, что не будет платить за период нарушения качества коммунальной услуги, так еще и получит своеобразный доход.
Относительно порядка расчета размера корректировки платы за отопление. В силу ч.4 статьи 157 ЖК РФ, при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).
Согласно пп.«в» п. 3 Правил 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в Приложении № 1.
Как указано в п.
15 Приложения 1 Правил 354, нормативная температура воздуха: в жилых помещениях – не ниже +18 °С (в угловых комнатах +20°С), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) – 31°С и ниже – в жилых помещениях – не ниже +20 °С (в угловых комнатах +22 °С); в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2014).
- Важное уточнение: допустимое превышение нормативной температуры в помещении — не более 4 °C, а это значит, что если, к примеру, в помещении 22 °C вместо 18 °C, то перерасчет не делается.
- За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам, за каждый градус отклонения температуры, с учетом положений раздела IX Правил.
- Давайте разберем ситуацию:
- Нормативная температура согласно Правил 354 = 18 °C
- Зафиксированная температура = 30 °C
- Фактическое отклонение температуры от нормативной = …
- Еще раз внимательно прочитаем п.15 Приложения 1 Правил 354:
- «в жилых помещениях – не ниже +18 °С (в угловых комнатах +20°С), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) – 31°С и ниже – в жилых помещениях – не ниже +20 °С (в угловых комнатах +22 °С); в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2014)».
- То есть Правила 354 устанавливают «лимит» корректировки для перерасчета «вниз», когда фактическая температура в помещении ниже установленной Правилами 354.
Корректировка отопления: инструкция по применению
Получив квитанции оплаты услуг ЖКХ за февраль, большинство жителей многоквартирных домов в Дубне испытали шок – платежи увеличились в 1,5–2 раза. Суммы от 1 400 до 9 000 рублей стояли в строке «Корректировка отопления».
В пятницу, 3 марта, о корректировке отопления говорил весь город. К сожалению, управляющие компании не потрудились напечатать на обороте квитанций никаких разъяснений. Поэтому люди звонили в УК, администрацию города, СМИ и пытались найти ответы на вопросы: кто, зачем и как насчитал дополнительный платеж?
Плановый и фактический платеж
Разъяснения по корректировке отопления «ВД» дал заместитель руководителя администрации Максим Данилов.
– Есть у нас Правила 354 предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением РФ. Ситуация следующая: в первом квартале после года закрывающегося, отчетного, все УК обязаны сделать корректировку по факту выставленных счетов со стороны ресурсоснабжающих организаций в адрес непосредственно потребителей. То есть нас с вами, населения, – объяснил он.
Проще говоря, в домах, где есть общедомовой прибор учета тепла (ОПУ) – плата за отопление начисляется по среднемесячному показателю прошлого года. В домах, где нет ОПУ – по нормативу. А ресурсоснабжающая организация начисляет оплату за отопление по показаниям общедомового прибора учета тепла за истекший год.
По итогам года, сравнив показания общедомового прибора учета тепла за этот год, УК получает разницу между тем, сколько уже начислили людям по плановым показателям и сколько должны предъявить по факту.
Таким образом, корректировка идет либо в «плюс», либо в «минус».
– Температурный график прошлого сезона был гораздо выше – я имею в виду температуры были выше и объем в гигакалориях и потребление тепловой энергии населением было меньше. В этом году зима была холодная. И объем потребляемой тепловой энергии в гигакалориях был выше.
Но население платило на протяжении года по показателям предыдущего года по 1/12. По окончании календарного года УК стали делать корректировку на факт полученной тепловой энергии от ресурсоснабжающих организаций. Эта разница получилась положительная.
Но не возмещения со стороны УК населению, а наоборот, восполнить тот «провал», который сложился от факта и плана, – уточнил Максим Данилов.
Сравнительная таблица средних температур в Дубне в течение отопительного сезона по годам
Дубненское информагентство
Считаем корректировку сами
В Правилах № 354 указано, как по формуле рассчитать корректировку платы за отопление в домах, оборудованных общедомовыми приборами учета тепла (при условии, что не все квартиры дома оборудованы индивидуальными приборами учета). Именно таких домов в Дубне большинство. Даже если в некоторых (но не всех 100%) квартирах есть ИПУ, начисление за отопление и корректировка применяется по формулам 3.1 и 3.2.
Дубненское информагентство
- Для расчета корректировки в вашей квартире нужны данные:
- – площадь дома (указана на сайте УК)
- – площадь квартиры (указана в квитанции)
- – сумма, начисленная поставщиком тепла (данные за 2014 и 2015 указаны на сайте УК по каждому дому, за 2016 запросить в УК – при личном обращении экономист назвала запрашиваемые цифры)
- – данные в вашей квитанции по оплате отопления за год (обратите внимание: с 1 января по 1 июля – один тариф, с июля до конца декабря – другой).
Порядок расчета размера корректировки за 2015 и 2016 год на примере квартиры площадью 51,1 м² в д. № 11/3 на ул. Энтузиастов.
Таблица данных по дому Энтузиастов, 11/3 (9 этажей, кирпичный, 6 подъездов, 214 квартир, 1 нежилое помещение (16,5 м²))
Дубненское информагентство
*Данные опубликованы на сайте УК в отчетах по дому за 2015 и 2014 год в подразделе «Отчет об исполнении управляющей организацией договора управления», там же и общие данные по дому. Цифры за 2016 год дала главный экономист УК.
- 2015 год. Расчет корректировки для квартиры 51,1 м² (Энтузиастов, 11/3) по формуле из Правил
- Высчитываем площадь своей квартиры по отношению к общей площади дома (долю). Для этого разделим площадь своей квартиры на общую:
- 51,1:13 110 = 0,00389
- Высчитываем свою долю оплаты по факту. Для этого общую сумму, начисленную поставщиком тепла, умножим на производную – долю квартиры от общей площади:
- 3 550 345,3*0,00389 = 13 810,84 руб. – начислено по счетчику
Вычислим сумму, оплаченную за отопление по квитанции. Обратите внимание, нужно использовать тариф начисленный за отопление, а не тариф за Гкал. Для этого ваш тариф с 1 января по 30 июня умножим на 6 месяцев, затем тариф с 1 июля до 31 декабря умножим на 6 и сложим оба показателя:
- 1 293,18*6 = 7 759,08
- 1 377,69*6 = 8 266,14
- 7 759,08+8 266,14 = 16 025,22 руб. – оплачено по плановому показателю
- Считаем разницу между оплаченным по квитанции и начисленным по счетчику:
16 025,22 – 13 810,84 = 2 214,38 руб. – размер корректировки.
- Положительный результат говорит о том, что житель заплатил больше и на эту цифру должен быть уменьшен платеж за отопление в месяце, в котором сделана корректировка.
- Кстати, размер корректировки за 2015 год в данной квартире по версии УК – 87 рублей 38 копеек «в пользу» жителя.
Технически сложный товар возвращается в течение 15 дней с даты получения (п. 1 ст. 18 ЗЗПП).
Если приобретатель пропустил 15-дневный срок для заявления таких требований, у него остается возможность подать заявление на возврат или обмен, если обнаруженные дефекты являются существенными. Существенный недостаток технически сложного товара должен быть подтвержден заключением независимого эксперта. Определение существенного недостатка товара дано в п. 2 ст. 475 ГК РФ и в ЗЗПП.
Другими словами, в течение 15 дней достаточно предъявить товар и продемонстрировать невозможность эксплуатации, чтобы вернуть деньги или обменять товар на исправный. А по истечении 15 дней вступают в действие гарантийные сроки, и вам уже не удастся вернуть товар быстро и легко: потребуется либо сервисный ремонт, либо заключение эксперта о заводском браке.
Виды технически сложных товаров приведены в перечне технически сложных товаров, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 924 (в ред. от 17.09.2016).