Статья 47. Окончание исполнительного производства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 47. Окончание исполнительного производства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

В Федеральном законе указано, что приставы обязаны самостоятельно сообщать должникам о том, что по их делу открыто исполнительное производство. Кроме того, вас должны уведомлять о всех процедурах в его рамках, а также их окончании. Для уведомления отправляют заказное письмо по месту регистрации или жительства. Сообщения получают как должник, так и кредитор, который подал заявление в суд.

Основания для прекращения исполнительного производства

В Гражданско-правовом кодексе Российской Федерации все причины, по которым могут быть прекращены исполпроизводства, разделены на несколько категорий.

В первую входят основания, при которых Сторона ответчика выбыла и не может быть заменена. Например, этот параграф закона применяется, если должник скоропостижно скончался. Чаще всего, долг, а соответственно, и исполнительное производство, переходят наследнику согласно правопреемству. Однако бывают ситуации, когда это невозможно: наследников нет или обязанности не могут быть реализованы приставами. В этом случае, дело полностью закрывается по решению суда.

Кроме того, исполпроизводство может прекратить сам пристав, если одна из сторон исключена из Единого государственного реестра юридических лиц.

Вторая категория причин для прекращения работы приставов – это истечение срока действия документов. В этом случае, специалисты прекращают исполнительное производство, если сам лист уже недействителен или был отменен в суде, так же, как и судебный акт, на основании которого возбуждено взыскание долгов с гражданина.

Сюда же относятся следующие причины:

  • Суд прекратил действие исполнительного листа.
  • Суд прекратил взыскания по делу об административном правонарушении.

Окончание исполнительного производства за отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание

В связи с неоднократными жалобами граждан на бездействие должностных лиц Федеральной службы судебных приставов России при наличии оснований для окончания исполнительного производства, оцениваемого гражданами как вымогательство взятки за совершение предусмотренных законом действий, следует обратить внимание на следующее.

Согласно Федеральному закону «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина (статья 4).

Согласно статье 36 ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

Пунктом 4 части 1 статьи 46 данного закона установлено, что исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, притом что все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

В соответствие пункту 3 части 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона.

Исходя из данных правовых норм, можно предположить, что судебный пристав-исполнитель обязан в двухмесячный срок принять все допустимые законом меры по отысканию имущества должника и, в случае его отсутствия, окончить исполнительное производство, возвратив исполнительный лист взыскателю.

То есть при наличии указанного основания судебный пристав-исполнитель обязан в соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» вынести постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, что в силу части 4 той же статьи не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 данного Федерального закона: в отношении исполнительных листов, выдаваемых судом на основании судебных актов, такой срок, по общему правилу, составляет три года со дня вступления судебного акта в законную силу (часть 1).

Однако, как следует из многочисленных обращений граждан, судебные приставы-исполнители, произведя все необходимые запросы и не установив имущества, на которое может быть обращено взыскание, зачастую годами не принимают мер к окончанию исполнительного производства.

При этом в качестве обеспечительной меры исполнителем могут быть установлены арест либо запрет на распоряжение на перечисленное в абзацах втором и третьем части 1 статьи 446 ГПК РФ имущество, принадлежащее должнику-гражданину.

В связи с чем, неясно подлежит ли окончанию подобное исполнительное производство, если в ходе его исполнения приставом в целях исключения выбытия имущества должника был наложен арест или запрет на распоряжение имуществом, на которое не может быть обращено взыскание.

Таким образом, в производстве пристава-исполнителя длительное время может находиться значительное количество исполнительных производств, исполнение которых в данный период времени заведомо невозможно ввиду отсутствия у должника соответствующего имущества.

Читайте также:  Повышение пенсии и ЕДВ по инвалидности в 2023 году

Данное обстоятельство может вынуждать приставов-исполнителей бессмысленно тратить время на подготовку различных отчетов и статистических данных по бесперспективным производствам, что, в свою очередь, может негативно отражаться на работе приставов-исполнителей по реальным делам.

Кроме того, отсутствие четких разъяснений по вопросу условий и сроков, при наличии которых судебный пристав-исполнитель в обязательном порядке оканчивает исполнительное производство по основанию предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 46 Закона об исполнительном производстве, может способствовать развитию коррупционных отношений между должностными лицами Федеральной службы судебных приставов России и лицами, заинтересованными в окончании исполнительного производства по указанным основаниям. О наличии подобных отношений также имеется информация от граждан.

В связи с изложенным и с целью обеспечения правовой определенности, стабильности и предсказуемости в сфере гражданского оборота необходимо дать официальные разъяснения по вопросу правоприменения указанных норм закона.

Как добиться возобновления исполнительного производства после его прекращения?

У взыскателя есть 2 варианта:

  • Оспорить постановление о прекращении дела посредством подачи жалобы старшему должностному лицу ФССП.
  • Повторно подать исполнительный лист.

Первый вариант более эффективен, так как жалоба станет поводом для всесторонней проверки действий пристава-исполнителя, возбуждавшего производство. Если фактических оснований для его прекращения не было, то дело будет возобновлено. В рамках проверки устанавливается, действительно ли пристав:

  • предпринял все действия для розыска имущественных активов должника;
  • направил в банк документы для ареста счетов;
  • инициировал ли розыск работодателя и удержания средств с заработной платы в счет погашения возникшей задолженности;
  • надлежащим образом вынес постановление о прекращении процедуры и оформил соответствующие акты.

А если пристав не сможет взыскать долг?

Бывает же такое, человек «гол как сокол». Финансами на располагает, работы нет, сидит на шее у родственников, например, у родителей. Ну что с него можно взять? В таких случаях через какое время приставы закрывают исполнительное производство? Конкретных сроков не существует. Пристав вправе прекратить дело и возвратить все документы взыскателю. Но перед этим он должен осуществить все возможные мероприятия, предусмотренные законом.

Вот, что говорит Федеральный закон № 229:

Исполнительный документ, по которому деньги так и не взысканы или взысканы только частично, отправляется взыскателю, если у должника нет никакого имущества, а все усилия судебного пристава-исполнителя по истребованию денег не имели результата.

В частности, он обязан направить всевозможные запросы в банки, государственные органы, чтобы выяснить, имеется ли во владении гражданина, какое-либо имущество. Проверяет банки на предмет наличия банковских счетов. Если все проведенные мероприятия результата не дали, а дохода, с которого можно удерживать деньги, нет, он составляет специальный документ.

Сроки подачи исполнительных документов

  • Исполнительные листы и судебные приказы предъявляются в течение трех лет с момента вступления в законную силу
  • Исполнительные документы по делам административном правонарушении предоставляются в течение двух лет
  • Удостоверения по трудовым спорам необходимо предъявить в течение 3-х месяцев
  • Исполнительные листы арбитражных судов, на основе которых восстановлен рок предъявления, предъявляются в течение 3-х месяцев, начиная со дня восстановления срока.

Если исполнительное производства было прекращено из-за невозможности взыскания долга, срок предоставления исполнительного документа отсчитывается заново со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.

Исковое требование взыскателя может растянуться на неопределенный период. На этот есть несколько причин:

  • Отсрочка. Она возникает, если ответчик оспаривает требования заявителя. Постановление об отсрочки выносит судья или пристав-исполнитель этого дела
  • Приостановка. Ее причины указаны в законе РФ
  • Рассрочка – это решение о переносе срока возврата денежных средств. Как правило, для этого нужны весомые основания. В таком случае назначаются новые даты.
  • В случае, когда принудительное взыскание производится на территории другого ведомства ФССП, период производства составляет 15 дней. Время осуществления производства не учитывается.

Если сроки затягиваются, необходимо получить исполнение с помощью приставов. Для этого нужно:

  • Подать заявление о возбуждении исполнительного производства
  • Иметь информацию о ходе производства
  • Оказать помощь приставу в ведении исполнительного производства
  • Контролировать действия судебного пристава
  • Обжаловать постановление

Заявление на прекращение исполнительного производства

Перед тем, как написать заявление на прекращение производства, нужно позаботиться о подтверждении оснований, по которым оно должно быть закрыто. Это документы, справки — в общем, все, что имеет отношение к вашему заявлению и придает веса вашим словам.

В заявлении следует указать:

  • название отделения ФССП;
  • сумму задолженности;
  • ФИО заявителя и контактную информацию;
  • сведения о должнике и о взыскателе;
  • данные о постановлении судебного пристава и о взыскании денег;
  • указание на судебное решение, если оно вынесено (о прекращении производства);
  • требования;
  • отсылки на законодательство;
  • список документальных подтверждений, которые вы прилагаете к заявлению.

Если же вы собираетесь прекращать производство через суд, вам нужно будет писать заявление в адрес судебной инстанции. Там следует указать, помимо вышеперечисленного:

  • наименование суда;
  • объект обращения (номер и реквизиты конкретного производства);
  • сведения о сторонах производства;
  • основания, уважительные и обоснованные причины, по которым вы просите остановить производство.

При наличии каких оснований оканчивается исполнительное производство?

Окончание ИП – процедура, которая проводится по закрепленному в законе алгоритму. Часть должников ошибочно считает, что оплата долга автоматически приводит к закрытию производства. Отчасти это так. Исполнение обязательств действительно является основанием для окончания ИП, но только если у пристава есть подтверждение этому – платежное поручение, банковская квитанция, расписка от взыскателя о возврате долга. Чтобы производство перешло в категорию оконченных, СПИ выносит Постановление об окончании ИП и совершает ряд других процессуальных действий.

Читайте также:  Соцвыплаты в Москве с 1 января 2023 года проиндексируют на 10%

Основаниями для окончания любых ИП (в том числе сводных и ИП неимущественного характера) являются:

  • Исполнение должником требований в исполнительном документе.
  • Возвращение исполнительного документа по требованию судебного органа или по просьбе взыскателя.
  • Истечение срока давности по взысканию.
  • Финансовая несостоятельность должника.
  • Направление исполнительного документа по месту получения должником дохода.
  • Решение суда.

С чего начинается исполнительное производство?

Для начала давайте разберемся, какой документ дает начало для открытия исполнительного производства.

Их большое множество, все они перечислены в статье 12 вышеуказанного закона: судебные приказы исполнительные листы, акты государственных органов, постановления должностных лиц, нотариальные соглашения по алиментам, постановления самого пристава. Нет большого смысла заострять на них внимание. Однако Вы должны иметь представление об общих началах.

В ходе принятия должностным лицом документа к исполнению, он обязан убедиться в том, что документ соответствует требованиям предъявляемым законом. Это очень важно, поскольку на данной стадии судебный пристав наделен правом и вовсе отказать в возбуждении дела, если установит, что документ не соответствует требованиям.

Поэтому, грамотный должник или его представитель всегда проверит документ на соответствие статье ФЗ «Об исполнительном производстве». В случае наличия основания для отказа в возбуждении позволит сторонам растянуть время и отсрочить появление дела.

Особенно привлекательно для должника. Ведь пока устраняются препятствия можно не исполнять решения суда законно. Берите на заметку уважаемые читатели!

Интервью: изменились правила исполнительного производства – ilex

Изменения, внесенные в Закон об исполнительном производстве, вступают в силу 15.07.2021. Об основных новшествах рассказывает заместитель начальника главного управления принудительного исполнения — начальник управления правового обеспечения Минюста Людмила Михайловна Макаренко.

Чем обусловлена корректировка законодательства об исполнительном производстве? Каковы ее предпосылки, цели, ожидания от изменений?

Применение на практике положений Закона об исполнительном производстве и иных смежных актов законодательства выявило проблемные вопросы, требующие изменения нормативного регулирования определенных правоотношений.

Цель принятия Закона от 06.01.2021 N 90-З «Об изменении законов по вопросам исполнительного производства» (далее — Закон) — совершенствование законодательства об исполнительном производстве и повышение эффективности деятельности ОПИ.

Закон внес изменения не только в Закон об исполнительном производстве, но и в другие законы и кодексы, в частности в Закон о судебных исполнителях, ГПК, ХПК, ТК.

Некоторые включенные в Закон положения довольно прогрессивны. Они позволят повысить качество, оперативность и реальность исполнения требований исполнительных документов. Отдельные положения разработчики проекта предложили с учетом практики применения в иностранных государствах.

  • Закон предусматривает как концептуальные изменения порядка исполнения, так и незначительные, в том числе уточняющие отдельные нормы законодательства. Как видится, реализация предусмотренных в Законе норм позволит:
  • — сократить количество находящихся на исполнении исполнительных документов, в том числе в случае отсрочки и (или) рассрочки исполнения, заключения взыскателем и должником мирового или медиативного соглашения;
  • — повысить результативность реализации имущества, что приведет к росту показателя исполнения требований исполнительных документов;
  • — увеличить количество заключаемых должниками и взыскателями мировых и медиативных соглашений, что приведет к исключению применения к должникам мер принудительного характера;
  • — повысить контроль судебного исполнителя за исполнением исполнительных документов при их направлении по месту получения должником зарплаты и приравненных к ней доходов;
  • — повысить образовательный уровень судебных исполнителей и, как следствие, качество выполняемых ими обязанностей.

Появился новый вид исполнительных документов — решение налоговых органов. Что это значит для должника по налогам?

С 15.07.2021 судебные исполнители смогут возбуждать исполнительное производство на основании решений налоговых органов о взыскании налогов, сборов (пошлин), а также иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты.

Такое изменение вовсе не свидетельствует о перераспределении функций между налоговыми органами и ОПИ. Просто налоговый орган сможет направить вышеназванные исполнительные документы судебному исполнителю.

Какие последствия остановки исполнительного производства?

В постановлении об остановке исполнительного производства судебный пристав-исполнитель отменяет все назначенные им меры принудительного исполнения, в том числе арест имущества, а также установленные для должника ограничения. В исполнительном документе судебный пристав-исполнитель делает отметку о полном исполнении требования исполнительного документа или указывает часть, в которой это требование исполнено.

Копии постановления судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства, об отмене мер принудительного исполнения направляются взыскателю, должнику, в суд, а также в организации, исполняющие постановления об установлении для должника ограничений, в трехдневный срок со дня вынесения постановления о прекращении исполнительного производства.

Отказ в прекращении производства по исполнительному листу

Обращаясь в суд или к приставу с заявлением о прекращении производства, нельзя быть уверенным на 100%, что суд или пристав его прекратить.

Отказ в прекращении производства может быть вызван тем, что заявителем указано основание для прекращения производства, которое не предусмотрено законодательством, в связи с чем суд вынесет определение об отказе, а пристав – постановление об отказе в прекращении исполнительного производства.

Также поводом для отказа заявителю может послужить неподтвержденность тех обстоятельств, на которые он ссылается, например, должник указывает, что обо всем договорился с взыскателем, все ему оплатил и поэтому просит прекратить производство. Конечно же у пристава не будет законных оснований в этом случае, так сказать, закрыть дело, в связи с чем пристав откажет в прекращении производства. Письменный отказ будет, если будет письменное заявление.

Читайте также:  Маткапитал в 2023 году: размер и условия выплаты

Последствия прекращения исполнительного производства

Когда прекращается производство приставом, то подлежат отмене все меры принудительного исполнения, ограничения, которые были приняты в рамках конкретного исполнительного производства приставом. В исполнительном документе делается отметка о том, в какой части исполнены требования соответствующего документа.

При прекращении приставом основного производства, он одновременно может возбудить с учетом обстоятельств дела другое производство, например, о взыскании исполнительского сбора. При этом ограничения для должника будут сохранены в необходимом размере.

В случае прекращения производства исполнительный документ остается в материалах прекращенного дела и взыскатель не сможет его предъявить повторно к исполнению.

Основания для отмены исполнительного производства

Прекратить судебное производство можно по решению суда или судебного пристава. Согласно статье 43 закона от 02.10.2007 №229-ФЗ суд может прекратить производство в следующих ситуациях:

  • Взыскатель признан умершим или без вести отсутствующим, при этом правопреемник не назначен;
  • Требование суда нельзя исполнить в текущих условиях. Например, суд постановил снести незаконно возведенную постройку, но по результатам экспертизы ее снос повышает вероятность оползневых процессов. В такой ситуации ответчик должен обратиться в суд с заявлением о прекращении дела;
  • Взыскатель отказывается от получения изъятого у должника предмета.

Судебный пристав вправе прекратить производство, если суд:

  • принял акт о прекращении выданного им исполнительного документа;
  • принял отказ взыскателя от взыскания;
  • утвердил мировое соглашение о примирении сторон;
  • отменил судебный акт, на основании которого выдан исполнительный документ.

Возвращение исполнительного документа.

В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю. Возвращение исполнительного документа взыскателю представляет собой аналог оставления заявления без рассмотрения в гражданском или арбитражном судопроизводстве.

В отличие от прекращения исполнительного производства, возвращение исполнительного документа взыскателю не влечет за собой невозможности возобновления исполнительного производства и не препятствует для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах сроков, исчисляемых в соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Здесь имеются в виду случаи наличия требования о возврате исполнительного документа со стороны самого инициатора исполнительного производства — взыскателя, что в полной мере соответствует принципу диспозитивности. Такой возврат возможен в случае, когда взыскатель по каким-либо причинам не желает в данный момент заниматься взысканием с должника. Если же взыскатель отказывается от самого права на взыскание, то в таком случае исполнительное производство прекращается на основании п. 2 ч. 2 ст. 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Если невозможно исполнить обязывающий должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена (п. 2 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда Законом об исполнительном производстве предусмотрен розыск должника или его имущества (п. 3 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Здесь имеются в виду случаи, когда изменились место жительства гражданина, юридический адрес организации, указанные в судебных актах и исполнительных документах, а установить новые не представляется возможным. В том случае, если объявлен розыск в порядке ст. 65 Федерального закона «Об исполнительном производстве», то на период розыска должника-гражданина или розыска ребенка возможно приостановление исполнительного производства в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Если у должника отсутствуют имущество или доходы, на которые может быть обращено взыскание, и принятые судебным приставом-исполнителем все допустимые законом меры по отысканию его имущества или доходов оказались безрезультатными (п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Здесь имеются в виду случаи невозможности фактического исполнения исполнительного документа, в основном о взыскании денежных средств, когда у должника отсутствуют как денежные средства, так и имущество, которое можно реализовать с целью передачи вырученных средств взыскателю.

Если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, не реализованное при исполнении исполнительного документа (п. 5 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). В соответствии со ст. 87 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и ст. 350 ГК РФ взыскатель при определенных в указанных нормативных положениях юридических условиях вправе оставить за собой в собственности не проданное с публичных торгов имущество должника в погашение задолженности по исполнительному документу. Однако решение вопроса об оставлении за собой непроданного имущества должника является правом, а не обязанностью взыскателя. Поэтому взыскателю в случае отказа в оставлении за собой имущества должника возвращается исполнительный документ.

Если взыскатель своими действиями (бездействием) препятствует исполнению исполнительного документа (п. 6 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Здесь имеются в виду случаи, когда исполнение невозможно без участия самого взыскателя, а он препятствует реализации исполнительного документа. Например, при исполнении исполнительного документа об участии отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка взыскатель не является для совершения данного исполнительного действия, в случае если он ранее заявил ходатайство о принудительном исполнении данного судебного решения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *