Государственная система лицензирования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственная система лицензирования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Лицензию можно получить лишь при условии соблюдения определенных требований: наличие технической базы (помещения, оборудование, специальная документация); работников необходимой квалификации и специальности; системы производственного контроля; размер уставного капитала и др. Приводятся эти требования по каждому виду лицензируемой деятельности в отдельных Положениях, утверждаемых постановлениями Правительства.

Перечень отдельных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных, специализированных видов деятельности

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ

Это не полный список лицензирующих органов — предоставляющих лицензии на осуществление отдельных видов деятельности.

МЧС России

Деятельность по тушению пожаров

Производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений

ФСТЭК России

Деятельность по технической защите конфиденциальной информации

ФСТЭК России, ФСБ России

Деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации

ФСБ России

Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность

Деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)

Деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств

Деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств

Предоставление услуг в области шифрования информации

Разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем

Росохранкультура (до 2012 года)

Деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

ГИОП (КГИОП) Санкт-Петербург (до 2012 года)

Реставрация объектов культурного значения (памятников архитектуры).

Минкультуры (Министерство Культуры)

Деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры народов России).

Ространснадзор (Госжелнадзор, Минтранс)

Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте

Росприроднадзор

деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.

Ростехнадзор

эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности.

деятельность, связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения.

производство маркшейдерских работ.

Лицензия может быть аннулирована при:

  • игнорировании предписания лицензирующего органа;
  • приостановлении срока ее действия.

Основанием для аннулирования лицензии является исковое заявление лицензирующего органа. После вынесения судебного решения действие лицензии будет прекращено в течение 10 рабочих дней.

Действие лицензии можно приостановить добровольно, когда:

  • юридическое лицо закончило вести свою деятельность (реорганизация к данному пункту отношение не имеет);
  • физическое лицо потреяло статус индивидуального предпринимателя;
  • предоставлено заявление о прекращении осуществления работы по лицензии.

Выбираем код ОКВЭД

ОКВЭД для ООО и ИП. Правила выбора и изменения. Максимальное число кодов ОКВЭД…

Читать статью Как выбрать систему налогообложения

Характеристики систем налогообложения для ООО и ИП.

Как получить лицензию на алкоголь

Розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво – это достаточно популярный вид деятельности наших пользователей, поэтому расскажем подробнее, как получить лицензию на алкоголь. Регулирует лицензирование этого вида деятельности специальный закон № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года. Сначала внесем ясность в вопрос продажи пива (а также пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи).

Пиво является алкогольной продукцией, но его реализацию регулируют отдельные положения закона. На продажу пива не распространяются особые требования к розничной продаже и потреблению алкогольной продукции, указанных в статье 16 закона № 171-ФЗ, и для продажи пива не нужна лицензия.

Продавать пиво можно лишь в стационарных объектах (магазинах), но к их площади нет определенных требований, как для реализации другой алкогольной продукции. И еще одно отличие пива от другого алкоголя – его могут реализовывать не только организации, но и индивидуальные предприниматели.

Что касается алкоголя в целом, то получение лицензии на его производство и оборот кроме закона № 171-ФЗ регулирует еще и специальный Административный регламент. Документы для получения лицензии на производство алкоголя отличаются от тех, что подают на получение лицензий для других видов деятельности. В нашей статье мы рассмотрим лицензионные требования только к розничной продаже алкоголя, т.к. требования к его производству, хранению и оптовому обороту имеет смысл рассматривать отдельно.

Для получения лицензии соискатель должен:

  • быть юридическим лицом (ИП продавать алкоголь, кроме пива, не могут);
  • иметь в собственности или долгосрочной (от года) аренде стационарные торговые объекты и складские помещения;
  • общая площадь таких помещений для розничной продажи алкоголя должна быть не менее 50 кв. м в городских поселениях и не менее 25 кв. м в сельской местности;
  • при продаже алкоголя в городских поселениях лицензиат должен применять кассовый аппарат;
  • иметь уставный капитал определенного размера (требование устанавливают региональные лицензирующие органы), но не более 1 млн. рублей.

Региональные лицензирующие органы могут устанавливать и другие дополнительные требования, поэтому прежде чем собирать необходимые документы и оплачивать госпошлину, обратитесь за подробной информацией в соответствующее окружное управление Росалкогольрегулирования. Их контакты, так же как и форму заявления на лицензию вы можете найти в Административном регламенте.

Понятие, основы правового регулирования, субъекты и объекты административной процедуры лицензирования

Происходящие в России глубокие социально-экономические преобразования, закономерные процессы демократизации общества и государства создают необходимые условия для реализации конституционных прав и свобод граждан в различных сферах деятельности. Упразднение государственной монополии на осуществление отдельных видов деятельности, производств и услуг обусловило не только предпринимательскую активность, но и необходимость создания четкой системы правового регулирования общественных отношений, складывающихся в новых сферах деятельности юридических и физических лиц. В этих условиях возникает объективная необходимость совершенствования механизма правового регулирования и поиска новых форм и методов правового воздействия на складывающиеся общественные отношения в целях их упорядочения, охраны и дальнейшего развития. Решение этой сложной задачи вызывает потребность не только обновления, улучшения российского законодательства, но и формирования многих принципиально важных правовых институтов, отвечающих новым экономическим отношениям, к числу которых относятся административные процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации.

Органы внутренних дел занимают важное место в системе государственного лицензирования. В рамках разрешительной системы полиция выдает разрешения: на хранение или ношение гражданского и служебного оружия, транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации указанного оружия и патронов к нему; на хранение и использование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия, полученного во временное пользование в органах внутренних дел; на хранение и перевозку автомобильным транспортом взрывчатых материалов промышленного применения. Кроме того, органы внутренних дел контролируют соблюдение установленных федеральным законом правил оборота служебного и гражданского оружия.

Понятие и стадии административной процедуры аккредитации

Понятие аккредитации следует рассматривать в двух аспектах: международно-правовом и административно-правовом.

Под аккредитацией в международном праве понимается процесс наделения лица полномочиями представлять одно государство в другом, возглавляя дипломатическое представительство.

В административно-процессуальном праве под аккредитацией понимается процедура официального признания (подтверждения) государственными органами особых полномочий различного рода субъектов (образовательных учреждений, научных организаций, медицинских учреждений, коммерческих банков и т.д.) в определенной области деятельности.

Из данного определения следует, что по своей правовой природе аккредитация является особой формой государственного регулирования, в рамках которой специально уполномоченные органы государственной власти наделяют определенных субъектов особыми полномочиями.

Читайте также:  Производственная характеристика на воспитателя для втэк образец заполнения 2022

Выделение аккредитации в качестве самостоятельного института административно-процессуального права подразумевает наличие механизма нормативно-правового регулирования возникающих в этой связи общественных отношений, субъектами которых выступают, с одной стороны, государственные органы, а с другой — органы (учреждения), претендующие на получение разрешения обладать особыми полномочиями.

Правовую основу аккредитации составляют ряд федеральных законов, постановлений Правительства РФ и нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Учитывая, что процедуру аккредитации мы будем рассматривать на примере аккредитации образовательных учреждений, то основными нормативными актами, регламентирующими эту деятельность, являются федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации», указ Президента РФ от 24 января 2011года №86 «О единой национальной системе аккредитаций», постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2011 года №184 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций».

Говоря о субъектах процедуры аккредитации, следует отметить, что ими являются, с одной стороны, аккредитационный орган — Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования, с другой стороны — соответствующее образовательное учреждение.

Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение.

Какие ведомства выдают лицензии на разные виды бизнеса

Все лицензирующие органы, перечисленные в Правительственном постановлении № 957, контролируют определенную сферу бизнеса. Оставим за скобками космическую деятельность, военное производство, легальный оборот наркотиков и защиту конфиденциальной информации. Рассмотрим другие сферы.

В Ростехнадзор надо обращаться за лицензией, если вы ведете маркшейдерские работы или эксплуатируете опасные производственные объекты. Здесь же лицензирование проходят для проведения экспертиз промбезопасности и работ с предназначенной для промышленности взрывчаткой.

ФНС (Федеральная налоговая служба) контролирует производство и продажу полиграфической продукции с защитой от подделки. Также она лицензирует букмекеров и организаторов азартных игр.

Росреестр лицензирует геодезическую и картографическую деятельность. Но лишь ту, которая касается создания или обновления государственных карт, а также изменения границ субъектов РФ или муниципальных образований.

Росприроднадзор выдает лицензии на сбор, перевозку, утилизацию и обезвреживание отходов I–IV классов опасности. К этим типам относится большинство бытовых неопасных отходов.

Минкульт России контролирует сохранение памятников истории и культуры. Владельцам бизнеса, связанного с работами на объектах культурного наследия, за лицензией нужно обращаться именно в это министерство.

Росгидрометом выдаются лицензии на работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы, а также разрешения на деятельность в области гидрометеорологии. Сюда не относятся инженерные изыскания для строительных работ — их контролируют саморегулируемые организации.

МЧС лицензирует работы со средствами обеспечения пожарной безопасности — их монтаж, техобслуживание и ремонт. Оно же регулирует профессиональное тушение пожаров.

МВД может выдать лицензию только на услуги по трудоустройству граждан РФ за границей. Это полномочие передано ему после упразднения Федеральной миграционной службы, которая прежде занималась регулированием этой области бизнеса.

Наиболее популярные виды деятельности рассмотрим отдельно. За лицензиями именно на них чаще всего обращаются граждане к государству.

Что такое лицензирование: буква закона

Лицензией называют особый разрешительный документ, позволяющий осуществлять определенную деятельность. Соответственно, лицензирование — это процесс оформления, продления и аннулирования такого разрешения. Порядок лицензирования регулируется указанным выше законом (далее — № 99-ФЗ).

Наличие лицензии гарантирует потребителю безопасность и качество услуг или работ, их соответствие всем установленным законодательством иными правовыми актами нормативам.

Соискателем лицензии может быть как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель. Выдачей лицензий занимается множество государственных органов. В какой из них обратиться? Это зависит от типа деятельности. Например, лицензия на оказание многих типов грузоперевозочных услуг выдается Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, аудиторские компании получают лицензии в Минфине России, лицензии на производство медицинской техники и оказание медицинских услуг выдает Росздравнадзор, а за лицензией на предоставление охранных услуг нужно обращаться в МВД России. Всего же в нашей стране насчитывается почти 30 государственных органов, занимающихся лицензированием деятельности.

В их ведении находится не только выдача лицензий, но и их аннулирование и приостановление, ведение реестров организаций, получивших лицензию, а также контроль за соблюдением соответствующих условий.

Существуют также частные коммерческие организации, оказывающие консалтинговую помощь в лицензировании — они помогают собрать пакет документов и пройти все бюрократические препоны.

Важно помнить о том, что лицензирование деятельности — это не акт доброй воли со стороны предпринимателя, а требование законодательства, за нарушение которого предусмотрены санкции.

Как получить лицензию на алкоголь?

Розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво — это достаточно популярный вид деятельности наших пользователей, поэтому расскажем подробнее, как получить лицензию на алкоголь. Регулирует лицензирование этого вида деятельности специальный закон № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года. Сначала внесем ясность в вопрос продажи пива (а также пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи).

Пиво является алкогольной продукцией, но его реализацию регулируют отдельные положения закона. На продажу пива не распространяются особые требования к розничной продаже и потреблению алкогольной продукции, указанных в статье 16 закона № 171-ФЗ, и для продажи пива не нужна лицензия .

С 2013 года продавать пиво можно лишь в стационарных объектах (магазинах), но к их площади нет определенных требований, как для реализации другой алкогольной продукции. В городских поселениях для продажи пива необходимо применять кассовый аппарат даже на режимах ЕНВД и ПСН. И еще одно отличие пива от другого алкоголя — его могут реализовывать не только организации, но и индивидуальные предприниматели.

Что касается алкоголя в целом, то получение лицензии на его производство и оборот кроме закона № 171-ФЗ регулирует еще и специальный Административный регламент. Документы для получения лицензии на производство алкоголя отличаются от тех, что подают на получение лицензий для других видов деятельности. В нашей статье мы рассмотрим лицензионные требования только к розничной продаже алкоголя , т.к. требования к его производству, хранению и оптовому обороту имеет смысл рассматривать отдельно.

Сфера применения закона о лицензировании отдельных видов деятельности

Статья 1 Закона устанавливает сферу его применения. Нормативный акт регулирует отношения, возникающие между организациями, индивидуальными предпринимателями и федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов РФ в связи реализации отдельных видов деятельности требующих лицензирования. Сегодня лицензированию подлежат свыше 50 видов работ и услуг, вот некоторые из них:

  • услуги в сфере образования;
  • тушение пожаров;
  • частная охранная деятельность;
  • услуги связи;
  • реализация и проектирование авиационной техники;
  • утилизация химического оружия;
  • производство и установка медицинской техники;
  • фармацевтическая деятельность;
  • производство и испытание огнестрельного оружия, военной техники;
  • перевозка пассажиров и другие услуги и работы в иных сферах.

Полный перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, представлен в статье 12 Закона. Однако положения нормативного акта четко разграничивают виды деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с ним и с другими законами. Так, положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования:

  • деятельности, непосредственно связанной с защитой государственной тайны (Закон РФ № 5485-I от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне»);
  • использования атомной энергии (Федеральный закон № 170-ФЗ от 21 ноября 1995 г. «Об использовании атомной энергии»);
  • деятельности кредитных организаций (Федеральный закон № 395-I от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности»);
  • производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (Федеральный закон № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»);
  • видов деятельности на рынке ценных бумаг и репозитарной деятельности (Федеральный закон № 39-ФЗ от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг»);
  • деятельность по проведению организованных торгов (Федеральный закон № 325-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «Об организованных торгах»);
  • деятельности депозитариев и паевых инвестиционных фондов, а также аукционных инвестиционных фондов (Федеральный закон № 156-ФЗ от 29 ноября 2001 г. «Об инвестиционных фондах»);
  • деятельности негосударственных пенсионных фондов, в том числе, по пенсионному обеспечению и страхованию (Федеральный закон № 75-ФЗ от 7 мая 1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах»);
  • страховой деятельности (Закон РФ № 4015-I от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации»);
  • клиринговой деятельности (Федеральный закон № 7-ФЗ от 7 февраля 2011 г. «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте»);
  • космической деятельности (Закон РФ № 5663-I от 20 августа 1993 г. «О космической деятельности»);
  • энергосбытовой деятельности ( Федеральный закон от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).
Читайте также:  Сколько пенсионных баллов нужно, чтобы получить пенсию в 2023 году

Лицензирование указанных видов деятельности производится в порядке, предусмотренном законодательными актами, регулирующими отношения в соответствующей сфере.

Кроме того, особенности лицензирования, в части касающейся срока действия лицензии, порядка продления срока действия и принятия решения о ее предоставлении, аннулировании или возобновлении действия, могут регулироваться отдельными законодательными актами по следующим видам деятельности:

  1. оказание услуг связи, теле- и радиовещания (Федеральный закон. № 126-ФЗ от 7 июля 2003 г. «О связи», Закон РФ № 2124-I от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации»;
  2. частная охранная и детективная деятельность (Закон РФ № 2487-I от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»);
  3. образовательная деятельность (исключение – частная организация, расположенная на территории центра «Сколково») (Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»);
  4. частная деятельность по управлению многоквартирными домами (ст.ст 192-202 Жилищный кодекс РФ);
  5. сбор, обработка, транспортировка, утилизация и размещение отходов 1-4 класса опасности (Федеральный закон № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления»).

Решение о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении

Как правило, процесс рассмотрения вопроса о выдаче лицензии занимает около месяца (срок может быть продлен в рамках, предусмотренных законом). Согласно статьи 14 Закона, в срок, не превышающий 45 рабочих дней с момента приема документов, лицензирующий орган должен осуществить проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в заявлении и принять решение о предоставлении лицензии или отказе в предоставлении.

Решение оформляется приказом лицензирующего органа, при этом лицензия оформляется одновременно с приказом, если было принято решение о ее выдаче. Приказ подписывается руководителем или заместителем руководителя лицензирующего органа и регистрируется в специальном реестре. В течении 3 дней после подписания документ вручается лицензиату или направляется ему по почте заказным письмом с уведомлением.

В случае принятия решения об отказе в лицензировании, соответствующее уведомление вручается соискателю в течении 3-х рабочих дней с момента его принятия, где обязательно указывается обоснованная причина такого отказа.

Основанием для отказа в лицензировании может быть:

  • наличие искаженной или недостоверной информации в заявлении соискателя или в прилагаемых документах;
  • установленное в ходе проверки несоответствие соискателя соответствующим лицензионным требованиям;
  • представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии на указанный в пункте 38 части 1 статьи 12 Закона вид деятельности, если в отношении соискателя имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности.

Решение об отказе в выдаче лицензии может быть обжаловано соискателем в установленном законом порядке.

Согласно статье 15 Закона в приказ о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении обязательно включаются следующие сведения:

  1. полное наименование лицензирующего органа;
  2. ФИО ИП, данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства и места осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, номер записи о государственной регистрации в качестве ИП;
  3. полное и сокращенное наименование компании, организационно-правая форма, адрес места нахождения и места реализации лицензируемой деятельности, регистрационный номер записи о создании юридического лица;
  4. ИНН юридического или физического лица;
  5. вид деятельности, подлежащей лицензированию с указанием выполняемых работ или оказываемых услуг;
  6. номер и дата регистрации лицензии, а также номер и дата приказа лицензирующего органа.

Лицензия по общему правилу действует бессрочно. Специальными законами может устанавливаться срок действия лицензии.

Статьей 16 Закона регламентируется порядок ведения лицензионного дела, в который орган, осуществляющий процедуру лицензирования, включает:

  1. заявление соискателя или лицензиата и прилагаемые документы;
  2. приказ о предоставлении лицензии или отказ в предоставлении документа, а также приказ о переоформлении или продлении срока действия;
  3. копия зарегистрированной лицензии;
  4. приказы лицензирующего органа о назначении проверок соискателя лицензии, лицензиата, копии актов проверок и предписания об устранении нарушений требований, а также протоколы об административных правонарушениях и постановления о назначении административных наказаний;
  5. выписки из решений суда об административном приостановлении деятельности лицензиата или аннулировании лицензии;
  6. копии других документов, напрямую связанных с осуществлением лицензирования документов.

Приостановление, прекращение или аннулирование действия лицензии

Порядок приостановления, возобновления, прекращения и аннулирования лицензии регламентирует статья 20 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности.

Лицензируемым органом действие лицензии может быть приостановлено по следующим основаниям:

  1. лицензиат был привлечен к административной ответственности за неисполнение предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований в установленный срок;
  2. лицензиату было назначено административное наказание в виде приостановления деятельности за грубое нарушение требования лицензионного законодательства.

Важно! Сведения о приостановлении действия лицензии, также как и последующем возобновлении, вносятся в реестр лицензий.

Лицензия может быть аннулирована по решению суда на основании заявления контролирующего лицензирующего органа. Прекращение лицензии может быть связано с прекращением вида деятельности лицензиата, если:

  1. лицензиат предоставил в лицензирующие органы заявление о прекращении деятельности;
  2. физическое лицо прекратило свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя или юридическое лицо прекратило свою деятельность;
  3. есть решение суда об аннулировании лицензии.

Лицензирующий орган принимает решение о прекращении действия лицензии в течении 10 дней с момента получения:

  • заявления лицензиата;
  • сведений от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • выписки решения суда об аннулировании лицензии уже вступившего в законную силу.

Виды и формы лицензионных проверок

В отношении лицензиата лицензирующим органом проводятся документарные проверки, плановые проверки, внеплановые выездные проверки в соответствии с ч. 6 ст. 19 Закона № 99-ФЗ. Более подробно виды проверок, предмет проверок, сроки проведения, порядок уведомления, согласование с другими органами исполнительной власти описаны в Законе № 294-ФЗ (ст.9 — плановые проверки, ст. 10 — внеплановые проверки, ст.11 — документарные проверки, ст.12 — выездные проверки).

Уголовная ответственность за нарушения в области лицензирования

В соответствии со ст. 171 УК РФ в случае, если причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо извлечен доход в крупном размере при осуществление медицинской (фармацевтической) деятельности без лицензии (в случаях, когда такая лицензия обязательна), может наступить уголовная ответственность в виде штрафа в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо ареста на срок до шести месяцев.

Ограничения действия лицензии

ействие лицензии ограничивается сроком, территорией, субъектом получившим лицензию, а также деятельностью, на которую получена лицензия.

Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности.

Лицензия является основанием возникновения правоспособности лицензиата, т.е. возможности заниматься определенными видами деятельности, перечень которых определяется законом (ст. 49 ГК РФ). Приобретаемая на основании лицензии правоспособность обусловливает «личный» характер лицензии, т.е. лицензируемая деятельность может выполняться только конкретным индивидуальным предпринимателем-лицензиатом или юридическим лицом.

К такому же выводу приходит и Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 31 августа 1999 г. N 422/99[7]. Дело рассматривалось по иску предпринимателя М., частнопрактикующего врача, о признании недействительным решения комиссии по лицензированию и сертификации медицинской деятельности, в соответствии с которым истец был лишен лицензии на занятие медицинской деятельностью. Причиной, послужившей основанием для лишения лицензии, стало нарушение истцом условий ее действия, выразившееся в допуске к осуществлению стоматологической медицинской помощи другого физического лица. Президиум ВАС РФ постановил, что право на занятие частной медицинской практикой является сугубо индивидуальным и действие лицензии частнопрактикующего врача не может быть распространено на других лиц. Допуск к такой деятельности другого лица является нарушением условий действия лицензии.

Читайте также:  Какой должна быть справка о доходе для получения кредита?

При ликвидации юридического лица или прекращении действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя выданная лицензия теряет юридическую силу.

В случае реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования или места его нахождения либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, а также в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель либо его правопреемник обязаны в 15-дневный срок подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии. Переоформление лицензии производится в том же порядке, что и установлен для ее получения[8]. До переоформления лицензии лицензиат осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии и документа, подтверждающего подачу заявления о переоформлении лицензии, в случае утраты лицензии — на основании временного разрешения, выданного органом лицензирования.

Территория, на которой может быть использована лицензия.

Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ[9].

При нарушении этого правила, то есть, за осуществление деятельности на основании лицензии, выданной лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, на территориях иных субъектов Российской Федерации без уведомления лицензирующих органов данных субъектов Российской Федерации, лицензиат несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Однако следует отметить, что, в случае если лицензируемый вид деятельности осуществляется на нескольких территориально обособленных объектах, в том числе расположенных на железнодорожном, авиационном, морском и речном транспорте, лицензиату одновременно с лицензией выдаются ее заверенные копии на каждый объект с указанием его местоположения. Копии такой лицензии регистрируются органом лицензирования. При изменении перечня территориально обособленных объектов, на которых осуществляется деятельность лицензиата, дополнительные экземпляры лицензии выдаются по заявлению лицензиата с приложением документов, предусмотренных Положением.

Лицензия является срочным разрешением, то есть ограниченным во времени.

Сроком действия лицензии является тот промежуток времени с момента ее выдачи, который, лицензиат может осуществлять предусмотренную лицензией деятельность.

Общий срок действия лицензии определен в ст.8 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и не может быть менее чем пять лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. В продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий.

Конкретный срок действия лицензии всегда устанавливается в положении о лицензировании определенного вида деятельности, утвержденном Правительством РФ.

Наиболее часто Правительство РФ устанавливает срок в 5 лет. Но есть и исключения. В частности, Положением о лицензировании деятельности в области связи в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 г. N 642 лицензия выдается на срок от 3 до 10 лет (за искл. лицензий на теле- и радиовещание).

Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Бессрочное действие лицензий предусмотрено и в постановлении Правительства РФ от 26.01.2006г. № 45 «лицензии на осуществление видов деятельности, указанных в пункте 1 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», выданные до вступления в силу Федерального закона от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», действительны до истечения указанного в них срока либо бессрочны (в случае бессрочного действия лицензии)».[10]

Бессрочно действие предусматривается для некоторых видов деятельности при продлении срока лицензии. Например, в Положении о лицензировании деятельности инвестиционных фондов, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2006 г. N 432, установлено следующее правило: лицензия на осуществление деятельности инвестиционных фондов предоставляется на пять лет. При продлении срока действия лицензии она действует бессрочно либо в течение срока, указанного в заявлении о продлении срока действия лицензии.

Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.

При этом существенным для процедуры продления действия лицензии является своевременная подача соответствующего заявления лицензиата с приложением всех необходимых документов. Своевременным является подача заявления до момента истечения срока действия лицензии. В противном случае продление срока действия лицензии будет невозможным, поскольку сама лицензия уже будет отсутствовать и юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю необходимо получать (а не продлевать) лицензию в порядке, предусмотренном ст. 9 ФЗ «О лицензировании…».

Истечение срока действия лицензии означает прекращение права лица, получившего лицензию, на осуществление соответствующего вида деятельности. Одновременно настоящее лицо утрачивает статус лицензиата, поскольку вместе с истечением срока действия лицензии прекращаются сами лицензионные отношения между юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и государством.

В данной работе рассмотрено правовое положение лицензирования в Российской Федерации. В результате можно сделать ряд выводов.

Прежде всего, институт лицензирования — это важный гражданско-правовой институт — направленный на непосредственно защиту интересов граждан, обеспечение обороны страны, безопасности государства и иных интересов самого государства.

Оно предусматривает осуществление мероприятий, связанных с выдачей лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Правовую основу лицензирования составляют ст. 49 ГК РФ, ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», акты субъектов РФ. Кроме того, порядок лицензирования конкретных видов деятельности определяется соответствующими положениями. Действие ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не распространяется на виды деятельности, перечень которых приведен в его ст.1 (страховая, нотариальная, биржевая, кредитных организаций и другие). Порядок лицензирования данных видов деятельности определяется специальным законодательством.

Развитие лицензионных норм от закрепления полной свободы административного усмотрения органов исполнительной власти в области применения пресекательных мер в сфере лицензирования в сторону ограничения их полномочий, а также самих оснований применения, свидетельствует о нежелательности передачи такого инструмента воздействия на предпринимательство целиком в руки исполнительной власти. В связи с этим происходит сокращение видов деятельности, подлежащих лицензированию. Преобладает тенденция перенесения контроля с лицензирования на систему контроля качества продукта (услуги).

При занятии предпринимательской деятельностью, на которую, в соответствии с законодательством необходимо специальное разрешение (лицензия) необходимо строго соответствовать лицензионным нормам, не допускать осуществление деятельности до получения таковой. Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность с нарушением условий лицензии или без лицензии несет административную (ст.14.1 КоАП РФ) или уголовную ответственность (ст. 171 УК РФ). Равным образом и должностные лица органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, за неправомерный отказ или уклонение от выдачи лицензии привлекаются к уголовной ответственности (ст. 169 УК РФ).

Какие лицензирующие органы действуют в РФ

орг. исп. вл., органы исп. вл. субъектов РФ, осуществляющие лицензирование.

Лицензиат – юр. лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.

Опять-таки, есть рамочный закон, устанавливающий общие требования + в каждом законе о лицензировании конкретных видов деятельности есть особые требования. Для примера можно привести лицензирование деятельности кредитных организаций. Она осуществляется в соответствии с требованиями ФЗ «о Банках и банковской деятельности». В нем определено, что лицензии банкам и кредитным организациям выдает Банк России после ряда проверочных операций. Дается перечень документов, которые обязан предоставить соискатель помимо заявления (Устав организации, бизнес-план, учредительный договор, и даже справки о наличии у предполагаемых руководителей организации высшего экономического или юридического образования). Соответственно, есть и специфические условия отказать в лицензировании. И так в каждом законе, предусматривающем лицензирование конкретных видов деятельности — особые обязанности и права лицензиатов/лицензирующих органов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *