Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Зачем нужна диагностическая карта для ОСАГО?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Требованиями аккредитации являются:
…
3) наличие технических возможностей для ежедневной передачи сведений о результатах проведения технического осмотра в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра, а также документирования сведений о таких результатах.
Техосмотр не обязателен, но…
Начнем с того, что с 30 декабря прошлого года процедура прохождения технического осмотра стала добровольной, но только для легковых автомобилей и мотоциклов, используемых в личных целях. Это указано в пунктах 7-9 ст. 15 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Получать диагностическую карту для приобретения полиса ОСАГО больше не нужно, независимо от возраста машины. Для легковых автомобилей, которые принадлежат юридическим лицам или используются для работы, а также для грузовиков и автобусов техосмотр остался обязательным мероприятием. Его регулярность зависит от категории транспортного средства, вида его использования и возраста.
Автовладельцам-частникам придется проходить техосмотр и получать диагностическую карту только для проведения регистрационных действий с автомобилями старше четырех лет. Также диагностическая карта понадобится при выезде на машине за границу.
Срок создания диагностической карты в ЕАИС ТО
Требованиями аккредитации являются:
…
3) наличие технических возможностей для передачи по окончании проведения технического осмотра в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра сведений, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона;
При прохождении аккредитации оператор технического осмотра, кроме прочего, должен иметь возможность немедленно передать информацию в единую автоматизированную информационную систему.
Напомню, что до 1 марта 2021 года допускалось выгружать информацию в базу данных в течение суток. Теперь же пункт технического осмотра должен иметь постоянный доступ к сети Интернет.
4. Сведения, указанные в части 3 настоящей статьи, передаются оператором технического осмотра в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра не позднее чем в течение суток с момента окончания проведения технического осмотра.
4. Сведения, указанные в пунктах 1, 3, 6, 7 части 3 настоящей статьи, передаются оператором технического осмотра в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра после окончания проведения технического диагностирования при оформлении диагностической карты. Сведения, указанные в пункте 8 части 3 настоящей статьи, передаются оператором технического осмотра в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра непосредственно после выявления несоответствия транспортного средства данным, указанным в документах, содержащих сведения, позволяющие идентифицировать это транспортное средство.
Кроме того, что оператор должен иметь постоянный доступ к базе данных, он также должен в режиме реального времени вносить в эту базу данных информацию о проведенном техническом осмотре. То есть сразу же после того, как машина прошла все технические проверки, в ЕАИС ТО должна быть оформлена электронная диагностическая карта.
Новое в законодательстве
Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предписывал оформлять обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств только при условии проведения технического осмотра. Данная норма до 22 августа 2021 года содержалась в пункте 3 статьи 16 данного Закона. Ранее страховые компании проверяли наличие действующей диагностической карты, которая свидетельствовала о прохождении технического осмотра автомобиля. Сейчас такого требования в законодательстве нет. Приобрести полис ОСАГО без этого документа можно уже с 22 августа 2021 года.
Но спасает ли это от прохождения самого техосмотра и нужно ли иметь действующую диагностическую карту?
Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 170-ФЗ от 01.07.2011 по-прежнему предусматривает обязанность прохождения технического осмотра автомобилей. Следовательно, диагностическая карта также остаётся обязательной.
Для тех, у кого не окажется действительной диагностической карты, Госдума России приготовила сюрприз. Подвох заключается в том, что в статью 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вводится новая часть — управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена в установленном порядке диагностическая карта, подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Мера ответственности по этой статье предусматривает штраф в размере двух тысяч рублей. Причём выписывать его планируют с помощью камер наблюдения. Как сказано в примечании к данной статье, лицо не будет привлекаться к административной ответственности за второй и последующие случаи выявления такого правонарушения в течение двадцати четырёх часов с момента первого выявления нарушения. То есть из текста статьи явно следует, что если у тебя нет диагностической карты, то штраф будут выписывать ежедневно.
Вступает в силу такая статья с 1 марта 2022 года, так что ещё есть время подготовиться к данным нововведениям и пройти техосмотр.
Аннулирование карты техосмотра
Прохождение техосмотра автомобиля не единственное изменение, которое начало действовать в 2022 году. Диагностическая карта перестала быть панацеей, поскольку её могут отозвать. Но право на проведение такой процедуры есть не у всех. Оно возможно только если аннулирование выполняет сотрудник ГИБДД. Именно рассматриваемый пункт в нововведениях вызвал самое бурное обсуждение, поскольку многие считают, что оно может стать причиной дорожного произвола. Например, если инспекторы из-за пустяшной поломки начнут отменять карты техосмотра, отправляя автомобилистов на повторные технические осмотры.
Но все это гипертрофировано. Небольшая поломка, максимум, что может спровоцировать – штраф. И то, только в крайних случаях. Обычно достаточно простого предупреждения. Но это не значит, что аннулировать карту вообще невозможно. Это могут сделать, но только в некоторых, четко прописанных случаях:
- Диагностическую карту выдали без технического осмотра.
-
Если диагностическая карта выдана на легковойавтомобиль, который не соответствует нормам и правилам безопасности.
Какие будут штрафы за непройденный техосмотр
С 1 марта 2022 года заработает штраф в 2000 руб. за езду без техосмотра. Фиксировать нарушение раз в сутки смогут дорожные камеры. Однако, как уточнил спикер Госдумы Вячеслав Володин, штрафовать за езду без диагностической карты будут владельцев только тех транспортных средств, для которых техосмотр останется обязательным. На всех остальных штраф распространяться не должен.
Чтобы избежать двусмысленных трактовок и возможных ошибок в правоприменительной практике в Госдуме планируют уточнить положения статьи 12.5 КоАП «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена…» под нормы которой как раз попадает управление автомобилем без техосмотра.
Что нужно для получения диагностической карты
Формально получить ДК можно одним способом – пройти техосмотр по всем правилам. Перед техосмотром водителю лучше найти все серьезные поломки, способные повлиять на работоспособность транспортного средства. Например, если лобовое стекло со стороны водителя имеет повреждения, то техосмотр автомобиль не пройдет. У водителя должны быть в наличии огнетушитель (с действующим сроком годности), аптечка с непросроченными препаратами, знак аварийной остановки.
Для прохождения ТО владельцу машины нужно иметь при себе свой паспорт и водительское удостоверение, свидетельство о государственной регистрации автомобиля, техпаспорт. Если собственник поручит пройти технический осмотр своему представителю, то на его имя должна быть выписана нотариально заверенная доверенность.
Что подготовить для получения ДК
Для прохождения официального ТО нужны подготовит пакет бумаг:
- Паспорт гражданина РФ или иной документ с актуальным ВНЖ;
- Права;
- Свидетельство о регистрации машины или ПТС;
- Обязателен документ о праве владения или пользования автомобилем;
- Договор с рекламодателем – придется сделать, если на ТС присутствуют рекламные надписи.
Никаких иных бумаг правила не требуют. По закону предъявлять ПТС, права и паспорт россиянина не обязательно. Но лучше иметь их при себе во избежание конфликтов с экспертом при проведении ТО и не тратить личное время на лишние поездки, что потребует также дополнительных финансовых потерь.
Особенности комплектации и состояния машины:
- Аптечку в 2022 году брать с собой не обязательно (но сотрудники полиции за ее отсутствие имеют право выписать штраф при возможном осмотре машины);
- Огнетушитель с актуальным сроком годности, целой пломбой и объемом не меньше двух литров;
- Рекомендуется помыть машину заранее, иначе в осмотре грязного ТС могут отказать (рекомендуется заранее проверить читаемость номеров на моторе и кузове, а также различимость расцветки самого автомобиля).
Основные спорные моменты при осмотре:
- Не удается пройти ТО из-за имеющихся трещин на лобовом стекле. Ситуация возможна, если повреждение располагается со стороны руля в пределах зоны работы стеклоочистителя (щеток);
- Цветные пленки должны соответствовать Гостам (быть уже 15 см);
- Занавески и иные элементы, которые ограничивают обзор в момент проведения ТО снимают;
- Тюнингованные детали могут вызвать споры с экспертом, их лучше демонтировать и заменить заранее;
- Болты или гайки колес рекомендуется заранее затянуть, декоративные диски закрепить;
- Цвет и число фар (фонарей) обязаны строго соответствовать типу машины. Отклонение от стандарта помешает пройти осмотр;
- На борту авто присутствовать минимум 1 комплект знаков аварийной остановки.
Что такое диагностическая карта
ДК – это техническое подтверждение исправности любого автомобиля. Она свидетельствует о пригодности использования транспорта и гарантирует безопасное передвижение по дорогам, в том числе для выполнения работ по перевозке пассажиров и транспортировке грузов. Карту обязан получать владелец транспортного средства, он же предоставляет машину на осмотр.
Вместо выдаваемого ранее талона о прохождении технического осмотра теперь оформляется диагностическая карта. Она напечатана в виде таблицы на листе бумаги формата А4, заполняется с двух сторон. Ее подлинность заверяется индивидуальной печатью оператора ТО и подписывается квалифицированным мастером. Период действия документа для каждой конкретной машины индивидуален. Зависит этот параметр от даты выпуска и состояния на момент проверки:
- Машины, перевозящие людей – 6 месяцев.
- Транспортные средства, период эксплуатации которых, начиная от даты производства, менее 7 лет – 2 года.
- Остальные легковые средства – 1 год.
- Грузовые ТС – 1 год.
Какие правовые последствия влечет нарушение порядка прохождения ТО для СТОА и владельца ТС
Нарушения порядка проведения техосмотра и выдачи диагностической карты при отсутствии законных оснований влекут административную ответственность (ст. 14.4.1. КоАП РФ). В частности, для юридических лиц в соответствии с этой статьей:
- непредставление сведение, необходимых для ведения ЕАИСТО, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей;
- оформление диагностической карты без проведения ТО либо ее оформление в отношении транспортного средства, не отвечающего обязательным требованиям безопасности, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 200 000 до 300 000 рублей;
- передача в ЕАСТО данных о проведенном ТО без фактического проведения ТО влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 200 000 до 300 000 рублей;
- выполнение ТО лицом без соответствующей аккредитации в отношении необходимой категории транспортных средств (в том числе с приостановленной аккредитацией) влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 100 000 до 300 000 рублей;
- повторное совершение каждого из указанных правонарушений влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 300 000 до 500 000 рублей.
Кроме того, ст. 14.4.1. КоАП РФ устанавливает административную ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и технических экспертов.
Относительно возможности привлечения обладателя поддельной диагностической карты к уголовной ответственности (по ст. 327 УК РФ), по-видимому, следует ответить скорее отрицательно.
Действительно, имеется практика осуждения лиц за подделку диагностических карт. Примером может служить, в частности, постановление Президиума Волгоградского областного суда от 10.05.2017 № 44у-55/2017.
Однако в основном суды оправдывали обвиняемых по ч. 1 ст. 327 УК РФ (ответственность – до двух лет лишения свободы) в связи с тем, что:
- ч. 1 ст. 327 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за подделку «…официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей», однако
- диагностическая карта не обладает свойствами официального документа (из последних актов лучше всего изложено обоснование в Определении Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 14.07.2020 № 77-1283/2020. Однако схожая квалификация дана, например, в п. 4 «Результатов обобщения практики рассмотрения уголовных, гражданских и административных дел апелляционной и кассационной инстанциями верховного суда Республики Татарстан в 4 квартале 2019 года»).
Использование (но не изготовление!) поддельной диагностической карты составляет иной, самостоятельный, состав преступления, предусмотренный ч. 5 ст. 327 УК РФ (ответственность – до шести месяцев ареста). Правомерность привлечения к уголовной ответственности за использование поддельных диагностических карт была подтверждена и Верховным Судом РФ во втором абзаце пункта 4 Постановления от 17.12.2020 № 43 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 324 – 327.1 Уголовного кодекса Российской Федерации».
Таким образом, подделывать диагностические карты «для души» и для развития собственных художественных способностей – можно. А пользоваться ими – с точки зрения уголовного закона категорически нельзя.
Что будет, если ДТП и нет бланка
Согласно закону страховая компания обязана оформить бланк обязательного страхования при наличии действующего ТО. При этом неважно, через сколько дней бланк прекратит свое действие.
В результате некоторые водители получают заветную страховку и не продлевают документ, который подтверждает техническое состояние автомобиля. Но какое наказание за это предусмотрено? Как уже было сказано, сотрудники ГИБДД не могут выписать штраф за его отсутствие.
Что касается выплаты компенсации, в результате наступления дорожно-транспортного происшествия, то тут компания может отказать. При принятии бланка заявления страховщик запрашивает бланк, чтобы убедиться, что машина находилась в исправном состоянии.
Если клиент получает отказ, необходимо отстаивать свои права, а именно:
- требовать письменный отказ в отказе выплате, с указанием причины;
- писать досудебную претензию, с которой обращаться к страховщику;
- получить ответ по досудебной претензии от страховщика;
- если компания повторно откажет, обратиться в суд.
Однако суд всегда встает на сторону клиента и обязывает страховщика выплатить не только средства для восстановительного ремонта, но и штрафные санкции. Бывают случаи, когда компания доказывает свои права и клиент компенсирует все расходы за собственные средства.
Как сделать диагностическую карту?
Сделать диагностическую карту можно на любой СТО, которая имеет лицензию на проведение тех. осмотров. Список станций, прошедших аккредитацию, есть на сайте Российского союза автостраховщиков — называется «реестр операторов ТО». Одни из них проверяют легковые машины, другие — грузовики.
Владелец, обращаясь на станцию, предъявляет свой паспорт и ПТС. Заняться этим может и ваш представитель, но он должен подтвердить свои полномочия доверенностью. Машина должна быть чистая. Вся процедура техосмотра длится не более получаса, вы можете присутствовать.
Второй вариант получения диагностической карты — обращение в офис страховой. Подобную услугу предоставляют, например, Ингосстрах или Росгосстрах. Там подготовят бланк, но техосмотр вам, естественно, придется проходить на СТО. Страховая укажет вам срок, в который это должно быть сделано.
То, как часто вам придется проходить техосмотр, зависит от новизны авто. Первый раз сделать это нужно спустя 3 года с момента выпуска авто с завода, независимо от даты покупки.
В этом случае, успешно пройдя процедуру, вы получите диагностическую карту сроком действия 2 года. Как только машине исполнится 5 лет, вы должны будете получить документ с тем же сроком действия, а после 7-летия с момента ее выпуска проходить техосмотр вам придется ежегодно.
Этапы оформления диагностической карты
Для получения ДК необходимо выполнить ряд действий:
- Выбрать пункт осмотра. Работать с машинами автомобилистов могут станции, имеющие аккредитацию. Сотрудничество с ними – гарантия того, что пройти гостехосмотр удастся честно. Как правило, автовладельцы выбирают ближайшие пункты с минимальной ценой услуг. Это позволяет пройти техосмотр недорого и быстро.
- Запись на прием. Владелец авто связывается с представителем станции, выбирает дату и время проведения процедуры. Многие пункты позволяют выполнить данную операцию онлайн. Достаточно перейти на сайт оператора в интернете, найти подходящий раздел и оставить запрос. При отсутствии доступа к сети заявку можно оформить официально в офисе.
- Прохождение проверки. В назначенное время водитель приезжает на осмотр. Машина проверяется на соответствие действующим требованиям. После диагностики принимается решение о выдаче диагностической карты. Если окажется, что техника имеет неполадки – ее отправят на ремонт. Если работоспособность авто не вызовет нареканий – клиент получит диагностическую карту.
Водители, приезжающие на вторичный осмотр, обязаны повторно производить оплату. Для этого можно воспользоваться наличными или мобильным банком.
Условия оказания услуг установлены федеральным законодательством. Оно регламентирует перечень выполняемых работ, параметры и периодичность осмотра, нормы заполнения документов и проверки их подлинности.
Отправляясь на осмотр, важно знать, что станции не запрещено проводить подобные процедуры. Для этого рекомендуется получить информацию о том, когда истекает ее лицензия. Если уточнить данный параметр невозможно, стоит обратить внимание на прочие предложения.
Распространяется ли она для новых автомобилей?
Владельцы новых транспортных средств, использующихся для личных целей, могут спать спокойно – диагностические карты им пока не требуются. Они понадобятся, когда придет время для первого техосмотра.
Исключение составляет транспорт, который используется для коммерческой перевозки пассажиров (включая легковые такси), а также провоза токсичных, легковоспламеняющихся и опасных грузов. Им диагностическая карта требуется сразу же.
Внимание! Нужда в этом документе может возникнуть и до истечения трехлетнего срока с момента изготовления автомобиля.
Если новый транспорт приходится продавать, без техосмотра сложно обойтись. Он позволит получить экспертное заключение о техническом состоянии машины, что поможет выставить справедливую цену. Но даже в этом случае оформление диагностической карты на новый автомобиль, срок официального техосмотра которого еще не подошел, дело сугубо добровольное.
Часто задаваемые вопросы
Чтобы изучить нюансы диагностической карты, следует рассмотреть вопросы, которые наиболее часто задаются водителями.
Нужно грамотно действовать в ситуации, когда сотрудник ГИБДД требует этот документ у водителя, поскольку такие действия будут неправомерными, и об этом тоже нужно узнать подробнее.
Для водителя важно не попасть в руки мошенников, которые часто встречаются на рынке техосмотров, предлагая услугу продажи карты, при этом выдавая подделку за оригинал. Все чаще встречается и ситуация, в которой ТО проводится неквалифицированным или невнимательным сотрудником, не замечающим серьезные дефекты. Если из-за этого произошла авария, то тоже нужно знать, как в таких случаях может действовать страховая компания и кто будет платить за подобный ущерб, спровоцированный человеческим фактором.
Как самостоятельно проверить ДК по базе РСА?
Действие карты продолжает действовать весь срок, указанный в базе РСА, даже если авто будет продано и поменяется его владелец.
В случае если вы потеряли оригинал карты, вы всегда можете запросить дубликат, причем у любого оператора технического центра. К тому же вы самостоятельно дома можете проверить диагностическую техосмотра по базе ЕАИСТО, ее подлинность и срок действия. Такую услугу предоставляет множество сайтов. После того как перейдете на главную страницу, необходимо внести данные транспорта и номер диагностической карты. Если все параметры вписаны, то вы увидите сведения по вашему техосмотру и дату следующего ТО.
Если вы приобрели ДК у нечестных предпринимателей или дешевле 300 рублей, то, возможно, ваши данные будут удалены, а полис ОСАГО аннулируют.
Нужно ли оформлять диагностическую карту? Когда она необходима? На какие типы транспорта?
Диагностическая карта нужна всем транспортным средствам, участвующим в дорожном движении, за исключением:
- легковых автомобилей (категории B), мотоциклов, прицепов и полуприцепов, если их возраст – менее трех лет.
- прицепов и полуприцепов, чьи владельцы – физические лица, а грузоподъемность – не более 3,5 тонн.
Проходить техосмотр обязаны:
- легковые автомобили категории B старше 3 лет;
- мототранспортные средства;
- прицепы и полуприцепы;
- автомобили категории С;
- учебные автомобили;
- автомобили, оборудованные спецсигналами;
- такси;
- автобусы;
- грузовики для перевозки людей;
- автомобили для перевозки опасных грузов.