Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Внутренний финансовый контроль в бюджетной сфере: теория и практика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Такой источник, как карта внутреннего финансового контроля, используется, как правило, в государственных структурах. Минфин РФ в п. 16 разд.1 Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля, утв. приказом Минфина от 07.09.2016 №356 устанавливает, что данный документ является подготовительным относительно реализации мероприятий внутреннего финансового контроля в организациях, являющихся главными распорядителями бюджетных средств. В подобной карте Минфин рекомендует подробно раскрывать данные о должностных лицах, участвующих в финансовом контроле, в корреляции с каждой операцией, проводимой в рамках контрольных мероприятий.
Напомним, что внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений – контрольная деятельность Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, финансовых органов субъектов РФ (муниципальных образований).
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства РФ.
Полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются (ст. 269.2 БК РФ):
-
контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений;
-
контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов;
-
контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных БК РФ, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов;
-
контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета;
-
контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Специфика карты внутреннего финансового контроля
Сформированная Минфином форма карты внутреннего финансового контроля, рассчитанная на использование распорядителями бюджетных средств, утверждена в приложении № 3 к Методическим рекомендациям по осуществлению внутреннего финансового контроля.
Каковы особенности плана внутреннего финансового контроля в государственной организации?
Главная особенность планов внутреннего контроля в государственных организациях состоит в том, что структура соответствующих документов определяется на уровне нормативно-правовых актов, а также ведомственных распоряжений. То есть конкретный орган власти или учреждение, в отличие от частной фирмы, как правило, не наделены полномочиями по корректировке структуры плана.
В каких НПА из числа действующих приведены формы планов внутреннего контроля для государственных предприятий?
Если рассматривать нормы, зафиксированные в приказе Минфина РФ от 07.09.2016 №356, то можно обратить внимание на положения п. 23 данного НПА. В соответствии с ним в планах ведомственного финансового контроля должны быть указаны:
- темы контрольных мероприятий;
- объекты контрольных мероприятий;
- виды проверок;
- проверяемые периоды;
- сроки проведения контрольных мероприятий.
Законодательством РФ также предусмотрено использование планов внутреннего контроля, утвержденных конкретными ведомствами. Так, в соответствии с пп. 3 и 4 Правил осуществления финансового контроля Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092, план мероприятий по контролю Росфиннадзора утверждается:
- на уровне центрального аппарата — руководителем по согласованию с Минфином;
- на уровне региональных подразделений — руководителями соответствующих органов по согласованию с руководителем Росфиннадзора или его заместителем.
Можно отметить, что указанные нормы постановления № 1092 также распространяются и на формирование планов Росфиннадзора, относящихся к тем направлениям деятельности ведомства, которые связаны с проверкой других госструктур и частных организаций.
В последнее время много внимания уделяется организации и проведению внутреннего финансового контроля (далее ВФК) в государственных учреждениях. Для главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, главных администраторов (администраторов) доходов, главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета осуществление ВФК является одним из полномочий согласно постановлению Правительства РФ от 17.03.2014 №193. Кроме того, с целью разъяснения основных требований статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ письмом Министерства финансов РФ от 19.01.2015 №02-11-05/932 доведены Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Для учреждений, не названных выше, федеральные и отраслевые стандарты отсутствуют. В данных условиях от инициативы учреждения зависит уровень организации системы ВФК от формального соответствия нормативным актам до развитой системы, способствующей минимизации допускаемых ошибок и повышению эффективности деятельности.
Следует отметить, что отсутствие ВФК за совершаемыми фактами хозяйственной жизни государственного (муниципального) учреждения квалифицируется как несоблюдение положений Федерального закона «О бухгалтерском учете».
Порядок организации и проведения ВФК должен быть обязательно закреплен учреждением в Учетной политике, как правило это отдельное Положение о ВФК, являющееся приложением к учетной политике, согласно приказу Минфина России от 01.12.2010г. № 157н.
Что такое внутренний контроль?
Под внутренним контролем понимается процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает:
- эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;
- достоверность и своевременность бухгалтерской отчетности;
- соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.
Система внутреннего контроля включает в себя совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством бюджетного учреждения в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, которая в том числе включает организованные внутри данного учреждения и его силами надзор и проверку:
- соблюдения требований законодательства;
- точности и полноты документации бухгалтерского учета;
- своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
- предотвращения ошибок и искажений;
- исполнения приказов и распоряжений;
- обеспечения сохранности имущества учреждения.
Задачами системы внутреннего контроля являются:
- установление соответствия проводимых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражения в бухгалтерском учете и отчетности требованиям нормативных правовых актов;
- определение соответствия осуществляемых операций регламентам, полномочиям сотрудников;
- соблюдение предусмотренных технологических процессов и операций при осуществлении функциональной деятельности. С этой целью учреждение должно разработать и утвердить положение о внутреннем финансовом контроле. Указанное положение может быть как самостоятельным нормативным актом учреждения, так и составной частью его учетной политики.
Система внутреннего контроля может включать в себя следующие элементы:
- Контрольная среда включает позицию, осведомленность и действия руководства относительно системы внутреннего контроля учреждения, а также понимание значения такой системы для деятельности учреждения. Контрольная среда оказывает влияние на сознательность сотрудников в отношении контроля. Она является основой для эффективной системы внутреннего контроля, обеспечивающей поддержание дисциплины и порядка.
Контрольная среда представляет собой совокупность принципов и стандартов деятельности учреждения, которые определяют общее понимание внутреннего контроля и требования к внутреннему контролю на уровне учреждения в целом. Она отражает культуру управления экономическим субъектом и создает надлежащее отношение персонала к организации и осуществлению внутреннего контроля.
- Оценка рисков представляет собой процесс выявления и (по возможности) устранения рисков хозяйственной деятельности, а также их вероятных последствий. Для целей финансовой (бухгалтерской) отчетности важно, каким образом в процессе оценки рисков руководство выявляет риски, имеющие отношение к финансовой (бухгалтерской) отчетности, определяет их значение, оценивает вероятность их возникновения и принимает решение относительно того, как ими управлять.
- Контрольные действия включают политику и процедуры, которые помогают удостовериться, что распоряжения руководства выполняются. Указанные действия могут осуществляться вручную или с применением информационных систем, имеют различные цели и применяются на различных организационных и функциональных уровнях. Учреждением могут использоваться следующие процедуры внутреннего контроля:
- документальное оформление. Например, записи в регистрах бухгалтерского учета должны осуществляться на основе первичных учетных документов, в том числе бухгалтерских справок. Существенные оценочные значения, включенные в бухгалтерскую (финансовую) отчетность, должны основываться на расчетах;
- подтверждение соответствия между объектами (документами) или их соответствия установленным требованиям. Например, при принятии первичных учетных документов к бухгалтерскому учету должна производиться проверка их оформления на соответствие требованиям законодательства. К данным процедурам внутреннего контроля относятся также процедуры контроля связанных операций, в частности соотнесение перечисления денежных средств в оплату материальных ценностей с получением и оприходованием этих ценностей;
- санкционирование (авторизация) хозяйственных операций, которое подтверждает правомочность совершения операции и, как правило, выполняется персоналом более высокого уровня, чем инициатор операции. Например, авансовый отчет сотрудника должен быть утвержден руководителем;
- сверка данных. Например, для подтверждения сумм дебиторской и кредиторской задолженностей учреждения должна проводиться сверка его расчетов с поставщиками и покупателями; остатки по счетам учета наличных денежных средств должны сверяться с остатками денежных средств по данным кассовой книги;
- разграничение полномочий и ротация обязанностей. С целью уменьшения рисков возникновения ошибок и злоупотреблений полномочия по подготовке первичных учетных документов, санкционированию (авторизации) хозяйственной операции и отражению результатов хозяйственных операций в бухгалтерском учете, как правило, должны возлагаться на разных лиц на ограниченный период;
- физический контроль, в том числе охрана, ограничение доступа, инвентаризация объектов;
- надзор. Данные процедуры внутреннего контроля предполагают оценку достижения поставленных целей или показателей. Например, оценка правильности выполнения хозяйственных и учетных операций, точности составления бюджетных смет (планов финансово-хозяйственной деятельности), соблюдения установленных сроков составления бухгалтерской отчетности;
- процедуры, связанные с компьютерной обработкой информации и информационными системами, среди которых, как правило, выделяют процедуры общего компьютерного контроля и процедуры контроля уровня приложений. Процедуры общего компьютерного контроля включают правила и процедуры, регламентирующие доступ к информационным системам, данным и справочникам, правила внедрения и поддержки информационных систем, процедуры восстановления данных и другие процедуры, обеспечивающие бесперебойное использование информационных систем. Процедуры контроля уровня приложений включают, в частности, логическую и арифметическую проверку данных в ходе обработки информации о фактах хозяйственной жизни (проверку правильности заполнения полей документов, контроль введенных сумм, автоматическую сверку данных, отчеты об операциях и ошибках, др.).
- Качественная и своевременная информация обеспечивает функционирование внутреннего контроля и возможность достижения им поставленных целей. Основным источником информации для принятия решений являются информационные системы учреждения. Качество хранимой и обрабатываемой в них информации может существенно влиять на управленческие решения учреждения, эффективность внутреннего контроля.
Система информирования персонала может принимать такие формы, как внутренние регламенты деятельности, руководства по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности, инструкции и указания. Доведение информации до сведения сотрудников может осуществляться с использованием средств электронной связи, устно и посредством распоряжений руководства.
- Одними из важных обязанностей руководителя учреждения являются создание и поддержание системы внутреннего контроля в режиме непрерывной работы. Оценка внутреннего контроля осуществляется в отношении всех остальных иных элементов внутреннего контроля с целью определения их эффективности и результативности, а также необходимости изменения их. Оценка внутреннего контроля должна проводиться не реже одного раза в год.
Когда и зачем проводится ВФА
Внутренний контроль документально оформляет факты хозяйственной жизни бюджетной организации. Проведение аудита необходимо для:
- подтверждения соответствия между сделками и операциями;
- сверки данных;
- подготовки предложений о повышении результативности использования средств;
- сверки остатков по счетам бухучета налички с остатками денег по данным кассовой книги.
Процедура не дублирует полномочия контрольно-счетных органов — это подтверждение отчетности на этапе ее формирования. Не путайте внутреннего аудитора с контролером-ревизором внутри организации.
Внутренний финансовый аудит в 2021 году проводится по инициативе руководителя, когда он хочет узнать, как разумнее расходовать средства и повысить качество финменеджмента.
В ходе оценки необходимости ВФА учитывают:
- риски в прошлые периоды, как они влияли на бюджет;
- результаты мониторинга качества финменеджмента;
- наличие самостоятельно выполняемых бюджетных полномочий;
- наличие подведомственных бюджетных автономных учреждений;
- владеете ли вы имуществом бюджетных унитарных предприятий;
- возможность проведения аудита сторонними экспертами.
Понятие «внутренний контроль»
Прежде чем что-либо организовывать, надо определиться с понятиями и с тем, что мы хотим получить в итоге. В данном случае понятие «внутренний контроль» для Закона о бухгалтерском учете является новым, его не было в предыдущем Федеральном законе от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Но это не означает, что данное понятие совершенно новое для субъектов хозяйственной деятельности. Приведем нормы действующих законодательных актов, в которых присутствуют аналогичные понятия:
- ст. 85 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»: для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества избирается ревизионная комиссия (ревизор) общества;
- ст. 47 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»: ревизионная комиссия (ревизор) общества вправе в любое время проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности общества и иметь доступ ко всей документации, касающейся деятельности общества. По требованию ревизионной комиссии (ревизора) общества члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, члены коллегиального исполнительного органа общества, а также работники общества обязаны давать необходимые пояснения в устной или письменной форме. Ревизионная комиссия (ревизор) общества в обязательном порядке проводит проверку годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества до их утверждения общим собранием его участников. Общее собрание участников общества не вправе утверждать годовые отчеты и бухгалтерские балансы общества при отсутствии заключений ревизионной комиссии (ревизора).
Таким образом, в ООО и АО должны быть ревизионные комиссии (ревизоры) для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций. Однако это требование далеко не всегда выполняется на практике.
И наконец, в ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» дано понятие внутреннего контроля — это деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или другим имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. В данном случае дано определение понятия внутреннего контроля с учетом вполне конкретных целей и задач.
Что же понимается под внутренним контролем для целей применения Федерального закона N 402-ФЗ? Этот Закон не дает определения понятия «внутренний контроль», а также не устанавливает каких-либо требований или условий для его организации.
Зачем нужен внутренний контроль ведения бухучета
Внутренний контроль бухучета необходим затем, что это обязательный этап эффективного планирования и реализации как управленческих решений, так и ежедневных функциональных задач работников, а не простая формальность. Благодаря такому контролю отдельные ошибки сотрудников бухгалтерии, от которых никто не застрахован, не приобретут системный характер.
Мы застраховали риск допущения ошибок нашими специалистами. Если, например, они допустят ошибку, 1С-WiseAdvice компенсирует связанные с ней штрафы и доначисления. Размер страховой выплаты, предусмотренной полисом страхования профессиональной ответственности, ежегодно индексируется и на сегодняшний день составляет 70 млн рублей. Важное преимущество: полис включает в себя расширенный перечень страховых случаев, от которых не страхуют другие консалтинговые компании.
Законодательно прямая ответственность за отсутствие в компании системы внутреннего контроля организации в бухгалтерии не предусмотрена. Однако фактически она обязательно последует в виде финансовых потерь по результатам камеральных и выездных проверок. Внутренняя ревизия не только проверяет достоверность и правомерность действий сотрудников, но предотвращает искажение данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности, к которому налоговики наверняка предъявят претензии.
Виды внутреннего контроля
Практические рекомендации по осуществлению внутреннего контроля как хозяйственной жизни организации, так и ее бухгалтерской отчетности, содержатся в Информации от Минфина РФ № ПЗ-11/2013.
Описывая экономическую целесообразность данного ревизионного мероприятия, авторы документа помимо всего прочего упоминают общую результативность деятельности компании и сохранность ее активов. А в качестве возможных негативных факторов, способных повлиять на точность результатов внутренней проверки, называют не только ошибки руководства и персонала, но и превышение полномочий, а также сговор сотрудников.
Таким образом, государство, выступая на стороне собственника, рекомендует оценивать обоснованность и правомерность действий ключевых сотрудников на разных этапах хозяйственных операций и на всех уровнях управления.
Условно виды контроля можно разделить на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный предусматривает определение «уместности» и безопасности грядущих действий, которые могут повлиять на благополучие компании.
Текущий контроль исключит необоснованные расходы и другие риски, связанные с деятельностью предприятия, обеспечит повседневный анализ ведения бухгалтерской отчетности.
Последующая ревизия подытожит, насколько соответствует бухгалтерская документация реальным фактам совершенной сделки и действующему законодательству. Этот же этап предусматривает инвентаризацию и другие необходимые процедуры для того, чтобы определить, как по факту повлияла конкретная хозяйственная операция на благосостояние компании.
Все виды ревизии должны выполнять разные сотрудники, не связанные друг с другом в рабочей и личной жизни, что обеспечить довольно сложно.
Кадровое обеспечение ВФК
В зависимости от размера БУ и его финансовых возможностей выполнять функцию ВФК могут служба ВФК, сотрудник по ВФК, комиссия по ВФК. Отметим, что руководители любого уровня выполняют контрольные функции, в этом их отличие от рядового персонала. Поэтому если у БУ нет возможности вменить осуществление ВФК в исключительном порядке отдельным лицам (подразумевается, что сотрудник или служба ничем, кроме контроля, не занимаются), то в локальных актах по ВФК следует особо прописать роль руководителей структурных подразделений во ВФК. У ряда подразделений БУ есть четко выраженные контрольные функции, что способствует более легкому их встраиванию в систему ВФК. Например, юридический и кадровый отделы на этапе заключения договоров проводят предварительный контроль, а бухгалтерия осуществляет текущий контроль на основании расчетных документов.
Служба ВФК в отличие от других структурных подразделений БУ осуществляет контроль за контролем, то есть проверяет, как работают контрольные механизмы, а если они отсутствуют или недостаточны, то налаживает их. Служба ВФК осуществляет контроль без выполнения иных, исполнительских функций, что обеспечивает ее независимость.
5. Управленческая подотчетность представляет собой обязанность руководителя бюджетных учреждений нижестоящего уровня представлять вышестоящему органу информацию о соблюдении требований надлежащего финансового управления, составляемую на основе достоверных данных и результатов анализа системы внутреннего контроля.
6. Управленческая ответственность представляет собой ответственность руководителей бюджетных учреждений за соблюдение и применение принципов надлежащего финансового управления и законности при распоряжении государственными средствами и осуществлении любой другой деятельности, связанной с ними.
7. Руководители бюджетных учреждений организуют и реализовывают адекватное финансовое управление и контроль, основываясь на принципах законности, надлежащего финансового управления и прозрачности.
8. Руководители бюджетных учреждений несут ответственность за:
— определение целей бюджетных учреждений, которые они возглавляют, разработку и реализацию стратегических планов, планов работы и программ для достижения поставленных целей;
— определение, оценку и управление рисками, которые ставят под угрозу достижение целей бюджетных учреждений;
— планирование, управление и учет государственных средств для достижения целей бюджетных учреждений;
— соблюдение принципов законности, надлежащего финансового управления и прозрачности использования государственных средств;
— эффективное управление персоналом и поддержку уровня его компетентности;
— сбережение, защиту активов и информации по финансовому управлению и контролю от потери, несанкционированного доступа и злоупотреблений;
— создание соответствующей организационной структуры для эффективного выполнения своих обязанностей;
— полный, правильный, точный и оперативный учет всех финансовых операций;
— обеспечение функционирования внутреннего аудита в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
— мониторинг и обновление системы финансового управления и контроля, принятие мер по улучшению системы финансового управления и контроля на основании рекомендаций внутреннего аудита;
— документирование всех операционных процессов и обеспечение отслеживания процессов внутри бюджетных учреждений;
— проведение антикоррупционных процедур;
— обеспечение подотчетности и документального отражения состояния системы финансового управления и контроля.
9. Министерства, государственный комитет, административные ведомства и иные государственные органы представляют годовой отчет о состоянии финансового управления и контроля Министерству финансов Кыргызской Республики (далее — Министерство финансов) с отражением информации о функционировании, адекватности, эффективности и результативности системы финансового управления и контроля.
10. Сроки и форма представления министерствами, государственным комитетом, административными ведомствами и иными государственными органами годового отчета о состоянии финансового управления и контроля утверждаются Министерством финансов.
На ежегодной основе, в срок до 1 декабря отчетного года, Министерство финансов разрабатывает график представления годового отчета и доводит его до министерств, государственного комитета, административных ведомств и иных государственных органов.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
В первую очередь нужно оценить предстоящий объем работ и денежные ресурсы, необходимые для организации внутреннего финансового контроля. Важно определить и количество задействованных сотрудников: один человек на все учреждение, ответственные работники в ключевых отделах (кадровая служба, экономический отдел, бухгалтерия), комиссия из компетентных сотрудников или даже выделенный отдел с полным спектром обязанностей и штатным расписанием. Многое в принятии решения зависит от масштаба учреждения и объемов хозяйственной деятельности.
Можно проводить несколько видов контроля:
- Предварительный контроль позволяет оценить правомерность и экономическую целесообразность планируемых операций. На этом этапе проверяют договоры, соотносят будущие затраты с планом финансово-хозяйственной деятельности и пр.
- С помощью текущего контроля учреждение отслеживает, как реализуются операции, насколько эффективно тратятся выделенные средства, анализирует качество ведения бюджетного учета, подготовки отчетности и пр.
- Последующий контроль подразумевает анализ документации, инвентаризацию, подготовку отчетов и иные контрольные мероприятия.
Первые два вида проходят внутри подразделений, этот контроль ложится на плечи работников согласно их трудовым функциям, а вот для последующего контроля должны быть выделены отдельные сотрудники — ревизионная группа или комиссия.
Цели проведения контроля
Рассмотрим цели осуществления локального финансового контроля:
- Контроль над соблюдением закона в области локальных мероприятий по формированию бюджета и финансовым операциям.
- Увеличение качества и точности бюджетных отчетов.
- Повышение отдачи от вложения средств бюджета федерального значения.
- Повышение качества подготовки документов, связанных с бухучетом.
- Своевременное и точное заполнение бухгалтерской отчетности.
- Обеспечение выполнения приказов руководства компании.
- Исполнение созданных планов по хозяйственной работе.
- Обеспечение сохранности собственности компании.
Внутренний контроль позволяет своевременно обнаружить ошибки и исправить их самостоятельно. В перспективе это поможет компании избежать штрафов и санкций.
Цели проведения контроля
Рассмотрим цели осуществления локального финансового контроля:
- Контроль над соблюдением закона в области локальных мероприятий по формированию бюджета и финансовым операциям.
- Увеличение качества и точности бюджетных отчетов.
- Повышение отдачи от вложения средств бюджета федерального значения.
- Повышение качества подготовки документов, связанных с бухучетом.
- Своевременное и точное заполнение бухгалтерской отчетности.
- Обеспечение выполнения приказов руководства компании.
- Исполнение созданных планов по хозяйственной работе.
- Обеспечение сохранности собственности компании.
Внутренний контроль позволяет своевременно обнаружить ошибки и исправить их самостоятельно. В перспективе это поможет компании избежать штрафов и санкций.
В программе курса повышения квалификации
Нормативно-правовое регулирование внутреннего финансового аудита у главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, получателей бюджетных средств:
- Нормативно-правовые основы осуществления внутреннего финансового аудита. Изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, вносимые Федеральным законом от 26 июля 2019 г. № 199-ФЗ.
- Система внутреннего финансового аудита с системой внутреннего финансового контроля, внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, системой показателей качества финансового менеджмента.
- Новеллы нормативно-правовых актов в сфере внутреннего финансового аудита, внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Стандарты внутреннего финансового аудита:
- Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита».
- Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации внутреннего финансового аудита, а также случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита».
- Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита «Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита».
- Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита «Реализация результатов внутреннего финансового аудита».
- Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита «Планирование и проведение внутреннего финансового аудита».
- Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита «Подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности» (проект).
Организация и осуществление внутреннего финансового аудита:
- Принципы осуществления, схема организации и задачи внутреннего финансового аудита.
- Субъекты, объекты, контрольные действия. Способы проведения контрольных действий.
- Риск-ориентированный подход к организации контрольной и аудиторской деятельности.
- Составление годового плана внутреннего финансового аудита и программ аудиторских проверок.
- Формирование аудиторской группы, привлечение экспертов.
- Проведение аудиторских мероприятий.
- Составление заключения по результатам аудиторских мероприятий, Годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита.
- Реализация результатов аудиторских мероприятий.
- Оценка надежности внутреннего финансового контроля.
- Соглашение о передаче полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита.
- Разработка мероприятий по повышению эффективности расходования бюджетных средств по результатам внутреннего финансового аудита.
Мониторинг процедур внутреннего финансового контроля и оценка надежности системы внутреннего финансового контроля:
- Задачи внутреннего финансового контроля. Процедура внутреннего финансового контроля. Этапы организации и осуществления внутреннего финансового контроля.
- Внутренний финансовый контроль в отношении внутренних бюджетных процедур. Детализация внутренних бюджетных процедур, выделение процессов и операций. Порядок формирования перечня операций.
- Выбор контрольных действий для проведения внутреннего финансового контроля.
- Бюджетные риски: понятие бюджетных рисков, выявление бюджетных рисков, построение карты бюджетных рисков.
- Организация проведения мониторинга внутреннего финансового контроля.
- Порядок составления и представлению отчета о результатах мониторинга внутреннего финансового контроля.
- Ошибки организации системы внутреннего финансового контроля.
Подготовка и представление годовых отчетов о состоянии внутреннего финансового аудита:
- Сведения о результатах мероприятий внутреннего финансового аудита. Порядок хранения отчетности.
- Оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности.
- Подготовка рекомендаций по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств по результатам внутреннего финансового аудита.
- Организация контроля за выполнением рекомендаций по результатам внутреннего финансового аудита.
Особенности организации и осуществления внутреннего финансового аудита у подведомственных государственных (муниципальных) казенных, бюджетных, автономных учреждений.
Организация внутреннего контроля в государственных (муниципальных) казенных, бюджетных, автономных учреждениях.
Контроль учредителя государственных (муниципальных) казенных, бюджетных, автономных учреждений.
Ведомственный контроль в сфере закупок. Внутренний финансовый аудит закупок. Рассмотрение сквозного практического примера по проведению внутреннего финансового аудита закупок, включая планирование, проведение аудиторских мероприятий, реализацию результатов.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль: новеллы законодательства.
Классификация и виды бюджетных нарушений и недостатков, выявленных при проведении внутреннего финансового аудита.
Ответственность за правонарушения действующего законодательства.
Обзор арбитражной практики.
Практические аспекты внедрения системы внутреннего финансового аудита, примеры внедрения системы внутреннего финансового аудита в бюджетных, автономных, казенных учреждениях.
Организация и осуществление внутреннего финансового аудита (практические примеры):
- Рассмотрение сквозных практических примеров по проведению внутреннего финансового аудита включая планирование, проведение аудиторских мероприятий, реализацию результатов.