Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Регистрация тепловых сетей в Ростехнадзоре». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Экспертиза промышленной безопасности трубопроводов пара и горячей воды – это комплекс работ и мероприятий, направленных на установление технического состояния тепловых пунктов и тепловых сетей, а также определение соответствия их требованиям промышленной безопасности, путем визуального и измерительного контроля с внутренней и наружной поверхностей трубопровода и сосудов, работающих под избыточным давлением.
Порядок лицензирования котельной. Лицензирование тепловых сетей
Перед тем, как подавать документы на оформление лицензии для эксплуатации котельной или тепловых сетей, необходимо выполнить ряд требований, определяемых ПП РФ № 492 от 10.06.2013 г., среди которых стоит выделить:
- Здания и сооружения, а также земельный участок, где располагается ОПО должны быть в собственности эксплуатирующей организации, или в арендном пользовании;
- Котельную и теплосеть необходимо зарегистрировать в реестре Ростехнадзора;
- На ОПО должен быть одобренный Ростехнадзором Акт ввода в эксплуатацию;
- Оборудование, которое используется в соответствии с ФЗ «О промышленной безопасности …», требуется поставить на учет;
- ОПО нужно застраховать от несчастных случаев.
Переоформление лицензии на эксплуатацию котельной
Переоформление лицензии на котельную происходит в полном соответствии с первичным получением лицензии на котельную и тепловые сети. Единственное отличие в том, что не нужно подавать те документы в которых не происходили изменения. Но практика показывает, что когда у организации добавляются новые объекты, это автоматически влечёт за собой внесение изменений во все документы, и необходимо сдавать практически полный пакет документов, как при получении лицензии.
Дополнительно, за каждое изменение необходимо платить гос. пошлину. Например вы добавляете 2 адреса осуществления лицензионной деятельности, гос. пошлина оплачивается 2 раза, по 3500 рублей.
Ростехнадзор разъясняет: Вопросы идентификации котельных
Вопрос:
Необходимо ли регистрировать в качестве опасного производственного объекта блочно-модульную котельную мощностью 326кВт, предназначенную для обогрева производственных помещений, с водогрейными котлами Unical 163 (вид топлива – отработанное машинное масло, температура теплоносителя – 1100С, давление 0,5 МПа)?
Ответ: Опасными производственными объектами в соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 21 июля 1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее Федеральный закон № 116-ФЗ) являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к Федеральному закону № 116 ФЗ.
Блочно-модульная котельная, работающая на представленных параметрах, не подлежит регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов. Для более точной идентификации признаков опасности объекта необходимо руководствоваться проектной документацией.
Вопрос от 08.08.2018:
Является ли теплогенераторная частного производственного предприятия (встроенная в здание или отдельный контейнер) мощностью до 360 кВт поднадзорной Ростехнадзору, какие требования предъявляются к обслуживающему персоналу?
Ответ: Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сообщает.
Согласно пунктов 2.4.1,2.4.2 Правил, на все новые и реконструированные тепловые энергоустановки необходимо получать разрешение на допуск в эксплуатацию от органов государственного энергетического надзора. Выдача данных разрешений регламентируется » «Порядком организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок» (утвержден приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.04.2008 №212, зарегистрирован Минюстом России 28.04.2008 №11597) и Приказом Минприроды России от 20.08.2008 №182 «Об отмене отдельных положений Порядка».
В соответствии с п.2.2.2 и п.2.2.3 Правил, руководитель организации назначает ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок организации и его заместителя из числа управленческого персонала или специалистов со специальным теплоэнергетическим образованием, после проверки знаний Правил, правил техники безопасности и инструкций.
При потреблении тепловой энергии только для отопления, вентиляции и горячего водоснабжения ответственность за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок может быть возложена на работника из числа управленческого персонала и специалистов. не имеющих специального теплоэнергетического образования, но прошедшего обучение и проверку знаний в порядке, установленном вышеуказанными Правилами.
Вопрос от 22.04.2019:
Ответ: Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сообщает следующее.
» Федеральные Нормы и Правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утв. приказом Ростехнадзора РФ от 25.03.2014 № 116 (далее ФНП ОРПД) направлены на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма на объектах при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля (МПа):
Следовательно, под действие указанных ФНП ОРПД подпадает оборудование, соответствующее одновременно двум условиям:
Таким образом, твердотопливный котел с Вашими параметрами, а именно с температурой теплоносителя до 95 градусов Цельсия не подпадает под требования ФНП ОРПД и его ставить на учет не нужно.
Вопрос: Как оформляются результаты проверок готовности оборудования, работающего под избыточным давлением, к пуску в работу, осуществляемых комиссиями, сформированными в установленных случаях?
Ответ: Согласно требованиям п. 209 ФНП ОРПД результаты проверок готовности оборудования к пуску в работу и организации надзора за его эксплуатацией оформляют актом готовности оборудования под давлением к вводу в эксплуатацию (далее — Акт).
Акт подписывают все специалисты (уполномоченные представители), участвующие в проверках, и прикладывают к паспорту оборудования под давлением. Принятое решение о вводе в эксплуатацию оборудования под давлением оформляют приказом (распорядительным документом) эксплуатирующей организации, и оно не должно противоречить выводам, указанным в акте готовности оборудования под давлением к вводу в эксплуатацию.
Сведения о принятом решении записывают в паспорт оборудования и заверяют подписью председателя комиссии.
Акт должен отражать всестороннюю, полную и объективную информацию об объекте проверке, а также содержать сведения, указанные в п. 207 и 208 ФНП ОРПД. При этом вывод о готовности (неготовности) оборудования должен быть конкретным и обоснованным.
В случае несогласия одного или нескольких членов комиссии, с выводами, указанными в Акте, сделанными другими членами рабочей группы, к Акту прилагается особое мнение такого члена комиссии, которое является неотъемлемой его частью. Особое мнение рекомендуется оформлять с учетом ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».
В особом мнении указываются причины несогласия с выводами комиссии и предложения по внесению изменений в акт. При этом особое мнение должно содержать необходимые обоснования со ссылкой на соответствующие пункты нормативных правовых актов в области промышленной безопасности, в том числе федеральных норм и правил, а также технических регламентов.
Вопрос: Может ли экспертная организация, имеющая лицензию Ростехнадзора на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, восстанавливать утерянные паспорта на оборудование, работающее под давлением?
Ответ: В отношении впервые выпускаемого в обращение на территории Евразийского экономического союза оборудования, работающего под избыточным давлением, в том числе сосудов, единые обязательные для применения и исполнения требования безопасности при разработке (проектировании) и производстве (изготовлении) установлены ТР ТС 032/2013.
В соответствии с п. 17 ТР ТС 032/2013 паспорт оборудования, работающего под избыточным давлением, является основным документом для идентификации оборудования. Наличие паспорта оборудования обязательно для обращения оборудования на таможенной территории Таможенного союза на всех стадиях жизненного цикла оборудования.
Паспорт оборудования оформляется изготовителем. На паспорте оборудования проставляется печать изготовителя и указывается дата его оформления. Оформление паспорта оборудования иной организацией, кроме изготовителя этого оборудования, ТР ТС 032/2013 не допускается.
Обязательные требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма на объектах при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением, установлены ФНП ОРПД, в соответствии с областью их распространения, определённой п. 2, 3 и 4 ФНП ОРПД.
Управление государственного строительного надзора Ростехнадзора обращает внимание, что в отличие от ранее действовавших Правил устройства и безопасной эксплуатации: паровых и водогрейных котлов (ПБ 10-574-03), сосудов, работающих под давлением (ПБ 03-576-03), трубопроводов пара и горячей воды (ПБ 10-573-03), ФНП ОРПД не содержат положений, позволяющих специализированной организации, имеющей лицензию Ростехнадзора на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, восстанавливать утраченные паспорта оборудования, работающего под избыточным давлением.
Вопрос: Является ли предметом проверки при осуществлении постоянного государственного надзора на ОПО заключение экспертизы промышленной безопасности (ЗЭПБ), зарегистрированное в территориальных органах Ростехнадзора, в части правильности оформления и полноты указанных в ней сведений? Если да, то в соответствии с каким нормативным документом?
Ответ: ФЗ № 116-ФЗ статьёй 13 определил:
1) объекты экспертизы ПБ;
2) то, что экспертизу промышленной безопасности проводит организация, имеющая лицензию на проведение указанной экспертизы, за счёт средств её заказчика;
3) принципы независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники;
4) что требования к оформлению ЗЭПБ устанавливаются федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности;
5) что ЗЭПБ вносятся в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления об этом от организаци, эксплуатирующей ОПО.
Закон также констатирует, что ЗЭПБ может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом, исключительно с даты его внесения в реестр ЗЭПБ федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом.
Законом определено также:
— понятие заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности;
— обязанности руководителя эксплуатирующей организации в части организации проведения ЗЭПБ, установленного законодательством;
— обязанности экспертов.
Статья 16 ФЗ № 116 (в редакции Федерального закона от 18.07.2011 г. № 242) гласит: «Предметом проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности обязательных требований, а также соответствие указанным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов».
Так как в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 г. № 294 одним из видов надзора в области промышленной безопасности является постоянный государственный надзор, то и соблюдения требований ФЗ № 116, в том числе в части соблюдения ст. 13 (в том числе в части правильности оформления и полноты указанных в ней сведений), являются обязательными.
Что такое экспертиза промышленной безопасности тепловых сетей
ЭПБ трубопроводов пара и горячей воды проводится в рамках Федеральных норм и правил «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утв. Приказом Ростехнадзора № 538 от 14 ноября 2013 г., на основании положений Федерального закона 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г.
Проведение экспертизы трубопровода и технических устройств тепловых сетей осуществляется уполномоченной организацией, имеющей лицензию Федеральной службы Ростехнадзора. К обследованию объектов промышленной безопасности допускаются только обученные и аттестованные эксперты.
Эпб трубопроводов гост
ТРУБОПРОВОДЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СТАЛЬНЫЕ
Требования к устройству и эксплуатации на взрывопожароопасных и химически опасных производствах
Industrial steel pipe-lines. Requirements for design and operation in explosive and chemically dangerous industries
Дата введения 2015-01-01
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Некоммерческим партнерством «Сертификационный центр НАСТХОЛ» (НП «СЦ НАСТХОЛ»), Обществом с ограниченной ответственностью «Научно-техническое предприятие Трубопровод» (ООО «НТП Трубопровод»), Россия
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 155 «Соединения трубопроводов общемашиностроительного применения»
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 14 ноября 2013 г. N 44)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 апреля 2014 г. N 331-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32569-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 г.
Регистрация трубопроводов в Ростехнадзоре по России
Постановка на учет трубопроводов от 10 дней. Умеренная цена. Короткие сроки. Все сложности берем на себя.
Цена от 25000 руб
Важной частью единой государственной системы обеспечения необходимого уровня промышленной безопасности выступает учет оборудования, условия эксплуатации которого предусматривают создание избыточного давления.
Обычно речь в подобной ситуации идет о некоторых видах трубопроводов и необходимости их регистрации в Ростехнадзоре.
Эта процедура представляет собой постановку оборудования на учет в контролирующем органе, следствием чего выступает присвоение ему регистрационного номера, который затем обязательно указывается в паспорте, имеющемся у каждого трубопровода.
Следует отметить, что формулировка “регистрация трубопроводов” в рассматриваемой трактовке применяется практически повсеместно, хотя не является юридически выверенной. Правильнее использовать термин “Постановка трубопровода на учет в Ростехнадзоре”, так как под регистрацией обычно понимается включение ОПО в реестр контролирующего сферу промышленной безопасности органа.
Необходимость зарегистрировать трубопровод возникает в случае, если указанное оборудование представляет при эксплуатации опасность для здоровья или жизни людей. К числу наиболее важных нормативных и законодательных актов, регулирующих рассматриваемый вопрос, относятся:
- №116-ФЗ “О промышленной безопасности…”, принятый 21 июля 1997 года;
- Технический регламент ТР ТС 032/2013, который был принят 2 июля 2013 года решением №41 Совета ЕЭК;
- ФНиП ПБ “Правила промбезопасности”, принятые 25 марта 2014 года Постановлением отечественного Правительства №116.
Исходя из положений п. 214 ФНиПа в сфере промбезопасности необходимость регистрации трубопровода в Ростехнадзоре возникает в том случае, если эксплуатация данного оборудования предусматривает создание избыточного давления, превышающего 0,07 МПа, и использование:
- пара или газа в любом их агрегатном состоянии, включая жидкое и газообразное;
- воды, нагретой выше 115 градусов;
- иных жидких веществ, нагретых выше точки кипения при указанной величине давления.
Помимо указанных выше характеристик, наличие которых предполагает необходимость постановки трубопровода на учет в контролирующей инстанции, на практике применяется еще один аналогичный признак, связанный с типом оборудования и его предназначением. С учетом этого критерия следует зарегистрировать трубопровод, если он является:
Подробнее
- трубопроводом, используемым для транспортировки горячей воды и пара;
- технологическим трубопроводом, который предназначен для транспортировки жидких, паро- и газообразных веществ на ОПО.
Важно понимать, что по каждому из двух приведенных выше признаков, наличие которых приводит к возникновению необходимости регистрации трубопровода в Ростехнадзоре, существует достаточно длинный перечень исключений. Очевидно, что для большего понимания темы следует рассмотреть его подробнее.
Постановка на учет в контролирующем органе не требуется, если трубопровод относится к одному из перечисленных ниже видов:
- горячей воды и пара, рассчитанный на работу с такими параметрами: величина условного прохода — 7 см и меньше, температура агрегата — 450 градусов и ниже при давлении выше 8 МПа или превышает 450 градусов без ограничения по давлению;
- горячей воды и пара, нормальными условиями эксплуатации которого являются следующие характеристики: величина усл. прохода — 10 см и меньше, температура агрегата находится в диапазоне между 250 и 450 градусов при давлении от 0,07 до 1,6 МПа, температура в диапазоне между 115 и 450 градусов при давлении от 1,6 до 8 МПа;
- горячей воды и пара, предназначенный для работы в таких условиях: величина наружного диаметра — меньше 5,1 см, температура транспортируемого вещества — 450 градусов и меньше при давлении выше 8 МПа или более 450 градусов без ограничения по давлению;
Оформление тепловых сетей в Ростехнадзоре
Чтобы доказать этот тезис, обратимся к Федеральному закону № 116-ФЗ от 21 июля 1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Согласно пункту 2 Приложения № 1 к ФЗ №116, к категории ОПО относятся объекты, на которых:
«2) используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля:
Далее обратимся ФНП «Правила промышленной безопасности ОПО, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утв. приказом Ростехнадзора № 116 от 25 марта 2014 г. (далее – ФНП ОРПД).
Согласно п. 3 (п.п. «з») и п. 214 ФНП ОРПД, трубопроводы пара и горячей воды подлежат учету в органах Ростехнадзора, за исключением (см. п.п. «к», «л», «м» п. 215 ФНП ОРПД):
- трубопроводов с внутренним диаметром 70 мм и менее, у которых температура рабочей среды не превышает 450 °C при избыточном давлении рабочей среды более 8,0 МПа, а также у которых температура рабочей среды превышает 450 °C без ограничения давления рабочей среды;
- трубопроводов с внутренним диаметром 100 мм и менее, у которых температура рабочей среды более 250 °C до 450 °C включительно при избыточном давлении рабочей среды более 0,07 МПа до 1,6 МПа включительно, а также у которых температура рабочей среды более 115 °C до 450 °C включительно при избыточном давлении рабочей среды более 1,6 МПа до 8,0 МПа включительно;
- трубопроводов с внутренним диаметром 100 мм и менее, у которых параметры рабочей среды не превышают температуру 250 °C и избыточное давление 1,6 МПа.
Согласно п. 217 ФНП ОРПД, объекты, на которых используется оборудование под давлением, подлежащее учету в органах Ростехнадзора, подлежат регистрации в государственном реестре ОПО.
Таким образом, являются опасными и попадают под действие законодательства о промышленной безопасности тепловые сети, на которых есть:
- трубопроводы горячей воды с внутренним диаметром более 100 мм, транспортирующие воду под давлением более 0,07 мегапаскаля при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия;
- участки трубопроводов горячей воды с внутренним диаметром более 100 мм (даже если есть участки с меньшим диаметром).
Ростехнадзор разъясняет: Категорирование и учет оборудования, работающего под избыточным давлением
Вопрос от 25.02.2020:
Требуется ли регистрация в органах Ростехнадзора, магистрального паропровода диаметром 125мм, температура до 180, давление до 1,25Мпа, 4-го класса опасности.
Ответ: В соответствии с подпунктом м пункта 215 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.03.2014 № 116 (далее — ФНП ОРПД), подлежат учету в органах Ростехнадзора трубопроводы пара и горячей воды внутренним диаметром более 100 мм, у которых параметры рабочей среды не превышают температуру 250 0 С и избыточное давление 1,6 МПа. Согласно п. 217 ФНП ОРПД регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов (далее — ОПО) подлежат объекты, на которых используется оборудование под давлением, подлежащее учету в территориальных органах Ростехнадзора. В соответствии с вышесказанным, паропровод с параметрами, указанными в Вашем обращении, подлежит учету в территориальных органах Ростехнадзора, а также регистрации в государственном реестре ОПО.
Вопрос:
Подлежит ли постановке на учет в органах Ростехнадзора водогрейный котел вместимостью 885 л (0,885 м3) с максимальным рабочим давлением 0,5 МПа и температурой в котловом контуре 110 градусов Цельсия, планируемым к включению в состав ОПО — сеть газопотребления?
Ответ: Согласно пункту 3 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2014 № 116 (далее — ФНП ОРПД), ФНП ОРПД направлены на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма на объектах при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля (МПа), в том числе, воды при температуре более 115 градусов Цельсия.
В случае если в соответствии с паспортными характеристиками температура в котловом контуре котла 115 градусов Цельсия или ниже, то ФНП ОРПД на такие котлы не распространяются, в связи с чем они не подлежат учету в органах Ростехнадзора.
Вопрос:
Основным видом деятельности нашего предприятия является выработка тепловой энергии и доставка её потребителям. Объекты предприятия поднадзорны Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. Одним из видов деятельности нашего предприятия является эксплуатация ОПО трубопроводов пара и горячей воды 4 категории, наружных паропроводов, тепловых сетей с температурой горячей воды свыше 115°С. Ранее, при определении категории и групп эксплуатируемых трубопроводов мы в своей работе руководствовались ПБ 10-573-03, в связи с утверждением новых «Правил промышленной безопасности ОПО, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» в процессе работы возникли вопросы по эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды.
Просим Вас пояснить, какими нормативными документами, помимо «Правил промышленной безопасности ОПО, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», необходимо руководствоваться в работе на этапе определения категории трубопроводов, проведения их регистрации в органах надзора?
ФНП ОРПД не устанавливают требований к проектированию и изготовлению трубопроводов в отличие от Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды (ПБ 10-573-03), действовавших до вступления в силу ФНП ОРПД, в связи с тем, что с 01.02.2014 обязательные требования к проектированию и изготовлению указанного оборудования установлены техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР ТС 032/2013), принятым решением Совета Евразийской экономической комиссии от 02.07.2013 № 41.
В соответствии с приложением № 1 к ТР ТС 032/2013 в зависимости от технических характеристик и свойств рабочей среды оборудование подразделяется на четыре категории опасности (1, 2, 3, 4), причем к 4 категории отнесено оборудование, обладающее более высокой степенью опасности, в отличие от этого в ПБ 10-573-03 трубопроводы по возрастанию степени опасности категорировались в обратном порядке цифрового отсчета (4, 3, 2, 1), соответственно, трубопроводы с наиболее опасными параметрами были отнесены к I категории.
В связи с наличием в ПБ 10-573-03 и ТР ТС 032/2013 различий в нумерации категорий трубопроводов, а также в критериях их отнесения к конкретной категории (давление, температура в ПБ 10-573-03 и давление, диаметр, произведение давления на диаметр и температура ползучести в ТР ТС 032/2013), с целью исключения ошибок при одновременном применении ФНП ОРПД и ТР ТС 032/2013 в ФНП ОРПД в тексте пунктов, определяющих область применения требований ФНП ОРПД и случаи, в которых оборудование не подлежит учету в Ростехнадзоре, в отношении трубопроводов указаны цифровые значения параметров (давление, температура и диаметр), по которым они подразделяются на попадающие и не попадающие в область применения требований ФНП ОРПД, а также подлежащие и не подлежащие учету.
Например, согласно подпункту г) пункта 3 ФНП ОРПД их требования не применяются в отношении объектов, на которых используются трубопроводы пара и горячей воды с наружным диаметром менее 76 мм, у которых параметры рабочей среды не превышают температуру 450°C и давление 8 МПа, что соответствует указанному в подпункте д) пункта 1.1.2 ПБ 10-573-03 для трубопроводов II, III, IV категорий, а согласно подпункту к) пункта 215 ФНП ОРПД не подлежат учету в территориальном органе Ростехнадзора трубопроводы пара и горячей воды с условным проходом 70 мм и менее, у которых температура рабочей среды не превышает 450°C при давлении рабочей среды более 8,0 МПа, а также у которых температура рабочей среды превышает 450°C без ограничения давления рабочей среды, что соответствует трубопроводам I категории согласно таблице 1 пункта 1.1.3 ПБ 10-573-03, регистрация которых при диаметре 70 мм и менее не требовалась и ранее с учетом пункта 5.1.3 ПБ 10-573-03.
В отличие от действовавших до вступления в силу ФНП ОРПД требований ПБ 10-573-03 по обязательной регистрации в территориальном органе Ростехнадзора трубопроводов до пуска их в работу, в разделе IV ФНП ОРПД установлены требования к порядку ввода в эксплуатацию оборудования, работающего под избыточным давлением, в том числе о необходимости согласно пунктам 214 и 215 ФНП ОРПД направления эксплуатирующей организацией в территориальный орган Ростехнадзора после ввода оборудования в эксплуатацию информации для его учета в объеме, установленном пунктом 216 ФНП ОРПД.
2.1.1. Проекты трубопроводов и их элементов, а также проекты их монтажа и реконструкции должны выполняться специализированными организациями.
2.1.2. Расчеты трубопроводов на прочность с учетом всех нагружающих факторов (давление, вес, температурное расширение и т.п.) должны производиться по нормам, утвержденным в установленном порядке.
На основании данных расчетов специализированная организация устанавливает расчетный срок службы для трубопроводов всех категорий, а также расчетный ресурс для трубопроводов I и II категорий (при условии, что число их пусков из холодного состояния за расчетный срок службы не превысит 3000). Для всех остальных трубопроводов должно быть установлено расчетное число пусков из холодного состояния. Установленные расчетные характеристики должны быть внесены в паспорта трубопроводов (приложение 2).
2.1.3. Трубопроводы должны быть спроектированы так, чтобы имелась возможность выполнения всех видов контроля, требуемых Правилами.
2.1.4. Все изменения в проекте, необходимость в которых может возникнуть в процессе изготовления, монтажа, ремонта и эксплуатации трубопровода, должны быть согласованы со специализированной организацией — разработчиком проекта.
2.1.5. Соединение деталей и элементов трубопроводов должно производиться сваркой.
Применение фланцевых соединений может быть допущено только для присоединения трубопроводов к арматуре и деталям оборудования, имеющим фланцы.
Резьбовые соединения допускаются для присоединения чугунной арматуры на трубопроводах IV категории с условным проходом не более 100 мм.
2.1.6. Тройниковые соединения, изготовляемые из труб с продольным швом, допускается применять для трубопроводов III и IV категории; при этом должна быть выполнена проверка качества всех сварных соединений радиографией или ультразвуковым методом (УЗК).
2.1.7. Трубопроводы и несущие металлические конструкции должны иметь надежную защиту от коррозии.
2.1.8. Все элементы трубопроводов с температурой наружной поверхности стенки выше 55 °С, расположенные в доступных для обслуживающего персонала местах, должны быть покрыты тепловой изоляцией, температура наружной поверхности которой не должна превышать 55 °С.
На трубопроводах I категории в местах расположения сварных соединений и точек измерения ползучести металла должны быть установлены съемные участки изоляции.
2.1.9. Вварка штуцеров, дренажных труб, бобышек и других деталей в сварные швы, а также в колена трубопроводов I и II категории не допускается.
2.3.1. Все сварные соединения трубопроводов (включая швы приварных деталей) должны располагаться так, чтобы была обеспечена возможность их контроля методами, предусмотренными Правилами и НД на изделие.
2.3.2. Для соединения труб и фасонных деталей должна применяться сварка встык с полным проплавлением.
Угловые сварные соединения допускаются для приварки к трубопроводам штуцеров, труб, плоских фланцев. Угловые соединения должны выполняться с полным проплавлением.
Допускаются угловые сварные соединения с конструктивным зазором (конструктивным непроваром) для труб и штуцеров с внутренним диаметром 100 мм и менее и плоских фланцев с условным давлением не более 2,5 МПа (25 кгс/см2) и температурой не более 350 °С. Контроль качества таких соединений должен выполняться по НД, согласованной в установленном порядке.
Нахлесточные соединения допускаются для приварки накладок, укрепляющих отверстия в трубопроводах III и IV категорий, упоров, опор, подвесок, элементов крепления изоляции и т.п.
2.3.3. В стыковых сварных соединениях элементов с различной толщиной стенок должен быть обеспечен плавный переход от большего к меньшему сечению путем соответствующей односторонней или двусторонней механической обработки конца элемента с более толстой стенкой.
Угол наклона поверхностей переходов не должен превышать 15°.
При разнице в толщине стенок менее 30 % от толщины стенки тонкого элемента, но не более 5 мм, допускается выполнение указанного плавного перехода со стороны раскрытия кромок за счет наклонного расположения поверхности шва.
Данные положения не распространяются на сварные соединения с литыми, коваными и штампованными деталями, а также с крутоизогнутыми коленами. Углы переходов на концах таких деталей, а также углы наклона поверхности швов не должны превышать норм, установленных стандартами, техническими условиями и инструкциями.
2.3.4. При сварке труб и других элементов с продольными и спиральными сварными швами последние должны быть смещены один относительно другого. При этом смещение должно быть не менее трехкратной толщины стенки свариваемых труб (элементов), но не менее 100 мм для труб с наружным диаметром более 100 мм.
2.3.5. Для поперечных стыковых сварных соединений, не подлежащих ультразвуковому контролю или местной термической обработке, расстояние между осями соседних сварных швов на прямых участках трубопровода должно составлять не менее трехкратной толщины стенки свариваемых труб (элементов), но не менее 100 мм. Расстояние от оси сварного шва до начала закругления колена должно быть не менее 100 мм.
2.3.6. Для поперечных стыковых сварных соединений, подлежащих ультразвуковому контролю, длина свободного прямого участка трубы (элемента) в каждую сторону от оси шва (до ближайших приварных деталей и элементов, начала гиба, оси соседнего поперечного шва и т.д.) должна быть не менее величин, приведенных в табл. 2.
Таблица 2
Номинальная толщина стенки свариваемых труб (элементов) S, мм |
Минимальная длина свободного прямого участка трубы (элемента) в каждую сторону от оси шва, мм |
До 15 |
100 |
Св. 15 до 30 |
5S + 25 |
Св. 30 до 36 |
175 |
Более 36 |
4S + 30 |
2.5.1. Каждый участок трубопровода между неподвижными опорами должен быть рассчитан на компенсацию тепловых удлинений, которая может осуществляться за счет самокомпенсации или путем установки компенсаторов. Применение чугунных сальниковых компенсаторов не разрешается.
2.5.2. На паропроводах с внутренним диаметром 150 мм и более и температурой пара 300 °С и выше должны быть установлены указатели перемещений для контроля за расширением паропроводов и наблюдения за правильностью работы опорно-подвесной системы. Места установки указателей и расчетные значения перемещений по ним должны быть указаны в проекте паропровода. К указателям перемещений должен быть свободный доступ. В необходимых случаях следует устраивать площадки и лестницы.
2.2.1. Конструкция криволинейных элементов должна соответствовать нормативной документации (далее по тексту НД), утвержденной в установленном порядке.
2.2.2. Штампосварные колена допускается применять с одним или двумя продольными сварными швами диаметрального расположения при условии проведения контроля радиографией или УЗК по всей длине швов.
2.2.3. Сварные секторные колена допускается применять для трубопроводов III и IV категории. Угол сектора не должен превышать 30 °С. Расстояние между соседними сварными швами по внутренней стороне колена должно обеспечивать возможность контроля этих швов с обеих сторон по наружной поверхности. Спиральношовные трубы для изготовления секторных колен тепловых сетей не применяются.
2.2.4. Толщина стенки колена на любом его участке не должна быть менее значений, установленных расчетом на прочность и ТУ на изготовление.
Замер толщины стенок следует проводить по методике, указанной в НД на изделие.
2.2.5. Применение колен, кривизна которых образовывается за счет складок (гофр) по внутренней стороне колена, не допускается.
2.3.1. Все сварные соединения трубопроводов (включая швы приварных деталей) должны располагаться так, чтобы была обеспечена возможность их контроля методами, предусмотренными Правилами и НД на изделие.
2.3.2. Для соединения труб и фасонных деталей должна применяться сварка встык с полным проплавлением.
Угловые сварные соединения допускаются для приварки к трубопроводам штуцеров, труб, плоских фланцев. Угловые соединения должны выполняться с полным проплавлением.
Допускаются угловые сварные соединения с конструктивным зазором (конструктивным непроваром) для труб и штуцеров с внутренним диаметром 100 мм и менее и плоских фланцев с условным давлением не более 2,5 МПа (25 кгс/см2) и температурой не более 350 °С. Контроль качества таких соединений должен выполняться по НД, согласованной в установленном порядке.
Нахлесточные соединения допускаются для приварки накладок, укрепляющих отверстия в трубопроводах III и IV категорий, упоров, опор, подвесок, элементов крепления изоляции и т.п.
2.3.3 . В стыковых сварных соединениях элементов с различной толщиной стенок должен быть обеспечен плавный переход от большего к меньшему сечению путем соответствующей односторонней или двусторонней механической обработки конца элемента с более толстой стенкой.
Угол наклона поверхностей переходов не должен превышать 15°.
При разнице в толщине стенок менее 30 % от толщины стенки тонкого элемента, но не более 5 мм допускается выполнение указанного плавного перехода со стороны раскрытия кромок за счет наклонного расположения поверхности шва.
Данные положения не распространяются на сварные соединения с литыми, коваными и штампованными деталями, а также с крутоизогнутыми коленами. Углы переходов на концах таких деталей, а также углы наклона поверхности швов не должны превышать норм, установленных стандартами, техническими условиями и инструкциями.
2.3.4. При сварке труб и других элементов с продольными и спиральными сварными швами последние должны быть смещены один относительно другого. При этом смещение должно быть не менее трехкратной толщины стенки свариваемых труб (элементов), но не менее 100 мм для труб с наружным диаметром более 100 мм.
2.3.5. Для поперечных стыковых сварных соединений, не подлежащих ультразвуковому контролю или местной термической обработке, расстояние между осями соседних сварных швов на прямых участках трубопровода должно составлять не менее трехкратной толщины стенки свариваемых труб (элементов), но не менее 100 мм. Расстояние от оси сварного шва до начала закругления колена должно быть не менее 100 мм.
2.3.6. Для поперечных стыковых сварных соединений, подлежащих ультразвуковому контролю, длина свободного прямого участка трубы (элемента) в каждую сторону от оси шва (до ближайших приварных деталей и элементов, начала гиба, оси соседнего поперечного шва и т.д.) должна быть не менее величин, приведенных в табл. 2:
Таблица 2
Номинальная толщина стенки свариваемых труб (элементов) S , мм |
Минимальная длина свободного прямого участка трубы (элемента) в каждую сторону от оси шва, мм |
До 15 |
100 |
Св. 15 до 30 |
5 S +25 |
Св. 30 до 36 |
175 |
Более 36 |
4 S +30 |
Ростехнадзор разъясняет: Допуск в эксплуатацию энергоустановок (тепловых энергоустановок) для юр.лиц
Вопрос от 07.2018:
При какой мощности теплового пункта построенного объекта требуется получение допуска на ввод в эксплуатацию от Ростехнадзора для юридических лиц?
Тепловая энергоустановка – энергоустановка, предназначенная для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления тепловой энергии и теплоносителя.
Согласно п. 2.4.1. ПТЭ ТЭУ новые или реконструированные тепловые энергоустановки принимаются в экс-луатацию в порядке, установленном настоящими Правилами. П. 2.4.1. ПТЭ ТЭУ установлено, что допуск в эксплуатацию новых и реконструированных тепловых энергоустановок осуществляют органы государственного энергетического надзора на основании действующих нормативно-технических документов.
Порядок организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок и тепловых сетей (далее – Порядок) установлен приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 апреля 2008 г. № 212, зарегистрирован в Минюсте РФ 28 апреля 2008 г. № 11597 (РД 12-08-2008).
Согласно Порядка, для получения разрешения на допуск в эксплуатацию тепловых энергоустановок и тепловых сетей Вам необходимо направить в адрес Управления заявление установленного образца (приложение № 3 к Порядку) и документы по перечню п. 7. Порядка. Вышеперечисленные документы не содержат требований о минимальной или максимальной нагрузке теплового пункта, при которой необходимо получать разрешение на допуск в эксплуатацию, соответственно необходимо получать разрешение на допуск в эксплуатацию новых или реконструированных тепловых энергоустановок, вне зависимости от их тепловой нагрузки.
Кроме того согласно п. 42 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012г. № 307 «О порядке подключения к системам теплоснабжения» (далее – Постановление Правительства РФ № 307) до начала подачи тепловой энергии, теплоносителя заявитель:
- Получает разрешение на ввод в эксплуатацию подключаемого объекта;
- Заключает договор теплоснабжения;
- Предъявляет в случаях, установленных нормативными правовыми актами, устройства и сооружения, созданные для подключения к системам теплоснабжения, для осмотра и допуска к эксплуатации федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно – эпидемиологический надзор и государственный энергетический надзор.
Также п. 36 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» установлено, что к заявке на заключение договора теплоснабжения, в том числе прилагается разрешение на ввод в эксплуатацию (в отношении объектов капитального строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию), разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки (для теплопотребляющих установок с тепловой нагрузкой 0,05 Гкал/час и более, не являющихся объектами капитального строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию), выданное органом федерального государственного энергетического надзора.
Дополнительно сообщаем, что если тепловая энергоустановка обладает признаками опасности, установленными приложением № 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», то ввод в эксплуатацию осуществляется в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Вопрос от 19.10.2018:
Требуется ли при получении разрешения на допуск в эксплуатацию тепловой энергоустановки предъявлять акт разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности сторон, предусмотренного Порядком организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 07.04.2008 № 212?
Ответ: В связи с внесением изменений в Правила «О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения» утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 № 787 (далее — Правила), требования об оформлении акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон утратили силу.
Следует отметить, что установление границ балансовой принадлежности объектов теплоснабжения (теплопотребляющие установки) и эксплуатационной ответственности сторон предусмотрено в форме акта о подключении (технологическом присоединении) объекта к системе теплоснабжения (приложение № 2 к Правилам).
Таким образом, для получения разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановок не требуется предоставление акта об осуществлении технологического присоединения, а также акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
Согласно пункту 88 Правил выполнение заявителем технических условий подтверждается актом о выполнении технических условий. В этой связи, для принятия решения о выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановки, у заявителя может быть запрошен акт о выполнении технических условий.
Вопрос от 17.06.2019:
Прошу дать разъяснение о необходимости получения разрешения на допуск в эксплуатацию автоматизированной котельной как тепловой энергоустановки. Какой мощности тепловые энергоустановки (котельные, тепловые сети, системы теплопотребления) требуют получения разрешения на допуск в эксплуатацию?
Ответ: На данный вопрос ответ дан Управлением государственного энергетического надзора Ростехнадзора.
Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённые приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 (пункт 1.1), зарегистрированным в Минюсте России 02.04.2003 № 4358 (далее – Правила), распространяются на все тепловые энергоустановки независимо от мощности.
В соответствии с пунктом 2.4.2 Правил допуск новых и реконструируемых энергоустановок в эксплуатацию требуется для всех тепловых энергоустановок.
Вопрос от 26.06.2019:
Применим ли пункт 4.2.42. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок к котельным, использующим по проекту дизельное топливо?
Ответ: Дизельное топливо является жидким топливом. Требования п. 4.2.42 «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», зарегистрированных Министерством юстиции России от 02.04.2003 № 4358, распространяются на оборудование котельных, использующих жидкое топливо.
Если котельная после реконструкции или нового строительства работает более 3-5 лет, действует ли в этом случае требование п.2.4.2. к данной энергоустановке? Есть ли другие регулирующие документы по этому вопросу?
Ответ: В соответствии с требованиями п. 2.4.2 «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», допуск в эксплуатацию новых или реконструированных тепловых энергоустановок осуществляют органы государственного энергетического надзора на основании действующих нормативно-технических документов.
Статьей 9.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской федерации ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения органов, осуществляющих государственный надзор на указанных объектах, влечет наложение административного штрафа
- на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ст. 9.9 КоАП РФ).