В начале 2023 года в Украине повысят НДС на топливо – эксперт

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В начале 2023 года в Украине повысят НДС на топливо – эксперт». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Публикация первых данных об основных параметрах госбюджета-2023 озадачила и даже напугала многих объемами затрат на оборону и силовые ведомства. По этим двум направлениям Украина планирует потратить в 2023 году около ₴1 трлн — а это почти 50% всех бюджетных расходов.

Налог с продаж в Украине по президентам

Имя Период Нач. Кон. Макс. Мин. Изм.% нач/кон.
Петр Порошенко 07.06.2014 — 20.0000 20.0000 20.0000 20.0000 0.00%

Если Запад не поможет, проведем эмиссию

Во многом именно из-за беспрецедентных военных трат дефицит госбюджета на следующий год запланирован на уровне ₴1,29 трлн — 20% ВВП. При этом общие доходы государства составят около ₴1,28 трлн.

Ясность в вопрос о причинах, подтолкнувших правительство заложить такой громадный дефицит, внес премьер-министр Денис Шмыгаль. Проект госбюджета-2023 ориентирован на ленд-лиз, который Украина рассчитывает получить в следующем году от США. Кроме того, ожидается помощь государств ЕС и НАТО в вопросе финансирования и перевооружения украинских вооруженных сил.

По словам Шмыгаля, Киев ожидает, что страны Запада выделят на эти цели около $40 млрд. Поэтому в проекте госбюджета для покрытия дефицита и дополнительного финансирования экономики запланировано привлечение 1,4 трлн государственных заимствований. Главным образом, это и есть финансовая помощь США и ЕС.

Возникает вопрос — а что делать, если Соединенные Штаты и Евросоюз в следующем году не смогут предоставить Украине столь серьезные финансовые и военные вливания? Тогда НБУ придется провести масштабную эмиссию гривны для покрытия возникающего дефицита.

В этом году объем эмиссии Нацбанка уже достиг ₴300 млрд. Возможно, в 2023 году регулятору предстоит еще более серьезная «печать денег» — на ₴1 трлн. Такая необходимость возникнет, если не будет ожидаемых объемов зарубежной финансовой помощи.

Добавленная стоимость — это категория стоимости, полученной в ходе производства той или иной продукции в рамках рыночных отношений. В нее вкладываются понесенные затраты на производство (сырье, материалы, услуги, оплата труда, амортизация и износ оборудования, прибыль), не включая обязательные налоговые обязательства предприятия.

Соответственно, НДС — налог на добавленную стоимость. Он заключен в стоимость покупки и уплачивается прямым покупателем в пользу производителя. Продавец, в свою очередь, перечисляет налог в бюджет после реализации товаров, услуг.

Важно! Производитель продукции/услуг делает перечисления налога на добавленную стоимость в бюджет в части стоимости сырья и других издержек производства. Обязательство по платежам налога на добавленную стоимость за отчетный период складывается из показателей суммы реализованных товаров, услуг покупателям .

Понятие налога на добавленную стоимость складывается также из налоговых обязательства кредита при поставке товаров и услуг. Суммой налогового кредита агент может уменьшить свои обязательные платежи НДС в бюджет в текущем периоде. Налоговый кредит состоит из сумм НДС, входящих в стоимость товаров, услуг, полученных от другого налогоплательщика НДС. Налогоплательщик оплачивает налог в бюджет страны в виде разницы по сумме НДС между обязательством и кредитом после окончания налогового периода, в установленные сроки.

Реестр плательщиков НДС

Иногда в работе по новым поставщикам необходимо уточнить: является ли новый контрагент плательщиком НДС? Проверить можно онлайн с помощью сайта «Электронный кабинет плательщика». В меню «Реестры» есть «Данные реестра плательщиков НДС». По ЕГРПОУ или названию для юридических лиц, ИНН или по фамилии, имени для ФЛП возможно найти информацию. Выписка из реестра плательщиков НДС формируется по форме № 2-ВР. В ней содержатся актуальные на дату формирования данные.

В выписке указывают такие данные:

  • Наименование или ФИО плательщика;
  • Номер плательщика НДС;
  • Дата регистрации плательщиком НДС;
  • Перечень видов деятельности сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства, рыбоводства, на который распространяется специальный режим налогообложения;
  • Дата внесения записей о видах деятельности.

Электронную выписку можно получить через Электронный кабинет плательщика. Выписка действительна до внесения изменений.

Подача декларации и срок уплаты

Порядок заполнения и форма налоговой декларации по НДС определены и утверждены Приказом Минфина Украины. Отчетный налоговый период в большинстве случаев используют равный одному календарному месяцу. С таким налоговым периодом декларацию подают до 20-го числа, следующего за отчетным месяца. Есть некоторые нюансы в определении налогового периода при регистрации и аннулировании предприятия. Рассмотрим их.

Когда лицо, плательщик налога, зарегистрировалось не в первый день месяца, то период первой отчетности определяют с момента регистрации до последнего дня следующего целого календарного месяца.

Когда плательщик налогов аннулирует свою налоговую деятельность не в последний день месяца, то последний налоговый период для отчетности — период с первого дня этого месяца и до даты аннулирования.

Есть случаи, определенные в Налоговом кодексе, в которых налоговым периодом считается квартал.

Такой период действует по выбору для плательщиков единого налога. Заявление о выборе подают с декларацией за последний отчетный период года. Новый квартальный отчетный период действует с наступающего календарного года.

Квартальные налоговые декларации по НДС предоставляют в органы контроля в течении сорока календарных дней после окончания отчетного квартала.

Когда плательщик налогов переходит с упрощенной системы на общую, он обязан самостоятельно перейти и подавать декларацию НДС по результатам календарного месяца. Переход на месячный отчетный период проводят с месяца регистрации плательщиком на общей системе налогообложения.

Сумму расчетного налогового обязательства по уплате НДС налоговый агент обязан перечислить в бюджет в течении 10 календарных дней после крайнего срока подачи декларации о налоге. Фактически это к первому числу следующего после подачи декларации месяца.

Регистрация плательщиком НДС

Логичным является вопрос – когда наступает стадия перехода от статуса пассивного плательщика НДС к активному?

Налоговый кодекс Украины (НКУ) отвечает на этот вопрос:
1) субъект хозяйственной деятельности обязан зарегистрироваться плательщиком НДС в случае, если за последние 12 месяцев сумма, полученная в процессе реализации товаров, выполнения работ и предоставления услуг суммарно превышает 1 млн. грн. (в рассчитываемую выручку не входит суммы, оплаченного НДС). Важно акцентировать внимание на формулировке «за последние 12 месяцев» — здесь нет привязки к календарному году;
2) субъект хозяйственной деятельности может добровольно зарегистрироваться плательщиком НДС.

Кроме того, плательщиками НДС могут выступать лица, которые специально не регистрируются в качестве плательщика, так, например, физлица, которые ввозят на территорию Украины товары, стоимость которых превышает законодательно установленный (см. Таможенный кодекс) лимит, обязаны при оформлении платежа заплатить НДС при оформлении такого товара.

Объект налогообложения

Объектом обложения НДС являются операции налогоплательщиков по поставке товаров и услуг на место назначения, находящееся на таможенной территории Украины, ввозу товаров на таможенную территорию Украины, вывозу товаров за пределы таможенной территории Украины. Кроме того, объектом налогообложения НДС является поставка услуг по международным перевозкам пассажиров, багажа и грузов железнодорожным, автомобильным, морским и речным и авиационным транспортом.

Не являются объектом налогообложения НДС, в частности, операции по

  • выпуску (эмиссии), размещению в любые формы управления и продажи (погашения, выкупа) за средства ценных бумаг, выпущенных в обращение (эмитированных) субъектами предпринимательской деятельности;
  • передаче имущества на хранение (ответственное сбережение), в концессию, а также в лизинг (аренду), кроме передачи в финансовый лизинг;
  • предоставлению услуг по страхованию, совместному страхованию или перестрахованию лицами, имеющими лицензию на осуществление страховой деятельности в соответствии с законом, а также связанных с такой деятельностью услуг страховых (перестраховочных) брокеров и страховых агентов;
  • предоставлению услуг, связанных с переводом средств, участниками платежных систем и платежными организациями платежных систем, предоставлению услуг по инкассации, расчетно-кассовому обслуживанию, привлечению, размещению и возврату средств по договорам займа, депозита, вклада (в том числе пенсионного), управлению средствами и ценными бумагами (корпоративными правами и деривативами), поручению, предоставлению, управлению и уступке прав требования по финансовым кредитам финансовых учреждений, кредитным гарантиям и банковским поручительствам лицом, предоставившим такие кредиты, гарантии или поручительства;
  • предоставление банками (финансовыми учреждениями) услуг в рамках управления фондами банковского управления, фондами операций с недвижимостью, фондами финансирования строительства (в том числе за перечисление средств на финансирование строительства из фонда финансирования строительства), за осуществление платежей по ипотечным сертификатам в соответствии с законодательством;
  • ввозу на таможенную территорию Украины, вывозу за пределы таможенной территории Украины независимо от избранного таможенного режима товаров, таможенная стоимость которых не превышает эквивалент 150 евро.

Освобождаются от налогообложения НДС, в частности, операции по:

  • поставке государственных платных услуг физическим или юридическим лицам органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, а также другими лицами, уполномоченными такими органами или законодательством на предоставление указанных услуг, обязательность получения (предоставления) которых устанавливается законодательством, включая плату за регистрацию, выдачу лицензии, сертификатов в виде сборов, государственной пошлины и тому подобное;
  • предоставлению услуг по получению высшего, среднего, профессионально-технического и дошкольного образования учебными заведениями.

Что еще может измениться в бюджете

Понятно, что проект — это лишь «черновой вариант» бюджета. Традиционно в него вносятся сотни поправок. В прошлые годы, после подачи проекта бюджета в Раду, активизировались лоббисты, которые выбивали под себя и интересующие их отрасли дополнительное финансирование. Будет ли так же в этот раз? Железняк не исключает, что как минимум начнутся торги за деньги соцэкономразвития и ГФРР.

Ассоциация городов Украины уже давно заявила, что нужно оставить увеличенный процент НДФЛ в местных бюджетах, а также активнее помогать из центра усилиям местных общин обустроить переселенцев.

При этом, как отметил Забловский, «торгов» будет меньше обычного.

«Проект предварительно согласован с ключевыми международными партнерами, вряд ли он будет существенно переписываться. Поэтому больших изменений не ожидается», — добавил Забловский.

С ним согласен и Пендзин. «Все эти ребята, которые сейчас побегут лоббировать свои интересы, должны держать в уме, что основная часть денег будет уходить на войну. Не исключено, что и без того рекордное финансирование армии придется еще больше увеличивать. А остальные расходы — урезать. Плюс каждая копейка трат должна быть согласована с кредиторами. В такой ситуации особого пространства для маневра я не вижу. Хотя, конечно же, будут всякие «мелкие» статьи расходов, которые попытаются протянуть под кого-то», — подытожил эксперт.

Читайте также:  Сроки сдачи отчетности и уплаты налогов (взносов) с 2023 года

Напомним, «Страна» писала о том, что наличный курс вышел на 42,40 грн/$ после заявления Шмыгаля о долларе по 50 грн, и разбиралась, что будет с курсом дальше.

Налогообложение предприятий в 2021 году

С января повышается также размер единого социального взноса (ЕСВ), что связано с увеличением минимальной зарплаты до 6 тысяч гривен. ЕСВ составляет 22% от минимальной зарплаты. То есть, сейчас он составляет 1320 гривен для ФОПов всех групп (в 2020 году был 1034-1100 гривен).

Следующее увеличение ЕСВ будет с декабря 2021 года, когда минималка повысится до 6,5 тысяч. Тогда придется платить уже 1430 гривен.

То есть, если посчитать налоги ФОП первой группы — единый налог и ЕСВ — то в декабре 2020 года они составляли 1327 гривен, а с января этого года вырастет до 1547 гривен. В июле 2021 года налоговая нагрузка повысится до 1557,9 гривен, а с декабря — до 1678,1. Всего за 2021 год налоги вырастут, по сравнению с прошлым годом, на 351 гривну.

При этом с января по май этого года упрощенцы первой группы освобождены от уплаты единого налога и ЕСВ.

Для физлиц-предпринимателей повысили лимиты по недвижимости, которую они могут сдавать в аренду без риска слететь с единого налога.

По жилой недвижимости такой лимит вырос со 100 до 400 квадратных метров, по нежилой — с 300 до 900 квадратных метров. Но это не касается упрощенцев первой группы — им сдавать имущество в аренду по-прежнему запрещено. Но для остальных возможности зарабатывать на аренду увеличиваются.

Уже привычное событие начала каждого года – увеличение сумм единого соцвзноса (ЕСВ), который предприниматели платят за себя, а работодатели – за наемных сотрудников. Это происходит из-за повышения размера минимальной зарплаты, к которой привязан ЕСВ. Напомним, что стандартная ставка соцвзноса составляет 22% МЗП.

Читай также: В Минфине подтвердили перенос повышения «минималки»

Причем, в 2020 году «минималка» и так выросла дважды. С 1 января она составила 4723 грн. (соответственно, ежемесячный минимальный платеж по ЕСВ был на уровне 1039 грн. в месяц), а с сентября подросла до 5000 грн. (минимальный платеж по ЕСВ увеличился до 1100 грн.).

С 1 января 2021 года запланировано очередное повышение МЗП, на этот раз до 6000 грн. Чтобы это произошло, Верховная Рада должна утвердить закон о госбюджете-2021, в котором и заложен рост минималки. Депутаты эту норму, конечно, могут и не поддержать. Но так как Министерство финансов сильно ратует за увеличение минимальной зарплаты, парламент вряд ли откажется пойти ему навстречу. Позиция Минфина такова, что повышение МЗП стимулирует потребительский спрос, помогает бороться с зарплатами «в конвертах» и поддерживает Пенсионный фонд.

Читай также: Всемирный банк назвал риски повышения минимальной зарплаты в Украине

Впрочем, практика показывает совершенно иное: кроме как к увеличению фискальной нагрузки на бизнес рост минималки больше ни к чему не приводит. С этим соглашается даже глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев. Он считает, что со вторым повышением МЗП (до 6500 грн.) нужно повременить, дабы снизить давление на налогоплательщиков.

Так вот, если парламент утвердит 6000 грн. минималки, ежемесячный платеж по ЕСВ возрастет с января 2021 года до 1320 грн. Станут платить больше и предприниматели второй группы единого налога. Сумма их налоговых обязательств достигает 20% минимальной зарплаты в месяц. Итоговый налоговый платеж определяют местные власти в каждом населенном пункте. То есть СПД второй группы с 1 января 2021 года будут платить до 1200 грн. в месяц. Год назад, для сравнения, они платили до 945 грн. ежемесячно.

Читай также: «Кэшбек от государства» или налоговая скидка: Как оформить и получить

И еще в Раде появился законопроект № 2683 о внедрении накопительного уровня пенсионной системы – в нем предлагается увеличить нагрузку на фонд оплаты труда (ФОТ). А именно +1% с ФОТ должны будут платить сами работники. То есть в сумме подоходные с зарплат вырастут до 20,5% (НДФЛ+ВС+1% в накопительную систему). И еще 2% на ФОТ должен будет платить работодатель.То есть начисления на ФОТ вырастут с нынешних 22% (ЕСВ) до 24% (ЕСВ+2% в накопительную систему).

Большой блок изменений вступает в силу с 2021 года «благодаря» закону № 466-IX, который Рада приняла в январе 2020 года. Другая часть налоговых новаций связана с законом № 786-IX, его парламент проголосовал в июле 2020 года.

«Большинство нововведений были предметом активных дискуссий. Речь идет о режиме контролируемых иностранных компаний (КИК), возможности иностранной компании стать налоговым резидентом Украины, признании условных дивидендов (в сумме разницы между ценой операции и ценой, определенной по принципу «вытянутой руки»), новых правилах «тонкой капитализации», – комментирует Виктория Ставчук, старший юрист CMS Cameron McKenna Nabarro Olswang.

Читай также: Елена Жукова: Есть еще год. Успеем?

С 2021 года появляется специальная отчетность для контролируемых иностранных компаний и вводится налогообложение резидентов Украины (физического лица – по ставке 19,5%, юридического лица – по ставке 18%), которые прямо или косвенно владеют хотя бы 25% в уставном фонде КИК, либо контролируют ее. Впервые такой отчет нужно будет подать в 2022 году, за 2021 год.

К КИК относятся как юридические лица, так и образования без статуса юрлица – трасты, фонды, партнерства. Все это нужно для того, чтобы украинцы, которые пытаются спрятать свои деньги в низконалоговых юрисдикциях, все равно платили налоги здесь, в Украине.

Читай также: ICU: Несмотря на коронакризис, иностранные инвесторы сохраняют интерес к ОВГЗ

В исключение попадают бенефициары, если: совокупный доход от связанных с ними КИК не превышает экв��валент 2 млн. евро; доходы КИК получены от публичных компаний или благотворительных организаций; между Украиной и государством регистрации КИК есть договор об избежании двойного налогообложения. «И при этом должно выполняться любое из следующих условий: КИК фактически платит налог на прибыль по эффективной ставке не менее 13%, или доля пассивных доходов контролируемой компании составляет не более 50% общей суммы доходов КИК из всех источников», – уточняет Иван Городиский, адвокат, управляющий партнер адвокатского объединения Dexis Partners.

Освобождение от налога на добавленную стоимость

Ряд операций, являющихся объектом обложения НДС, освобождаются законодательством от обложения НДС и относятся к категории льготируемых. При этом у плательщика остается обязанность отражения этих оборотов в налоговой декларации по НДС.

Перечень оборотов по реализации на территории Республики Беларусь, которые освобождаются от налога, приведен в ст. 118 НК, а также в отдельных указах Президента Республики Беларусь. Перечень товаров освобожденных от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь приведен в ст. 119 НК.

Указом «О совершенствовании специального правового режима китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень» (далее — КБИП)» от 12.05.2017 № 166 (далее — Указ N 166) в течение срока действия специального правового режима индустриального парка освобождаются от НДС обороты резидентов КБИП, совместной белорусско-китайской компании по развитию индустриального парка (далее — совместная компания):

по безвозмездной передаче проектной документации на объекты индустриального парка, объектов незавершенного капитального строительства, расположенных на территории индустриального парка, в собственность резидентов индустриального парка, субъектов инновационной деятельности индустриального парка, совместной компании для строительства на территории данного парка зданий и сооружений;

по реализации расположенных на территории индустриального парка объектов недвижимого имущества, включая земельные участки, капитальные строения (здания, сооружения) с установленными в них в соответствии с проектной документацией предметами оснащения, в том числе мебелью, инвентарем и отдельными предметами в составе средств в обороте, резидентам индустриального парка, субъектам инновационной деятельности индустриального парка, совместной компании;

от операций по сдаче в аренду (субаренду), передаче в финансовую аренду (лизинг) объектов недвижимого имущества, включая земельные участки, расположенные на территории индустриального парка, резидентам индустриального парка, субъектам инновационной деятельности индустриального парка, совместной компании (ч. 1 п. 48 Положения о специальном правовом режиме Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», утв. Указом № 166).

Указом «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания» от 22.09.2017 № 345 (далее — Указ N 345) до 31 декабря 2022 г. освобождаются от НДС обороты от реализации товаров (работ, услуг), возникающие:

— у юридических лиц при осуществлении на территории сельской местности:

розничной торговли в торговых объектах;

розничной торговли на торговых местах на рынках;

розничной торговли на ярмарках;

общественного питания в объектах общественного питания;

оказания бытовых услуг;

— у микроорганизаций при осуществлении на территории малых городских поселений:

общественного питания в объектах общественного питания,

оказания бытовых услуг (абз. 2 подп. 1.1 Указа № 345).

Освобождение от НДС применяется при условии ведения раздельного учета оборотов по реализации товаров (работ, услуг), а также распределения налоговых вычетов по НДС методом раздельного учета (ч. 2, абз. 2, 3 ч. 4 подп. 1.2 Указа № 345).

В соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 12.03.2020 № 92 ввозимые организациями — производителями электромобилей на территорию Республики Беларусь автокомпоненты по 31 декабря 2025 года освобождаются от налога на добавленную стоимость.

В соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 12.03.2020 № 92 ввозимые юридическими лицами на территорию Республики Беларусь электромобили, с даты выпуска которых прошло не более 5 лет, по 31 декабря 2025 года освобождаются от налога на добавленную стоимость.

Другие указы и Декреты Президента Республики Беларусь, направленные на реализацию конкретных проектов.

Плательщик, осуществляющий обороты по реализации, освобождаемые от налогообложения, вправе отказаться от применения льгот на срок не менее одного календарного года, подав соответствующее заявление в налоговый орган (п. 3 ст. 118 НК).

Аграриям снизили ставку НДС с 20% до 14%

Новый Налоговый кодекс примут в следующем году, поскольку оказалось, что меры по внедрению запланированного требуют некоторых доработок: например, налогообложение иностранных работников не изменялось с начала столетия, зато информация о выплатах, не облагаемых налогами должна подаваться в фискальную службу в произвольной форме, поскольку для этого нет разработанной формы.

В октябре издание обозреватель проинформировало налогоплательщиков, что вместе с приятными новостями о повышении минималки и прожиточного минимума, их ожидает рост налогообложения.

Читайте также:  Обмен водительского удостоверения на российское для ЛНР, ДНР и Украины.

Иностранные компании, работающие на территории страны и граждане, выезжающие за границу, чтобы заработать еще не оправились от принятия двух скандальных законопроектов, принятых в 2020, а Кабмин уже утвердил новый Налоговый кодекс Украины на 2021 год: последняя версия направлена, по разным источникам, на вариабельные цели:

  • улучшение условий ведения бизнеса и повышение уровня администрирования (Об этом проинформировала население страны Пресс служба Кабинета Министров);
  • она же назвала внесение поправок мерами по оптимизации бизнеса и обеспечению сбалансированности бюджетных поступлений;
  • внесенные поправки также названы применением ресурсных норм, подготовка к принятию которых целенаправленно происходила в августе-сентябре 2020 года (агентство «Униан» привело хронологию событий, предшествовавших принятию госбюджета, и сообщило, что поправки в НКУ принесут в бюджет почти 3 млрд. гривен).

Перечень изменений, направленных на достижение поставленных целей прият в середине сентября. Однако информированные источники сообщают, что это далеко не все запланированное, и в Раду подано три альтернативных законопроекта, дожидающихся своего рассмотрения. Пока внесены только трансформации для наполнения бюджета, дефицит которого превысил 6% барьер от общего значения ВВП.

Если внимательно читать Налоговый кодекс Украины, можно действительно обнаружить меры, направленные на улучшение положения украинских предпринимателей. «Лига. Финансы» относит к таковым:

  1. Отсутствие начислений НДС, если случатся непредвиденные обстоятельства (это касается сельского хозяйства в случае потери урожая или падежа поголовья).
  2. Исключение от налогообложения средств, выданных Фондом развития инноваций или Фонда развития предпринимателей. Это касается двух категорий граждан, получателей доходов: плательщиков единого налога и предпринимателей-физических лиц.
  3. Устранение несогласованности налогообложения с другими законами страны (маркировки никотиносодержащих жидкостей и лицензии на обращение горючего топлива).

Изменения в налогообложении позиционируются, как адаптация украинской системы к нормам международного сообщества. Рост налогообложения планируется для всех категорий налогоплательщиков, без исключения.

Аналитики насчитали более 50 изменений в НКУ, и далеко не все из них указываются в публикациях в прессе, не анализируются по экономическим последствий:

  1. Подъем коснется индивидуальных предпринимателей, которые ранее платили меньше тех, кто работает на предприятии. Положительная динамика минималки для них означает увеличение еще одной статьи расходов.
  2. Все три группы единого налога будут платить больше, возрастут в два этапа с января и с июля, на вариабельную величину с 10% ПМ до 22%.
  3. Не обойдет повышение налога и простых украинцев: увеличивается налог за жилплощадь большого размера (налог на недвижимость за лишние метры может составить за каждый избыточный до 1,5% ПМ. Арендодатели будут вынуждены платить еще больше.
  4. Кабмин планирует повысить налог на автомобили (снизив уровень стоимости и возраст эксплуатации транспортного средства, чтобы охватить большее количество владельцев налогообложением), поднять акциз на алкоголь и сигареты, увеличить экологический налог на 12%. На столько же больше будут платить за эксплуатацию лесного, водного и радиочастотного ресурсов.

В раздел 1 декларации добавлены:

  1. Строка 085 — «Признак СЗПК».
  2. Строка 090 — «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиком, являющимся стороной СЗПК».
  3. Строка 095 — «Сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета налогоплательщиком, являющимся стороной СЗПК».

До 1 января 2021 года, если сотрудники налоговой службы задерживали оплату возмещения НДС, то получить проценты можно было только составив соответствующее заявление и направив его в ФНС. При этом сделать это нужно было до того, как инспекция вынесет решение.

Теперь подавать заявление в ИФНС не требуется — налоговые инспекторы самостоятельно будут начислять компенсацию за задержку возмещения НДС. Проценты за несвоевременное возмещение будут начисляться за каждый день просрочки исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Это правило закреплено в п. 10 ст. 176 НК РФ.

Новый план Миндоходов: ставка НДС — 9% плюс налог с оборота 1-2%

НДС нет в Соединенных Штатах Америки. В стране пошлины меньше, чем НДС большинства обеспеченных мировых держав. Новая система кажется стране слишком сложной и непонятной.

Отлично справляются без НДС богатые арабские страны с огромными ресурсами: Оман, Кувейт, Бахрейн, Катар.

Не имеют ставки и следующие острова: Каймановы, Бермудские, Багамские. В то же время совсем без налогов они не живут. Действует пошлина около 70 % на импортные товары.

В Таиланде НДС составляет 7 % и включает в себя все товары и счета в заведениях питания. В этой стране турист может рассчитывать впоследствии на возврат налога за покупки в специальных точках.

В Малайзии НДС не используется. Действует корпоративный налог со стандартной ставкой в 28 %, но льготы доступны на многие товары.

Сингапур поражает низкой ставкой в 5 %. В Индии НДС составляет 4–5 %, но облагаются только основные группы товаров.

Китай в 2020 году уменьшил НДС на один процент — с 17% до 16%.

В ЮАР ставка равняется 15 %, в Южной Корее и Индонезии — 10%.

НДС платят потребители, простые люди, так как он заложен в цене товара. Начисляется с самого производства и является ориентиром для определения наценки при продаже. По сути, то, что накручивает продавец, возвращает налогоплательщик в качестве НДС.

Таким образом, в бюджет государства идут средства. Однако высокий уровень НДС свидетельствует о трудном экономическом положении в стране.

В большинстве случаев этот налог не отражает реальной жизни в отдельно взятой стране.

Во-первых, этот налог нужен из-за большого количества теневого и нелегального бизнеса. Если необходимые деньги не идут в казну, то можно их получать через покупки товаров людьми и от оказанных услуг.

Но оправдать использование НДС только наличием подпольного бизнеса неправильно. К примеру, на Скандинавском полуострове — одна из самых высоких на планете ставка НДС, и это обусловлено большой территорией. Устанавливать в этом регионе невысокую ставку нет смысла, так как высокий уровень жизни позволяет пополнять казну без трудностей для местного населения.

Подобный механизм действует и в большинстве других стран Европы, где НДС составляет от 17 %. Ставка ниже устанавливается обычно малоразвитыми странами. Однако в Латинской Америке проходит немного фаз от производства до прилавка, так что высокий налог может вызвать волну недовольства.

Во-вторых, ряд стран использует пониженные налоги на определенные группы товаров:

  • Япония — вещи для детей;
  • Швеция — услуги проезда на общественном транспорте;
  • Франция — медицинские товары.

Благодаря таким льготам НДС в 20 % не кажется слишком высоким и принимается населением. На повседневную жизнь это не сильно влияет.

В-третьих, порой поднятие НДС — последняя мера для устранения экономического кризиса в стране. Это помогает пополнить бюджет в короткие сроки.

Но имеются и свои трудности. Льготным категориям людей повышение НДС не сильно мешает, а вот по среднему классу данная процедура бьет серьезно. Дороговизна покупок отпугивает граждан и заставляет их экономить.

Товары на полках есть, но государству от этого никакой пользы. В сложной ситуации может даже приостановиться производство, и волна кризиса ударит с новой силой. Все зависит от экономической политики, проводимой чиновниками.

Зачастую использование НДС с его положительными и негативными сторонами является необходимостью. Использование США налога с продаж и игнорирование НДС — исключительный и единственный случай. Тем, кто использует НДС, избавляться от него не имеет смысла.

К положительным аспектам использования этого принципа можно добавить еще несколько.

  1. Документация. Налог помогает оптимизировать бухгалтерский учет предпринимателю или фирме. Особенно это ценно в конце периода отчетности перед налоговой службой.
  2. Перспектива в экономическом росте. При грамотном администрировании НДС можно со временем вносить коррективы в ставку, тем самым создавая мощную опору в экономическом плане. К примеру, важно сохранять баланс, при тяжелой ситуации поднимать ставку, когда все в порядке, немного снижать. Но при этом необходимо, чтобы население понимало, что и ради чего делается. Иначе эффективность будет низкой.

Согласно пояснительной записке, законопроектом предусматривается внести изменения в Налоговый кодекс Украины, которыми, в частности, предлагается освободить от налогообложения налогом на прибыль предприятий для юридических лиц и налогом на доходы физических лиц для граждан доходы в виде целевых культурных грантов, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе за счет средств государственного и/или местных бюджетов, международной технической помощи для реализации проекта или программы в сферах культуры, туризма и в секторе креативных индустрий в порядке, установленном законом.

Также освободить от налогообложения налогом на доходы физических лиц суммы полученных физическими лицами, физическими лицами — предпринимателями и лицами, осуществляющими независимую профессиональную деятельность, культурных грантов при условии их полного и целевого использования, предусмотрев, что в случае неполного использования такого гранта, суммы которого возвращены предоставителю, или его нецелевого использования такие суммы признаются доходом и подлежат налогообложению на общих основаниях.

Также предполагается ввести пониженную ставку налога на добавленную стоимость в размере 7% для стимулирования спроса и расширения доступности общественно важных услуг, в частности к операциям по поставке услуг по показу спектаклей, постановок, выступлений профессиональных художественных коллективов, артистических групп, актеров и артистов, кинематографических премьер, культурных мероприятий; показа оригиналов музыкальных произведений, демонстрации выставочных проектов, проведения экскурсий в музеях, зоопарках и заповедниках, их посещения.

Также законопроектом предусмотрено применять пониженную ставку налога на добавленную стоимость в размере 7% к операциям по поставке услуг по распространению, демонстрации, публичного оповещения и публичного показа фильмов, адаптированных в соответствии с законодательством в украиноязычные версии для лиц с нарушениями зрения и лиц с нарушениями слуха».

Кроме этого, временно, с 1 января 2023 до 1 января 2025 года, освободить от налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по поставке услуг по демонстрации, распространению и показу демонстраторами и распространителями национальных фильмов и иностранных фильмов, которые дублированы, озвучены государственным языком на территории Украины, при условии, что такие национальные фильмы и иностранные фильмы адаптированы в соответствии с законодательством в украиноязычные версии для лиц с нарушениями зрения и лиц с нарушениями слуха.

Также предусматривается временно, до 1 января 2023 года, применять пониженную ставку налога на добавленную стоимость в размере 7% к операциям по поставке услуг по временному размещению (проживанию), предоставляемых отелями и подобными средствами временного размещения.

Также законопроектом освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по ввозу на таможенную территорию Украины в таможенном режиме импорта товаров, входящих в состав национального кинематографического наследия;

Помимо этого, законопроектом продлевается до 1 января 2025 года действие нормы об освобождении от налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по поставке национальных фильмов, поставки работ и услуг по производству национальных фильмов; поставки работ и услуг по изготовлению архивного комплекта исходных материалов национальных фильмов и фильмов, созданных на территории Украины, по тиражированию национальных фильмов и иностранных фильмов, дублированных, озвученных государственным языком на территории Украины, по дублированию, озвучиванию на государственном языке иностранных фильмов на территории Украины, по сохранению, восстановлению и реставрации национального кинематографического наследия.

Читайте также:  Новые налоговые правила при продаже новостройки

Налог с зарплаты: НДФЛ – 18% и ВС – 1,5%. Согласно данным Государственной службы статистики, в 2019 году номинальная средняя заработная плата в Украине до вычета налога на доходы физических лиц и военного сбора составляла 10 500 грн. Итак, минус 2045 грн в месяц – это первая часть отчислений по зарплате, которую украинец не ощущал в собственном бюджете. Стоит отметить, что налог с минимальной зарплаты сотрудника, которая с января 2020 года установлена на уровне 4723 грн, также снимается.

ЕСВ (единый социальный взнос) составляет 22% – вот сколько отчислений платит работодатель ежемесячно по каждому своему сотруднику за свой счет. То есть, нанимая человека на зарплату 10 500 грн, компания сразу рассчитывает по нему расходы в размере 2310 грн в месяц. Не будь ЕСВ – хотя бы часть этих средств могла бы попадать прямо в ваш кошелек, либо же работодатель мог бы нанять на них больше сотрудников. ЕСВ не относится к прямым или косвенным налогам, он принадлежит к группе отчислений, связанных с оплатой труда.

НДС (налог на добавленную стоимость) — это косвенный налог, который входит в розничную стоимость товара или услуги и оплачивается потребителем, но в государственный бюджет перечисляется продавцом в установленном законом порядке.

НДС состоит из двух составной частей — налогового кредита и налогового обязательства:

  • Налоговый кредит — сумма, на которую плательщик НДС может уменьшить налоговое обязательство отчетного периода.
  • Налоговое обязательство — общая сумма налога, начисленная плательщиком в отчетном периоде, то есть сумма налога, которую предприятие насчитывает на стоимость, добавляемую к товару для того, чтобы получить прибыль.

Что делать с 20% НДС в Украине на рекламу? Как сменить ГЕО в Facebook?

Логичным является вопрос – когда наступает стадия перехода от статуса пассивного плательщика НДС к активному?

Налоговый кодекс Украины (НКУ) отвечает на этот вопрос:
1) субъект хозяйственной деятельности обязан зарегистрироваться плательщиком НДС в случае, если за последние 12 месяцев сумма, полученная в процессе реализации товаров, выполнения работ и предоставления услуг суммарно превышает 1 млн. грн. (в рассчитываемую выручку не входит суммы, оплаченного НДС). Важно акцентировать внимание на формулировке «за последние 12 месяцев» — здесь нет привязки к календарному году;
2) субъект хозяйственной деятельности может добровольно зарегистрироваться плательщиком НДС.

Кроме того, плательщиками НДС могут выступать лица, которые специально не регистрируются в качестве плательщика, так, например, физлица, которые ввозят на территорию Украины товары, стоимость которых превышает законодательно установленный (см. Таможенный кодекс) лимит, обязаны при оформлении платежа заплатить НДС при оформлении такого товара.

Украинское законодательство предусматривает на 2021 год три вида ставок НДС:

  1. Ставка 20%, которая применяется по умолчанию ко всем видам операций, подлежащих налогообложению.
  2. Ставка 0% — применяется к операциям, прямо предусмотренным законом, например, нулевая ставка применяется к экспорту товаров.
  3. Ставка 7% применяется в случаях установленных Налоговым кодексом (например, торговля медпрепаратами)

Кроме того, необходимо вычленить операции:
1. которые не подлежат налогообложению НДС, т.е. операции освобожденные от уплаты НДС
2. которые не являются объектом налогообложения.

Большинство воинских частей в Харьковской области укомплектованы. Об этом «Суспільному» рассказали в Харьковском областном территориальном центре комплектования и социальной поддержки. На вопрос ответил начальник терцентра Владимир Арап. О мобилизации В этом году мобилизация условно волновая.

Для ФЛП, в зависимости от группы, к которой он принадлежит, с 1 января вводится обязанность платить Единый социальный взнос и единый налог исходя из размера минимальной зарплаты и прожиточного минимума.

Льготное налогообложение в размере 10% применяется в отношении реализации или импорта имущества согласно установленным перечням, продовольственных и детских товаров, периодических изданий, книг, лекарств, медицинских изделий.

При этом в определении приведен неисчерпывающий перечень таких услуг, в частности:

  • поставка электронных экземпляров, предоставление доступа к изображениям, текстам и информации, в том числе, но не исключительно, путем подписки на электронные издания;
  • доступ к базам данных, в том числе использование поисковыми системами и службами каталогов в сети Интернет;
  • поставка электронных экземпляров и / или предоставление доступа к аудиовизуальным произведениям, видео и аудиопроизведениям на заказ, игр,
  • предоставление услуг по доступу к телевизионным программам (каналам) или их пакетам;
  • предоставление доступа к информационным, коммерческим, развлекательным электронным ресурсам и другим подобных ресурсам, в частности, но не исключительно, размещенных на платформах общего доступа к информации или видеоматериалов;
  • предоставление услуг по дистанционному обучению в сети Интернет, проведение и предоставление которого не требует участия человека, в том числе путем предоставления доступа к виртуальным классов, образовательных ресурсов;
  • предоставление облачной услуги в части предоставления вычислительных ресурсов, ресурсов хранения или систем электронных коммуникаций с помощью технологий облачных вычислений;
  • поставка программного обеспечения и обновлений к нему, в том числе электронных экземпляров, предоставления доступа к ним, а также дистанционное обслуживание программного обеспечения и электронного оборудования;
  • предоставление рекламных услуг в сети Интернет, мобильных приложениях и на других электронных ресурсах, предоставление рекламного пространства, в том числе путем размещения баннерных рекламных сообщений на веб-сайтах, веб-страницах или веб-порталах.

Также в 2022 году в силе остается обязательная уплата налога на так называемые «лишние» квадратные метры.

Главный редактор Наталья Кобзар. Коммерческий директор Мадина Гололобова: (050) 914-05-80. Наш адрес: 61057, Харьков, ул.

Около половины бизнесов остановили деятельность. Нет ни налога на прибыль, ни НДС, ни налогов на доходы сотрудников, потому что нет прибыли, нет добавочной стоимости, и зарплаты упали иногда в несколько раз.
Ставки единого налога в процентах устанавливаются сельскими, поселковыми, городскими советами или советами объединенных территориальных общин.

Число потенциальных пенсионеров резко уменьшится

Старший научный сотрудник Института демографии и социсследований им. Птицы Лидия Ткаченко отметила, что это требование (дополнительный год стажа) смогут выполнить далеко не все украинцы. Да и купить этот год сможет не каждый, ведь сумма немалая (рассчитывается учитывая прожиточный минимум). Более того, требования к стажу не остановятся на этом. По одному году будет добавляться каждый год до 2028 года включительно. То есть, в 2024 году это уже будет минимум 31 год, в 2025 году минимум 32 года стажа и так далее.

«Легче тогда уж вообще повысить пенсионный возраст до 65 лет и не мучить людей критериями по стажу. Многим людям в нынешних условиях, не будет хватать такого стажа для получения пенсии”, — говорит Ткаченко.

Рассчитывать налоговую базу переходного периода необходимо только тем, кто будет использовать метод начисления по налогу на прибыль. Тут сразу же встает вопрос: а могут ли бывшие упрощенцы начать сразу после перехода на ОСНО применять кассовый метод по налогу на прибыль (например, чтобы избежать необходимости в расчете налоговой базы переходного периода по налогу на прибыль)?

Мы считаем, что могут. Естественно, при условии, что сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) в среднем за предыдущие четыре квартала не превысила 1 млн руб. за каждый квартал (п. 1 ст. 273 НК РФ). Правомерность использования кассового метода сразу после перехода с упрощенки на ОСНО подтверждают и чиновники (см., например, письмо УМНС РФ по г. Москве от 17.09.2004 № 21-09/60423).

Поэтому если компания с 2023 года начнет применять ОСНО с кассовым методом в целях налога на прибыль, то особого порядка формирования доходов и расходов тут нет. Поэтому для нее при смене режима налогообложения определять базу переходного периода не понадобится.

Тем, кто будет применять метод начисления, необходимо будет определить состав доходов и расходов, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль в переходном периоде (в первом месяце применения ОСНО, т.е. в январе 2023 г.). Соответствующий порядок определения этих доходов/расходов предусмотрен в п. 2 ст. 346.25 НК РФ.

Согласно порядку, предусмотренному в данной норме, компании должны отразить в переходном периоде в составе облагаемого дохода дебиторскую задолженность покупателей по отгруженным изделиям, которая числилась на 01.01.2023 г. При этом не важно, в какой момент покупателями будет погашена эта задолженность. Соответственно, в дальнейшем, когда контрагенты будут погашать эту задолженность, у бывшего упрощенца дохода возникать уже не будет. Причем это касается не только дебиторской задолженности, возникшей в связи с продажами изделий и другого имущества, но и другой дебиторской задолженности (например, возникшей в виде начисленных процентов по выданным займам).

Отдельно отметим, что авансы от покупателей, которые были получены в период применения УСН, но которые будут «закрыты» уже в 2023 году после перехода на ОСНО – не должны учитываться в базе переходного периода. Соответственно, и при отгрузке изделий их стоимость также не придется включать в базу по налогу на прибыль, поскольку они уже были обложены в момент получения аванса в периоде применения УСН.

В НК РФ имеется возможность не платить НДС при осуществлении облагаемых операций (реализации и пр.), используя освобождение от НДС по ст. 145 НКРФ. Такая возможность предоставляется налогоплательщикам, у которых совокупная выручка от реализации за октябрь, ноябрь и декабрь 2022 г. не превысила 2 млн руб. (п. 1 ст. 145 НК РФ).

Напомним, что для получения такого освобождения необходимо соблюсти определенную процедуру: следует направить в свою налоговую инспекцию письменное уведомление о применении освобождения по ст. 145 НК РФ и документы, указанные в п. 6 ст. 145 НК РФ (п. 3 ст. 145 НК РФ). Эти документы нужны, чтобы налоговая инспекция могла убедиться, что налогоплательщик соблюдает необходимое условие по выручке.

При этом в силу специального указания в п. 6 ст. 145 НК РФ для организаций и ИП, перешедших с УСН на ОСНО, документом, подтверждающим право на освобождение, будет являться выписка из книги учета доходов и расходов организаций и ИП, применяющих УСН. Опять же никаких специальных требований к этому документу нет. Поэтому составить эту выписку можно в произвольной форме, также указав итоговые данные книги за три месяца.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *