Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кому положен бесплатный и льготный проезд в Москве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Москвичам нет необходимости посещать органы соцзащиты – оформить карту можно в одном из многофункциональных центров. Чтобы получить бесплатную поездку нужно приложить карту к турникету на входе. Для поездки на поездах МЦД проездной записывается на карту в ж/д кассе.
Перечень работников ОАО «РЖД» и иных категорий лиц, имеющих право на льготный проезд железнодорожным транспортом пригородного сообщения перевозчика АО «Краспригород»
наименование категории |
нормативный акт, предоставляющий льготу |
документ, предъявляемый для оформления проезда |
вид проездных документов (билетов) |
Размер скидки |
Регион действия льгот |
Работники ОАО «РЖД» при наличии служебного транспортного требования ф.1 |
Распоряжение ОАО «РЖД» от 09.02.2005г. № 152р «Об утверждении форм бланков транспортных требований для проезда работников ОАО «РЖД» и иных категорий лиц». Распоряжение ОАО «РЖД» от 10.04.2019г. №691/р «Об утверждении Правил выдачи транспортных требований ОАО «РЖД» для проезда на железнодорожном транспорте общего пользования». |
Удостоверение работника ЖД транспорта, транспортное требование ф.1 |
Разовые |
Бесплатно |
На территории РФ, в т.ч. в границах Красноярской железной дороги по территории Красноярского края и Республики Хакасия |
Работники ОАО «РЖД» при наличии служебного транспортного требования ф.2 |
Удостоверение работника ЖД транспорта, транспортное требование ф.2 |
||||
Работники ОАО «РЖД» при наличии служебного транспортного требования ф.3 |
Удостоверение работника ЖД транспорта, транспортное требование ф.3 |
||||
Работники ОАО «РЖД» при наличии транспортного требования ф.4 |
Удостоверение работника ЖД транспорта, транспортное требование ф.4 |
Разовые и Абонементные билеты: «ЕЖЕДНЕВНО» на 5, 10, 15, 20, 25 дней, 1 месяц; «РАБОЧЕГО ДНЯ на 10, 15, 20, 25 дней, 1 месяц; «НА ДАТЫ» (от 5 до 15 дат) |
|||
Работники ОАО «РЖД» при наличии транспортного требования ф.4Д |
Удостоверение работника ЖД транспорта (удостоверение личности), транспортное требование ф.4Д |
Разовые |
На всей территории РФ |
||
Работники ОАО «РЖД» при наличии транспортного требования ф.4у |
Удостоверение работника ЖД транспорта, билет учащегося, транспортное требование ф.4у |
Разовые и Абонементные билеты: «ЕЖЕДНЕВНО» на 5, 10, 15, 20, 25 дней, 1 месяц; «РАБОЧЕГО ДНЯ на 10, 15, 20, 25 дней, 1 месяц; «НА ДАТЫ» (от 5 до 15 дат) |
На территории РФ, в т.ч. в границах Красноярской железной дороги по территории Красноярского края и Республики Хакасия |
||
Работники ОАО «РЖД» при наличии транспортного требования ф.6а |
Удостоверение работника ЖД транспорта, транспортное требование ф.6а |
Разовые |
|||
Работники ОАО «РЖД» при наличии транспортного требования ф.8б |
Распоряжение ОАО «РЖД» от 19.07.2010г. № 1551р «О внесении дополнений в распоряжение ОАО «РЖД» «Об утверждении форм бланков тран. требований для проезда работников ОАО «РЖД» и иных категорий лиц» от 09.02.2005г. «152р. |
Удостоверение работника ЖД транспорта, транспортные требования ф.8б |
Разовые |
Бесплатно |
На всей территории РФ |
Работники ОАО «РЖД» при наличии транспортного требования ф.9 |
Распоряжение ОАО «РЖД» от 09.02.2005г. № 152р «Об утверждении форм бланков транспортных требований для проезда работников ОАО «РЖД» и иных категорий лиц». Распоряжение ОАО «РЖД» от 10.04.2019г. №691/р «Об утверждении Правил выдачи транспортных требований ОАО «РЖД» для проезда на железнодорожном транспорте общего пользования». |
Удостоверение работника ЖД транспорта, транспортное требование ф.9 |
|||
Работники ОАО «РЖД» при наличии транспортного требования ф.10 |
Удостоверение работника ЖД транспорта, транспортное требование ф.10 |
||||
Работники ОАО «РЖД» при наличии транспортного требования ф.11 |
Удостоверение работника ЖД транспорта (удостоверение личности), транспортное требование ф11 |
||||
Работники ОАО «РЖД» с открытым листом ф. 1-С |
Распоряжение ОАО «РЖД» от 16.08.2004г. №3108р «Об утверждении форм документов на право проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности филиалов и иных структурных подразделений ОАО «РЖД», пассажирских поездов и вагонов ОАО «РЖД». |
Открытый лист ф. 1-С, предписание, удостоверение работника ОАО «РЖД» |
Длина, ширина и высота ручной клади не должны превышать 120 см суммарно. Перевозчик может установить дополнительные правила, в которых будут указаны более масштабные габариты (но не менее, потому что такие величины указаны в правилах, действующих на федеральном уровне). Также перевозчик может расширить перечень предметов, которые разрешено взять с собой в салон (например, включить в него чемоданы, велосипеды и так далее). В любом случае каждый перевозчик обязан разрешить бесплатно провозить одну пару лыж в чехле (на пассажира), санки, детскую коляску, инвалидное кресло. При этом ручная кладь должна не только отвечать требованиям по габаритам или виду, но и быть провозима так, чтобы не мешать другим пассажирам (не перегораживать никакие проходы и так далее), она не должна пачкать других людей в салоне, иметь неприятные запахи и так далее.
Как мы уже упоминали выше, перевозчик отвечает за безопасность пассажиров и багажа. В случае ДТП во время поездки пассажирам положена компенсация, причем это гарантируется обязательным страхованием гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП).
Соответственно, страховая компания перевозчика должна обеспечить выплаты пострадавшим в случае аварии. Информацию о страховой перевозчика можно найти в справочной информации в салоне или интернете.
Если вдруг перевозчик находится в состоянии банкротства или у него отозвана лицензия, компенсация все равно будет выплачена, за это отвечает Национальный союз страховщиков ответственности.
В случае причинения вреда здоровью можно требовать компенсационную выплату, компенсацию лечения, а также морального ущерба.
Актуальные вопросы и ответы
Вопрос: Льгота действует автоматически для указанных групп населения?
Ответ: Для использования права бесплатного проезда в электропоездах нужно заявить свое право и подтвердить основание. Отказавшийся от льготы на проезд и всего набора социальных услуг гражданин, получит денежную выплату. Отказ должен быть подан в органы ПФ.Вопрос: В какие сроки подается заявление на активацию льготы или отказ от нее?
Ответ: Если написать заявление в первой половине месяца, то послабление действует в текущем месяце. Если же – после 16-го числа, то оно будет предоставлено с первого числа следующего месяца.Вопрос: Если я сопровождаю ребенка-инвалида, то могу ли ехать с ним в электричке бесплатно? И какие документы мне нужно иметь при себе?
Ответ: Лицо, сопровождающее инвалида, имеет право бесплатного проезда. Главное чтоб удостоверение было у ребенка, которое гарантирует ему и вам бесплатный проезд. Вам же надо иметь только паспорт.
Действует Ли Льготы Школьникам Автобусы Межгород
Во время летних каникул дети до 17 лет получают скидку в 50 % на поезда южного направления. Право на льготы имеют дети из социально незащищенных слоев общества – инвалиды, многодетные семьи, сироты и малоимущие. Льготы сохраняются до достижения ребёнком 18 лет.
- В городском (автобусы, троллейбусы, трамваи, метро) и пригородном (автобусы, электропоезда) сообщениях льгота на бесплатный проезд распространяется на детей не старше 7 лет, отдельное место для сидения не предусмотрено.
- В междугородних автобусах ребенок до 5 лет может путешествовать бесплатно, но только на руках у родителей.
- Поездами допускается бесплатный проезд до 5 лет без предоставления отдельного места.
- Путешествуя самолетами и морским транспортом международного сообщения, рассчитывать можно на бесплатный билет только для младенцев до 2 лет. В некоторых случаях эта льгота не предоставляется службой-перевозчиком, но возможны существенные скидки до 90%.
- Если возраст больше положенного хотя бы на 1 день.
- Если детей льготного возраста больше двух на одного взрослого, начиная с третьего, платить придется по полному тарифу.
- Родители теряют право провозить дошкольника бесплатно, если претендуют на отдельное для него место. В этом случае оплачивают 50 %.
- Если при покупке билета не предоставлен документ, подтверждающий возраст малолетнего пассажира.
- Если поездка без отдельного места в АДС запрещена законодательством.
- Билеты за половину цены на места по внутрироссийским маршрутам дальнего следования любой категории в вагонах общего типа и плацкарте.
- Если выбран фирменный поезд, родители оплачивают 50% стоимости места школьника в обычном вагоне, плюс разницу между обычным и фирменным тарифом.
- Скидка 50% от цены билета внутри страны при покупке билета на поезд по СНГ и Балтии (такие льготные проездные документы продаются только в привокзальных кассах).
Льготы ученикам школ на РЖД билеты
Все учащиеся российских школ имеют право на льготный проезд, то есть стоимость ж/д билетов для школьников ниже, чем обычная цена. Однако, чтобы получить скидку и купить ж/д билеты по низкой стоимости, необходимо соблюдать ряд правил. Во-первых, учащиеся в возрасте от десяти до четырнадцати лет для получения льгот на проезд должны предоставить ученическую справку из школы или колледжа. Если скидкой хочет воспользоваться подросток в возрасте от 14 лет и старше, то вместе со справкой он должен предоставить документ, подтверждающий его право на это. Данные правила действуют только в учебное время, то есть с первого сентября до пятнадцатого июня. Чтобы купить РЖД билет со скидкой в летний период, школьнику нужно оплатить пятьдесят процентов стоимости обычного билета. Льготный проезд в летний период ученикам не предоставляется. Данная мера вынужденная. Ранее скидка предоставлялась школьникам круглый год, но было зафиксировано много случаев попытки обмана сотрудников РЖД – подростки, которые уже окончили школу пытались купить ж/д билеты со скидкой или вовсе проехать бесплатно.
Рекомендуем прочесть: Опекунство над пожилым человеком
На протяжении многих лет ученики школ получают возможность пользоваться различными льготами, предоставляемые государством. Год 2019 не является исключением. В текущем году школьникам также предоставляются разнообразные скидки и льготы, чтобы они имели возможность получать достойное образование и в будущем выбрали свою специальность. Чтобы оценить уровень заботы государства о подрастающем поколении, давайте более подробно разберемся, какие льготы имеют школьники и что нужно, чтобы ими воспользоваться.
Как ветерану воспользоваться правом на льготный проезд?
Чтобы проезжать в общественном транспорте бесплатно или со скидкой, мало сказать водителю о том, что Вы льготник. Необходимо оформить льготный проездной билет для пенсионеров, который в зависимости от региона может иметь разную форму:
- пластиковая карта («Подорожник» в Ленинградской области, «Екарта» — в Екатеринбурге, «Стрелка» в Москве и Подмосковье);
- абонементные бумажные билеты – по сути бумажные удостоверения, которые предъявляются в транспорте, не оборудованном валидаторами (автоматическими считывающими устройствами).
Чтобы получить социальный проездной для пенсионеров — необходимо обратиться в органы соцзащиты или центр «Мои документы» с заявлением установленного образца. Помимо заявления чиновникам нужно предоставить:
- паспорт с местной регистрацией;
- фотографию 3х4 (можно сделать в центре «Мои документы»);
- пенсионное удостоверение;
- полис обязательного медстрахования (ОМС);
- СНИЛС.
На изготовление именной карты или проездного удостоверения уходит обычно до 30 дней. Чтобы ее забрать – нужно предъявить паспорт и отрывной талон.
Кому предоставляют льготы на пригородный проезд
- Люди, которые в период Великой Отечественной войны работали в тылу, но не менее полугода. Исключению подлежат те месяцы, когда некоторые территории Советского Союза были под немецкой оккупацией.
- Лица, которые получили специальные ордена и медали за то, что работали в военные годы.
- Ветераны войны и военной службы, которые по возрасту должны выйти на пенсию.
- Пострадавшие в результате политических репрессий, реабилитированные и те, кто подвергался политическим преследованиям.
- Пенсионеры.
- Многодетные матери и те, кто получил от государства специальные знаки отличия за воспитание 10 и более детей.
- Вдовы или вдовцы героев социалистического труда и кавалеров орденов, посвященных подвигам в работе.
- Военнослужащие, которые во время Великой Отечественной войны находились в воинских частях, учебных заведениях и учреждениях специального типа, обслуживавших действующую армию и пополнявших кадровый состав. Обязательным условием является служба в течение 6 месяцев.
- Военнослужащие, которые имеют ордена и медали СССР за службу во время войны.
- Люди, которые каждый месяц получают федеральные выплаты как льготники.
- Лица, имеющие почетные знаки за донорство.
Как оформить бесплатный проезд к месту лечения
- неработающие граждане предпенсионного возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), имеющие страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости и получившие статус в целях предоставления дополнительных мер социальной поддержки;
- неработающие пенсионеры (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), не относящиеся к льготным категориям;
- граждане, получившие повреждения здоровья в результате террористических актов;
- супруг (супруга) погибшего (умершего) в результате террористических актов;
- родители погибших (умерших) в результате террористических актов;
- дети в возрасте до 18 лет погибших (умерших) в результате террористических актов.
«>региональные льготы и вы получили путевку в санаторий либо направление на лечение, то и проезд к месту лечения и обратно для вас может быть бесплатным.
- инвалиды войны;
- участники Великой Отечественной войны;
- ветераны боевых действий;
- военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
- лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
- лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
- члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;
- инвалиды;
- дети-инвалиды;
- лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан.
Бесплатные для льготников пригородные автобусные маршруты в 2022 г.
Номер маршрута |
Маршрут |
404 |
Зеленогорск, вокзал – поселок Подгорное |
406 |
Кронштадт, Гражданская улица – СНТ «Красногорские покосы» (сезонный) |
408 |
поселок Репино, вокзал – поселок Ленинское |
410 |
Зеленогорск, вокзал – поселок Первомайское |
415 |
Зеленогорск, вокзал – 53-й километр автомобильной дороги «Парголово-Огоньки» |
415А |
Зеленогорск, вокзал – 53-й километр автомобильной дороги «Парголово-Огоньки» |
415Ш |
Зеленогорск, вокзал – Выборгское шоссе, 764-й километр (сезонный) |
420 |
Зеленогорск, вокзал – поселок Красная Долина |
420А |
Зеленогорск, вокзал – поселок Озерки |
420Б |
Зеленогорск, вокзал – поселок Пески |
433 |
Автобусная станция «улица Жени Егоровой» – поселок Агалатово |
435 |
Автобусная станция «улица Жени Егоровой» – поселок Елизаветинка |
436 |
Автобусная станция «улица Жени Егоровой» – ж.-д. станция Грузино |
438 |
Колпино, Ленинградская улица – ж.-д. станция Саблино |
438з |
Колпино, Ленинградская улица – завод «Сокол» |
442 |
ж.-д. станция Красное Село – поселок Аннино |
442А |
Горелово – поселок Аннино |
443 |
Автобусная станция «Красное Село» – поселок Ропша |
454 |
Автобусная станция «Красное Село» – деревня Клясино |
458 |
ж.-д. станция Красное Село – деревня Разбегаево |
458А |
Горелово – деревня Иннолово |
458Б |
ж.-д. станция Красное Село – деревня Иннолово |
461 |
ж.-д. станция Сергиево – поселок Аннино |
462 |
ж.-д. станция Сергиево – Стельнинский лесопитомник |
463 |
Петергоф, вокзал – 5-й километр бетонной автомобильной дороги |
463А |
Петергоф, вокзал – деревня Лопухинка |
469 |
Станция метро «Улица Дыбенко» – Садоводство «Восход-2» |
469А |
Станция метро «Улица Дыбенко» – поселок Приладожский (сезонный) |
475 |
Колпино, Заводской пр. – Садоводство «Восход-1» |
475А |
Колпино, Заводской пр. – поселок Приладожский (сезонный) |
476 |
Станция метро «Ломоносовская» – поселок Свердлова |
477 |
Автобусная станция «Красное Село» – деревня Виллози |
481 |
Автобусная станция «Кировский завод» – поселок Ропша |
482 |
Автобусная станция «Кировский завод» – деревня Шелково |
482В |
Автобусная станция «Кировский завод» – деревня Каськово |
483 |
Зеленогорск, вокзал – санаторий «Сосновый Бор» (через Зеленый Холм) |
483А |
Зеленогорск, вокзал – санаторий «Сосновый Бор» |
484 |
Автобусная станция «Кировский завод» – деревня Андреевка |
485 |
Автобусная станция «Река Оккервиль» – садоводство «Чёрная речка» |
487 |
Автобусная станция «Кировский завод» – деревня Зимитицы |
488 |
ж.-д. станция Сергиево – садоводство «Кировец» |
489 |
ж.-д. станция Новый Петергоф – ж.-д. станция Новый Петергоф |
493 |
Павловск – деревня Аннолово |
494 |
ж.-д. станция Белоостров – Александровское шоссе, садоводство «Сады» |
497 |
ж.-д. станция Песочная – поселок Черная речка |
540 |
Колпино, Заводской пр. – поселок Никольское, завод «Сокол» |
544 |
Колпино, вокзал – поселок Войскорово |
545 |
Пушкин, Автобусная станция «Железнодорожная улица» – Коммунар |
547 |
Автобусная станция «Красное Село» – деревня Терволово |
552 |
Зеленогорск, вокзал – поселок Ильичево, Дом-Музей В. И. Ленина |
552А |
Зеленогорск, вокзал – поселок Ильичево, Дом-Музей В.И.Ленина |
555 |
Автобусная станция «улица Жени Егоровой» – 45-й километр автомобильной дороги Санкт-Петербург – Парголово – Огоньки |
567 |
Автобусная станция «улица Жени Егоровой» – поселок Елизаветинка |
682 |
Ломоносов, ж.-д. вокзал – 4-й километр бетонной автомобильной дороги |
683 |
Ломоносов, ж.-д. вокзал – деревня Клясино |
683А |
Ломоносов, ж.-д. вокзал – деревня Красный Бор |
684 |
Ломоносов, ж.-д. вокзал – 5-й километр бетонной автомобильной дороги |
685А |
Ломоносов, ж.-д. вокзал – деревня Глобицы |
686 |
Ломоносов, ж.-д. вокзал – деревня Горки |
О взыскании компенсаций за счет средств бюджетов
Споры о возмещении недополученных транспортными компаниями доходов в связи с предоставлением права льготного проезда гражданам – одна из немногочисленных категорий разбирательств, по которым Президиум ВАС пересматривал в порядке надзора очень много судебных актов. Уже хотя бы поэтому данный вид экономических споров привлекает к себе внимание.
Согласно п. 5 ст. 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета. Из пункта 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23 следует, что за счет бюджетных средств компенсируется не полученная от потребителей плата. Споры о взыскании возмещения классифицируются как споры о взыскании убытков.
Позиция ВС РФ: необходимо руководствоваться методикой при ее наличии
После 2012 года дела интересующей нас категории не рассматривались в порядке надзора ни Президиумом ВАС, ни Президиумом ВС РФ. Вместе с тем стоит отметить, что судебная коллегия ВС РФ приняла несколько определений по спорам о взыскании компенсации расходов перевозчиков в порядке кассационного производства. Выводы, сделанные в определениях судебной коллегии ВС РФ, не носят общеобязательного характера, однако они задают тон судебной практике, поэтому заслуживают более пристального внимания, нежели, к примеру, постановления окружных арбитражных судов, также рассматривающих дела в кассационной инстанции. Кстати, окружные суды приводят ссылки на такие определения в мотивировочной части своих судебных актов [2].
Так, в Определении от 18.03.2015 по делу № 305-ЭС14-5764, А40-127496/2013 судебная коллегия ВС РФ обратила внимание на порядок расчета суммы убытков. Дело в том, что субъект РФ (Тверская область) реализовал свое право на разработку и утверждение методики расчета суммы расходов перевозчиков на перевозку льготных категорий пассажиров. В частности, нормативным образом региональные власти определили полную стоимость проезда одного пассажира по единому социальному проездному билету в месяц с дифференциацией по муниципальным образованиям. Перевозчик посчитал, что эта сумма занижена, и представил контррасчет, исходя, в частности, из среднестатистического количества поездок одного пассажира в месяц. Однако Верховный суд подчеркнул, что утвержденное постановлением администрации области положение являлось действующим нормативным правовым актом, установившим порядок компенсации, методику расчета и исходные данные, необходимые для расчета размера выпадающих доходов перевозчиков. При таких обстоятельствах у судов не было оснований для применения иной методики, в том числе и той, что предложена истцом. Кроме того, компания не доказала фактический объем перевозок, то есть ни факт причинения убытков, ни их размер не подтвердила.
То же самое положение, действовавшее на территории Тверской области, но уже в рамках судебного разбирательства с участием другого транспортного предприятия, было оценено в Определении ВС РФ от 18.03.2015 по делу № 305-ЭС14-5322, А40-143309/2013. Суд обратил внимание, что данный нормативный акт не оспорен и не признан судом недействующим в порядке нормоконтроля. При таких обстоятельствах, в ситуации неиспользования обществом в спорный период механизмов, фиксирующих реальное количество перевезенных им лиц, обладающих правом льготного проезда (в отсутствие считывающих устройств и т. п.), величина полной стоимости единого социального проездного билета, определенная действующим нормативным актом субъекта РФ применительно к конкретным муниципальным образованиям, не может опровергаться обобщенными среднестатистическими показателями, в том числе отраженными в документах Росстата в качестве средних по РФ.
Похожий вывод сделан судебной коллегией ВС РФ по спорам с участием транспортных компаний из Кировской области. В областном нормативном акте был предусмотрен такой расчет компенсации: разница между обычной и льготной платой за проезд умножалась на количество перевезенных льготников. При этом недополученные при пригородных перевозках доходы возмещались в полном объеме, а на городских при отсутствии автоматизированной системы учета и оплаты проезда перевезенных пассажиров с коэффициентом 0,5. По мнению транспортного предприятия, введение такого понижающего коэффициента противоречит принципу полного возмещения убытков, поэтому оно взыскивало из казны вторую часть компенсации. Верховный суд не поддержал иск, указав следующее: поскольку Правительством Кировской области были приняты соответствующие нормативные акты, предусматривающие формулу расчета подлежащей выплате компенсации лицам, осуществляющим перевозку пассажиров, имеющих право на льготы при оплате проезда, в отсутствие у истца доказательств иных убытков по смыслу ст. 15 ГК РФ, расчет недополученной платы должен определяться в соответствии с указанными актами и предусмотренной в них формулой (Определение от 20.01.2015 по делу № 301-ЭС14-1014, А28-10362/2013-325/25 [3]).
О порядке расчета суммы компенсации спор зашел и в деле, рассмотренном в Определении ВС РФ от 22.01.2015 по делу № 308-ЭС14-1494, А53-22581/2013. В отсутствие утвержденной региональными властями методики расчета суммы недополученных доходов перевозчик основывал свой расчет на количестве поездок льготников, установленных по итогам натурных обследований. Однако этот показатель существенно превосходил среднестатистический по РФ, поэтому Верховный суд передал дело на новое рассмотрение для детальной проверки обоснованности расчета.
Специальные налоговые режимы
Если перевозчик применяет УСНО, доходы в виде бюджетных субсидий он признает при налогообложении в момент их фактического поступления на расчетный счет.
Если же перевозчик перешел на уплату ЕНВД в отношении деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров (при условии наличия не более 20 транспортных средств для оказания таких услуг) на основании пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, то встает вопрос о необходимости налогообложения субсидий в рамках иных налоговых режимов. В соответствии с п. 4 ст. 346.26 НК РФ уплата организациями ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом. Соответственно, необходимо установить, относятся ли бюджетные субсидии к такой деятельности. Вполне очевидно, что предоставление услуг по перевозке на льготных условиях в рассматриваемой ситуации и есть «вмененная» деятельность. Соответственно, поступления из бюджета, обусловленные перевозкой льготных категорий пассажиров, однозначно относятся к данной деятельности. Поэтому, руководствуясь здравой логикой, облагать такие субсидии налогом на прибыль или единым налогом, уплачиваемым при применении УСНО, организация не должна. Вместе с тем настораживают некоторые разъяснения чиновников.