Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Составление форм отчетности 2-ТП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Форма 2-ТП (воздух) — специализированный статистический отчет, в котором отражаются сведения о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В него включены таблицы, в которых фиксируется не только список загрязняющих веществ, но также их объемы.
Куда сдавать форму 2-ТП (воздух)
Код отчетной формы по ОКУД — 0609012.
Документ нужно представлять в территориальное отделение Росприроднадзора по месту учета объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, имеющее в своем составе стационарные источники загрязнения.
Отчет можно формировать и сдавать в электронном формате через сервис оператора ЭДО, например Контур.Экстерн, или через личный кабинет природопользователя на сайте Росприроднадзора.
Вариант сдачи зависит от среднесписочной численности сотрудников:
- если не больше 24 человек, отчет можно сдавать в бумажном виде;
- если от 25 до 99 человек, разрешено сдавать отчет в бумажном виде, и требуется обязательно приложить к нему электронную копию;
- в остальных случаях нужно сдать электронный отчет через сервис оператора ЭДО, например Контур.Экстерн, или через личный кабинет природопользователя.
Наименование платежа
Плата за негативное воздействие на окружающую среду |
Куда вносится
Территориальный орган Росприроднадзора, на территории которого оказывается негативное воздействие |
НПА
Статьи 16-16.5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ |
Срок внесения
до 1 марта |
Кто вносит плату
Хозяйствующие субъекты, которые осуществляют деятельность на объектах НВОС:
|
Как вносится
На реквизиты территориального органа Росприроднадзора или природоохранный орган исполнительной власти субъекта РФ |
Сведения об использовании воды предоставляются как статистическая отчётность. Форму сдают юрлица и ИП, которые:
- сбрасывают сточные воды;
- осуществляют забор воды из водных объектов в размере 50 м3 в сутки и более. Не относится к сельскохозяйственным объектам;
- получают воду объёмом 300 м3 и более в сутки. Не относится к сельскохозяйственным объектам;
- получают воду объёмом 150 м3 и более в сутки для сельскохозяйственной деятельности;
- имеют систему оборотного водоснабжения общей мощностью 5000 м3 и более в сутки независимо от объёма забираемой воды.
Статистическая отчетность
Статистическая отчетность — это еще один вид отчетности, который хозяйствующие субъекты обязаны представлять в соответствующие уполномоченные госорганы.
К основным формам статистической отчетности по экологии можно отнести:
— N 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления»;
— N 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды»;
— N 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха»;
— N 2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и об использовании плодородного слоя почвы»;
— N 2-ОС «Сведения о выполнении водохозяйственных и водоохранных работ на водных объектах»;
— N 4-ОС «Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды».
Кому необходима отчетность 2-ТП воздух?
Всем юридическим особам и самостоятельным предпринимателям, чья деятельность представляет опасность для воздушных ресурсов, вменяется в обязанность осуществлять ежегодную своевременную сдачу отчета 2 ТП воздух в территориальные органы Росстата. При этом не имеет значения присутствие на предприятии выбросоочистных установок, автотранспорта.
Сведения по 2 ТП воздуха должны сдавать особы хозяйственной деятельности, у которых:
- количество разрешаемых выбросов выходят за пределы 10 тонн.
- количество позволенных отходов достигают 5-10 тонн, но которые содержат вещества 1-го или 2-го класса опасности.
Соблюдая постулаты, изложенные в ч. 1 и 2 ст. 13.19 КоАП РФ, предприятия, проигнорировавшие требование предоставить стандартизированный статистический отчет в установленный период, либо предоставление не соответствующих истине данных влечет за собой административную ответственность. Зачастую она принимает форму финансовой повинности или штрафа.
- Для государственных служащих- 10-20 тыс. руб.
- Для юридических особ — 20-70 тыс. руб.
Повторное недобросовестное отношение к экологическому законодательству РФ влечет назначение штрафа, превышающего предыдущий в 2 и более раза:
- Для государственных служащих- 30-50 тыс. руб.
- Для юридических особ — 100-150 тыс. руб.
Раздел 4. Выполнение мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу
В разделе 4 указывается информация о завершенных в отчетном году мероприятиях по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Если в отчетном периоде выполнялась группа мероприятий, предусмотренных к завершению в следующем году, то эти данные не включаются в раздел 4 отчета текущего года, а будут отражаться в следующем году.
В данном разделе не отражаются сведения о контрольных и инструментальных замерах, режимно-наладочных испытаниях, разработке проекта нормативов ПДВ и других мероприятиях, не связанных напрямую с сокращением выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
По каждому мероприятию указываются следующие данные:
- наименование промышленного производства (технологического процесса, линии, оборудования и др.), на котором осуществляется воздухоохранное мероприятие;
- наименования мероприятия по охране атмосферного воздуха, которое должно быть проведено в отчетном году;
- код группы, соответствующий категории мероприятия;
- оценка выполнения мероприятия. Если мероприятие по охране атмосферного воздуха было начато и закончено в отчетном году, то в соответствующем поле делается отметка;
- общая сумма затрат на проведение мероприятия по всем источникам финансирования соответственно за отчетный год и за предыдущий год. Для мероприятий с кодом оценки выполнения, равным «1», данные не заполняются;
- расчетное годовое сокращение количества загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, которое предусматривалось достичь при осуществлении данного мероприятия с планируемого момента его внедрения до конца отчетного периода;
- снижение количества выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ по фактическим данным, полученным по результатам осуществления мероприятия с момента его фактического внедрения (завершения) до конца отчетного периода.
В соответствии с пунктом 8 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности). Если у вас не установлены нормативы допустимых выбросов для веществ 1,2 класса опасности в соответствии с Приказом Минприроды России от 11.08.2020 № 581 «Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» — значит, эта информация должна быть отражена в разделе 3 отчета.
По строке 301 — показан общий выброс. По строке 302 — выброс веществ с установленными нормативами (веществ 3,4 класса опасности при условии предоставления отчета ПЭК).
Если вы не предоставили отчет ПЭК в установленный срок — значит все вещества без нормативов.
И не забудьте, что эта информация должна дублироваться в декларации по плате за НВОС.
Я делаю одновременно 2-ТП (воздух) и декларацию по выбросам — и проверяю чтобы цифры по суммарному количеству выброшенных веществ, по количеству веществ с НДВ — дублировалась между отчетом и декларацией.
Кто должен заполнять форму
Сведения по форме 2-ТП воздух обязаны представлять организации и ИП, у которых объем разрешенных выбросов:
- от 10 тонн за год;
- от 5 – 10 (включительно) тонн за год, если в составе выбросов есть вещества 1 либо 2 класса опасности.
Таким образом, можно выделить следующие организации, обязанные сдавать форму 2-ТП(воздух):
- Имеющие стационарные объекты, производящие выброс в атмосферу, регулируемые полученными разрешениями;
- Электроэнергетические предприятия, нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие, газовой промышленности, цветной и черной металлургии;
- Иные предприятия, с годовым выбросом от 10 тонн, либо менее 10 тонн, если выбрасываемы вещества 1 и 2 класса опасности.
Кому и куда нужно предоставлять отчетность 2-ТП воздух
Форму федерального статистического наблюдения N 2-ТП (воздух) обязаны заполнять юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая котельные), независимо от того, оборудованы они очистными установками или нет.
При наличии у юридического лица обособленных подразделений — настоящая форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.
Обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации).
Все подразделения предприятия, расположенные на одной территории (по одному почтовому адресу), относятся к одному обособленному подразделению; части предприятия, расположенные на разных территориях, отражаются как разные обособленные подразделения.
Части предприятия, расположенные по разным почтовым адресам на небольшом расстоянии друг от друга (например, в границах одного муниципального района или городского округа), могут отражаться как одно обособленное подразделение, если их деятельность технологически тесно связана друг с другом (например, отдельные участки одного и того же производства). Части предприятия, расположенные на территории разных муниципальных районов и городских округов, считаются разными обособленными подразделениями.
Деятельность в области обращения с отходами — это сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов (п. 1 Указаний, утв. приказом Росстата от 10.08.2020 № 529). То есть компания отчитывается, даже если просто накапливает отходы, которые образовались в процессе производства, потребления или оказания услуг.
Обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации).
Порядок сдачи формы 2-ТП Воздух
Компании и предприниматели, в распоряжении которых имеются источники вредных выбросов, обязуются сдавать этот документ в любом случае. Исключения не предусмотрены даже в отношении тех, кто оборудовал производство специальными очистными сооружениями. Если юридическое лицо владеет отдельными филиалами, подача отчетности осуществляется по каждому из них.
Компании, находящиеся на грани банкротства, если в их отношении инициировано конкурсное производство, все равно должны сдавать отчетность. Сдают документ и представительства зарубежных фирм, расположенные на территории РФ. Но делается это только в том случае, если их работа подразумевает загрязнение атмосферы.
Заполнение отчетов происходит лицами, получившими специальные разрешения. Они представлены в двух разновидностях:
- выбросы в объеме 5-10 тонн в годовой период, если вещества имеют 1-2 степень опасности;
- более 10 тонн вне зависимости от класса вреда.
Если предприятия или индивидуальные предприниматели допустили просрочки по разрешениям, они предъявляют фактические сведения о выбросах на основании тех же критериев, что и респонденты, у которых разрешительная документация действует.