Учет бланков строгой отчетности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет бланков строгой отчетности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Организации и ИП, которые в своей работе используют бланки строгой отчетности, имеют право самостоятельно разрабатывать формы для них. Главное, чтобы в составленном бланке фигурировали все обязательные реквизиты, перечисленные в статье выше.

Бланки строгой отчетности (БСО)

В соответствии со статьей 1.1 № 54-ФЗ БСО формируется в настоящее время в электронном формате или распечатывается через автоматизированные системы. Он является аналогом чека, и законодательство предъявляет к ним одни и те же требования. Наполнение чека и БСО подразумевает включение следующих реквизитов:

  • наименование бланка;
  • номер операции за смену;
  • день, время и место расчета;
  • название юридического лица или ИП, его ИНН;
  • применяемая налоговая система;
  • признак расчета;
  • наименование товара или услуги, которую приобретает покупатель; ее количество, стоимость и НДС товара;
  • вид расчета;
  • должность, Ф. И. О. сотрудника, проводившего расчет;
  • номер регистрации кассы и номер фискального накопителя;
  • фискальный признак документа и сообщения;
  • номер смены;
  • код в формате QR.

Формы бланков строгой отчетности

Помимо реквизитов, форма бланка строгой отчетности должна включать следующие атрибуты:

  • Номер, серия и название бланка.
  • Наименование организации, которая предоставила услуги или товары.
  • Виды и стоимость услуги.
  • Основные сведения о компании.
  • Дата, когда были предоставлены и оплачены услуги.
  • Размер внесенных покупателем средств.
  • Должность, Ф. И. О. и подпись сотрудника, который оформил БСО;
  • Печать.
  • 21.04.2014 Надежда

    День добрый! Помогите, пожалуйста, разобраться. ООО находится на ЕНВД, оказывает услуги населению (ветеринарные), используем БСО. Сейчас директор хочет усовершенствовать форму расчета, а именно не выписывать БСО, а выбивать саморазработанные чеки с указанием конкретной услуги из ЧПМ, которые не регистрируются в налоговой. Я вот немного запуталась – мы имеем на это право? Или у нас выбор – или БСО, или кассовые чеки, но чтобы при этом ККМ была зарегистрирована в налоговой? Помогите, пожалуйста, очень срочно нужен ответ.

    Ответить Ссылка

  • 06.02.2015 Виктория

    ответа так и нет…. прошел год….

    Ответить Ссылка

По каким подстатьям КОСГУ отражать расчеты со страховыми компаниями по ОМС

По каким подстатьям статей 560, 660 КОСГУ отражать расчеты со страховыми компаниями по ОМС?

Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 № 326-ФЗ, далее – Закон об ОМС.

Согласно статье 3 Закона об ОМС страховое обеспечение по ОМС — исполнение обязательств по предоставлению застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая и по ее оплате медицинской организации.

Страховщиком по обязательному медицинскому страхованию в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования является Федеральный фонд ОМС (ч. 1 с. 12 Закона об ОМС).

В соответствии с положениями статьи 13 Закона об ОМС:

«2. Территориальные фонды осуществляют отдельные полномочия страховщика в части реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с Законом об ОМС.»

«3. Территориальные фонды осуществляют полномочия страховщика в части установленных территориальными программами обязательного медицинского страхования дополнительных объемов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также дополнительных оснований, перечней страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования.»

Согласно статье 14 Закона об ОМС:

«1. Страховая медицинская организация, осуществляющая деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (далее — страховая медицинская организация), — страховая организация, имеющая лицензию, выданную в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Страховая медицинская организация осуществляет отдельные полномочия страховщика в соответствии с настоящим Федеральным законом и договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключенным между территориальным фондом и страховой медицинской организацией

«7. Страховые медицинские организации осуществляют свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенного между страховой медицинской организацией и медицинской организацией

Таким образом, государственное (муниципальное) бюджетное (автономное) учреждение расчеты по средствам обязательного медицинского страхования осуществляет с медицинскими страховыми организациями, имеющими лицензию, выданную в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Согласно пункту 10.4 Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, далее – Порядок № 209н, юридические лица, предоставляющие на основании соответствующей лицензии услуги страхования, перестрахования, взаимного страхования, относятся к финансовым организациям.

В соответствии с пунктами 13.6.5 и 14.6.5 Порядка № 209н расчеты по средствам обязательного медицинского страхования с медицинскими страховыми организациями, имеющими лицензию, выданную в установленном законодательством РФ порядке, отражаются по подстатьям КОСГУ:

  • 565 «Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями»;
  • 665 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями».

Отражение расходов по выплате пособий за первые три дня временной нетрудоспособности

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» появились новые счета, теперь меняем в документе «Отражение зарплаты в бухучете» в операциях по больничным за первые 3 дня КОСГУ 211 на код 266. Документ отражается корректно. Как внести изменения в документ «Заявка на кассовый расход» по перечислению зарплаты с больничных, т.к. в документе ранее была отражена общая сумма по КОСГУ 211, и в СУФД было выгружено также одной суммой?

В соответствии со статьей 18 БК РФ классификация операций публично-правовых образований (КОСГУ) является составной частью бюджетной классификации Российской Федерации, которая используется с 2016 г. только для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы КОСГУ не применяется, а группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов осуществляется путем применения классификации доходов бюджетов, классификации расходов бюджетов и классификации источников финансирования дефицита бюджетов.

Соответственно с 2016 года в СУФД данные Заявок на кассовый расход и других расчетно-платежных документов в разрезе КОСГУ не выгружаются.

Однако бухгалтерские записи, отражающие движение денежных средств, в соответствии с пунктом 21 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, формируются по 26-разрядным номерам счетов, включающим коды КОСГУ. Поэтому в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» расчетно-платежные документы на основании выписки банка формируют бухгалтерские записи по номерам счетов бюджетного (бухгалтерского) учета, которые включают коды КОСГУ.

Согласно пункту 10.6.6 Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, далее – Порядок № 209н, расходы по выплате пособий за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, в случае заболевания работника или полученной им травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), относятся на подстатью 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме».

Эта норма применяется с 1января 2019 года.

Пунктом 2 Порядка № 209н установлено, что он определяет правила применения кодов классификации операций сектора государственного управления (далее — КОСГУ), используемых для ведения органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе находящимися за пределами Российской Федерации, иными юридическими лицами, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации бюджетные полномочия получателя бюджетных средств (далее — сектор государственного управления), бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, с 1 января 2109 года для отражения расходов по выплате пособий за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя следовало применять подстатью 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме».

Читайте также:  Как аннулировать брак в России?

В Методических рекомендациях по применению КОСГУ, доведенных письмом Минфина России от 29.06.2018 № 02-05-10/45153, говорится, что в соответствии с международным руководством СГФ-2014 заработная плата не включает социальные пособия, подлежащие выплате работодателем своим работникам, в том числе пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя в случае заболевания работника или получения травмы.

Поэтому счет 302 11 более не применяется для отражения таких выплат.

Начисление пособий за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя с 2019 года отражается в корреспонденции со счетом 302 66 «Расчеты по социальным пособиям и компенсациям персоналу в денежной форме» следующей записью:

Д-т КВР 0 109 ХХ 266, К-т КВР 0 302 66 737

Д-т КВР 0 401 20 266, К-т КВР 0 302 66 737

КВР — 111, 121, 141.

Соответственно перечисление пособий за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя отражается:

Д-т КВР 1 302 66 837, К-т КВР 1 304 05 266 — для казенных учреждений

Д-т КВР 0 302 66 837, К-т КВР 0 201 11 610;

Уменьшение счета 18 (КОСГУ 266) – для бюджетных и автономных учреждений.

Несмотря на то, что в казначействе оплата прошла одной суммой, в учете нужно сформировать 2 проводки с одним КВР 121 (111, 141) и с разными подстатьями КОСГУ 211 и 266.

Счет 302 66 «Расчеты по социальным пособиям и компенсациям персоналу в денежной форме» введен в Единый план счетов бухгалтерского учета приказом Минфина России от 28.12.2018 № 298н, далее – Приказ № 298н, который зарегистрирован в Минюсте России 29.01.2019 № 53597 и, по общему правилу, вступил в действие с 10.02.2019, при этом применяется при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета, начиная с 2019 года (п. 2 Приказа № 298н).

Отражение в учете с начала 2019 года пособий за ��ервые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя по старым правилам, в данном случае, — это не ошибка, а процедура перехода на измененный план счетов. Дата перехода на Приказ № 298н должна быть зафиксирована в локальном акте учреждения.

Если в качестве даты перехода на Приказ № 298н учреждение установило 1 января 2019 года, следует внести изменения в исходных документах Заявка на кассовый расход и соответственно в документах по начислению заработной платы.

Если в качестве даты перехода на Приказ № 298н установлена более поздняя дата, исправления отражаются аналогично записям по исправлению ошибок текущего года.

Согласно пункту 18 Инструкции № 157н исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бухгалтерского учета, производится в соответствии со Стандартом «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н.

В соответствии с пунктом 28 Стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»:

«Исправление выявленной ошибки производится в бухгалтерском учете дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью способом «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью.»

В таком порядке осуществлялся переход в 2018 году на план счетов, измененный Приказом Минфина России от 31.03.2018 № 64н, далее – Приказ № 64н. Порядок перехода на Приказ №64н был доведен письмом Минфина России от 13.07.2018 № 02-06-07/49174:

«Вновь вводимые обороты принимаются к бюджетному учету посредством осуществления дополнительных бухгалтерских операций по соответствующим счетам актуализированного Рабочего плана счетов. При этом обороты, требующие корректировки (в связи с изменением порядка отражения объектов бухгалтерского учета) отражаются методом «Красное сторно»».

Таким образом, следует сторнировать соответствующие документы датой перехода на Приказ № 298н и ввести новые с правильными проводками.

Реквизиты БСО по новой версии 54-ФЗ

  • указание наименования
  • указание порядкового номера за рабочую смену кассира
  • указание адреса организации, в которой был осуществлен расчет
  • указание наименования фирмы, ФИО ИП
  • ИНН налогоплательщика
  • указание системы налогообложения
  • указание конкретного признака расчета
  • название оказанных клиенту услуг
  • указание стоимости за единицу оказываемой услуги
  • указание общей сумма счета за услуги
  • указание конкретной формы платежа
  • указание должности и ФИО человека, который принял оплату от клиента
  • указание регистрационного номера автоматизированной системы формирования БСО
  • указание заводского номера накопителя
  • указание фискального признака БСО
  • указание адреса сайта, на котором можно запросить сведения о расчете
  • телефон или электронная почта ( при передаче БСО только в электронном виде)
  • указание данных о фискальном документе
  • указание сведений о рабочей смене
  • указание фискального признака для сообщения

Документальное оформление инвентаризации БСО

По форме № ИНВ-16 проводится документальное оформление процедуры инвентаризации документов, которые заменяют кассовые чеки. Использование такой формы не является обязательным в 2021 году. Предприниматели и организации утверждают, что данная форма — это самый удобный документ для фиксации результатов инвентаризации БСО.

Составленная по форме № ИНВ-16 опись в большинстве случаев формируется в 2 экземплярах. На этих экземплярах должны проставить свои подписи материально ответственные особы и участники инвентаризационной комиссии. Один экземпляр документа сохраняется в бухгалтерии предприятия, а второй — передается материально ответственному лицу.

Важно знать! В 2021 году установлены большие штрафы за невыдачу БСО. Штраф для ИП составит минимум 10000 рублей. Организациям придется отдать не менее 30000 рублей. Дополнительно предусмотрены штрафы за нарушение порядка хранения документации. Должностные лица организаций могут получить штраф до 3000 рублей.

«1C:Бухгалтерия 8» — это самая популярная бухгалтерская программа, способная вывести автоматизацию учета на качественно новый уровень. Удобный продукт и подключаемые к нему сервисы позволят эффективно решать задачи бухгалтерской службы любого бизнеса!

  • Поддержка разных систем налогообложения, ведение бухгалтерского и налогового учета, сдача отчетности;
  • Учет МПЗ, партионный учет, расчеты с контрагентами, выписка первичных документов;
  • Расчет зарплаты, учет денежных операций;
  • Интеграция с другими программами 1С и сайтами;
  • Работа с электронными листами нетрудоспособности (ЭЛН).

Акт списания бланков строгой отчетности устроен достаточно просто. В начале его располагается:

  • Ссылка на законодательный акт, который предписывает его использование. Она содержится только в тех формах, которые не формируются организациями самостоятельно. Малейшее расхождение с типовой формой – и организация не имеет права публиковать ссылку на закон правом верхнем углу.
  • Виза руководителя учреждения. Она включает в себя: подпись, расшифровку подписи, должность начальника, печать организации (при наличии таковой).
  • Наименование документа с присвоенным ему номером. Именно этот номер вместе с датой подписания акта являются его опознавательным знаком при занесении в последующие регистрационные документы.
  • Мини-таблица с кодами. Там расположены: код по ОКУД (он уже проставлен в прилагаемом бланке), дата подписания акта, код по ОКПО.
  • Название организации. При необходимости – наименование структурного подразделения. Этот пункт особенно актуален при списании бланков строгой отчетности при проведении инвентаризации в рамках одного их подразделении компании.
  • ФИО материально ответственного лица, его должность.
  • Бухгалтерская информация: кредит и дебет счета, по которому проводится акт. Эта информация заполняется уже после поступления акта списания бланков строгой отчетности в бухгалтерию.
  • Перечисление состава комиссии. Оно включает ФИО председателя (отдельно) и членов комиссии с указанием должностей.

Основная часть акта списания бланков строгой отчетности – это таблица с перечислением пригодных к уничтожению документов. Удобство таблицы в обилии данных, которые в нее могут быть помещены. Хотя приведенная в бланке таблица предполагает указание в каждой из строк:

  • Номера и серии бланка, подлежащего списанию.
  • Причины списания.
  • Даты уничтожения документа.

Продолжительность таблицы определяется только конкретными условиями, в частности, количеством БСО, трудностью принятия решения об их списании и пр.

Заключительная часть документа, которая может располагаться как на той же странице, так и на значительном расстоянии от начала (смотря по объему прикрепляемой таблицы), – это подписи комиссии во главе с председателем. Каждая подпись требует расшифровки. Также здесь указываются должности всех, кто ставит свои «автографы».

Нюансы и реквизиты для заполнения

На основе Положения каждый БСО обязан содержать установленный перечень реквизитов:

  • наименование БСО, где указывается номер и серия;
  • форма собственности (для юридических – наименование предприятия, для индивидуального предпринимателя – ФИО);
  • юридический и фактический адрес предприятия;
  • идентификационный номер налогоплательщика организации или предпринимателя;
  • разновидность оказываемых услуг;
  • стоимость услуги в целом (цифрой и прописью);
  • дата предоставления услуги, т.е. фактическая дата заполнения бланка и, соответственно, прием денежных средств;
  • личные данные лица, которое осуществило операцию принятия денежных средств (ФИО, должность).

До изменения Положения в формах СО ставилась печать предприятия, которая отображала название и коды, но при законодательном установлении №82-ФЗ такая функция отменилась . Разработкой с правом подписи ФСО занимается сотрудник предприятия, который назначен письменным приказом, утвержденным руководителем.

Форма считается недействительной, если произведены исправления стоимости услуги или ее вида. При выполнении такого исправления документ перечеркивается и подлежит утилизации в порядке, предусмотренном законом.

Читайте также:  Как отозвать генеральную доверенность, удостоверенную нотариусом?

Порядок и срок хранения БСО

Фискальный накопитель обеспечивает некорректируемую запись в своей памяти установленного перечня фискальных данных и энергонезависимое хранение этих фискальных данных в течение установленных сроков (абз. 11 п. 1 ст. 4.1 Закона N 54-ФЗ).

Пользователи обязаны обеспечивать сохранность фискальных накопителей в течение пяти лет с даты окончания их использования в составе контрольно-кассовой техники (абз. 6 п. 2 ст. 5 Закона N 54-ФЗ).

Законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники состоит из Закона N 54-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (п. 1 ст. 1 Закона N 54-ФЗ).

Постановление N 359 не является нормативным правовым актом, принятым в соответствии с Законом N 54-ФЗ, оно не относится к законодательству Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и, следовательно, не подлежит обязательному применению.

Таким образом, законодательство РФ о применении контрольно-кассовой техники устанавливает обязанность производить запись сведений о расчетах через фискальный накопитель (в том числе в виде кассового чека либо БСО), передачу таких сведений в налоговый орган (в том числе через оператора фискальных данных) и последующее хранение фискального накопителя.

Иных обязанностей, например по хранению кассовых чеков или БСО (в том числе корешков) на бумажном носителе, ведению журнала учета БСО либо правил по их уничтожению по аналогии с документами, подтверждающими расчет в труднодоступных местностях (п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 15.03.2017 N 296), законодательство РФ о применении контрольно-кассовой техники, по нашему мнению, не устанавливает.

Бланк строгой отчетности вместо кассового чека (нюансы)

Операции осуществления платежных операций через POS-терминал подчиняются закону «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» от 03.06.2009 № 103-ФЗ. Отметим, что к POS-терминалам относятся устройства, которые позволяют использовать при расчете за покупку банковские карты.

Если оплата производится с применением POS-терминала, то бланк строгой отчетности вместо кассового чека можно не выдавать, если терминал присоединен к ККТ, который формирует чек. Если же используется оборудование, которое формирования кассового чека не производит, то выдается БСО.

Подробнее о проводках при использовании на предприятии POS-терминалов можно узнать из статьи «Проводка дебет 57 кредит 57 (нюансы)».

При использовании POS-терминала налогоплательщиками, указанными в п. 8 ст. 7 закона № 290-ФЗ предоставлять покупателям БСО, формируемый ККТ или автоматической системой расчетов по форме, используемой таким налогоплательщиком до вступления в силу закона № 290-ФЗ (либо бланки типографской формы, утвержденные учетной политикой предприятия или (для некоторых случаев) законодательно).

  • Новое в отчетности с 2022 года: обновленные декларации и новые правила
  • Бухгалтерский учет: с 2022 введены новые ФСБУ
  • Расходы, которые разрешили или запретили с 2022 года
  • Пособия и страховые взносы: новое с 1 января 2022 года
  • НДФЛ и новые вычеты с 2022 года
  • Налоги: транспортный, земельный, на имущество с 2022 года
  • НДС: кто получил льготы с 2022 года
  • Управление бухгалтерией и компанией: важные новшества 2022 года
  • ККТ и маркировка товаров

В 2022 году власти внесли корректировки в правила работы бухгалтерии для всех налоговых режимов, изменили состав расходов и доходов, ужесточили условия применение льгот. Изменения коснулись НДС, налога на прибыль, НДФЛ, налога на имущество, транспортного и УСН-налога. С 2022 года из-за введения системы прослеживаемости товаров изменены основные формы первичных документов и налоговые декларации. Изменений много. Наш обзор поможет вам сориентироваться и заранее обозначить для себя опасные моменты.

В 2022 году исключается часть сведений, которые вносятся в декларацию по налогу на имущество. Не нужно будет заполнять сведения об объектах, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.

А если у организации будут в собственности только такие объекты, налоговую декларацию можно будет вообще не сдавать. Налоговые органы будут направлять организациям сообщения об исчисленных ими самостоятельно суммах налога.

Бланки строгой отчетности: для чего нужны и как заполнить

Оценивая результаты влияния «реформы» на практику применения БСО и товарных чеков, правомерно говорить о следующем.

Во-первых, в новых положениях Закона № 54-ФЗ понятие «бланка строгой отчетности» стало раскрываться по-другому. БСО стал документом, «приравненным к кассовому чеку», и при этом формируемым с помощью того же самого типа ККТ — то есть, онлайн-кассы, в случае, если ИП или юридическое лицо оказали какому-либо гражданину услуги.

При этом, примечательно, что «кассовый чек» в контексте положений Закона № 54-ФЗ может выдаваться не только покупателю, но и клиенту. Поэтому, по логике, может выдаваться и при оказании услуг.

Таким образом, БСО в контексте «реформы» стал, по существу, лишним документом — который оформлять нет практического смысла. И товары и услуги могут быть показаны в «обычном» кассовом чеке.

Во-вторых, и это очевидно из первого пункта, БСО по новым нормам Закона № 54-ФЗ должны составляться в соответствии с этим законом, а не постановлением № 359. По существу оно утрачивает силу — как источник норм, регулирующих составление БСО.

Получается, что по факту проведения «реформы» БСО в виде, привычном многим предпринимателям, де-юре исключается из документооборота. Легальным становится «реформированный» БСО — по сути, представляющий собой разновидность кассового чека (и при этом, полностью заменяемый «обычным» кассовым чеком, сформированным на онлайн-кассе).

На практике это означает, что:

  1. Имеющиеся у предпринимателя на руках БСО, сформированные в соответствии с постановлением № 359 (то есть, скорее всего, напечатанные в типографии), после того, как «реформа» завершится, станут просто бумажками, не имеющими юридической силы.

Официально «реформа» завершается с 1 июля 2019 года (чуть позже мы рассмотрим сроки проведения — и порядок применения БСО в течение «реформы», более детально).

  1. Предприниматель в теории может продолжить пользоваться «дореформенными» БСО (как вариант — «потратить» запасы имеющихся) в случае, если относится к хозяйствующим субъектам, которые в соответствии со статьей 2 Закона № 54-ФЗ освобождены от использования контрольно-кассовой техники.

При этом, речь пойдет об использовании БСО исключительно как о неофициальном документе при расчетах ИП или юридического лица с покупателем или клиентом.

Дело в том, что те субъекты, которые освобождены от применения ККТ, вправе не выдавать покупателям вообще никаких документов — ни чеков, ни бланков. Желание что-то выдавать — личное решение предпринимателя, обусловленное, к примеру, его устремлением повысить уровень доверия со стороны клиента. Такая выдача будет неофициальной (но, вместе с тем, выданный документ будет удостоверять факт совершения покупки и может использоваться покупателем, к примеру, как доказательство при пользовании преференциями по Закону о защите прав потребителей). И в качестве подтверждающего оплату документа вполне может быть применим и БСО «дореформенного образца» — поскольку его структура вполне информативна и «вызывает доверие».

Также предприниматель вправе оформить на основании БСО по постановлению № 359 свой собственный бланк. Он может назвать его каким угодно другим способом — «квитанцией», «чеком», распечатать его на фирменном бланке (типографский способ, совершенно очевидно, уже не будет обязательным), персонифицировать (как вариант, «вписав» в структуру бланка промо-код, выданный конкретному покупателю или клиенту).

  1. Хозяйствующий субъект, не освобожденный от использования ККТ, вправе продолжить пользоваться «дореформенными» БСО неофициально — «прикладывая» их к кассовому чеку.

На практике это будут, скорее всего, делать те фирмы, которые занимаются транспортными перевозками и используют «дореформенные» БСО, что утверждены ведомственными нормативными актами — как в случае с теми же авиабилетами. Обычному ИП, вероятно, такое дополнение будет совершенно не с руки — это лишние расходы и трата времени. Но если это авиакомпания, то, вполне вероятно, у нее будет уже сформированная инфраструктура бронирования и информационного обеспечения клиентов. Ей, в свою очередь, не будет иметь смысла отказываться от нее — несмотря на то, что «голые» электронные квитанции — ранее соответствовавшие «дореформенному» законодательству и считавшиеся БСО, юридической силы иметь не будут. Хотя бы потому, что для их клиентов будет удивителен отказ от квитанций: с их стороны неизбежны вопросы из серии, «что брать на всякий случай» в аэропорт, и в связи с чем вообще произошел отказ от привычных документов. Кроме того, в действующую инфраструктуру документооборота — предусматривающую использование бланков, перевозчиками, скорее всего, вложены значительные средства. Им не добавит позитива осознание того факта, что эти инвестиции окажутся бесполезными.

  1. «Дореформенные» БСО с 1 июля 2019 года утрачивают юридическую силу.

Далее применению подлежат БСО, формируемые с помощью онлайн-кассы — как разновидность чеков онлайн-кассы.

БСО первого и второго типа — совершенно разные документы и по юридическим, и по технологическим признакам.

  1. «Дореформенные» товарные чеки с 1 июля 2019 года утрачивают юридическую силу.
Читайте также:  Реквизиты для оплаты госпошлины в росреестр: основные положения и способы

Далее применению подлежат «инновационные» товарные чеки, формируемые ИП на ПСН и предприятиями в труднодоступных местностях. Эти чеки ��о своим реквизитам, в целом, соответствуют чеку онлайн-кассы.

В свою очередь, товарные чеки первого и второго типа более схожи, чем «разные версии» БСО — поскольку выполняют одну и ту же функцию (которая заключается в замене кассового чека в предусмотренных законом случаях). Это в некоторой степени сближает оба документа и с «дореформенным» БСО. Как следствие, товарные чеки после «реформы» можно, как мы уже отметили выше, неофициально называть термином, похожим на словосочетание «бланк строгой отчетности» (но точного совпадения с ним быть не должно).

По результатам «реформы» многие бизнесы сохранят освобождение от применения ККТ (как и от выдачи покупателям каких-либо документов, подтверждающих оплату за товар или услугу). Но современному продавцу желательно что-то покупателю выдать. Как вариант — БСО, фактически соответствующий положениям постановления № 359-ФЗ (либо в той или иной степени схожий с ним документ). А при желании — и документ, имеющий реквизиты по пункту 2.1 статьи 2 старого Закона № 54-ФЗ (то есть, соответствующий по своей структуре «дореформенному» товарному чеку).

Итак, долгое время — более 10 лет с момента своего принятия в 2003 году, Закон № 54-ФЗ не претерпевал существенных изменений. Он предписывал ИП и юрлицам, отпускающим товары и оказывающим услуги гражданам, во всех случаях, когда его положениями не было предусмотрено иного:

  • выдавать гражданам кассовые чеки;
  • при оказании конкретно услуг — по желанию выдавать вместо кассовых чеков бланки строгой отчетности;
  • при продаже товаров в рамках ЕНВД и ПСН — по желанию выдавать вместе кассовых чеков товарные.

При этом — и следует обязательно отметить данное обстоятельство, в соответствии с «дореформенным» Законом № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника представляла собой устройства, функционирующие строго локально — без подключения к интернету (по крайней мере, без подключения в целях исполнения требований федерального законодательства). Данные о платежах записывались в ККМ на специальную защищенную память (ЭКЛЗ), и подлежали считыванию налоговиками при проверках.

В течение первых лет действия Закон № 54-ФЗ, безусловно, корректировался. Так, в нем постепенно появились нормы, регламентирующие прием оплаты с помощью банкоматов, устанавливающие льготы для предприятий на ЕНВД и ПСН. Но «революционными» — с точки зрения влияния на характеристики инфраструктуры кассового обслуживания, эти изменения назвать сложно.

В свою очередь, редакция закона от 03.07.2016 года привнесла эту «революционность» с избытком. В соответствии с ней начали происходить все те события, о которых мы сказали выше — внедрение онлайн-касс, отмена юридически значимых типографских БСО (да, собственно, и отмена БСО, которые бы вообще играли юридически значимую роль).

Учет расходов на приобретение бланочной продукции и служебных удостоверений в бюджетных и автономных учреждениях

Бланочная продукция строгой отчетности, к числу которой относятся, например, и бланки удостоверений, изготовленные типографским способом по форме, утвержденной правовым актом органа власти, содержащие номер, серию, имеющие степень защиты и специальные требования по их хранению, выдаче и уничтожению, согласно п. 118 Инструкции № 157н не учитывается в составе материальных запасов. Ее учет организуется на забалансовом счете 03 «Бланки строгой отчетности» (п. п. 332, 337 Инструкции № 157н).

Таким образом, расходы по изготовлению бланочной продукции строгой отчетности (в том числе и бланков удостоверений) не могут быть отнесены учреждением на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ. Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации, утвержденным приказом Минфина России от 21.12.2011 № 180н, расходы, связанные с изготовлением (приобретением) бланочной продукции, подлежат отнесению на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. Данное правило применимо и в случае осуществления расходов, связанных с изготовлением бланков удостоверений (относящихся к бланкам строгой отчетности).

Понятие и особенности бюджетного учета

Главные положения бухгалтерского учета неизменны, в какой бы организации он ни производился. Везде нужно учитывать денежные средства, материальные запасы, всевозможные активы и обязательства, отражая это в документации и своевременно информируя контролирующие органы.

Бухучет как хозяйственная операция для любого типа организаций регулируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ. Но, кроме общего регламента, обязательны к применению дополнительные подзаконные акты, разработанные для бюджетной и коммерческой сферы:

Гражданское право определяет правовой статус организации как коммерческий или некоммерческий. К последним относят и муниципальные и государственные учреждения, которые чаще всего являются бюджетными (но могут быть и казенными, и автономными). В таких организациях бухгалтерский учет ведется с соблюдением некоторых нюансов, которые нужно учитывать специалисту.

Однако в бюджетной организации бухучет имеет особую специфику, все эти операции отражаются на бухгалтерских счетах несколько по-иному. Поэтому бухгалтеру-бюджетнику понадобятся некоторые специфические знания, не обязательные для бухгалтера в коммерческих структурах.

  1. Любой бухгалтерский баланс состоит из актива и пассива. Отличие в том, что бюджетники распределяют эти статьи, отдельно отражая применение целевых средств и собственных прибылей.
  2. «Коммерсанты» отражают в отчетности, помимо текущего, еще два предыдущих года, а «бюджетники» – только один предыдущий.
  3. Бюджетные сферы разделяют активы на финансовые и внефинансовые, а средства – на материальные и денежные; у коммерческих структур разделение принципиально другое.
  4. Пассив бюджетной сферы отражает все виды обязательств, а коммерческая разделяет их по срокам.

С 1 января 2022 года по Указу Президента все унитарные федеральные предприятия переходят на бюджетный учет. Бухгалтеров бюджетной сферы ожидает целый ряд нововведений. Разбираться в изменившихся правилах работы приходится очень оперативно, ведь применять многие новшества нужно будет сразу после новогодних праздников. Чтобы не допускать ошибок и свести к минимуму риск возникновения претензий при проверках, необходимо быть в курсе всех изменений, вступающих в силу с 1 января 2022 года.

  • организацию и ведение бухгалтерского учета в бюджетном учреждении (с учетом последних изменений законодательства 2022);
  • практики ведения учета в программе 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8;
  • особенности учета материальных запасов и основных средств;
  • особенности расчетов с поставщиками и подотчетными лицами;
  • особенности исчисления и уплаты НДС;
  • особенности регламентированной отчетности.

Как проводится процедура?

Физическая ликвидация БСО осуществляется хозяйствующим субъектом в строгом соответствии со следующим порядком:

  1. Необходимо дождаться, когда для бланки строгой отчетности, подлежащих списанию и дальнейшему уничтожению, истечет минимальный пятилетний период хранения.
  2. Руководитель хозяйствующего субъекта издает приказ о проведении ревизии (проверки) бланков, для которых завершился пятилетний срок хранения. Этим распорядительным актом утверждаются состав и полномочия ревизионной комиссии, причины проводимой инвентаризации, сроки её выполнения.
  3. Инвентаризационная комиссия выявляет бланки, подлежащие списанию и дальнейшей ликвидации, проверяет их комплектность (состав) и фактическое количество. Реальные сведения вносятся в инвентаризационную опись и сопоставляются с имеющимися учетными данными. Если обнаруживаются какие-либо несоответствия между фактом и учетом (по комплектности или количеству), составляется сверочная (сличительная) ведомость, в которой отражаются излишки/недостача.
  4. Если при инвентаризации обнаруживается излишек/недостача бланков строгой отчетности, подлежащих списанию и последующему уничтожению, ревизионная комиссия получает письменные объяснения у материально ответственного сотрудника (МОЛ), проводит внутреннее расследование, определяет виновных лиц с целью последующего наложения на них необходимого взыскания (такие санкции накладываются на основании приказа руководства).
  5. Итоги проведенной ревизии БСО оформляются актом инвентаризации, в котором расписываются ответственные сотрудники и все участники комиссии.
  6. По истечении тридцатидневного периода, прошедшего с момента проведения последней инвентаризации БСО, подлежащих списанию и ликвидации, допускается уничтожение бланков, пятилетний срок хранения которых уже завершился. Приказом руководителя хозяйствующего субъекта назначается особая комиссия, предназначенная для проведения процедур списания и последующего уничтожения. Приказ регламентирует состав, полномочия, задачи, срок деятельности такой комиссии.
  7. Комиссия составляет акт на списание бланков, который имеет строгую форму для бюджетных организаций и свободную форму для любых других хозяйствующих субъектов. Однако такой документ (акт) должен содержать обязательные сведения, без которых его оформление не будет считаться корректным. Речь идет о наименовании организации, её главных реквизитах, данных о МОЛ (должность, ФИО), данных об уполномоченной комиссии (состав, регламентирующий приказ), перечне списываемых/уничтожаемых бланков, дате заполнения акта. В документе должны расписаться все участники этой процедуры. Здесь же указываются сведения о сериях/номерах БСО, причинах списания, датах ликвидации.
  8. Руководство хозяйствующего субъекта документально регламентирует и оформляет ликвидацию документов строгой отчетности. Речь идет о составлении приказа об уничтожении соответствующих бланков. В назначенное время БСО уничтожаются любым доступным способом. Это может быть измельчение, сожжение, уничтожение специализированной организацией. Факт физической ликвидации оформляется соответствующим документом – актом об уничтожении.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *