Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проблемы предварительного следствия 2021». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Окончание предварительного расследования означает выполнение органами расследования всех возможных следственных и иных процессуальных действий, необходимых и достаточных для принятия законного и обоснованного решения по уголовному делу в соответствии с компетенцией следователя, дознавателя и выполнения задач данной стадии уголовного процесса.
- Следственные подразделения в Российской Федерации имеются у четырех ведомств. В их числе – прокуратура, Министерство внутренних дел, Федеральные службы безопасности и контроля за оборотом наркотиков.
- В МВД существует Следственный департамент. Он выполняет функции главного подразделения, координирующего проведение дел, связанных с нарушением закона.
- Следственные органы МВД контролируют выяснение обстоятельств и виновников дорожно-транспортных происшествий.
- В редких случаях следователи могут прибегать к нестандартным методам работы и привлекать к делу экстрасенсов или специалистов, владеющих гипнозом.
- Идея создания следственного ведомства принадлежит Петру І. В 1713 году были созданы первые следственные органы – «майорские» канцелярии, которые специализировались на расследовании наиболее опасных преступлений.
- Полиграф – техническое устройство, которое при помощи регистрации параметров дыхания, сердечнососудистой деятельности и сопротивления кожи оценивает достоверность сообщенной человеком информации. В ходе расследования уголовных дел следователи используют такие приборы для опроса граждан.
6 апреля 1963 г. официально вступил в законную силу Указ Президиума Верховного Совета СССР, На его основании, возможность проводить предварительное дознание перешло Министерству защиты общественного порядка. Со временем оно получило название МВД СССР. Этот документ являет собой стартовую точку форменного функционирования следственных органов.
Развитие аппарата предварительных следственных мероприятий, берет истоки намного ранее формального срока его формирования:
- вплоть до 1860 года следствие вели градская и общегосударственная полиция;
- одним из последствий восстания 1917 года стало упразднение существовавшего ранее института следователей, эта работа была возложена на специальные комиссии, коллегиально рассматривающие обстоятельства по расследуемым проступкам и принимающие решения по ним;
- 1918 год знаменуется образованием в России советов дознавателей районных судов. В их ведомстве было возбуждение и прекращение уголовных дела, выбор меры наказания и вынесении приговора преступнику.
- 1919 год – ведение предварительного дознания переходит функционирующим самостоятельно следователям, состоявшим при воинских судах, появившихся в 1918 г.;
- 1920 год – введены должности народных дознавателей, пребывающих в составе советов народных судей;
- май 1922 года – особым приказом надзор за процессом первоначального разбирательства, как и право инструктировать служащих по некоторым моментам, взаимосвязанным с реализацией действий следователей, передан под руководство прокуроров;
- сентябрь 1928 года – дознаватели абсолютно выводятся из-под контроля судебных органов и переходят под надзор прокуроров;
- согласно Основам уголовно-процессуального производства и УК РСФСР 1960 года обязанностью производить досудебный сыск обладали лишь дознаватели прокуратуры и госбезопасности;
- в итоге, к 1990 году в ведении дознавателей ОВД насчитывалось около 90% процессов, криминального характера, а у прокуроров — 9,1%;
- Современный должностной праздник работников органов следствия МВД РФ установлен Указом Президента России № 659 «О порядке установления в Российской Федерации памятных дней и проф. праздников» от 31.07.2013 г.
В уголовном судопроизводстве имеются серьезные проблемы
Производство следствия по приостановленным делам является наиболее слабым звеном во всей цепи следственных действий, выполняемых в этой стадии уголовного судопроизводства. Бездействие следователя по приостановленному уголовному делу проистекает прежде всего из того обстоятельства, что самому следователю предоставлено право приостановить производство по делу, санкции или согласия прокурора в этом случае не требуется.
Помимо этого, прокурор, как правило, строгого, а, главное, постоянно действующего надзора за деятельностью следователя по приостановленным делам не осуществляет. Между тем, задача по полному и своевременному раскрытию преступления, а также его полному, всестороннему и объективному расследованию обязывает следователя работать по приостановленному делу также активно, как и по делам, находящимся в его текущем производстве.
Особо сложные задачи стоят перед следователями по уголовным делам о нераскрытых преступлениях. Как показало приведенное научное исследование, многие следователи после вынесения постановления о приостановлении предварительного следствия считают себя «свободными» от исполнения своего служебного долга — раскрыть преступление и установить лицо, его совершившее. В лучшем случае следователи дают поручения оперативно-розыскным органам об установлении личности правонарушителя, те же в свою очередь относятся, как правило, к этим поручениям формально.
Автором установлено немало таких фактов, когда сотрудники оперативно-розыскной службы, не предпринимая никаких попыток к выполнению предписаний следователя, составляют по делу справку о том, что «выполненные оперативные действия не дали каких-либо положительных результатов».
Автор убедился, что даже при условии несовершенства законодательного регулирования деятельности следователя по нераскрытым преступлениям, (статья 197 УПК РТ весьма «лаконично» регламентирует деятельность следователя по таким делам) при правильной организации этой работы можно многое сделать в направлении раскрытия и расследования преступлений.
Вынесение постановления о приостановлении производства по делу вовсе не означает, что следователь может прекратить работу как по раскрытию, так и по расследованию преступления. Выполнение этих обязанностей он не может и не должен перекладывать на сотрудников оперативно-розыскных органов: в конечном итоге за раскрытие и расследование преступлений отвечают не сотрудники этих органов, а следователь.
Успех работы следователя по приостановленному делу во многом предопределяется планированием этой работы. Разрабатываемый следователем план производства по приостановленному делу должен содержать прежде всего оценку законности и обоснованности возбуждения уголовного дела, своевременности и полноты мер, принятых по раскрытию преступления, его полному, объективному и всестороннему расследованию; во-вторых, правильно ли был определен круг подозреваемых по уголовному делу; в-третьих, все ли процессуальные действия и оперативно-розыскные мероприятия выполнены после вынесения постановления о приостановлении предварительного следствия и нет ли оснований для возобновления производства по делу; в-четвертых, определить степень вероятности установления виновного лица (по делу не было никаких сведений о лице, совершившим преступление; в деле имеются некоторые данные о подозреваемом, он задерживался, был допрошен, но освобожден за отсутствием достаточных улик и т.д.).
Все это должно быть принято во внимание следователем в работе по приостановленному уголовному делу.
В работе следователя по уголовным делам о нераскрытых преступлениях немало особенностей в выполнении отдельных процессуальных действий, здесь необходимы особого рода тактические приемы по их выполнению, что не всегда и не всеми следователями учитывается. Особенности в раскрытии и расследовании преступлений содержатся также и в организации прокурорского надзора за законностью деятельности следователя и сотрудников оперативно-розыскных служб. Прокурор обязан осуществлять надзор не только за законностью и обоснованностью приостановления производства по делу, но, что не менее важно, за своевременностью и полнотой производимых следственных и оперативно-розыскных мероприятий.
Анализируя практику следственных органов по делам о нераскрытых преступлениях, и, сопоставляя свои выводы с законодательной регламентацией этой деятельности, автор приходит к парадоксальному выводу о том, что закон с одной стороны предусматривает необходимость приостановления предварительного следствия «в случае неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого» (ст.195 УПК РСФСР), а с другой — предусматривает, что «следователь обязан принимать как непосредственные, так и через органы дознания, меры к установлению обвиняемого или его местонахождения, производя необходимые для этого следственные действия».
Несообразность такого объединения этих правовых понятий заключается в том, что коль скоро производство по делу приостановлено, выполнение каких-либо следственных действий по нему должно быть исключено. Если такая необходимость возникает, следователь обязан возобновить производство расследования. Конечно, в раскрытии преступления следователь не может ограничиваться результатами деятельности оперативно-розыскных органов, он должен сохранять инициативу в своих руках, и если для установления каких-либо обстоятельств необходимо выполнить конкретные следственные действия, он обязан возобнови��ь производство по делу и сделать это.
Наиболее распространенным основанием прекращения уголовного дела, приостановленного производством, является истечение давности уголовного преследования. Не случайно, именно это основание приведено в ст. 195 УПК РТ, регужрующей основания и сроки приостановления предварительного следствия.
Необходимо отметить, что уголовный закон РТ (ст.46 УК) весьма четко, — в сравнении с уголовными законами других республик СНГ, в том числе РФ и Украины, — определяет условия прекращения уголовного дела производством вследствие истечения срока давности привлечения лица, совершившего преступление. Сроки давности уголовного преследования определяются в зависимости от тяжести совершенного преступления и от максимального срока возможной меры уголовного наказания.
Как показало проведенное автором научное исследование, многие следователи органов прокуратуры и внутренних дел, не принимая никаких попыток к раскрытию преступления и розыску лица, скрывшегося от следствия, спокойно ожидают окончания срока давности привлечения преступника к уголовной ответственности, а затем прекращают уголовное дело производством, ссылаясь на ст.46 УК РТ. Автору представилась возможность обнаружить и такие приостановленные производством уголовные дела, по которым давно уже истек срок давности уголовного преследования, однако дела значились приостановленными производством.
Отсюда следует вывод: само законодательство о давности привлечения лица, совершившего преступление к уголовной ответствен 97 ности, также как и практическая деятельность следственных органов по применению этого закона, нуждаются в дальнейшем совершенствовании. По мнению автора срок давности привлечения лица к уголовной ответственности не может распространяться на дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначена смертная казнь, между тем закон (ч.4 ст.46 УК РТ) предусматривает следующее правило: «Вопрос о применении давности к лицу, совершившему преступление, за которое по закону может быть назначена смертная казнь, разрешается судом. Если суд не найдет возможным применить давность, смертная казнь не может быть назначена и заменяется лишением свободы». (Аналогичный порядок предусмотрен и в ст.48 УК РСФСР).
Судебно-следственной практике известны уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначена смертная казнь, однако правоохранительным органам не было известно, кто стоит за этими злодеяниями.
У правоведов и практиков — следователей и прокуроров вызывает недоумение формулировка закона (ст.47 УК РТ) о том, что «если суд не найдет возможным применить давность, смертная казнь заменяется лишением свободы». У практиков возникает вопрос, в силу каких исключительных обстоятельств опасному преступнику, например, убийце, законодатель предоставляет заранее индульгенцию в виде помилования, если он оставался неразоблаченным в течении пятнадцати лет? Замена смертной казни лишением свободы -это прерогатива держателя Верховной власти в государстве, а не усмотрение суда.
В дополнение к сказанному автор полагает необходимым привести и такой весьма убедительный аргумент. Когда отмечалосьлетие Нюрнбергского процесса над главными нацистскими преступниками (1986 г.) вся советская общественность и прогрессивные люди всего мира приветствовали заявления юристов СССР, что в отношении нацистских преступников, остающихся не разоблаченными, не может применяться закон о сроке давности уголовного преследования, как того требовали нацистски настроенные немецкие юристьг. Это требование прогрессивных юристов сохраняет свою силу и на сегодня.
Некоторые юристы, в том числе следователи и прокуроры говорят: нельзя же допускать такого положения, чтобы приостановленные уголовные дела, находились в производстве следственных органов вечно? Вопрос, конечно, правомерный. Однако это положение не может и не должно распространяться на діла о преступлениях, за совершение которых может быть назначена смертная казнь. Эти дела должны находиться в производстве следователей, пока не будет раскрыто преступление и не будет установлено лицо, его совершившее. Это также обосновано, как обоснованным является положение о том, что уголовные дела, рассмотренные судами, по которым постановлен смертный приговор, хранятся вечно.
Регулируя условия и порядок прекращения уголовных дел за давностью уголовного преследования, законодательно надлежит дифференцированно подходить к принятию следователем решения о прекращении дел по этим основаниям. Указания законодателя о возможности прекращения приостановленного уголовного дела за истечением определенного срока (один год, три, пять, десять лет) после совершения преступления (ст.46 УК РТ) носит, по мнению автора, чисто символический характер. При этом не учитывается степень опасности лица, совершившего преступление. Известно немало уголовных дел о преступлениях, не представляющих повышенной социальной опасности, но их исполнителями являются особо опасные рецидивисты, которые совершая такие, преступления, отчетливо представляют последствия, этого.
Между тем, действующее законодательство создает таким преступникам льготные условия в случае их привлечения к уголовной ответственности. Весьма убедительным примером этому является широко известное уголовное дело Крекшина, совершившего в течение шести лет девяносто шесть квартирных краж. (Он аккуратно вел хронологию совершения этих преступлений, что послужило поводом для их раскрытия). Примерно одна треть этих дел, которые были приостановлены производством, была прекращена про��зводством по истечении срока давност�� уголовного преследования. После привлечения к уголовной ответственности Крекшина эти постановления были отменены прокурором. Адвокат не без основания просил суд исключить эти эпизоды из обвинения, предъявленного Крекшину.
1. Органы предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее именуются — органы предварительного следствия) обеспечивают в пределах своих полномочий исполнение законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.
12. Главные следственные управления (управления, отделы) при министерствах внутренних дел, при главных управлениях (управлениях) внутренних дел по субъектам Российской Федерации возглавляют соответственно заместители министров внутренних дел, заместители начальников главных управлений (управлений) внутренних дел по субъектам Российской Федерации — начальники главных следственных управлений (управлений, отделов), которые назначаются на должность и освобождаются от должности Министром внутренних дел Российской Федерации (за исключением лиц, назначаемых на должности высшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации).
За прошедшие годы было разрешено множество самых острых проблем, стоявших перед следствием МВД России. Со временем выстроена эффективная система противодействия организованной преступности. На всех уровнях, включая федеральный, образованы специализированные подразделения (следственные отделы, части) по расследованию организованной преступной деятельности. Существенно расширились процессуальные полномочия следователя и руководителя следственного органа. Значительно возросла численность подразделений следствия, и улучшился их качественный состав.
Сегодня отмечают профессиональный праздник следователи органов внутренних дел. Начало современной истории органов предварительного следствия в системе МВД России положил Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 г. № 1237-VI «О предоставлении права производства предварительного следствия органам охраны общественного порядка».
Источник « Национальной Службы Новостей » в Следственном комитете рассказал, что в ведомстве не ищут нового официального представителя на замену подавшему в отставку Владимиру Маркину, т.к. «сначала должен уйти Бастрыкин». По словам источника НСН . отставка главы СК Александра Бастрыкина произойдет лишь в начале 2021 года, одновременно с ликвидацией Следственного комитета как самостоятельного ведомства и его слиянием с Генпрокуратурой. Эксперты НСН рассказали, насколько достоверной может быть эта информация. Первый генеральный прокурор России Валентин Степанков в беседе с НСН не исключил слияния Следственного комитета и Генеральной прокуратуры, однако отметил, что это вряд ли пойдет на пользу правоохранительной системе. «Я всегда выступал за то, что этого делать не надо.
установленный Постановлением Правительства РФ № 741 от 27 августа 2013 года. Данным документом установлена и дата его празднования – ежегодно 25 июля. День сотрудника органов следствия – это профессиональный праздник всех сотрудников следственных подразделений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, т.е. сотрудников и работников Следственного комитета РФ, следственных подразделений МВД, ФСБ, ФСКН и т.д.
Следственный комитет не проработал как самостоятельное ведомство и 10 лет, но уже сегодня стоит перед необходимостью проведения кардинальных изменений. Вероятно, причины этого кроются в следующих факторах: Предполагается, что в отношении будущего Следственного комитета могут быть реализованы следующие сценарии:
С 2021 года обеспечением государственной безопасности в России будет заниматься новое Министерство (МГБ), создать которое планируется на основе ФСБ. Аналитики уже высказали предположение, что новое Министерство госбезопасности станет аналогом КГБ, расформированного в год распада СССР.
Одной из функций правоохранительной деятельности, реализуемой в форме предварительного следствия, дознания и оперативно-розыскной деятельности, является выявление, раскрытие и расследование преступлений специально созданными государственными органами, уполномоченными осуществлять уголовное преследование. Поскольку выявление, раскрытие и расследование преступлений осуществляется на досудебной стадии уголовного судопроизводства, постольку этот вид деятельности является предварительным, т. е. предшествующим рассмотрению уголовного дела в суде. Указанная стадия имеет решающее значение для справедливого, законного и обоснованного разрешения уголовного дела в суде, поскольку позволяет решить важнейшие задачи уголовного процесса: обнаружить и зафиксировать следы преступления; установить подозреваемого и изобличить его в совершении противоправного деяния; произвести ряд процессуальных действий, направленных на пресечение или превентивное предупреждение преступной деятельности, а по результатам расследования — прийти к предварительным выводам о виновности конкретного лица в совершении преступления и предъявлении ему обвинения со стороны государства.
Предварительное расследование — деятельность уполномоченных государством органов (органов предварительного следствия и органов дознания) и их должностных лиц по раскрытию, пресечению и расследованию совершенных (готовящихся) преступлений, розыску и изобличению лица (лиц) в совершении преступления, привлечению виновных к уголовной ответственности, принятию мер по возмещению вреда, причиненного преступлением, установлению обстоятельств, способствовавших совершению преступления и принятию мер, направленных на предупреждение причин и условий преступлений.
Предварительное следствие в соответствии с законом производится следователями следственных органов: Следственного комитета РФ, следственных органов Федеральной службы безопасности и Министерства внутренних дел России.
Компетенция указанных органов по расследованию уголовных дел подразделяется в зависимости от такого критерия, как подследственность.
Органы дознания — государственные органы и их должностные лица, уполномоченные в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК РФ).
К органам дознания относятся (ст. 40 УПК РФ): органы внутренних дел РФ и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции; органы Федеральной службы судебных приставов; органы Федеральной службы исполнения наказаний; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы; начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ; органы ФСБ России; органы ФСО России; органы СВР России; таможенные органы РФ.
На органы дознания возлагается: дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно (ст. 223 УПК РФ); выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст. 157 УПК РФ); исполнение письменных поручений следователей о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий (ч. 2 ст. 38 УПК РФ).
Полномочия органов дознания при производстве расследования преступлений определяются характером уголовного дела.
«Поздравляю с Днём сотрудника органов следствия России и искренне желаю всегда следовать по верному пути, никогда не оставлять без внимания ни одной улики и мелочи состава преступления, постоянно руководствоваться высоким профессионализмом, блестящей интуицией, отменной смекалкой и безупречной логикой. Пусть работается на славу, пусть живётся в своё удовольствие».
После официальных мероприятий коллеги и их семьи собираются в кафе и ресторанах, поздравляют друг друга с профессиональным праздником, произносят тосты и пожелания. За столом проводится ритуал обмывания звезд – в стакан с крепким напитком помещаются новые звездочки. Его следует выпить залпом, чтобы звезды оказались во рту.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года право производства предварительного следствия было передано Министерству охраны общественного порядка, позднее переименованному в МВД СССР. Введение Указа в действие и положило начало официальной деятельности следственного аппарата органов внутренних дел. После распада СССР День следователя продолжали праздновать в России, хотя он и не имеет официального статуса. Комплектование следственного аппарата в МВД шло на базе дознания, а затем — органов прокуратуры, что позволило в сравнительно короткий срок создать в системе МВД следственный аппарат, способный квалифицированно, на высоком профессиональном уровне расследовать преступления. Практически за полувековую историю органы предварительного следствия МВД сформировались и окрепли, определились наиболее целесообразные структуры, стиль и методы работы. Сегодня следственный аппарат МВД — крупнейшая структура органов предварительного следствия, расследующая около 90% преступлений.
Примите искренние поздравления с профессиональным праздником — 55-й годовщиной образования органов предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел России. Ваша служба всегда была и остаётся сложной и ответственной. Преданность долгу, служение закону и народу, умение принимать решения в самых сложных ситуациях и высокая степень ответственности за порученное дело – вот то, что отличает вас в нелёгкой и опасной служебной деятельности. Меняются условия работы, сменяются поколения, но остаётся неизменным высокий профессионализм следователей, стойкость, беззаветная преданность делу.
Сегодня следственный аппарат МВД — крупнейшая структура органов предварительного следствия, расследующая 93% преступлений. Следственный департамент Министерства внутренних дел Российской Федерации является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД РФ, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, а также правоприменительные полномочия в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел РФ, а также исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве.
В ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете РФ» содержится определение Следственного комитета, включающее ряд его признаков как органа государства:
- это федеральный государственный орган, деятельность которого в пределах полномочий реализуется на всей российской территории
- он реализует полномочия в области уголовного судопроизводства согласно российскому законодательству.
ФЗ «О Следственном комитете РФ» установил, что все руководство деятельностью созданного вновь следственного органа реализует Президент ��Ф.
В систему Следственного комитета входят:
- непосредственно центральный аппарат комитета;
- следственные главные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам РФ (в т.ч. их подразделения по административным округам), а также приравненные к ним специализированные (в т.ч. военные) следственные отделы и следственные управления Следственного комитета;
- следственные отделения и следственные отделы Следственного комитета по городам, районам и приравненные к ним, в т.ч. специализированные (в т.ч. военные) следственные подразделения комитета.
Следственный комитет РФ и подчиненные ему органы осуществляют предварительное следствие по уголовным делам о наиболее тяжких преступлениях против личности (например, изнасилования, убийства) о налоговых преступлениях, тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних и др.
Основная задача Следственного комитета – качественное расследование преступлений согласно подследственности, которая установлена уголовно-процессуальным законодательством РФ.
О проблемах реформирования органов предварительного расследования
Если возникает необходимость в продлении срока проведения предварительного расследования, то следователь или старший группы обязан направить к имеющему соответствующие полномочия сотруднику из вышестоящей структуры ходатайство с просьбой продлить срок проведения расследования. Этот документ должен быть направлен не менее, чем за пять дней до окончания установленного законом срока.
В ходатайстве указываются:
- дата начала судебного расследования;
- даты начала и длительность периодов отсрочек, если они уже были ранее;
- причины, по которым необходимо продлить срок предварительного расследования;
- предполагаемый срок окончания расследования;
- дополнительная информация, если в этом есть необходимость.
Ходатайство должно помочь вышестоящему руководству принять обоснованное решение о продлении или не продлении срока расследования. В случае положительного решения сотрудник, ответственный за проведение следственных действий, должен сообщить об этом всем гражданам, причастным к делу (потерпевшей стороне, обвиняемому). При участии адвоката в уголовном деле, его также нужно поставить в известность.
Плановая реорганизация СК России 2021-2021годов началась с увольнений и отставок членов руководящего состава разных подразделений комитета по следствиям. В самом начале волны этих событий можно было увидеть, что работу потерял президент Свердловского подразделения, затем «под прицел» попал Челябинский комитет, а потом Краснодарский край.
Сегодня волна смещения руководителей уже приостановилась, но ожидать того, что сокращения должностей и увольнения некоторых сотрудников в 2021-м году произойдёт, всё-таки стоит.
Откровенно говоря, реформа следственного комитетатребовалась довольно давно, ведь оснований к этому было больше, чем достаточно.
Просматривая последние новости о реорганизации в СУ СК России нужно сказать, что планируется увеличение числа следователей, а также направление работы. Программа говорит о том, что в первую очередь увеличится число следователей, которые находятся при председатель СК РФ. Подобные изменения коснутся также главного управления.
Параллельно в его составе появятся новые подразделения, средикоторых особенно выделяется один, который будет заниматься расследованиями поотношению к несовершеннолетним, а также отдел нарушений в сфере медицины и тот,который ответственен за федеральный розыск.
Обсуждая последние новости о реорганизации следственного комитета РФ в 2021 году стоит сделать отдельно акцент на том, что изменения коснутся не только центрального аппарата власти, а и региональных органов следствия. Здесь количество должностей будет доведено до максимума. Однако будут соблюдены пределы установленной штатной численности человек, которые равны 70 %.
- категория уголовных дел, отнесенных законодательно к подследственности;
- субъект предварительного расследования;
- сроки досудебного производства по уголовному делу;
- процедура окончания предварительного следствия или дознания;
- итоговое решение следователя или дознавателя.
- об опасных преступлениях;
- об общественно опасных деяниях, совершенных лицами, которые в силу своих психических или физических недостатков не могут самостоятельно осуществлять право на защиту;
- о преступлениях, совершенных лицами, заболевшими душевной болезнью после совершения преступных действий;
- о преступлениях невменяемых.
К органам предварительного следствия относятся Следственный Комитет РФ и подчиненные ему органы, Следственный департамент МВД России и соответствующие структуры, а также следственные подразделения органов Федеральной службы безопасности (ФСБ России) и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России).
Следственный Комитет РФ и подчиненные ему органы осуществляют предварительное следствие по уголовным делам о наиболее тяжких преступлениях против личности (убийства, изнасилования), о налоговых преступлениях, по фактам совершения преступлений против правосудия, преступлений, совершенных сотрудниками органов государственной власти, тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних и другие.
Предварительное Следствие Или Расследование 2021
- Неверно указанные следователем даты и время оформления постановления и это может повлечь отмену документа прокурором;
- Неправильная квалификация общественного опасного деяния;
- Вынесение постановления о возбуждении уголовного дела, когда документ был подготовлен от имени другого следователя.
Исходя из вышесказанного можно сказать о том, что такие ошибки, если они вовремя замечены в процессуальных документов влекут за собой отмену постановления, поэтому адвокат должен внимательно изучать этот документ на предмет процессуальной чистоты.
- Следователь не указал в протоколе осмотра найденного и изъятого оружия, которым было совершено преступление. В дальнейшем это влечет к тому, что оно может быть изъято из ряда важнейших вещественных доказательств;
- Неправильное обозначение месторасположения трупа при убийстве. Такая ошибка способствует тому, что дело возвращается к прокурору и последующее расследование;
- Осмотр места происшествия вообще не проводился следователями. Это один из самых серьезных недостатков, так как дело просто легко разваливается;
- ОМП проводится представителями следственных органов несвоевременным образом. Такая ситуация приводит к тому, что по естественным причинам попросту утрачиваются следы преступления и иные ценные доказательства, имеющие значение для уголовного дела;
- Осмотр места происшествия делается не следователем, как положено нормами действующего процессуального законодательства, а представителем полиции;
- Не были привлечены специалисты-криминалисты. Например, когда имеет труп и нужно установить причины смерти;
- Не использовались специальные научно-технические средства, поэтому не обнаруживаются вещественные доказательства, такие как микрочастицы или не видны слабовидимые объекты;
- Результаты осмотра фиксируются в протоколе следователями, на плане и фотоснимках небрежно и неточно При этом все обнаруживаемые при осмотре объекты лишь называются в протоколе, а не описываются достаточно полно и это приводит к утрате важнейшей доказательственной информации;
- Вещественные доказательства и копии со следов небрежно или неправильно упаковываются, что приводит к их порче и утрате.
Такие недостатки, выявляемые в ходе проверки материалов уголовного дела не всегда могут быть устранены при помощи организации повторного или дополнительного осмотра. И это только узкий круг распространенных ошибок, совершаемых представителями следственных органов при ОМП. Отсюда можно сделать простой вывод о том, что протокол осмотра места происшествия – это один из самых важных документов, который должен иметься в материалах уголовного дело. При осмотре места происшествия обязательно в соответствии с нормами УПК России должны присутствовать двое понятных лиц. Если имеются любые, даже самые малейшие сомнения о том, что ОМП проводится незаконно, то тогда следует заявить в судебном процессе ходатайство с просьбой о допросе понятных лиц.
Еще одним важным доказательством является такой процессуальный документ, как протокол предъявления лица для опознания. Прибегают следователи к этому действию тогда, когда потерпевший не может описать четко и достоверно преступника, совершившего преступление. Например, когда потерпевшее лицо не смогло опознать никого из присутствующих на следственных действиях граждан. Протокол предъявления лица для опознания также следует тщательно изучить на предмет достоверности даты, наличия подписи, описания событий.
СМЭ либо судебно-медицинские экспертизы осуществляются в соответствии с установленными законодательными нормами по всем категориям уголовных дел, где надо установить факт причинения телесных повреждений либо смерти потерпевшему лицу. Как правило, это все корыстно-насильственные и насильственные преступления в УК РФ.
- Эксперт не сделал вывод о том, какая степень тяжести вреда здоровью была в итоге нанесена. Тем самым он способствовал переквалификации преступного деяния с тяжкого состава на состав средней либо небольшой тяжести;
- Описание повреждений или трупа потерпевшего не совпало с реальными приметами на теле. Например, эксперт может описать смерть от падения, но по факту имели место быть насильственные повреждения;
- Объект, подвергнутый повреждениям или ущербу не описан полностью, не указаны его технические характеристики, не описан характер повреждений.
Примеров, когда экспертиза может быть оспорена масса. Если имеет место быть факт нарушений со стороны экспертов либо следственных органов, то тогда следует подать ходатайство о проведении дополнительной судебной-медицинской или технической экспертизы.
- Избыточность объектов, которые должны быть исследованы в связи с постановкой вопросов следователя;
- Шаблонность вопросов, когда следователем не обозначается конкретная ситуация;
- Неправильно упакованные и описанные в процессуальных документах предметы, предназначенные для проведения экспертизы;
- Непредоставление важных образцов для экспертизы;
- Неверное определение последовательности при назначении нескольких экспертиз. Это может привести к невосполнимой утрате тех или иных признаков и невозможности дальнейших исследований одного и того же объекта экспертами других специальностей;
- Несвоевременность назначения экспертиз и затягивание сроков проведения экспертных действий.
Порядок увольнения сотрудников МВД в 2022 году
В связи с тем, что реформа МВД предполагает сокращение численного состава на 10%, некоторые сотрудники ведомства попадут под увольнение. В Министерстве уверяют, что процедуру произведут с учетом норм трудового законодательства и других НПА.
В частности, сокращение производят в следующем порядке:
- Руководство принимает соответствующее решение. На этом этапе готовят список служащих, которые попадут под увольнение.
- За 2 месяца до предполагаемой даты сокращения сотрудника в письменном виде под его роспись уведомляют о будущем увольнении. При этом, человека должны направить на врачебную комиссию.
- Далее руководитель разъясняет сотруднику его права, предлагает иные должности на выбор. Если работник отказывается, то его сокращают сразу после того, как истечет двухмесячный период после предоставления оповещения.
- Руководитель подписывает приказ о сокращении сотрудников. С документом под роспись знакомят всех увольняемых служащих.
На последнем этапе с бывшим работником МВД рассчитываются. Последняя «зарплата» включает в себя оклад, премию, выходное пособие, компенсацию за неиспользованный отпуск.
Компетентно ли мвд РФ на осуществление предварительного расследования
В результате вся нагрузка по предварительному расследованию преступлений легла на следователей прокуратуры, в производстве которых скопилось огромное количество уголовных дел. Между тем, органы милиции, ранее занимавшиеся расследованием и имевшие квалифицированных специалистов с необходимым опытом и профессиональной подготовкой, по закону могли выполнять лишь отдельные поручения следователей и не имели права вести предварительное следствие в полном объеме.
Финансирование органов предварительного следствия осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерству внутренних дел Российской Федерации.
— обеспечивают эффективную кадровую политику, подбор, расстановку и воспитание следственных кадров, повышение их квалификации и профессионального мастерства;5. Личный состав органов предварительного следствия включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, имеющих специальные звания (далее именуются – сотрудники), федеральных государственных гражданских служащих и работников.10.
Система и структура органов предварительного следствия в системе мвд рф
Правом процессуального контроля обладают и начальники следственных отделов. Они вправе проверять материалы уголовного дела, давать следователю указания о направлении расследования, производстве следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.
Правовую основу деятельности органов предварительного следствия составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, акты уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также настоящее Положение.
Деятельность следственных подразделений этого уровня сосредоточена на организационно-методическом руководстве деятельностью подчиненных следственных подразделений и процессуальном контроле за производством предварительного следствия. Весьма важное влияние на сроки расследования и качество следствия оказывает именно организация расследования по наиболее сложным уголовным делам. Органам ФСБ, как органам дознания, присущи те же полномочия, которые имеются у других органов дознания, с той лишь разницей, что их компетенция в качестве органов дознания огранивается производством по делам, подследственным в соответствии со ст. 151 УПК РФ следователям этого ведомства. Предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела и принятия его следователем, дознавателем к своему производству, заканчивается составлением обвинительного заключения (обвинительного акта) и направлением его прокурору для утверждения и передачи в суд.
Реформа предварительного расследования в 2021 году
Термины «органы предварительного следствия» и «следователи» -синонимы. И если Уголовно-процессуальный кодекс использует только термин «следователь», то в ведомственных нормативных актах и юридической литературе встречаются такие словосочетания, как: «следственный аппарат», «следственное подразделение», «следственные органы», «орган следствия»,’ «следственные работники» и другие. Что означают указанные термины? В каком соотношении они находятся с понятием «орган предварительного следствия»?
В органы предварительного следствия входят: Следственный комитет при МВД Российской Федерации; главные следственные управления (управления, отделы) при органах внутренних дел субъектов Российской Федерации; следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел в районах, городах, округах, районах в городах, а также при органах внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте.
Следует отметить, что существует три возможных сюжета развития событий на стадии передачи уголовного дела в суд. Как правило, этап предварительного расследования заканчивается передачей: ходатайства об освобождении от уголовной ответственности, обвинительного акта или же постановления о применении мер медицинского характера.
Важной особенностью предварительного расследования в Российской Федерации является тот факт, что оно может производиться в форме дознания или следствия. Первая форма осуществления упомянутой в статье стадии подразумевает под собой упрощенный вариант. Как правило, она применяется при расследовании не тяжких преступлений. Что касается второй формы следствия, то она реализуется во всех остальных случаях. Разграничение обычно происходит посредством прямого указания статей Уголовного кодекса Российской Федерации, которые должны осуществляться в той или иной форме. Данный регламент предусмотрен уголовно-процессуальным кодексом, а именно нормой статьи 150. Следует помнить, что существуют стадии предварительного расследования. Потому что данный процесс является систематизированным. В зависимости от полноты реализации этих стадий, можно говорить о качестве всего расследования факта преступления.
Систему органов предварительного следствия составляют следственные подразделения прокуратуры, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов Госнаркоконтроля России. В исключительных случаях следствие могут осуществлять начальники следственных отделов и иных подобных им подразделений, прокуроры.
Правом процессуального контроля обладают и начальники следственных отделов. Они вправе проверять материалы уголовного дела, давать следователю указания о направлении расследования, производстве следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.
1. Органы предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее именуются — органы предварительного следствия) обеспечивают в пределах своих полномочий исполнение законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.
12. Главные следственные управления (управления, отделы) при министерствах внутренних дел, при главных управлениях (управлениях) внутренних дел по субъектам Российской Федерации возглавляют соответственно заместители министров внутренних дел, заместители начальников главных управлений (управлений) внутренних дел по субъектам Российской Федерации — начальники главных следственных управлений (управлений, отделов), которые назначаются на должность и освобождаются от должности Министром внутренних дел Российской Федерации (за исключением лиц, назначаемых на должности высшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации).
За прошедшие годы было разрешено множество самых острых проблем, стоявших перед следствием МВД России. Со временем выстроена эффективная система противодействия организованной преступности. На всех уровнях, включая федеральный, образованы специализированные подразделения (следственные отделы, части) по расследованию организованной преступной деятельности. Существенно расширились процессуальные полномочия следователя и руководителя следственного органа. Значительно возросла численность подразделений следствия, и улучшился их качественный состав.
Сегодня отмечают профессиональный праздник следователи органов внутренних дел. Начало современной истории органов предварительного следствия в системе МВД России положил Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 г. № 1237-VI «О предоставлении права производства предварительного следствия органам охраны общественного порядка».
Серьезные испытания на следственный аппарат пришлись на конец 80-х – середину 90-х годов прошлого века, когда преступность стала одним из основных дестабилизирующих факторов общественного развития, угрожающим процессам социально-экономических реформ. Начало XXI века было отмечено новым витком развития криминала: рейдерские захваты, незаконный оборот наркотиков, хищения и мошенничества в особо крупных размерах, незаконная банковская деятельность — таков неполный перечень противозаконных деяний, с рассл��дованием которых пришлось столкнуться следователям органов внутренних дел.
Учреждение следственного аппарата в органах внутренних дел Российской Федерации имело закономерный характер. Оно было обусловлено практическими потребностями борьбы с преступностью. Практика показала, что такое решение оказалось вполне оправданным. Практически за полувековую историю органы предварительного следствия МВД сформировались и окрепли, определились наиболее целесообразные структура, стиль и методы работы.
Следственный департамент МВД России возглавляет органы предварительного следствия в системе Министерства и выполняет функции головного подразделения по организации в системе Министерства расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации.
Источник « Национальной Службы Новостей » в Следственном комитете рассказал, что в ведомстве не ищут нового официального представителя на замену подавшему в отставку Владимиру Маркину, т.к. «сначала должен уйти Бастрыкин». По словам источника НСН . отставка главы СК Александра Бастрыкина произойдет лишь в начале 2021 года, одновременно с ликвидацией Следственного комитета как самостоятельного ведомства и его слиянием с Генпрокуратурой. Эксперты НСН рассказали, насколько достоверной может быть эта информация. Первый генеральный прокурор России Валентин Степанков в беседе с НСН не исключил слияния Следственного комитета и Генеральной прокуратуры, однако отметил, что это вряд ли пойдет на пользу правоохранительной системе. «Я всегда выступал за то, что этого делать не надо.
установленный Постановлением Правительства РФ № 741 от 27 августа 2013 года. Данным документом установлена и дата его празднования – ежегодно 25 июля. День сотрудника органов следствия – это профессиональный праздник всех сотрудников следственных подразделений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, т.е. сотрудников и работников Следственного комитета РФ, следственных подразделений МВД, ФСБ, ФСКН и т.д.
Следственный комитет не проработал как самостоятельное ведомство и 10 лет, но уже сегодня стоит перед необходимостью проведения кардинальных изменений. Вероятно, причины этого кроются в следующих факторах: Предполагается, что в отношении будущего Следственного комитета могут быть реализованы следующие сценарии:
С 2021 года обеспечением государственной безопасности в России будет заниматься ново�� Министерство (МГБ), создать которое планируется на основе ФСБ. Аналитики уже высказали предположение, что новое Министерство госбезопасности станет аналогом КГБ, расформированного в год распада СССР.
По его мнению, у прокуратуры достаточно полномочий в сфере надзора за следствием, а 1% оправдательных приговоров говорит об эффективности следствия и работы прокуратуры.
Получателем наибольшего объема ассигнований в юридическом блоке останется Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН). В 2020 году, согласно проекту бюджета, ей предполагается выделить 291,5 млрд рублей (в 2021 году — 246,5 млрд рублей, в 2022 году — 254 млрд рублей). В этом году начала действовать новая программа «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026)», которая предусматривает строительство ряда современных СИЗО, обновление производственной базы на предприятиях для осужденных и другие изменения. В 2016 году бюджет ФСИН составлял 264,7 млрд рублей, в 2017 году — 246,9 млрд рублей.
Кроме того, предполагается увеличить финансирование Федеральной службы судебных приставов (ФССП) — до 58 млрд рублей в 2020 году, 59,3 млрд рублей в 2021 году и 60,8 млрд рублей в 2022 году. В 2017 году на финансирование ФССП в проекте бюджета предусматривалось 38,6 млрд рублей, в 2018 году — 39,9 млрд рублей. 25 сентября Совет Федерации одобрил законопроект «О службе в органах принудительного исполнения РФ», который должен придать новый статус службе приставов: она будет отнесена к «госслужбе иного вида», то есть будет приравнена к правоохранительной службе, а социальный пакет для приставов станет таким же, как и для сотрудников ФСИН. До этого сотрудники ФСИН обеспечивались исходя из положения о службе в органах внутренних дел 1992 года, оставшегося от МВД, которое стало жить по-новому после принятия закона «О полиции».
Вопрос о рациональности отделения органов, осуществляющих надзор и следствие, является дискуссионным. Процесс создания следственного комитета, единого и самостоятельного в своей компетенции органа, осуществляющего функции предварительного следствия, имеет свою предысторию. Как известно,5 июня 2007 был принят Федеральный закон № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», в результате которого произошло реформирование системы прокуратуры. Сформировался «Следственный комитет при прокуратуре РФ».
Однако полной самостоятельности следователей от прокуратуры не произошло, т.к прокуратура обладала значительными полномочиями в осуществлении контроля за проведением следственных действий. Председателем созданного органа был первый заместитель генерального прокурора, а сотрудники прокуратуры продолжали оставаться одновременно и работниками следственного органа. Такое изменение вряд ли можно считать удачным, ведь прокуратура одновременно стала осуществлять не только функции надзора за соблюдением законодательства, но и контроля над деятельностью следственного органа, что оказало негативное воздействие на объективность контролирующей деятельности, а также сосредоточило большое количество разнообразных функций в руках прокуратуры, что привело в свою очередь к неэффективности деятельности данного органа.
Спустя два года, 15 января 2011 произошло полное отделение органа следствия и создание самостоятельного и единого Следственного комитета РФ. Теперь в соответствии со ст 13 ФЗ «О следственном комитете» назначение и освобождение от должности Председателя СК РФ было подведомственно Президенту РФ, который кроме этого осуществляет руководство за деятельностью Следственного комитета РФ. В обязанность Председателя СК РФ стали входить: ежегодное представление Президенту Российской Федерации доклада о реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, состоянии следственной деятельности и проделанной работе по повышению ее эффективности. Данный порядок подотчетности положительно сказался на деятельности СК РФ, т.к способствовал преодолению коррупции, борьба с которой является важнейшей задачей в деятельности всех правоохранительных органов.
Тем не менее, создание следственного комитета встретило неоднозначные оценки. До сих пор не утихают споры, рассматривающие положительные и отрицательные стороны данной реформы. Приведу мнения нескольких государственных служащих.
Действующий генеральный прокурор РФ Ю. Чайка высказал мысль о необходимости возвращения прокуратуре следственных функций: «Именно прокурор осуществляет функцию уголовного преследования, а не следователь. Следователь — как рабочий инструмент в руках прокурора. Во всем мире прокурор выполняет одну из двух функций: сам расследует уголовное дело либо руководит расследованием. У нас, к сожалению, нет ни той, ни другой функции».
По мнению Генерального прокурора необходимо вернуть полномочия прокурора в проведении предварительного следствия, в частности: «возбуждать уголовные дела, отменять незаконные и необоснованные постановления следователя, давать согласие следователю на возбуждение ходатайств перед судом; давать следователю обязательные для исполнения письменные указания и решать вопрос об отводе следователя».
Даная точка зрения имеет место быть, однако она не принимает во внимание прогрессивные результаты работы следственного комитета. В 2006 году следователям прокуратуры на доработку возвращали более 5 тыс. уголовных дел, к 2015 году этот показатель снизился, составив 1,3 тыс, т.е уменьшился более чем в 3 раза. В соответствии с официальными сведениями о деятельности Следственного комитета Российской Федерации за январь-июнь 2018, расследовано преступлений – 79 655 из количества находившихся в производстве уголовных дел – 131 525, что составило около 61% общей раскрываемости.
Таким образом, в результате реформы 2007-2011 гг. следственные полномочия полностью перешли к Следственному комитету, который стал единым, самостоятельным органом. Прокуратура осуществляет функции надзора за предварительным следствием, не занимаясь расследованием уголовных дел. Такое разделение в большей степени положительно сказалось на процессе раскрываемости дел и преодолении коррумпированности в деятельности предварительного следствия.
На данный момент определены несколько претендентов на пост начальника организации. Так утверждают последние новости о реорганизации в СУ СК России. Кресло лидера делят между собой Игорь Краснов, замглавы комитета, и Александр Романов, начальник службы управления МВД.
Первый из названых кандидатов обладает надёжной репутацией. Это почётный криминалист, повлиявший на раскрытие преступления против ныне покойного Бориса Немцовым. Также Краснов приложил свою руку к завершению дела по поводу покушения на жизнь Чубайса.
Слухи о реформе СК РФ инициированы Дмитрием Медведевым, занимавшим пост президентства в лучшие годы госструктуры. Политик уверен в том, что проведение преобразования поможет улучшить безопасность в государстве. По крайней мере, подобные заявления звучали из уст Медведева перед избирательной кампанией на пост главы державы.
А что касается комментариев со стороны самих членов комитета, то бюджетники не разделяют оптимизма насчёт реформы. Они убеждены, что депутаты плохо продумали систему изменения ведомства. Кто же из названых субъектов глаголет истину по поводу реорганизации следственного комитета РФ. В 2020 году последние новости прояснят ситуацию с судьбой следователей.
Пенсионное обеспечение сотрудников МВД, Росгвардии, ФСИН и Государственной противопожарной службы регулируется теми же нормами, что и пенсии для военнослужащих – это Закон РФ №4468-1 от 12 февраля 1993 года. То есть, сотрудники силовых органов имеют право на пенсию по выслуге лет, причем в двух вариантах:
- те, кто на день увольнения со службы имел выслугу в 20 лет и более;
- те, кто был уволен со службы по состоянию здоровья, предельному возрасту или по сокращению, но при этом имеет выслугу не менее 12 лет и 6 месяцев, общий трудовой стаж – 25 лет и больше (календарных), при этом уже достиг 45-летнего возраста.
В соответствии с законом определяется и размер пенсий сотрудников МВД и других силовых органов. Так, эта пенсия не может быть меньше социальной пенсии, а порядок расчета таков:
- при увольнении по выслуге лет в 20 лет и более: 50% денежного довольствия плюс 3% за каждый год службы сверх 20 лет (но не более 85%);
- при увольнении при выслуге в 12,5 лет и более и общем стаже в 25 лет и более: 50% денежного довольствия за общий трудовой стаж в 25 лет плюс по 1% за каждый год общего стажа сверх этого.
При этом сумма денежного довольствия в данном случае складывается из должностного оклада, оклада по званию и надб��вок (в том числе за выслугу лет), общая сумма которых затем умножается на понижающий коэффициент.
Понижающий коэффициент в 2020 году равен 73,68%. Изначально, в 2012 году, его установили на уровне в 54%, и затем он должен был ежегодно подниматься на 2%, однако по факту его поднимают буквально вручную – на разное значение и не каждый год.
Сама выслуга лет включает в себя годы непосредственно службы и еще некоторые периоды. Например, для сотрудников МВД в выслугу засчитывается период учебы – не более 5 лет и по соотношению «1 год учебы = 6 месяцев службы». Если служба была в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (и на других территориях с неблагоприятными условиями службы), выслуга идет в льготном исчислении – каждый календарный год службы дает идет в выслугу с повышающим коэффициентом.
Денежное довольствие и пенсии также увеличиваются на районный коэффициент – а если пенсионер прослужил не меньше 15 лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 лет в приравненных к нему районах, повышенный размер пенсии сохранится и при переезде в другой регион.
Как уже было сказано выше, бывший сотрудник МВД или других силовых органов может иметь выслугу всего в 12 лет и 6 месяцев, но если он имеет общий страховой стаж в 25 лет и больше, достиг 45-летнего возраста и был уволен со службы по состоянию здоровья или из-за достижения предельного возраста, он получает право на пенсию по смешанному стажу.
Рассчитывается она уже от общего стажа – за 25 лет начисляется 50% от денежного довольствия, а за каждый год сверху этого еще по 1%. Но, что еще важно, такие пенсионеры могут оформить еще и страховую пенсию по старости, правда, если соответствуют всем требованиям.
Требования эти стандартные для назначения страховой пенсии:
- возраст – не меньше общеустановленного пенсионного (в 2021 году это будет 61,5 года мужчин и 56,5 лет для женщин);
- наличие страхового стажа (не менее 12 лет в 2021 году);
- наличие пенсионных коэффициентов (не менее 21 в 2021 году).
И в данном случае есть одна особенность – в страховой стаж не будут входить те годы, которые учтены при назначении пенсии по выслуге лет. То есть, если пенсионер прослужил в МВД 15 лет, а всего стаж у него – 25 лет, то годы службы в МВД не войдут в страховой стаж для назначения страховой пенсии.
С другой стороны, если человек прослужил меньше минимальных 12,5 лет, то он не получает права на пенсию по выслуге, и тогда все годы службы можно включить в страховой стаж.
И еще один нюанс – «вторая» пенсия от Пенсионного фонда России назначается без учета фиксированной выплаты. То есть, сумма будет определяться только пенсионными баллами – за минимальный 21 коэффициент пенсионер в 2021 году получит лишь 2076,06 рублей. По сути, это скорее доплата, чем полноценная пенсия (а так как общая выплата будет больше прожиточного минимума, пенсионер не получит права на социальную доплату).
Система И Структура Органов Предварительного Следствия В России
Следует отметить, что существует три возможных сюжета развития событий на стадии передачи уголовного дела в суд. Как правило, этап предварительного расследования заканчивается передачей: ходатайства об освобождении от уголовной ответственности, обвинительного акта или же постановления о применении мер медицинского характера.
Постановлением ВЦИК 25 мая 1922 г. был принят первый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР . Этот Кодекс не имел специальной статьи с перечнем органов предварительного следствия, но в п. 5 ст. 23 УПК говорилось, что под словом “следователь” разумеются народные следователи, следователи, состоящие при губернских судах, следователи военных трибуналов и следователи по важнейшим делам при Наркомате юстиции.
В последующем в уголовно-процессуальное законодательство вносятся важные изменения и дополнения, направленные на: расширение гарантий прав участников процесса (например, допуск защитника на более ранних этапах предварительного расследования); совершенствование организационных вопросов расследования (регламентирование полномочий начальника следственного отдела — в 1965г.); изменение подследственности (например, передача в 1978 г. уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних следователям МВД); более полное использование возможностей науки и техники в уголовном судопроизводстве (введение в 1965 г. в уголовный процесс специалистов); использование в уголовном процессе данных, полученных оперативно-розыскным путем (в связи с принятием в 1992 и 1995 гг. законов об ОРД) и т. д. Заметим, однако, что если с 1963 г. следственный аппарат считался структурным подразделением МВД, УВД, то в 1970 г. следственные подразделения были включены в состав горрайорганов внутренних дел.
С предварительным следствием связан и руководитель следственного органа (п. 38.1 ст. 5 УПК), который в отличие от следователя обладает еще рядом организационных полномочий в основном контрольного характера по отношению к следователям своего подразделения. Он может проверять материалы уголовного дела, которое ведет следователь возглавляемого им следственного органа, дает согласие на проведение ряда следственных действий и принятие решений.
В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.
Сокращениям предшествуют аресты
Одним из намеков на предстоящую реформу ведомства стала исходившая от Колокольцева критика в адрес транспортной полиции, прозвучавшая в ходе упомянутой выше мартовской коллегии. Как сообщали СМИ, причиной стали показатели – более низкие, чем у других структурных подразделений МВД. Якобы министр дал «транспортникам» год на исправление ситуации, в противном случае будет поставлен вопрос целесообразности дальнейшего существования ведомства как такового.
Выступавший на коллегии Владимир Путин, в свою очередь, обратил внимание на рост преступности в ряде регионов и крупных городов РФ. Не углубляясь в конкретику, президент призвал выявить причины этого и принять соответствующие меры. Следствием прозвучавшей критики стало появление новых публикаций о неизбежном продолжении полицейской реформы, с целью повышения эффективности работы.
Среди прочего, в них говорилось и о грядущих новых сокращениях : якобы, численность территориальных органов МВД должна уменьшиться на 10%, центрального аппарата – на 5%. Весной глава государства об этом не сказал ни слова, но, возможно, конкретика приводится в том самом, 11-страничном докладе министра Колокольцева, который предстоит доработать с учетом президентских пожеланий? Хотя до сентября какие-либо данные о предстоящих массовых увольнениях определенно не будут озвучены.
Зато, о чем регулярно пишут СМИ, так это о резонансных коррупционных делах, фигурантами которых становятся высокопоставленные полицейские начальники. За примерами далеко ходит не нужно. Буквально на днях стало известно о задержании экс-главы УМВД по Камчатскому краю Михаила Киселева, уволенного с должности в минувшем июне указом президента и ставшего фигурантом уголовного дела о превышении должностных полномочий.
Как следует из официального сообщения Следственного комитета, полицейский «погорел» на взятке в размере 2 млн рублей, полученной им через посредника от некоего бизнесмена, «за сокрытие подчиненными факта изъятия неправомерно перевозимой рыбы и ее возвращение владельцу». Учитывая, что в ГСУ СК РФ полным ходом идет расследование деятельности целого ряда бывших сотрудников Управления, получавших взятки за покровительство незаконному обороту водных биоресурсов, в деле Киселева вскоре могут появиться новые фигуранты.
Одновременно Колокольцев освободил от должности замначальника камчатского Управления Максима Митрофановского с формулировкой «в связи с серьезными упущениями в организации оперативно-служебной деятельности».
Впрочем, минувшее лето выдалось «богатым» на аресты высокопоставленных полицейских чиновников. Так, на минувшей неделе в Иркутске решением суда был взят под стражу замначальника следственного управления МВД по Бурятии Андрей Бардаханов, ранее задержанный в одной из иркутских гостиниц при получении взятки в размере 15 млн рублей.
Чего ожидать от предстоящей реформы МВД
Инициатива по снижению численности работников силовых ведомств была предложена Михаилом Мишустиным в конце октября 2020 года в информационном издательстве ТАСС. На обсуждение были вынесены следующие вопросы, которые нашли поддержку среди депутатов:
- объединить несколько ведомств под управление МВД;
- из-за этого сократить численность состава служащих на 1/10;
- поднять сумму выплачиваемого довольствия, напрямую учитываемого при расчёте военной пенсии, до 80%;
- исключить возможность роста пенсий бывшим военнослужащим менее чем на 2% ежегодно;
- до 25 лет увеличить максимальный период времени службы, необходимый для назначения пенсионного обеспечения;
- увеличить срок использования вещевого имущества;
- создать единую структуру, которая будет курировать техническое обеспечение личного состава, заниматься финансовой и хозяйственной деятельностью.
Понятие и система органов предварительного расследования
Одной из функций правоохранительной деятельности, реализуемой в форме предварительного следствия, дознания и оперативно-розыскной деятельности, является выявление, раскрытие и расследование преступлений специально созданными государственными органами, уполномоченными осуществлять уголовное преследование. Поскольку выявление, раскрытие и расследование преступлений осуществляется на досудебной стадии уголовного судопроизводства, постольку этот вид деятельности является предварительным, т. е. предшествующим рассмотрению уголовного дела в суде. Указанная стадия имеет решающее значение для справедливого, законного и обоснованного разрешения уголовного дела в суде, поскольку позволяет решить важнейшие задачи уголовного процесса: обнаружить и зафиксировать следы преступления; установить подозреваемого и изобличить его в совершении противоправного деяния; произвести ряд процессуальных действий, направленных на пресечение или превентивное предупреждение преступной деятельности, а по результатам расследования — прийти к предварительным выводам о виновности конкретного лица в совершении преступления и предъявлении ему обвинения со стороны государства.
Предварительное расследование — деятельность уполномоченных государством органов (органов предварительного следствия и органов дознания) и их должностных лиц по раскрытию, пресечению и расследованию совершенных (готовящихся) преступлений, розыску и изобличению лица (лиц) в совершении преступления, привлечению виновных к уголовной ответственности, принятию мер по возмещению вреда, причиненного преступлением, установлению обстоятельств, способствовавших совершению преступления и принятию мер, направленных на предупреждение причин и условий преступлений.
Органы и должностные лица, осуществляющие дознание, их задачи и функции
Органы дознания — государственные органы и их должностные лица, уполномоченные в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК РФ).
К органам дознания относятся (ст. 40 УПК РФ): органы внутренних дел РФ и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции; органы Федеральной службы судебных приставов; органы Федеральной службы исполнения наказаний; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы; начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ; органы ФСБ России; органы ФСО России; органы СВР России; таможенные органы РФ.
На органы дознания возлагается: дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно (ст. 223 УПК РФ); выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст. 157 УПК РФ); исполнение письменных поручений следователей о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий (ч. 2 ст. 38 УПК РФ).
Полномочия органов дознания при производстве расследования преступлений определяются характером уголовного дела.
Если по уголовному делу предварительное следствие обязательно (круг таких дел определяется ч. 2 ст. 150 УПК РФ), то в их полномочие входит возбуждение уголовного дела и производство по нему неотложных следственных действий. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела, орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа по подследственности. После направления уголовного дела руководителю следственного органа, орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя (ч. 4 ст. 157 УПК РФ).
По уголовному делу, по которому предварительное следствие не обязательно (ч. 3 ст. 150 УПК РФ), орган дознания правомочен возбудить уголовное дело и произвести по нему необходимые следственные и процессуальные действия, предусмотренный УПК РФ, в полном объеме, применить к лицу установленные законом меры процессуального принуждения, а по окончании дознания составить обвинительный акт или обвинительное постановление и направить материалы уголовного дела прокурору, для последующего направления их в суд.
Дознаватель — должностное лицо органа дознания, которому начальник органа дознания или его заместитель поручил производство расследования уголовного дела.
Дознаватель уполномочен принимать дело к своему производству, самостоятельно производить по нему процессуальные действия, оценивать по своему внутреннему убеждению доказательства по уголовному делу, принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуется согласие начальника органа дознания, согласие прокурора, осуществлять иные полномочия (ст. 41 УПК РФ).
Дознание производится (ч. 3 ст. 151 УПК РФ): дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации — по всем уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 3–6 настоящей части; дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами федеральной службы безопасности), ч. 1 и 2 ст. 322, ч. 1 ст. 323 УК РФ; дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 157 и 177, ч. 1 ст. 294, ст. 297, ч. 1 ст. 311, ст. 312 и 315 УК РФ; дознавателями органов Государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 168, ч. 1 ст. 219, ч. 1,2 ст. 261 УК РФ; следователями Следственного комитета РФ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 3 ст. 150 УПК РФ, совершенных лицами, указанными в пп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 настоящей статьи.
Непосредственное руководство дознанием осуществляет начальник подразделения дознания, который возглавляет соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (ст. 40.1 УПК РФ).
Начальник подразделения дознания, по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям, уполномочен: поручать дознавателю проверку сообщений о преступлениях, принятие по нему решений, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу; изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю; отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу; вносить прокурору ходатайства об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела (ст. 40.1 УПК РФ).
При осуществлении этих полномочий начальник подразделения дознания вправе проверять материалы уголовного дела, давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.
Начальник органа дознания — должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномочен давать поручения начальнику подразделения дознания и дознавателю о производстве дознания и неотложных следственных действий, а также осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.
В органах и учреждениях Федеральной службы исполнений наказаний руководителями органов дознания являются начальники исправительных колоний, воспитательных колоний, тюрем, лечебных исправительных учреждений, следственных изоляторов. Они своими приказами назначают на должности дознавателей специально выделенных работников из числа начальствующего состава возглавляемых ими учреждений.
Ряд должностных лиц: капитаны морских (речных) судов, находящиеся в дальнем плавании, руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, — не являясь органами дознания, тем не менее, уполномочены, при наличии повода и оснований, возбуждать уголовные дела по факту установления преступления, совершенного на морских (речных) судах, находящихся в дальнем плавании, по месту дислокации партий и зимовок, а также в пределах территорий консульских учреждений и дипломатических представительств. Кроме того, уголовно-процессуальный закон возлагает на них обязанности по выполнению неотложных следственных действий (ч. 3 ст. 40 УПК РФ).
Какой будет выслуга лет в МВД с 2021 года
Прогноз касательно увольнений и сокращений однозначен — они продолжатся. Основным критерием остается профпригодность, уровень квалификации и здоровья служащих.
Помимо кризиса, значительную роль здесь сыграла новая структура — Росгвардия и необходимость увеличения окладов. Места сохранятся за высококвалифицированными профи, подтвердившими свою пригодность к службе, в том числе и по здоровью. Всем кадрам, вплоть до высших чинов, предстоит профессиональная аттестация и сдача физических нормативов.
Сокращения можно не бояться тем, у кого присутствует хотя бы один «бонус»:
- статус единственного кормильца;
- минимум двадцатилетний стаж;
- боевые заслуги;
- высокий профессионализм в сочетании с постоянным повышением квалификации, высокая раскрываемость преступлений.
К концу реформы, а это 2025 год, в рядах правоохранителей оставят 110 тысяч человек. Тех, кого посчитают негодными, уведомят специальной распиской и сохранят за ними пособия с компенсацией налогов, пока те найдут новое место работы.
Что касается увеличения выслуги лет, то, вопреки распространенному мнению, она останется прежней. Поднимут только максимальный возраст служащего МВД (Федеральный закон №318-ФЗ от 2 августа 2020 года). Он напрямую зависит от звания.
Так, подполковники и майоры остаются служить до 55 лет, полковники на пять лет дольше. Предельный возраст генерал-лейтенантов и генерал-майоров — 65 лет.
Для оценки пригодности будут оценивать:
- интеллектуальную составляющую;
- здоровье;
- степень раскрываемости преступлений.
Сдавать экзамены испытуемые будут в электронном виде — списать и подсмотреть не удастся.
Новшества коснутся и правил принятия новых служащих. Так, в средний и вышестоящий состав могут принять только кандидатов, чей возраст попадает в рамки 35-40 лет. Придется также сдавать экзамены и нормативы — за исключением тех, кто претендует на гражданскую должность. Ряд должностей, например, бухгалтерских, переведут в категорию гражданских.
За летними откровениями 2020 года от правительственных чиновников ничего не последовало. Никакие проекты повышения выслуги лет для силовиков публично не озвучивались, о возможном их внесении в Думу не говорится. Но многие сотрудники МВД решили не дожидаться возможной реформы. Тем более что внятного отказа от планов повысить выслугу тоже не высказывалось.
В 2020 году уровень укомплектованности личным составом МВД России упал до самого низкого за последние годы уровня — 92,6%. Плановый уровень — 95%.
Руководство МВД это никак не комментирует, но Счётная палата в октябре 2020 года назвала главную причину. Из полиции массово увольнялись все, кто достиг 20-летней выслуги лет. Едва заработав положенную для выхода на пенсию выслугу, сотрудники покидали систему. Счётная палата уверена — это прямое следствие опасений о пересмотре условий выхода на ведомственную пенсию.
Глава московского межрегионального профсоюза полиции и Росгвардии Михаил Пашкин уверен, что дело не только в этом. Сами условия службы в МВД таковы, что сотрудники, которым до 20-летней выслуги осталось совсем немного, терпят только до того заветного дня, когда эта выслуга будет достигнута. Постоянное давление руководства, внеурочная работа, практический запрет на выезд за границу — долго в таких условиях служить очень тяжело. Полицейские выходят на пенсию по выслуге лет и устраиваются на спокойную гражданскую работу.
Что касается возможного повышения выслуги лет в МВД, то Павлов полагает — такая реформа нанесёт большой ущерб. Сотрудники начнут массово увольняться, а потенциальные свежие кадры трижды подумают, стоит ли идти служить на новых условиях.
По прогнозам аналитиков, воплощение широкого круга социальных и экономических реформ придется на 2020 год.
В пояснительной записке указано, что данные изменения направлены на сохранения на службе ценных опытных кадров, а также в целях увеличения размера последующего государственного обеспечения. Согласно законопроекту, общее количество лет, необходимое для получения пенсии по выслуге, будет составлять 25 лет. Это касается всех силовых структур – военных, полиции, службы наркоконтроля и ФСИН.
- Работник перечисленных выше ведомств должен иметь стаж службы от 20 лет, если он был уволен по причине:болезни; признания негодности к службе специальной комиссией; достижения предельного возраста; в результате сокращения.