Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пени по налогу на прибыль: проводки и отражение в учете». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Определение налогового штрафа можно найти в ст. 114 НК РФ. Согласно нормам Налогового кодекса, штраф относится к категории налоговых санкций. Применяется он в случае совершения налогового правонарушения и исчисляется в денежном выражении.
Учет штрафов по налогам и страховым взносам
Размер штрафа зависит от вида нарушения (гл. 16 НК РФ). Самые распространенные налоговые санкции, с которыми сталкивается бухгалтер, это штрафы за ошибки в отчетности и несоблюдение сроков ее сдачи, а также штрафы за нарушение сроков ответа на требования ИФНС.
Например, при подаче декларации по НДС позже установленного срока компанию ждет штраф в размере от 5 до 30 % суммы налога, указанного в декларации. При этом минимальный штраф составит 1000 рублей (ст. 119 НК РФ). А если бухгалтер забыл перечислить налог, придется заплатить пени за каждый день просрочки.
Все штрафы по налогам выносятся на основании решения налогового органа и подлежат уплате виновной организацией. Поплатиться за ошибки может и должностное лицо (минимальный штраф согласно КоАП РФ составляет 300 рублей).
Штрафы отражаются по дебету счетов 91 или 99 и кредиту счетов 68 или 69. Штрафы по налогу на прибыль и налогам, уплачиваемым в связи с применением УСН, ЕСХН, нужно отражать на счете 99. Штрафы по другим налогам отражаются по дебету счета 91 (приложение к письму Минфина РФ от 28.12.2016 № 07-04-09/78875).
Для подробной аналитики можно открыть дополнительные субсчета к счету 68 в разрезе видов налогов. Например, счет 68 субсчет «Штрафы по НДС». Такая аналитика позволит бухгалтеру отследить, штрафы по каким налогам уже уплачены.
Дебет 91/99 Кредит 68 — начислен штраф по налогу.
Дебет 91 Кредит 69 — начислен штраф по страховым взносам.
Дебет 68/69 Кредит 51 — перечислен штраф по налогу или страховым взносам.
Суммы налоговых санкций в расходах при налогообложении не учитываются (п. 2 ст. 270, п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ).
Пример отражения пеней по налогу на прибыль
Рассмотрим пример расчета и проводки пеней по налогу на прибыль.
Пример
Пусть ООО «Принцип» по итогам 9 месяцев 2020 года должно было уплатить квартальный аванс по налогу на прибыль в общей сумме 5 000,00 руб. до 28.10.2020. Из них 4250,00 руб. — в региональный бюджет, а 750 руб. — в федеральный. Однако из-за отсутствия денежных средств на счету ООО «Принцип» 28.10.2020 смогло оплатить лишь 3 000 руб. в региональный бюджет и 500 руб. в федеральный. Остаток долга 1 250 руб. и 250 руб.соответственно компания перечислила 12.12.2020.
Рассчитаем сумму пеней на 12.12.2020 по недоимке в размере 1250,00 и 250 руб. Просрочка составила 45 дней.
Пени по недоимке в региональный бюджет составили:
- до 30 дней: 1 250,00 × (1/300 × 7%) × 30 = 8,75 руб.
- с 31-го дня: 1 250,00 × (1/150 × 7%) × 14 = 8,75 руб.
- итого общая сумма пеней: 8,75 + 8,75 = 17,50 руб.
Пени по недоимке в федеральный бюджет составили:
- до 30 дней: 250,00 × (1/300 × 7 %) × 30 = 1,75 руб.
- с 31-го дня: 250 × (1/150 × 7 %) × 15 = 1,75 руб.
- итого общая сумма пеней: 1,75 + 1,75 = 3,50 руб.
Отображение налоговых штрафных санкций в бух.учете
Для отображения понесенных затрат, которые возникают при начислении штрафов и пени, используется счет 99 Прибыль и убытки. Для удобства он разбивается на два субконто – пеня и штраф. Дебет этого счета корреспондирует с соответствующим налоговым платежом, который отображается по кредиту счета 68 и 69.
Бытуют мнения в бухгалтерских кругах, что для отображения начисленных пеней и штрафов можно также использовать счет 91 Прочие расходы. Однако в таком случае возникает постоянное налоговое обязательство, что несколько усложняет сам процесс их учета.
Кроме того, если начисленные пени и штрафы будут отображаться на 91 счете, то это приведет к снижению налогооблагаемой базы и нарушит подлинность предоставления информации, отображенной в финансовых показателях организации.
Важно! Признанные в бухгалтерском учете пеня и штрафы не имеют своего отображения в налоговом учете, поэтому никак не уменьшат ваше налоговое обязательство.
Привлечение к ответственности в виде штрафов
Штраф начисляется плюсом к пеням. Но основания для выставления штрафных санкций иные. Государство не штрафует за нарушение срока уплаты. Штрафы по налогам назначают за неверно посчитанную сумму обязательств (неумышленно или преднамеренно заниженную).
Таким образом, если вы отдадите верную сумму обязательства, но позже установленного срока – заплатите только пени. А если сумма налога в документах окажется ниже и будет погашена в этом размере — заплатите недоимку, пени и штраф.
Штраф имеет фиксированный уровень, и не зависит от количества дней просрочки. Он составляет:
- 20% от суммы долга, если она была занижена неумышленно;
- 40% — если преднамеренно.
Штрафы и пени (вне зависимости от налога и периода, за который они начислены) нужно отражать по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 68. Дата проводки будет совпадать с датой решения по проверке.
В налоговом учете такие суммы нельзя принять к расходам — об этом прямо говорится в подпункте 2 статьи 270 НК РФ. Соответственно, разница между налоговым и бухгалтерским учетом не возникает.
Пример 1
В июле 2011 года инспекторы приняли решение по проверке, в соответствии с которым оштрафовали предприятие по статье 122 НК РФ за неуплату НДС в 2009 году. Размер штрафа составил 5 000 руб. Кроме того, ревизоры начислили пени в сумме 1 250 руб.
По итогам проверки бухгалтер сделал проводки в июле 2011 года:ДЕБЕТ 99 «пени и санкции» КРЕДИТ 68
– 5 000 руб. — начислен штраф за неуплату НДС;
ДЕБЕТ 99 «пени и санкции» КРЕДИТ 68
– 1 250 руб. — начислены пени.
Какой штраф за неуплату транспортного налога
Транспортный налог оплачивается владельцами транспортных средств при условии отсутствия льгот.
Льготы по налогу устанавливаются федеральным законодательством, а именно, статьей 361.1 Налогового Кодекса РФ и региональными законами о транспортном налоге.
Статьей 363 НК РФ устанавливаются сроки и порядок оплаты регионального налога на движимое имущество:
- оплата налога производится в региональный бюджет по реальному месту нахождения транспортного средства;
- сроки оплаты сбора устанавливаются региональными законами;
- освобождаются от уплаты налога собственники грузовых автомобилей, имеющих массу более 12 т, при условии, что равнозначная налогу сумма оплачена в систему «Платон» и владельцы транспорта, имеющие льготы в соответствии с местным законом.
Почему и как начисляются санкции
Конечно, кроме уклонения от уплаты налогов есть и другие причины, которые могут привести к санкциям фискальных органов:
- нарушение правил ведения доходов и расходов;
- несвоевременная сдача отчетности;
- просрочка платежа;
- неправильно исчисленная сумма налога.
Каждая из перечисленных провинностей — повод для наложения штрафов. Что касается пеней, то, согласно ст. 75 Налогового Кодекса РФ, они могут быть выставлены исключительно за просрочку уплаты налога или сбора.
Если штраф — это фиксированная законом сумма, то пеня обычно вызывает у бухгалтеров трудности с расчетом. Налоговый орган, безусловно, сам рассчитывает, сколько должно предприятие, но многие юридические лица предпочитают проверить правильность, так как встречаются ошибки.
П. 4 ст. 75 НК РФ прямо указывает, что пеня начисляется в процентном соотношении от суммы недоимки в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый календарный день, наступая со дня просрочки.
На задолженность юридических лиц, срок уплаты по которой наступил после 30.09.2017 года, действует иная схема:
- просрочка платежа до 30 дней — 1/300 ставки рефинансирования;
- свыше 30 дней просрочки — 1/150 ставки рефинансирования.
Примечание от автора! Ставка рефинансирования — это утвержденный Центральным Банком размер процента предоставленных кредитов прочим банкам.
Учет пеней и штрафов по налогам
1 ст. 174 НК РФ, НДС необходимо заплатить не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным. Следовательно, это надо было сделать до 25 августа 2017 года.
Сверившись с календарем, бухгалтер высчитал количество дней просрочки — 48, начиная с 26 августа. Так как данная задолженность образовалась до 30 сентября 2017 года, то величина ставки рефинансирования будет рассчитана одним способом и останется 1/300, независимо от количества дней.
Согласно Информации Центрального Банка РФ от 16.06.2017 года, ставка рефинансирования установлена в размере 9%. Однако до 13 октября она менялась еще раз. По Информации Центрального Банка РФ от 15.09.2017 года, с 18.09.2017 года установлена ставка 8,5%. Поэтому следует рассчитывать пени по-разному.
Теперь можно посчитать, в каком размере придут санкции от налогового органа:
- 20 365 * 23 дня * 1/300 * 9,0% = 140,52 рубля;
- 20 365 * 25 дня * 1/300 * 8,5% = 144,25 рублей;
- 140,52 + 144,25 = 284,77 рублей.
Найдена сумма пеней по просроченной задолженности. Для наглядности можно составить таблицу:
Период просрочки |
Количество дней просрочки |
Сумма задолженности |
Ставка рефинансирования |
Размер ставки рефинансирования |
Начисленные пени |
---|---|---|---|---|---|
С 26.08.2017 по 17.09.2017 |
20 365,00 |
9,0% |
140,52 |
||
С 18.09.2017 по 13.10.2017 |
20365,00 |
8,5% |
144,25 |
||
ИТОГО: |
284,77 |
Отражение в бухгалтерском учете санкций по договорам с контрагентами
Как в бухучете проводками отразить штрафы или пени, возникающие в отношениях с контрагентами? Расходы или доходы, образующиеся у юрлица в этом случае, относятся к числу прочих (п. 7 ПБУ 9/99 и п. 11 ПБУ 10/99, утвержденные приказами Минфина России от 06.05.1999 № 32н и № 33н). План счетов бухучета (утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) рекомендует для их отражения использовать счет 91, по кредиту которого будут показываться доходы, а по дебету — расходы.
Корреспондирующим счетом для счета 91 в проводке по отражению штрафа или пени в бухгалтерском учете станет счет учета расчетов 76, к которому Планом счетов бухучета предусмотрено открытие субсчета, именующегося «Расчеты по претензиям». Аналитика на этом субсчете организуется по контрагентам и каждой возникающей претензии.
То есть записи проводок по начислению штрафных санкций будут иметь следующий вид:
- Дт 91 Кт 76 у юрлица, отражающего адресованную ему претензию (т. е. свой расход);
- Дт 76 Кт 91 у юрлица, выставившего претензию своему контрагенту и рассчитывающего на поступление средств в свой адрес.
Сумма, сопровождающая эти проводки, для обеих записей будет определяться одинаково: как соответствующая объему начислений, либо признанных должником, либо установленных судом (п. 10.2 ПБУ 9/99, п. 14.2 ПБУ 10/99). Соответственно, и момент отражения в учете совпадет с моментом либо признания, либо принятия судебного решения.
Оплата санкций выразится проводкой Дт 76 Кт 51 (перечисление контрагенту) или Дт 51 76 (поступление от контрагента).
Важно! КонсультантПлюс предупреждает Минфин России выделяет случаи, в которых штрафные санкции облагаются НДС. Это ситуации, когда… Подробнее смотрите в К+. Пробный доступ можно получить бесплатно.
Пени по НДС, проводки
Те организации и ИП, которые являются плательщиками налога на добавленную стоимость, обязаны рассчитаться с бюджетом по итогам отчетного квартала тремя равными платежами: не позднее 25 числа каждого из 3-х месяцев, следующих за этим периодом. Таким образом, к начислению пеней по НДС может привести любое из нарушений дат, а также занижение суммы налога, которую необходимо было заплатить в 1 или 2 месяце. Разумеется, если плательщик выполнит свою задачу авансом, то есть перечислит, например, в 1 месяце 2/3 положенной суммы, во втором – оставшуюся треть, а в третьем ничего платить не будет, пени ему не грозят. Тем не менее, если нарушение по суммам и срокам допущено, то пеней ему, к сожалению, не избежать.
Расчеты по НДС в учете отражаются по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам». Для данного налога, как правило, открывают субсчет 68-02. Пени при этом целесообразно будет выделить также на отдельный субсчет либо же отразить их с отдельной аналитикой, чтобы отделить их от основной суммы налога, а также от возможных штрафов.
Для самого начисления пени по НДС проводка будет идентичная: Дебет 99, субсчет «пени» — Кредит 68-02.
Уплата пени проводка бюджет
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Любые пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджеты (внебюджетные фонды), могут учитываться организациями госсектора на счете 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» с отнесением на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта». Сумму возмещенных виновным лицом денежных средств следует рассматривать в качестве компенсации затрат учреждения, подлежащих отражению на счете 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат».
Обоснование вывода: В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса (далее — НК РФ) налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета налоговые декларации (расчеты). Согласно ч. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный срок декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в установленном размере. В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Таким образом, обязательство по оплате пеней и штрафов возникает именно у налогоплательщика — бюджетного учреждения. Отражение в учете операций по принятию таких обязательств, а также их исполнению не может быть увязано с возмещением каких-либо средств от физических или юридических лиц. В соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее — Указания N 65н), расходы по уплате штрафов, пеней (в том числе за несвоевременную уплату налогов (взносов)) отражаются по КВР 853 «Уплата иных платежей» в увязке со статьей 290 «Прочие расходы» КОСГУ. С 01.01.2018 данная статья КОСГУ детализирована подстатьями КОСГУ 291-296. Так, расходы по уплате пеней, штрафов за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах относятся на подстатью 292 КОСГУ*(1). Расчеты по перечислению в бюджет пеней и штрафов могут учитываться организациями госсектора на счете 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»*(2). Расходы, связанные с уплатой пеней и штрафов, учитываемых на счете 0 303 05 000, не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а относятся на финансовый результат учреждения — на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта» (абзац 8 п. 131 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, далее — Инструкция N 174н). Как правило, судебная практика основывается на том, что уплата налогов и соответствующих пеней является законной обязанностью организации и, соответственно, подобные расходы не могут рассматриваться в качестве прямого действительного ущерба. Поэтому принятие решения о взыскании с виновных сотрудников предъявленных учреждению штрафных санкций в порядке привлечения к материальной ответственности нецелесообразно. Однако это не исключает возможности добровольного возмещения виновными лицами расходов учреждения, возникших в связи с предъявлением учреждению таких штрафных санкций. Полагаем, что в рассматриваемой ситуации сумму возмещенных виновным лицом денежных средств следует рассматривать в качестве компенсации затрат учреждения. Такие поступления, согласно Указаниям N 65н, должны отражаться в бухгалтерском учете с применением подстатьи 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ. Данному коду КОСГУ соответствует счет 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат» (п.п. 108, 109 Инструкции N 174н). По общему правилу бюджетные учреждения отражают начисление любых доходов по дебету счета 209 00 и кредиту счета 401 10 только по коду финобеспечения «2» — приносящая доход деятельность (письмо Минфина России от 09.11.2016 N 02-06-10/65506). Данный порядок учета не препятствует принятию в организации самостоятельного решения: — о направлении средств на осуществление расходов, связанных с выполнением госзадания; — о перечислении поступивших средств в доход бюджета. Таким образом, в рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов: 1. Дебет 4 401 20 292 Кредит 4 303 05 730 — на основании требования налогового органа начислены пени, штрафы; 2. Дебет 4 303 05 830 Кредит 4 201 11 610 Увеличение забалансового счета 18 (КВР 853, КОСГУ 292) — оплачены пени, штрафы; 3. Дебет 2 209 34 560 Кредит 2 401 10 134 — начислен доход от компенсации затрат учреждения; 4. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 209 34 660 Увеличение забалансового счета 17 (АнКВД 130, КОСГУ 134) — поступили на лицевой счет средства, добровольно внесенные виновным лицом.
Расчета пеней по контракту в бюджетном учреждении
Согласно пункту 6 Правил № 1063, за каждый день просрочки поставщику (исполнителю, подрядчику) начисляют пени в размере не менее 1/300 ключевой ставки от цены контракта. Ставку берут на дату уплаты пеней (как и в случае с заказчиком). А цена контракта должна быть уменьшена на сумму, пропорциональную объему обязательств, которые контрагент фактически исполнил. Размеры санкций для поставщика определяют по Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2021 г. № 1063 (Правила № 1063) Для расчета суммы применяют формулы из Правил № 1063. При этом необходимо учитывать постановление Правительства РФ от 8 декабря 2021 г. № 1340 (далее – постановление № 1340). В нем сказано, что к отношениям, регулируемым актами Правительства РФ, в которых используется ставка рефинансирования ЦБ РФ, с 1 января 2021 года нужно применять не ее, а ключевую ставку, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Долгое время ставка рефинансирования оставалась на уровне 8,25 процента годовых (Указание ЦБ РФ от 13 сентября 2021 г. № 2873-У). Однако с 2021 года ее приравняли к ключевой. В результате ставка рефинансирования утратила былое значение и является теперь лишь формальной величиной, фигурирующей во многих законодательных актах. Давайте выясним, как изменится начисление неустойки в связи с этими новациями. Контрактная система основана на положениях Гражданского кодекса РФ. Об этом сказано в части 1 статьи 2 Федерального закона от 5 апреля 2021 г. № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ). Так, под контрактом понимают гражданско-правовой договор, который может быть заключен в том числе бюджетным учреждением в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Закона № 44-ФЗ. А одно из обязательных условий договорных отношений – ответственность контрагентов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств (ч. 4 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).
Административный штраф как начислить в 2021 год проводки бюджетном учреждении
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Любые пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджеты (внебюджетные фонды), могут учитываться организациями госсектора на счете 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» с отнесением на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта».
Бюджетному учреждению налоговым органом предъявлены пени за несвоевременную уплату налогов (взносов, сборов) и штрафы за нарушение сроков представления налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам). Оплата указанных пеней и штрафов проведена по подстатье 292 КОСГУ за счет субсидии на госзадание. Нарушение сроков произошло по вине сотрудника бухгалтерии, и он согласен добровольно возместить произведенные расходы. Как отразить в бухгалтерском учете операции по уплате пеней и штрафов и их возмещение виновным лицом?
Изменения в выставлении неустойки ООО, произошедшие с 1 октября
С целью уменьшения срока невыплаты с 01.10.2017 года для Обществ с ограниченной ответственностью неустойка за длительную просрочку возросла. Если компания не выплачивает налог свыше 30 дней после окончательного дедлайна, то на 31-й день пени по налогу становятся в 2 раза больше. Т.е. новое правило расчета действует только на срок долга свыше 30 дней, возникший после 01.10.2017г. Для ИП требования остаются прежними.
Запишем формулу для расчета, начиная с 31 дня:
Сумма штрафа = 8,5%/150 х долг х количество дней просрочки свыше 30
Посмотрим на примере.
не уплатила налог по УСН за 9 месяцев в установленное время. На рассматриваемый период уже 47 дней за ней числится долг в 25 000 рублей. Рассчитаем пени.
За 30 дней = 8,5%/300 х 25 000 х 30 = 212,5 руб.
За 31 — 47 дни = 8,5%/150 х 25 000 х 17 = 240,83 руб.
Отражение в бухгалтерском учете санкций по договорам с контрагентами
Как в бухучете проводками отразить штрафы или пени, возникающие в отношениях с контрагентами? Расходы или доходы, образующиеся у юрлица в этом случае, относятся к числу прочих (п. 7 ПБУ 9/99 и п. 11 ПБУ 10/99, утвержденные приказами Минфина России от 06.05.1999 № 32н и № 33н). План счетов бухучета (утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) рекомендует для их отражения использовать счет 91, по кредиту которого будут показываться доходы, а по дебету — расходы.
Корреспондирующим счетом для счета 91 в проводке по отражению штрафа или пени в бухгалтерском учете станет счет учета расчетов 76, к которому Планом счетов бухучета предусмотрено открытие субсчета, именующегося «Расчеты по претензиям». Аналитика на этом субсчете организуется по контрагентам и каждой возникающей претензии.
То есть записи проводок по начислению штрафных санкций будут иметь следующий вид:
- Дт 91 Кт 76 у юрлица, отражающего адресованную ему претензию (т. е. свой расход);
- Дт 76 Кт 91 у юрлица, выставившего претензию своему контрагенту и рассчитывающего на поступление средств в свой адрес.
Сумма, сопровождающая эти проводки, для обеих записей будет определяться одинаково: как соответствующая объему начислений, либо признанных должником, либо установленных судом (п. 10.2 ПБУ 9/99, п. 14.2 ПБУ 10/99). Соответственно, и момент отражения в учете совпадет с моментом либо признания, либо принятия судебного решения.
Оплата санкций выразится проводкой Дт 76 Кт 51 (перечисление контрагенту) или Дт 51 76 (поступление от контрагента).