Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «5 лайфхаков, которые сделают учёбу проще и эффективнее». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Типичный подход к приближающемуся учебному дедлайну выглядит примерно так: человек заставляет себя проводить все свободное время за учебными материалами, исключает все социальные мероприятия и развлечения и ругает себя за то, что теряет время или отвлекается. Это распространенный образец, потому что он представляет собой укрепляющий цикл. Вы начинаете отвлекаться, поэтому заставляете себя сдерживаться и тратить больше времени на обучение, что истощает вас еще больше, отвлекаться становится еще легче, что, в свою очередь заставляет проводить еще больше времени в учебной изоляции. Как правило, это продолжается до тех пор, пока учащийся не достигнет очень низкого уровня эффективности, не выдохнется и не сдастся.
Лайфхак № 1. Планируйте
Заведите ежедневник и составляйте планы на день, неделю, месяц, год. Например, вот список дел, которые Лев Толстой хотел освоить за два года:
- Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете
- Изучить практическую медицину и часть теоретической
- Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский
- Изучить сельское хозяйство, как теоретическое, так и практическое
- Изучить историю, географию и статистику
- Изучить математику, гимназический курс
- Написать диссертацию
- Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи».
Грандиозный план, правда? Что удивительно, Лев Николаевич справился с задачей и всё успел.
Как организовать режим труда и отдыха для школьника?
Чтобы у ребёнка не возникало проблем с выполнением домашнего задания, родители следят за его режимом. В расписании второй половины дня желательно выделять время на отдых, прогулку и обучение. До обеда дети бывают в школе, после — едят, отдыхают некоторое время и садятся за уроки. Сделав их, можно пойти погулять или в гости.
Если по каким-то предметам возникают затруднения, их откладывают до прихода мамы и папы вечером с работы. Доделать их желательно сразу после ужина, в позднее время всем труднее сохранять спокойствие и концентрироваться. В семьях, которых принято садиться за домашнее задание по ночам, часто происходят конфликты.
Школьники, которые посещают дополнительные занятия и секции в свободное время, обычно стараются делать уроки заранее, потому что к вечеру на них не остается ни сил, ни желания. Стоит помнить, что слишком большое количество кружков или секций вредят молодому организму, заставляя постоянно находиться в напряжении и запоминать новую информацию.
Время для сна и отдыха должно тщательно оберегаться родителями, оно не менее важно для детского развития и благополучия, чем оценки в школе.
Отвечайте на свои внутренние тревожные вопросы
Иногда отвлекающие факторы бывают ” т приходят из внешнего мира – они вторгаются изнутри! Если вас беспокоит конкретная проблема – «Когда я получу прибавку?» или «Что будет, если я провалю этот тест?» – вы можете обнаружить, что изо всех сил пытаетесь сосредоточиться.
К счастью, есть решение. Это может показаться немного глупым, но на самом деле ответы на эти внутренние вопросы помогут вам перенаправить свой разум обратно туда, куда нужно. Если вы поймали себя на беспокойстве, определите свой ключевой вопрос, вызывающий беспокойство, и ответьте на него простым и логичным образом, например:
- «Когда я собираюсь получить прибавку? ” Ответ: «Я поговорю об этом со своим начальником завтра».
- «Почему я не могу понять этот материал?» Ответ: “Я учусь так, как должен, поэтому я уверен, что разберусь с этим. Но если я все еще не справлюсь с этим материалом к концу недели , Я поговорю со своим учителем о дополнительной помощи. “
Перефразируйте негативные мысли
Негативные мысли делают изучение практически невозможным. Если вы обнаружите, что часто повторяете обреченные на провал мысли, попробуйте перефразировать их в более позитивные утверждения:
- Отрицательные : «Мне слишком сложно усвоить эту концепцию».
- Положительно : «Эта концепция сложна, но я могу ее понять»
- Отрицательно : «Ненавижу этот урок. Учиться на нем так скучно».
- Положительно : «Этот урок мне не нравится, но я хочу изучить материал, чтобы добиться успеха».
- Отрицательное : «Могу» Я так отвлекаюсь ».
- Положительно :« Я знаю, что потерял концентрацию раньше, но собираюсь попробовать еще раз ».
Каждому хотелось бы вырастить отличника, но ребенок невнимателен на уроках. Что делать в этом случае, знает не каждый родитель. Конечно же, помогать ему развить внимательность и память. Почаще проверять его домашние задания, не бросать все на самотек. Научно доказано, что недостаточное участие или же полное отсутствие мам и пап в учебном процессе их чада отрицательно сказывается на успеваемости детей. Если не хвалить ребенка, он не видит смысла развиваться дальше.
Соответственно, с первых дней поступления в школу и на каникулах необходимо стремиться заинтересовать его учебой. Можно это сделать в игровой форме, рассказывать какие-то интересные факты. Главное, чтобы это нравилось детям и увлекало их в мир знаний, а не являлось неприятной обязанностью, за которую еще и могут поругать.
При умелой «игре» голосом можно держать публику во внимании долгое время. Этому аспекту ораторского искусства не возбраняется поучиться у ведущих телевизионных шоу и блогеров. «Скандалы! Интриги! Расследования!» — призывно звучит начало передачи на канале НТВ; «Конкурс!» — четко, резко, отрывисто и звонко выделяет голосом журналист Юрий Дудь завершающую часть своего выпуска. Зритель как бы получает заряд бодрости и со свежими силами переключает свое внимание на новую информацию.
Способов влиять на аудиторию интонацией много. Попробуйте менять ритм, скорость своей речи: постепенно её наращивайте, а потом резко переходите на медленный темп. Представьте, что при помощи звуков вы произносите не текст, а музыку. И ваша музыка должна быть приятна слушателям. Для тренировки ритма полезно читать вслух стихи. «Евгений Онегин» — идеальный пример, услаждает слух и радует ум.
Хорошо привлекает внимание эффект резкого неожиданного звука. Только не нужно бить по столу линейкой: так можно сломать и ее, и психику слушателей. Но хлопнуть в ладоши, когда в вашем рассказе наступает переломный момент, очень даже можно. Или подыграть тексту. Например, постучать по столу в тот момент, когда в «Горе от ума» Лиза стучится в дверь Софьи Павловны:
«Светает!.. Ах! как скоро ночь минула!
Вчера просилась спать — отказ,
„Ждем друга“. — Нужен глаз да глаз,
Не спи, покудова не скатишься со стула.
Теперь вот только что вздремнула,
Уж день!.. сказать им…
(Стучится к Софии.) Господа,
Эй! Софья Павловна, беда.
Зашла беседа ваша за ночь»
Резкие звуки действительно мгновенно привлекают внимание всей аудитории. Но использовать их часто нельзя, так как информация, которая последует за ними, будет восприниматься публикой как тревожная.
Почему мы постоянно отвлекаемся?
Система внимания человеческого мозга запрограммирована реагировать на приятное, угрожающее или новое. Ученые выявили когнитивное искажение новизны: наш мозг выделяет гормон удовольствия — дофамин, всякий раз, когда мы узнаем «что-то новенькое».
ОК, с точки зрения эволюционной истории отвлечения имеют смысл. Например, вместо сосредоточенного созерцания огоньков костра, наши далекие предки отвлекались на неожиданные угрозы, такие как саблезубый тигр в кустах, и выжили благодаря способности переключать внимание.
Может у вас по-другому, но лично я не сталкиваюсь с саблезубыми тиграми в повседневной жизни. В XXI веке отвлекающие факторы (что-то новое, приятное или угрожающее) в абсолютном большинстве ситуаций не помогают нашему выживанию. Наоборот, они уводят наше внимание от продуктивной работы и значимых задач. Facebook разрабатывают, чтобы быть более привлекательным объектом внимания, чем электронная таблица Excel, а проверка электронной почты точно даст больше дофамина, чем составление отчета. Неужели все так безнадежно для продуктивной работы?
Хорошая новость: мастерству концентрации можно научиться. Управление вниманием требует практики, часто необходимо поэкспериментировать с различными методами, но вы действительно сможете улучшить свою способность сосредоточиться. И вы можете научиться контролировать фокус внимания без специальных программ или лайфхаков.
Всегда составляйте чёткий план урока
Если вы пришли на урок недостаточно подготовленным, во время занятия могут возникать паузы, и тогда ученики начнут отвлекаться. Вновь собрать их внимание будет сложно.
Всегда составляйте чёткий поурочный план, подробно расписывайте, что вы будете говорить и делать на каждом этапе урока. Объясняйте ученикам последовательность действий: «А сейчас откройте тетради и запишите тему урока. Когда запишете, положите ручку и посмотрите на меня», «Я объясню вам правила чередования гласных в корне слова, а потом вы придумаете свои примеры» и т. д.
Держа перед собой план, вы не забудете сразу попросить учеников достать необходимые принадлежности, чтобы не отвлекаться на уроке и не создавать лишнего шума.
Подготовьте удобное место
Создайте дома рабочую атмосферу. Проветрите помещение, чтобы не страдать из-за недостатка кислорода, сделайте уборку на столе. Пусть все необходимые для занятий конспекты и учебники будут под рукой.
Так вы не потеряете дополнительное время в поисках нужного материала. Лучше заниматься в тишине, поэтому не включайте музыку или телевизор. Так вы сможете дольше сохранять концентрацию, потому что ни беспорядок вокруг, ни звуки вас отвлекать не будут.
Некоторая музыка воздействует на мозг расслабляюще, снимает раздражительность и повышает концентрацию. Вероятно, вам понравится заниматься под «Лунную сонату» или «К Элизе» Бетховена, «Вальс цветов» Чайковского или ноктюрн №20 Шопена.
Почему мы постоянно отвлекаемся?
Система внимания человеческого мозга запрограммирована реагировать на приятное, угрожающее или новое. Ученые выявили когнитивное искажение новизны: наш мозг выделяет гормон удовольствия — дофамин, всякий раз, когда мы узнаем «что-то новенькое».
ОК, с точки зрения эволюционной истории отвлечения имеют смысл. Например, вместо сосредоточенного созерцания огоньков костра, наши далекие предки отвлекались на неожиданные угрозы, такие как саблезубый тигр в кустах, и выжили благодаря способности переключать внимание.
Может у вас по-другому, но лично я не сталкиваюсь с саблезубыми тиграми в повседневной жизни. В XXI веке отвлекающие факторы (что-то новое, приятное или угрожающее) в абсолютном большинстве ситуаций не помогают нашему выживанию. Наоборот, они уводят наше внимание от продуктивной работы и значимых задач. Facebook разрабатывают, чтобы быть более привлекательным объектом внимания, чем электронная таблица Excel, а проверка электронной почты точно даст больше дофамина, чем составление отчета. Неужели все так безнадежно для продуктивной работы?
Хорошая новость: мастерству концентрации можно научиться. Управление вниманием требует практики, часто необходимо поэкспериментировать с различными методами, но вы действительно сможете улучшить свою способность сосредоточиться. И вы можете научиться контролировать фокус внимания без специальных программ или лайфхаков.
Техника: экспресс-концентрация
Продолжительность: 1 минута
Порядок действий:
- Попросите ребенка закрыть глаза в том положении, в котором он находится.
- Приложите свой указательный палец к его лбу, где-то в сантиметре над бровями.
- Скажите ребенку, чтобы он представил, что его лоб прозрачен, и попросите его заглянуть как бы через ваш палец внутрь своей головы (вы заметите, как его глаза под веками немного смещаются вверх). Он должен представить палец и зафиксировать эту картинку на несколько секунд.
Проблемы с самомотивацией
Вредные привычки и лень – частые победители в повседневной жизни, разрушающие личность. Всегда легко ругать внешние факторы и сложно решить вопрос с самодисциплиной. Результатами нередко становятся одна бессонная ночь в подготовке к экзамену и низкая оценка, потому как заставить себя учиться раньше, чем за сутки до рокового часа, очень непросто.
Практически каждый школьник прекрасно понимает, что гораздо проще учить каждый день понемногу, чем за один день попытаться усвоить месячный курс. Но сила воли и самомотивация не всегда являются сильными чертами характера. Подавляющее большинство людей привыкло, что мотивация к учебе исходит от кого-то постороннего, ограничиваясь обязательствами, принятыми обществом. Самостоятельно принять решение взять в руки учебник и расширить кругозор редко кто может. Все дело заключается в том, что человеку гораздо проще заниматься тем, что приносит ему удовольствие. Недаром счастьем зовут ситуацию, когда у человека получается свое хобби превратить в работу.
Интересно. Решить проблему с самомотивацией к обучению можно, внушив себе, что область изучения вызывает интерес.