Налог на землю в 2023 году: изменения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на землю в 2023 году: изменения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Нaлoгoвoй бaзoй выcтyпaeт кaдacтpoвaя cтoимocть oбъeктa (КC) caмoгo зeмeльнoгo yчacткa, ycтaнoвлeннaя нa мoмeнт нaчaлa нaлoгoвoгo пepиoдa. B cooтвeтcтвии co cт 391 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд нaчинaeтcя c пepвoгo янвapя. Cooтвeтcтвeннo, имeннo c этoй дaты и пpoиcxoдит pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa нa кoнкpeтный 3У. Cтoит oтмeтить, чтo oцeнкa кaдacтpoвoй cтoимocти пpoиcxoдит c yчeтoм изнoca oбъeктa и динaмики цeн.

Единый налоговый счет

С 1 января 2023 года каждому налогоплательщику (организации) будет открыт единый налоговый счет. Он предназначен:

  • для поступления денежных средств, признаваемых единым налоговым платежом;

  • для выполнения обязательств организации перед бюджетом.

На едином налоговом счете будет формироваться сальдо – разница между внесенным ЕНП и совокупной обязанностью налогоплательщика. Сальдо может быть:

  • положительным (ЕНП больше совокупной обязанности);

  • отрицательным (ЕНП меньше совокупной обязанности). Это тревожный знак, который говорит о задолженности организации перед бюджетом;

  • нулевым (ЕНП равен совокупной обязанности).

Кaк yзнaть кaдacтpoвyю cтoимocть зeмeльнoгo yчacткa?

Для pacчeтa зeмeльнoгo нaлoгa пo кaдacтpoвoй cтoимocти cyщecтвyeт oтдeльный кaлькyлятop. Oн пpeдcтaвляeт coбoй кapтy, нa кoтopoй нeoбxoдимo нaйти cвoй 3У (пo aдpecy) и нaжaть нa нeгo. Пpoгpaммa пoкaжeт и cтoимocть yчacткa, и нaлoгoвyю cтaвкy пo eгo кaтeгopии.

Кpoмe oнлaйн-pacчeтoв, ecть и дpyгиe cпocoбы yзнaть КC:

  • Чepeз выпиcкy, зaкaзaв cooтвeтcтвyющий дoкyмeнт в EГPН;
  • Чepeз кaдacтpoвый пacпopт. Taкoй дoкyмeнт мoжeт быть «нa pyкax» y зeмлeвлaдeльцa, oднaкo, нe cтoит зaбывaть, чтo cвeдeния быcтpo ycтapeвaют, a знaчит, и КC yкaзaннaя в нeм, мoжeт быть нeaктyaльнoй.

Местные (региональные) льготы

В отличие от государственных органов, региональные могут самостоятельно контролировать правовые налоговые льготы и вносить в них изменения в пользу владельцев и пользователей данных участков. Данные льготы равны для всех и не распространяются на какое-то отдельное лицо или организацию.

Местные органы самоуправления могут разграничивать ставки для земельных участков различного назначения.

Но они не имеют право увеличивать ставку более, чем на 0,3% от стоимости (оцененной в соответствии с государственными документами) для следующих земель:

  • Сельскохозяйственного назначения.
  • Жилые фонды и объекты инженерных обслуживающих комплексов.
  • Для ведения собственного хозяйства (сад, огород, садоводство и др.).
  • Под оборонительные и таможенные работы.

Без льгот и исключений

В отношении земельных участков, которые попадают под эти критерии, не будут применяться льготы по налогу, в том числе установленные Налоговым кодексом, а также иными законодательными актами, если в них не установлено иное.

— Несмотря на то, какая льгота была предусмотрена и сколько лет, если с 2023 года на этом участке будет отсутствовать капстроение, то льгота на него распространяться не будет. Даже если какая–то льгота до конца 2022 года в отношении такого земельного участка могла применяться, то в 2023 году к таким участкам будут применяться только те льготы, которые прямо прописаны в законодательных актах. Все остальные льготы будут утеряны начиная с 2023 года, — добавила начальник управления.

Читайте также:  Правила оформления уголка потребителя для Индивидуальных Предпринимателей

По общим правилам бюджетные организации не признаются плательщиками этого налога, но в отношении таких земельных участков они будут признаваться плательщиками.

Ставки земельного налога

Налоговая ставка не может превышать 0,3% от кадастровой стоимости участков:

  • расположенных на землях сельхозназначения или в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ и приобретенных для жилищного строительства, кроме участков, используемых в предпринимательской деятельности;
  • приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества. В 2022 году ставка распространяется на участки этой группы в случае, если они не используются в предпринимательской деятельности;
  • земельные участки общего назначения, предназначенные для ведения гражданами садоводства и огородничества либо предназначенные для размещения иного имущества общего пользования.

Ставка налога для остальных участков не должна превышать 1,5% от кадастровой стоимости.

О дополнительных муниципальных льготах

В Налоговом кодексе РФ нет конкретных нормативов, по которым можно освободить пенсионеров от земельных налоговых обязательств. В законодательных актах многих регионов предусмотрены дополнительные социальные льготы именно для этой категории граждан:

  • Некоторые муниципалитеты предоставляют такое право гражданам пенсионного возраста, имеющим постоянную регистрацию в данном районе.
  • Ряд муниципальных образований включили в свои земельные законодательные акты льготные скидки при уплате налога пенсионерам, которые имеют регистрацию в домах, построенных на территории, за которую они уже вносят обязательную оплату.
  • В отдельных областях РФ введено послабление в уплате за землю садовых некоммерческих товариществах для пенсионеров, хотя закон обязывает платить всех членов товариществ за земли коллективного пользования.

Как оформить льготу на земельный налог для пенсионеров

Если пенсионер имеет основание на получение льготы по земельному налогу, и эта льгота не учтена в полученном налоговом уведомлении или право на нее возникло впервые, то гражданин может самостоятельно обратиться в отделение ФНС с заявлением о ее предоставлении.

Направить заявление можно любым из перечисленных ниже способов:

  1. Почтовым отправлением.
  2. Путем личного обращения в отделение налоговой инспекции.
  3. Через МФЦ, которое оказывает соответствующие услуги по соглашению с ФНС.
  4. Через Личный кабинет на официальном сайте ФНС (для работы необходима электронная подпись или подтвержденная учетная запись от Единого портала госуслуг).

Госпошлина на наследство квартиры в 2023 году

Получение квартиры от умершего гражданина в 2023 году сопровождается рядом расходов, о которых нужно иметь полноценное представление:

  1. По вашему выбору в расчет будет взята рыночная либо кадастровая стоимость квартиры. Если сделаете обе оценки, то нотариус возьмёт для расчёта тарифа меньшую из двух.
  2. Платеж за получение соответствующего свидетельства о праве на наследство квартиры:
    — 0,3% от стоимости передаваемой квартиры – для родителей, детей, полнородных братьев и сестер, а также супругов.
    — 0,6% от стоимости наследуемой квартиры – для иных правопреемников.
  3. Оплата услуг технического и правового характера – тарифы устанавливаются нотариальной палатой на региональном уровне. Оплата услуг технического и правового характера считается добровольной, наследник может не пользоваться техническими и правовыми услугами нотариуса, а самостоятельно заполнить заявление. Засвидетельствовать подлинность подписи нотариус обязан без оплаты дополнительных услуг. Если услуги правового и технического характера необходимы, нотариус обязан:
    — Разъяснить клиенту, в чем заключается необходимость этих услуг при каждом нотариальном действии и что конкретно это будут за услуги.
    — Объявить размер платы за каждое действие – сумму нотариального тарифа и стоимость услуг правового и технического характера. Стоимость дополнительных услуг при этом устанавливает региональная нотариальная палата.
    — Предоставить информацию о льготах.
Читайте также:  Налогообложение интерактивных ставок в России

В качестве налоговой базы применяется кадастровая стоимость земельного участка на 1 января календарного года, за который исчисляется налог, либо в установленных случаях — его площадь (п.1, 5, 6 ст. 240 НК).

Площадь земельного участка применяется для расчета налоговой базы, если такой участок:

  • относится к землям сельхозназначения;

  • используется для добычи торфа на топливо и удобрения, сапропелей на удобрения;

  • входит в состав земель лесного фонда и предоставлен для сельхозиспользования;

  • входит в состав земель водного фонда и предоставлен для сельхозиспользования, а также для рыборазведения и акклиматизации рыбы;

  • занят конструктивными элементами воздушных линий электропередачи напряжением ниже 35 киловольт, не являющимися капстроениями или госрегистрация которых не является обязательной, и принадлежит энергоснабжающим организациям, входящим в состав ГПО «Белэнерго».

По иным земельным участкам необходимо самостоятельно определять, какой из показателей применить в качестве налоговой базы: кадастровую стоимость земельного участка (ее можно узнать из регистра стоимости земельных участков, размещенном на сайте ГУП «Национальное кадастровое агентство») либо его площадь.

Для этого нужно сравнить кадастровую стоимость земельного участка за гектар с установленным пороговым значением, который соответствует каждому функциональному использованию земельных участков (виду оценочных зон). При этом функциональное использование земельных участков (виды оценочных зон) определяется на основании их целевого назначения, установленного местным исполкомом (п. 3 ст. 240 НК, приложение 5 к НК).

Если кадастровая стоимость за гектар больше установленного порогового значения или равна ему, для определения налоговой базы используется кадастровая стоимость, если меньшеплощадь земельного участка (подп. 6.5 — 6.11 ст. 240 НК).

Организации, которые не являются плательщиками единого налога для производителей сельхозпродукции, обязаны подать налоговую декларацию в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 20 февраля текущего налогового периода, а при возникновении в течение налогового периода обстоятельств, которые влияют на исчисление и уплату налога, налоговая декларация, в том числе уточненная, подается не позднее 20-го числа второго месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имели место такие обстоятельства.

Если организация уплачивает в календарном году единый налог для производителей сельхозпродукции, то уплачивать земельный налог не нужно.

Однако, если по истечении года окажется, что выручка от реализации сельхозпродукции не соответствует установленному налоговым законодательством критерию, декларацию по земельному налогу нужно подать не позднее 20 января года, следующего за годом, в котором выручка превысила этот критерий, а налог уплатить не позднее 22 января. (п. 4 ст. 244 НК).

Льготные категории детей при налогообложении

Облагаются ли дети налогом на недвижимость и движимое имущество, принадлежащее на правах собственности, определяется физическим статусом, наличием уполномоченных представителей и решениями органов самоуправления региональных властей.

В соответствии со статьёй 407 НК РФ льготы по налогообложению имущества имеют:

  • инвалиды, имеющие данный статус с детства;
  • члены семей военнослужащих, утративших кормильца;
  • лица, получающие социальную поддержку от государства по различным основаниям;
  • категории, отнесенные к льготным решением местных региональных властей.

Перед перечислением платежей в бюджет целесообразно изучить особенности регионального законодательства, поскольку имущественный налог относится к местным платежам. Федеральным законом делегировано право принимать решения относительно установления дополнительных льгот по местным налогам региональным властям, которые решают на местах, облагаются ли дети налогом на недвижимость и налогом на транспортные средства.

  • Как рассчитывается налог на имущество: переходный период и нововведения
Читайте также:  Новые выплаты многодетным семьям в 2023 году от 200 тыс. до 1 млн. рублей

Льготы по земельному налогу

НК РФ предусматривает для некоторых категорий налогоплательщиков льготы на налог на землю в двух формах:

  • уменьшение налогооблагаемой базы;
  • полное освобождение от уплаты налога.

Согласно положениям ч. 5 ст. 391 налоговая база может быть уменьшена на величину кадастровой стоимости 600 кв. м налогооблагаемого земельного участка. Такие льготы на земельный налог получают:

  • Герои Советского Союза и России, полные кавалеры ордена Славы;
  • инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, дети-инвалиды;
  • ветераны и инвалиды ВОВ и боевых действий;
  • «чернобыльцы» и другие лица, подвергшихся воздействию радиации из-за аварий, ядерных испытаний, учений и иных работ, связанных с ядерными установками, включая ядерное оружие и космическую технику, сбросов радиоактивных отходов;
  • пенсионеры также платят меньше;
  • имеющие 3-х и более несовершеннолетних детей.

Полностью освобождаются от уплаты земельного налога ряд категорий налогоплательщиков (более 10-ти, ст. 395 НК РФ), в частности:

  • учреждения и органы уголовно-исполнительной системы;
  • религиозные организации;
  • общероссийские общественные организации инвалидов;
  • представители коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также общины таких народов.

Как изменился порядок расчета земельного платежа

В 2022 году земельный платеж определяется по данным кадастровой оценки зарегистрированных участков земли, которая проводится государством. Такой подход к установлению обязательств по уплате данного налога не является чем-то новым, так как он уже достаточно давно внедряется властями в поэтапном режиме – еще с 2015 года, – а его реализация планируется правительством на пятилетний период. Получателями этих земельных платежей, как уже упоминалось ранее, являются местные бюджеты.

Надо отметить, что применение кадастровой оценки для определения налогооблагаемой базы способствовало существенному увеличению окончательных сумм, подлежащих уплате землевладельцами в бюджеты соответствующих муниципальных образований.

Учитывая обстоятельства кризиса 2015-2016 годов в экономике РФ, можно утверждать, что такая мера изначально рассматривалась как инструмент обеспечения ощутимого роста бюджетных поступлений.

Следует обратить внимание, при расчете итоговой суммы земельного платежа на протяжении переходного периода применяется корректирующий коэффициент, обуславливающий уменьшение величины взимаемой выплаты по налогу. Значение данного коэффициента ежегодно изменяется. По истечении запланированных пяти лет он должен достигнуть единицы.

Важным нововведением в аспекте определения величины земельного платежа к 2022 году считается закономерное повышение суммы на 20% в очередной раз.

Преимущества для регионов и проблемы кадастровой оценки

Разрешается изменение величины земельного налога отдельными регионами. Муниципалитеты могут нормировать ставки земельного платежа в диапазоне 0,1 – 1,5%. Регионам дается право предоставления земельных льгот определенным категориям граждан с учетом осуществляемых видов деятельности.

Эксперты утверждают, что местные власти сегодня не смогут модернизировать инфраструктуру, если не будут повышать соответствующие налоги. Многие регионы РФ сегодня испытывают острый недостаток финансовых ресурсов, что создает ощутимые препятствия для своевременного и полного выполнения принятых обязательств. Повсеместное использование властями кадастровой оценки становится для собственников бизнеса новым, достаточно серьезным испытанием.

Специалисты считают, что региональные платежи будут способствовать увеличению бюджета государства. Главная проблема на сегодня – методика, согласно которой государством должна осуществляться кадастровая оценка имеющихся земельных владений.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *