2) Государственная пенсионная система

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «2) Государственная пенсионная система». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Пенсионная система призвана решить две основные задачи: предотвращать бедность среди пенсионеров и нивелировать разницу в уровне благосостояния в период активной трудовой деятельности и после выхода на пенсию. Указанные цели дополняют друг друга, а приоритет какой-либо из них определяет государственную политику и модель пенсионной системы (см. таблицу 1).

Развитие отечественной системы пенсионного обеспечения

Современная российская пенсионная система берет начало в 1990 году, когда был принят закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», заложивший основы системы обязательного пенсионного страхования. «Закон установил минимальный и максимальный размер страховой пенсии, предусмотрел систему увеличения пенсионных выплат с учетом роста цен и оплаты труда занятого населения».1

Позднее закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» заменил закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который, в свою очередь, заменил вступивший в силу с 2015 года закон «О страховых пенсиях».

В 1991 году процесс финансирования и выплаты пенсий в Российской Федерации выведен в самостоятельный бюджетный механизм, который формируется за счет поступления обязательных страховых взносов, распорядителем которых выступает Пенсионный фонд России. Однако принцип назначения пенсий оставался уравнительно-распределительным, как во времена СССР. Размер пенсии не зависел от величины заработной платы.

Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельный внебюджетный фонд образован 2 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442–1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый механизм выплаты пенсий на основе страховых выплат.

В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». По этому закону суммы страховых взносов на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного позволяют рассчитать и начислить пенсию каждому работающему с учетом его индивидуального заработка. Таким образом, размер пенсии стали определять страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель, а не длительность общего трудового стажа, как раньше.

В декабре 2001 года был принят ряд законов, ставших основой пенсионной реформы 2002 года. Все страховые взносы работодателей были заменены в 2001 году на Единый социальный налог (ЕСН).

Отчисления в Пенсионный фонд РФ составили 20 % от заработной платы, которые распределялись следующим образом: 6 % – базовая часть, 10 % – страховая часть и 4 % – накопительная часть пенсии. «Правительство мотивировало принятие подобных мер необходимостью снижения налоговой нагрузки на работодателя, повышения собираемости налогов, «вывода экономики из тени» и др.».2

Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определил новый статус Пенсионного фонда Российской Федерации, как страховщика и государственного учреждения, урегулировал порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расширил функции ПФР и установил новый принцип формирования трудовой пенсии – из трех частей: базовой, страховой и накопительной, фактически устранив дифференциацию выплат в зависимости от трудового вклада гражданина.

Однако сокращение доли работающего населения и высокая доля теневого сектора в экономике способствовали снижению пенсионных поступлений. «В результате, несмотря на дотации из бюджета и замену пенсионных отчислений на единый социальный налог (ЕСН), размер пенсий был ниже прожиточного уровня, а сами пенсии выплачивались с задержками. Сложившаяся ситуация с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения вызвала необходимость реформирования пенсионного обеспечения на страховых принципах и дополнения государственного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и работников по примеру развитых европейских стран».3

Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» установил правовые основы формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.

Участникам негосударственных или добровольных пенсионных программ предоставили льготы по налогу на доходы физических лиц.

Важной мерой, направленной на стимулирование активности граждан в области создания собственных пенсионных накоплений, стала программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений. С 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года каждый работающий россиянин, добровольно делающий взносы на накопительную часть будущей пенсии не менее тысячи рублей, получал равнозначный взнос из государственных средств на сумму до 12 тыс. рублей в год на протяжении десяти лет. При этом размер дополнительных взносов можно менять по своему усмотрению, а выплаты прекращать и возобновлять в любой момент. По данным ПФР, участниками программы софинансирования стало около 0,5 млн человек, взносы участников превысили 7 млрд рублей, средний размер ежегодного взноса составил 7,6 тыс. рублей.

В 2010 году Единый социальный налог был отменен и вместо него были установлены страховые взносы во внебюджетные фонды. Базовую и страховую части объединили, схема распределения взносов изменилась: 14 % от заработной платы стали направлять на страховую часть и 6 % – на накопительную часть пенсии.

Очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации был проведен в 2013–2015 годах. Была ведена новая формула расчета размера трудовой пенсии по старости на основе пенсионных баллов, учитывающая стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию. Гражданам 1967 года рождения и младше предоставили право выбора: формировать им накопительную часть или направлять страховые взносы на пенсионное обеспечение – полностью на страховую часть трудовой пенсии.

С 2014 по 2019 годы законодательно введен мораторий на формирование накопительной части пенсии – страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии по решению государства направляются только на формирование страховой части пенсии. Официальной причиной моратория было заявлено создание системы гарантирования пенсионных накоплений и предстоящее акционирование НПФ, пока НПФ и управляющие компании не смогут подтвердить свое соответствие новым требованиям.

Фактически заморозка средств пенсионных накоплений нарушила положение Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», по которому средства пенсионных накоплений не подлежат изъятию в бюджеты любых уровней. Фактически же эти средства были израсходованы государством, а распоряжение владельцев пенсионных накоплений передать их УК и НПФ для инвестирования было проигнорировано под формальным предлогом.

Читайте также:  ​Пособие по инвалидности в 2022 году

Центральный банк и Министерство финансов РФ предлагают вывести накопительные взносы из системы обязательного пенсионного страхования и использовать все 20 % тарифа пенсионных взносов для формирования страховой части пенсии. Накопительную часть трудовой пенсии предлагается полностью формировать из собственных средств работников по их желанию.

Опыт других стран в развитии принципов самостоятельного формирования источников пенсии

Самостоятельное формирование пенсионных накоплений практикует население стран, которые принято относить к англо-саксонской модели, так как государственная пенсия обеспечивает лишь защиту от бедности, а величина базовой пенсии никак не связана с уровнем жизни и доходом человека.

«Средний американец получает государственную пенсию 300–600 долл. и дополнительно до 3000–4000 долл. из частных или корпоративных пенсионных фондов. В США суммарные активы негосударственных пенсионных фондов в конце ХХ в. оценивались примерно в 1,7 трлн долл.».10

В США накопительные системы делятся на государственные (для государственных служащих) и частные (корпоративные и персональные). Корпоративные пенсионные программы делятся на два вида: с установленными выплатами (defined benefit plan) и установленными взносами (defined contribution plan).

Система пенсионного характера

Определение 1

Системой пенсионного характера является определенная система взаимосвязанных, а также взаимодействующих финансовых источников, учреждений и каких-либо органов, субъектов обеспечения, а также видов обеспечения и конкретных нормативных актов правовой направленности, направленных в свою очередь на реализацию прав граждан в области пенсионного обеспечения.

Представляя собой специальное целостное образование, общая характеристика пенсионной системы РФ в зависимости от каких-либо источников финансирования и субъектов обеспечения состоит из нескольких структурных элементов – то есть определенных частей, в качестве которых выступают:

  • обеспечение пенсионного характера по обязательному страхованию пенсионного характера;
  • пенсионное обеспечение государственной направленности;
  • дополнительное пенсионное обеспечение. Где каждая из частей системы пенсионного порядка в свое время является специальной системой, состоящей из конкретных элементов, которые в свою очередь находятся во взаимосвязи.

Стоит отметить, что в качестве каких-либо элементов каждой из частей пенсионной системы выступают специальные подсистемы:

  • определенная подсистема финансирования;
  • управленческая подсистема;
  • подсистема, которая занимается обеспечением субъектов;
  • подсистема обеспечения различных видов;
  • подсистема правового характера.

Пенсионное обеспечение

Обеспечений пенсионной направленности по обязательному пенсионному страхованию выступает в качестве специальной части пенсионной системы, которая в свое время занимается обеспечением гражданам трудовых пенсий за счет начисления страховых взносов. Отношения, которые имеют тесную связь с начислением и уплатой страховых взносов в ПФР, а также отношения, которые появились в процессе осуществления регулирования над начислением и, конечно, уплатой страховых взносов, контролируются Законом о взносах страхового порядка, и Законом об обязательном страховании пенсионной направленности. Согласно 22 статье закона об обязательном пенсионном страховании на 2011 год были установлены специальные тарифы страховых взносов для страхователей (лиц, которые в свое время осуществляют выплаты физическим лицам): всего в районе 26,0% от всей большой базы для процесса начисления определенных взносов страхового характера; на финансирование страховой части пенсии трудовой направленности: а) для тех граждан, которые родились в 1966 году и старше – 26,0%; б) для граждан, которые родились в 1967 году и моложе – 20,0%; на осуществление специального финансирования накопительной части пенсии трудового характера для лиц родившихся в 1967 году и моложе – 6,0%. На момент времени 2012-2013 года отмеченные величины составляют 22%, 16 и 6% соответственно. А что касается выплат сверх предельной величины базы для начисления страховых взносов предусмотрены 10%. Помимо этого, введено специальное разделение тарифа на солидарную, а также индивидуальную часть. Солидарная часть тарифа в отличие от индивидуальной никаким образом не оказывает влияния на показатели, которые используются для определения размера трудовой пенсии застрахованного лица. Часть индивидуальной направленности в свое время составляет 16%, 10% (формируют расчетный капитал пенсионного характера) и 6% (осуществляют формирование пенсионных накоплений) соответственно в конкретных пределах максимальной величины базы для начисления взносов страховой направленности.

Замечание 2

Лица, которые являются самозанятыми (чаще всего в роли таких граждан выступают предприниматели занимающиеся индивидуальной деятельностью) уплачивают необходимые взносы основываясь на конкретной стоимости страхового года.

Определенное влияние некоторых периодов нестрахового характера (например, тот период времени, когда осуществляется забота родителями за ребенком до достижения им определенного возраста полутора лет и др.) на конкретный объем пенсионных прав граждан обеспечивается при помощи специальных средств федерального бюджета.

В качестве одного из самых важных средств обеспечения функционирования обязательного страхования пенсионной направленности, в том числе какой-либо взаимосвязи уровня обеспечения с вкладом трудового характера застрахованного лица, является конкретный индивидуальный (еще называющийся персонифицированный) учет.

Какие изменения предлагаются с накопительной пенсией?

  • На данный момент судьба накопительной пенсии не решена окончательно. В мае 2021 года министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что в России до 2021 года будет запущена новая система формирования пенсионных накоплений, которая будет основана на принципах добровольности, когда граждане должны будут сами позаботиться о размере будущей пенсии.
  • Накопительные счета будущие пенсионеры смогут открыть в пенсионных фондах или в коммерческих банках.
  • По разным оценкам, добровольная накопительная пенсионная система позволит снизить бюджетный трансферт ПФР (средства, которые Пенсионный фонд получает из бюджета на выплату текущих пенсий) на 300-400 млрд руб. ежегодно.

Пенсионное обеспечение граждан: разновидности

В РФ актуальна схема пенсионного обеспечения, разделенная на три уровня страхования:

  • Обязательное. Оно составляется из взносов, поступающих в ПФР по системе ОПС. Почти все граждане России получают именно такие пенсии, общее количество – примерно 83 процента от числа пенсионеров;
  • Государственное. Средства для выдачи таких пенсий берутся в федеральном бюджете, за процесс ответственен Пенсионный фонд. Выплаты доступны отдельным группам граждан, если на то имеются основания;
  • Негосударственное. НПО позволяет гражданам России сформировать пенсию на добровольной основе. Взносы инициированы либо гражданином, либо его работодателем, перечисляются определенный временной период по соответствующему договору.

Начальный этап пенсионной реформы в России (1990-2013 гг.)

В СССР существовала универсальная система обязательного пенсионного страхования на распределительной основе. В России она долгое время оставалась доминирующей формой обеспечения пенсиями по старости. Система оплаты труда основана на принципе покрытия пенсий нынешних пенсионеров за счет отчислений из доходов работников. Советская пенсионная система характеризовалась низким возрастом для получения пенсии по старости, за многими исключениями, которые применялись в зависимости от профессии, места работы, количества детей или национальности. Более низкий пенсионный возраст был установлен для этих групп с учетом ряда факторов:

  • Воздействие опасных факторов и опасностей при выполнении работы;
  • Воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды
  • выполнение важных социальных функций, ограничивающих возможности трудоустройства (рождение многодетных детей);
  • режим, принятый для коренных народов Крайнего Севера.

В декабре 1990 года был создан Пенсионный фонд для выплаты трудовых, государственных и иных пенсий гражданам, учета страховых поступлений от государственной пенсионной системы и управления ресурсами пенсионной системы.

Читайте также:  Субсидии малоимущим семьям в 2022 году

В 1990-х годах были созданы негосударственные пенсионные фонды, взносы в которые вносились на добровольной основе. С 1995 года пенсионные фонды начали вести персонифицированный учет денежных средств, перечисляемых гражданами. До начала 2000-х годов большинство пенсионеров получали пенсии, распределяемые государством в пенсионную систему из бюджета и налоговых поступлений.

В 2002 году была начата масштабная пенсионная реформа, которая предусматривала постепенный переход к распределительной пенсионной системе. Планировалось разделить пенсии на несколько частей: Базовая пенсия (гарантированная государством), страховая пенсия (взносы, вычитаемые из заработной платы) и накопительная пенсия (реальные средства, которые могут быть инвестированы в различные инвестиции до выхода на пенсию). Новая модель пенсии определяет размер пенсии не в соответствии со стажем работника, а в соответствии с фактическим заработком и размером взносов работодателя. В 2002 г. начались перечисления в накопительную часть пенсий, и появилась возможность перевести их из государственной управляющей компании в негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию.

Распределительно-накопительная пенсионная система

Страховой
(16% от фонда оплаты труда, не превышающего
568 тыс. рублей в год (по данным на 2013
год));

Накопительной
(6% от фонда оплаты труда).

Страховая
часть формируется за счет страховых
взносов, поступивших после 1 января 2002
года, а также путем преобразования в
расчетный пенсионный капитал пенсионных
прав, приобретенных гражданами до 2002
года. В нее включен фиксированный базовый
размер (бывшая базовая часть), который
выплачивается государством в обязательном
порядке.

Накопительная
часть будущей пенсии инвестируется, а
получаемый доход приплюсовывается к
будущей пенсии. Априори страховая и
накопительная часть пенсии находится
в управлении Пенсионного фонда России.
Согласно закону «Об обязательном
пенсионном страховании РФ», каждый
гражданин может самостоятельно управлять
накопительной частью своей пенсии.

Накопительную часть пенсии можно
перевести в негосударственный пенсионный
фонд (НПФ). Негосударственные пенсионные
фонды в России существуют с 1998 года и,
как правило, показывают более высокую
инвестиционную доходность пенсионных
накоплений. Именно поэтому перенос
накопительной части пенсии в НПФ позволит
увеличить размер будущей пенсии.

Современный
гражданин также может заключить с НПФ
договор негосударственного пенсионного
обеспечения. Он носит необязательный
характер и позволяет получать
дополнительную пенсию. Также до октября
2013 года можно принять участие в программе
государственного софинансирования
пенсии. В рамках нее в течение 10 лет
государство удваивает страховые взносы
граждан в размере от 2 000 до 12 000
рублей в год.

негосударственное
пенсионное обеспечение (НПО),

выступает
в качестве страховщика по обязательному
пенсионному страхованию (ОПС),

С
2010 года пенсиягражданина
Российской Федерации состоит из двух
частей — страховой и накопительной. На
страховую часть уходит 16% отчислений
работодателей с зарплаты, а на накопительную
6%. В то время как денежные средства,
получаемые от работодателей в качестве
взносов на страховую часть пенсии,
тратятся на выплату пенсий сегодняшних
пенсионеров, накопительную часть Вы
можете перенести в НПФ.

Согласно
договору об ОПС в негосударственном
пенсионном фонде на накопительную часть
начисляется инвестиционный доход. За
последние три года накопленная доходность
от инвестирования пенсионных накоплений
в НПФ «Согласие» превышает аналогичный
показатель Пенсионного фонда России.

Заключая
договор НПО, клиент фонда выбирает
пенсионную схему, согласно которой
будет вестись его дальнейшее обслуживание.
Пенсионные взносы, перечисляемые по
договору НПО,учитываются на пенсионном
счете клиента. Эти средства инвестируются
в интересах клиента и на них начисляется
инвестиционный доход.

Список использованной литературы

1. Конституция
РФ от 12.12.93.

2.
Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98. №145-ФЗ.
Старый

3.
Закон «О трудовых пенсиях в РФ» от
17.12.01. №173-ФЗ.

4.
Закон «Об обязательном пенсионном
страховании в РФ» от 15.12.01 №167-ФЗ.

5.
Закон «О дополнительных мерах
государственной поддержки семей, имеющих
детей» от 29.12.2006 №256-ФЗ.

6.
Закон «О Бюджете Пенсионного фонда
Российской Федерации на 2008 год и на
плановый период 2009 и 2010 годов» от
21.07.2007. №182-ФЗ.

7.
Закон «О дополнительных страховых
взносах на накопительную часть трудовой
пенсии и государственной поддержке
формирования пенсионных накоплений»
от 30.04.2008 № 56-ФЗ.

Виды пенсий и основные сущностные признаки современной пенсионной системы

Система государственного пенсионного обеспечения гарантирует следующие виды пенсий: пенсии за выслугу лет, пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца и социальные пенсии, которые с недавнего времени также дифференцируются на виды: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Государственные пенсии назначаются в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Кроме того, Федеральными законами «О Прокуратуре Российской Федерации» в ред. 17 ноября 1995 г. № 168 — ФЗ и «О Таможенной службе Российской Федерации» нормы и условия пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом РФ от 12 февраля 1993 г., распространены также на прокурорско-следственных работников и работников таможенной службы.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными указанными выше законами. Данная пенсия предоставляется в связи с прекращением соответствующей деятельности гражданам из числа государственных гражданских служащих, космонавтов, работников летно-испытательного состава, военнослужащих, имеющим установленную законом продолжительность выслуги; либо гражданам из числа военнослужащих и других, приравненных к ним по пенсионному обеспечению категорий служащих, признанных инвалидами; либо инвалидам из числа участников ВОВ; другим гражданам, из числа пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, признанным инвалидами или достигшим пенсионного возраста (а в случае их смерти — членам их семьи); либо нетрудоспособным лицам, не имеющим права на трудовую (страховую) пенсию, в целях предоставления им источника средств существования.

Пенсия за выслугу лет назначается федеральным государственным гражданским служащим; гражданам из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава; военнослужащим и другим, приравненным к ним по пенсионному обеспечению категориям служащих, указанным в Законе РФ от 12 февраля 1993 г.

Государственная пенсия по старости назначается только гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф.

Пенсия по инвалидности назначается: военнослужащим и космонавтам; гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а их семьям — пенсия по случаю потери кормильца.

Участникам ВОВ, признанным инвалидами, пенсия по инвалидности назначается в дополнение к страховой (трудовой) пенсии по старости или по случаю потери кормильца.

Социальная пенсия назначается другим нетрудоспособным гражданам (детям-инвалидам; детям, потерявшим одного или обоих родителей; престарелым, инвалидам, не имеющим права на трудовые пенсии, и некоторым другим категориям граждан).

Основной размер пособия по старости формируется за счет фиксированной выплаты и страховой пенсии. Последняя в первую очередь зависит от стажа и накопленных баллов. Сейчас действует переходный период. C 2024 года минимальный страховой стаж достигнет 15 лет (сейчас 9 лет), а минимальное число баллов — 30 (сейчас 13,8 баллов).

Читайте также:  Сроки уплаты налогов в 2023 году

В этом случае человек при достижении пенсионного возраста получает право на получение страховой пенсии (в зависимости от накопленных баллов) и фиксированной выплаты к ней (сейчас — 4982,9 рубля). Если не набрал — имеешь право только на социальную пенсию, а она будет меньше.

Баллы рассчитываются исходя из установленных в законе предельных выплат. Больше всего баллов (к 2024 году максимум будет 10 баллов) получат те, кто получает большие «белые» зарплаты (в 2018 году это 85 тысяч рублей в месяц и выше). Если оклад меньше, то и баллов пропорционально меньше.

Рассчитываться она будет просто: число баллов будет умножаться на стоимость балла (см. графику). Сейчас она составляет 81,49 рубля, но каждый год индексируется государством.

Современные направления изменения системы пенсионного обеспечения в РФ

Одним из ключевых направлений государственной политики, которое наиболее широко обсуждается общественностью, безусловно, является изменения в системе пенсионного обеспечения. В течение последних нескольких лет велись громкие дискуссии, рассматривались варианты модернизации существующей системы и разрабатывался соответствующий проект изменений в правовом регулировании. В итоге, 28 декабря 2013 г. были введены два новых закона: №400 –ФЗ «О страховой пенсии» и № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», согласно которым пенсия стала складываться из социальной и накопительной составляющей, рассчитываемой по определенным коэффициентам, которые в итоге выражаются в совокупности баллов. В результате размер пенсии граждан напрямую стал зависеть от количества страхового стажа и величины страховых взносов, уплаченных в ПРФ. Также согласно новым правилам, чем позже гражданин выйдет на пенсию после достижения пенсионного возраста, тем больше будет размер его пенсии. Целью данных преобразований являлось, прежде всего, повышение доходности Пенсионного Фонда России (далее – ПФР) и его способности отвечать по своим обязательствам. К тому же, данная реформа была нацелена на стимулирование трудовой деятельности граждан и повышения объёмов страховых выплат, поступающих в ПФР.

Наконец, последние изменения коснулись пенсионного возраста. Согласно Федеральному закону от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», вводится поэтапное повышение пенсионного возраста с 60 до 65 лет для мужчин и с 55 до 60 лет для женщин, повышение возраста, необходимого для получения социальной пенсии соответственно на пять лет. Также повышаются требования к размеру стажа и выслуги лет, вводятся некоторые другие ужесточения (например, установление минимального возраста, дающего права на назначение пенсии на основании стажа педагогической деятельности). С 1 января 2019 г. данные изменения вступили в силу. Окончательно они будут реализованы к 2024 г.

Характеристика и описание изменений в пенсионной системе Российской Федерации с 2015 по 2019 (плановый) годы представлена в таблице 1.

Таблица 1 — Характеристика и описание изменений в пенсионной системе Российской Федерации с 2015 по 2019 (плановый) годы

Год Изменения
2015 В ходе реформирования системы пенсионного обеспечения, начавшегося с 2015 года, возникли проблемы с наполнением бюджета Фонда, которые связаны с направлением части, перечисляемых в виде взносов, финансовых средств на формирование накопительной пенсии в накопительный пенсионный фонд. Это привело к резкому уменьшению поступлений предназначенных для выплаты страховых пенсий и вызвало дефицит пенсионного бюджета. Главное достоинство реформы, начатой в 2015 году, состоит в том, что новые положения пенсионного законодательства, по мнению их авторов, позволят сбалансировать бюджет Пенсионного фонда. Сбалансированность его состоит в экономии финансовых средств госбюджета, направляемых в пенсионный бюджет для финансирования государственных пенсионных программ и произведения доплат тем пенсионерам, размер пенсии у которых оказался ниже прожиточного минимума, установленного в регионе проживания.
2016 В качестве меры, направленной на решение финансовых проблем в сфере пенсионного обеспечения, согласно с требованиями, изложенными в Федеральном законе от 14.12.2015 года № 383, Правительством было принято решение о продлении моратория на формирование накопительной пенсии до конца 2016-го года.
2017 В 2017 году в России пенсионное обеспечение граждан вновь претерпело ряд изменений, касающихся повышения суммы выплат и условий назначения пенсии для отдельных категорий получателей. С 2017 года снова начали действовать приостановленные положения законодательства, касающиеся индексации пенсионного обеспечения. С пенсионными выплатами для военных пенсионеров дело обстоит немного сложнее: предполагалось, что пенсия таким гражданам увеличится, однако конкретная величина повышения неизвестна. С 1 января 2017 года вступил в силу закон, предусматривающий повышение пенсионного возраста для чиновников до 63 и 65 лет, и в связи с возрастающим дефицитом бюджета в Правительстве стали активно обсуждать тему увеличения возраста выхода на пенсию для остальных граждан.
2018 – 2019 (плановый) Позже Правительство пришло к выводу, что направлять часть страховых взносов на накопления не выгодно вовсе для государственного бюджета, в следствие чего мораторий продлили до 2019 года. Таким образом, 6% которые направлялись в негосударственные фонды, теперь идут на пополнение бюджета, предназначенного на выплату страховых пенсий, что должно, по мнению Правительства, стабилизировать положение в сфере пенсионного обеспечения населения.

Задачи пенсионного фонда РФ

Основными задачами пенсионного фонда РФ являются:

  • обеспечение совместно с налоговыми органами целевого сбора и аккумуляция страховых взносов;

  • финансирование расходов;

  • капитализация собственных средств, привлечение дополнительных источников финансирования, инвесторов;

  • организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;

  • работа по взысканию с граждан и работодателей пенсионных средств в целях обеспечения выплат по инвалидности в результате получения увечий на производстве;

  • осуществление совместно с налоговыми органами контроля за полнотой поступающих страховых взносов со стороны работодателей и правильностью их расходования и др.

Индексирование пенсии в 2019-2024 годах

По поручению Президента пенсии в России до 2024 года должны индексироваться со скоростью, превышающей индекс роста цен (т.е. инфляцию). По предварительным подсчётам Министерства экономразвития всё проходит именно так, как и было запланировано. В целях борьбы с неофициальными выплатами «серой» заработной платы несколько лет назад введены новые названия оценочного фактора — пенсионный коэффициент переименован в индивидуальный коэффициент (балл), размер которого установили фиксированным, вне зависимости от прогнозного уровня обесценивания. Поэтому очень важно в современных условиях иметь официальную «белую» зарплату, которая позволит при достижении определённого возраста получать достойную пенсию, а не довольствоваться минималкой. При расчёте суммы пенсии учитывается несколько основных параметров: достижение установленного возраста, необходимое количество балов, определенный стаж.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *