Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ремонт по страховке-2022: что нужно знать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В России хорошо развиты электронные каналы заключения договоров страхования – электронные ОСАГО, КАСКО и другие массовые виды страхования. Это существенно расширило географию продаж страховщиков, не имеющих собственных точек присутствия в большинстве регионов России.
Транспортное средство не подлежит ремонту
Страховые компании признают под полной гибелью машины две ситуации:
- машина настолько разбита, что отремонтировать её не получится;
- автомобиль отремонтировать можно, но стоимость ремонта превысит стоимость самой машины на дату аварии или будет равна ей.
Если машина после ДТП не подлежит восстановлению, страховщик выплатит её стоимость на момент аварии, но в пределах лимитов, установленных 40-ФЗ. Есть ряд особенностей при таком страховом случае:
- Страховщик имеет право оставить поврежденное транспортное средство у себя. Однако он может сделать это только после выплаты компенсации.
- Потерпевший может оставить себе годные детали автомобиля (например, для продажи), но тогда их стоимость будет вычтена из размера страховой выплаты.
Полная гибель транспортного средства может быть установлена только экспертом после осмотра. В ходе экспертизы специалист отмечает все повреждения и оценивает стоимость ремонта, эти сведения обязательно отражаются в заключении эксперта. На следующем этапе изучается рынок автомобилей и определяется стоимость машины. Полученные цифры сопоставляются и выносится заключение.
Единая методика обязательна для применения экспертами страховщика при расследовании последствий ДТП. Это собрание требований к порядку проведения экспертиз и методикам расчета. Там же установлены типовые коэффициенты пробега и износа. Утвержден документ в 2014 г. Несмотря на то, что в названии методики используется заглавие одного документа, она связывает три:
- «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» N 432-П.
- «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» N 433-П.
- Электронная база стоимости запчастей.
Всего в документе 7 глав и 10 приложений-справочников. В главах подробно изложен порядок экспертиз после ДТП, процесс установки характера дефектов, описаны алгоритмы расчетов стоимости ремонта. В справочниках изложены:
- № 1 — требования к проведению фотосъемки;
- № 2–3 — перечень типовых повреждений и рекомендации производителей по ремонту кузова (иномарки);
- № 4 — цены на запасные части по регионам. Всего определено 13 зон, в каждой из которых действуют свои цены. Например, запчасти в Санкт-Петербурге и Москве значительно дороже, чем в среднем по России;
- № 5–6 — коэффициенты износа, дополнительные сведения;
- № 7 — детали, для которых износ не предусмотрен (показатель износа — 0);
- № 8 — данные по среднегодовому пробегу машины по регионам;
- № 9 — коэффициенты эксплуатации;
- № 10 — коэффициенты механических повреждений.
Эта методика применяется только для физлиц при страховании автогражданки. Результат каждой экспертизы должен быть оформлен в виде акта.
В настоящее время методика используется для того, чтобы рассчитать ущерб после ДТП, если экспертам СК необходимо выехать на место аварии при наступлении страхового случая. Методики ЕМРУ должны использовать эксперты при проведении независимой оценки повреждения автомобиля. Лицензированные частные специалисты или государственные эксперты во время судебного разбирательства также придерживаются утвержденных правил.
Экспертиза ТС после аварии
Результатом первичной экспертизы будет акт о состоянии автомобиля после ДТП. В нем указывают информацию относительно места и времени осуществления экспертной оценки. Также перечисляют присутствующих при экспертизе участников дорожного происшествия, уточняют информацию об общем состоянии ТС, наличии дефектов, не имеющих отношения к аварии, и присутствии/отсутствии скрытых повреждений. К акту могут быть приложены фото- и видео свидетельства, подтверждающие факты осмотра. Возможно, потребуется вторая экспертиза, если будет зафиксировано наличие скрытых повреждений.
В настоящее время приоритет отдается восстановительному ремонту, а не денежной выплате. Поэтому эксперты перед тем, как рассчитывать стоимость ущерба от ДТП, в первую очередь оценивают:
- насколько деформирована поверхность;
- степень повреждения запчастей в месте удара;
- процент ущерба узлов и агрегатов, требующего полной их замены.
Как страховые могут получать информацию о нарушениях?
Рассмотрим пункт 1 статьи 30 обновленного документа:
Органы внутренних дел посредством электронного взаимодействия предоставляют страховщикам, профессиональному объединению страховщиков по их запросам необходимые для реализации положений настоящего Федерального закона сведения о водительских удостоверениях лиц, допущенных к управлению транспортными средствами, о транспортных средствах, состоящих на государственном учете, и зафиксированных сотрудниками полиции дорожно-транспортных происшествиях.
Органы внутренних дел посредством электронного взаимодействия предоставляют страховщикам, профессиональному объединению страховщиков по их запросам необходимые для реализации положений настоящего Федерального закона сведения о водительских удостоверениях лиц, допущенных к управлению транспортными средствами, о транспортных средствах, состоящих на государственном учете, и зафиксированных сотрудниками полиции дорожно-транспортных происшествиях, а также сведения о привлечении владельцев транспортных средств к административной или уголовной ответственности за правонарушения в области безопасности дорожного движения, необходимые для установления страховщиками значений базовых ставок страховых тарифов в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона.
На сегодня законодательство определяет размеры выплат. В большинстве случаев они зависят не только от обстоятельств страхового случая, но и от степени повреждения транспортного средства, участия пассажира и серьезности последствий. Последствия могут быть с летальным исходом пассажиров и с материальным ущербом.
Минимальная выплата по ОСАГО при аварии зависит от степени повреждения автомобиля и количества участников и потерпевших в ДТП. Она может составлять от 35 тыс. рублей. На сегодня возмещение ущерба автомобиля составляет 400 тысяч рублей. А если был нанесен ущерб жизни и здоровью человека, сумма достигает 500 тыс. рублей.
Если в ДТП погибли люди, то выплата осуществляется всем семьям, потерявшим своих близких. Компенсационные выплаты РСА по ОСАГО со смертельным исходом имеют фиксированные суммы. Они составляют 475 тыс. рублей на финансовые выплаты и 25 тыс. рублей на погребение погибшего. В случае, когда ДТП происходит по вине пешехода, проводится специальное расследование, выясняются все обстоятельства дела.
Форма компенсации по выплатам бывает:
- натуральная;
- денежная.
Натуральный вид возмещения стоит в приоритете. АО «АльфаСтрахование» в счет выплаты организовывает и проводит ремонтные работы зарегистрированных в РФ легковых ТС, находящихся в собственности граждан, на станциях техобслуживания, с которыми у компании заключены договоры. Такие СТОА есть в каждом субъекте, где у страховщика расположены филиалы. Новые автомобили со сроком эксплуатации до двух лет отправляют к официальному дилеру. На все виды работ, проведенных на станциях техобслуживания, предоставляется гарантия до года.
Страховое возмещение ущерба, причинённого зарегистрированному в РФ легковому авто в собственности гражданина, осуществляется в виде денежной выплаты при определённых условиях:
- полная гибель машины, то есть повреждения ТС не подлежат ремонту;
- смерть пострадавшего;
- потерпевший страхователь, здоровью которого по факту наступления происшествия был нанесен тяжкий или определенный как средней тяжести вред, выбрал в заявлении данный вид возмещения;
- стоимость ремонтных работ превышает лимит выплаты;
- потерпевший — инвалид, владеющий ТС, по медицинским показаниям, при оформлении заявления о возмещении ущерба выбрал данную форму выплаты;
- станции техобслуживания автомобилей из списка партнёров страховщика не соответствуют установленным правилами ОСАГО требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего.
Сколько возмещается по ОСАГО, если есть пострадавшие
Если в результате аварии пострадал один или несколько человек, то в первую очередь нужно сделать все, чтобы он попал в руки к медикам. И если автовладельцу выплачивается нанесенный ущерб его транспорту, то людям, получившим увечья, производится выплата в соответствии с характером полученной травмы.
Ранее мы отметили, что при нанесении вреда здоровью максимальный размер компенсации равен 500 тыс. руб. Но в определённых случаях предоставляется фиксированная выплата:
- 100%, то есть 500 тыс. руб. получают люди, которым в результате аварии были нанесены увечья, повлекшие присвоение первой группы инвалидности.
- 70%, то есть 350 тыс. руб. получают граждане, которые приобрели повреждения, повлекшие присвоение второй группы инвалидности.
- 50%, то есть 250 тыс. руб. получают лица, получили травмы, повлекшие присвоение третьей группы инвалидности.
- 100%, то есть 500 тыс. руб. получают все дети, которые в результате аварии получили любую из трех групп инвалидности.
По правилам ОСАГО при наступлении страхового события страховщик производит денежную компенсацию пострадавшему человеку в зависимости от типа увечья. Например, если в результате внутреннего кровотечение потеряно меньше 1 тыс. мл, то величина компенсация составляет 7%, то есть 35 тыс. руб., а если больше 1 тыс. мл, то 10% — 50 тыс. руб.
Возмещение расходов на восстановление автомобиля и здоровья необходимо требовать от страховой компании виновника ДТП. Чтобы СК не отказала в выплате важно правильно оформить материалы происшествия: составить европротокол, либо вызвать ГИБДД. В случае Европротокола, документы направляются страховщику не позднее 5 дней после происшествия.
Если у виновника аварии и пострадавшего нет полиса ОСАГО, то страховые компании не будут принимать участие в споре. Урегулировать вопрос, кто платит при ДТП, получится только в судебном порядке.
Российское законодательство предусматривает обязательное страхование гражданской ответственности. В случае ДТП обязанность по возмещению убытков возлагается на виновника происшествия. Наличие ОСАГО поможет избежать печальных последствий – существенных расходов на восстановление собственного автомобиля и ТС потерпевших лиц. Кроме того, автогражданка – это страховая гарантия того, что страховая компания компенсирует ущерб по потере здоровья.
Закон не позволяет страховщикам самостоятельно изменять КБМ. Если подобное произошло, и действия организации не обоснованы, можно направить жалобу. Она подается в правоохранительные органы. Однако нужно понимать, когда действия организации правомерные. В этой ситуации добиться изменения повышающего коэффициента не удастся. Закон позволяет организации увеличить цену ОСАГО, если:
- гражданин скрылся с места происшествия;
- раннее лицо пренебрегало правилами и ездило без страховки;
- были предоставлены ложные данные об особенностях ДТП;
- в момент аварии лицо находилось под действием алкоголя или наркотических веществ;
- авария была допущена умышленно.
Если доказано, что гражданин не является виновником происшествия, КБМ остаётся на прежнем уровне. В случае продления полиса на следующий год, должна быть предоставлена скидка.
Вопрос | Ответ |
---|---|
Когда меняется повышающий коэффициент ОСАГО в 2022 году? | При продлении страховки. |
Повысится ли КБМ, если водитель не виновен в происшествии? | Нет, показатель сохранится на прежнем уровне. |
Как избежать повышения КБМ? | Соблюдать ПДД и стараться не попадать в аварии. |
Что делать, если коэффициент ОСАГО повысили ошибочно? | Обратиться в предыдущую компанию и получить справку или самостоятельно проверить базу РСА. Затем данные предоставляются новому страховщику. Если он отказывается менять коэффициент, можно инициировать судебное разбирательство. Альтернативой выступает направление жалобы в уполномоченный орган. |
Можно ли избежать присвоения повышающего коэффициента по ОСАГО при ДТП
Может показаться, что собственнику авто не избежать негативных последствий, если он попал в дорожно-транспортную ситуацию. Далеко не в каждом случае такое происходит. Не все дорожные инциденты приводят к повышению коэффициента бонус-малус.
Одна из ситуаций – когда водитель является потерпевшим от действий другого водителя. В такой ситуации он получит страховую выплату, а его КБМ не изменится. Также избежать повышения показателя можно, если исключить из списка лиц, которые имеют право управлять авто на последующий год, виноватого водителя. Страховая компания в такой ситуации будет определить необходимость использования повышающих коэффициентов с учётом страховой истории тех, кто остаётся в перечне доверенных автомобилистов.
В прошлом собственники автомобилей старались избежать ответственности путём изменения страховой компании. Они скрывали своё участие в аварии при подписании соглашения. Сейчас же такие попытки не позволяют добиться успеха, поскольку вся информация стекается в единую базу РСА, из неё сведения могут получить все страховщики. На данный момент единственный легальный метод снизить расходы на страхование является внимательное и аккуратное поведение на дороге.
Когда повреждено иное имущество
Таким имуществом может быть:
Статус гражданина | Приблизительный перечень имущества |
водитель-потерпевший |
|
пассажиры, пешеходы |
|
собственники объектов недвижимости и движимого имущества |
|
По страховке ОСАГО выплачивается возмещение деньгами. Ремонт, восстановительные работы, предоставления аналогичного имущества не предусмотрены.
В какие сроки производятся выплаты
В рамках закона был утвержден срок, который составляет 20 дней. В течение указанного периода компания обязана перечислить средства пострадавшему водителю. Указанный срок не включает в себя праздничные дни. Отсчет срока начинается только от даты принятия последнего документа, который запрашивается в обязательном порядке. Если после принятия полного пакета документов страховая компания отказывает в выплате, то в рамках закона автолюбитель вправе обратиться в суд и затребовать неустойку в размере 1% от суммы выплаты.
Указанный процент начисляется ежедневно до тех пор, пока выплата не будет произведена. В результате последних изменений в законе страховая компания может не только предложить водителю выплату в денежной форме, но и предоставить направление на станцию, где будут произведены ремонтные работы. Машины активно направляют на сервис в крупных городах.
Изменения в автостраховании: ремонт вместо компенсации
Полис ОСАГО считается неотъемлемой частью пакета документов любого автомобилиста. Порядок оформления страховки, размеры компенсационных выплат, сроки, страховые случаи и прочие вопросы относительно автогражданки регулируются Федеральным законом № 40, изданном еще в 2002 году.
Положения закона об обязательном автостраховании неоднократно подлежали преобразованиям. Очередные изменения частично вступили в силу в июле 2017 года, а с сентября стала актуальна полная версия последней редакции.
Согласно внесенным поправкам, основным нововведением однозначно можно назвать замену страховой выплаты в форме денежной компенсации ущерба устранением такового при помощи ремонтных работ или организации таковых.
Иными словами, если раньше гражданин мог рассчитывать на страховку в виде наличных денег, то сейчас таковая предоставляется в качестве починки пострадавшего авто и устранения повреждений. Разумеется, ликвидация дефектов при этом осуществляется за счет страховой конторы.
Как быть, если страховщик насчитал слишком маленькую сумму ущерба?
Стараясь сэкономить деньги, страховая может серьезно уменьшить расчетную сумму страховой выплаты, рассчитанную штатным экспертом. Если пострадавшая сторона по каким-то причинам не согласна с установленной компенсацией, тогда она вправе обратиться к аккредитованному эксперту, который составит свой расчет, предоставив подтверждающие документы установленного законом образца. Проводящий экспертизу мастер должен состоять в реестре экспертов-техников Минюста РФ. При этом пострадавшему необходимо подать претензию в страховую для решения проблемы в досудебном порядке (12 ст. ФЗ об ОСАГО).
Стоимость затрат на проведение дополнительной собственной оценки ущерба включаются в общую сумму страховой выплаты. Пострадавший может дополнить эту сумму другими непредвиденными расходами на адвоката и судебные издержки, если таковые имели место при рассмотрении спора о назначении компенсации. Пострадавший также имеет право претендовать на компенсацию за моральный ущерб.