Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Платежные поручения. Вопрос-ответ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В типовом бланке платежного поручения указан 41 реквизит, которые заполняются банком и, преимущественно, клиентом. Формирование и заполнение платёжного поручения посредством системы Клиент-Банк значительно упрощает процедуру и минимизирует риски ошибок.
Заполнение платёжного поручения
Ниже приведён типовой бланк платёжного поручения с указанием реквизитов полей, они пронумерованы (рис.1), и далее — поэтапный порядок заполнения документа. Последовательность и визуализация оформления платёжного поручения облегчит процесс восприятия материала.
Для чего нужно платежное поручение
Как мы отметили ранее, документ применяется российскими экономическими субъектами для осуществления разного вида расчетов. Основные направления:
- зачисление заработной платы персоналу;
- оплата страховых взносов и налогов в соответствующие бюджеты государства;
- погашение задолженностей перед поставщиками и подрядчиками;
- перечисление авансовых платежей, банковских гарантий по госконтрактам и договорам;
- приобретение ценных бумаг, иностранной валюты, драгоценных металлов;
- переводы между расчетными счетами одного экономического субъекта;
- оплата неустоек, штрафов, пеней, расчеты за государственные пошлины, сборы.
Функции централизованной бухгалтерии
В зависимости от того, какая степень централизации бюджетного учета будет установлена органами местного самоуправления, возможно наделение ЦБ следующими функциями:
- Полная централизация учета. В этом случае в обслуживаемых учреждениях должность бухгалтера в штатных расписаниях не предусматривается, бухгалтерские службы не создаются. Первичные учетные документы по движению материальных запасов и других нефинансовых активов исполняются материально ответственными работниками учреждений. Кассы для приема и выдачи наличных денег в учреждениях тоже не создаются. Все расчеты проводятся через кассу централизованной бухгалтерии. Выплата заработной платы и других выплат работникам учреждений осуществляется через подотчетных лиц (раздатчиков) из числа работников учреждений, с которыми учреждения заключают договоры о полной материальной ответственности. Проекты смет доходов и расходов разрабатываются в централизованной бухгалтерии на основании данных, представленных руководителями учреждений или структурных подразделений. При этом право подписи заявлений на выдачу авансов подотчетными лицами, право утверждения авансовых отчетов, право подписи расчетно-платежных ведомостей на выдачу заработной платы сохраняются за руководителями учреждений.
- Осуществление части функций: расчетов с поставщиками и подрядчиками по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, а также расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и сборам. В данном случае в штатные расписания учреждений вводится должность бухгалтеров, в обязанности которых входит подготовка не только первичной документации, но и бухгалтерских документов, служащих основанием для производства расчетов (проектов штатных расписаний, платежно-расчетных ведомостей документов, служащих для списания стоимости использованных материальных запасов, и т.п.). За централизованной бухгалтерией закрепляется право проверки правильности составления представленных документов, обоснованности применяемых цен и тарифов, контроля за соблюдением установленного законодательными и нормативными актами порядка использования бюджетных и иных средств учреждений. Все основные расчеты производятся через централизованную бухгалтерию, учреждения не открывают собственных счетов в кредитных организациях или ОФК. При этом в учреждениях могут создаваться операционные кассы, которые в конце каждого рабочего дня должны сдавать деньги в кассу централизованной бухгалтерии. Расчеты в безналичном порядке (включая расчеты с бюджетом по налогам и сборам) производятся централизованной бухгалтерией. Налоговая отчетность составляется и представляется ею.
- Обслуживание учреждений при централизованном снабжении. В таком случае учреждениям предоставлены максимальные полномочия по ведению бюджетного учета. ЦБ осуществляет учет в части расходов, производимых по отдельным статьям (КОСГУ). Как правило, это связано с ситуацией, когда некоторые виды материальных запасов или иных нефинансовых активов поставляются централизованно, при этом в учреждениях создаются бухгалтерские службы. Порядок учета хозяйственных операций, осуществляемых в данном случае, регулируется положениями разд. IV Инструкции N 148н .
Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.
- Составление сводной бухгалтерской отчетности. Органы власти местного самоуправления могут возложить на ЦБ только обязанности составления сводной бюджетной отчетности, сбора и обобщения необходимой информации в течение финансового года. Такой вариант удобен органам местного самоуправления для упорядочения контроля за расходованием бюджетных средств, выделяемых учреждениям. Бюджетные учреждения, имеющие свои бухгалтерии, должны передавать бухгалтерскую отчетность в отраслевые централизованные бухгалтерии для составления сводной отчетности по району, городу, области. Например, учреждения образования ежемесячно и ежеквартально представляют бухгалтерскую отчетность в МУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования города (района)».
Но на практике встречаются случаи, когда указанные функции возлагаются не на ЦБ, а на специально созданные сводные группы, которые входят в состав отраслевых департаментов, министерств органов местного самоуправления, субъектов РФ (например, сводная группа по экономическому анализу и составлению сводной отчетности городского департамента культуры).
Платежи из государственных внебюджетных фондов
Федеральное казначейство в Письме от 08.06.2005 N 42-5.2-10/148 по вопросу правомерности зачисления целевых средств ФСС РФ на лицевые счета централизованных бухгалтерий, обслуживающих бюджетные учреждения, сообщило следующее. Согласно п. п. 1, 3 ст. 26 НК РФ налогоплательщики (в данном случае — бюджетные учреждения) вправе участвовать в правоотношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя (в данном случае — через централизованную бухгалтерию), если иное не предусмотрено Налоговым кодексом. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Налоговым кодексом и иными федеральными законами. В силу п. п. 1, 3 ст. 29 НК РФ уполномоченным представителем налогоплательщика-организации признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), которое осуществляет данные полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. В связи с вышесказанным Федеральное казначейство считает возможным применение норм, аналогичных вышеуказанным, и в отношениях между бюджетными учреждениями и государственными внебюджетными фондами в части платежей из государственных внебюджетных фондов бюджетным учреждениям.
Каковы должны быть ваши ответные действия
Когда вас начинают принуждать оплачивать, начинайте с ними общаться письменно – ведите с «ними» переписку – как на бумажных носителях, так и в электронном виде.
Вы им говорите:
- «Для того, чтобы произвести оплату по данному счёту, прошу вас согласно 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» поставить в документе, который вы предъявляете к оплате, подпись главного бухгалтера и печать вашей фирмы. Подпись должна быть ТОЛЬКО главного,
- запросите от них наличие Договора,
- потребуйте от них открытие СПЕЦИАЛЬНОГО банковского счёта, начинающегося с числа 40821… с указанием вашего индивидуальго банковского счета
- надо знать о том, что счёт 40821….. (и дальше – последующие цифры) должен касаться непосредственно ТОЛЬКО ВАС!
Объяснить им ничтожность их прав на ресурсы
- Мы НЕ являемся «потребителями»,
- А являемся Пользователями ресурсов.
- Управляйки и ресурсники нам всего лишь оказывают услуги по доставке
- Они не являются ПОСТАВЩИКАМ, так как они НЕ являются собственниками этих ресурсов, а являются посредниками.
- Как посредники оказывают услуги по транспортировке, то есть, их задача – обеспечить непрерывную подачу всех ресурсов.
- У ресурсников и управляек НЕТ товара, которым бы они обладали на правах собственности, и нам его бы продавали на основании каких-то Договоров.
Реквизиты платёжного поручения
Реквизиты платёжного поручения — это обязательные данные, количество и значение которых устанавливается Положениями Банка России и дополняется нормативными актами Министерства Финансов РФ, а неразрешённое отсутствие части реквизитов в платёжном документе влечёт за собой невозможность исполнения банком распоряжения клиента по переводу денежных средств.
Каждый реквизит платёжного поручения имеет свой номер, все реквизиты платёжного поручения пронумерованы в приложении 3 к Положению N 383-П, и располагаются в строго отведённых им местах (полях) бланка платёжного документа. Реквизиты платёжного поручения на электронные переводы ограничиваются ещё и максимальным количеством символов, которые можно посмотреть в приложении 11 к Положению N 383-П.
Чтобы платёж попал по назначению, платёжное поручение должно быть заполнено без ошибок, для чего клиенту банка необходимо знать правила заполнения платёжного поручения и естественно иметь все необходимые для этого реквизиты.
Изменения порядка уплаты пошлин в 2022 году
Изменения порядка уплаты пошлин в 2022 связаны с заполнением 104 поля таможенного поручения. Когда-то на каждый вид таможенного платежа нужно было составлять отдельный документ, указывая при этом в поле 104 платёжного поручения необходимый код бюджетной классификации (КБК). Порядок уплаты пошлин в 2022 году предусматривает, что в 104 поле документа практически для всех видов таможенных платежей: сбор, ввозная и вывозная пошлина, НДС, акциз нужно указывать КБК 15311009000011000110. Денежные средства, перечисленные по этому КБК, поступают на счёт, который контролируется ФТС РФ.
Ранее, до 01.01.2021 в платёжном поручении нужно было указывать код таможни. С 1 января 2021 года, согласно изменениям порядка уплаты пошлин, для перечисления таможенных платежей используется Единый лицевой счёт (ЕЛС), обслуживаемый ФТС РФ. В поле 107 таможенного платёжного поручения нужно указать код ЕЛС: 10000010. Теперь код таможенного органа в платежном поручении 2021 нужно указывать только в исключительных случаях.
Надо ли распечатывать на бумажном носителе платежные поручения, которые заверяются электронной подписью, для заверения руководителем и главным бухгалтером
Централизованная бухгалтерия ведет бухгалтерский и налоговый учет по обслуживаемым учреждениям образования (школы, внешкольные учреждения). Платежные поручения заверяются электронной подписью. Надо ли распечатывать на бумажный носитель платежки для собственноручной подписи руководством учреждения и главным бухгалтером?
Бухгалтер бюджетного учреждения, г. Москва
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее – Закон № 129-ФЗ) первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации.
В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством РФ, суда и прокуратуры.
Первичные документы составляются на машинных носителях в виде электронного документа с использованием электронно-цифровой подписи (п. 7 Инструкции № 157н).
В свою очередь, согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.
2011 № 63-ФЗ “Об электронной подписи” информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Согласно Государственному стандарту РФ “Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения” (ГОСТ Р 51141-98), утвержденному постановлением Госстандарта России от 27.02.
1998 № 28 (далее – ГОСТ Р 51141-98), подлинником (официального) документа является первый или единичный экземпляр официального документа, а копией официального документа является документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы.
Таким образом, подлинник документа (в т. ч. платежного поручения) должен формироваться в единственном экземпляре либо на бумажном носителе, либо в электронном виде.
В рассматриваемой ситуации платежные поручения формируются в электронном виде и подписываются электронной подписью уполномоченных должностных лиц. При соблюдении условий, установленных действующим законодательством, такие документы могут быть признаны равнозначными документам, сформированным на бумажном носителе и подписанным собственноручной подписью.
В соответствии с положениями Закона № 129-ФЗ и Инструкции № 157н хранение платежек возможно в электронном виде, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами РФ. При этом хранение информации на машинных носителях следует осуществлять с применением электронной подписи.
При необходимости в соответствии с порядком, установленным руководителем централизованной бухгалтерии, могут формироваться копии платежных поручений на бумажных носителях.
При этом порядок оформления копий, а также возможность их хранения вместе с банковскими выписками следует закрепить в учетной политике.
При разработке такого порядка централизованной бухгалтерии желательно учесть положения п. 2.1.30 ГОСТа Р 51141-98, согласно которому заверенной копией документа является копия документа, на которую в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу.
Какие бывают платежные поручения
Закон определяет срочные, ожидаемые и отсроченные платежи. Первые используются для авансовых платежей (перед отгрузкой товаров) и регулярных платежей (после отгрузки). При отправке отложенного ПП банк определяет его в папке «Расчетные документы, не оплаченные вовремя».
При отсутствии суммы задолженности на счете средства могут перечисляться частями, при этом банк отмечает в платежном поручении специальную отметку «Частичный платеж». ПП также может быть разовой или регулярной (длительной). Первые изготавливаются и отправляются в архив, вторые изготавливаются планомерно, в сроки, предусмотренные договором.
За последние десять лет жизнь предпринимателей стала намного проще. Практически все представители бизнеса устанавливают систему «Клиент-Банк», в которой электронное поручение на вывод средств оформляется и отправляется за считанные минуты.
Электронное программное обеспечение не нужно распечатывать, оно передается по каналам связи. Каждый конкретный банк устанавливает порядок работы с платежными документами. Есть техподдержка, в любой момент можно позвонить и решить проблемы.
Если платежи производятся на бумаге, необходимо всего 4 экземпляра. В банке на всех экземплярах кассир ставит печать и подпись. Копия предоставляется клиенту в качестве подтверждения оплаты. Остаток служит основанием для снятия указанной суммы со счета и для отправки средств в банк получателя.
Затем банк второй стороны зачисляет указанную сумму на счет своего клиента (бенефициара). Обе финансовые организации присылают отчеты о движении текущих счетов. При этом первому придет документ, свидетельствующий о том, что платеж произведен, второму – о том, что он получен.
Нюансы работы со счетами-фактурами в 1С: Бухгалтерии: строка 5 «К платежно-расчетному документу»
К заполнению счетов-фактур предъявляются повышенные требования, так как от корректности данных напрямую зависит сумма налога на добавленную стоимость, исчисленного к уплате в бюджет. Если документ заполнен неверно, то инспекторы ИФНС откажут организации в вычете, что повлечет за собой необходимость доплаты налога. Зачастую, бухгалтеры не уделяют должного внимания строке 5 «К платежно-расчетному документу», а ведь ее неверное заполнение тоже может стать причиной вопросов со стороны проверяющих органов.
Строка 5 без проблем заполняется в счетах-фактурах на аванс, которые регистрируются при получении предоплаты от покупателя. Но многие забывают, что при реализации оплаченного ранее товара (работ, услуг) данная строка в счете-фактуре на отгрузку также должна быть заполнена.
Рассмотрим разные виды предоплаты:
1. Безналичный расчет
При безналичном расчете платежными документами являются платежные поручения.
Если предоплата осуществлена несколькими платежами, то в строке 5 отражаются реквизиты всех платежных поручений покупателя.
2. Наличный расчет
При расчете наличными платежными документами являются чеки ККТ.
Если товар был куплен за наличный расчет, то продавец в строке 5 должен указать реквизиты кассового чека.
3. Безденежная форма
Получение предоплаты в безденежной форме не требует заполнения строки 5 (в таком случае ставится прочерк).
В программе 1С: Бухгалтерия предприятия 8 реализована возможность корректного заполнения строки 5 «К платежно-расчетному документу».
В документе «Поступление на расчетный счет» строка «По документу» содержит информацию о реквизитах платежного поручения покупателя. Именно эти данные отражаются в счетах-фактурах на аванс и на реализацию у продавца.
В счете-фактуре, выданном на аванс, строка «Платежный документ» должна содержать реквизиты платежного поручения покупателя.
Печатная форма документа также включает необходимые данные о платеже.
В счете-фактуре на реализацию в графе «Платежные документы» должны быть перечислены реквизиты всех денежных поступлений от покупателя в счет данной продажи.
Печатная форма аналогичным образом должна содержать информации об авансовых платежах покупателя.
Определить, верно ли заполнен счет-фактура поможет акт сверки с покупателями и с поставщиками. В графе «Дата» легко отследить авансовые платежи, а в графе «Документ» увидеть необходимый номер платежно-расчетного документа.
По акту сверки можно проверять как входящие, так и исходящие первичные документы.
Этот документ обязаны выставлять только организации и предприниматели, которые являются плательщиками НДС — в основном те, кто работает на общей системе налогообложения.
Организации и ИП на УСН и патенте обычно не платят НДС и поэтому выставлять счета-фактуры не обязаны. Есть несколько исключений, о которых мы рассказали в отдельной статье.
Счёт-фактура оформляется в двух экземплярах и подписывается поставщиком товара или услуги. Один экземпляр передаётся покупателю, другой остаётся у продавца. Счёт-фактуру нужно выставить не позднее чем через 5 дней после отгрузки товара или оказания услуг.
Счёт-фактура — это основание для того, чтобы принять НДС к вычету, поэтому все организации относятся к нему с особым трепетом.
Чтобы не изучать форму и правила выставления счёта-фактуры, воспользуйтесь Эльбой.
С 1 января 2021 года (адрес плательщика-физлица)
Предусмотрено изменение для плательщиков-физлиц, не являющихся ИП. Сейчас, чтобы проверяющие могли однозначно определить, от кого пришел платеж, физлицо указывает свой ИНН. Есть и другой вариант — вместо ИНН заполнить поле 108 «Номер документа, который является основанием платежа», либо внести УИН в поле 22 «Код». А при отсутствии УИН допустимо указать адрес проживания или пребывания.
В 2021 году и далее вписывать адрес физлица в платежку не придется. Это следует из обновленной редакции правил, утвержденных приказом Минфина от 12.11.13 № 107н (поправки внесены приказом Минфина от 14.09.20 № 199н; далее — приказ № 199н). Теперь при отсутствии ИНН и УИН достаточно внести иной идентификатор сведений о физлице (например, серию и номер паспорта или СНИЛС).