Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Федеральная антимонопольная служба». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Суть антимонопольного законодательства состоит в создании условий для свободного предпринимательства и в обеспечении свободной рыночной конкуренции. Исполнение постулатов антимонопольного законодательства невозможно без введения антимонопольных ограничений.
Функции и направление деятельности
Безусловно, любое нарушение закона — это либо уголовное преступление, либо административное правонарушение, либо гражданский деликт.
Однако сама специфика свободного рынка предполагает наличие особых полномочий у контролирующего органа, а потому простая передача права на антимонопольную деятельность правоохранительным органам была бы нецелесообразной.
Поэтому возникла необходимости в учреждении антимонопольной службы с передачей ей обширного инструментария, позволяющего эффективно претворять в жизнь положения антимонопольного законодательства.
С целью оптимизации работы ФАС были выделены три основных направления ее работы, а именно:
- Способствование развитию свободной конкуренции на Российском рынке для субъектов предпринимательской деятельности, не являющихся естественными монополиями;
- Профилактика и пресечение попыток влияния госорганов на свободу конкуренции в сфере размещений госзаказов;
- Способствование равного доступа покупателей товаров и услуг к товару или услугам, поставляемых как естественными монополистами, так и свободными конкурентами.
Достижение целей по указанным трем направлениям осуществляется посредством делегированных ФАС функций, к которым относится контроль за выполнением требований антимонопольного закона в сферах:
- энергетики и добычи природных ресурсов;
- рекламы;
- госзаказов;
- оборонных заказов;
- иностранных инвестиций и т.д.
Деятельность ФАС регламентируется Положением об антимонопольной службе РФ» принятым Постановлением № 331 Правительства РФ от 30.06.2004 года.
Данным Постановлением Федеральной антимонопольной службе были делегированы следующие полномочия:
- принятие Центральным аппаратом ФАС подзаконных нормативных актов в пределах собственной компетенции;
- проведение актов контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами государственной и муниципальной власти, а равно субъектами предпринимательской деятельности;
- издание и направление предписаний об устранении нарушений в сфере антимонопольного законодательства, а также привлечение виновных к административной ответственности за нарушение закона и за неисполнение предписаний;
- проведение аналитических операций функционирования рынка;
- согласование договоров с долями (акциями) коммерческих организаций;
- составление реестра недобросовестных поставщиков в сфере госзаказов;
- возбуждение материалов об административных правонарушениях в сфере антимонопольного законодательства;
- иные полномочия.
Структура организации такова:
- Центральный аппарат, располагающийся в Москве. Состоит из отраслевых управлений.
- Территориальные органы (на сегодня их 85).
- При центральном аппарате действует общественно-консультативный совет. Его наполняют представители предпринимательских ассоциаций, некоммерческих объединений. Он проводит мониторинг работы ФАС, вырабатывает рекомендации по совершенствованию антимонопольных законов, дает советы по пресечению его нарушений. Подобные советы действуют и при территориальных подразделениях.
- Экспертные советы по отдельным векторам работы службы — по рекламе, недобросовестной конкуренции, электроэнергетике, вопросам связи, защите конкуренции на финансовом рынке, по развитию конкуренции в области ЖКХ, агропромышленного комплекса, развитию малого и среднего бизнеса. Экспертами тут выступают участники рыночных отношений, представители от некоммерческих объединений, контролирующих властных органов.
Предшественник Федеральной антимонопольной службы — Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России) образован в соответствии с Законом РСФСР от 14 июля 1990 года «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР» . Председателем Комитета был назначен Валерий Черногородский . Штатная численность работников аппарата определена в 150 единиц, введено Временное положение о ГКАП России, которое было утверждено Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 сентября 1990 года № 344 .
В целях реализации Послания Федеральному собранию 1997 года в части приведения структуры и структуры федеральных органов исполнительной власти в соответствие с требованиями экономических преобразований Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 1997 года № 249 «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти» Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации. В августе 1997 года Председателем Комитета назначена Наталья Фонарева .
22 сентября 1998 года Указом Президента Российской Федерации № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» были упразднены Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации (Председатель Н. Е. Фонарева), Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства (Председатель И. М. Хакамада), Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий на транспорте (Руководитель В. И. Будько) и Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий в области связи (Руководитель В. М. Горячев). На их месте образовано Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), которому переданы функции упраздненных органов. Министром назначен Геннадий Ходырев .
Численность работников центрального аппарата (440 единиц без персонала по охране и обслуживанию зданий) утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 года № 1564 «Вопросы Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства». В структуре центрального аппарата были сформированы департаменты: по правовым вопросам, развития конкуренции на финансовых рынках и контролю за соблюдением законодательства о биржах, развития и поддержки предпринимательства, регулирования деятельности естественных монополий в области связи, регулирования деятельности естественных монополий на транспорте. Положение о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации № 793 от 12 июля 1999 года. В мае 1999 года министром стал Илья Южанов .
9 марта 2004 года Министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе . Руководителем службы назначен Игорь Артемьев .
- Руководитель — Игорь Артемьев.
- Статс-секретарь — заместитель руководителя — Андрей Цариковский (курирует контроль за размещением государственного заказа, борьбу с картелями, контроль на рынке жилищно-коммунальных услуг, строительства и природных ресурсов).
- Заместитель руководителя — Анатолий Голомолзин (курирует направления деятельности: контроль на топливно-энергетических рынках, в сфере электроэнергетики, информационных технологий, транспорта и связи).
- Заместитель руководителя — Андрей Кашеваров (курирует контроль социальной сферы и торговли, финансовых рынков и рекламы).
- Заместитель руководителя — Павел Субботин (курирует контроль органов власти, кадровую работу, вопросы прохождения государственной службы в ФАС России и осуществляет координацию деятельности территориальных управлений ФАС России).
- Заместитель руководителя — Андрей Цыганов (курирует контроль промышленности, агропромышленного комплекса, а также иностранных инвестиций в стратегические хозяйственные общества).
Функции Федеральной антимонопольной службы
Ключевыми функциями ФАС считаются:
- контролирование соблюдения антимонопольного законодательства, также и в области электроэнергетики, пользования земли, водных и прочих естественных ресурсов;
- пристальное внимание и контроль соблюдения закона о природных монополиях;
- пристальное внимание и контроль соблюдения закона о рекламе;
- контроль за распространением заявок на доставки товаров для федеральных муниципальных нужд (кроме возможностей по контролю в области распространения заявок на доставки товаров по казённому оборонному заказу, а также предоставление услуг для федеральных муниципальных дел, не имеющих отношения к муниципальному оборонному заказу, сведения о которых являются государственной тайной);
- контроль в области распространения заявок на доставки продуктов, выполнение работ, предложение услуг для нужд субъектов России и городских дел в порядке, установленных законодательством РФ о размещении заявок;
- контроль за исполнением импортных вложений в хозяйственные общества, имеющие государственное значение для защиты страны и сохранности государства.
История антимонопольной службы
История отечественного антимонопольного ведомства началась еще в советский период – в далеком 1990 году. Тогда был образован Госкомитет по антимонопольной политике – предшественник нынешней службы. Численность его штата составляла 150 человек.
В 1992 году количество сотрудников было увеличено, полномочия ведомства – расширены. Руководителем комитета стал Леонид Бочин. В 1997 году ведомство было переименовано, его главой назначили Наталью Фонареву. В 1998 году комитет и еще несколько федеральных структур были упразднены, и на их месте возникло Министерство антимонопольной политики. В его центральном аппарате работало более 1100 сотрудников, в региональных представительствах – более 2300.
В 2004 году министерство было ликвидировано, а на его месте создана антимонопольная служба. Ее руководителем назначили Игоря Артемьева, который занимает эту должность и сегодня.
На ФАС возложена обязанность по выполнению определенного ряда задач и функций. Их перечень определен статьей 22 ФЗ, зарегистрированного под номером 135 в 2006 году.
Задачи ФАС | Функции ФАС | Особенности деятельности ФАС |
Выполнений мероприятий, связанных с осуществлением контроля над соблюдением антимонопольного законодательства. | Контроль над исполнением действующего российского законодательства в области защиты конкуренции. | В своей деятельности ФАС руководствуется Конституцией РФ, ГК РФ, а также федеральными законами. |
Проверка законности и обоснованности информации рекламного характера. | Территориальные ведомства ФАС присутствуют в каждом регионе России. | |
Осуществление действий, связанных с контролем над законностью проведения закупок для государственных нужд. | Пресечение противоправных действий. | Территориальные органы не имеют права осуществлять контроль организаций вне своей территории. |
При выявлении нарушение, возбуждение и рассмотрение дела. | Предупреждение недобросовестной конкуренции. | Контроль над деятельностью территориальных ведомств возложен на главное управление ФАС. |
Вынесение для компании, нарушившей антимонопольное законодательства, санкций. | Пресечение монополистической деятельности компаний. | Для осуществления контроля работники организации вправе применять любые методы, не противоречащие действующему российскому законодательству. |
Направление в ведомства предложений по внесению коррективов в действующее законодательство. | Выявление нарушений. | |
Направление исковых заявлений в суд. | Контроль законности распределения и предоставления ресурсов, принадлежащих государству. | Компании не вправе препятствовать проведению проверки сотрудниками ФАС. |
Принимать участие в ходе проведения судебных заседаний. |
Федеральная антимонопольная служба
- Добавлено в закладки: 0
- Что такое федеральная антимонопольная служба? Описание и определение понятия
- Федеральная антимонопольная служба – это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции принятия правовых нормативных актов и контролю за выполнением законодательства в области деятельности естественных монополий (в части полномочий антимонопольного органа, которое установлено законодательством), рекламы, антимонопольного законодательства, контролю за проведением зарубежных инвестиций в хозяйственные общества, которые имеют стратегическое значение для того, чтобы обеспечить оборону безопасности государства и страны, контроля (надзора) в области оборонного государственного заказа и в области закупок услуг, товаров, работ для обеспечения муниципальных и государственных нужд и согласованию использования закрытых методов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Как расшифровывается ФАС? Ответ на вопрос — в названии организации. Это Федеральная антимонопольная служба.
Является федеральным органом исполнительной власти, что осуществляет целый ряд функций:
- Принятие нормативных, правовых актов в области антимонопольного законодательства.
- Контроль за соблюдением данного законодательства.
- Контроль за соответствием российскому законодательству деятельности в области естественных монополий и рекламы.
- Контроль за осуществлением вложений иностранными инвесторами в хозяйствующие объекты, что имеют стратегическое значение для российской обороны и отечественной безопасности.
- Надзор в нише государственных оборонных заказов, области закупок, работ, товаров и услуг для муниципальных и госнужд.
- Согласование использования закрытых способов определения подрядчиков, поставщиков, исполнителей.
ФАС является единственным надзорным общегосударственным федеральным органом, сотрудники которого не обязаны носить утвержденную форменную одежду.
Что это за служба? ФАС можно охарактеризовать и с помощью короткой справки:
- Служба основана 9 марта 2004-го.
- Ее предшественниками выступали: Госкомитет РСФСР по антимонопольной деятельности и поддержке новых экономических образований, Государственный антимонопольный комитет РФ, Министерство по антимонопольной деятельности и поддержке предпринимателей.
- Деятельность антимонопольной службы подведомственна российскому Правительству. Подчиняется непосредственно его Председателю. Службой представляются ежегодные отчеты по итогам своей деятельности.
- Вышестоящим над ФАС ведомством также является Правительство РФ.
- Штаб-квартира российской антимонопольной службы находится в Москве, по адресу: улица Садовая-Кудринская, дом 11.
- На сегодняшний день в центральном аппарате ФАС трудится порядка 860 сотрудников. В территориальных подразделениях службы — более 2500.
- Руководитель управления антимонопольной службы РФ — Игорь Юрьевич Артемьев (с марта 2004 года).
- Государственное учреждение имеет собственный официальный сайт.
Структура организации такова:
- Центральный аппарат, располагающийся в Москве. Состоит из отраслевых управлений.
- Территориальные органы (на сегодня их 85).
- При центральном аппарате действует общественно-консультативный совет. Его наполняют представители предпринимательских ассоциаций, некоммерческих объединений. Он проводит мониторинг работы ФАС, вырабатывает рекомендации по совершенствованию антимонопольных законов, дает советы по пресечению его нарушений. Подобные советы действуют и при территориальных подразделениях.
- Экспертные советы по отдельным векторам работы службы — по рекламе, недобросовестной конкуренции, электроэнергетике, вопросам связи, защите конкуренции на финансовом рынке, по развитию конкуренции в области ЖКХ, агропромышленного комплекса, развитию малого и среднего бизнеса. Экспертами тут выступают участники рыночных отношений, представители от некоммерческих объединений, контролирующих властных органов.
Оспаривать решения ФАС по вопросам госзакупок вправе как поставщики, так и заказчики. Это мощный инструмент, которым нужно пользоваться при отстаивании своих интересов и восстановлении прав. В нашем законодательстве нет четкого списка оснований для направления жалобы.
Согласно ч.1 ст.52 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия/бездействия ФАС можно обжаловать двумя путями:
- Через арбитражный суд.
- В коллегиальном органе антимонопольного ведомства.
Чтобы изучить процесс оспаривания решений ФАС, нужно обратиться к законодательной базе:
- 135-ФЗ «О защите конкуренции».
- Гражданский кодекс РФ.
- Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ) – дает алгоритм судебного разбирательства.
- 44-ФЗ и 223-ФЗ – подробная инструкция по осуществлению всех видов государственных и корпоративных закупок.
- Обзор по вопросам судебной практики, возникшим в ходе дел о защите конкуренции в суде, утвержденный Президиумом Верховного суда от 16 марта 2016 года.
Как расшифровывается ФАС? Ответ на вопрос — в названии организации. Это Федеральная антимонопольная служба.
Является федеральным органом исполнительной власти, что осуществляет целый ряд функций:
- Принятие нормативных, правовых актов в области антимонопольного законодательства.
- Контроль за соблюдением данного законодательства.
- Контроль за соответствием российскому законодательству деятельности в области естественных монополий и рекламы.
- Контроль за осуществлением вложений иностранными инвесторами в хозяйствующие объекты, что имеют стратегическое значение для российской обороны и отечественной безопасности.
- Надзор в нише государственных оборонных заказов, области закупок, работ, товаров и услуг для муниципальных и госнужд.
- Согласование использования закрытых способов определения подрядчиков, поставщиков, исполнителей.
Суть, функции и цели ФАС
Федеральная антимонопольная служба РФ (далее – ФАС)—один из рычагов влияния государства, который нацелен на обеспечение контроля соответствия конкурентных правил на рынках сбыта товаров и услуг. Под ведомство службы также попадают реклама, ее распределение, тендеры и монополии, образованные объективным способом.
Законодательно регулируется деятельность ФАС следующими нормативными актами:
- «О защите конкуренции».
- «Об оборонном законе в государстве».
- «О рекламе».
- «О договорной системе закупок на общественные нужды».
Антимонопольная инстанция подчинена Правительству РФ, а именно Председателю Правительства, которому подает отчет по состоянию на год о проведенных мероприятиях и выявленных нарушениях.
Среди основных функций ФАС выделяют:
- контроль правил конкуренции во всех сферах деятельности;
- контроль за соблюдением правил в формировании естественных монополий;
- регулирование сферы рекламы и ее размещения;
- надзор за процессом закупок товаров и услуг на общественные нужды;
- надзор за выполнением правил оборонного закона;
- контроль инвестирования из-за рубежа в отечественные хозяйства, которые имеют государственный статус.
По утверждению ФАС, ее главной миссией является поддержание здоровой свободной конкуренции и защита предпринимателей для создания стабильного будущего РФ.
Порядок рассмотрения дел ФАС
В состав ФАС входит главное отделение, территориальные (региональные) подразделения и отраслевые подведомства. По данным на 2018 год, в состав региональных ведомств ФАС входят 84 службы, в которых работает 2315 сотрудников.
Исходя из Постановления правительства №331 о ФАС от 30.06.2004г., данная инстанция обладает такими полномочиями:
- составление правовых актов, необходимых для ведения профессиональной деятельности службы;
- обеспечение контроля соблюдения законов относительно антимонопольной политики по отношению ко всем субъектам государства, и привлечение правонарушителей в разрезе своей деятельности к наказанию;
- исследование и анализ рынков с целью устранения превосходства одного из субъектов предпринимательства;
- составление перечня подрядчиков, которые ведут предпринимательскую деятельность недобросовестно;
- согласование дел между зарубежными инвесторами и отечественными хозяйствами для защиты и безопасности государства.
Антимонопольная служба вправе давать ход делам о правонарушениях определенных лиц по представленным заявлениям предпринимателей, доказательствам правоохранительных структур и по личной инициативе, если в ходе проверки были выявлены нарушения. Для рассмотрения подобных дел ФАС создается специальная комиссия, в которую входят работники территориального подразделения службы в количестве, превышающем три человека. Однако, председателем должен выступать если не руководитель ФАС по месту, то его заместитель.