Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разъясняющая информация по обращению с твердыми коммунальными отходами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основные аспекты обращения с отходами, в том числе нормативы накопления ТКО, регламентируются ФЗ от 24.06.1998 №89. С 2022 года начали действовать изменения, внесенные в него Законом № 503-ФЗ. Теперь вывоз мусора не жилищная, а коммунальная услуга и тарифы на нее регулируются государством. Водиться новое понятие твердых коммунальных отходов — ТКО. Это мусор, который образуется в результате потребления физическими лицами в жилых помещениях. Сюда же относятся аналогичные отходы, появившиеся в результате деятельности юридических лиц.
Как рассчитывается норма накопления ТКО на 1 человека в год?
Расчетной единицей является один проживающий или 1 кв. м общей площади. В большинстве субъектов РФ расчетной единицей норматива накопления является один проживающий.
Размер накоплений отходов рассчитывается для населения и организаций отдельно. Руководствуются при этом следующими факторами:
- наличием мусоропровода и коммуникаций (системы отопления, водоснабжения, канализации, подключением к газоснабжению);
- этажностью дома;
- образ жизни и благосостояние жителей;
- климатическими характеристиками территории.
Точные расчеты производятся на основании замеров и взвешивания мусора в пределах конкретных территориальных единиц. Нормативы ТКО устанавливаются после проведения непрерывных замеров в течение недели в различные сезоны года во исполнение требований:
- федерального законодательства;
- Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минстроя от 28.07.2016 524/пр.
Эти измерения дают возможность рассчитать нормы накопления с 1 человека в месяц.
Следует заметить, что для благоустроенных домов, подключенных к системам отопления, водоснабжения, канализации, нормы ниже, чем для неблагоустроенных. Это объясняется тем, что в общем объеме ТКО неблагоустроенных домов учитываются также отходы от сжигания дров.
Для определения норматива замеры производятся на участках территорий, где проживают:
- 2 и более процента граждан от общей численности для поселений, где население составляет не более 300 тысяч человек;
- 1 и более процента – для поселений с численностью от 300 до 500 тысяч человек;
- 0,5 и более процентов – для поселений с численностью, превышающей 500 тысяч человек.
Среди категорий, для которых устанавливаются нормативы, не только многоквартирные дома и частные домовладения, но и объекты общественного значения:
- административные здания,
- предприятия торговли,
- дошкольные, учебные, досуговые и спортивные заведения;
- общепит и т.д.
Формула среднесуточного норматива дана в Правилах, утвержденных Постановлением № 269:
G = Gо / (n × 7), где
- Gо — масса отходов объекта за период проведения замеров, кг;
- n — количество расчетных единиц;
- 7 — дни проведения замеров, суток.
Расчет среднемесячного норматива производится по формуле: G = Go / 12.
Норма ТБО для организаций
Нормативы для организаций разрабатываются правительством. При этом учитывается допустимая концентрация веществ и отходов для предотвращения негативных последствий для экологии.
Ранее все предприятия должны были заводить документацию, отражающую вопросы образования отходов, а еще разрабатывать проекты управления ТБО. От этой обязанности были освобождены малый и средний бизнес.
Такие организации теперь оплачивают захоронение мусора на полигонах, эти деньги идут на снижение отрицательного влияния на экологию. Крупные промпредприятия по-прежнему должны ежегодно корректировать проекты по удалению ТБО. Они должны содержать такие сведения:
- установление предельного объема ТБО;
- нормативы с учетом класса опасности отходов, производственных мощностей, площадей;
- экономическое обоснование отходов по всем направлениям деятельности;
- допустимые способы обезвреживания мусора.
Нормативы определяют, применяя готовые формулы двух типов: устанавливающие предельный объем мусора на единицу выпускаемой продукции и рассчитывающие обновление, ремонт оборудования с учетом количества отходов и длительности эксплуатации. После подсчета показателей и подготовки необходимых документов проект передается в Росприроднадзор для регламентации.
Как и кем определяются нормы накопления ТБО
Нормы устанавливаются и вводятся в действие местными органами власти. Учитывается специфика производства и потребления, состояние жилого фонда, сезонные изменения количества ТБО и другие важные особенности. При этом учитываются рекомендации, изложенные в «Сборнике удельных показателей образования отходов производства и потребления» (Госкомэкология РФ, 1999 г) и «Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах» (СанПиН). Примерные рекомендательные значения в среднем по России:
• благоустроенные дома (с канализацией, водопроводом, газом и электричеством и отоплением) — до 280 кг в год, до 1,5 м3 в год, при средней плотности до 220 кг/м3;
• то же, для городов с населением больше 100 тыс. человек — до 300 кг в год, до 1,5 м3 в год, при средней плотности до 210 кг/м3;
• для неблагоустроенных домов с водоотводом — до 450 кг в год, до 1,5 м3 в год, до 190 кг/м3;
• для жилищ без водоотвода, оснащенных выгребными ямами — до 3,25 м3 в год, до 1000 кг/м3.
Понятие нормы накопления ТКО
Норма накопления ТКО — это средний объем образования твердых коммунальных отходов, приходящийся на 1 человека в течение календарного года.
Нормирование происходит в соответствии с Правилами определения, утвержденными Постановлением Правительства от 04.04.2016 № 269.
Этот показатель влияет на:
- размер тарифа для населения – ставки за сбор, вывоз и утилизацию 1 кубометра мусора;
- частоту вывоза отходов с территории;
- определение необходимого количества единиц техники;
- расчет затрат на топливо;
- определение места для утилизации отходов на полигоне;
- планирование возможностей по переработке мусора.
Норматив накопления для населения учитывает все виды отходов жизнедеятельности, включая бытовой мусор, крупногабаритный домашний утиль, негабаритные строительные отходы и т.д.
Нормативы ТКО для физических лиц и частных домов
Норма накопления ТКО – это средний объем накопления твердых коммунальных отходов, в расчете на одного человека за один календарный год.
Норматив включает в себя бытовой мусор, крупногабаритный домашний утиль, мелкий строительный мусор и другое.
Этот показатель влияет на:
- размер тарифа на вывоз мусора;
- определение количества необходимой техники и периодичность вывоза отходов;
- расчет затрат на топливо;
- выбор места для утилизации мусора;
- планирование возможностей для сортировки и переработки отходов.
При расчете нормативов принимают во внимание следующие факторы:
- наличие коммуникаций и мусоропровода;
- этажность дома;
- климатические особенности местности;
- образ жизни собственников жилья;
- время года;
- способ сбора ТКО.
Точные нормативы устанавливаются после проведения замеров и взвешиваний отходов на конкретной территории в течение недели в разные сезоны.
Среднесуточная норма накопления отходов рассчитывается по формуле:
- В – это масса полученного мусора за период проведения замеров;
- С – количество расчетных единиц;
- 7 – количество дней проведения замеров.
При расчете нормативов для частных домов принимается во внимание их благоустроенность. Для помещений подключенных к отоплению, водоснабжению, канализации, нормативы ниже, чем для неблагоустроенных домов.
Почему за мусор берут с квадратного метра
В зависимости от способа расчета платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами предоставляются сведения для заключения договора по обращению с ТКО с региональным оператором. В большинстве субъектов, выбравших указанный способ исчисления платы за вывоз ТБО, региональные власти придерживаются мнения, что таким образом справедливее взимать плату и не ориентироваться на то, где человек прописан и где, в какой момент проживает (дачники в дачный сезон переезжают на свои участки, например, и Подмосковье в том числе по этой причине выбрало такую схему исчисления). Вместе с тем, масса недовольных граждан протестовали против такого способа оплаты за мусор по квадратным метрам, говоря, что не квадратные метры производят мусор, а человек! Таким образом, адаптированный под запросы одной части населения и приближенный к привычному тариф, становится необоснованным для других граждан и ущемляет их права.
Норматив накопления ТКО на 1 человека в год
На расчетный объем накоплений ТКО оказывают влияние следующие параметры:
- географический и природный характер местности;
- уровень развития территории в сфере обслуживания населения (предприятия, оказывающие бытовые услуги населению и общепита);
- степень благоустройства территории и развития инженерных сетей;
- соотношение демографических групп населения;
- время года;
- способ сбора коммунальных отходов.
Статически определяется среднесуточное и среднегодовое накопление ТКО на 1 человека.
Норматив накопления твердых бытовых отходов в среднем составляет 2,1-2,5 кубометров на 1 человека в год. Для объектов общественного значения они устанавливаются отдельно для каждой из категорий.
Годовой норматив ТКО на 1 кв. м. площади в Московской области для:
- квартир — 0,113 м3;
- жилых домов — 0,123 м3.
Практический смысл норм в коммунальном хозяйстве
Руководствуясь утверждёнными показателями, организации, обслуживающие многоквартирные дома оговаривают в договорах количество собираемого, вывозимого и обезвреживаемого мусора в год. Расходы на вывоз утилизацию сверхнормативных отходов, как правило, ложатся лиц, физических или юридических, чья деятельность приводит к образованию излишков. Жилищные товарищества могут самостоятельно организовывать сбор (в том числе раздельный) и транспортировку мусора.
Бизнес по вывозу мусора прибылен, в Москве в этой сфере пока конкурирует множество фирм. В ассортименте «Нетмус» есть разнообразные контейнеры для первичного сбора мусора, перевозки и хранения ТБО, а также вся необходимая техника для сортировки, сепарации, утилизации и подготовки вторсырья.
Понятие нормы накопления ТКО
Норма накопления ТКО — это средний объем образования твердых коммунальных отходов, приходящийся на 1 человека в течение календарного года.
Нормирование происходит в соответствии с Правилами определения, утвержденными Постановлением Правительства от 04.04.2016 № 269.
Этот показатель влияет на:
- размер тарифа для населения – ставки за сбор, вывоз и утилизацию 1 кубометра мусора;
- частоту вывоза отходов с территории;
- определение необходимого количества единиц техники;
- расчет затрат на топливо;
- определение места для утилизации отходов на полигоне;
- планирование возможностей по переработке мусора.
Норматив накопления для населения учитывает все виды отходов жизнедеятельности, включая бытовой мусор, крупногабаритный домашний утиль, негабаритные строительные отходы и т.д.
Как вычисляется норма ТБО
Стандартный размер накапливаемых твердых бытовых отходов рассчитывается по двум параметрам:
- строения, эксплуатируемые в качестве жилья: частные, многоэтажные.
- муниципальное либо коммерческое предприятие, компания, оказывающие социальные услуги;
К твердым бытовым отходам, включённым в норматив, относят:
- скопления утильсырья, появляющихся в обитаемых либо общественных постройках;
- остатки сырья для отопительной системы после отопительного сезона;
- листва деревьев, падающая на прилежащей территории;
- крупные объекты, использовавшиеся в быту, пришедшие в негодность либо ставшие ненужными.
Нормы накопления отходов
Один из факторов, влияющих на норму накопления отходов — тип постройки. Этот показатель имеет значение, так как именно от типа постройки зависит численность проживающих либо работающих там жителей, вид и количество производимого мусора.
Соответственно типу постройки, правовые документы предполагают разные нормы формирования отходов:
- в общественных зданиях с удобствами стандартный уровень образования мусора примерно от 1,1 до 1,5 кубометров в год на человека, около 210 кг/ м3 составляет средняя плотность;
- для муниципальных и коммерческих предприятий 35-55% в месяц от нормы образования с жилой постройки на одного жителя.
Спор с региональным оператором по обращению с ТКО о способе коммерческого учета ТКО
Многие из нас столкнулись с так называемой «мусорной реформой», которая реализуется уже более двух лет, но до сих пор так никто и не понял суть этой реформы, поскольку не изменилось ничего, кроме того, что появился еще один посредник в виде регионального оператора и плата за мусор выросла в несколько раз.
В Республике Коми переход на новую форму отношений в сфере обращения с ТКО произошел даже раньше, чем в целом по стране, а именно с 01 ноября 2021 г. На тот момент никто толком не понимал, как все будет выглядеть и работать.
Где-то в конце 2021 г. наша компания получила письмо от регионального оператора с предложением заключить договор. В ответ мы направили заявку на заключение договора, в которой указали адрес и наименование объекта, схему контейнерной площадки. В качестве способа коммерческого учета объема ТКО просили указать – исходя из количества и объема контейнеров, сославшись на абз. третий подп. «а» п. 5 и п. 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 г. №505. Также в заявке нами было указано количество контейнеров: один контейнер объемом 0,75 куб.м, периодичность вывоза 3 раза в неделю.
На указанных условиях и был заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО с 01 февраля 2021 г.
На протяжении года мы работали в рамках этого договора, никаких серьезных проблем не возникало. Понятное дело, что график вывоза мусора не всегда соблюдался, но мы на это закрывали глаза.
Проблемы начались в феврале 2021 г. Мы получаем счет от регионального оператора, в котором сумма платы выросла в шесть раз, а объем ТКО вместо согласованных 9 куб.м в месяц был указан в размере более 55 куб.м. Естественно, данную сумму мы оплачивать не стали, а направили в адрес регионального оператора претензию с требованием произвести перерасчет в соответствии с условиями договора.
На что мы получили ответ, что сумма платы выросла, т.к. расчет произведен на основании норматива. При этом региональный оператор указывает, что расчеты по фактическому объему возможны только в случае организации раздельного сбора ТКО в силу п. 8 Правил №505. В подтверждение своего довода региональный оператор сослался на судебную практику. Также региональный оператор ссылается на СанПин 2.1.7.3.550-19, в соответствии с которым ТКО подлежат вывозу ежедневно при температуре наружного воздуха выше +5. Кроме того, региональный оператор указывает, что в соответствии с п. 2.4 этого же СанПин для определения количества мусоросборников, устанавливаемых на контейнерной площадке, хозяйствующим субъектам необходимо исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками и нормативов накопления ТКО.
Дополнительно с ответом региональный оператор направил в наш адрес дополнительное соглашение к договору, согласно которому расчет платы за услуги по обращению с ТКО производится по нормативу. Мы, в свою очередь, направили письменный отказ от подписания дополнительного соглашения, указав, что все условия договора определены сторонами, любое изменение условий договора возможно только по соглашению сторон либо в судебном порядке при наличии к тому оснований. Мы не заинтересованы в изменении условий заключенного договора, т.к. объем мусора, образованного в результате деятельности предприятия, не увеличился, а условия дополнительного соглашения ущемляют наши права.
Поскольку позиция регионального оператора была неизменна, и они продолжали выставлять счета в завышенном размере, мы решили обратиться за защитой своих прав в Коми УФАС, поскольку полагали, что в действиях регионального оператора имеются признаки нарушения законодательства о защите конкуренции, выразившиеся в навязывании невыгодных условий договора. Коми УФАС, рассмотрев нашу жалобу, отказало в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении регионального оператора. При этом антимонопольный орган полностью повторяет доводы регионального оператора относительно того, что в силу п.8 Правил №505 способ коммерческого учета объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров подлежит применению только в случае раздельного накопления ТКО. В вязи с этим, антимонопольный орган указывает, что условие заключенного договора не подлежат применению и расчет за услуги должен производится по нормативу. В обоснование своего решения антимонопольный орган ссылается не на закон, а на судебную практику! Также Коми УФАС посчитало, что расчеты на основании договора не подлежали применению т.к. контейнерная площадка не стояла в реестре контейнерных площадок. Конечно, решение Коми УФАС нас очень удивило. Такое ощущение, что решение за них писал региональный оператор.
В связи с этим на пришлось обращаться в суд с иском об обязании регионального оператора произвести перерасчет начисленной платы по договору сходя из условий договора, и параллельно обжаловать решение Коми УФАС. Производство по делу об обжаловании отказа антимонопольного органа суд приостановил до рассмотрения дела об обязании произвести перерасчет.
На момент рассмотрения нашего дела в арбитражных судах начала формироваться порочная судебная практика, связанная с неправильным толкованием положений Правил №505, в частности п. 5, 6 и 8 указанных Правил.
Практический смысл норм в коммунальном хозяйстве
Руководствуясь утверждёнными показателями, организации, обслуживающие многоквартирные дома оговаривают в договорах количество собираемого, вывозимого и обезвреживаемого мусора в год. Расходы на вывоз утилизацию сверхнормативных отходов, как правило, ложатся лиц, физических или юридических, чья деятельность приводит к образованию излишков. Жилищные товарищества могут самостоятельно организовывать сбор (в том числе раздельный) и транспортировку мусора.
Бизнес по вывозу мусора прибылен, в Москве в этой сфере пока конкурирует множество фирм. В ассортименте «Нетмус» есть разнообразные контейнеры для первичного сбора мусора, перевозки и хранения ТБО, а также вся необходимая техника для сортировки, сепарации, утилизации и подготовки вторсырья.
Кто регулирует норматив
Самый весомый нормативно-правовой документ, регулирующий нормативы твёрдых бытовых отходов — Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Он закрепляет за властями муниципалитетов организацию в сфере работы с твердыми бытовыми отходами, определяет, кто является собственником ТБО, государственные полномочия и права граждан, ответственность за установление нормы, отчетность и наказания за возможные нарушения.
Другие законы и постановления правительства, регламентирующие работу отрасли:
- Федеральный закон № 52-ФЗ, охватывающий все аспекты санитарно-эпидемиологической обстановки, в том числе в нём оговариваются и нормы накопления мусора;
- Федеральный закон № 210-ФЗ, регулирующий построение и изменение тарифов на предоставление жилищно-коммунальных услуг;
- Постановление правительства от 1 февраля 2005 г. № 155, где оговариваются правила вывоза твёрдых и жидких отходов;
- Постановление правительства от 21 августа 2001 г. № 609, отменяющее систему перекрестных субсидий для коммунальных услуг и вывоза мусора;
- Постановление правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (2006 г.);
- Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (2014 г.);
- Жилищный кодекс Российской Федерации (2014 г.).
В отдельных муниципальных образованиях создаются уже свои нормативы. Обращение с ТБО также регулируется строительными и санитарными правилами, государственными стандартами, техническими условиями.
Норма мусора на 1 человека в месяц
Как и любой другой показатель, важный для жизнедеятельности людей, а также сохранения чистоты окружающей среды, параметр норм ТБО должен регулироваться на законодательном уровне. Основным законом, регулирующим соблюдение норм ТБО, является «Федеральный закон «Об отходах производства и потребления».
Отдельные муниципальные образования прописывают свои местные законы, контролирующие и организующие процесс сбора, хранения, вывоза и переработки твердых бытовых отходов. Кроме того, порядок мероприятий, связанных с бытовыми отходами, также контролируется другими постановлениями и законами, регулирующими коммунальные, муниципальные, санитарно-эпидемиологические вопросы.
На контроль и регулировку «мусорного вопроса» нацелено немало государственных законов и нормативных документов. Вся эта правовая база позволяет контролировать все, что связано с бытовыми отходами на наивысшем уровне.
Стоимость услуги по вывозу отходов региональными операторами зависит от двух показателей: норматива накопления ТКО на человека и тарифа. Она рассчитывается по формуле:
Цена услуги=норматив*тариф*количество жильцов.
Нормативы устанавливаются местными органами власти. Тарифы рассчитываются региональными операторами и зависят от нескольких составляющих:
- расстояния от места сбора мусора до полигона;
- цены на топливо в данном регионе;
- климатических условий;
- установки контейнеров для раздельного сбора мусора;
- других условий.
Мнение эксперта
Анна
Юрист по призванию!
Тарифы, как и остальные коммунальные платежи, скорее всего будут индексироваться два раза в год.
Применяются два способа расчета платы за вывоз ТКО:
- в зависимости от количества человек, проживающих в жилом помещении;
- в зависимости от площади жилого помещения.
В среднем выходит по 130-150 рублей с человека, в разных регионах показатели отличаются. Если в помещении никто не прописан, согласно п. 148(36) ПП РФ № 354, расчет размера платежа ведется от количества собственников жилья.
Полномочиями по установлению нормативов накопления ТКО наделены субъекты Российской Федерации, что подтверждается ст. 6 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, являющегося основным нормативным документом в сфере обращения с отходами, в народе названной «Мусорной реформой«. Уполномоченные органы устанавливают нормы дифференцировано для:
- категорий объектов, образующих отходы;
- территорий субъекта и зон, в которых действует региональный оператор, осуществляющий сбор, вывоз и утилизацию твердых отходов;
- категорий потребителей услуги;
- видов отходов.
Нормы и тарифы утверждает региональная служба по тарифам. Оплата производится в соответствии с:
- Правилами, действующими в отношении предоставлении коммунальных услуг населению (утверждены Постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354);
- Жилищным кодексом.
На региональном уровне разрабатываются свои нормативы, утверждаемые законодательными актами субъекта.
Юридические лица могут отказаться от договора с региональным оператором, если у них есть в собственности или на другом законном основании место для размещения ТКО, расположенное на территории, где образуются эти отходы или на смежном участке.
При отсутствии собственного объекта для размещения отходов, юридические лица заключают договор на вывоз ТКО с оператором.
Нормативы рассчитываются:
- По факту, при наличии у организации собственной площадки для сбора мусора. Стоимость услуг зависит от объемов сданных отходов.
- Согласно установленным нормативам, которые зависят от вида деятельности организации. Расчет нормы накопления отходов ведется также, как и для жилого фонда.
В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.