Как научиться правильно водить автомобиль на механике

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как научиться правильно водить автомобиль на механике». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В обычных автошколах дают азы: учат спокойной езде в спокойной обстановке. На практике же дорога полна неожиданностей: может лопнуть колесо, выскочить в лоб лихач, подвернуться участок с гололедом. Потому не обойтись без тренировок аварийной маневренности. Есть специальные курсы, на которых инструктируют водители-профессионалы, но кое-чему можно научиться и бесплатно.

Мой опыт первой езды после автошколы

Пока писал статью, несколько раз мысленно переносился в свой первый день за рулем. Вот, захлопываю за собой дверь, включаю зажигание, по привычке смотрю вправо — пассажирское кресло пустое, инструктора нет. Как назло, в этот день нужно было объехать половину города, посетить несколько магазинов, учреждений и рынок.

Первый день было реально страшно, я будто отработал все упражнения по вождению:

    • проезжал по самым оживленным улицам;
    • останавливался и трогался на светофорах, в том числе налево;
    • ехал в плотном городском потоке, притормаживая через каждые несколько метров;
    • развернулся на перекрестке;
    • парковался.

Кроме того мне предстояла поездка в свой поселок, а это 20 км по трассе с поворотом на оживленном нерегулируемом перекрестке налево. Пока доехал домой, сошло семь потов, закончилась бутылка минералки, ноги подгибались в коленях и обратно за руль не особо хотелось. На другой день было легче. Через неделю уже ездил относительно спокойно.

Как не бояться водить машину

Волнение при обучении вождению — нормальное явление, ведь речь идет об ответственном процессе. Однако волнение не должно перерастать в сковывающий страх. Чтобы этого не произошло, надо:

  1. оглядеться вокруг и понять, что многие хорошо водят автомобиль. Значит, и в этом случае не боги горшки обжигают. Главное — желание освоить управление машиной и правильная последовательность действий по достижению намеченной цели
  2. использовать все возможности, которые предоставляет автошкола, для изучения теории и отработки навыков вождения на практике
  3. выбрать инструктора, с которым при прочих равных будет психологически комфортно.

Некоторыми секретами грамотного управления автомобилем поделился наш эксперт Егор Зубец, руководитель Учебного Центра «ИБФ-Безопасность».

«Для управления автомобилем исключительно важен правильный выбор посадки за рулем. Это пассажиры могут вальяжно откинуться в креслах, а водитель, чтобы лучше чувствовать машину, должен отрегулировать сиденье в продольном направлении так, чтобы лопатки не отрывались от спинки, когда запястье вытянутой правой руки ложится сверху на обод руля. В этом поможет регулировка рулевой колонки по вылету (при наличии)», — объясняет эксперт.

Он уточнил, что в движении руки на ободе руля занимают положение на 10 и 2 часа, при этом большие пальцы не должны обхватывать обод, чтобы их не выбили спицы руля, резко повернувшегося при наезде на неровности. Желательно также, чтобы после выжима педали тормоза нога оставалась слегка согнутой в колене. Это снизит риск травмы колена при ДТП. Что касается высоты посадки, то в большинстве легковых автомобилей между головой водителя и потолком машины должен помещаться кулак. Если на машине установлены сиденья с регулируемыми подголовниками, то их следует установить так, чтобы затылок при отклонении головы назад касался центральной части подголовника.

Особенности механической коробки передач

Механическая КПП — вид трансмиссии, при которой переключение ступеней и передача крутящего момента осуществляется вручную водителем выбором ступени, согласно оценки текущих условий и характеристик дальнейших действий.

Читайте также:  Можно ли курить айкос в помещении с пожарной

Более простым языком назначение МКПП — регулирование скоростного диапазона и выбор его направления.

Число ступеней у МКПП бывает от четырех и до семи, помимо нейтральной и задней.

Особенностью транспорта с МКПП является наличие педали сцепления, помимо тормозной и газа, имеющихся во всех видах транспорта. Смена ступеней осуществляется при выжатой педали сцепления.

Преимущества транспорта с МКПП:

  • недорогой ремонт и легкое обслуживание;
  • высокая надежность;
  • достаточный диапазон вариантов вождения;
  • возможность буксировать автотранспорт на любую протяженность пути;
  • запуск машины с «толкача»;
  • улучшенная проходимость в трудных условиях;
  • повышенная динамика и КПД.

К минусам МКПП следует отнести:

  • сложность смены передач для начинающего водителя;
  • неудобства и рост усталости при передвижении в пробках в связи с постоянным переключением ступеней и выжимом сцепления;
  • возрастает риск поломок МКПП и корзины сцепления при неграмотном переключении ступеней и работе со сцеплением;
  • сниженный ресурс двигателя при передвижении на достаточно маленьких или больших оборотах.

Как заводить машину на механике

В этой статье мы научим правильно заводить машины на механике (с механической коробкой передач).

В большинстве автошкол учат трогаться с места на одном только сцеплении, что в условиях города не является достаточным.

В данном случае необходимо приводить автомобиль в движение быстро, чтобы сзади вас никто не подгонял, не сигналил фарами, мол, давай езжай скорее. Для этого, кроме сцепления, необходимо трогаться с места еще и при помощи газа.

Если двигаться с места только на одном сцеплении, то машина в этом случае поедет, но только по ровной дороге, где нет ям, выступов и прочих препятствий.

Сейчас мы подробно рассмотрим весь процесс запуска мотора и приведения автомобиля в движение.

  • Для начала переводим переключатель скоростей в нейтральную позицию. Делается это для того, чтобы мотор вашего транспортного средства был отключен от трансмиссии.
  • Добиться этого можно также и другим способом — выжиманием педали сцепления (крайняя с левой стороны). В любом случае во избежания ситуации, когда средство передвижения катится вниз, необходимо держать в нажатом состоянии тормозную педаль или использовать стояночный тормоз (ручник).

Как чувствовать габариты

Ощущение габаритов — это один из ключевых навыков для водителя. Без него тяжело соблюдать дистанцию и правильно выбрать момент для выполнения манёвра. Также, не чувствуя габариты, практически невозможно припарковаться. На автодроме это не вызовет особых проблем, так как при задевании конусов не произойдет ничего страшного, но на дороге можно задеть чужой автомобиль, поребрик или заграждение.

Чтобы научиться чувствовать габариты, необходима практика. Нужно как можно больше ездить и выполнять задания на автодроме. Без должного количества практики не поможет даже хороший глазомер, так как часто нет возможности долго оценивать ситуацию, перед совершением манёвра. Также не стоит рассчитывать на камеры заднего вида и парктроники, они установлены не в каждой машине.

Предназначение передач и педалей в машине с МКПП

Традиционно в коробке передач пять скоростей переднего хода и ещё одну, шестую – заднего хода (пятиступенчатая коробка передач). Но бывают автомобили с четырьмя (четырехступенчатая) или с шестью передачами переднего хода (шестиступенчатая). Такие можно встретить на Skoda Superb, Toyota Corolla, Kia Rio 2016. Также, шестиступенчатую коробку устанавливают на автомобили бизнес- и премиум-класса. Её явным преимуществом является более низкий расход топлива на трассе. К примеру, на пятиступенчатой коробке, при скорости 140 км/ч обороты двигателя приближаются к максимальным. В то время как на шестиступенчатой, при такой же скорости, они варьируют в средних значениях. Очевидно, что во втором случае расход топлива гораздо ниже.

Но для начала необходимо ознакомиться с педалями. На МКПП их три слева направо:

  • Сцепление. Его выжимают левой ногой. И даже при отсутствии необходимости нажатия на педаль, левая нога всегда должна быть наготове, чтобы сократить время реакции водителя, так как в большинстве случаев непредвиденных ситуациях на дорогах первое, что вы должны сделать – это выжать сцепление.
    Сцепление обеспечивает переключение скоростей. Выжатое сцепление равнозначно нейтральной скорости: разорвана связь между мотором и колёсами. Важно! Переключать скорости можно только при выжатом до упора сцеплении. Нажимать на педаль нужно быстро, а вот отпускать – плавно, одновременно нажимая на педаль газа. Этот момент необходимо прочувствовать. Мастерство приходит с опытом.
  • Педаль тормоза. Расположена посередине, и нажимать на неё следует правой ногой. Педаль предназначена для остановки автомобиля или экстренного торможения: колодки прижимаются к диску, и включается барабанная система торможения.
  • Педаль газа (акселератора) самая правая, и нажимать на неё нужно тоже правой ногой. Педаль обеспечивает набор скорости: при её нажатии увеличиваются обороты двигателя, подаётся больший объём топлива, и, как следствие, увеличивается скорость движения.
Читайте также:  Какие документы нужны для вступления в наследство на квартиру без завещания у нотариуса

Итак, мы имеем три педали, причём левая нога работает только с крайней левой педалью сцепления, а правая нога с педалями тормоза и газа.

Вернёмся к скоростям. Их, как уже было сказано, пять.

  1. Первую и вторую передачи относят к низким. Первая передача используется на скоростях 0-20 км/ч, вторая – 20-40 км/ч. Первая передача необходима для того, чтобы тронуться с места. С набором оборотов вы почувствуете момент переключения на вторую передачу. Она более динамичная.
  2. Третья передача – средняя. Она предназначена для неспешного движения по городу в общем потоке, соответствует скорости 40-60 км/ч
  3. Четвёртая и пятая передача считаются высокими. На них разрешено ездить по загородным дорогам и на автомагистралях. Четвёртая передача развивает скорость порядка 90 км/ч, а пятая – более 90 км/ч, верхняя граница зависит от характеристик конкретного автомобиля.
  4. После уверенного начала движения педаль сцепления можно опустить совсем и набирать скорость путём нажатия на газ. Следите за тахометром, оптимальные обороты двигателя 2000-3000, для плавного старта
  5. С набором конкретной скорости, обычно это 20 км/ч, вы почувствуете, что автомобилю становится «тяжело», обороты двигателя повышаются более чем на 3000. В этот момент следует отпустить педаль газа и снова выжать сцепление

Варианты расположения скоростей

Машины бывают разные, и скоростные передачи на них тоже расположены по-разному. К примеру, где-то задняя скорость занимает крайнее правое верхнее положение, где-то – крайнее левое верхнее. Рассмотрим разные варианты:

  • Задний ход расположен правее первой передачи. Наиболее часто встречается на отечественных автомобилях. Из очевидных минусов – возможность перепутать задний ход с первой передачей, что создаст аварийную ситуацию.

    Подобная ситуация, но нижнее расположение заднего хода. Обратите внимание, коробка передач шестиступенчатая.

  • Задний ход расположен левее пятой передачи. Расположение более безопасное, так как тут вы уже не тронетесь в неправильном направлении.

Как правильно отпускать сцепление

Чтобы авто не заглохло на старте, отработайте этот этап до автоматизма. Тренировки проводите на ровной площадке, где нет движения других транспортных средств:

  • В самом начале движения полностью выжмите сцепление и переведите рычаг на МКПП в положение, соответствующее первой передаче.
  • Одновременно надавите ногой на педаль газа (акселератор) и наблюдайте по тахометру, расположенному на приборной доске, как двигатель набирает обороты.
  • Когда стрелка на тахометрическом приборе дойдет до 1500–2000, медленно отпускайте педаль сцепления, и проанализируйте, как ведет себя машина. Если педаль встала в среднее рабочее положение, машина начнет подрагивать и будет ощущаться толчок.
  • Задержите ногу на сцеплении в таком положении на пару секунд, и резко не бросайте, чтобы элементы трансмиссионной системы схватились. Тогда автомобиль плавно тронется и поедет.
  • По такому принципу переходите на пониженную или повышенную скорость – не отпускайте резко ногу, иначе машина заглохнет. На задней скорости придерживайте сцепление, чтобы автомобиль не вышел из-под контроля.

Как трогаться с ручника

К такой тактике прибегают на подъеме – даже, если новичок поступит неправильно, машина заглохнет, но не покатится вниз. Этот способ применяют и опытные водители, когда сзади стоит другой транспорт и велик риск из-за близкого расстояния спровоцировать ДТП:

  • Заведите авто, выжмите педаль сцепления и установите рычаг МКПП в положение первой передачи. Автомобиль останется на прежнем месте, поскольку стоит на ручнике с включенной скоростью.
  • Медленно убирайте ногу с педали сцепления и аккуратно жмите на акселератор.
  • Когда почувствуете, что машина дернулась и готова двигаться вперед – опускайте ручной тормоз и продолжайте надавливать на газ.
Читайте также:  Имеют ли право останавливать стажер авто в 2024 году

Плюсы и минусы механической КПП

Основное отличие МКПП от автомата состоит в том, что управление передачами автомобиля полностью осуществляется в ручном режиме. То есть, водитель самостоятельно подбирает ступени коробки передач под соответствующую ситуацию. Полагаться в данном случае приходится по большей части на собственный опыт, звук двигателя, показания тахометра и спидометра.

Достоинства механической КПП известны:

  • Возможность движения в экономичном режиме для снижения расхода топлива.
  • Ремонтопригодность и простота обслуживания большинства моделей механических КПП.
  • Более высокий ресурс и надежность за счет отсутствия сложных электронных узлов и блоков управления.
  • Возможность буксировки автомобиля тросом.
  • Можно запустить двигатель с «толкача» и зарядить севший аккумулятор посредством подключения к аккумулятору другого авто.
  • При должных навыках – более безопасное передвижение на авто в гололед, по сравнению с АКПП.

Использование механической коробки передач позволяет извлечь максимальную мощность из автомобиля. Как правило, комплектации авто с МКПП отличаются более быстрым разгоном до 100 км/ч, а также повышенным количеством л/с.

Как завести механику «с толчка»

Возможность завести двигатель «с толчка» — одно из преимуществ легковых автомобилей на механике. Если неожиданно разрядился аккумулятор или вышел из строя стартер, завести машину можно вращением коленвала. При вращении колес коленчатый вал двигателя раскручивается без помощи стартера, и при достижении определенного количества оборотов происходит воспламенение топливной смеси и запуск двигателя.

Чтобы завести механику «с толчка», нужно:

  • Выжать сцепление
  • Включить вторую передачу
  • Повернуть ключ в замке зажигания
  • Разогнать авто до скорости более 10 км/ч
  • Резко отпустить сцепление и одномоментно нажать педаль газа

Как долго нужно прогревать авто на МКПП

Современные автомобили оборудованы системой электронного впрыска топлива, которая регулирует подачу топливно-воздушной смеси в автоматическом режиме. Это позволяет двигателю быстро развивать устойчивые обороты. В инструкциях некоторых автопроизводителей даже есть рекомендации, согласно которым начинать движение можно сразу после запуска двигателя зимой. Однако речь в большинстве случаев идет о европейских зимах, когда температура редко опускается ниже +5°С.

В условиях холодной русской зимы специалисты все же рекомендуют прогревать двигатель в течение 2-5 минут. При средней температуре -10°С двигателю достаточно трех минут прогрева для выхода на нормальный рабочий режим. Если за окном -20°С и более, прогревать авто следует не менее 5 минут.

Переключение передач

Коробка передач для начинающих, кажется чем-то сложным, хотя в переключении легко разобраться под руководством инструктора. Передачи следует переключать при нажатой педали сцепления. Узнать, когда переключаться на повышенную или пониженную передачу, можно по звуку двигателя, скорости или оборотам на тахометре.

Для определения необходимости переключения по звуку нужно много времени проводить за рулем. По нему умеют переключать передачи только опытные водители с многолетним стажем. Новичкам лучше ориентироваться на скорость. Существует 5 передач, переключение между ними происходит в зависимости от скорости движения авто. Важно следить, чтобы нижняя граница скорости, соответствовала передаче.

  • 1 — до 20 км/час;
  • 2 — 20-40 км/час;
  • 3 — 40-60 км/час;
  • 4 — 60-90 км/час;
  • 5 — 90 км/час и более.

После того как машина поехала, ставьте первую передачу, затем переключитесь на вторую. При этом нажмите на педаль сцепления, снимите ногу с педали газа и включите вторую передачу. После этого можно отпускать сцепление. При переходе от одной передачи к другой нажатие педалей необходимо каждый раз повторять поэтапно, как написано выше.

Постепенно вождение на механике для начинающих станет делом привычном, и все движения будут выполняться автоматически.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *