Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ОСАГО: отражаем в учете суммы страховой премии и страхового возмещения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В России хорошо развиты электронные каналы заключения договоров страхования – электронные ОСАГО, КАСКО и другие массовые виды страхования. Это существенно расширило географию продаж страховщиков, не имеющих собственных точек присутствия в большинстве регионов России.
Как не доплачивать за ремонт по ОСАГО?
Страховщик ОСАГО оценивает ущерб от аварии строго по методике 2022 года ЦБ РФ. В расчет берут стоимость штатных деталей и запчастей для данной конкретной марки транспортного средства. Если машина была укомплектована дополнительными деталями, и они пострадали в аварии, их стоимость учитываться не будет, за восстановление придется доплатить.
В этом случае, чтобы сэкономить, можно отказаться от тюнинга и довольствоваться стандартными опциями. Второй вариант – обсудить со страховщиком возможность установления запчастей, бывших в употреблении. Это снизит общую стоимость работ, и доплату делать не придется. Третий вариант – взыскать стоимость ремонта, превышающую выплату по полису обязательного страхования, с виновника ДТП в судебном порядке. Такую возможность автовладельцам предоставил Конституционный суд.
Срок ремонта по ОСАГО в 2022 году
В 2022 году пострадавший заинтересован как можно раньше поставить в известность страховую компанию по ОСАГО о произошедшем ДТП и произвести осмотр автомобиля. В течение 20 дней с этого момента страховщик должен произвести расчет стоимости деталей и работ и выписать направление в автосервис. Если по согласию со страховой компании восстановление авто проводит сторонняя станция технического обслуживания, то ждать направления придется 30 дней.
На восстановление дефектов в 2022 году законодатель отводит не более 30 дней. Срок может быть увеличен при сложных повреждениях, но только по согласованию с владельцем машины. Если работы затягиваются, страхователя обяжут заплатить неустойку в размере 0,5% от суммы за каждый день.
Информирование страховой о получении номеров
Рассмотрим обновленный пункт 1.3 Правил страхования:
1.3. После государственной регистрации транспортного средства и получения государственного регистрационного знака страхователь обязан сообщить номер государственного регистрационного знака в течение трех рабочих дней страховщику, который на основании полученных данных делает соответствующую запись в бланк страхового полиса обязательного страхования, а также вносит соответствующие сведения в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — автоматизированная информационная система обязательного страхования).
1.3. Страхователь обязан сообщить страховщику номер государственного регистрационного знака в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем государственной регистрации транспортного средства и получения государственного регистрационного знака, за исключением случая получения в указанный срок страхователем от страховщика информации о том, что сведения о номере государственного регистрационного знака получены страховщиком самостоятельно из автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2021, N 50, ст. 8416) (далее — автоматизированная информационная система обязательного страхования). Страховщик на основании полученных от страхователя сведений о номере государственного регистрационного знака вносит соответствующую запись в бланк страхового полиса обязательного страхования, а также вносит соответствующие сведения в автоматизированную информационную систему обязательного страхования (за исключением случая получения страховщиком сведений о номере государственного регистрационного знака из автоматизированной информационной системы обязательного страхования). Страхователь, получивший от страховщика информацию о том, что сведения о номере государственного регистрационного знака получены страховщиком самостоятельно, вправе обратиться к страховщику для внесения соответствующей записи в бланк страхового полиса обязательного страхования.
Итак, в данном пункте речь идет о ситуации, когда страховка ОСАГО куплена до момента регистрации автомобиля в ГИБДД.
Например, речь идет о покупке нового автомобиля без номеров.
При этом собственник автомобиля сначала покупает ОСАГО, в котором не указан номер автомобиля, а лишь затем обращается в ГИБДД для получения номеров.
До 1 октября 2022 года в описанной ситуации автовладелец должен был самостоятельно обратиться в страховую компанию в течение 3-х дней. Страховая при этом обновляла информацию в базе данных (вносила туда номер) и обновляла бланк полиса.
С 1 октября порядок взаимодействия будет иным. Автовладелец все также должен проинформировать страховую компанию о получении номеров. За исключением одного случая. Если в течение этих 3-х дней страховая проинформировала автовладельца, что она самостоятельно получила информацию о выданном номере, то обращение в страховую не является обязательным. При этом водитель все равно может сходить в страховую, чтобы новый номер автомобиля внесли в его полис.
В рассмотренном выше пункте 1.3 не указано, как именно страховые будут сообщать автовладельцам о том, что информация о новом номере получена. Можно предположить, что это будет происходить в автоматическом режиме (через СМС рассылку или через личные кабинеты на сайтах страховых компаний).
В общем, нововведение полезное и оно позволит сэкономить время на лишнем обращении в страховую компанию. Остается надеяться, что страховые компании начнут внедрять его в самое ближайшее время.
На текущий же момент ситуация выглядит так. Если Вы купили ОСАГО до момента регистрации в ГИБДД, то в течение 3-х дней после регистрации нужно обратиться в страховую для обновления полиса. При этом не имеет смысла идти в страховую в первый же день, лучше подождать подольше. В том случае, если страховая в течение 3-х дней получит информацию о номере, то она уведомит Вас об этом. И идти в страховую вообще не придется.
Отмена необходимости фиксировать данные очевидцев
3.1. При наступлении страхового случая (дорожно-транспортного происшествия) водители — участники этого происшествия должны принять меры и исполнить обязанности, предусмотренные Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 45, ст. 5521; 2000, N 18, ст. 1985; 2001, N 11, ст. 1029; 2002, N 9, ст. 931; N 27, ст. 2693; 2003, N 20, ст. 1899; N 40, ст. 3891; 2005, N 52, ст. 5733; 2006, N 11, ст. 1179; 2008, N 8, ст. 741; N 17, ст. 1882; N 40, ст. 4549; 2009, N 2, ст. 233; N 5, ст. 610; 2010, N 9, ст. 976; N 20, ст. 2471; 2011, N 42, ст. 5922; 2012, N 1, ст. 154; N 15, ст. 1780; N 30, ст. 4289; N 47, ст. 6505; 2013, N 5, ст. 371, ст. 404; N 24, ст. 2999; N 31, ст. 4218; N 52, ст. 7173; 2014, N 14, ст. 1625; N 21, ст. 2707; N 32, ст. 4487), а также принять необходимые в сложившихся обстоятельствах меры с целью уменьшения возможных убытков от происшествия, записать фамилии и адреса очевидцев и указать их в извещении о дорожно-транспортном происшествии, принять меры по оформлению документов о происшествии в соответствии с настоящими Правилами.
3.1. При наступлении страхового случая (дорожно-транспортного происшествия) водители — участники этого происшествия должны принять меры и исполнить обязанности, предусмотренные Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 45, ст. 5521; 2000, N 18, ст. 1985; 2001, N 11, ст. 1029; 2002, N 9, ст. 931; N 27, ст. 2693; 2003, N 20, ст. 1899; N 40, ст. 3891; 2005, N 52, ст. 5733; 2006, N 11, ст. 1179; 2008, N 8, ст. 741; N 17, ст. 1882; N 40, ст. 4549; 2009, N 2, ст. 233; N 5, ст. 610; 2010, N 9, ст. 976; N 20, ст. 2471; 2011, N 42, ст. 5922; 2012, N 1, ст. 154; N 15, ст. 1780; N 30, ст. 4289; N 47, ст. 6505; 2013, N 5, ст. 371, ст. 404; N 24, ст. 2999; N 31, ст. 4218; N 52, ст. 7173; 2014, N 14, ст. 1625; N 21, ст. 2707; N 32, ст. 4487), а также принять необходимые в сложившихся обстоятельствах меры с целью уменьшения возможных убытков от происшествия, принять меры по оформлению документов о происшествии в соответствии с настоящими Правилами.
С 1 октября 2022 года из пункта 3.1 Правил страхования исключена необходимость записать фамилии и адреса очевидцев дорожно-транспортного происшествия. Судя по всему, в предшествующие годы очевидцы крайне редко привлекались к оформлению ДТП, так что необходимость их участия отпала.
Предложения о покупке
Крупные страховщики в этом году активно получают предложения о покупке других компаний или о принятии от них страховых портфелей. Как показал опрос страховщиков, они ожидают сокращения численности игроков на 20% в следующем году в связи с распространением новых требований ЦБ к финустойчивости на все страховые компании.
Согласно данным ЦБ, с начала этого года 13 страховых компаний уже уведомили регулятора о намерении передать страховой портфель другим игрокам.
По оценке заместителя генерального директора компании «Ингосстрах» Ильи Соломатина, как минимум для 20-30 страховщиков новые требования к устойчивости и платежеспособности окажутся серьезным, критическим испытанием. «У страховщиков ОМС своя специфическая система регулирования, вряд ли стоит ожидать в этом секторе значительного исхода компаний в следующем году в связи с полномасштабным введением указания ЦБ по финустойчивости. Тем не менее, из 23 компаний как минимум пять могут столкнуться с трудностями», — полагает он.
Весь следующий год «мы будем наблюдать процесс исхода с рынка тех страховщиков, кто не готов соответствовать новым требованиям ЦБ», прогнозирует представитель «Ингосстраха».
Вместе с тем, по его мнению, уход десятков страховщиков заметно не отразится на объемах страхового рынка: примерно на 60 ведущих страховых компаний страны приходится более 80-90% совокупных национальных сборов.
Отвечая на вопрос, обращаются ли коллеги в последнее время к «Ингосстраху» с предложениями купить другого страховщика, Соломатин отметил, что его компания мониторит всю отрасль, смотрит, какие есть предложения на рынке. Однако в целом те страховщики, кто не выдерживает требований регулятора, для крупных страховщиков не представляют серьезного интереса.
Обращения о приобретении страховых компаний в этом году получал «Росгосстрах», «но варианты приобретения в данный момент не рассматривает», сообщили агентству в компании. «Росгосстрах» провел большую работу по перестройке существующих ИТ-систем — от операционных до хранилища данных. «Новые требования ЦБ более серьезные, устойчивость страхового сектора явно укрепится, тем не менее до «европейских подходов» предстоит сделать еще немало», — сказал представитель компании.
В «АльфаСтраховании» полагают, что в следующем году изменения коснутся страховых компаний с небольшой капитализацией. «Источников пополнения капитала не так уж и много: это IPO, поиск стратега или вложения со стороны действующих акционеров. Очереди из стратегических инвесторов на рынке сегодня мы не видим, а выбор из оставшихся двух способов должны сделать в каждом случае действующие акционеры, принимая во внимание финансовое состояние и рыночное положение. От компании к компании выбор может быть разным», — сказал представитель страховщика.
В «АльфаСтрахование» регулярно поступают предложения о покупке других страховщиков, они изучаются. «В последний год обращения участились в связи с ужесточением требований ЦБ к финансовой устойчивости страховщиков. «АльфаСтрахование» «всегда рассматривает все возможности для роста и развития бизнеса, в том числе, сделки M&A», — пояснили в компании позицию по этому вопросу.
В свою очередь «Сбербанк Страхование» придерживается стратегии органического роста бизнеса, а значит, не рассматривает варианты расширения бизнеса за счет приобретения других страховщиков.
Глава страхового брокера «Ростеха» (ООО «СБ «РТ-Страхование») Николай Галушин полагает, что новые требования ЦБ к финансовой устойчивости страховщиков ни для кого не оказались неожиданностью. Если это не так, значит, игрок уже готовился к уходу с рынка. Отказываться от страхового бизнеса компании будут по совокупности причин, в том числе из-за требований положения ЦБ 710-П. Но в первую очередь из-за отсутствия перспектив развития, возможности выиграть в конкурентной борьбе, из-за вызовов, связанных с необходимостью проводить цифровизацию компаний. Большинство игроков из тех, кто готовится покинуть рынок, уйдут цивилизованно — через передачу портфеля, продажу бизнеса или объединение или слияние с другими страховыми компаниями. Общий тренд на сокращение количества страховщиков сохранится. Но «винить» во всем положение 710-П ошибочно, считает Галушин.
Он сомневается, что уходящие страховщики поменяют статус и пополнят ряды действующих страховых брокеров, но специалисты таких компаний найдут себе применение. «Сегодня появляются все новые цифровые платформы, маркетплейсы, агрегаторы, это будет происходить и в дальнейшем. Возникает потребность в большом количестве разных специалистов в области ITТ, SMM-коммуникациях, в разработке и продвижении новых страховых продуктов», — сказал Галушин.
К началу ноября 2021 года, по данным ЦБ, в стране действовала 151 страховая компания. В том числе 21 — с лицензиями на обязательное медицинское страхование (ОМС), 39 — с лицензиями на ОСАГО, и 22 компании — с лицензиями на страхование жизни.
Как заставить СК исполнять обязанности
Если страховая нарушила права, клиент должен защитить свои интересы. Это можно сделать с помощью:
- Обращения в офис с претензией. Это досудебное урегулирование конфликта. В претензии страхователь описывает, где и в чем именно страховщик нарушает права, а также требует выполнение условий договора (оформить выплату, перечислить остаток средств или принять машину на ремонт по ОСАГО).
- Привлечение СМИ. Плохая реклама не нужна ни одному страховщику, поэтому компания предпочтет уладить конфликт как можно быстрее, чтобы не потерять доверие клиентов.
- Обращение в инстанции. Если не удается примириться со страховой компанией после предъявления претензии, рекомендуется обращаться в другие уполномоченные органы. Есть несколько вариантов, куда пожаловаться на действия страховщика. По ОСАГО и КАСКО можно написать жалобу в РСА (Российский союз автостраховщиков), в случае банкротства организации – в АСВ (Агентство по страхованию вкладов), при нарушениях законодательства – в ФНС, прокуратуру или суд. По любым вопросам, связанным с несоблюдением условий договора – в надзорный орган, Центробанк.
Шаг 3: Обращение в страховую компанию
Для получения компенсации по полису ОСАГО вы должны обратиться в страховую компанию, предоставив постановление ГИБДД и автомобиль. Многие страховые имеют специальные центры, где принимаются заявления по ОСАГО. Там автомобиль будет осматривать эксперт страховой компании.
Чаще всего такой осмотр не выявляет скрытых повреждений автомобиля. Во избежание той ситуации, когда выплаты по ОСАГО будут сильно занижены, рекомендуется проводить независимую экспертизу.
Одним из важных моментов при обращении в страховую компанию являются сроки — 5 рабочих дней с момента ДТП. Нужно знать, что заявлять о происшествии в свои страховые компании должны оба водителя, а не только пострадавший. Если виновник аварии вовремя не обратиться в страховую, то она имеет право предъявить к нему требование о возмещении ущерба.
Какие документы будут нужны для получения выплаты по ОСАГО, если было ДТП с пострадавшими
-
заверенная копия документа, удостоверяющего личность потерпевшего (выгодоприобретателя);
-
документы, подтверждающие полномочия лица, являющегося представителем выгодоприобретателя;
- документы, содержащие банковские реквизиты для получения страхового возмещения, в случае, если выплата страхового возмещения будет производиться в безналичном порядке;
- согласие органов опеки и попечительства, в случае, если выплата страхового возмещения будет производиться представителю лица (потерпевшего (выгодоприобретателя), не достигшего возраста 18 лет;
- извещение о ДТП в случае его оформления на бумажном носителе;
- копии протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, если оформление документов о ДТП осуществлялось при участии уполномоченных сотрудников полиции, а составление таких документов предусмотрено законодательством.
Какие документы будут нужны для получения выплаты по ОСАГО, если ДТП оформили по Европротоколу
- заверенная копия документа, удостоверяющего личность потерпевшего (выгодоприобретателя);
- документы, подтверждающие полномочия лица, являющегося представителем выгодоприобретателя;
- документы, содержащие банковские реквизиты для получения страхового возмещения, в случае, если выплата страхового возмещения будет производиться в безналичном порядке;
- согласие органов опеки и попечительства, в случае, если выплата страхового возмещения будет производиться представителю лица (потерпевшего (выгодоприобретателя), не достигшего возраста 18 лет;
- извещение о ДТП в случае его оформления на бумажном носителе. В случае оформления извещения о ДТП в виде электронного документа оно автоматически поступает в АИС ОСАГО, откуда может быть получено страховой компанией.
Методика расчета ущерба по ОСАГО
В 2022 году страховые компании исчисляют компенсации, пользуясь Единой методикой расчета ущерба (ЕМРУ), разработанной Министерством транспорта РФ, Центробанком и Российским союзом автостраховщиков.
Страховщики проводят расчет ущерба по следующей формуле: стоимость ремонта + стоимость материалов + стоимость подлежащих замене деталей. При этом дополнительно учитывается множество факторов, в частности износ запчастей.
Что нужно знать о ЕМРУ:
- В ходе расчета страховщик обязан учитывать среднюю рыночную стоимость работ и материалов, недопустимы отклонения более чем на 10% от показателей.
- Подсчет проводится на основании нормативных актов, при нем учитываются только повреждения, полученные вследствие конкретного происшествия.
- При расчете учитывается множество сопутствующих факторов, в частности регион, в котором произошло ДТП.
- Сумма возмещения во многом зависит от износа деталей – его расчет проводится с применением поправочного коэффициента.
Полис ОСАГО: как рассчитать страховую премию, оплатить и сделать возврат в 2021 году
Также следует учитывать, что возврат рассчитывают с даты, когда было написано заявление страховщику от предыдущего владельца. Например, если с момента продажи автомобиля до даты подачи письменного заявления проходит один месяц, возврат страховой премии за этот период не будет производиться. Фактически считается, что страховая компания за этот месяц оказывала услуги страхователю. А значит они должны быть оплачены.
- автомобиль продан и у него появился новый владелец. В этом случае ОСАГО должен оформляться новым владельцем, а полис прошлого владельца утратил силу и стал абсолютно ненужным;
- при существенном ущербе после ДТП, когда автомобиль невозможно восстановить, а также при других причинах утилизации;
- при смерти застрахованного лица или владельца транспортного средства.
Обязанности страховщика при наступлении страхового случая
Страховщик проводит осмотр поврежденного имущества и (или) организует независимую экспертизу (оценку) путем выдачи направления на экспертизу (оценку) в срок не более 5 рабочих дней с даты получения от потерпевшего заявления о страховой выплате и документов, предусмотренных пунктом 44 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, если иной срок не согласован страховщиком с потерпевшим. Страховщик обязан согласовать с потерпевшим время и место проведения осмотра и (или) организации независимой экспертизы поврежденного имущества с учетом графика работы страховщика, эксперта и указанного в настоящем пункте срока проведения осмотра поврежденного имущества, а потерпевший в согласованное со страховщиком время обязан представить поврежденное имущество. Если характер повреждений или особенности поврежденного имущества исключают его представление для осмотра и (или) организацию его независимой экспертизы (оценки) по месту нахождения страховщика и (или) эксперта (например, повреждения транспортного средства, исключающие его участие в дорожном движении), осмотр и (или) независимая экспертиза (оценка) проводятся по месту нахождения поврежденного имущества в установленный настоящим пунктом срок. В случае если по результатам проведенного страховщиком осмотра поврежденного имущества страховщик и потерпевший достигли согласия о размере страховой выплаты и не настаивают на организации независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества, такая экспертиза (оценка) может не проводиться. В случае если после проведенного страховщиком осмотра поврежденного имущества страховщик и потерпевший не достигли согласия о размере страховой выплаты, страховщик обязан организовать независимую экспертизу (оценку), а потерпевший — предоставить поврежденное имущество для проведения независимой экспертизы (оценки). Если страховщик в установленный пунктом 45 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств срок не провел осмотр поврежденного имущества и (или) не организовал независимую экспертизу (оценку), то потерпевший имеет право самостоятельно обратиться с просьбой об организации такой экспертизы, не представляя поврежденное имущество страховщику для осмотра. При решении вопроса о страховой выплате страховщик использует результаты этой независимой экспертизы. В целях выяснения при повреждении транспортных средств обстоятельств причиненного вреда, установления характера повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов, стоимости его ремонта, а также действительной стоимости транспортного средства на дату дорожно-транспортного происшествия проводится независимая техническая экспертиза транспортного средства в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Если осмотр и (или) независимая экспертиза (оценка) представленного потерпевшим поврежденного имущества или его остатков не позволяют достоверно установить наличие страхового случая и размер убытков, подлежащих возмещению по договору обязательного страхования, для выяснения указанных обстоятельств страховщик вправе провести осмотр транспортного средства страхователя, при использовании которого потерпевшему был причинен вред, и (или) организовать независимую экспертизу этого транспортного средства, а страхователь обязан представить это транспортное средство по требованию страховщика для организации независимой экспертизы. При этом страховщик обязан провести осмотр транспортного средства и (или) организовать независимую экспертизу (оценку) и оплатить расходы по ее проведению. Результаты осмотра и (или) независимой экспертизы (оценки) оформляются в письменном виде и подписываются страховщиком (его представителем), экспертом (при проведении независимой экспертизы) и владельцем транспортного средства. Потерпевший имеет право предъявить требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, непосредственно страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего (прямое возмещение убытков), при наличии одновременно следующих обстоятельств: а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу; б) дорожно-транспортное происшествие произошло с участием 2 транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Страховщик, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, производит оценку обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, изложенных в извещении о дорожно-транспортном происшествии, и на основании представленных документов возмещает потерпевшему по его требованию вред, причиненный имуществу потерпевшего, в размере страховой выплаты от имени страховщика, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред (осуществляет прямое возмещение убытков). Реализация права на прямое возмещение убытков не ограничивает права потерпевшего обратиться к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, за возмещением вреда, который причинен жизни или здоровью, возник после предъявления требования о страховой выплате и о котором потерпевший не знал на момент предъявления требования.
Лимит за вред имуществу – 400 тысяч
Его регулирует статья 7 ФЗ Об ОСАГО:
Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причинённый вред, составляет:
…
б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 тысяч рублей;
Максимальный размер 400 000 рублей выплаты за вред автомобилям не лимитирован такими нюансами, как:
- число страховых случаев в течение срока действия полиса ОСАГО – вы можете хоть каждый день попадать в ДТП, и за каждое происшествие страховая компания обязана будет оплатить до 400 тысяч,
- количество потерпевших лиц в ДТП – их может быть хоть 10, и эта сумма максимальной выплаты не делится на всех, а полагается каждому потерпевшему.
Эти положения вытекают по смыслу цитируемой статьи 7 ФЗ-40.