Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за подъезд к водоемам, рекам, озерам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Понятие водоохранной зоны в России было введено 2 июля 1936 года постановлением ЦИК и СНК СССР. В то время оно было введено с целью защиты водоемов от вырубки лесов. Далее с течением времени вводились множество поправок и изменений, но рыбаков, отдыхающих и туристов они особенно не касались, и длилось это до 2006 года.
Строительство в водоохранной зоне: что можно строить, какие ограничения
Ещё один важный вопрос, на который стоит ответить – можно ли строить на территории водоохранной зоны? Если да, то есть ли ограничения на строительство? Давайте разбираться.
Водный кодекс не запрещает строительство на территории водоохранной зоны. Однако существуют некоторые ограничения на строительство. Для того чтобы строительство было законным, необходимо оборудовать строящийся объект очистными сооружениями, которые обеспечат защиту окружающей среде. К таким Водный кодекс относит канализации, ливнёвки, иные системы отведения (сброса) вод, очистные сооружения (септик), сооружения для сбора отходов производства и потребления. Указанные особенности распространяются и на расположенные на территории водоохранной зоны дачи, сады и огороды. До их оборудования надлежит использовать приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду.
Комментарии к ст. 65 ВК РФ
Вокруг водоохранных зон в последние годы возникло немало дискуссий, обусловленных их интенсивным освоением и повышенной рекреационной и материальной ценностью, а также неведением и незнанием природоохранного, природоресурсного (земельного, водного, лесного) и гражданского законодательства Российской Федерации.
В водоохранных зонах не исключаются земле-, водо- и иное природопользование, оно лишь ограничивается в целях, указанных в первой части комментируемой статьи (о береговой линии и береговой полосе см. часть шестую ст. 6 Кодекса; о среде обитания — Законы о животном мире и о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов) .
———————————
См.: Заславская Л.А., Панкратов И.Ф., Улитин А.А. и др. Комментарий к Закону о животном мире // Законодательство и экономика. 1996. N 1, 2; Комментарий к Федеральному закону «О животном мире» / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Юстицинформ, 2003; Кичигин Н.В., Пономарев М.В., Сиваков Д.О. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов: Постатейный комментарий к Федеральному закону. М.: Юстицинформ, 2006.
Предоставление земельных участков в водоохранных зонах и контроль над их использованием имеют свои особенности. Земельные участки в водоохранных зонах водных объектов предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном российским земельным законодательством по согласованию с уполномоченным Правительством РФ государственным органом исполнительной власти.
Государственный контроль над соблюдением режима использования и охраны природных ресурсов и иной хозяйственной деятельности граждан и юридических лиц в водоохранной зоне осуществляется органами исполнительной власти субъектов Федерации, уполномоченным Правительством РФ государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, государственным органом управления использованием и охраной земель, уполномоченным государственным органом управления лесным хозяйством в пределах их полномочий.
Водоохранные зоны являются одним из видов экологических зон, создаваемых для предупреждения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности. В лесах водоохранных зон и прибрежных защитных полос запрещаются сплошные рубки, в них разрешается проведение выборочных рубок и других лесохозяйственных мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов (ст. 63 ВК РФ).
Проблемы установления и охраны водоохранных зон и прибрежных защитных полос в поселениях, обострившиеся в последнее время, решаются с учетом ливневой канализации и наличия набережных в городах и иных поселениях (см. комментарий к п. 8 ст. 14 Закона о введении в действие Водного кодекса РФ).
В регионах, где раньше проводилась работа по выделению водоохранных зон, новые собственники земель, как правило, были уведомлены о наличии таких зон и о необходимости соблюдения в них водоохранного режима. Однако работа по выделению этих зон на местности порой не выполнялась (кроме того, границы фермерских владений не всегда отбиты в натуре). Не всегда они отмечались и на земельных планах.
Нормы Водного, Земельного кодексов РФ и иного федерального законодательства нацелены на то, чтобы свести указанные промахи к минимуму. Для этого устанавливается порядок, согласно которому само выделение земель в водоохранных зонах поставлено под контроль уполномоченных государственных органов. Это касается не только сельскохозяйственных земель и земель, передаваемых в частную собственность, но и любых земель, если в их составе имеются водоохранные зоны.
Передача земли в частную собственность или иную форму владения не лишает государство права устанавливать ограничения в ее использовании в интересах охраны природы, памятников культуры, с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц, а также в экстремальных ситуациях (см. ст. ст. 13, 22, 41 и др. ВК РФ).
В комментируемый Федеральный закон перенесены нормы из соответствующего Постановления Правительства РФ 1996 г. о водоохранных зонах. При этом ширина водоохранных зон, как объясняется, уменьшена с учетом практики правоприменения и потребностей охраны водных объектов в условиях научно-технического прогресса и перехода к рыночным отношениям.
В части тринадцатой комментируемой статьи устанавливается постоянная ширина прибрежной защитной полосы с дополнительными ограничениями хозяйственной и иной деятельности. Обеспечение режимов водоохранных зон и прибрежных защитных полос имеет актуальное значение в условиях сокращения рекреационных возможностей населения, приватизации ценных, особенно расположенных вдоль водоемов, земель и массовых нарушений земельного, водного и иного законодательства, допущенных в последние 15 лет. Только в Московской области прокуратурой предъявлены в суды десятки исков о незаконном использовании земель вокруг водоемов и нарушении режимов водоохранных зон и защитных прибрежных полос. Иски удовлетворены, и исполнением судебных решений занимается служба судебных приставов. Повышенная защита водоохранных зон присуща большинству мегаполисов мира.
Установленный в Кодексе режим использования и охраны территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос является более мягким, чем предусмотренный в Постановлении Правительства РФ 1996 г.
При землеустройстве в соответствии со статьей 68 ЗК РФ определяются границы ограниченных в использовании частей объектов землеустройства; варианты использования земель с учетом целевого назначения, разрешенного использования земель и расположенных на них объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур .
———————————
См.: Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о проведении территориального землеустройства» // СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2193; Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2007.
Проводимое в ходе землеустройства межевание объекта землеустройства включает в себя установку границ объекта на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения .
———————————
См.: Федеральный закон от 18 июня 2001 г. «О землеустройстве»; Комментарий к Федеральному закону «О государственном земельном кадастре» / Под ред. Е.А. Галиновской. М.: Юстицинформ, 2006.
За сколько метров можно ставить машину от реки? Расстояние к водоему
Если табличек поблизости нет, то соблюсти закон можно, если руководствоваться следующей таблицей:
Вид водоема | Ширина зоны, м |
---|---|
Ручьи и реки длиной менее 10 км | 50 |
Реки от 10 до 50 км | 100 |
Реки более 50 км длиной | 200 |
Озера и водохранилища площадью более 0,5 кв. км | 50 |
Проточные водохранилища на ручьях и реках | Как у ручья или реки, на которой построена плотина |
Моря | 500 |
Каналы | По ширине полосы отвода |
Озеро Байкал | В соответствии с решениями местных органов власти, но не менее 50 м |
Можно ли ездить по берегу реки?
Вопрос: Мы искали место для стоянки, ну а так как были на внедорожнике – то ехали по берегу реки, там не было деревьев и кустарника. Неподалеку стояла полицейская машина, которая включила проблесковый маячок и в громкоговоритель потребовала остановиться. Вместе с полицейскими оказался и инспектор управления по надзору за экологией (точное название не помню), который выписал штраф по ст. 8.42 КоАП РФ. Разве запрещена не стоянка?
Ответ: Статья 15 ВК РФ, а именно п. 4 части 1 запрещает не только стоянку, но и всякое движение автотранспортных средств в пределах водоохранной зоны водоема.
Исключение может быть сделано только для дорог, которые проложены вблизи водоема, но так как вы ехали вне дороги – штраф, скорее всего, вам выписан обоснованно. Выдержка из статьи приводится ниже.
Границы водоохранных зон
Водоохранная зона рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ устанавливается от границы водного объекта, как показано на схеме выше, а водоохранная зона моря — от линии максимального прилива.
Ширина водоохранной зоны рек или ручьев зависит от их протяжённости и составляет:
- 50 метров — при протяжённости менее 10 километров;
- 100 метров — при протяжённости от 10 до 50 километров;
- 200 метров — при протяжённости от 50 километров и более.
- Ширина водоохранной зоны озёр и водохранилищ устанавливается в размере 50 метров.
- Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.
- Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 метров.
Известно, что водоемы бывают проточными и не проточными. К последним относятся озера, пруды, водохранилища. Они могут иметь самые различные размеры, от нескольких десятков метров до нескольких сотен километров. Казалось бы, здесь, при определении водоохранных зон, следовало использовать дифференцированный подход. Но по какой-то причине законодатели отнеслись к этому без понимания. Во всех случаях водоохранная зона определена как пятьдесят метров (исключение – озеро Байкал). Получается, документ уравнивает в правах то же Обское водохранилище с каким-нибудь маленьким озером.
В каких случаях наступает ответственность по ст. 8.42 КоАП РФ?
Федеральным законом от 28.12.2009 № 380-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» введена административная ответственность за нарушения специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 8.42 Кодекса). Штрафные санкции по данной статье составляют, в частности, для юридических лиц от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Соответствующие ограничения хозяйственной деятельности в пределах данных природоохранных территорий установлены ст. 65 Водного кодекса РФ, согласно которой в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира выделяются водоохранные зоны, на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности.
Вместе с тем, применение предусмотренных ст. 8.42 КоАП РФ штрафных санкций возможно только при наличии установленных на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе, посредством специальных информационных знаков.
В соответствии с Правилами установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 № 17, установление границ водоохранных зон направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос.
При этом, установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Таким образом, административные органы, в том числе органы рыбоохраны, вправе применять ответственность по вышеуказанной статье при наличии доказательств, подтверждающих совершение правонарушения в пределах обозначенных на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов.
Штраф за парковку у водоёма в 2021 году: всё, что нужно знать водителям
Весна постепенно набирает обороты, поэтому многие автолюбители отправляются на природу, используя личный транспорт. Далеко не всегда такая поездка заканчивается позитивно. Возле водоёмов регулярно проводятся рейды, в рамках которых водителям выписывают штрафы за въезд на водоохранную зону. Избежать неприятностей можно за счёт знания актуальных законов по этой теме.
Статья будет полезной? Не забудьте поставить «палец вверх» и подписаться на канал!
Берега водоёмов стали одними из самых популярных мест для проведения досуга на выходных. Сюда приезжают семьи, рыбаки и любители искупаться. Удобнее всего добираться до берега на личном автомобиле. Однако, подобные действия могут нарушить действующее законодательство, а штрафы достаточно внушительные.
Для защиты естественных водоёмов был разработан Водный Кодекс. Он определяет размеры охраняемых зон, где запрещены движение и стоянка транспортных средств. На практике далеко не все автомобили могут нанести реальный ущерб природе, но закон одинаков для всех. Давайте посмотрим, какие нормы действуют сейчас.
Определить границы водоохранной зоны можно по размерам водоёма. Иногда неподалёку от берега имеется дополнительный знак, обозначающий начало территории. При отсутствии обозначения водителям приходится определять охраняемую зону самостоятельно.
У рек и ручьёв, длина которых не превышает 10 километров, длина водоохранной зоны составляет 50 метров. Она отсчитывается непосредственно от воды. При длине реке от 10 до 50 километров длина зоны составляет 100 метров. У более крупных рек – 200 метров.
Отдельно стоит поговорить об озёрах. У всех из них, кроме Байкала, водоохранная зона составляет 50 метров. Водоохранная зона морей составляет полкилометра. Существуют исключения из правил. Если рядом с водоёмом имеется асфальтированная дорога или обустроенная парковка, можно заезжать и осуществлять стоянку ближе указанных значений.
Штраф за въезд на водоохранную зону составляет от 3 до 4,5 тысяч рублей. Конечно, всегда удобно подъёхать к реке или озеру на личном автомобиле, чтобы выгрузить вещи. Тем не менее, такие действия могут нарушать закон, поэтому автомобиль нужно парковать за пределами водоохранной зоны или искать берега с обустроенной поблизости парковкой.