Пояснения к уточненной декларации: нужны ли и когда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пояснения к уточненной декларации: нужны ли и когда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Общее правило гласит, что при обнаружении ошибки пересчитывать налоговую базу и, соответственно, сам налог нужно в том периоде, в котором была допущена ошибка (п. 1 ст. 54 НК РФ). Обратите внимание: допущена, а не выявлена. Это значит, что в общем случае без подачи уточненных отчетов не обойтись.

Кто считает

Формула (п. 4 ст. 75 НК РФ)

Компания

Пени за первые 30 календарных дней просрочки = 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ x сумма недоимки x количество дней просрочки

Пени начиная с 31 дня просрочки = 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ x сумма недоимки x количество дней просрочки — 30

ИП

Пени за первые 30 календарных дней просрочки и далее = 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ x сумма недоимки x количество дней просрочки

Какие есть сроки для подачи уточненных деклараций?

На практике широко распространено мнение, что подать «уточненку» можно только за период, не превышающий трехлетний срок. Однако это не совсем соответствует действительности. Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, установленном в данной статье. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Однако в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Таким образом, подача «уточнёнки» может быть осуществлена за пределами 3-летнего срока, а вот возврат излишне уплаченного налога возможен только в пределах этого срока. Данное правило применяется и в отношении возврата (зачета) излишне уплаченных авансовых платежей (п. 14 ст. 78 НК РФ).

Итак, основания для возврата переплаты наступают с даты представления налогоплательщиком уточненной декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган. Такой вывод сделан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 №17750/10.

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение 3-х лет, начиная с даты фактического представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган (т.е. срок может быть только более ранним, чем законодательно установленный). Дата фактического представления налоговой декларации подтверждается отчетом оператора, через которого сдается налоговая отчетность в электронном виде.

Определяем, грозит ли нам ответственность за представление «уточнёнки»?

Законодательством поощряется намерение налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) самостоятельно выявлять допущенные ими искажения в отчетности и устранять их. Так, п. 3 и п. 4 ст. 81 НК РФ предусматривают условия освобождения от налоговой ответственности при сдаче «уточненки» к доплате, если соблюдаются следующие условия:

когда уточненная декларация представляется после истечения срока подачи декларации, но до истечения срока уплаты налога, при условии, что уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки;

когда уточненная декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, при условии, что одновременно соблюдаются следующие требования:

  • уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период;

  • до представления уточненной декларации налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

Подача уточнённых деклараций по периодам, которые завершились более трёх лет назад

В НК РФ нет запрета представления декларации по истечении трех после налогового периода. Поэтому ФНС должна принять исправленную декларацию за срок, ушедший в прошлое более, чем на три года, а так же обязан рассмотреть представленные плательщиком сопроводительные документы.

Не имеет значения, что проверка правильности сведений, заявленных в первоначальной декларации, давно закончилась или вступили в законную силу решения о привлечении к налоговой ответственности в силу налоговых нарушений по тем периодам.

Ещё в ПП ВАС от 30.05.2014 № 33 говорилось, что в силу ст. 173 НК РФ положительная разница, возникшая в силу превышения налоговых вычетов над суммами налога, подлежит возмещению плательщику из бюджета при условии подачи им декларации до истечения установленного данным пунктом трехлетнего срока. Налоговые вычеты могут быть отражены в декларации за любой из входящих в соответствующий трехлетний срок периодов.

Читайте также:  Как получить 4 млн. от государства на покупку квартиры

Норма ст. 173 НК РФ о трехлетнем сроке подачи декларации должна соблюдаться плательщиком и в случае включения им налоговых вычетов в подаваемую исправленную декларацию. Учитывая позицию Пленума ВАС, если по прошествии трех лет после окончания налогового периода представлена уточненная декларация с налоговыми вычетами, ранее не заявленными, срок заявления сумм НДС к возмещению не рассматривается соблюденным, так как положение о максимальном трехлетнем сроке не соблюдается. Возможность правоприменения п. 4 рассматриваемой статьи и реализации права на зачет должна основываться на переплате по налогу на дату подачи исправленной декларации.

Когда налогоплательщик обязан подать уточненную налоговую декларацию

Здесь все очень просто, если сумма налога к уплате занижена, то есть страдают интересы бюджета, то подача уточненной декларации – обязанность налогоплательщика (п. 1 ст. 81 НК РФ). Если же ошибки в первичной декларации не уменьшили сумму налога или произошла переплата в бюджет, то налогоплательщик вправе, но не обязан, подавать уточненную декларацию.

Период, за который можно подавать уточненку, законодательством не ограничен. Даже если с момента подачи ошибочной декларации прошло больше трех лет (глубина проведения выездной проверки), налогоплательщик обязан подать уточненную декларацию, если обнаружил недоимку по налогу.

Обратите внимание, что ошибки или недостоверные сведения в первичной декларации налогоплательщик должен обнаружить самостоятельно. Если их находит налоговая инспекция в результате проверки или сверки расчетов, то суммы недоимки или переплаты по налогу фиксируются в результатах проверки.

Что касается переплаты налога в бюджет, то перед подачей уточненной налоговой декларации стоит оценить целесообразность этого шага. Дело в том, что при занижении налоговой базы (то есть налог был переплачен в результате завышения доходов или занижения расходов) налоговая инспекция может провести выездную проверку по периоду, за который была подана уточненная налоговая декларация.

Кроме того, для подтверждения факта переплаты налога необходимо будет представить в ФНС документы, на базе которых подготовлена уточненная декларация (договоры с контрагентами, первичные и платежные документов, счета-фактуры). Если вы уверены в своей правоте, можете подтвердить ее документально, а сумма переплаты значительна, то подавать уточненку действительно стоит.

Представление пояснений при подаче уточненной декларации с уменьшением суммы налога к уплате или декларации с убытком

В представляемых по данным основаниям пояснениях необходимо соответственно обосновать изменение соответствующих показателей налоговой декларации или обосновать размер убытка. Если уточненная декларация представлена вами по истечении двух лет со дня, установленного для подачи первичной налоговой декларации, налоговый орган вправе истребовать первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации, и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменения (пункт 8.3 статьи 88 НК РФ).

Однако налоговые органы при проведении камеральной налоговой проверки декларации, по которой отражен убыток, кроме предусмотренных обоснований часто запрашивают целый перечень информации о текущей деятельности организации. Рассмотрим это на примере следующей ситуации.

Общие правила подачи уточненки

Как известно, компания должна подать уточненку при обнаружении в декларации ошибок, если из-за них была занижена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, и вправе (то есть может, но не обязана) сделать это, если сумма налога была завышена .

Внимание! Уточненка сдается по той же форме, что и первоначальная декларация .

При подаче уточненки с увеличенной суммой налога с вас могут взыскать штраф в размере 20% от суммы налога . Вопрос, от какой именно суммы? Штраф касается только не исчисленной в установленный срок суммы налога. То есть даже если вы еще не заплатили налог по первоначальной декларации и подали уточненку на увеличение после истечения срока уплаты налога, оштрафовать вас могут только на 20% от разницы между суммой налога, исчисленной в уточненке, и суммой налога по первоначальной декларации .

Чтобы избежать штрафа, нужно :

  • сдать декларацию до того, как вы узнали о том, что ошибку обнаружили налоговики или что в отношении вашей компании назначена ВНП за период, в котором допущено занижение налога;
  • заплатить заниженную сумму налога и соответствующие ей пени до подачи уточненной декларации. При добровольном погашении только суммы недоимки, без уплаты соответствующих ей сумм пеней, компанию не освободят от штрафа .

Также штрафа не будет, если вы сдаете уточненку после завершения ВНП, но ошибка, которую вы исправляете, в ходе проверки не выявлена.

Если уточненку вы подали после получения акта ВНП

(!) Конечно, нет смысла подавать уточненку, чтобы исправить ошибку, уже зафиксированную в акте выездной проверки. Например, исключать какие-либо расходы, не принятые ревизорами. От штрафа и пеней это все равно не избавит. Вообще, по мнению налоговиков, после оформления акта плательщик может вносить только исправления, не связанные с нарушениями, выявленными проверкой .

(+) Тем не менее иногда и сами налоговики, и суд признают самостоятельное погашение недоимки и пеней и представление уточненных деклараций даже после вручения акта проверки смягчающими обстоятельствами. Так, в одном из споров налоговики уменьшили штраф за неуплату налога в два раза, учитывая самостоятельную корректировку компанией налоговых обязательств после окончания ВНП. Компания обратилась в суд с требованием отменить штраф полностью. Суд уменьшил сумму штрафа в пять раз . Отметим, что не стоит подавать уточненку, если вы намерены оспаривать нарушение по существу. Так, в рассматриваемом споре судьи расценили подачу уточненок и уплату доначисленных сумм как одно из доказательств совершения правонарушения в виде неполной уплаты налога в срок, установленный законодательством.

(!) Также не стоит сдавать уточненку с увеличенной суммой налога, не связанной с нарушениями, выявленными в ходе проверки. Ведь выездная проверка закроет этот период, то есть проверить его снова налоговики смогут лишь при проведении повторной ВНП. А это случается не часто.

Читайте также:  Очередность платежа для зарплаты в платежном поручении

Вывод

Уплата налога и пеней уже после получения акта ВНП может послужить основанием для уменьшения размера штрафа. Здесь имеет смысл учитывать арбитражную практику, сложившуюся в вашем регионе.

Письма ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705 (п. 3.8), от 21.11.2012 N АС-4-2/19576@.
Постановление АС ЦО от 27.08.2015 N Ф10-2516/2015.

Если уточненка представлена после вынесения решения по проверке, то ее будут проверять в обычном порядке. Штрафа за неуплату налога быть не должно, если вы исправляете ошибки, не обнаруженные при выездной проверке. Если же уточненную отчетность вы сдаете после подведения итогов камералки, то не забудьте предварительно уплатить налог и пени, чтобы не подпасть под штраф .

Примечание

Если вы обжалуете вынесенное инспекцией решение по проверке в досудебном порядке, то региональное УФНС должно учесть данные уточненок, представленных до вступления этого решения в законную силу. То есть если у налоговиков нет претензий к уточненным данным, то штраф за неуплату налога и пени они должны рассчитать исходя из этих данных .

Сдавать уточненку с уменьшенной суммой налога после вынесения итогового решения по выездной проверке опасно: если сумма уменьшения значительна, то могут назначить повторную выездную проверку за корректируемый период . И учтите, что если вы заявляете, например, новые вычеты за период, проверенный в ходе завершившейся ВНП, то это никак не ставит под сомнение правомерность ее результатов .

Уточненная декларация: подавать или нет

Общее правило гласит, что при обнаружении ошибки пересчитывать налоговую базу и, соответственно, сам налог нужно в том периоде, в котором была допущена ошибка (п. 1 ст. 54 НК РФ). Обратите внимание: допущена, а не выявлена. Это значит, что в общем случае без подачи уточненных отчетов не обойтись.

Однако есть исключения из этого общего правила. И, надо сказать, что по поводу этих исключений у Минфина и у ФНС разные мнения.

Дело в том, что в абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ сказано, что в случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Следующим предложением говорится, что «налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога».

Минфин данный абзац трактует таким образом, что существуют две отдельные ситуации, при которых корректировку можно проводить текущим периодом, то есть без направления «уточненок»:

  1. Когда нельзя понять, к какому периоду относится ошибка.
  2. Когда ошибка привела к излишней уплате налога (такую позицию можно увидеть в письмах от 28.04.2018 № 03-03-06/2/29295, от 24.03.2017 № 03-03-06/1/17177, от 08.02.2016 № 03-03-06/1/6383, от 12.01.10 № 03-02-07/1-9).

У ФНС России свое видение, основывающееся на синтаксическом строении абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ. В письме от 17.08.11 № АС-4-3/13421 ведомство объясняет, что предложение, касающееся переплаты налога, содержится именно в третьем абзаце, а не во втором и не в новом отдельном абзаце. А раз так, то ситуация с возникновением переплаты является не отдельным исключительным случаем, а частным случаем ситуации, когда нельзя определить, к какому периоду относится ошибка.

На взгляд налогового ведомства, существует лишь один случай, когда налогоплательщик может не подавать «уточненку», а провести корректировки в текущем периоде, – когда неизвестен период допущения искажения (в том числе, если ошибка привела к переплате налога).

Получается, что ситуация, при которой ошибка приводит к переплате, но при этом известен период ее возникновения, неоднозначна и требует от бухгалтера принятия определенного решения. Если компания придерживается политики избегать малейших рисков, то целесообразно все же составить уточненные декларации либо уж вовсе не фиксировать корректировки (т. е. фактически подарить бюджету переплату).

У организации есть/были обособленные подразделения

Если ОП продолжает работать, уточненка подается туда же, куда сдавалась первичная декларация.

Если подразделение закрывается, уточненные декларации по нему, а также декларации за последующие (после закрытия) отчетные периоды и текущий налоговый период представляются в ИФНС по месту нахождения организации или по месту ее учета в качестве крупнейшего налогоплательщика (п. 2.6 порядка).

При этом в титульном листе указывается код 223 и КПП по месту нахождения организации (крупнейшего налогоплательщика), а в реквизите «ИНН/КПП изменившего полномочия (закрытого) обособленного подразделения» — КПП закрытой обособки (п. 2.7 порядка).

Если обособленные подразделения организации переходят на уплату налога через ответственное подразделение (головную организацию), то уточненная декларация должна подаваться по месту учета последнего (письмо ФНС России от 30.06.2006 № ГВ-6-02/664).

Если ОП являлось ответственным, а потом перестало быть таковым, по реквизиту «ИНН/КПП изменившего полномочия (закрытого) обособленного подразделения» нужно указывать КПП по месту нахождения бывшего ответственного обособленного подразделения (п. 2.8 порядка).

После сдачи уточненки организация прекратила свое существование

После реорганизации предприятия уточненную декларацию сдает его правопреемник по месту своего учета или по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика (п. 2.6 порядка).

См. также «Как сдать декларацию по прибыли при преобразовании фирмы?».

При этом на титульном листе уточненной декларации, которую подает правопреемник, должны быть указаны ИНН и КПП организации-правопреемника и его же название, а ИНН и КПП реорганизованной организации (ее обособленного подразделения) указываются отдельными строками.

В разделе 1 уточненной декларации, подаваемой правопреемником за реорганизованную организацию (ее обособленное подразделение), указывается ОКТМО по месту нахождения последней (п. 4.5 порядка).

Читайте также:  Как поменять директора компании в 2022 году?

О том, требует ли реорганизация, вызванная присоединением, снятия с учета по торговому сбору, читайте в материале «При реорганизации в форме присоединения не нужно сниматься с учета по торговому сбору».

Декларируем налог к уменьшению

Здесь нет поводов для штрафа. Однако возможны как минимум две неприятности, которые нужно учитывать, если вы решились на уточненку.

Неприятность первая. Декларация, в которой увеличилась сумма убытка или уменьшился размер налога, – повод для инспекторов затребовать документы, подтверждающие размер убытка, первичку, аналитические регистры. Но есть ограничение: такая возможность представляется только по тем декларациям, которые сданы после двух лет со дня установленного срока подачи.

Неприятность вторая. Налоговая вправе потребовать пояснения от налогоплательщика. Придется объяснить, на каких основаниях уменьшили свои налоговые обязательства. Если пояснения не представить, грозит штраф.

Когда надо сдать уточненную декларацию по НДС

Главная функция любой уточненной декларации по НДС – «усовершенствовать» актуальность сведений, отражающих подробности экономической жизни компании, и подтвердить, что НДС исчислен и оплачен в полном размере. Вследствие следующих бухгалтерских ошибок оформление «уточненки» является обязанностью, а не правом:

  • Налогоплательщик сам заметил, что в ранее представленной декларации допущена ошибка или уменьшена сумма налога к уплате (п. 1 ст. 81 НК РФ)

Например, бухгалтер принял к вычету НДС по счету-фактуре с ошибками, из-за которых ФНС может отказать в вычете. К слову, это происходит, когда инспекторы не могут определить, кто именно является продавцом или покупателем – то есть неправильно указаны наименование организации или ИНН. Или, если по счету-фактуре нельзя определить, какой товар или услуга приобретались и сколько они стоят, по какой ставке исчислялся НДС (все подобные ошибки перечислены в пунктах 5 и п. 5.1 ст. 169 НК РФ).

Если обнаружена недоплата государству, компания обязана исчислить НДС в сторону увеличения и подать уточненную декларацию. Но до этого – внести изменения в первичные документы, погасить налог и пени. Тогда ИФНС не сможет оштрафовать компанию за неуплату налога (ст. 122 НК РФ, письмо Минфина от 13.09.2016 № 03-02-07/1/53498).

По общему правилу размер пени вычисляют по этой формуле:

ПЕНИ = СУММА ДОЛГА х ДНИ ПРОСРОЧКИ х СТАВКА ЦБ РФ / 300

  • ИФНС прислала требование представить пояснения по сданной декларации или внести в нее исправления (п. 3 ст. 88 НК РФ)

Чем грозит компании подача уточненной декларации по НДС?

К сожалению, уточненная декларация по НДС практически всегда является для налоговой службы индикатором того, что в первичной документации фирмы присутствуют существенные недочеты.

Если работники отдела бухгалтерии небрежно относятся к своим обязанностям по документированию событий хозяйственной жизни компании, то это будет весомым аргументом для личного визита налогового инспектора к вам в офис.

Особенно тщательно представитель госорганов будет контролировать ведение бухгалтерского учета, если в результате вашей невнимательности бюджет может недополучить часть средств.

Итак, подача уточненной информации для начисления налога на добавленную стоимость сопряжена со следующими рисками и финансовыми потерями для компании:

  1. Если вы заметили ошибку, из-за которой заплатили меньшую сумму НДС, раньше фискальных органов, то вам грозит «всего лишь» начисление ранее не уплаченной налоговой суммы и пеней. Произвести данные платежи в обязательном порядке нужно до момента подачи скорректированной декларации. Важно: уплаты пеней не избежать. Если вы этого не сделаете, то будете дополнительно наказаны штрафом.
  2. Если вы обнаружили, что переплатили налоговой, то, конечно, попытаетесь вернуть свои деньги. Как известно, государство очень неохотно расстается с деньгами. Так что скорее всего следует ожидать выездной проверки. Уточнение налогооблагаемой базы не пройдет без досконального изучения вашей документации налоговой инспекцией.

Естественно, насколько критичными для вашей компании будут карательные меры налоговых органов по поводу изменения суммы НДС за прошлый период, зависит от характера ошибки.

Отражение изменений в уточненной декларации

В уточненной декларации изменения должны отражаться в полном объеме. Поэтому необходимо внести в нее новые данные, а не только разницу между предыдущим и текущим налоговыми документами. Об этом говорится в пункте 1 статьи 81 Налогового кодекса РФ.

Пример расчета для составления уточненной отчетности по транспортному налогу:

В ноябре 2014 года одна московская фирма купила у гражданина Петрова А.А. грузовой автомобиль (мощность двигателя – 155 л.с.). Выпущено указанное транспортное средство менее 5 лет назад. Налоговая ставка – 38 рублей за 1 л.с. Зарегистрирован автомобиль в декабре 2014 года.

В январе следующего года в налог. орган была представлена декларация по транспортному налогу. Был учтен коэффициент использования. Он определяется исходя из количества месяцев владения организацией этим автомобилем, а именно 2 месяца.

Расчет будет выглядеть следующим образом:
155 л.с. * 38 рублей * 2 месяца / 12 месяцев = 982 рубля.

Письмо-пояснение в налоговую: образец по убыткам

Налоговиков может заинтересовать убыточная деятельность компании, и в этом случае пояснения налогоплательщика должны в полной мере раскрывать причину возникновения убытка в запрашиваемом отчетном периоде. Для этого в письме расшифровываются доходы и расходы за определенный промежуток времени.

Также пояснения в налоговую (образец см. далее) должны содержать указания, почему расходы превысили доходы. Например, компания создана недавно, деятельность только началась и выручка пока невелика, но текущие расходы уже значительные (аренда, зарплата сотрудников, реклама и т.п.), либо фирмой были произведены неотложные крупные расходы на ремонт, закупку оборудования и т.п. Чем подробнее будут расписаны причины убытка, тем меньше новых вопросов возникнет у налоговиков.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *