Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что изменится в отчётности с 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Страшным сном любого бухгалтера (особенно главного) всегда была статья 15.11 Кодекса об административных правонарушениях. Статья рассказывает о грубых нарушениях при ведении бухгалтерского учета и определяет административную ответственность, которая наступает в связи с такими нарушениями.
Новый ежемесячный расчёт по страховым взносам с 2023 года
Расчёт по страховым взносам (РСВ) станет ежемесячным и частично возьмёт на себя функции отчёта СЗВ-М, отменённого с 2023 года. С 2023 года изменится схема сдачи РСВ.
Страхователи ежемесячно будут отправлять в ФНС сведения о застрахованных лицах и суммы взносов, начисленных с доходов каждого физлица. Эта информация отражается в Разделе 3 РСВ — именно его следует сдавать по окончании каждого месяца.
По итогам кварталов страхователи будут сдавать полный отчёт РСВ со всеми разделами, подразделами и приложениями.
Срок сдачи нового РСВ перенесён с окончания месяца на 25-е число. Раздел 3 необходимо сдавать до 25-го числа по окончании месяца, а полную форму РСВ — до 25-го числа по окончании квартала.
В 2023 году по налогу на прибыль предусмотрены такие корректировки:
- изменится срок сдачи декларации — до 25-го числа месяца после отчетного периода и до 25-го марта — для годовой декларации;
- сроки уплаты авансового и годового платежей не изменятся — до 28-го числа месяца после отчетного периода для авансов и до 28-го марта по годовому налогу;
- отрицательные курсовые разницы необходимо будет учитывать в расходах только на дату погашения обязательства;
- введут новые основания для применения ускоренной амортизации — для исключительных прав на ПО и базы данных из реестра отечественного ПО и для амортизируемых основных средств из реестра отечественной радиоэлектронной продукции, предусматривается коэффициент 1,5 для расходов по налогу на прибыль при приобретении прав на использование ПО и баз данных из сферы искусственного интеллекта, которые числятся в реестре российского ПО, а также новый инвестиционный вычет — 100% на установку, тестирование, адаптацию, модификацию ПО и баз данных из реестра российского ПО или основных средств из реестра российской радиоэлектронной продукции.
По НДС предусмотрены такие корректировки:
- изменится срок уплаты налога — до 28-го числа каждого из трех месяцев, идущих за прошедшим кварталом;
- уточнят порядок возмещения НДС на основании ст. 176, 176.1 НК из-за перехода на единый налоговый платеж. Суммы, которые подлежат возмещению, будут направляться в счет увеличения сальдо единого налогового счета, а получить возврат НДС деньгами налогоплательщик сможет, если на ЕНС будет положительное сальдо по всем налогам.
За чужие ошибки не накажут
Как сказано в примечаниях 5 и 6 к ст. 15.15.6 КоАП РФ, лиц, на которых возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета (то есть главных бухгалтеров), и лиц, с которыми заключен договор об оказании услуг по ведению учета (например, руководителей централизованных бухгалтерий), не станут привлекать в административной ответственности, если искажение отчетности допущено в результате чужих ошибок. Такое возможно в случаях, когда первичные документы, составленные другими работниками, не соответствуют свершившимся фактам хозяйственной жизни или когда сотрудники не передали (несвоевременно передали) первичные документы для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухучета.
Кроме того, законодатели предусмотрели возможность исправить свои ошибки. Если это сделать своевременно, должностных лиц, подпадающих под действие норм ст. 15.15.6 КоАП РФ, тоже освободят от штрафов. Исправить «бухгалтерские» ошибки можно двумя способами.
1. Подать уточненную налоговую декларацию (расчет) и на этом основании перечислить в бюджет сумму налога (сбора, страхового взноса), не уплаченную вследствие нарушения требований к учету, искажения показателей отчетности, а также соответствующие пени.
2. Повторно подать отчетность, содержащую исправленные показатели. Сделать это можно в любой момент:
-
до принятия отчетности финансовым органом, главным распорядителем бюджетных средств, органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, либо иным лицом, ответственным за формирование консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности;
-
после принятия отчетности одним из названных органов, но до момента обнаружения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 15.15.6 КоАП РФ, ошибок в отчетности;
-
после проведения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 15.15.6 КоАП РФ, проверки, по результатам которой в отчетности не были обнаружены исправленные ошибки (иными словами, при выявлении контролерами искажений показателей отчетности).
Кодекс об административных правонарушениях: статья 15.11
Статья достаточно подробно и понятно описывает за какие конкретно нарушения какая ответственность предусмотрена. Кроме того, статья содержит информацию, в каких случаях должностные лица могут быть освобождены от ответственности.
Самым главным, ключевым изменением, которым отличается новая редакция статьи, является примечание 1.1, введенное законом №113-ФЗ от 29.05.019 года. В нем как раз и говорится об освобождении от административной ответственности и условиях, при которых ответственность не применяется. Такое примечание значительно облегчит жизнь многим бухгалтерам. Ведь далеко не всегда, например, наличие документов напрямую зависит от бухгалтера. Бывают ситуации, когда поставщик все никак не пришлет нужные бумаги или недобросовестный работник уже в десятый раз «забывает» где – то отгрузочные документы.
На кого возложены обязанности по ведению воинского учета?
Ведение воинского учета является обязательным требованием законодательства, даже если в организации трудоустроен единственный работник, имеющий статус военнообязанного. А это фактически любой мужчина вплоть до 50 лет, не зависимо от того, проходил он срочную военную службу или нет. Не состоят на воинском учете только граждане, имеющие категорию годности Д (полностью не годен к службе), и снятые с учета военным комиссариатом. Кроме того, информировать районный военкомат требуется не только о наличии военнообязанных сотрудников, но и об изменении их семейного положения, должности и прочих важных переменах в жизни и карьере. Кроме того, среди военнообязанных могут находиться как мужчины, так и женщины, связавшие свою жизнь с профессией, влекущей статус военнообязанного (врачи, радисты и др.).
Ответственность за грубое нарушение требований к ведению бухгалтерского учета
в новой редакции изложена ст. 15.11 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за нарушения в сфере бухучета (Федеральный закон от 30.03.2016 N 77-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Сразу скажем, что как по действующим, так и по прежним правилам ответственность по ст. 15.11 КоАП РФ предусмотрена только для должностных лиц и только за грубые нарушения.
Что считается грубым нарушением?
В соответствии с прежней редакцией ст. 15.11 КоАП РФ грубым нарушением считалось:
— занижение сумм налогов (сборов) не менее чем на 10% из-за искажения данных бухучета;
— искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.
В новой редакции этот список существенно расширился, но, по сути, речь в нем идет о случаях, когда отчетность или учетные документы «нарисованы». Помимо двух указанных нарушений в новый список вошли:
— регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни;
— регистрация мнимого (притворного) объекта бухучета в регистрах;
— ведение счетов учета вне применяемых регистров бухучета;
— составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухучета;
— несоблюдение сроков хранения первички, регистров бухучета, бухгалтерской (финансовой) отчетности или аудиторского заключения (в случае, если проведение аудита является обязательным).
Какая ответственность установлена?
До 10 апреля 2016 г. был предусмотрен единый штраф для всех случаев: от 2000 руб. до 3000 руб. Теперь размер штрафа зависит от того, совершались ли аналогичные нарушения раньше.
К сведению. Рассмотрение дел по ст. 15.11 КоАП РФ относится исключительно к компетенции суда (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). Другие органы (в частности, ФСФР России) привлекать виновных лиц к административной ответственности за нарушение правил ведения бухучета не могут (Постановления ФАС Поволжского округа от 13.06.2012 по делу N А65-25912/2011 и от 20.04.2010 по делу N А65-33724/2009).
За проступок, совершенный впервые, штраф составляет от 5000 до 10 000 руб. (ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ). А вот за повторное нарушение ответственность куда строже: либо штраф от 10 000 до 20 000 руб., либо дисквалификация на срок от одного года до двух лет (ч. 2 ст. 15.11 КоАП РФ).
Фрагмент документа. Часть 1 ст. 3.11 КоАП РФ.
Напомним, что нарушение считается повторным, если после окончания исполнения предыдущего постановления (т.е. после уплаты штрафа или окончания срока дисквалификации) прошло менее года (ст. 4.6 КоАП РФ).
К сведению. Постановление о привлечении к ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения.
Авторы нововведений уверяют, что новые размеры штрафов по ст. 15.11 КоАП РФ взяты не «с потолка». Они рассчитаны на основе инфляции с 2002 г., когда вступил в силу КоАП РФ.
Когда нарушитель освобождается от ответственности?
В новой редакции ст. 15.11 КоАП РФ сохранилась возможность избежать административного наказания. Лицо освобождается от ответственности в следующих случаях:
— представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата соответствующей суммы налога (пеней);
— исправление ошибки до утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности (включая представление пересмотренной отчетности).
Законодательные изменения — 2015
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) организации (за исключением относящихся к госсектору), которые обязаны составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность, бесплатно направляют по одному обязательному экземпляру годовой отчетности в территориальный орган Росстата по месту своей регистрации.
При этом представлять промежуточную (квартальную) отчетность не нужно (Приказ Росстата от 12.08.2008 N 185 «Об усилении контроля за соблюдением законодательства по представлению бухгалтерской отчетности организаций в органы государственной статистики»).
Наказание за непредставление первичных статистических данных предусмотрено в ст. 13.19 КоАП РФ. С 30 декабря 2015 г. ответственность по этой статье была ужесточена (Федеральный закон от 30.12.2015 N 442-ФЗ «О внесении изменения в статью 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
К сведению. Дела о нарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. 13.19 КоАП РФ, рассматривают руководители (их заместители) региональных органов статистики (ст. 23.53 КоАП РФ).
Прежде штраф налагался на должностное лицо и составлял 3000 — 5000 руб. Теперь же ответственность намного серьезнее.
За первое нарушение предусмотрены следующие штрафы:
— от 10 000 до 20 000 руб. — для должностных лиц;
— от 20 000 до 70 000 руб. — для компаний.
За повторное нарушение штрафы еще больше:
— от 30 000 до 50 000 руб. — для должностных лиц;
— от 100 000 до 150 000 руб. — для компаний.
К сведению. Назначение административного наказания компании не освобождает от ответственности физическое лицо, виновное в нарушении (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).
Примечательно, что размеры штрафов по ст. 13.19 КоАП РФ (так же как и по ст. 15.11 КоАП РФ) не менялись с 2002 г.
Ответственность за неведение бухгалтерского учета
Единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Федеральный закон N 129-ФЗ), который распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона N 129-ФЗ объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.
Основными задачами бухгалтерского учета являются:
— формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности (руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации), а также внешним (инвесторам, кредиторам) и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
— обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
— предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Цель бухгалтерского учета заключается в составлении и представлении сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерский учет согласно ст. 8 Федерального закона N 129-ФЗ должен вестись организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом ведется бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в валюте Российской Федерации (в рублях) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.
Все хозяйственные операции, проводимые организацией в соответствии со ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ, должны оформляться оправдательными документами. Они служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичный учетный документ составляется в момент совершения операции (на бумажных и машинных носителях информации), а если это не представляется возможным — непосредственно после ее окончания. Следует помнить, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать реквизиты, прямо перечисленные в п. 2 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ.
Для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, предназначены регистры бухгалтерского учета (ст. 10 Федерального закона N 129-ФЗ), которые ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях. Хозяйственные операции в регистрах бухгалтерского учета должны отражаться в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.
На основании ст. 13 Федерального закона N 129-ФЗ организации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность, которая состоит из:
— бухгалтерского баланса;
— отчета о прибылях и убытках;
— приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
— аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;
— пояснительной записки.
Также организации, согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, а также ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации (ст.
6, п. 3 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ).
При этом руководитель организации может в зависимости от объема учетной работы:
— учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
— ввести в штат должность бухгалтера;
— передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
— вести бухгалтерский уч��т лично.
Как правило, руководитель организации формирует бухгалтерскую службу в виде структурного подразделения, возглавляемого главным бухгалтером, поэтому ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности несет главный бухгалтер (см. ст. 7 Федерального закона N 129-ФЗ).
Если организация уклоняется от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, то в соответствии со ст. 18 Федерального закона N 129-ФЗ и главный бухгалтер, и руководитель организации привлекаются к административной или уголовной ответственности согласно законодательству Российской Федерации.
Административная ответственность за нарушение законодательства в области налогов и сборов предусмотрена гл. 15 «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг» Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Согласно ст. 15.11 КоАП РФ грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб. При этом под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:
— искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%;
— искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.
В силу п. 24 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при решении вопроса о привлечении должностного лица организации к административной ответственности необходимо руководствоваться положениями п. 1 ст. 6, п. 2 ст. 7 Федерального закона N 129-ФЗ, в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер — при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) — за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Подобные разъяснения приведены в Письме Минфина России от 23.10.2008 N 03-02-08/20.
IV. Распределение ЕНП
Отраженные по единому налоговому счету суммы налоговый орган самостоятельно засчитывает в счет исполнения плательщиком обязанностей по уплате конкретных налогов, страховых взносов в следующей последовательности, установленной п. 8 ст. 45 НК РФ:
- недоимка – начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
- налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы – с момента возникновения обязанности по их уплате;
- пени;
- проценты;
- штрафы.
Если на момент распределения суммы ЕНП недостаточно для покрытия всех налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, распределение производится в соответствии с приведенной последовательностью пропорционально суммам налоговых обязательств (п. 10 ст. 45 НК РФ).
Приведенная схема уплаты и распределения применяется к большинству платежей, предусмотренных НК РФ, но есть и исключения (см. п. 1 ст. 58 НК РФ). Вне состава ЕНП уплачиваются и учитываются налоговыми органами:
- госпошлина (за исключением госпошлины, в отношении уплаты которой судом выдан исполнительный документ),
- авансовые платежи по НДФЛ, вносимые иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента.
Данные платежи не входят в совокупную обязанность и не учитываются на едином налоговом счете (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Могут уплачиваться не в составе ЕНП (на усмотрение плательщика):
- налог на профессиональный доход,
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Отсутствие пломбы и последствия
Когда может наступить ответственность за срыв пломбы с энергосчётчика:
- Когда ее сорвали нечаянно по неаккуратности. В этом случае необходимо сразу же написать заявление в свою УК о происшествии. По действующему законодательству, в случае отсутствия претензий со стороны коммунальной компании, плата за электроэнергию должна будет исчисляться по нормам п. 59 Правил. То есть при помощи вычисления среднего расхода потреблённой энергии (в вашей конкретной квартире), умноженной на тариф.
- Когда индикатор был повреждён целенаправленно, для вторжения в его работу с целью искажения показаний и уменьшения платы. Здесь речь пойдёт о несанкционированном потреблении энергии. Плата будет начисляться по особым формулам (об этом мы расскажем ниже).
- Когда пломбировка была нарушена из-за халатных действий коммунальщиков при осмотре энергосчётчика.
Состав и меры административной ответственности в ГОЗ
В качестве административного правонарушения признается неисполнение головным исполнителем ГОЗ требования о ведении РУ (ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ).
Состав административной ответственности:
- Субъект — головной исполнитель (исполнитель) ГОЗ, т.е. юридическое или должностное лицо.
- Субъективная сторона — умышленная форма вины.
- Объект — общественные отношения, связанные с ведением ФХД при исполнении гособоронзаказа.
- Объективная сторона — бездействие, выраженное в необособлении доходов и расходов по каждому государственному контракту или иному контракту.
Мерой административной ответственности является административный штраф, предусмотренный ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ:
- для должностных лиц — от 20 000 до 50 000 рублей;
- для юридических лиц — от 300 000 до 500 000 рублей.
За отсутствие учетного отдела по военнообязанным гражданам (прикрепленных сотрудников) и непредставление информации в соответствующие подразделения для компании предусмотрена административная ответственность. К компании могут быть применены санкции в виде штрафов в размере:
- 300-1000 рублей – несвоевременное предоставление в органы воинского распределения списков граждан. Штраф накладывается на главу компании или ответственное за данный учет лицо (ст. 21.1 КоАП).
- 500-1000 рублей – игнорирование оповещения, направленного сотруднику (повестки в военный комиссариат), тем самым препятствование его своевременной явке к месту назначения (ст. 21.2 КоАП).
- 300-1000 рублей – сокрытие информации о принятых (уволенных) военнообязанных сотрудниках (ст. 21.4 КоАП).
Согласно Положению о воинском учете осуществлять проверку формирования учета в организациях должны органы местного самоуправления и военкоматы. Если в штате компании трудится более 500 человек – ревизия проходит один раз в год; в остальных случаях – один раз в 3 года.
Кто должен вести в организации воинский учет
За состояние воинского учета в организации отвечает, как обычно, её руководитель. Однако он вправе своим приказом назначить ответственного за военно-учетную работу. В крупных компаниях обычно создают отдельное подразделение — военно-учетный стол.
Общее количество работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется исходя из количества граждан, состоящих на воинском учете в организациях, по состоянию на 31 декабря предшествующего года. Нормы указаны в Методических рекомендациях.
Один работник, выполняющий обязанности по совместительству | При наличии на воинском учете менее 500 граждан |
Один освобожденный работник | При наличии на воинском учете от 500 до 2 000 граждан |
Два освобожденных работника | При наличии на воинском учете от 2 000 до 4 000 граждан |
Один освобожденный работник | На каждые последующие 3 000 граждан, состоящих на воинском учете. Военно-учетный работник выделяется при достижении каждых последующих полных 3 000 граждан, состоящих на воинском учете |
Руководители организаций обязаны выделить для работников, осуществляющих воинский учет, специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов по воинскому учету.
Ответственность за нарушения бухгалтерского учета в 2017 году
В 2017 года ответственность за нарушения правил бухгалтерского учета регламентируется Федеральным законом №77-ФЗ «О снесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который 30 марта 2016 года подписал Президент РФ.
В этом документе в том числе была ужесточена ответственность за нарушения правил бухучета.
В этой связи организациям, ведущим предпринимательскую деятельность, теперь придется быть более внимательными к ведению документации, ведь в первую очередь существенно повысились штрафы за нарушения правил бухучета.
Вовсе не всегда нарушения возникают по злой воле, когда предприниматель пытается злонамеренно или ради упрощения себе задачи исказить какие-либо данные или пропустить какие-либо операции.
Чаще всего правила ведения бухгалтерского учета оказываются нарушенными в результате бытовых ситуаций, возникающих в ходе предпринимательской деятельности, а также от влияния человеческого фактора. Поэтому необходимо проявлять особенную осторожность при ведении бухучета, принимая во внимание данные обстоятельства.
Итак, согласно действующему законодательству, следующие ситуации трактуются как грубые нарушения правил бухгалтерского учета:
- Любой показатель бухгалтерской отчетности отличается от действительности на 10% или больше. К этому могут привести различные обстоятельства, даже обычная ошибка в подсчетах или неверные данные, возникшие на каком-либо этапе ведения бухгалтерского учета.
- Отсутствуют первичные учетные документы, или регистров бухучета и финансовой отчетности, а также аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности в том случае, если правила ведения бухучета предписывают аудиторскую проверку как обязательную. Данные о такой проверке, а также прочие бухгалтерские документы, должны храниться не менее 5 лет. Если по каким-либо причинам они становятся недоступны в более короткий срок, это также является грубым нарушением правил бухучета.
- Сумма налогов и сборов занижена более чем на 10% в денежном измерении. Такая разница может возникнуть неумышленно, и чаще всего так происходит по причине неверной оценки остаточных средств в начале отчетного периода. Однако от ответственности за нарушения правил бухучета данный факт не освобождает.
Штраф за отсутствие п/л для ИП и Юридического лица
Согласно нормативу об административном правонарушении по ст. 12.31.1. КоАП РФ Юрлица и ИП несут одинаковую ответственность. Хотя доходы крупной транспортной компании и небольшого индивидуального предприятия несравнимы. Штрафы за езду без путевого листа больнее всего бьют по карману малого бизнеса. Чем меньше зарабатываете, тем тщательнее надо выполнять требования российского законодательства.
Организации — юридические лица, казалось бы более подготовлены. Возможностей следовать нормативам РФ у них гораздо больше. Как правило:
- Штат сотрудников укомплектован специалистами, согласно требуемой квалификации.
- Налажен Бухгалтерский учет путевых листов.
- Фиксируются расходы на ГСМ.
- Ведется рабочий график водителей.
- Имеется свой персонал медиков и пр.
Но при проверке находят нарушения, которые выливаются в штрафные санкции. Неправильно оформленные п/л или их отсутствие обернутся миллионными потерями. Это не только увеличение налогооблагаемой суммы. Возможны штрафы при отсутствии медицинского или технического осмотра, умноженные на количество водителей. В судебной практике подобные случаи уже зафиксированы.
Все изменения для бухгалтера-2022: ФСБУ, налоги, отчетность, кадры, ЭЦП
Теперь все нормы, адресованные организациям госсектора, объединены в ст. 15.15.6 КоАП РФ (в новой редакции), а ст. 15.11 КоАП РФ (в новой редакции) распространяется на остальные экономические субъекты. Причем поправки предусматривают ответственность за нарушение требований как к бюджетному (бухгалтерскому) учету, так и к бюджетной (бухгалтерской) отчетности.
В частности, за непредставление отчетности или ее подачу с нарушением установленных сроков грозит штраф в размере от 10 000 до 30 000 руб., а санкции за нарушение требований к учету, повлекшее искажение показателей отчетности, будут дифференцированы в зависимости от степени допущенного искажения. Чтобы установить ту или иную степень, достаточно наличия одного из признаков, приведенных в примечаниях к ст. 15.15.6 КоАП РФ (в новой редакции). Перечислим те признаки, которые могут быть обнаружены у автономных учреждений, и соотнесем их с предусмотренными санкциями.
Степень искажения показателей отчетности |
Признаки искажения в отчетности |
Ответственность за проступок |
||
Искажение денежного показателя по активам, обязательствам или финансовому результату |
Занижение сумм налогов, взносов и сборов |
Совершенный впервые |
Совершенный повторно |
|
Незначительное |
– не менее чем на 1%, но не более чем на 10% и на сумму до 100 тыс. руб.; |
На сумму до 100 тыс. руб. |
Предупреждение или штраф в размере от 1 000 до 5 000 руб. |
Штраф в размере от 5 000 до 15 000 руб. |
Значительное |
– не менее чем на 1%, но не более чем на 10% и на сумму от 100 тыс. до 1 млн руб.; |
На сумму от 100 тыс. руб. до 1 млн руб. |
Штраф в размере от 5 000 до 15 000 руб. |
Штраф в размере от 15 000 до 30 000 руб. |
Грубое |
– более чем на 10%; |
На сумму свыше 1 млн руб. |
Штраф в размере от 15 000 до 30 000 руб. |
Штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб. |