Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 211 ТК РФ. Государственные нормативные требования охраны труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В комментируемой статье установлено, что государственные требования охраны труда, правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, устанавливаются в федеральных законах и других нормативных актах РФ и ее субъектов.
Комментарий к ст. 212 ТК РФ
1. Конвенция МОТ N 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» (1981 г.), ратифицированная Российской Федерацией (см. Федеральный закон от 11.04.1998 N 58-ФЗ «О ратификации Конвенции 1947 года об инспекции труда и Протокола 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда, Конвенции 1978 года о регулировании вопросов труда и Конвенции 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде»), содержит положения, обязывающие работодателя: создавать безопасные условия труда; в случае необходимости предоставлять соответствующие защитные одежду и средства, чтобы предотвратить, насколько это обоснованно и практически осуществимо, возникновение несчастных случаев или вредных последствий для здоровья; принимать меры при возникновении аварийных ситуаций и несчастных случаев на производстве, в т.ч. надлежащие меры по оказанию первой помощи (разд. IV). Иными словами, работодатель обязан так организовать трудовой процесс, чтобы исключить производственные факторы, способные оказать неблагоприятное воздействие на здоровье работников, или обеспечить снижение уровней их воздействия до значений социально допустимого риска.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 ТК работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 22 ТК).
Основная обязанность работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда конкретизирована в комментируемой статье, содержащей довольно обширный перечень обязанностей работодателя. Поскольку многие закрепленные в ст. 212 ТК обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда конкретизированы в отдельных статьях раздела «Охрана труда» и других разделов Кодекса и освещаются в комментариях к этим статьям, здесь они рассматриваться не будут. Вместо их комментария дается отсылка к соответствующим статьям Кодекса.
2. Производственный процесс должен быть организован работодателем таким образом, чтобы обеспечить безопасность работников. Обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов означает, что названные процессы должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда. О государственных нормативных требованиях охраны труда см. коммент. к ст. 211. Об обеспечении безопасности применяемых в производстве оборудования, технологических процессов, сырья и материалов см. коммент. к ст. 215.
3. В комментируемой статье на работодателя возлагается обязанность обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда. Система управления охраной труда — комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей (ст. 209).
Международные принципы построения систем управления охраной труда изложены в документе МОТ-БГТ 2001 «Руководящие принципы по системам управления безопасностью и гигиеной труда» (ILO-OSH 2001 Guidelines on occupational safety and health management systems). Основные требования к системам управления охраной труда содержатся в Межгосударственном стандарте «ГОСТ ИСО 12.0.230-2007. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», введенном в действие Приказом Ростехрегулирования от 10.07.2007 N 169-ст в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01.07.2009, национальных стандартах Российской Федерации ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» и ГОСТ Р 12.0.009-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению».
Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования» на уровне организации предназначен: служить руководящими указаниями по объединению элементов системы управления охраной труда в организации в качестве составной части общей политики и системы управления; способствовать активизации всех работников организации, в т.ч. работодателей, собственников, управленческого персонала, работников и их представителей с целью применения современных принципов и методов управления охраной труда, направленных на непрерывное совершенствование деятельности по охране труда.
ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» предназначен для обеспечения организаций элементами эффективной системы управления охраной труда, которые могут быть объединены с элементами других систем управления с тем, чтобы содействовать организациям в создании интегрированной системы управления. Стандарт устанавливает требования к разработке, применению, оценке и совершенствованию системы управления охраной труда в любой организации независимо от ее организационно-правовой формы. Стандарт не устанавливает обязательных для всех конкретных требований охраны труда, но служит основанием для разработки корпоративных стандартов крупных промышленных, хозяйственных комплексов, корпораций и организаций.
Другой комментарий к Ст. 211 Трудового кодекса Российской Федерации
1. Требованиям к охране труда придан единый, обязательный государственный нормативно-правовой характер. Это означает, что данные требования распространяются на все организации независимо от формы собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Требования охраны труда обязательны для исполнения при осуществлении любых видов деятельности, включая проектирование, строительство (реконструкцию) и эксплуатацию объектов, конструирование машин, механизмов и иного оборудования, разработку технологических процессов, организацию производства и труда.
2. Порядок разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации в сфере трудовых отношений, в том числе и в области охраны труда, определен ст. 6 ТК РФ. В частности, федеральные органы устанавливают:
— порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
— систему и порядок государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда;
— систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда.
Органы власти субъектов Федерации принимают правовые акты по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов. При этом более высокий по сравнению с федеральным уровень трудовых прав и гарантий работникам обеспечивается за счет бюджета субъекта Федерации. Если же правовой акт субъекта Федерации противоречит ТК РФ или снижает установленный уровень трудовых прав и гарантий, то применяется ТК РФ.
3. Перечень требований по охране труда применительно к их видам, порядку разработки и утверждения определен Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» (СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2314).
Установлено, что государственные нормативные требования охраны труда разрабатываются и утверждаются в следующем порядке:
а) межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются с участием заинтересованных органов исполнительной власти и утверждаются Минтрудом России;
б) отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России;
в) правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству в части государственных нормативных требований охраны труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России.
Разрабатываемые нормативные правовые акты, содержащие государственные требования охраны труда, направляются для рассмотрения и согласования в соответствующие профсоюзные органы. Проекты данных правовых актов представляются также в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений для выработки ею мотивированного мнения. Названные акты также направляются для государственной регистрации в Минюст России.
4. Для оказания помощи федеральным органам государственной власти и заинтересованным организациям в подготовке и оформлении данных правовых актов, а также инструкций по охране труда работников Постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. N 80 утверждены Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда (БМТ РФ. 2003. N 5).
5. Срок действия нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, определен в пять лет. Они могут быть продлены не более чем на два срока. Решение о продлении срока действия или отмене данных актов может быть принято не позднее чем за 9 месяцев до окончания срока их действия.
Второй комментарий к Статье 211 Трудового кодекса
1. Государство, согласно главе 34 ТК РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, трудовому законодательству субъектов Федерации, устанавливает требования к охране труда, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.
2. Названные требования обязательны для выполнения всеми организациями, юридическими и физическими лицами при организации труда. Они обязательны для всех работодателей независимо от организационно-правовой формы. Государство установило определенную их ответственность за выполнение на каждом производстве и каждом рабочем месте этих государственных требований (стандартов, правил) по охране труда.
3. Порядок разработки и утверждения подзаконных актов об охране труда и сроки пересмотра требований к охране труда устанавливаются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» (СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2314) установлена система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утвержден Перечень видов таких актов и определен порядок разработки их федеральными органами исполнительной власти. На основе этого Постановления были подготовлены Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 17 декабря 2002 г. N 80 (Бюллетень Минтруда РФ. 2003. N 5).
4. Закон об охране труда в ст. 21 закрепил государственную экспертизу условий труда.
В соответствии с данным Законом принято Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. N 244 «Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации» (СЗ РФ. 2003. N 18. Ст. 1716). Указанное Положение применяется с учетом того, что функции, ранее возложенные на Минтруд России, осуществляются Минздравсоцразвития РФ.
5. Здоровые и безопасные условия труда обязаны обеспечить работодатель, его администрация, т.е. на них возлагается обязанность обеспечения охраны труда в широком ее понимании, закрепленном Кодексом, а именно не только в правовом, но и в социально-экономическом, организационно-техническом и других аспектах.
Работодатель, его администрация вместе с органами власти и управления обязаны проводить в жизнь и принципы (направления) государственной политики в области охраны труда.
Другой комментарий к статье 211 ТК РФ
§ 1. Государство, согласно главе 34 ТК, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, трудовому законодательству субъектов Федерации, устанавливает требования к охране труда, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.
§ 2. Названные требования обязательны для выполнения всеми организациями, юридическими и физическими лицами при организации труда. Они обязательны для всех работодателей независимо от организационно-правовой формы. Государство установило определенную их ответственность за выполнение на каждом производстве и каждом рабочем месте этих государственных требований (стандартов, правил) по охране труда.
§ 3. Порядок разработки и утверждения подзаконных актов об охране труда и сроки пересмотра требований к охране труда устанавливаются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» (СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2314) установлена система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утвержден Перечень видов таких актов и определен порядок разработки их федеральными органами исполнительной власти. На основе этого Постановления были подготовлены Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 17 декабря 2002 г. N 80 (Бюллетень Минтруда РФ. 2003. N 5).
§ 4. Закон об охране труда в ст. 21 закрепил государственную экспертизу условий труда.
В соответствии с данным Законом принято Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. N 244 «Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации» (СЗ РФ. 2003. N 18. Ст. 1716). Указанное Положение применяется с учетом того, что функции, ранее возложенные на Минтруд России, осуществляются Минздравсоцразвития РФ.
§ 5. Здоровые и безопасные условия труда обязаны обеспечить работодатель, его администрация, т.е. на них возлагается обязанность обеспечения охраны труда в широком ее понимании, закрепленном Кодексом, а именно не только в правовом, но и в социально-экономическом, организационно-техническом и других аспектах.
Работодатель, его администрация вместе с органами власти и управления обязаны проводить в жизнь и принципы (направления) государственной политики в области охраны труда.
Как работодателю организовать охрану труда в организации с 1 марта 2022 г.
Работодатель должен, по нашему мнению, утвердить положение о системе управления охраной труда и локальный нормативный акт, в котором он устанавливает порядок реализации мероприятий, связанных с выявлением опасностей, оценкой уровней профессиональных рисков, их снижением. Помимо этого, нужно ежегодно реализовывать мероприятия по улучшению условий и охраны труда. Если работодатель ведет производственную деятельность и у него больше 50 человек, он обязан создать службу охраны труда или ввести у себя должность специалиста по охране труда. Если у работодателя не больше 50 человек, эту службу можно не создавать и такую должность не вводить. В таком случае их функции осуществляет руководитель работодателя (лично ИП). Эти функции могут также выполнять другая организация или ИП, которые оказывают услуги в области охраны труда, с которыми у работодателя должен быть заключен договор ГПХ.
Понятие о государственных нормативных требованиях охраны труда
В соответствии со ст. 211 ТК РФ государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Государственными нормативными требованиями по охране труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и нормативных правовых актах субъектов РФ, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Порядок разработки и принятия нормативных правовых актов по охране труда регулируется постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда».
Организация охраны труда
Различают государственный, региональный, муниципальный и корпоративный (локальный) уровни управления охраной труда.
В соответствии со ст. 216 ТК государственное управление охраной труда осуществляется Правительством непосредственно или по его поручению Минтруда и другими федеральными органами исполнительной власти.
Минтруда в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 610, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда. Имея в своем составе Департамент условий и охраны труда (Положение о нем утверждено приказом Минтруда РФ от 25 июля 2012 г. № 31), министерство, в частности, готовит предложения по разработке федеральных целевых и ведомственных программ по улучшению условий и охраны труда, осуществляет контроль за исполнением данных программ, разрабатывает и внедряет механизмы управления профессиональными рисками в системах управления охраной труда.
Эффективность регионального уровня управления охраной труда зависит от нормотворческой и правоприменительной активности органов власти субъектов РФ.
Положительный опыт накоплен в Москве. Здесь успешно используют в качестве главных составляющих организационной структуры, во-первых, функцию координации органов государственной власти, работодателей и общественности, а во-вторых, метод производственной демократии.
Статья 17 Закона г. Москвы от 12 марта 2008 г. № 11 «Об охране труда в городе Москве» (с изменениями от 24 июня 2015 г.) предусматривает различные формы общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в данной области. Так, профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы могут создавать собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.
Причем данный региональный закон, подчеркивая авторитетность общественных формирований, предусматривает иную концептуальную модель их участия в мероприятиях по обеспечению охраны труда. Ее суть в том, что соответствующие органы профессиональных союзов Москвы имеют право осуществлять выдачу работодателям представлений, содержащих обязательные к выполнению требования об устранении выявленных нарушений прав и законных интересов работников в области охраны труда. Напомним, что юридическая сила полномочий профсоюзных надзорных инстанций в соответствии с ТК невелика, поскольку ст. 370 предусматривает всего лишь обязательность рассмотрения требований общественных инспекторов труда.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 10 ноября 2009 г. № 1212-ПП (с изменениями от 3 июля 2015 г.) утверждены положения о системе государственного управления охраной труда и о межведомственной комиссии по охране труда. Последняя является постоянно действующим самостоятельным органом. Ее основная задача — координация деятельности органов исполнительной власти Москвы, территориальных органов государственного надзора и контроля, социального страхования, объединений профсоюзов и работодателей по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда.
Третий уровень управления охраной труда — самый молодой из рассматриваемых управленческих ступеней, поскольку введен только летом 2011 г. Примером может служить Муниципальная целевая программа улучшения условий и охраны труда на 2011–2016 гг., утвержденная постановлением главы МСУ Тоншаевского района Нижегородской области от 16 мая 2011 № 6. Примечательно, что в данной программе отсутствует финансовая составляющая охранительных мероприятий, которые в основном связаны с оказанием методической помощи работодателям и работникам, их информационным обеспечением, обучением персонала правилам охраны труда.
Четвертый уровень связан с локальным управлением охраной труда. Охрана труда — в основном сфера публичного, а не договорного права. Работодатели неохотно заключают локальные соглашения по охране труда и (или) коллективные договоры, содержащие полновесные разделы, посвященные своим обязательствам в данной области. Возможно, поэтому, не надеясь на эффективность социального партнерства, законодатель установил порой жесткие требования, связанные с безопасностью на производстве.
Анализ законодательства позволяет говорить, что на данной ступени управления прописана острая необходимость выполнения двух базовых предписаний: во-первых, соблюдения работодателем правовых норм, носящих ярко выраженный императивный характер, а во-вторых, участия работников в осуществлении мероприятий, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда.
Управление охраной труда на производстве возложено на специализированную службу (ст. 217 ТК). Варианты создания службы зависят от количества работников. Если численность превышает 50 человек, то должно быть создано специализированное подразделение или в штатное расписание вводится должность специалиста по охране труда. Если у работодателя трудятся менее 50 человек, то функции данной службы работодатель или выполняет сам, или поручает соответст��ующие обязанности другому работнику, или приглашает специалиста по охране труда, заключая с ним гражданско-правовой договор о возмездном оказании услуг.
Состав службы охраны труда определяется работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти по труду. Минтруд РФ постановлением от 8 февраля 2000 г. № 14 утвердил соответствующие Рекомендации, в соответствии с которыми структура службы и численность ее специалистов определяются в зависимости от численности работников, характера условий труда, степени опасности производства и других факторов.
В соответствии с национальным стандартом безопасности труда участие работников является важнейшим элементом системы управления охраной труда в организации (п. 4.2.1). Статья 218 ТК предусматривает возможность создания комитетов (комиссий) по охране труда. Типовое положение об этом паритетном органе утверждено приказом Минздравсоцразвития РФ от 29 мая 2006 г. № 413. Комитет (комиссия) является составной частью системы локального управления охраной труда, а также одной из форм участия работников в управлении организацией. Его работа строится на принципах социального партнерства. Поэтому при разработке локальных положений о комитете (комиссии) следует иметь в виду, что данный орган создается на паритетной основе из представителей работодателя, профсоюзов и иных представителей работников. Комитет может избрать из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны и секретаря. Члены комитета выполняют свои обязанности на общественных началах, как правило, без освобождения от основной работы, если иное не предусмотрено в коллективном договоре.
ТЕМА 4. Государственные нормативные требования по охране труда
1. Основы принятия государственных нормативных требований охраны труда
2. Виды подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда
3. Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда
1.Основы принятия государственных нормативных требований охраны труда
Государственные нормативные требования охраны труда – важнейшее для современной практики понятие, ибо в соответствие с ними должны быть приведены условия труда, ибо в соответствии с ними работодатель должен проводить работы по охране труда, ибо соответствие с ними оценивает государственная экспертиза труда, ибо государственный надзор и контроль осуществляется над их соблюдением и т.п. Это не так давно появившееся понятие стало столь важным, что законодатель в новой редакции Трудового кодекса РФ счел нужным выделить их из требований охраны труда и отличить от требований охраны труда, установленных правилами и инструкциями по охране труда.
Законодатель не дал детальное и всеобъемлющее определение понятию «государственные нормативные требования охраны труда», но определил, что государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Обратим внимание, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Поэтому (ст.10 ТК РФ), если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и актами, содержащими нормы трудового права, то применяются правила международного договора. Это означает, что государственные нормативные требования охраны труда могут содержаться и в них.
2.Виды подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда
Ниже приводится перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные требования по охране труда, утвержденный постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399.
Нормативные акты по ОТ и ТБ для работодателей
Есть базовый список законодательных актов, которые регулируют охрану труда сотрудников при выполнении рабочих задач:
- ТК РФ. Для того, чтобы подробно ознакомиться с обязанностями работодателя по охране труда сотрудников, следует изучить раздел 10 данного кодекса, в котором подробно прописаны все аспекты, касающиеся ОТ;
- ФЗ за номером 125. Данный закон содержит сведения о соцстраховании работников при выполнении работ, а также о порядке начисления компенсации в случае получения производственной травмы;
- ФЗ за номером 123. В этом законе прописаны требования, которые государство устанавливает к корпоративным объектам различного назначения (производственного, бытового и т.д.).
Нормативные акты по ОТ и ТБ для работодателей
Специфика любого производства индивидуальна, поэтому требования по охране труда и технике безопасности (ОТ и ТБ) для отдельных трудовых коллективов специфичны. При этом для государства одинаково важен процесс сохранения здоровья каждого трудящегося.
В связи с этим государственные нормативные требования охраны труда разрабатываются в обобщенном виде, а уточняются уже отраслевыми и локальными нормами и требованиями.
Важно! Нормативные требования, изложенные в ГОСТ 12.0.230-2007 «Системы управления охраной труда», являются общими для всех трудящихся и работодателей.
Поскольку вопросами охраны здоровья работников в отдельно взятой компании занимаются специальные службы или специалисты, на государственном уровне устанавливаются нормативные требования и к ним. Например:
- постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации»;
- постановлением Минтруда России от 17.01.2001 № 7 «Об утверждении рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда»;
- другими аналогичными нормативными актами.
На работодателя накладываются дополнительные обязанности по реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда. На государственном уровне регламентированы типовые перечни таких процедур (см., например, приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.03.2012 № 181н).
О государственных нормативных требованиях охраны труда в отношении отдельных категорий работников расскажем в следующих разделах.
Нормативка по охране труда для трудоспособных людей с ограниченными возможностями
Государственные нормативные требования охраны труда в отношении еще одной категории трудящихся, инвалидов, также представлены совокупностью ряда нормативных документов.
Пристальное внимание государства к данной категории трудящихся обусловлено тем, что инвалид уже лишен части своего здоровья, а функции его организма расстроены вследствие болезни или травм. Если инвалид, несмотря на свое состояние, продолжает трудиться, государство берет его под особую социальную защиту.
К примеру, положения Закона «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 № 181-ФЗ предусматривают следующее:
- создание условий труда для данной категории трудящихся в соответствии с носящими индивидуальный характер программами реабилитации (п. 5 ст. 20);
- организацию специальных рабочих мест для инвалидов (ст. 22).
Указанные положения закона налагают на работодателя дополнительные обязанности организационного и технического характера.
Важно! Рабочее место работника с ограниченными возможностями с учетом особенностей его нарушенных функций должно оборудоваться в соответствии с требованиями, утвержденными приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 19.11.2013 № 685н.
Понятие декларации, как вида отчетности руководителя
Наряду со специальной оценкой условий труда, с 2014 года у работодателей появилась обязанность отчитываться перед государством посредством представления декларации соответствия условий труда установленным требованиям.
Приказ Минтруда от 07.02.14 N 80н устанавливает порядок оформления и представления декларации. Декларацию разрешено подавать лишь тем руководителям, которые в установленном порядке провели спецоценку.
Последняя проводится с целью определения классов и подклассов условий труда, в соответствии с которыми рассчитываются гарантии и компенсации работникам, труд которых вреден или опасен.
Декларация подается относительно рабочих мест, проверка которых не выявила опасных или вредных факторов. Адрес/Метроатом декларации является госинспекция по труду населенного пункта, где расположена организация. Действует декларация в течение 5 лет. Однако декларацию не нужно подавать заново, если в течение указанного времени на поименованных в декларации рабочих объектах не произошло несчастных случаев, или отсутствуют случаи профзаболеваний работников по причине вредных, или опасных составляющих производимого труда.
Что конкретно изменилось
Итак, в общей сложности на момент пересмотра в России действовали 113 правовых документов, устанавливающих правила по охране труда для разных отраслей деятельности. 83 из них приняты еще до 2012 года, а оставшиеся 30 – в период с 2012 по 2021 годы. Все эти документы планировалось отменить: вместо них собирались разработать 48 нормативных актов, которые ввели бы новые требования безопасности при выполнении разных видов работ, отвечающие современному состоянию экономики и техники.
Для пересмотра этой обширной базы создана специальная рабочая группа; кроме того, каждый проект в установленном порядке прошел обязательную процедуру, которая включала размещение на портале проектов, общественное обсуждение, антикоррупционную экспертизу и оценку регулирующего воздействия. Разумеется, не всем проектам удалось успешно пройти все эти этапы: некоторые из них возвращали на доработку. В результате к 1 января 2021 года работа по созданию запланированных 48 нормативных документов завершена не полностью: сейчас приняты 40 правовых актов. Но и это, конечно, неплохой результат.
Стоит особенно подчеркнуть, что из этих 40 новых правил по ОТ только правила для морских и речных портов не имеют ограничений по сроку действия. Все остальные 39 нормативных документов будут применяться с 1 января 2021 года по 31 декабря 2025 года. Это заставляет предположить, что по истечении этого срока ответственные исполнители предложат новые, усовершенствованные тексты нормативных актов, которые примут без ограничения по сроку применения.
Особенности требований по охране труда
Нормативные положения в сфере безопасности трудовых отношений содержатся в законодательстве федерального, регионального и местного уровня. Их основная цель – предотвращение травм и профзаболеваний. А гостребования регламентируют ключевые условия взаимодействия сотрудника и нанимателя. Они предотвращают всевозможные нарушения и опасные последствия.
Требования по безопасности в трудовой сфере обязательны для всех субъектов права. В том числе для предпринимателей и организаций любого уровня. Они должны быть реализованы во всех отраслях деятельности. К примеру:
Сфера деятельности | Требования к безопасности |
Строительство и проектирование | Строительство объектов требует повышенного внимания к соблюдению мер безопасности, чтобы предотвратить несчастные случаи и травмы (высотные работы и т. п.) |
Конструирование и сборка машин и механизмов любого назначения | Работа с любым оборудованием требует:
|
Охрана труда 2017 – 2018: новые правила
В законодательство по охране труда в 2017 году внесли поправки. Одно из главных изменений в правила по охране труда – 2017 – это введение оценки профессиональной квалификации в форме профессионального экзамена, который проводят специализированные центры. Соответствие квалификации профстандарту может быть по инициативе как физлица, так и работодателя.
Другое новшество – новые ГОСТы по охране труда с 2017 года. Дополнительные требования к физическим факторам на рабочих местах установлены новым СанПиН 2.2.4.3359-16. В документе перечислены нормативы по освещенности, вибрации, электромагнитным полям, микроклимату, шуму, излучению, ультра- и инфразвуку. Выявить несоответствие нормативам и наличие вредных факторов можно в процессе проведения спеоценки условий труда.
Государственными
нормативными требованиями охраны труда,
содержащимися в федеральных законах и
иных нормативных правовых актах
Российской Федерации, а также в законах
и иных нормативных правовых актах
субъектов Российской Федерации об
охране труда, устанавливаются правила,
процедуры и критерии, направленные на
сохранение жизни и здоровья работников
в процессе трудовой деятельности.
Требования охраны
труда обязательны для исполнения
юридическими и физическими лицами при
осуществлении ими любых видов деятельности.
Перечень видов
нормативных правовых актов, содержащих
государственные требования по охране
труда, утвержден Постановлением
Правительства РФ 23 мая 2000 г.
№ 399 (табл. 26.1).
- Таблица
26.1 - Перечень видов
нормативных правовых актов, содержащих - государственные
нормативные требования охраны труда
№ п/п | Нормативные правовые акты | Федеральныйорган исполнительной власти, утверждающий документ |
1 | Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ) | Госстандарт России*Госстрой России |
2 | Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН) | Минздрав России* |
3 | Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП) | Госстрой России |
4 | Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) | Госгортехнадзор России**Госатомнадзор России** |
5 | Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ Р М), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ Р М) | Минтруда России* |
6 | Отраслевые правила по охране труда (ПОТ Р О), типовые инструкции по охране труда (ТИ Р О) | Федеральные органы исполнительной власти |
Примечания.
*В настоящее время
Минтруда и Минздрав России преобразованы
в Минздравсоцразвития России. Функции
Госсанэпиднадзора выполняет Федеральная
служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
(Роспотребнадзор).
** В настоящее время
Госгортехнадзор и Госатомнадзор России
преобразованы в Федеральную службу по
экологическому, технологическому и
атомному надзору (Ростехнадзор).