Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно оформить Европротокол при ДТП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Аварийный комиссар — специалист, оказывающий всестороннюю помощь участникам дорожно-транспортного происшествия. В его работу входит составление схем повреждений, подготовка фотографий, а в некоторых случаях — оказание первой медицинской и психологической помощи. Функции комиссара могут быть шире. Он может оказывать содействие при сборе и составлении документов, представлять интересы пострадавших в страховой компании, обеспечить вызов эвакуатора и т. д.
Действия в случае отказа страховой по европротоколу
Обоснованные причины отказов в приеме европротоколов со стороны страховой компании в 2023 году могут быть обусловлены:
- ошибками, неточностями и исправлениями в бланке извещения, составления его неразборчивым почерком;
- отсутствием подписи второго водителя;
- нарушением условий, при которых допускается оформление европротокола;
- просроченной датой предоставления документации;
- отсутствием подтверждений с использованием специальных технических средств, при несогласии участников аварии относительно обстоятельств происшествия;
- свидетельствами, подтверждающими, что документ был подготовлен при условиях оказания давления на составителя.
Страховщик не вправе отказывать клиенту, необоснованно требуя предоставления второго экземпляра европротокола, заполненного другим пострадавшим водителем, или в прочих случаях, не предусмотренных законодательством.
Если СК в 2023 году отказывается принимать оформленный европротокол по неправомерным причинам, автовладелец должен отстаивать свои интересы в суде.
Как правильно оформить извещение при ДТП в 2022 году?
После того, как у вас оказался на руках бланк извещения европротокала, убедитесь в наличии у него оборотной и лицевой сторон. В 2022 году указанные на лицевой части данные обязательно должны быть отпечатаны на оборотной стороне. Заполнять поля европротокола надо простой ручкой. Гелевые чернила не подходят. Они будут размазываться. Карандаш тоже не годится, т. к. написанные с его помощью слова можно без особого труда стереть.
В бланке извещения при дорожно-транспортном происшествии каждый из водителей должен будет заполнить свою, отдельную колонку. Здесь должны присутствовать данные относительно их автомобилей. Соответствующая информация указывается на лицевой области бланка извещения, в специально выделенных полях.
Обратите внимание! Наличие повреждений на машине и их характер указывается в 14 пункте бланка. Надо заполнять его внимательно.
Если не сдал европротокол
Иногда виновники ДТП не сдают собственные экземпляры европротокола в страховую компанию. Как в этом случае поступить потерпевшему?
В соответствии с действующим законодательством 2022 года, потерпевшая сторона имеет право подать заявление о выплате страховки и ожидать своевременной компенсации. Страховщик не может отказать ей на основании отсутствия экземпляра протокола со стороны виновника.
Если отмечаются задержки с выплатами, потерпевший может обратиться с жалобой в ФСФР. За каждый день просрочки начисляются пени.
Виновной стороне, задерживающей отправку извещения, следует учесть, что согласно федеральным законам, страховая компания имеет право потребовать у виновника ДТП возместить ту сумму, которую они выплатили пострадавшему клиенту. Если же у виновника имеется уважительная причина задержки, он может ходатайствовать в суде о восстановлении пропущенного срока.
В каких случаях можно использовать европротокол, а в каких нужно вызывать сотрудников полиции?
В соответствии с действующим законодательством самостоятельно зафиксировать произошедшее ДТП с использованием европротокола вы можете при соблюдении следующих условий.
- Дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО.
- В результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только двум транспортным средствам (включая транспортные средства с прицепами к ним), т. е. в результате столкновения нет пострадавших, погибших и не причинен вред иному имуществу.
- Обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования. Если же ни одна сторона не считает, что именно ее действия стали причиной ДТП, для урегулирования спорного вопроса потребуется помощь сотрудников полиции.
- Размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей. В том случае, если владелец авто, которому был нанесен ущерб, считает, что такая компенсация не позволит ему выполнить необходимые восстановительные работы в полном объеме, к регистрации ДТП придется привлечь сотрудников полиции.
Как заполнить форму европротокола?
Правила оформления европротокола при ДТП включают следующие требования, соблюдение которых минимизирует риск возникновения проблем при рассмотрении документов в страховой компании:
- при заполнении бланка используйте простую шариковую ручку — надписи карандашом или гелевой ручкой могут смазаться или стереться, что в дальнейшем сделает их нечитаемыми;
- заполняйте бланк разборчивым почерком или печатными буквами;
- старайтесь избегать появления в документе помарок и исправлений — впоследствии они могут повлечь за собой возникновение дополнительных вопросов и, как следствие, потребовать дополнительных временных затрат на уточнение обстоятельств ДТП;
- заполнить необходимо все предусмотренные бланком графы и поля.
Чтобы узнать, как заполнить европротокол при ДТП, ознакомьтесь с нижеприведенной инструкцией.
- Заполняется лицевая сторона. На этой стадии необходимо:
- указать сведения о месте и дате происшествия. Здесь необходимо указать точный адрес места ДТП, а в том случае, если авария случилась на трассе, зафиксировать ее наименование и номер километра, на котором произошло столкновение. При фиксации даты и времени ДТП также стоит быть предельно внимательным и записывать его время с точностью до минуты;
- зафиксировать информацию о количестве поврежденных автомобилей (2) и отсутствии пострадавших людей (0) . Очевидно, что при оформлении ДТП с использованием европротокола ТС, которым причинен ущерб, не может быть более двух, а людей, получивших травмы, не должно быть вообще. В противном случае сторонам ДТП придется дождаться сотрудников полиции;
- вписать данные свидетелей происшествия (если таковые имеются) ;
- указать точные данные поврежденных транспортных средств, их собственников, а также лиц, находившихся за рулем в момент столкновения;
- внести сведения о страховой компании, застраховавшей ответственность собственника ТС на дату ДТП, а также указать номер страхового полиса и срок его действия;
- описать перечень поврежденных деталей и узлов авто. На этой стадии стоит быть предельно внимательным, ведь любая, даже незначительная на первый взгляд царапина может свидетельствовать о наличии более серьезных повреждений, требующих выполнения сложного ремонта или полной замены детали авто;
- составить схему ДТП. Единых правил ее создания не существует, но, отвечая на вопрос о том, как нарисовать схему ДТП, стоит отметить, что нужно стремиться сделать предельно понятный рисунок, анализ которого не вызовет никаких дополнительных вопросов. Подготовка схемы осуществляется в следующей последовательности:
- на лист бумаги наносится положение участка дороги, на котором произошла авария, с указанием наименования соседних улиц и номеров домов, расположенных поблизости (в том случае, если неподалеку имеются иные ориентиры, например торговые центры, библиотеки и пр., на схеме стоит отметить и их), светофоров, дорожных знаков и разметки и т. п.;
- на подготовленное изображение участка местности схематично наносится положение автомобилей в момент ДТП (как правило, ТС изображаются в виде прямоугольников) с обозначенным на них кодом «А» или «В» (в соответствии с кодом, указанным в извещении на стадии описания ТС); направление езды обозначается стрелками, место удара — символом Х;
- под графическим изображением необходимо дать расшифровку всех условных обозначений, использованных при создании схемы;
- в графе 15, при необходимости, можно указать сведения, отсутствующие в пункте 16.
Если лицевая сторона полностью заполнена, схема нарисована и у ��частников нет разногласий (в т. ч. виновности), водители ставят свои подписи в пунктах 15 и 18 и разрывают страницы извещения для самостоятельного оформления оборотной стороны.
- Заполняется обратная сторона. Здесь каждый участник аварии подробно описывает свое видение сложившейся ситуации, а также указывает, под чьим управлением находилось ТС в момент аварии (собственника или иного лица). В графе «Примечания» вы можете записать сведения о наличии дополнительной информации о ДТП, полученной в ходе ведения фото- и видеосъемки (в том числе и при помощи видеорегистратора).
- Если после подписания и разъединения бланков извещения о ДТП необходимо внести в документ корректировки или дополнения, они должны быть заверены подписями обоих участников.
Стоит ли вообще заполнять извещение при ДТП?
Если мы напишем, что европротокол придётся составлять при любом ДТП, многие водители удивятся и подумают, что мы пишем какую-то ерунду. Но на самом деле, так и есть… Объясним, почему!
Европротокол — это не официальное название документа, а лишь «народное» определение способа оформления ДТП без участия ГИБДД. На самом же деле, потерпевшему или обоим водителям придётся заполнять извещение о ДТП. Именно так называется самокопирующийся бланк, который выдают страховщики при заключении договора ОСАГО.
И можно сказать, что это самое извещение необходимо заполнять всегда, при любом происшествии – по крайней мере, потерпевшему, намеренному обратиться по страховому случаю за возмещением по ОСАГО. Почему так?
Оформление Европротокола ОСАГО с помощью «Помощника ОСАГО»
Каждому клиенту страховщик в момент подписания договора на предоставление услуг выдает о бланк – «Извещение о ДТП». Именно этот документ заполняют обе стороны происшествия. Но если люди решили обойтись без участия Госавтоинспекции, то можно заполнить все в электронном формате быстрее. И не потребуется везти бланк страховщику лично.
Для этого необходимо иметь на смартфоне или планшете приложение «Помощник ОСАГО». Не обязательно двум водителям заполнять бланк (хотя второму человеку потребуется иметь смартфон с авторизованным кабинетом на Госуслугах, чтобы отсканировать QR-код). Достаточно с одного телефона заполнить бланк и подписать. Придерживайтесь правил:
- Не оставляйте поля незаполненными.
- Вписывайте сведения без ошибок, иначе страховщик не выплатит деньги по Европротоколу.
- Указывайте только данные, совпадающие с информацией в личном кабинете на портале Госуслуг.
- Заранее внесите сведения на ЕПГУ. Процесс заполнения бланка будет быстрее и точнее.
- Не забудьте поставить дату и подпись.
- Указывайте полностью названия улиц, марки машин и т.д. Все без сокращений.
- Обязательно нарисуйте от руки схему ДТП, а не просто опишите ее словами в приложении.
Что собой представляет
Относительно недавно в России стали активно использовать европротокол, который позволяет оформить ДТП в упрощенном порядке, без вызова сотрудников инспекции.
Документ, именуемый европротоколом, представляет собой бланк унифицированной формы, отражающий сведения о:
- Дате и месте аварии;
- Участниках происшествия;
- Автомобилях;
- Свидетелях;
- Суммах материального ущерба.
Применение европротокола сопряжено с некоторыми особенностями, в частности:
- Установлены жесткие условия, соблюдение которых обязательно при использовании указанного документа;
- Действует лимит по суммам возмещения (если возмещения по европротоколу будет не достаточно, потерпевшему придется истребовать разницу в судебном порядке с виновника аварии);
- Пострадавшая сторона должна уведомить свою страховую компанию не позднее 5 дней с даты происшествия.
Можно ли оспорить сумму выплаты?
Если вы считаете, что сумма выплаты оказалась занижена, а также в случае, когда страховая компания вообще отказывается платить или ремонтировать автомобиль, обращайтесь в адрес страховщика с письменной претензией. Подготовьте ее в двух экземплярах, один останется у вас (на нем должны поставить дату и подпись ответственного лица).
В случае, когда компания не отвечает вовремя или ответ вас не устраивает, обращайтесь к финансовому омбудсмену. С 1 июня 2019 года все страховые компании, которые занимаются ОСАГО, обязаны с ним сотрудничать и выполнять его решения.
Если и это не имеет эффекта, можно обращаться в суд. Для разбирательства подготовьте все доказательства, которые у вас есть, а также по возможности найдите свидетелей, чтобы они повторили или дополнили свои показания о том, что произошло. Любые документы, относящиеся к делу, могут помочь вам доказать свою правоту.
Фактически, другие изменения касаются, в основном, тонкостей оформления дорожных инцидентов по европротоколу, и, к сожалению, целый ряд моментов тут ужесточается.
Так, теперь обязательно заполнение в извещении пунктов касательно повреждений (но пока всё ещё видимых — то есть вопрос «экспертности» за скрытые повреждения на водителей никто не перекладывает) и обстоятельств ДТП. Здесь подводным камнем может быть и возможный отказ в выплате по новому лимиту в 100 тысяч рублей, если соответствующие поля не будут заполнены.
Также для получения компенсации не обязательно условие признания вины одним из участников аварии. Но если есть разногласия, то требуются дополнительные соблюдения условий (одно из них):
- фото- или видеофиксация аварии специальными техсредствами, которые передают некорректируемую информацию в специальные базы страховщиков (не будем говорить о том, что таких баз на сегодняшний день нет, но работают они неизвестно как),
- обстоятельства аварии зафиксированы специальным приложением страховщиков (его Вы также пока не найдёте).
Для удобства приводим все изменения в ФЗ «Об ОСАГО», которые вводятся новым ФЗ №448 в удобно табличном виде «было-стало» с подсветкой изменений.
Было | Стало |
---|---|
1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств: ….. в) обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования. |
1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств: ….. в) обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия (за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи) и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования. [вступает в силу с 1.06.2018 г.] |
— | (новый пункт ст. 11.1) 11. Обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств должны быть зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполняется в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования. [вступает в силу с 1.10.2019 г.] |
— | (дополнение абзацем к п.2 ст. 11.1) В бланке извещения о дорожно-транспортном происшествии указываются сведения об отсутствии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо о наличии и сути таких разногласий. [вступает в силу с 1.06.2018 г.] |
5. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии, произошедшем на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Ленинградской области, без участия уполномоченных на то сотрудников полиции ограничение по размеру страхового возмещения, предусмотренное пунктом 4 настоящей статьи, не применяется и страховое возмещение осуществляется потерпевшему в пределах страховой суммы, установленной подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона, при условии представления страховщику данных об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами). |
5. При оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей при наличии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо страхового возмещения в пределах страховой суммы, установленной подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона, в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Ленинградской области, в случае отсутствия таких разногласий данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов: а) с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия; б) с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия. |
6. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции страховщику должны быть представлены данные об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами). |
6. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов: а) с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия; б) с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия. |
8. Потерпевший, которому осуществлено страховое возмещение на основании настоящей статьи, не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, документы о котором оформлены в соответствии с настоящей статьей. | 8. Потерпевший, которому осуществлено страховое возмещение вреда, причинённого его транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, документы о котором оформлены в соответствии с настоящей статьёй, не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству в результате такого происшествия, в той части, в которой совокупный размер осуществленного потерпевшему страхового возмещения и предъявленного страховщику дополнительного требования о возмещении указанного вреда превышает предельный размер страхового возмещения, установленный соответственно пунктами 4 и 5 настоящей статьи. [вступает в силу с 1.06.2018 г.] |
16.1. Страховое возмещение вреда, причинённого легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется путём выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счёт потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет) в случае: ….. д) если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает установленную подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона страховую сумму или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, либо если в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причинённый вред при условии, что в указанных случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт станции технического обслуживания; |
16.1. Страховое возмещение вреда, причинённого легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется путём выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счёт потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет) в случае: ….. д) если стоимость восстановительного ремонта повреждённого транспортного средства превышает установленную подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона страховую сумму или если в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причинённый вред при условии, что в указанных случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт станции технического обслуживания; [вступает в силу с 1.10.2019 г.] |
17. …. В случае, если стоимость восстановительного ремонта повреждённого транспортного средства, подлежащего оплате страховщиком в соответствии с пунктом 15.2 или 15.3 настоящей статьи, превышает установленную подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона страховую сумму или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, либо если в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причинённый вред и потерпевший в письменной форме выражает согласие на внесение доплаты за проведение восстановительного ремонта повреждённого транспортного средства, страховщик определяет размер доплаты, которую потерпевший должен будет произвести станции технического обслуживания, и указывает его в выдаваемом потерпевшему направлении на ремонт. |
17. …. В случае, если стоимость восстановительного ремонта повреждённого транспортного средства, подлежащего оплате страховщиком в соответствии с пунктом 15.2 или 15.3 настоящей статьи, превышает установленную подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона страховую сумму или если в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причинённый вред и потерпевший в письменной форме выражает согласие на внесение доплаты за проведение восстановительного ремонта повреждённого транспортного средства, страховщик определяет размер доплаты, которую потерпевший должен будет произвести станции технического обслуживания, и указывает его в выдаваемом потерпевшему направлении на ремонт. [вступает в силу с 1.10.2019 г.] |
Условия оформления европротокола
Воспользоваться процедурой оформления ДТП без участия сотрудников полиции можно только при соблюдении нескольких условий:
- Место ДТП — РФ.
- В ДТП участвовали только два ТС (в том числе с прицепами) и повреждены только они.
- Ничья жизнь и здоровье в ДТП не пострадали.
- У обоих водителей ТС, участвовавших в ДТП, оформлены полисы ОСАГО. Убедиться в том, что полис действителен, а указанные в нем данные водителя и реквизиты ТС верны, можно на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА).
- Если одно из ТС, участвовавших в ДТП, зарегистрировано на территории другого государства, но у владельца такого ТС имеется международный страховой полис «Зеленая карта». Для ознакомления с порядком назначения возмещения по «Зеленой карте» потребуется связаться с представителем РСА.
- Если кто-то из участников ДТП признает себя виновником аварии.
- Если потерпевший согласен с суммой возмещения, предусмотренной европротоколом.
Как правильно определить, до какой суммы ущерб?
Чтобы точно определить размер причинённого вреда и не прогадать с оформлением ДТП по европротоколу, нужно в первую очередь хорошенько осмотреть машину и выявить все повреждения. Не будет лишним сразу их сфотографировать.
После того, как все повреждения найдены, нужно оценить размер ущерба самостоятельно или спросить у знающих людей.
Помочь в этом нелегком деле сможет справочник цен РСА, по которому и будет рассчитываться страховщиком сумма ущерба. Но для проверки стоимости запчастей вам потребуются каталожные номера конкретных деталей, их можно взять в официальных справочниках ELCATS для вашего авто.
Если вы сомневаетесь надо ли менять деталь или ремонтировать, то всегда предполагайте её замену, так возможная сумма ущерба будет максимальная.
Слушать советы виновника о стоимости данного ремонта я бы не советовал. Для них всегда ущерба на пару тысяч и их друг в гаражах это сделает за десяточку, поэтому объективной оценки вы скорее всего не услышите.
Тем не менее, рыться в каталогах и справочнике РСА, будучи на дороге, такое себе занятие! Поэтому лучше заранее представлять себе стоимость наиболее уязвимых деталей (бамперов, в том числе их усилителей и декоративных элементов, крыльев, фар и фонарей, крышки багажника, стёкол и других). Но и на дороге можно найти довольно быстро в поисковых системах ориентировочную цену запчастей.
Европротокол с компенсацией в 400 000 рублей — для всех
1 октября 2021 года вступает в силу правило, согласно которому, оформившие ДТП по европротоколу водители смогут получить не урезанную, а полную выплату в пределах 400 000 рублей.
В течение последних лет таким правом пользовались только жители Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Москвы и Московской области. В остальных же регионах при оформлении ДТП по европротоколу автовладельцы заранее соглашались на выплату не превышающую сумму в 100 000 рублей.
Европротокол как вариант оформления аварии существует довольно давно. Водителям, приобретшим ОСАГО, специальные бланки на самостоятельную фиксацию ДТП дает страховая компания. В отсутствие таковых на руках, можно и установленного образца в Сети.
Важным условием, когда можно оформлять европротокол, всегда было правило о двух участниках ДТП с оформленными ранее полисами ОСАГО у обоих. При этом вред от аварии должен распространяться только на автомобили участников аварии, а в инциденте не должны были пострадать люди.
Дорогое ОСАГО? Восстанови КБМ сейчас
и перестань уже переплачивать страховщикам!
Сервис отправит заявку в РСА. Срок восстановления КБМ: от 12 часов. Узнать подробнее
С момента появления европротокола поменялось только субъективное отношение участников ДТП к произошедшему. Ранее стороны должны были сойтись во мнении, кто явился причиной случившегося. Сейчас не обязательно договариваться об этом, а при наличии разногласий достаточно зафиксировать случившееся на фото.
Работающее на смартфонах мобильное приложение РСА, помогающее оформить ДТП, особым спросом у водителей не пользуется. Но закон и не требует, чтобы оформление производилось именно через него.
Однако гаджетом водители старались пользоваться, потому что участились случаи наличия на руках автовладельцев поддельных ОСАГО. Проверенный прямо на месте ДТП полис дает право инициации оформления аварии, не вызывая представителей ГИБДД.
В ГИБДД заинтересованы в том, чтобы автовладельцы проявляли самостоятельность в случаях, когда закон наделил их такими полномочиями. В РСА видят за самостоятельным оформлением аварий будущее. Количество страховых случаев, оформленных по европротоколу, растет.
Из-за этого заинтересованные стороны готовят к выпуску более совершенные программы, которые избавят водителей от разных хлопот при оформлении происшествия. Например, готовится к запуску приложение, которое самостоятельно уведомляет страховую компанию о наступлении страхового случая. Участникам аварии нужно только воспользоваться этой программой при оформлении ДТП.
Продлевай ОСАГО по лучшей цене!
Как оформить ДТП для получения максимального возмещения с помощью электронных средств фиксации?
Для того, чтобы получить максимальную выплату в 400 000 рублей по европротоколу, необходимо правильно всё оформить. Для начала необходимо убедиться в том, что вы располагаете необходимыми техническими средствами для фиксации происшествия. Как мы уже указали выше, их 2 вида.
- Лимит в 400 тысяч положен, если у вас есть техническое средство контроля, которое фиксирует факт дорожно-транспортного происшествия, а также координаты транспортных средств и передает всю эту информацию через ГЛОНАС в таком виде, который пользователь не имеет возможности поменять.
- Либо если у вас есть смартфон или планшет, на котором установлено программное обеспечение с идентификацией пользователя через ЕСИА Госуслуг, с помощью которого будут фотографироваться поврежденные транспортные средства и вноситься информация о машинах и ДТП. Таких программ две, про них мы уже написали выше.
Нужно иметь в виду, что долго раздумывать, как оформлять ДТП, не стоит, так как при использовании специальных технических средств с «ЭРА-ГЛОНАС» надо будет нажать на кнопку и передать информацию не позднее чем через 10 минут после столкновения. А оформить через мобильные приложения – не позднее чем через 60 минут.
При оформлении ДТП с техническими средствами указанными в пункте 1, вам необходимо также заполнить бланк европротокола. В нём в примечаниях укажите, что «производилась фиксация и передача информации с помощью такого-то технического средства».
Оформлять через приложение проще – здесь всё последовательно с подсказками и интуитивно понятно, как это делать. Но для этого нужно хотя бы одному из участников ДТП быть зарегистрированным и иметь подтвержденную учетную запись на портале Госуслуг.
Правила представления страховщику информации и Требования к специальным техническим средствам установлены Постановлением Правительства РФ от 28.08.2019 года №1108.
Обратите особое внимание на требования к техсредствам, там их много и перечислено большое количество всяких ГОСТов. Поэтому, покупая такое устройство, лучше не верить продавцу на слово, а проверять соответствие самостоятельно до ДТП, в противном случае вы рискуете остаться без выплаты в размере 400 000 рублей.
От себя добавлю, что при большом ущербе, лучше все же пользоваться помощью инспекторов. Поскольку был случай, когда ДТП оформили через приложение, но что-то куда-то не передалось. И суд, не особо разбираясь, отказал в требованиях потерпевшего – придётся теперь ему доказывать свою правоту в апелляции.
Но и при оформлении обычного европротокола с лимитом в 100 000 рублей есть сложности, а именно подсчет возможного ущерба.
Важное замечание!
- В данной статье описаны базовые принципы работы законодательства. Между тем, в судебной практике всё зависит от конкретных обстоятельств.
- В 96% всех случаев есть такие тонкости, которые могут повлиять на исход всего дела.
- Поэтому мы рекомендуем доверить дело профессионалам, которые изучат ваше дело и подберут правильную стратегию выигрыша.
На сайте TonkostiDTP работают профессиональные юристы по ДТП, с опытом во всех основных видах споров (ОСАГО, виновность, административные наказания.