Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Последствия оскорбления представителя власти». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если физическое лицо, которое входит в число представителей власти, оскорбили (причем публично), то обидчика за это ожидает уголовная ответственность (статья 319 УК РФ). То, происходило ли нарушение в момент исполнения ним служебных обязанностей либо же физическое лицо сделало это просто в связи с полномочиями, которыми обладает работник полиции, роли не играет.
Применение насилия в отношении представителя власти
В российском законодательстве есть отдельная статья, которая предусматривает наказание за применение насилия в отношении представителя власти — ст. 318 УК РФ. В данном случае рассматривается посягательство не только на само должностное лицо, но и на кого-либо из его родственников.
Если в отношении представителя власти или его родственников было применено насилие не опасное для жизни и здоровья, то нарушитель может получить:
- штраф до 200 000 рублей;
- штраф в размере дохода осужденного за период до 18 месяцев;
- до 5 лет принудительных работ;
- до 6 месяцев ареста;
- до 5 лет лишения свободы.
Комментарии к ст. 319 УК РФ
1. Основным непосредственным объектом преступления признаются общественные отношения, обеспечивающие защиту авторитета органов власти; дополнительным — честь и достоинство личности.
2. Потерпевшим является представитель власти (см. комментарий к ст. 318).
3. Объективная сторона выражается в публичном оскорблении представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.
Оскорбление — это унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме (см. комментарий к ст. 130).
Обязательный признак состава рассматриваемого преступления — публичность оскорбления, т.е. когда оскорбительные действия совершаются в присутствии других людей или когда результаты оскорбления воспринимаются посторонними лицами (например, оскорбление в печати, оскорбительные надписи или рисунки на заборах или стенах домов).
———————————
БВС РФ. 2007. N 2. С. 24, 25.
Оскорбление может быть нанесено при исполнении представителем власти своих должностных обязанностей или хотя бы не при исполнении этих обязанностей, но в связи с их исполнением в прошлом (например, лицу, находящемуся в отпуске, на пенсии).
Преступление окончено с момента совершения оскорбительных действий.
4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что оскорбляет именно представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением, и желает этого.
5. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.
Освобождение от ответственности
- Освобождение от ответственности по ст. 76 в связи с примирением в данном случае невозможно, поскольку преступления против общественной безопасности, правосудия и порядка управления не могут быть прекращены по воле потерпевшего лица. Это обусловлено тем, что в лице конкретного потерпевшего вред наносится не только ему лично, но и государству в его лице.
- Ст. 76.2 УК предусматривает особую меру для лиц, которые совершили преступление небольшой или средней тяжести в первый раз. Для освобождения от уголовной ответственности виновный должен сначала загладить вред, извиниться перед потерпевшим, возможно публично, и после вынесения судом постановления, заплатить судебный штраф. Если штраф не будет оплачен, назначат наказание по статье с соответствующими последствиями в виде судимости.
- Если основания для применения судебного штрафа будут установлены в ходе расследования, следователь или дознаватель выносят постановление о возбуждении ходатайства о прекращении дела и назначении виновному судебного штрафа. Разрешается ходатайствовать об этом и подсудимому или его защитнику уже в ходе рассмотрения дела в суде.
- Освобождение от ответственности с назначением судебного штрафа – право суда, но не его обязанность.
Какие изменения внесла Госдума касательно понятия оскорбление?
Предложенный Думой вариант устанавливает, что оскорбление может выражаться не только в неприличной, но и в иной унизительной, оскорбляющей общественную нравственность форме. При этом оно может относиться как к отдельному лицу, так и к группе лиц.
Также, предложенным законом устанавливается новый состав правонарушения: оскорбление, которое совершает чиновник при исполнении обязанностей. Ответственность за данное правонарушение более суровое, чем оскорбление, совершенное обычным гражданином.
При этом, по сравнению с ныне действующей редакцией, новый закон предусматривает увеличение санкций за оскорбление для всех категорий привлекаемых к административной ответственности лиц. Для граждан размер штрафа составит до 5 000 рублей, для должностных лиц – до 50 000 рублей, для юридических лиц – до 200 000 рублей. Ужесточается ответственность за оскорбления в СМИ и интернете. Гражданам придется заплатить штраф до 10 000 рублей, должностному лицу – до 100 000 рублей, а юридическому лицу — до 700 000 рублей.
Комментарий к Ст. 319 Уголовного кодекса
1. Анализируемая норма предусматривает ответственность за оскорбление представителей власти, осуществляющих любую законную деятельность, в том числе и при отправлении правосудия или осуществлении предварительного расследования. Вместе с тем оскорбление судьи и ряда иных лиц в связи с проявлением неуважения к суду квалифицируется по ст. 297 УК.
2. Объективная сторона — действие — характеризуется: а) унижением чести и достоинства конкретного представителя власти; б) затрагивающим как личное, так и профессиональное (служебное) его достоинство. Оскорбление должно быть совершено при исполнении или в связи с исполнением представителем власти своих обязанностей; в) выраженным в неприличной форме, которая определяется судом в каждом конкретном случае на основе норм морали; г) многообразием внешних форм выражения оскорбления (оскорбление словами, действием, в письменном сообщении и др.); д) публичностью оскорбления. Публичность определяется или присутствием при оскорблении посторонних лиц, или доведением оскорбительного сообщения до сведения третьих лиц. Возможность признания посторонними коллег оскорбляемого представителя власти оценивается в литературе неоднозначно.
3. Если в действиях виновного содержатся признаки нескольких одновременно совершенных посягательств на нормальную деятельность представителей власти в связи с исполнением ими должностных обязанностей, например оскорбление и применение насилия, содеянное, по сложившемуся в судебной практике подходу, квалифицируется по статье УК, предусматривающей ответственность за наиболее тяжкий вид посягательства.
Кого относят к представителям власти
Понятие представителя власти дается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 6 от 10 февраля 2000 года. Представителями властных структур принято считать лица, которые:
Вас консультируют лучшие квалифицированные юристы
Бесплатно: Наши адвокаты оказывают бесплатную первичную консультацию по любым юридическим вопросам. 90% процентов дел решаются одной бесплатной консультацией.
Круглосуточно: по недвижимости в онлайн-чате, либо позвоните по телефону горячей линии круглосуточно и без выходных
- осуществляют законодательную, исполнительную или судебную деятельность;
- работают в государственных, надзорных или контролирующих органах и наделены определенными служебными полномочиями: сотрудники МВД, работники налоговой службы, таможни.
Порядок расследования правонарушения по ст.319 УК РФ
Инициировать возбуждение уголовного дела должен сам сотрудник, подвергшийся оскорблению. Пишется рапорт на имя начальника пострадавшего, либо заявление в правоохранительные органы. При наличии признаков преступления, которые содержит статья 319 УК РФ – оскорбление при исполнении — дело расследуется в рамках дознания. Материалы всесторонне рассматриваются, исследуются доказательства. Доказательствами могут служить свидетельские показания, рапорта, объяснения очевидцев, видеозаписи, газеты, журналы и т.п. Основанием для привлечения к уголовной ответственности будет служить совокупность всех признаков данного вида преступления, подтвержденных должным образом.
Акт составляется по факту происшествия. Необходимо включить в текст сведения о подозреваемом, данные потерпевшего сотрудника, обстоятельства правонарушения, и просьбу о привлечении виновных к ответственности.
Комментарий к ст. 319 УК РФ
1. Общественная опасность преступления состоит в том, что оно нарушает нормальную законную деятельность органов власти и их авторитет, а также честь и достоинство представителя власти.
Потерпевшими от преступления являются только представители власти (см. комментарий к ст. 318).
2. Объективная сторона преступления состоит в оскорблении представителя власти . Специфичной для данного преступления является публичность оскорбления. Это означает, что сведения, унижающие честь и достоинство представителя власти, выраженные в неприличной форме (явно не соответствуют общепринятым нормам поведения, грубо попирают человеческое достоинство ), становятся достоянием многих лиц, напр. из публичного выступления, публично демонстрирующегося произведения или из СМИ. Такие выступления могут быть перед аудиторией, на улице. Признаком публичности обладают всевозможные листовки, обращения, содержащие оскорбительные сведения о представителе власти и вывешиваемые в доступных для чтения местах . ——————————— БВС РФ. 1999. N 2. С. 22.
БВС РФ. 2002. N 3. С. 17 — 18.
БВС РФ. 2007. N 2. С. 24.
Что считается оскорблением представителя власти
Даже если человек плохо относится к должностным лицам, свою неприязнь он может выражать только в культурном виде. Некоторые люди в силу своей несдержанности начинают оскорблять представителя власти, а это считается преступлением. Если личность сама спровоцировала негативную реакцию, тогда стоит на нее подать жалобу начальству или в прокуратуру. Но ни в коем случае нельзя обзывать и принижать достоинство человека.
Представители власти – это часть механизма, который управляет государством. Данную сферу принято считать особой идеологической. Если происходит оскорбление должностного лица, тогда это считается унижением системы. Отметим, что оскорбление должно быть публичного характера, чтобы можно было привлечь виновного по статье УК РФ.
Что можно считать оскорблением
Основным поводом для открытия уголовного дела с привлечением к ответственности является совершение какого бы то ни было оскорбительного поступка или действия в адрес сотрудника полиции, будь то письменное оскорбление или на словах. На факт преступного поступка в виде оскорбления вариант его совершения никак не влияет.
Критерии и факты, определяющие объективность противоправного поступка в виде оскорбления сотрудника правоохранительных органов:
- должность сотрудника;
- конкретная суть оскорбительного поведения;
- дата и место совершённого оскорбления в отношении представителя Гоставтоиспекции также является нарушением, так как он является должностным лицом в структуре власти и также относится к классу работников полиции (таким образом, если водитель отказывается выполнять требования автоинспектора, то ему следует передать сведения об этом в службу ГИБДД или вышестоящие инстанции)
Субъект преступления и субъективная сторона
Субъект – лицо, свершившее незаконное деяние. Наказание за рассматриваемое преступление может быть назначено гражданину по достижении 16 лет. Обязательное требование – вменяемость виновного.
Субъективная сторона раскрывает отношение нарушителя к собственному поведению. Чтобы дело было возбуждено в рамках УК РФ, действия виновника должны быть умышленными. Правонарушитель должен преследовать конкретную цель – оскорбить представителя управленческого аппарата именно в связи с его деятельностью.
Еще одно обязательное условие – осознание неправомерности поступка и понимание того, что за окончанием преступления могут последовать соответствующие карательные санкции.
Как доказать виновность в оскорблении?
Явка с повинной в такой ситуации с большой долей вероятности просто невозможна. При этом редко подобные правонарушения осуществляются случайно, когда виновное лицо оскорбляло президента, не предполагая о неправомерности и уголовной наказуемости своих действий.
Если бы к ответственности привлекали всех, кто совершает оскорбление президента в Интернете, половина пользователей глобальной сети уже давно бы получила судимости.
Дела возбуждаются только в отношении тех граждан, которые представляют особый риск для стабильности страны и политического строя.
В качестве доказательной базы используются чаще всего скриншоты постов в социальных сетях, видео или аудиозаписи с неуважительными высказываниями. Когда есть подобные неопровержимые доказательства на руках, возможности избежать ответственности уже не будет.
В 2021 году не было прецедентов по уголовным делам об оскорблении президента страны. Это преступление вообще является большой редкостью возможно в связи с тем, что президент для граждан находится вне зоны досягаемости.
По ст. 319 УК РФ большая часть правонарушений является с сотрудниками полиции в качестве потерпевших по делу, ведь именно они чаще всего взаимодействуют с населением.
В России сейчас нет отдельного закона, который бы регулировал оскорбительные высказывания в адрес главы государства. Данные деяния подлежат квалификации по ст. 319 УК РФ.
Однако, с 2021 года ведутся переговоры о принятии специального законодательного акта, который бы защищал президента от неуважения граждан. По мнению экспертов, в ближайшее время вполне вероятно данный закон все же будет принят в стране.
Ответственность за публичное оскорбление представителя власти, а также за унижение чести и достоинства гражданина.
Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением является уголовно-наказуемым деянием, предусмотренным ст. 319 УК РФ.
Представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
Обязательным признаком преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ является публичность оскорбления представителя власти, что подразумевает нанесение оскорбления в присутствии посторонних лиц — одного или нескольких.
Для квалификации оскорбления представителя власти необходимо, чтобы оно было совершено при исполнении потерпевшим своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.
При этом ответственность по ст. 319 УК РФ наступает независимо от того, находится ли представитель власти на работе или же по своей инициативе либо по просьбе граждан принял меры к предотвращению нарушения общественного порядка или пресечения преступления.
Необходимым объективным признаком преступления выступает характер оскорбительных действий. Оскорбительные действия и высказывания должны иметь форму неприличных, т.е. противоречить сложившимся в обществе нормам нравственности, морали и культурным традициям, унижать честь и достоинство представителя власти, т.е. быть персонифицированными, направленными в адрес конкретного лица (лиц), являющегося представителем власти, выражать отрицательную оценку личных, профессиональных, служебных или должностных качеств потерпевшего.
Совершение действий, образующих состав преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ, наказывается штрафом в размере до 40 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
Выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, не являющегося представителем власти, следует квалифицировать как совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.61 КоАП РФ, которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 000 до 5 000 рублей; на должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей.
Еще один повод для штрафа за публикации в интернете
Появились такие нововведения:
- В интернете нельзя распространять информацию с такими одновременными признаками: неприличная форма, оскорбление достоинства и нравственности, явное неуважение к обществу, государству и органам власти.
- Это считается мелким хулиганством.
- За такое могут оштрафовать на 30 000 и даже на 100 000 рублей. Повторное нарушение стоит дороже.
- Это административная ответственность — и только для физлиц старше 16 лет.
- Сайт с оскорбительными публикациями могут заблокировать по требованию Генпрокуратуры.
- Критику власти, негативные оценки государственной политики и личное мнение без мата и оскорблений высказывать можно. Штрафов за это нет.
Предложено декриминализировать ст. 319 УК об ответственности за оскорбление представителей власти
Авторы поправок подчеркивают, что так как деяние не влечет наказания в виде лишения свободы, то оно должно подпадать под административную ответственность.
14 мая в Госдуму поступил законопроект № 956144-7 об исключении из УК РФ ст. 319, устанавливающей уголовную ответственность за оскорбление представителей власти.
Авторы поправок пояснили свою инициативу тем, что ст. 319 УК не предусматривает никакого наказания в виде лишения свободы. «В большей степени все перечисленные в статье наказания – штраф, обязательные или исправительные работы – свойственны административным наказаниям, и мы считаем, что в полной мере достаточны меры наказания, предусмотренные КоАП РФ. Не видим целесообразности увеличивать число уголовно судимых граждан в тот момент, когда государство все последние годы стоит на пути декриминализации ряда статей УК», – отмечено в пояснительной записке.
В этой связи авторы поправок предложили уравнять правовое положение субъектов публичной власти и российских граждан путем сбалансированного действия именно административной ответственности за оскорбительные высказывания в целях восстановления социальной справедливости. Они также сослались на конституционный принцип равенства всех перед законом и судом, а также обязанность государства гарантировать равенство прав и свобод человека и гражданина.
«Любые формы ограничения прав граждан по признакам имущественного или должностного положения, расовой, национальной или религиозной принадлежности не допускаются. Исключения из данного положения Конституцией РФ запрещаются. Таким образом, предлагается исключить законодательную возможность отдельных категорий лиц обладать иным спектром прав, нести специфические обязанности в связи, например, с занимаемой должностью или ее отсутствием», – полагают они.
Федеральный судья в отставке, заслуженный юрист РФ, профессор НИУ ВШЭ Сергей Пашин назвал законопроект благими намерениями. «Группа депутатов озаботилась социальной справедливостью и предлагает, пока только на примере ст. 319 УК РФ, “исключить законодательную возможность отдельных категорий лиц обладать иным спектром прав, нести специфические обязанности в связи, например, с занимаемой должностью”. В обществе социального неравенства – это утопия. В теоретическом смысле – это “нищета философии”, путаница. Должностное лицо обладает отличными от прочих полномочиями и гарантиями по определению, и это правомерно, пока является не привилегией, а условием эффективного осуществления функции, возложенной законом», – пояснил он.
По мнению эксперта, норма об оскорблении, допущенном по мотивам личной неприязни (ст. 5.61 КоАП РФ), не охватывает объект (порядок управления), на который посягают, унижая честь и достоинство «государева человека». «В практическом смысле – это непоследовательность, ибо сохраняются нормы, преследующие оскорбление судьи и сторон процесса (ч. 2 ст. 297 УК РФ), а также оскорбление военнослужащими друг друга (ст. 336 УК РФ). В процессуальном смысле – это умаление прав человека, поскольку административное производство не предполагает развернутых гарантий для преследуемого государством лица, свойственных уголовному судопроизводству», – добавил Сергей Пашин.
По его словам, все эти недостатки обоснования предложения депутатов, однако, перевешивает единственное соображение: декриминализация деяния, за которое не предполагается наказание в виде лишения свободы, всегда благотворна. «Наше уголовное законодательство неразумно жестоко и переполнено деяниями, не представляющими общественной опасности, но при осуждении за них влекущими стигматизацию человека и судимость. Судимость же сопровождается фактически пожизненным запретом на ряд профессий. Думаю, законопроект нужно поддержать, ст. 319 УК РФ устранить, но в КоАП следует ввести норму о взыскании за оскорбление представителя власти», – резюмировал Сергей Пашин.
Адвокат АП г. Москвы Матвей Цзен полагает, что законопроект продолжает тему ответственности за оскорбление государства и его представителей в контексте законотворческой инициативы МВД о распространении на полицию защиты, предоставляемой ч. 3–5 ст. 20.1 КоАП РФ. «Кроме того, можно отметить его косвенную связь с методическими рекомендациями МВД о практике применения вышеуказанной статьи, о котором ранее также сообщала “АГ”», – отметил он.
По мнению эксперта, поскольку с отменой ст. 319 УК РФ не предполагается введение какой-либо новой статьи в Кодекс либо КоАП, то действия, ранее охватывавшиеся ею, будут квалифицироваться либо по ст. 5.61 (оскорбление), либо по ч. 1 ст. 20.1 (мелкое хулиганство) КоАП РФ в зависимости от конкретных обстоятельств. «В целом эта инициатива находится в русле тенденции к смягчению ответственности “за слова” и перевода ее из уголовной в административную, начатой введением административной презумпции в ч. 1 ст. 282 УК РФ и продолженной ограниченным правоприменением ч. 3–5 ст. 20.1 КоАП РФ», – пояснил адвокат.
Матвей Цзен отметил, что сейчас в России создалась законодательная ситуация, в которой оскорбление президента, государства и общества в целом влечет за собой административную ответственность, а оскорбление участкового или мелкого чиновника – уголовную. «Очевидно, что такая ситуация перевернутой пирамиды иерархии общественных ценностей не является здоровой и должна быть исправлена. Отдельно отмечу, что согласно данным судебной статистики в 2019 г. судами по ст. 319 УК РФ рассматривались дела в отношении 12,5 тыс. человек – учитывая бюрократичность и формализованность нашего уголовного процесса – это довольно существенная нагрузка, снятие которой разгрузит как правоохранительные органы, так и суды», – резюмировал эксперт.
Председатель МКА «Паритет» Ерлан Назаров назвал крайне маловероятной перспективу принятия рассматриваемого законопроекта, когда общая тенденция законотворческой деятельности имеет совершенно противоположный вектор – «закручивание гаек», установление новых запретов, ограничений прав и свобод граждан, введение и усиление административной и уголовной ответственности за поведение, которое власть считает неприемлемым с точки зрения обеспечения собственного спокойствия и комфорта.
По мнению эксперта, подобные приоритеты вызывают обоснованную тревогу. «Несмотря на периодически звучащие с высоких трибун декларации о необходимости либерализации законодательства, в центре внимания законодателей в последние годы в значительной степени находились вопросы обратного свойства. Достаточно вспомнить Закон от 6 июля 2016 г. № 375-ФЗ о внесении изменений в УК и УПК РФ в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности, которым, в частности, введена ответственность за недоносительство, усугублено наказание за “экстремистские” проявления; “пакет Яровой”, назначением которого является создание условий для тотальной слежки за гражданами; Закон от 23 июня 2016 г. № 208-ФЗ, ограничивающий свободу деятельности новостных агрегаторов в РФ. Немало было нововведений и в КоАП РФ, в том числе за “оскорбление” власти с несоразмерно огромными штрафами (ч. 3–5 ст. 20.1., введенные Законом от 18 марта 2019 г. № 28-ФЗ) и т.п. Наблюдается стабильный рост числа осужденных по “политическим” статьям, большой резонанс вызвали гонения за репосты и лайки в интернет-сети», – отметил адвокат.
Ерлан Назаров полагает, что комментируемый законопроект об исключении ст. 319 из Уголовного кодекса выпадает из этого тренда, обусловленного стремлением защитить властную вертикаль от любого крамольного поведения и неугодных поползновений со стороны общества. «Хотя сама инициатива ряда депутатов, направленная на снижение числа осужденных граждан путем исключения упомянутой статьи из Кодекса, представляется разумной», – считает он.
Со ссылкой на статистические данные Судебного департамента при Верховном Суде РФ эксперт отметил, что количество осужденных за преступление, предусмотренное ст. 319 УК РФ, остается на достаточно высоком уровне. «Так, в 2019 г. их число составило 9189 человек (против 10 154 человек в 2018 г.), из них примерно 50% приговорено к штрафам (4455 и 5028 человек соответственно), 2224 человека – к исправительным работам (2018 г. – 2339 человек), к обязательным работам – 2199 человек (2018 г. – 2380 человек), подвергнуты мерам медицинского характера 108 граждан, признанных невменяемыми. Так что статья, что называется, “работает” и активно применяется на практике», – заключил адвокат.
Подследственность и подсудность
По общему правилу проведение проверок и расследование уголовных дел о деяниях по ст. 319 отнесено к компетенции органов дознания полиции.
Однако из этого правила имеется исключение – оскорбление представителей некоторых ведомств при исполнении ими обязанностей или связанное с их исполнением расследуется Следственным комитетом (СК РФ). Это, например, полиция, СК РФ, ФСБ, депутаты законодательных органов, уголовно-исполнительной системы.
Министерство внутренних дел
Следственный комитет
То есть, например, дело об оскорблении лесного инспектора будет подследственно дознавателю полиции, а дело об оскорблении следователя МВД – следователю СК РФ.
Дела по ст. 319 УК РФ отнесены к группе дел публичного обвинения. Это означает, что уголовное преследование осуществляется государством в лице правоохранительных органов, независимо от воли потерпевшего. Рассматривают такие уголовные дела мировые судьи.