Принципы построения налоговой системы.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Принципы построения налоговой системы.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Под принципами налогообложения понимаются основные начала, главные идеи, на которых строится налоговое право. Принципы налогообложения, которыми должны руководствоваться законодательные органы всех уровней при регулировании налоговых отношений, а также все субъекты налоговых правоотношений, не могут изменяться вместе с изменением текущей налоговой политики государства.

Общая характеристика принципов налогообложения

Принципы построения налоговой системы являются ориентиром при формировании налогово-правовой политики государства и имеют огромное значение для правоприменительной практики, поскольку все нормы законодательства о налогах и сборах должны применяться на основе базовых подходов, установленных налогово-правовыми принципами.

Принцип определения налогообложения

В соответствии с принципом определения налогообложения акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Так, согласно п. 6 ст. 3 НК РФ «при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить».

Принцип определенности системы налогов и сборов (п. п. 6, 7 ст. 3 НК РФ) означает, что акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги (сборы) он должен платить, а также порядок их исчисления.

Данный принцип направлен на обеспечение контролируемости системы налогов и сборов, поскольку, с одной стороны, способствует эффективному исполнению налогоплательщиком своих обязанностей, а с другой — предотвращает возможные злоупотребления со стороны законодательных и правоприменительных органов.

КС РФ сформулирована позиция, согласно которой «законодательные органы в целях реализации конституционной обязанности граждан платить законно установленные налоги и сборы должны обеспечивать, чтобы законы о налогах были конкретными и понятными. Неопределенность норм в законах о налогах может привести к несогласующемуся с принципом правового государства (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ) произволу государственных органов и должностных лиц в их отношениях с налогоплательщиками и к нарушению равенства граждан перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ)».

Взимание налога на основании нормативного правового акта, который не отвечает требованию определенности, не допускается: «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)» (п. 7 ст. 3 НК РФ).

При определении принципа налогообложения используется принцип определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения. Для определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен: «Если иное не предусмотрено настоящей статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен» (п. 1 ст. 40 НК РФ). Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (п. 4. ст. 40 НК РФ).

Следующим составляющим элементом принципа определения налогообложения является принцип определения доходов: «…доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» настоящего Кодекса» (ст. 41 НК РФ).

«Доходы налогоплательщика могут быть отнесены к доходам от источников в Российской Федерации или к доходам от источников за пределами Российской Федерации в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» настоящего Кодекса» (п. 1 ст. 42 НК РФ).

«Дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации» (п. 1 ст. 43 НК РФ).

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Система налогообложения.

Система налогообложения – это комплекс всех налогов и сборов. Основы этой системы закреплены на государственном уровне в специальных налоговых кодексах либо других нормативно-правовых актах. В Российской Федерации существует 5 видов системы налогообложения:

  • общая система налогообложения;
  • упрощенная система налогообложения (УСН);
  • единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
  • единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
  • патентная система налогообложения.

Банки и банковская система.

Основная информация по обществознанию для обучения и подготовки в экзаменам, ГВЭ, ЕГЭ, ОГЭ, ГИА Банки и банковская система.

Право. Понятие и признаки права.

Основная информация по обществознанию для обучения и подготовки в экзаменам, ГВЭ, ЕГЭ, ОГЭ, ГИА Право. Понятие и признаки права.

Принципы налогообложения в России: система налоговых координат

В соответствии с принципом определения налогообложения акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Так, согласно п. 6 ст. 3 НК РФ «при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить».

Принцип определенности системы налогов и сборов (п. п. 6, 7 ст. 3 НК РФ) означает, что акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги (сборы) он должен платить, а также порядок их исчисления.

Читайте также:  Как вырастут пенсии и пособия с января 2023 года. Точные цифры

Данный принцип направлен на обеспечение контролируемости системы налогов и сборов, поскольку, с одной стороны, способствует эффективному исполнению налогоплательщиком своих обязанностей, а с другой — предотвращает возможные злоупотребления со стороны законодательных и правоприменительных органов.

КС РФ сформулирована позиция, согласно которой «законодательные органы в целях реализации конституционной обязанности граждан платить законно установленные налоги и сборы должны обеспечивать, чтобы законы о налогах были конкретными и понятными. Неопределенность норм в законах о налогах может привести к несогласующемуся с принципом правового государства (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ) произволу государственных органов и должностных лиц в их отношениях с налогоплательщиками и к нарушению равенства граждан перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ)».

Взимание налога на основании нормативного правового акта, который не отвечает требованию определенности, не допускается: «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)» (п. 7 ст. 3 НК РФ).

При определении принципа налогообложения используется принцип определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения. Для определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен: «Если иное не предусмотрено настоящей статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен» (п. 1 ст. 40 НК РФ). Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (п. 4. ст. 40 НК РФ).

Следующим составляющим элементом принципа определения налогообложения является принцип определения доходов: «…доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» настоящего Кодекса» (ст. 41 НК РФ).

«Доходы налогоплательщика могут быть отнесены к доходам от источников в Российской Федерации или к доходам от источников за пределами Российской Федерации в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» настоящего Кодекса» (п. 1 ст. 42 НК РФ).

«Дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации» (п. 1 ст. 43 НК РФ).

Основоположником системы принципов налогообложения принято считать Адама Смита. Он был первым, кто определил и изложил их в конце XVIII в. Им были сформулированы пять принципов, получивших впоследствии название «Декларацией прав плательщика»:

  • налоги не должны быть слишком завышены;
  • необходимо, чтобы налоги были понятны налогоплательщикам;
  • любой налогоплательщик обязан знать величину суммы налога, срок, в течение которого он должен быть погашен, и основания для его назначения;
  • при назначении налогов должна соблюдаться справедливость, то есть при похожих обстоятельствах разным налогоплательщикам должны быть назначены приблизительно одинаковые налоги;
  • Государство должно находить возможность получать налоги, минимизируя при этом свои расходы.

Осуществление этих экономических принципов налогообложения остается актуальнейшей миссией налогового законодательства и на сегодняшний день.

Формирование налоговой системы нашего государства, согласно статье 3 Налогового Кодекса РФ, на сегодняшний день происходит на нижеследующих основных экономических понятиях.

Каждый человек обязан выплачивать утвержденные законом налоги и сборы. Обязательность выполнения этого принципа установлена Конституцией РФ.

Основные экономические принципы налогообложения. Прямые и косвенные налоги

Не разрешается исчисление налогов и сборов в произвольном порядке. Они должны взиматься только при наличии основания экономически обоснованной налоговой базы.

Определяя налоги и сборы, нужно обязательно помнить о недопущении прямо или косвенно ставить в определенные рамки свободное передвижение в границах территории РФ товаров, работ или услуг, а также финансов, либо создавать препятствия для осуществления разрешенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

При определении величины налогов необходимо учитывать все первоначальные основы налогообложения. Положения законодательства обо всех обязательных платежах необходимо определять таким образом, чтобы было понятно наименование налогов, сборов и других платежей, сроки их оплаты, а также их очередность. Все неустранимые сомнения, разногласия и двусмысленности в положениях законодательства о налогах и сборах определяются в пользу налогоплательщика.

Под принципами налогообложения понимаются

  1. Пикуров, Н. И. Комментарий к судебной практике квалификации преступлений на примере норм с бланкетными диспозициями / Н.И. Пикуров. — М.: Юрайт, 2014. — 496 c.
  2. Марченко, М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие. Гриф МО РФ / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2017. — 535 c.
  3. Болдырев, В. А. Конструкция юридического лица несобственника. Опыт цивилистического исследования / В.А. Болдырев. — М.: Статут, 2012. — 368 c.
  4. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. — М.: Юрайт, 2013. — 432 c.
  5. Гессен И. В. История русской адвокатуры (подарочное издание); Арт Презент — М., 2013. — 536 c.

Налоговая система появилась с возникновением государства. Само существование государства связано с налогообложением, поскольку государство без налогов функционировать не может. Сущность налогообложения можно раскрыть только при помощи анализа целей системы налогообложения и интересов ее участников.

Принципы налогообложения и виды налогов

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

  1. Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.
  2. Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    1. Принципы налогообложения
    2. Принципы налогообложения и налогового регулирования
    3. Принципы налогообложения
    4. Принципы налогообложения по Налоговому кодексу РФ.
    5. Особенности исчисления налоговой базы при переходе на УСН с иных режимов налогообложения и при переходе с упрощенной системы налогообложения на иные режимы налогообложения
    6. Применение налогообложения в виде единого налога на вмененный доход одновременно с упрощенной системой налогообложения
    7. Применение налогоплательщиком налогообложения единым налогом на вмененный доход одновременно с иными системами налогообложения
    8. Операции, не подлежащие налогообл��жению (освобождаемые от налогообложения) НДС (статья 149)
    9. Налогообложение особых видов доходов по соглашениям Российской Федерации об избежании двойного налогообложения
    10. Специальные режимы налогообложения. Упрощенная система налогообложения
    11. Основы налогообложения в Российской Федерации Элементы налогообложения
    12. Ввоз товаров на территорию РФ, не подлежащий налогообложению НДС (освобождаемый от налогообложения)
    13. Принципы исследования систем управления. Ключевые принципы и их определение
    14. Общая характеристика налогов и налогообложение промышленных предприятии. Основы построения системы налогообложения
    15. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

    Вопрос 12 — Принципы налогообложения

    Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

    Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

    Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.

    Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

    Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

    • владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

    • пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

    Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

    «Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

    Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.

    • Налог
    • Бухгалтерский учет
    • Бухгалтерский баланс
    • Оборотные активы
    • Юридическое лицо
    • Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность)
    • Гражданско-правовой договор (ГПХ)

    Общая характеристика принципов налогообложения

    Не разрешается исчисление налогов и сборов в произвольном порядке. Они должны взиматься только при наличии основания экономически обоснованной налоговой базы.

    Определяя налоги и сборы, нужно обязательно помнить о недопущении прямо или косвенно ставить в определенные рамки свободное передвижение в границах территории РФ товаров, работ или услуг, а также финансов, либо создавать препятствия для осуществления разрешенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

    При определении величины налогов необходимо учитывать все первоначальные основы налогообложения. Положения законодательства обо всех обязательных платежах необходимо определять таким образом, чтобы было понятно наименование налогов, сборов и других платежей, сроки их оплаты, а также их очередность. Все неустранимые сомнения, разногласия и двусмысленности в положениях законодательства о налогах и сборах определяются в пользу налогоплательщика.

    Принципы налоговой системы и виды налогов

    1. 3.3.3. Основные принципы налогообложения и сборов, обеспечивающие реализацию и соблюдение начал федерализма
    2. 3.3.2. Основные принципы налогообложения и сборов, обеспечивающие реализацию и соблюдение прав и свобод налогоплательщиков
    3. 3.2. Понятие и правовое значение основных (конституционных) принципов налогообложения и сборов
    4. 3.3. Классификация основных принципов налогообложения и сборов
    5. Раздел I Основы конституционного строя
    6. § 3. Конституционные основы общественного строя
    7. § 3. Конституционные основы общественного строя
    8. § 3. Конституционные основы общественного строя
    9. § 3. Конституционные основы общественного строя
    10. § 3. Конституционные основы общественного строя
    11. § 3. Конституционные основы общественного строя
    12. § 3. Конституционные основы общественного строя
    13. § 3. Конституционные основы общественного строя

    Модуль 1

    Лекция 1.Принципы построения и направления развития налоговой системы Российской Федерации

    Налоговая система и принципы ее формирования

    Налоги – неотъемлемый атрибут и органическая часть государства, без них немыслима реализация задач и функций института государства.

    В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является основой механизма государственного регулирования экономики. Эффективное функционирование всего хозяйственного комплекса страны зависит от того, насколько правильно и гибко построена ее налоговая система. Понятие «налоговая система» было впервые введено Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. №2118-1. Налоговую систему можно определить как целостное единство четырех основных ее элементов: законодательства о налогах и сборах, совокупности налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов, системы налогового администрирования. При этом каждый из элементов находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

    Страны строят свою налоговую систему на базе общепринятых принципов экономической теории о справедливости и эффективности налогообложения с учетом новейших научных достижений. Однако принципы построения налоговой системы в целом неоднозначны и во многом зависят от приверженности той или иной теории.Взимаемые в установленном законодательством порядке налоги, сборы, пошлины и другие налоговые платежи в совокупности образуют основу любой налоговой системы. Но налоговые системы существенно отличаются друг от друга по набору налогов, их видам и структуре, способам взимания, базе, ставкам, льготам и фискальным полномочиям различных уровней власти. Поэтому на практике они предстают в виде многообразных форм с множеством национальных особенностей. Налоговая система — взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения.

    Существенными условиями налогообложения, присущими налоговым системам, являются:

    • принципы налоговой политики и налогообложения;
    • система и принципы налогового законодательства;
    • порядок установления и ввода в действие налогов;
    • порядок распределения налогов по бюджетам;
    • системы налогов, т. е. виды налогов и общие элементы налогов;
    • права и ответственность участников налоговых отношений;
    • порядок и условия налогового производства;
    • формы и методы налогового контроля;
    • система налоговых органов.

    Принцип справедливости налогообложения

    Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога».

    В правовой науке распространена следующая позиция: принципы являются основополагающими началами, характеризующими сущность того или иного правового явления, лежащими в основе его построения и функционирования. Принципы отражают закономерности развития общества и государства, объективно сложившихся общественных отношений в праве в целом, отрасли права, правовом институте.

    К таким нормативно-правовым актам относятся, например, постановления Правительства РФ, приказы, письма, распоряжения Министерства финансов РФ, финансовых органов субъектов РФ по отдельным вопросам применения тех или иных положений законодательных актов о налогах и сборах.

    Принцип правовых взаимоотношений предполагает взаимную ответственность сторон в сфере налогового права.

    Общая характеристика принципов налогообложения

    Принцип экономии. Сегодня данный принцип рассматривается как чисто технический принцип построения налога. Трактуется он обычно следующим образом: расходы по взиманию налога должны быть минимальными по сравнению с доходом, который приносит данный налог.

    Следует отметить, что НК РФ не включает подзаконные нормативные акты в состав налогового законодательства и отводит им исключительно подчиненную роль. В се существенные элементы налоговых обязательств устанавливаются и определяются только законами, и никакой нормативный акт федеральных органов не вправе расширительно толковать законы. В этой связи процесс по принятию соответствующих глав второй части НК РФ продолжается. Так, например, с 1.01.2004 г. вступили в действие гл. 29 – «Налог на игорный бизнес» и гл. 30 – «Налог на имущество организаций» (см. табл. 1.4).

    Цель статьи — исследование сущности принципов налогообложения в России, их критический анализ и структурно-логическое закрепление в законодательстве. Использованы общенаучные методы исследования: компаративный и системного анализа.

    Сущность и историческое развитие принципов налогообложения

    Суть правила определённости заключается в требовании, чтобы налог, который обязан платить гражданин, определялся наиболее точно и чётко. Здесь подразумеваются: точные временные рамки, способ и сумма, которые налогоплательщик должен знать заранее.

    Замечание 1

    Ф. Нитти высказывал мнение, что неопределённость есть худшее из всех зол, какие только можно себе представить для податного законодательства.

    Правило удобства предполагает, что все налоги должны взиматься в такое время и таким способом, чтобы они не доставляли налогоплательщикам неудобств. На практике это выглядит как необходимость устранить формальности и упрощения акта уплаты налога.

    В соответствии с правилом экономности все налоги должны взиматься таким образом, чтобы из рук народа извлекалось как можно меньше сверх того, что поступает в государственный бюджет. Данное правило рациональности налоговой системы и сокращения издержек взимания.

    Замечание 2

    Истории известны случаи, когда в государственную казну поступало всего 20% от всех взимаемых средств.

    Необходимо сказать, что налоговая теория не ограничивается этими классическими правилами. На протяжении долгих лет формировался целый комплекс требований, которые предъявляются к налогам со стороны производства политики, этики и пр. В этой связи обратим внимание на наиболее важные из них, обобщённые и классифицированные А. Вагнером в несколько групп: финансовые, народнохозяйственные, этические и методические.

    Финансовые принципы обложения состоят из принципов продуктивности и эластичности.

    Принцип продуктивности даёт возможность решить следующие налоговые вопросы:

    • Выбор налога. Любой налог, чьи издержки велики по сравнению с его поступлениями, не должен иметь места. Не может быть и налога, который вызывает массу злоупотреблений, на борьбу с которыми требуется огромное количество средств или сил.
    • Единство или множественность налогов. Если один налог приводит к высокой ставке обложения, то значит, что он может стать причиной большого количества уклонений. Расширенный список налогов даёт возможность более равномерно распределить тяжесть обложения, однако стоит помнить, что излишек налогов приводит к большим издержкам взимания – необходимо найти оптимальное количество.
    • Высота налоговой ставки не должна быть равна уровню, который сам по себе становится премией за обман и становится причиной массового уклонения.
    • Освобождение от налога должно предусматриваться во всех случаях, которые связаны с привлечением к обложению дохода одновременно с этим усложняя налоговую систему и повышает издержки взимания.

    Суть принципа эластичности заключается в том, что налоговая система в любом случае имеет в своём составе один или несколько налогов, которые в момент так называемой финансовой нужды дадут возможность увеличить государственные доходы посредством повышения тарифа и при этом избежав каких-либо экономических потрясений.

    Народно-хозяйственные принципы обложения служат для формирования условий, в которых налоги причинят минимальное стеснение народному хозяйству, а также рекомендуют:

    1. Взимать налоги с дохода, а не с производительного капитала. Необходимо сразу объяснить данный принцип, поскольку он должен быть понят не в том смысле, что объектом налогообложения не может выступать производственное имущество, а в том, что размер налога не может достигать величины, которая поспособствует сокращению производства.
    Пример 1

    Данную ситуацию наиболее точно описал Д. Рикардо следующим образом: «Если из дохода в 1000 ф. ст. мне приходится уплачивать 100 ф. ст., то это действительно будет налог на доход, если я удовлетворяюсь расходованием остальных 900 ф. ст., но если я расходую по-прежнему 1000 ф. ст., то это будет налог на капитал».

    1. Необходимо принимать во внимание вероятные последствия переложения налога с тем, чтобы относительно точно иметь представление, кто на самом деле реально является его налогоплательщиком. В этой связи вполне логично утверждать, что теория переложения является одной из самых важных ветвей финансовой науки.

    Переложение происходит в процессе обмена.

    Определение

    Обмен – это экономическая борьба, в которой плательщик налога пытается перебросить налог на иное лицо, вступающее с ним в сделки.

    Во время обмена экономически более сильный переложит налог на более слабого. Таким образом, переложение зависит от экономической силы сторон, которая является основным показателем для того, чтобы при обмене эта сравнительная сила и слабость посредством соотношения эластичности спроса и предложения. В итоге такой своеобразной игры сил спроса и предложения образуется распределение налогового бремени.

    В соответствии с методическими принципами обложения устанавливаются конкретные правила налоговой техники, которые затрагивают налогоплательщика и налоговые органы.

    Суть правила определённости и известности налога свидетельствует о том, что:

    • Налоговые законы должны быть изложены чёткими формулировками, иметь понятную форму, они не должны содержать размытых смыслов. Если налог поступает одновременно в государственный и муниципальный бюджеты, то налогоплательщик обязан быть проинформирован о том, какая часть и куда отчисляется.
    • Налогоплательщик имеет право на ознакомление с законом о налогах и инструкциях по их взиманию.
    • Налогоплательщик должен иметь реаль��ую возможность апелляции.

    Правило удобства налога по мнению А. Смита состоит в том, что все налоги должны взиматься в такое время и таким способом, которые будут максимально удобны для самого налогоплательщика.

    В правила обложения налогами входят:

    • Регистрация объектов и субъектов обложения. В данной ситуации, объект – это облагаемый предмет, а субъект – лицо, которое в соответствии с законодательством обязано платить налог. Регистрирует объекты и субъекты финансовый орган посредством подачи декларации самими налогоплательщиками или иными лицами.
    • Определение платёжеспособности налогоплательщика, которое состоит из четырёх приёмов: оценка финансового органа, оценка внешних признаков, декларация налогоплательщика, декларация третьих лиц.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *