Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НК РФ Статья 284. Налоговые ставки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Доход — это поступления от основных видов финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Доходом признается выручка предприятия от сторонних ресурсов. Такими источниками станут средства, полученные от арендованного имущества, предоставленных займов и пр.
Доходы, которые участвуют в расчёте налога
Доходы для этой цели делятся на две группы: от реализации и внереализационные. Доходы от реализации организация получает следующим образом (статья 249 НК РФ):
- от продажи своих товаров, работ, услуг, имущественных прав;
- перепродавая ранее приобретенные товары.
Все прочие доходы считаются внереализационными. Это, например, доходы от долевого участия в других компаниях, от сдачи имущества в аренду, проценты по вкладам и другие.
Налогом облагается не вся прибыль — список исключений приводится в статье 251 НК РФ. Он исчерпывающий, то есть, если какого-то вида доходов в этой статье нет, значит, он облагается. Необлагаемых доходов довольно много, вот лишь некоторые:
- предоплата;
- имущество, которое получено в виде залога или задатка;
- кредитные и заёмные средства;
- всё, что передано в виде вклада в уставный или складочный капитал.
КБК для уплаты налога на прибыль
НАЛОГ | КБК |
---|---|
Налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет | 182 1 01 01011 01 1000 110 |
Налог на прибыль, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ | 182 1 01 01012 02 1000 110 |
Налог на прибыль при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Закона от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ (фактически до 21.10.2011 г.) | 182 1 01 01020 01 1000 110 |
Налог на прибыль с доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в РФ через постоянное представительство | 182 1 01 01030 01 1000 110 |
Налог на прибыль с доходов в виде прибыли контролируемых иностранных компаний | 182 1 01 01080 01 1000 110 |
Налог на прибыль с доходов российских организаций в виде дивидендов от российских организаций | 182 1 01 01040 01 1000 110 |
Налог на прибыль с доходов иностранных организаций в виде дивидендов от российских организаций | 182 1 01 01050 01 1000 110 |
Налог на прибыль с доходов российских организаций в виде дивидендов от иностранных организаций | 182 1 01 01060 01 1000 110 |
Налог на прибыль с доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам | 182 1 01 01070 01 1000 110 |
- Налог на прибыль организаций — ключевая пошлина, сложная в расчёте из-за определения налоговой базы.
- Важно точно классифицировать доходы и расходы, убытки, знать региональные ставки и пользоваться положенными льготами.
- Расходы и доходы определяются одним методом. Нельзя учитывать расходы по начислению, а доходы по кассовому методу.
- Актуальную информацию по региону всегда можно узнать на официальном сайте ФНС. Это поможет избежать лишних расходов или волокиты по возврату излишне перечисленных средств из бюджета.
- В 2022 году налог на доход составляет от 0 до 20% в зависимости от деятельности и географии предприятия.
- Налог можно платить помесячно или поквартально.
- Налоговую базу можно уменьшить на сумму убытков, которые предприятие понесло в ходе деятельности, но не более 50% от общей суммы убытка.
Расходы и доходы организации
При расчете платежа принимаются чистые доходы — без отчислений на добавленную стоимость, акцизных сборов и пр. Для подтверждения необходимо приложить сопроводительную документацию — платежные поручения, счета, учетные данные из книги доходов и расходов.
Расходы — это издержки, направленные на удовлетворение производственных, общехозяйственных и основных нужд организации (заработная плата, материалы, оборудование и пр.). Расходы бывают и косвенными, например траты, направленные на погашение процентов по кредитам. Все издержки надо экономически подтвердить и обосновать документально.
Налог на прибыль организаций с доходов в виде прибыли контролируемых иностранных компаний
КБК | Наименование |
---|---|
182 1 01 01080 01 1000 110 | Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному) |
182 1 01 01080 01 2100 110 | Пени по платежу |
182 1 01 01080 01 2200 110 | Проценты по платежу |
182 1 01 01080 01 3000 110 | Суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу |
КБК | Наименование |
---|---|
182 1 01 01090 01 1000 110 | Сумма платежа, (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному) |
182 1 01 01090 01 2100 110 | Пени по платежу |
182 1 01 01090 01 2200 110 | Проценты по платежу |
182 1 01 01090 01 3000 110 | Суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу |
Общая характеристика налога на прибыль организаций
Налог на прибыль организаций является прямым федеральным налогом, взимаемым с коллективных субъектов (организаций), объектом обложения которым является главный экономический результат деятельности организаций всех форм собственности — прибыль. Российский налог на прибыль организаций является аналогом корпоративного налога за рубежом.
Налог на прибыль организаций является одним из самых значимых для бюджетной системы России. Несмотря на то, что этот налог является федеральным, наибольшее фискальное значение он имеет для региональных бюджетов, поскольку из базовой налоговой ставки в 20% в региональный бюджет зачисляется 18%, а в федеральный — всего 2%. Благодаря этому налог обеспечивает формирование доходов бюджета того субъекта Федерации, где расположена и осуществляет деятельность организация — налогоплательщик. Так, в 2017 г. налог на прибыль организаций составил около 31% налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ. Например, в консолидированном бюджете Воронежской области доля налога на прибыль в 2016 г. составила 17,2% от общего объема доходов.
Как рассчитать налог на прибыль организаций
Чтобы посчитать налог на прибыль, нужно определить облагаемые доходы, принимаемые в расчет расходы и ставку налога. Схема расчета налога выглядит так:
Пример расчета. Организация платит налог на прибыль ежеквартально. Сначала нужно посчитать, какая прибыль была в первом квартале.
Считаем налоговую базу: из доходов вычитаем расходы.
Считаем авансовый платеж по налогу на прибыль: умножаем налоговую базу на ставку 20%..
Следующий период, когда компания должна считать налоговые выплаты, — полгода. Даем данные за полгода работы фирмы.
Вычитаем авансовый платеж по налогу за первые три месяца:
Считаем сумму выплат за девять месяцев — все то же самое.
И последнее: считаем сумму за весь налоговый период.
Получился ноль, потому что в последние три месяца доходы были равны расходам. Прибыли нет, следовательно, налог на прибыль платить не нужно.
На что начисляется налог
Как уже было сказано, налог начисляется на прибыль юрлица. Прибыль — это разница между доходами и расходами.
Доходы — это выручка по основному виду деятельности. В них входят доходы от реализации продукции или услуг и внереализационные доходы. К последним относятся все то, что не прописано в статье 249 НК РФ от сдачи имущества в аренду, от процентов по банковским вкладам и прочего. Другими словами, все то, что получила компания за налоговый период.
Важно: все доходы учитываются без НДС и акцизов. А еще некоторые доходы освобождены от налогообложения.
Расходы — это обоснованные и документально подтвержденные затраты предприятия. Расходы бывают двух видов. Одни связаны с производством и реализацией: зарплата сотрудников, покупная стоимость сырья и материалов, амортизация основных средств. Другие — внереализационные расходы: отрицательная курсовая разница, судебные и арбитражные сборы.
Важно: существует закрытый перечень расходов, которые нельзя учитывать при налогообложении прибыли: начисленные дивиденды, взносы в уставный капитал, погашение кредитов.
При налоговых проверках большинство проблем возникает именно из-за расходов. Инспекторы могут признать их необоснованными или найти ошибки в оформлении первички. Поэтому бухгалтеру нужно быть аккуратным с оформлением расходных документов.
Статья 56. Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации
1. В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:
- налога на имущество организаций — по нормативу 100 процентов;
- налога на игорный бизнес — по нормативу 100 процентов;
- транспортного налога — по нормативу 100 процентов.
2. В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами налогов:
- налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, — по нормативу 100 процентов;
- налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, — по нормативу 75 процентов;
- налога на доходы физических лиц — по нормативу 85 процентов;
- налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности на основании патента, — по нормативу 100 процентов;
- акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья — по нормативу 50 процентов;
- акцизов на спиртосодержащую продукцию — по нормативу 50 процентов;
- акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, — по нормативу 88 процентов;
- акцизов на топливо печное бытовое, вырабатываемое из дизельных фракций прямой перегонки и (или) вторичного происхождения, кипящих в интервале температур от 280 до 360 градусов Цельсия, производимое на территории Российской Федерации, — по нормативу 100 процентов;
- акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, — по нормативу 50 процентов;
- акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, включающую пиво, вина, фруктовые вина, игристые вина (шампанские), винные напитки, изготавливаемые без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, — по нормативу 100 процентов;
- акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно — по нормативу 100 процентов;
- налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых — по нормативу 100 процентов;
- налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) — по нормативу 60 процентов;
- налога на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов — по нормативу 100 процентов;
- регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 5 процентов;
- сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) — по нормативу 80 процентов;
- сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) — по нормативу 80 процентов;
- сбора за пользование объектами животного мира — по нормативу 100 процентов;
- налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в том числе минимального налога, — по нормативу 100 процентов;
- по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами соответствующих субъектов Российской Федерации;
- за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и (или) должностными лицами органов исполнительной власти, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и (или) законодательными актами субъектов Российской Федерации на совершение нотариальных действий;
- за государственную регистрацию межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, отделений общественных объединений, а также за государственную регистрацию изменений их учредительных документов;
- за государственную регистрацию региональных отделений политических партий;
- за государственную регистрацию договора о залоге транспортных средств, включая выдачу свидетельства, а также за выдачу дубликата свидетельства о государственной регистрации договора о залоге транспортных средств взамен утраченного или пришедшего в негодность в части регистрации залога тракторов, самоходных дорожно-строительных машин и иных машин и прицепов к ним;
- за выдачу квалификационного аттестата, предоставляющего право осуществлять кадастровую деятельность;
- за выдачу свидетельства о государственной аккредитации региональной спортивной федерации;
- за регистрацию средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта Российской Федерации, а также за выдачу дубликата свидетельства о такой регистрации;
- за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием пользования участками недр местного значения;
- за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома черных металлов;
- за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- за действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанные с лицензированием образовательной деятельности, осуществляемым в пределах переданных полномочий Российской Федерации в области образования;
- за действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанные с государственной аккредитацией образовательных учреждений, осуществляемой в пределах переданных полномочий Российской Федерации в области образования;
- за предоставление лицензии на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции в части произведенной из конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующей национальным стандартам и техническим регламентам, или получаемой при переработке отходов производства этилового спирта и алкогольной продукции;
- за выдачу исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области контроля (надзора), свидетельств об аккредитации в целях признания компетентности организации в соответствующей сфере науки, техники и хозяйственной деятельности для участия в проведении мероприятий по контролю;
- за действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проставлению апостиля на документах государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях в пределах переданных полномочий Российской Федерации в области образования;
- за выдачу уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
- Абзацы тридцать шестой — тридцать восьмой утратили силу с 1 января 2013 года. — Федеральный закон от 03.12.2012 N 244-ФЗ;
- за действия уполномоченных органов субъектов Российской Федерации, связанные с лицензированием предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;
- государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг — по нормативу 50 процентов.
государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов), за исключением государственной пошлины, предусмотренной абзацем сорок шестым настоящего пункта, — по нормативу 100 процентов:
Экономическая реальность
Случившийся экономический кризис реально показал проблемы в структуре экономики страны. ВВП перестал расти в связи с обращением цен на нефтяном рынке и завышении кредитных ставок. Но, даже несмотря на то, что кризис закончился, экономике страны необходимы реформы и новшества. Для привлечения инвесторов чиновники решили модернизировать и налоговую сферу, чтобы сделать её более привлекательной для новых инвестиций.
Федеральный бюджет не наполняется, да и ситуация в регионах продолжает ухудшаться. Большинство региональных бюджетов остаются дефицитными и финансируют себя только за счет государственных дотаций. Если ситуация продолжит развиваться в этом духе многие регионы станут «недееспособными», а это может привести к дефолту.
Если реформировать налоговую систему это поднимет её конкурентоспособность. По словам чиновников, планируется пересмотреть политику налоговых льгот и улучшить финансовую помощь.
Налоговая реформа может коснуться и налога на прибыль. В первую очередь это повлечет за собой пересмотр финансирования бюджетов. Федеральному бюджету будет отведено больше отчислений. Из-за этого региональным бюджетам придется повышать свою работоспособность, чтобы находить денежные средства и продолжать оставаться на плаву.
По мнению экспертов, реформа также поможет простимулировать развитие предпринимательской деятельности.
Особенности уплаты для юридических лиц
На 2018 год глобальных изменений в отношении налога на прибыль не произошло. Однако некоторые поправки в НК РФ все же были внесены.
В частности:
С 2018 года отменена возможность применения дополнительного снижения пониженной ставки, действующей в особых и свободных экономических зонах.
Уменьшение ставки (12,5 вместо 13,5 %) для этой категории налогоплательщиков стало возможным лишь в 2017 году. Размеры и условия применения ставок по налогу на прибыль учреждает ст.284 НК РФ.
Как действует закон о защите персональных данных, читайте здесь.
На 2018 год изменения, внесенные в налоговое законодательство, касаются только определенного круга плательщиков. Основные значения ставок, применяемых в 2017 году, сохранились в том же виде и на 2018 год.
Налог на прибыль иностранной организации
Иностранные компании должны платить налог на прибыль, если они (п. 1 ст. 246 НК РФ).
– занимаются предпринимательской деятельностью в РФ через постоянное представительство. Рассчитать и перечислить налог иностранная организация должна самлостоятельно (ст. 307 НК РФ);
– получают доход от источников в РФ. При этом! Такой доход не связан с предпринимательской деятельностью через постоянное представительство в РФ и не приводит к его образованию. Удержать налог должна российская компания-налоговый агент. Которая выплатила доход (п. 1 ст. 309 НК РФ).
Обратите внимание! C некоторыми государствами РФ заключила международные соглашения об избежании двойного налогообложения. Если российская фирма выплачивает доход, организациям из таких стран – удерживать налог на прибыль не нужно или же нужно применять пониженную ставку налога на прибыль. Это зависит от условий международного договора.
Чтобы воспользоваться льготой необходимо подтвердить, что местонахождение иностранной компании – государство, с которым заключен договор об избежании двойного налогообложения (п. 1 ст. 312 НК РФ).
Определение доходов при расчете налога
Доход в целях главы 25 НК РФ — это экономическая выгода, полученная как в денежной, так и в натуральной форме. Налогооблагаемые доходы подразделяются на внереализационные и доходы от реализации.
При этом кодекс содержит закрытый перечень доходов, не облагаемых прибыльным налогом, который приведен в ст. 251. К таковым относятся, в частности, полученные авансы, целевое финансирование, залог или задаток и другие.
Момент признания доходов зависит от метода признания доходов и расходов, который применяет налогоплательщик. Так, если компания выбрала метод начисления, то доходы признаются на день перехода права собственности при реализации имущества (кроме объектов недвижимости) или дату передачи результатов выполненных работ, оказанных услуг, а также имущественных прав (п. 3 ст. 271 НК РФ).
Внереализационные доходы признаются в зависимости от вида дохода в порядке, установленном в п. 4 ст. 271 НК РФ.
Если же организация применяет кассовый метод, то доходы следует учитывать в момент поступления денег или иного имущества (п. 2 ст. 273 НК РФ).