Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговая нагрузка по НДС 2021». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы не попасть под контроль проверяющих, следите, чтобы доля вычетов в декларации по НДС не превышала предельного размера. Для каждого региона фискальная служба ежеквартально высчитывает безопасный налоговый вычет по НДС. Эта информация публикуется в открытых источниках — на государственных веб-сайтах.
Пояснение низкой налоговой нагрузки по НДС для ИФНС
Если у вас высокая доля вычетов по НДС – это еще не нарушение, не повод доначислять налоги и штрафовать компанию. Но это сигнал для налоговиков обратить внимание на компанию и выяснить, не применяет ли она агрессивные и незаконные способы оптимизации НДС, не является ли она звеном в цепочке отмывания денег. Скорее всего, у вас запросят пояснения или вызовут на комиссию в инспекцию.
Вызвали на налоговую комиссию: как выиграть поединок с ИФНС
Если вы ведете реальную хозяйственную деятельность и вам нечего скрывать, ваша задача – доказать налоговикам, что ничего противозаконного вы не делаете, а большие вычеты по НДС имеют обоснованные причины.
Декабрь 2022
1 2 3 4 |
5 6 7 8 9 10 11 |
12 13 14 15 16 17 18 |
19 20 21 22 23 24 25 |
26 27 28 29 30 31
|
Безопасная и небезопасная доля вычетов
Как уже было сказано выше, Налоговый кодекс не содержит норм о безопасных долях вычетов. Это явление закреплено в документах ФНС. Важным в этой сфере является Приказ №ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года. Документ говорит о том, что на федеральном уровне установлен некий предел вычетов. Он составляет 89%. Кроме того, в каждом регионе установлены свои пределы вычетов, на которые нужно ориентироваться. Такие доли вычетов являются безопасными. Если вычеты компании составляют больший процент, чем указанная величина, то высока вероятность проведения выездной проверки компании. Именно поэтому применять их небезопасно для организации. Тем не менее, налоговый орган в любой ситуации сначала запросит пояснения и рассмотрит доводы налогоплательщика.
Доля вычетов может превышать установленные нормативы совершенно легально. При этом у налогового органа не будет причины привлечь налогоплательщика к ответственности за завышенную сумму вычетов. Так происходит, например, при покупке дорогостоящего оборудования. Также размер вычетов может быть больше начислений. В этом случае налоговая проверит правильность расчетов и возместит часть суммы.
Безопасная доля вычетов по НДС
Согласно письму ФНС от 17.07.2003 N АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов о легализации налоговой базы», налоговики вызовут на комиссию, если в течение нескольких кварталов, налогоплательщик заявлял к вычету более 89% налога исходящего. 89 % – это базовый показатель безопасной доли вычетов.То есть, если фирма заявила к вычету НДС выше ожидаемой налоговиками отметки, значит инспекторы обратят на нее более пристальное внимание.
Доля вычетов по НДС – инструмент, с помощью которого налоговики определяют какого налогоплательщика проверить в первую очередь.
Компании вправе сами решать брать во внимание данный показатель или нет. Поскольку за превышение данной нормы налоговых санкций не предусмотрено.
Как компании определить свою долю вычетов НДС за 2 квартал 2020 года
Определите долю вычетов НДС по своей организации, применив формулу ФНС. Для этого разделите все вычеты за квартал на сумму начисленного НДС и умножьте на 100. Результат сравните с региональным значением, который мы привели в таблице. Такие же расчеты сделают и налоговики. К вычету обычно принимают тот НДС, сумму которого предъявил поставщик.
Пример. Как определить долю вычетов за 2 квартал 2020 года
У организации из Воронежа начисленный НДС за 2 квартал 2020 года — 2 123 456 руб., вычеты — 1 655 325 руб. Бухгалтер определил, что доля вычетов по НДС за 2 квартал составила 78 процентов (1 655 325 руб. : 2 123 456 руб. х 100%). Полученный результат нужно сравнить с безопасной долей вычетов НДС по Воронежской области.
Правила по вычетам с НДС
Плательщиками налога на добавленную стоимость признаются не только компании на ОСНО. Платить НДС приходится и другим экономическим субъектам, которые совершают ряд особых операций (глава 21 НК РФ). Сумма обязательств рассчитывается исходя из стоимости операций реализации и приравненных к ним сделок. Плательщик вправе уменьшить налог к уплате, заявив на налоговый вычет.
Фискальные льготы — это суммы НДС, предъявленные поставщиками и подрядчиками и заявленные в счетах-фактурах. Чтобы получить льготу, выполните условия:
- Приобретенная продукция, например, товары, либо работы и услуги, приняты на учет налогоплательщика. Неучтенные объекты нельзя предъявить к вычету.
- Товары, работы и услуги приобретены для использования в операциях, облагаемых НДС. Например, НДС с материалов, которые будут использованы в необлагаемом производстве, нельзя заявить на вычеты.
- Операция покупки оформлена документально. Налог выделен и корректно отражен в счете-фактуре. Если налог не отражен в счетах-фактурах поставщика, его нельзя учесть при налогообложении.
- С момента покупки товаров, работ, услуг не прошло три года. То есть не истек срок давности. По операциям с истекшим сроком давности налоговые льготы не предоставляются.
Удельный вес безопасных вычетов в разрезе регионов
Коэффициенты вычета по НДС в 2020 году на 3 квартал по регионам:
Регион | 3 квартал 2020 года,% |
Белгородская область | 91,75 |
Брянская область | 88,64 |
Владимирская область | 85,77 |
Воронежская область | 92,81 |
Ивановская область | 92,48 |
Калужская область | 89,91 |
Костромская область | 86,16 |
Курская область | 90,79 |
Липецкая область | 105,57 |
Московская область | 89,17 |
Орловская область | 92,64 |
Рязанская область | 83,89 |
Смоленская область | 94,64 |
Тамбовская область | 97,22 |
Тверская область | 89,70 |
Тульская область | 97,46 |
Ярославская область | 89,93 |
город Москва | 88,03 |
Республика Карелия | 76,75 |
Республика Коми | 76,46 |
Архангельская область | 83,01 |
Вологодская область | 99,28 |
Калининградская область | 60,32 |
Ленинградская область | 86,97 |
Мурманская область | 103,16 |
Новгородская область | 95,14 |
Псковская область | 88,13 |
город Санкт-Петербург | 87,72 |
Ненецкий АО | 141,47 |
Республика Дагестан | 84,6 |
Республика Ингушетия | 94,28 |
Кабардино-Балкарская Республика | 91,93 |
Карачаево-Черкесская Республика | 92,28 |
Республика Северная Осетия – Алания | 89,52 |
Чеченская Республика | 100,46 |
Ставропольский край | 88,85 |
Республика Адыгея | 86,34 |
Республика Калмыкия | 83,19 |
Республика Крым | 86,41 |
Краснодарский край | 90,62 |
Астраханская область | 64,48 |
Волгоградская область | 88,29 |
Ростовская область | 92,86 |
город Севастополь | 81,32 |
Республика Башкортостан | 89,40 |
Республика Марий Эл | 87,10 |
Республика Мордовия | 93,06 |
Республика Татарстан | 87,51 |
Удмуртская Республика | 79,45 |
Чувашская Республика | 84,29 |
Кировская область | 87,58 |
Нижегородская область | 88,31 |
Оренбургская область | 69,87 |
Пензенская область | 91,08 |
Пермский край | 80,90 |
Самарская область | 83,17 |
Саратовская область | 83,64 |
Ульяновская область | 90,81 |
Курганская область | 86,08 |
Свердловская область | 91,52 |
Тюменская область | 84,61 |
Челябинская область | 90,71 |
Ханты-Мансийский АО – Югра | 57,04 |
Ямало-Hенецкий АО | 62,88 |
Республика Алтай | 91,79 |
Республика Тыва | 77,21 |
Республика Хакасия | 90,05 |
Алтайский край | 89,74 |
Забайкальский край | 87,43 |
Красноярский край | 79,62 |
Иркутская область | 77,25 |
Кемеровская область | 89,42 |
Новосибирская область | 89,75 |
Омская область | 88,67 |
Томская область | 76,76 |
Республика Бурятия | 91,55 |
Республика Саха (Якутия) | 90,09 |
Приморский край | 93,45 |
Хабаровский край | 92,26 |
Амурская область | 127,26 |
Камчатский край | 89,80 |
Магаданская область | 98,81 |
Сахалинская область | 97,24 |
Еврейская автономная область | 90,94 |
Чукотский АО | 115,52 |
Байконур | 71,50 |
Средняя доля по региону
Инспекция может рассчитывать долю по данным деклараций по НДС за квартал и сравнивать ее со средней долей вычетов по региону. Так поступать инспекторам предписывало письмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722. Этот документ отменен, но на практике некоторые инспекции применяют его и сейчас.
Если нужные сведения ФНС своевременно не опубликует, то рассчитать безопасную долю по региону за II квартал 2020 года инспекторы и налогоплательщики не смогут. В такой ситуации есть три варианта.
Во-первых, можно ориентироваться на безопасную долю на II квартал 2019 года. Такую возможность допускают в ФНС.
Во-вторых, можно использовать показатель на I квартал 2020 года.
В-третьих, безопасную долю можно рассчитать по данным деклараций по НДС за год и сравнить ее с пороговым значением 89 процентов (п. 3 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков, утв. приказом ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333).
Превышение безопасной доли
Когда доля вычетов превышает региональную и вы не готовы пояснять расхождения, вы вправе подать уточненную декларацию. Ее образец можете скачать в начале статьи. Вычеты можно перенести на более поздние кварталы или заявлять их частями. Проверьте право на перенос, так как не все вычеты можно отложить, вычет можно перенести на срок не более трех лет.
Если привести долю вычетов НДС к безопасному значению невозможно, будьте готовы пояснять инспекторам причину высокого удельного веса вычетов. Например, закупкой крупной партии товаров или ростом цен у поставщиков.
К пояснению приложите копии счетов-фактур с наибольшими суммами входного НДС, а также копии документов, которые подтвердят причину роста вычетов НДС. Например, новые договоры с поставщиками или арендодателями.
Кто и по какой форме сдает декларацию по НДС
Действующим законодательством утверждено 3 формы декларации по НДС:
Форма по КНД | Название декларации | Реквизиты Приказа ФНС, утвердившего форму |
1151001 | Декларация по НДС | Приказ ФНС РФ от 29.10.2014 NММВ-7-3/558 |
1151088 | Декларация по косвенным налогам | Приказ ФНС РФ от 27.09.2017 NСА-7-3/765 |
1151115 | Декларация по НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме | Приказ ФНС РФ от 30.11.2016 NММВ-7-3/646 |
Последние разъяснения Минфина по НДС
Чтобы верно заполнить декларацию, необходимо корректно посчитать как налоговую базу, так и сам НДС. Рассмотрим несколько разъяснений чиновников, вышедших во 2 квартале 2020 года, которые помогут вам в работе над отчетом:
- Если НДС не указан в договоре, но из него следует, что договорная цена указана без НДС, начислите налог сверх этой цены и предъявите покупателю. В ином случае — выделите НДС расчетным путем по ставке 18/118 или 10/110 (письмо Минфина от 20.04.2018 № 03-07-08/26658).
- Если вы решили списать ОС, не дожидаясь срока окончания амортизации (к примеру, по причине износа), то суммы НДС, принятые к вычету при приобретении ОС, можете не восстанавливать (письмо Минфина от 16.04.2018 № СД-4-3/).
- Если у вас отсутствует счет-фактура поставщика, но факт осуществления работ подтвержден судом, вычет НДС применить не получится: наличие правильно оформленного входящего счета-фактуры — обязательное условие для вычета НДС (письмо Минфина от 05.04.2018 № 03-07-11/22147).
«Безопасная» доля вычетов по НДС
Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.
Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.
Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.
Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.
Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.
Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.
Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:
- Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
- Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.
Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:
- сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
- федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
- Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.
Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.
В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки, то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).
ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.
Безопасная доля вычетов по НДС: как считать и что делать при превышении
2-НДФЛ за 2020 год сдаем еще по-старому — как самостоятельный отчет. Сделать это вам помогут наши материалы, например:
- «2-НДФЛ и 6-НДФЛ на бумаге: до 10 человек — это 9 или 10?»;
- «Реестр 2-НДФЛ 2021 (скачать бланк)» и другие в рубрике «Справка 2-НДФЛ».
Байконур – 64,94%
Калининградская область – 65,27%
Ханты-Мансийский АО – Югра – 71,40%
Ямало-Hенецкий АО – 72,58%
Оренбургская область – 75,95%
Красноярский край – 77,77%
Республика Калмыкия – 78,67%
Возникает вопрос: как посчитать долю вычетов по НДС, безопасную для конкретной компании? Для вычислений необходимо обратиться к декларации по налогу на добавленную стоимость. Напомним, сдается она ежеквартально. Для вычислений нам нужны две цифры раздела 3 отчета:
- строка 118: общая сумма налога, исчисленная с учетом восстановленных сумм налога;
- строка 190: общая сумма налога, подлежащая вычитанию.
Само по себе заявление высокого процента уменьшения налога на добавленную стоимость, который превышает безопасный вычет по НДС, не является безусловным поводом для включения организации в план выездных проверок. Деятельность компании рассматривается комплексно. В ее отношении проводится тщательный предпроверочный анализ.
Вначале инспектор запросит у компании пояснения. В этот момент важно четко и обоснованно объяснить, почему компанией заявлен высокий процент уменьшения налога на добавленную стоимость.
Нередко возникает вопрос: допустимо ли превышение доли вычетов 100%? Конечно, да. Запрета на это нет. Более того, если после проведения камеральной проверки заявленную сумму налога к возврату контролирующий орган признает правильной, ИФНС обязана вернуть сумму превышения налогоплательщику. Такая ситуация возникает, если:
- компания закупила большой объем товаров, реализация по которым произойдет только в следующем квартале;
- производственное предприятие приобрело дорогостоящее оборудование;
- заказчик отказался от приобретения крупной партии продукции, а закупка комплектующих для ее производства уже была произведена;
- в иных обоснованных обстоятельствах.
При поступлении запроса от ИФНС все обстоятельства необходимо изложить и по возможности подтвердить документально. Тогда инспектор примет во внимание доводы компании, и решения будут приниматься только с их учетом.
Как оценить, достаточно ли налога на добавленную стоимость платит организация? Ведь абсолютные цифры в этом плане совершенно неинформативны. Размер налога зависит от совокупности факторов, среди которых вид деятельности, рентабельность, наценка, сезонность и множество других, вплоть до общеэкономической ситуации в стране. Поэтому формулировка вопроса «сколько платить НДС, чтобы налоговики не пожелали приехать с проверкой?» сама по себе некорректна.
Гораздо правильнее задаться вопросом о доле вычетов в общей сумме начисленного НДС, ведь именно на этот показатель обращают внимание налоговики. Официально он называется удельный вес вычетов НДС в исчисленной сумме НДС по налогооблагаемым объектам.