Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Стадии производства по делам об административных правонарушениях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Срок рассмотрения дела начинает отсчитываться со дня получения уполномоченным на рассмотрение дела об административном правонарушении судьей, органом, должностным лицом протокола об административном правонарушении и других материалов. Комментируемый Кодекс установил срок рассмотрения дела в пятнадцать дней. Установленный срок может быть продлен в двух случаях. Во-первых, в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении и, во-вторых, когда возникла необходимость в дополнительном выяснении обстоятельств дела. Решение о продлении установленного срока принимается судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело в форме мотивированного определения. Срок может быть продлен не более чем на один месяц.
Приведение постановлений о назначении административных наказаний в исполнение
При обращении к исполнению вступившего в законную силу постановления (решения) о наложении административного взыскания возможны варианты.
Приведение постановления в исполнение осуществляется должностными лицами того органа, должностное лицо которого приняло постановление. Как правило, между этими должностными лицами существуют отношения типа «начальник-подчиненный». И начальник, принявший постановление, поручает своему подчиненному его исполнить.
Постановление направляется судьей, должностным лицом, коллегиальным органом, принявшим его, субъекту, уполномоченному привести его в исполнение (ОВД, службу судебных приставов-исполнителей, в организацию, в которой работает виновный, и т. д.).
Постановление о назначении административного наказания реально исполняется органами, должностными лицами, которые уполномочены на это КоАП РФ, Федеральным законом «Об исполнительном производстве», Законом РФ «О милиции», иными федеральными законами и подзаконными актами.
Возложение правовыми нормами на определенных субъектов обязанности исполнять постановления об административных наказаниях — это правовое регулирование подведомственности при исполнении постановлений. Законами прежде всего определяется видовая подведомственность: какой вид (виды) исполнительных органов государственной власти исполняет постановления о наложении определенного административного наказания (ареста, конфискации, штрафа и др.). Затем законами и подзаконными актами регулируется территориальная подведомственность: какой конкретно орган данного вида обязан привести в исполнение наказание (по месту принятия постановления, по месту работы виновного, по месту нахождения имущества, по месту проживания виновного).
Исполнение постановлений о назначении административного штрафа
Порядок исполнения наиболее широко применяемого административного наказания — штрафа — регулирует ст. 32.2 КоАП РФ. Специфика этой санкции имущественного характера состоит в том, что она предполагает взыскание определенной денежной суммы. Эта сумма может быть внесена самостоятельно лицом, привлеченным к ответственности, сразу полностью или по частям, наличными или путем перечисления на банковский счет. Штраф может быть взыскан и принудительно, тоже полностью и по частям, из регулярно получаемых сумм или со счетов, а также путем обращения административного взыскания на имущество физического или юридического лица.
Закон обязывает лицо, привлеченное к ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу уплатить соответствующую сумму.
КоАП РФ устанавливает три варианта добровольной уплаты штрафа:
а) если штраф взимается на месте, то виновное физическое лицо передает соответствующую сумму должностному лицу, что оформляется постановлением-квитанцией;
б) физическим лицом сумма административного штрафа по частям или полностью вносится или перечисляется в банк или иную уполномоченную организацию;
в) сумма административного штрафа перечисляется с расчетного счета юридического лица в банк или иную уполномоченную кредитную организацию.
Если оштрафованное лицо в течение установленного законом срока не выполнит обязанность уплатить штраф, то судья (орган, должностное лицо), вынесший постановление, обращает постановление к принудительному исполнению.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ за неуплату административного штрафа в срок. За данное правонарушение наступает наказание в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административного ареста на срок до 15 суток.
Этапы и особенности рассмотрения административных дел
Выделяется несколько стадий рассмотрения дела об административном незаконном деянии. Речь идет:
- об этапе, когда происходит подготовка к рассмотрению дела;
- об этапе, на котором непосредственно происходит рассмотрение дела по существу;
- об этапе, когда выносится и оглашается постановление по делу.
Во время подготовки дела к рассмотрению для судьи, органа или должностного лица важно выяснить ряд вопросов, которые важны в юридическом плане:
- в их ли компетенции рассмотрение дела;
- есть ли причины, по которым судья, член коллегиального органа, должностное лицо не могут рассмотреть дело;
- корректно ли составлен протокол об административного незаконном деянии, а также ряд других протоколов, которые предусмотрены КОАП РФ. Помимо этого необходимо обратить внимание на то, как оформлены другие материалы дела;
- есть ли место обстоятельствам, которые исключают производство дела;
- в полной ли мере присутствуют материалы по делу, для того чтобы рассмотреть дело по существу;
- определить наличие ходатайств и отводов.
Для ключевых лиц, которые рассматривают дело об административном правонарушении, не представляется возможным заниматься рассмотрением дела, при условии, что они или другие участники производства состоят в родственных связях. Помимо этого рассмотрение дела также не представляется возможным, если вышеупомянутые лица имеют прямую или косвенную заинтересованность в исходе дела. Если же присутствует хотя бы одно из вышеупомянутых обстоятельств, которые предусмотрены КоАП РФ, то судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом в обязательном порядке заявляется самоотвод. Среди органов, которым подается заявление о самоотводе, выделяются председатель соответствующего суда, руководство коллегиального органа или должностное лицо более высокого ранга.
Помимо этого заявить отвод лицам, которые занимаются рассмотрением дела об административном незаконном деянии, представляется возможным и для иных участников производства.
Рассмотреть заявление об отводе может судья, орган или должностное лицо, которые занимаются производством дела. После того как заявление о самоотводе или об отводе рассмотрено, компетентный орган выносит решение удовлетворяющее заявление или отказывающее в его удовлетворении.
Во время подготовки дела к рассмотрению необходимо разрешить ряд вопросов, которые служат основой в определенных ситуациях для вынесения определения:
- определение времени и места рассмотрения дела;
- вопросы касательно вызова важных для рассмотрения дела лиц, о запросе важных дополнительных материалов по делу, о назначение проведения экспертизы;
- вопросы отложения производства дела;
- вопрос передачи обратно протокола об административном правонарушении и других важных материалов относительно дела органам или должностным лицам, которые занимались составлением протокола, в ситуациях, когда он был составлен и оформлен неправомочными лицами или некорректном составлении или при неполном представлении материалов, которое невозможно восполнить во время рассмотрения дела;
- в ситуациях, когда рассмотрение дела не находится в компетенции ключевых органов и лиц, которые получили на рассмотрение протокол об административном преступлении и иные материалы дела, или вынесли определение касательно отвода судьи, члена коллегиального органа или должностного лица, рассматриваются вопросы о передаче протокола об административном преступлении и иных материалов дела к рассмотрению по подведомственности. Если есть место обстоятельствам, которые исключают производство по делу и предусмотрены КоАП РФ, то необходимо вынести постановление об остановке производства по делу.
Рассматривать дело об административном незаконном деянии необходимо по месту его совершения. При наличии ходатайства лица, по которому идет производство, представляется возможным рассмотреть дело по месту жительства указанного лица. Если по делу об административном незаконном деянии было осуществлено административное расследование, то его рассмотрение следует производить по месту нахождения органа, который занимался проведением данного расследования.
Возбуждение дела об административном правонарушении (гл. 28 КоАП РФ).
Стадиями производства по делам об административных правонарушениях следует именовать логически связанные, со свойственными только им задачами и кругом участников совокупности следующих одна за другой относительно самостоятельных групп процессуальных действий участников данного вида административно-юрисдикционного процесса, направленных на реализацию их взаимных прав и обязанностей, а также на всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела и разрешение его в точном соответствии с законом.
КоАП РФ подразделяет производство по делам об административных правонарушениях на 4 самостоятельные стадии:
1) стадия возбуждения дела об административном правонарушении (гл. 28 КоАП РФ);
2) стадия рассмотрения дела об административном правонарушении (гл. 29 КоАП РФ);
3) стадия пересмотра постановления (решения) по делу об административном правонарушении (гл. 30 КоАП РФ);
4) стадия исполнения вынесенного по делу об административном правонарушении постановления (разд. V КоАП РФ).
На первой стадии выявляются факт и обстоятельства совершения административного правонарушения, собираются данные о виновном и составляется протокол, а в случаях, предусмотренных ст. 28.7 КоАП РФ, проводится административное расследование. На второй стадии компетентный орган или должностное лицо рассматривает дело по существу и выносит соответствующее постановление. На третьей стадии происходит пересмотр вынесенного по делу постановления при наличии соответствующей жалобы или протеста прокурора. Данная стадия является факультативной, т. к. ее может и не быть. На четвертой стадии исполняется принятое по делу постановление.
Каждой стадии производства присущи свои этапы взаимосвязанных процессуальных действий, следующих друг за другом в определенной последовательности. Схематически систему стадий и этапов производства по делу об административных правонарушениях можно представить следующим образом.
1. Возбуждение дела об административном правонарушении:
1) установление обстоятельств совершения административного правонарушения и возбуждение производства по делу;
2) установление фактических обстоятельств дела (в ряде случаев – проведение административного расследования);
3) составление протокола об административном правонарушении;
4) направление материалов дела для рассмотрения по подведомственности.
2. Рассмотрение дела об административном правонарушении:
1) подготовка дела к рассмотрению;
2) непосредственное рассмотрение дела;
3) принятие решения по делу (вынесение постановления (определения));
4) оглашение принятого по делу постановления и доведение его до сведения заинтересованных лиц.
3. Пересмотр постановления по делу об административном правонарушении:
1) обжалование или опротестование постановления по делу;
2) проверка законности и обоснованности вынесенного по делу постановления;
3) вынесение решения по жалобе или протесту;
4) доведение принятого решения до сведения заинтересованных лиц.
4. Исполнение постановления по делу об административном правонарушении:
1) обращение постановления по делу к исполнению;
2) фактическое исполнение постановления;
3) окончание исполнения.
Стадия возбуждения дела об административном правонарушении имеет важное значение в производстве по делам об административных правонарушениях. Она является своего рода «пусковым механизмом» процесса реализации административной ответственности. В этой связи важно правильное понимание и применение норм, регламентирующих отношения, возникающие на стадии возбуждения дела об административном правонарушении.
Прежде всего, следует помнить, что возбуждение дела об административном правонарушении является юридическим фактом, влекущим предусмотренные законом правовые последствия (возникновение прав и обязанностей участников производства по делу, необходимое условие для развития последующих стадий производства).
Указанной стадии предшествует совершение первоначальных процессуальных действий, обеспечивающих рассмотрение и разрешение дела по существу. На этой стадии компетентным органом (должностным лицом) устанавливается факт правонарушения, собираются доказательства, осуществляется процессуальное оформление результатов расследования, определяется, какой орган или должностное лицо должны рассматривать возбужденное дело, т. е. решается вопрос о подведомственности дела.
Возбуждение дела об административном правонарушении предполагает наличие поводов, предусмотренных ст. 28.1 КоАП РФ.
К ним относятся:
1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, ст. 14.12, 14.13 КоАП РФ);
4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;
5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных п. 4, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.
Поводами к возбуждению дел, предусмотренных ст. 14.12, 14.13, 14.23 КоАП РФ, являются поводы, указанные в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, а также сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве – собрания (комитета) кредиторов.
Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.9, 14.31, 14.31.1–14.33 КоАП РФ, является вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства РФ.
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Дело считается возбужденным с момента:
1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;
2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ;
3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 КоАП РФ;
5) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном ч. 1 или 3 ст. 28.6 КоАП РФ.
В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении должностное лицо выносит мотивированное определение.
В случае совершения административного правонарушения составляется:
а) протокол осмотра места совершения административного правонарушения (ст. 28.1.1 КоАП РФ);
б) протокол об административном правонарушении (ст. 28.2 КоАП РФ).
При совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.24 или ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ, составляется протокол осмотра места совершения административного правонарушения. Протокол составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
Прекращение производства по административному делу
В ч.1.1. ст. 29.9. КоАП РФ указан исчерпывающий перечень оснований для прекращения производства по делу, а именно:
- если имеется хоть одно обстоятельство, предусмотренное ст. 24.5. КоАП РФ, т.е. отсутствует событие правонарушения, не имеется состава, если лицо действовало в состоянии крайней необходимости, если издан акт об амнистии, истек срок давности для привлечения к ответственности и др.
- если лицу объявлено устное замечание в соответствии со ст. 2.9. КоАП РФ, т.е. когда из-за малозначительности совершенного деяния лицо освобождается от ответственности
- если в действиях (бездействии) лица имеются признаки преступления, дело прекращается и материалы передаются прокурору или в следственные органы
- по определенным статьям лицо может быть освобождено от ответственности с учетом примечаний к соответствующим статьям, например, если лицо добровольно сдало наркотики. Перечень статей приведен в п.4 ч.1 ст. 29.9. КоАП РФ.
Комментарий к Статье 29.1 КоАП РФ
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья обязан произвести перечисленные в статье 29.1 КоАП процессуальные действия в целях выполнения предусмотренных статьей 24.1 КоАП задач всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Вопрос о компетенции в рассмотрении дел об административных правонарушениях — это прежде всего вопрос о подведомственности, то есть об относимости дел об административных правонарушениях к ведению того или иного судьи, органа, должностного лица. При подготовке к рассмотрению дела надо установить, правильно ли определена подведомственность данного дела об административном правонарушении.
Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом, установлены статьей 29.2 комментируемого Кодекса.
Пункт 4 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. установил, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.). Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
Обстоятельства, исключающие производство по делу, установлены статьей 24.5 комментируемого Кодекса.
Вопрос о достаточности имеющихся по делу материалов определяется судьей, должностным лицом, органом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении.
Подготовка к рассмотрению дела
Рассмотрение дела о нарушении закона является основной стадией в судопроизводстве. Деятельность государственных органов носит здесь комплексный характер, который определяется необходимостью верно установить предмет административного нарушения. Подготовка к порядку рассмотрения дела об административном правонарушении фиксируется в статье 29.1 КоАП РФ. Эта статья содержит положения:
- о компетенции суда, судьи, отдельного органа или должностного лица в установленной сфере;
- о наличии обстоятельств, которые могли бы исключать сам факт рассмотрения дела судьей;
- о правильности составленного административного протокола;
- о наличии обстоятельств, смягчающих, отягчающих или исключающих производство;
- о наличии отводов и ходатайств.
Здесь же могут быть выделены и многие другие обстоятельства по делу.
Постановление по делу
Согласно КоАП, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении завершается вынесением постановления. Это нормативный акт, который обладает высшей правовой силой для всех участников судопроизводства. Нормы постановления императивны, то есть обладают обязательным характером. Существуют две основные формы постановления:
- о прекращении делопроизводства;
- о назначении наказания в виде административной санкции.
Постановление должно выноситься в следующих случаях:
- появление исключающих вину факторов;
- объявление устного замечания и освобождение привлеченного к ответственности лица;
- передача дел прокурору, следственному органу, дознавателю или любому другому лицу, в чьи обязанности входит поиск признаков преступления.
По окончании делопроизводства постановление должно быть немедленно оглашено участникам судебного процесса. Копия документа передается ответчику.
Срок давности рассмотрения дела
Согласно действующему сегодня в России КоАП, срок давности рассмотрения дела об административном нарушении означает, что затянувшееся рассмотрение данного дела может стать причиной вынесения постановления, в котором будет содержаться повеление о прекращении производственного процесса.
Существует несколько разновидностей срока давности по делу об административном правонарушении.
1. По умолчанию срок давности в интересующем нас случае составляет 2 месяца, однако, под влиянием некоторых обстоятельств может меняться.
2. При условии, что дело о нарушении интересующего нас вида рассматривает судья, его срок продлевается на 1 месяц, и составляет всего 3 месяца.
3. Может увеличиваться срок давности до 1 года, при условии, что совершенное нарушение связано с нарушениями законодательства в области:
- контроля экспорта;
- охраны окружающей среды;
- санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- государственного регулирования цен;
- рекламы;
- энергетики;
- ценных бумаг;
- выборов и референдумов;
- прочих направлений.
4. Кроме того, может увеличиваться срок давности по рассмотрению дел интересующей нас с вами направленности до 1 года ввиду совершения лицом-нарушителем проступка, влекущего за собой в качестве наказания дисквалификацию.
5. Может возрастать срок давности по отдельным делам также и до двух лет, при условии, что лицо нарушило:
- таможенное законодательство ЕврАзЭС или же российское законодательство о таможенном деле;
- законодательства валютного;
- законы, касающиеся бухгалтерского учета;
- законы России, касающиеся бюджета страны и иных регулирующих данную область деятельности нормативных актов;
- некоторые правила и нормы, указанные в КоАП России.
6. Срок давности за отдельные нарушения также может быть увеличен до срока в 3 года. Речь идет о следующих неправомерных действиях:
- о нарушении законодательства РФ, касающегося политических партий;
- за нарушение закона о банкротстве.
7. Повышение срока давности также может произойти до рекордных шести лет, при условии, что лицом были нарушены законодательные акты нашей страны в следующих областях:
- противодействия терроризму;
- противодействия коррупции.
При условии, что по истечению любого из указанных выше сроков давности так и не было принято постановление, но лицо привлечено к административной ответственности, данный акт может быть признан незаконным, так как для этого имеются все основания.
Срок данности начинает отсчитываться непосредственно со следующего дня после совершения административного правонарушения. При условии, что административное правонарушение длится и на данный момент, отсчет искомого срока будет производиться с момента его непосредственного обнаружения.
При условии, что было совершено нарушение, выраженное, как бездействие относительно конкретной ситуации, тогда срок давности начнет отсчитываться с даты, которая завершала последний день периода, предоставленного для выполнения обязанности, в области которой произошло данное бездействие.
Система стадий и этапов производства по делам об административных правонарушениях
Стадиями производства по делам об административных правонарушениях следует именовать логически связанные, со свойственными только им задачами и кругом участников совокупности следующих одна за другой относительно самостоятельных групп процессуальных действий участников данного вида административно-юрисдикционного процесса, направленных на реализацию их взаимных прав и обязанностей, а также на всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела и разрешение его в точном соответствии с законом.
Производство по делам об административных правонарушениях состоит из следующих четырех самостоятельных стадий (и это отражено структурой КоАП РФ):
1) стадия возбуждения дела об административном правонарушении;
2) стадия рассмотрения дела об административном правонарушении;
3) стадия пересмотра постановления (решения) по делу об административном правонарушении;
4) стадия исполнения вынесенного по делу постановления.
На каждой стадии производства существуют свои этапы – группы взаимосвязанных процессуальных действий, следующих друг за другом в определенной последовательности. Схематически систему стадий и этапов производства по делу об административных правонарушениях можно представить следующим образом:
I. Возбуждение дела:
1) установление (выявление) обстоятельств, указывающих на факт совершения административного правонарушения, и возбуждение производства по делу;
2) установление фактических обстоятельств дела (в ряде случаев – проведение административного расследования);
3) составление протокола об административном правонарушении;
4) направление материалов дела для рассмотрения по подведомственности.
II. Рассмотрение дела:
1) подготовительный этап (этап подготовки дела к рассмотрению);
2) непосредственное рассмотрение (анализ собранных по делу материалов);
3) принятие решения – вынесение постановления (определения) по делу;
4) оглашение принятого по делу постановления и доведение его до сведения всех заинтересованных в этом лиц.
III. Пересмотр вынесенного по делу постановления:
1) обжалование или опротестование постановления по делу;
2) проверка законности и обоснованности вынесенного по делу постановления;
3) вынесение решения по жалобе или протесту;
4) доведение принятого решения до сведения заинтересованных в этом лиц.
IV. Исполнение постановления:
1) обращение постановления по делу к исполнению;
2) фактическое исполнение постановления;
3) окончание исполнения (окончание дела).
В данную общую схему административно-юрисдикционного производства по делам об административных правонарушениях не вписывается так называемое «упрощенное» (или «ускоренное») производство, при котором все эти стадии и этапы сливаются, когда при совершении определенного рода проступков привлекаемое к ответственности лицо не оспаривает события административного правонарушения и согласно с назначаемым ему за это административным наказанием – предупреждением или штрафом, который лицо готово уплатить на месте совершения или обнаружения правонарушения (за исключением случае нарушения правил дорожного движения в рамках положений главы 12 КоАП РФ, когда штраф уплачивается через органы Сберегательного банка РФ).
Сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях
Основные сроки, согласно КоАП:
- На разбирательство по подобным делам отводится 15 суток с того дня, как материалы были переданы судье или иным должностным лицам, которые обладают полномочиями на проведение процедур по разбирательству.
- По обоснованному решению суда или прочих уполномоченных граждан, которые занимались ознакомлением,возможно продление судебного разбирательства, но не больше 30 суток.
Такая необходимость может возникнуть, если требуются дополнительные меры по выявлению всех обстоятельств.
- Если обстоятельства дела могут повлечь необходимость ареста в административном порядке, то материалы требуется рассмотреть в день получения документации, а по задержанному — за 2 суток.
Вопрос 38: Возбуждение и расследование дела об административном правонарушении
Возбуждение
административного дела
– первоначальная стадия административного
производства. Следует различать его
поводы и основания.
- Поводами к
возбуждению дела являются:
непосредственное обнаружение
уполномоченным должностным лицом факта
совершения административного
правонарушения; материалы, поступающие
из правоохранительных органов, а также
от других государственных органов,
органов местного самоуправления,
общественных объединений; сообщения и
заявления физических и юридических
лиц; сообщения в средствах массовой
информации. - Основанием для
возбуждения дела является
наличие достаточных данных, указывающих
на признаки административного
правонарушения. - Дело об
административном правонарушении
считается возбужденным
с момента составления протокола о его
совершении или вынесении прокурором
постановления о возбуждении
административного производства.
Протокол об
административном правонарушении
– процессуальный документ, свидетельствующий
о совершении данного противоправного
деяния (конечно, предположительно).
Его
составляют уполномоченные должностные
лица – представители тех органов,
которые правомочны рассматривать дела
об административных правонарушениях
(например, должностные лица милиции,
контрольно-надзорных органов и т.п.).
Установлены
реквизиты протокола: дата и место
составления; данные о его составителе;
сведения о личности нарушителя; место,
время совершения и его существо;
нормативный акт, предусматривающий
административную ответственность за
данное правонарушение; данные о
потерпевших и свидетелях; объяснения
нарушителя и иные сведения, необходимые
для разрешения дела. При составлении
протокола физическому лицу или законному
представителю юридического лица должны
быть разъяснены их права и обязанности.
Протокол составляется
сразу же после выявления факта совершения
административного правонарушения. Если
же требуется дополнительное выяснение
обстоятельств дела, в том числе данных
о. личности или сведений о юридическом
лице, протокол составляется в течение
суток с момента выявления правонарушения.
Затем протокол
направляется органу (должностному
лицу), уполномоченному рассматривать
дело, в течение суток с момента его
составления. Если правонарушение влечет
за собой административный арест, протокол
передается судье немедленно после его
составления.
При невозможности
составить протокол на месте совершения
административного правонарушения, хотя
его составление обязательно, нарушитель
может быть доставлен в полицию.
Административное
расследование
Расследование
дела, являясь начальной стадией
производства по делам об административных
нарушениях, представляет собой комплекс
процессуальных действий, направленных
на установление обстоятельств нарушения,
их фиксирование и квалификацию деликта.
В этой стадии создаются предпосылки
для объективного и быстрого рассмотрения
дела, применения к деликвенту
предусмотренных законом мер воздействия.
Основанием
возбуждения административного дела и
производства расследования является
совершение лицом деяния, содержащего
признаки административного нарушения.
Началу административного
расследования предшествует получение
информации о деянии, имеющем признаки
нарушения, т. е. наличие повода, ибо не
обнаруженное нарушение нормы не вызывает
административно-процессуальных
отношений.
Правовое значение повода к
возбуждению и расследованию дела состоит
в том, что он вызывает публичную
деятельность полномочных органов,
требует, чтобы они соответствующим
образом реагировали на сигнал об
административном нарушении.
- Поводами к
возбуждению и расследованию
административных дел могут быть заявления
граждан, сообщения представителей
общественности, учреждений, предприятий
и организаций, печати и иных средств
массовой информации, а также непосредственное
обнаружение неправомерного деяния
управомоченным лицом. - Исследование
фактических обстоятельств может
осуществляться и с помощью материальных
носителей информации (вещественных
доказательств и документов), получаемых
в результате задержания деликвента,
личного досмотра и досмотра вещей,
изъятия предметов. - Процессуальным
документом, фиксирующим окончание
расследования по административному
делу, является протокол, который
составляется о каждом нарушении, кроме
случаев, прямо предусмотренных
законодательством.
Завершающим этапом
первой стадии производства по делам об
административных правонарушениях
является направление материалов
расследования на рассмотрение. Очевидно,
что он имеет место лишь тогда, когда
лицо, закончившее расследование и
составившее протокол, само не вправе
решить дело по существу или считает
необходимым передать его в другие
государственные органы.
Дело, по которому
проведено расследование, направляется:
- органу или должностному лицу, уполн��моченному рассматривать соответствующую категорию административных нарушений;
- в орган внутренних дел, прокуратуру, если будут выявлены признаки преступления;
- на рассмотрение общественной организации или трудового коллектива;
- командиру воинской части, ректору вуза, соответствующему органу для решения вопроса о привлечении лица, совершившего административный проступок, к дисциплинарной ответственности.
Существует следующий порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении: вынесенного судьей – в вышестоящий суд; вынесенного коллегиальным органом – в районный суд по месту нахождения коллегиального органа; вынесенного должностным лицом – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела; вынесенного иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, – в районный суд по месту рассмотрения дела.
К субъектам, полномочным обжаловать постановление по делу об административном правонарушении, относятся: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевший; законные представители физического лица; законные представители юридического лица; защитник и представитель.
При подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, должностное лицо:
• выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данными судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу;
• разрешают ходатайство, при необходимости назначают экспертизу, истребуют дополнительные материалы, вызывают лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы;
• направляют жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции соответствующего судьи, должностного лица.
Порядок рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении:
• объявляется, кто рассматривает жалобу, какая жалоба подлежит рассмотрению, кем подана жалоба;
• устанавливается явка физического лица или законного представителя физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц;
• проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
• выясняются причины неявки участников производства по делу и принимаются решения о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы;
• разъясняются права и обязанности лиц, участвующих в рассмотрении жалобы;
• разрешаются заявленные отводы и ходатайства;
• оглашается жалоба на постановление по делу об административном правонарушении;
• проверяется законность вынесенного по делу постановления (заслушиваются участники производства по делу, иные субъекты, исследуются иные доказательства);
• в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.
Виды решений по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении:
• об оставлении постановления без изменения, ажалобы – без удовлетворения;
• об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
• об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП, атакже при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
• об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения меры закона об административном правонарушении, влекущей назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
• об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочным судьей, органом, должностным лицом.
Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.
Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, и (или) решение судьи по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в вышестоящий суд.
Гарантии законности – совокупность объективных условий и субъективных факторов, а также специальных юридических средств, посредством которых обеспечивается режим законности в сфере государственного управления.
Гарантии законности делятся на общие условия обеспечения законности и специальные средства обеспечения законности.
Общие условия обеспечения законности – совокупность экономических, политических, социальных и идеологических условий функционирования системы государственного управления. Их виды: экономические (состояние базисных, экономических отношений, организация и функционирование субъектов экономических отношений), политические (состояние государственной власти, развитие институтов демократии, степень участия населения в политических процессах в обществе), духовно-нравственные (уровень культуры общества, его членов, уровень сознания, в том числе правосознания).
Специальные средства обеспечения законности – совокупность юридических и организационных средств, при помощи которых обеспечивается режим законности в сфере государственного управления.
К юридическим средствам относят: нормативно-правовое регулирование наиболее значимых отношений в сфере государственного управления, совершенствование действующего законодательства с учетом динамики управленческих отношений, средства предупреждения правонарушений в сфере управления, средства пресечения (прекращения) правонарушений в сфере управления, меры правовосстановления (защиты) нарушенных прав в сфере управления, нарушенных в результате правонарушения, меры процессуального обеспечения (юридические процедуры), юридическую ответственность.
К организационным средствам относят: контроль за деятельностью субъектов государственного управления, надзор за деятельностью субъектов государственного управления, обучение, подготовка субъектов государственного управления и др.
Общественный контроль за законностью в сфере государственного управления представляет собой одну из форм отправления демократии, состоящую в реализации прав граждан и общественных объединений участвовать в управлении делами государства, наблюдении за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, их должностных лиц по соблюдению ими законности, прав и свобод граждан и их объединений.
Особенности общественного контроля:
1) осуществляется гражданами и их объединениями (общественными объединениями, политическими партиями и др.);
2) объектом контроля является деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, их должностных лиц;
3) широко применяются меры общественного воздействия;
4) имеет профилактическую и правовосстановительную направленность;
5) осуществляется во взаимодействии с другими способами обеспечения законности.
Субъекты общественного контроля: граждане (физические лица), общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, трудовые коллективы и др.
Основное средство реагирования граждан на факты нарушения законности – жалоба (административная и судебная).
Существуют общее право граждан на обжалование (подача административной или судебной жалобы) и специальное право жалобы (внесудебное и судебное обжалование).
При общем праве жалобы обжалованию подлежат коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действия (решения), в результате которых: нарушены права и свободы граждан, созданы препятствия осуществления гражданином его прав и свобод, незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Жалоба может быть подана в последовательном порядке (сначала в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, а в случае ее неудовлетворения – в суд) или в альтернативном порядке (жалоба подается по выбору субъекта или в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу или в суд).
При судебном обжаловании обращаются в суд с жалобой в срок:
1) три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;
2) один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, общественного объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ (законом по отдельным категориям дел могут быть установлены другие сроки).
Решение суда по жалобе: установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.
Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.
Исполнение решения суда: решение суда, вступившее в законную силу, обязательную для всех государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих и граждан, подлежит исполнению на всей территории РФ.
Суд информируется об исполнении решения не позднее чем в месячный срок со дня получения жалобы.
Судебные издержки возлагаются на государственный орган, орган местного самоуправления, учреждения, предприятия или объединения, общественное объединение, должностное лицо, государственного служащего в случае признания судом их действия (решения) незаконным, а также если поданная гражданином жалоба вышестоящему органу, должностному лицу была оставлена без ответа либо ответ был дан с нарушением срока.
Общие признаки права на специальную жалобу:
• подается лицом, в отношении которого вынесено постановление о наложении административного взыскания, от его имени адвокатом, потерпевшим, их законными представителями;
• подается в письменной форме;
• подается в орган (должностному лицу), вынесший постановление по делу об административном правонарушении, которое направляется субъекту, полномочному рассматривать жалобу в трехдневный срок;
• направляется субъекту, полномочному рассматривать жалобу в десятидневный срок с момента вынесения постановления;
• рассматривается вышестоящими органами (должностными лицами) или судом в десятидневный срок;
• поданная в срок жалоба приостанавливает исполнение отдельных административных взысканий;
• рассматривается в установленном процедурном порядке.
Как узнать срок окончания лишения водительских прав
Вы только что сдали свое водительское удостоверение и уже считаете дни до того, как получите его обратно. Как рассчитать когда истекает срок лишения прав?
Процесс расчета совсем несложный, вам необходимо лишь знать дату начала срока и сам период, на который были наложены санкции в отношении водительских прав. Например, день, когда в силу вступило постановление, был 1 декабря 2014 года, а сам срок составляет 3 месяца. Складываем и получаем, что 1 февраля 2020 года вы можете уже начинать забирать свои права, но учтите, что если истечение срока лишения прав попадает на выходной день, то вам стоит немного подождать до первого рабочего дня и тогда вы можете отправлять в отделение ГИБДД, куда сдавали свое водительское удостоверение.
Срок в исполнительном производстве — отрезок времени, в который стороны вправе или обязаны осуществить процессуальные действия.
Наступление, окончание всегда имеет правовые последствия. Например, должнику, добровольно не исполнившему требование, пристав назначит исполнительный сбор. Обязательство не погашено, время истекло, как следствие, наложение денежного взыскания.
Знание сроков в исполнительном производстве, в каком случае, как они исчисляются и заканчиваются — важно. Взыскателю и должнику это позволит контролировать работу пристава и вовремя предпринимать предусмотренные законом действия.