Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужны ли права на скутер, электроскутер, мопед, питбайк, мотоцикл?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В ситуации, когда питбайк оснащен двигателем более 50 см³, например, популярные модели на 125 кубов, возникает гораздо больше вопросов. Такие модели, согласно определению, можно отнести к ТС, а значит автоматически возникает необходимость получения водительских прав.
Нужны ли права на питбайки на 110, 125 и 190 кубов?
Итак, нужны ли права на питбайк 125 куб. см? Попробуем разобраться.
Согласно техническим характеристикам моделей с двигателями объемом от 125 до 190 см³ их можно отнести к ТС, а значит они должны стоять на учете в ГИБДД. Вот тут-то и возникают первые подводные камни.
Постановка на учет включает в себя предоставление определенного перечня документов на ТС, одним из которых является паспорт технического средства (ПТС). Однако питбайки не имеют ПТС. При оформлении покупки новый владелец, помимо договора купли-продажи, получает на руки только сервисную книжку и гарантийный талон. Отсутствие ПТС делает невозможным постановку питбайка на учет в ГИБДД. А значит, права не нужны.
Нужны ли права на питбайк
Заглянем в законодательство. В требованиях для получения прав написано, что водительские права не нужны, если человек управляет транспортом, рабочий объём двигателя которой меньше 50 кубических см и максимальная скорость меньше 50 км/час. Такая разновидность питбайков есть, но она не в тренде. Ведь с такой скоростью водители со стажем, да и просто большинство молодых людей, вряд ли захотят ездить.
Права на питбайк объёмом меньше 50 кубов и развивающего скорость до 50 км/ч не требуются.
Однако нельзя забывать, о существовании питбайков с объёмом двигателя 110 кубов, 125 кубов и 150 кубов, которые, естественно, более распространены за счет своей мощности и скорости. Теоретически, для вождения на данном транспорте требуется водительское удостоверение. Практически, это уже характеристики лёгкого мотоцикла.
Действия при остановке сотрудником ГИБДД
Допустим, вы едете по деревенской дорожке, по лесу или даже по городу, с допустимой скоростью, как вдруг, откуда ни возьмись, палочка поднимается вверх, и страж порядка указывает на Вас. Испугаться? Уехать?
Сразу предупреждаем: уезжать нельзя ни в коем случае. Вас всё равно найдут, и появятся проблемы посерьёзней. Как показывает практика, чаще всего прав, паспорта транспортного средства, страховки и документов о прохождении техосмотра – нет. Попадётся хороший человек – «Всего доброго. Счастливого пути!». Возможно, придется договориться на то, что вы пешком покатите байк по обочине (она уже как бы и не является дорогой). Выход также есть в случае «справедливого» стража порядка. Достаточно доказать, что вы управляете не транспортным средством либо управляете мопедом. Например, предоставить документы, где сказано, что данная техника относится к спортивному инвентарю либо что она по характеристикам не мощнее мопеда. Тогда штрафы будут совершенно другими.
Если же полицейскому удастся на месте доказать, что вы управляете не мопедом и не имеете прав категории «А», то вам грозит штраф в 2500 рублей и вероятность эвакуации вашего двухколесного друга на штрафстоянку (если байк маломощный, то, его не должны увезти, так как он не относится к полноценным ТС).
Ответственность за передвижение на питбайке по автомобильным дорогам
В Административном кодексе не существует наказания, которое применялось бы к мотоциклистам, использующим спортивные модели для передвижения по городу. Но бдительные работники дорожной полиции находят повод наказать нарушителя. Попробуем разобраться, насколько правомерны такие действия.
Заметив на улицах города байкера за рулем кроссового мотоцикла, работники ДПС могут наказать его за отсутствие прав, взыскав от 5 до 15 тысяч рублей. Такие действия незаконны, поскольку нарушитель управляет спортивным снарядом.
Но на практике стражи порядка обнаруживают массу нарушений, включая управление незарегистрированным транспортом, езду без защиты и отсутствие ОСАГО, штраф за которые составит 5000, 1000 или 1500 рублей соответственно. Такие действия тоже неправомерны из-за того, что питбайк не подлежит постановке на учёт. Любые взыскания можно оспорить, однако занятие это долгое и не всегда плодотворное.
Граждане, разъезжающие на кроссовых мотоциклах в состоянии опьянения, рискуют лишиться питбайка, который вполне законно будет отправлен на штрафную стоянку. Вызволить его оттуда, не имея ПТС, будет сложно.
Как узаконить питбайк для беспроблемной езды
Чтобы пользоваться спортивной техникой как обычным транспортным средством, нужны не только права, но и:
- ПТС. Просто по желанию владельца в ГИБДД документ не оформят. Движущаяся техника должна соответствовать условиям безопасной эксплуатации, то есть пройти экспертизу и получить свидетельство. Для этого ее придется сначала переделать, подогнав под регламент «О безопасности колесных ТС» (установить фары, сигнальные огни и т.д.). Только после этого можно попытаться получить свидетельство о безопасности ТС и паспорт.
- Полис ОСАГО. Страховая заключит договор в случае, если техника будет признана транспортным средством, а не спортинвентарем. То есть при наличии на него ПТС.
- СТС. Это документ тоже оформляют на основании паспорта транспортного средства и заявления владельца. Если будет ПТС, то СТС получают как обычно в ГИБДД.
Иного способа узаконить использование спортивного байка на доступных всем дорогах нет.
Со скольки лет можно управлять мотоциклом
В российском законодательстве существую определенные правила управления мотоциклетной техникой по дорогам. Подросткам, которым не терпится сесть за руль своего «железного коня» необходимо ознакомиться с ними. Иначе можно получить штраф и конфискацию транспортного средства.
По российскому законодательству подросткам можно управлять мотоциклетной техникой после достижения шестнадцати лет. Однако это относится к управлению мотоциклами, которые относятся к разряду малолитражек.
Они обладают небольшим объемом двигателя. Для управления такими транспортными средствами необходимо иметь категорию A1. Ее с недавнего времени можно открыть с 16 летнего возраста.
До 2013 года каждый шестнадцатилетний подросток имел возможность управлять мотоциклетной техникой. Теперь правила слегка изменились. В настоящее время для езды на мотоцикле – малолитражке необходимо иметь права категории A1, которые выдаются с 16 лет. Для управления мотоциклом от 50 кубометров с развитием скорости от 50 километров в час подростку должно исполниться 18 лет.
Как забрать питбайк со штрафстоянки?
Все-таки в случае, если вы не официально оформили ПТС на свой байк, могут возникнуть проблемы.
В случае если гаишникам на месте удастся доказать, что мотоцикл более кубатурный, чем мопед, а вы ездите без регистрации и прав категории А, оштрафуют на 2500 рублей и, возможно, отвезут мото на штрафстоянку. Этого допускать нельзя ни в коем случае, потому что вернуть его обратно практически невозможно. Потому что доказать, что транспортное средство принадлежит именно вам без ПТС очень сложно.
Забрать питбайк со штрафстоянки практически очень сложно.
Если все-таки сможете убедить, что питбайк ваш, то для транспортировки со штрафстоянки понадобится эвакуатор, пикап или прицеп. Потому что самостоятельно на нем уехать не дадут.
В случае если все-таки проблемы возникли, помните, что pitbike – это спортинвентарь, а не транспортное средство и без паспорта его забирать не имеют права. На штрафстоянку могут поставить ТС, но не как спортивное оборудование, к которому относятся: футбольный мяч, самокат, бейсбольная бита и кроссовый питбайк.
Поэтому просто глушите мотор, слезайте с мотоцикла и по тротуару катите его домой.
Что такое питбайк и какие права нужны на него
Питбайк – это небольшой мотоцикл, который чем-то напоминает детскую модель. На него нужны права и соответствующая категория.
Если двигатель на питбайке, объём которого равен 50 см 3 или меньше, а также скорость не более 50 км/ч, то на данное транспортное средство потребуются автомобильные права или права категории «М».
На питбайк с двигателем, объём которого 125 см 3 и более, требуются мотоциклетные права с категорией «А».
Если вы собираетесь ездить по городу, то необходимы права с открытыми категориями «А» и «В». Ни в коем случае не ездите без документов и страховки, потому что именно это транспортное средство чаще всего останавливают патрули полиции.
Ответственность за передвижение на питбайке по автомобильным дорогам
В Административном кодексе не существует наказания, которое применялось бы к мотоциклистам, использующим спортивные модели для передвижения по городу. Но бдительные работники дорожной полиции находят повод наказать нарушителя. Попробуем разобраться, насколько правомерны такие действия.
Заметив на улицах города байкера за рулем кроссового мотоцикла, работники ДПС могут наказать его за отсутствие прав, взыскав от 5 до 15 тысяч рублей. Такие действия незаконны, поскольку нарушитель управляет спортивным снарядом.
Но на практике стражи порядка обнаруживают массу нарушений, включая управление незарегистрированным транспортом, езду без защиты и отсутствие ОСАГО, штраф за которые составит 5000, 1000 или 1500 рублей соответственно. Такие действия тоже неправомерны из-за того, что питбайк не подлежит постановке на учёт. Любые взыскания можно оспорить, однако занятие это долгое и не всегда плодотворное.
О том, насколько легально перемещаться по городу на питбайке, имея права, но не имея техпаспорта, и как можно избежать ответственности, рассказывается в этом видео:
Желание прокатиться по городу на кроссовом мотоцикле без надлежащих документов может обернуться крупными неприятностями и значительным ущербом для кошелька. Если вы считаете, что оформлять питбайк под видом мотоцикла слишком хлопотно, лучше использовать спортивную технику только по её прямому назначению.
«Можно ли на питбайке ездить по городу?» довольно распространенный вопрос от людей желающих пересесть, например, со скутера на питбайк в качестве первого мотоцикла с механической коробкой, или желающих позажигать в городе, но опасающихся эвакуации транспортного средства и проблем с копами.
Нужны ли права на питбайк
Заглянем в законодательство. В требованиях для получения прав написано, что водительские права не нужны, если человек управляет транспортом, рабочий объём двигателя которой меньше 50 кубических см и максимальная скорость меньше 50 км/час. Такая разновидность питбайков есть, но она не в тренде. Ведь с такой скоростью водители со стажем, да и просто большинство молодых людей, вряд ли захотят ездить.
Права на питбайк объёмом меньше 50 кубов и развивающего скорость до 50 км/ч не требуются.
Однако нельзя забывать, о существовании питбайков с объёмом двигателя 110 кубов, 125 кубов и 150 кубов, которые, естественно, более распространены за счет своей мощности и скорости. Теоретически, для вождения на данном транспорте требуется водительское удостоверение. Практически, это уже характеристики лёгкого мотоцикла.
Теоретически для мощных питбайков объемом 50, 120, 150 и т.д. кубов права нужны
Получить водительское удостоверение категории А не сложно. Нужно только сдать экзамен и практическую часть. Но тут возникает другой «камень» — постановка на учёт. Требуется паспорт транспорта, который получают при производстве транспорта. Но на заводе производителе его не выдают. И единственный документ, который дают на руки обладателю питбайка – договор купли-продажи. А паспорт транспортного средства отсутствует.
Есть одна зацепка, почему же не выдают ПТС? Потому что, это средство спортивное, и для дорог общего пользования оно не предназначено. Получается, им нельзя управлять на дороге?
Права на любой питбайк получить почти невозможно. При этом на нем нельзя ездить по любым дорогам государственного, регионального или местного значения.
Каждому транспорту невозможно дать квалификацию «транспортного средства». Требуется провести экспертизу на соответствие стандартам. Первый и главный из них — безопасность. Это означает, что транспорт не предоставляет опасности и соблюдает нормативы ГОСТов. Только когда экспертиза пройдена, выдаётся паспорт транспорта, где указано, является ли данное приспособление полноценным транспортом или нет.
Транспортное средство или спортинвентарь?
Транспортное средство – прибор, на котором можно перевозить по дорогам людей (пассажиров в данном случае) или любых грузов. Если было бы всё просто – тогда под квалификацию «транспорта» попали бы велосипеды, ролики, скейтборды и т.д.
Разберём ещё один момент – езда по дорогам. Согласно ПДД, дорогой называется не только асфальтированное покрытие, а и протоптанная дорога, грунтовка. Там кататься нельзя. Зато спортинвентарю доступны леса и поля. Там, где не ездили колёса транспорта.
Подведём итоги: права на спортинвентарь не требуются. Их невозможно получить для такого приспособления. Однако на питбайке можно лишь участвовать в соревнованиях, ездить по грибы, но нельзя ездить по дорогам государственного, регионального или местного значения. Даже если там фактически нет дороги – то по правилам она есть. Может повезти, если не будет сотрудника ГИБДД, а если он попадётся — будут проблемы.
С точки зрения законодательства, нет перспектив ездить на питбайке ни по полям, ни по проселочным дорогам. Последние считаются территорией, прилегающей к ДОП, и передвижение по ним регламентируется ПДД. А правилами, как известно, езда на незарегистрированных транспортных средствах без паспорта и прав не предусмотрена.
Что касается полей, где никто не ожидает увидеть инспектора, на них тоже нельзя чувствовать себя в полной безопасности. Не исключено, что на ближайшей к месту, где вы гоняете, дороге окажется автомобиль патрульно-постовой службы. Если у представителей закона возникнет подозрение, что вы даже по поле ездите без прав и документов на питбайк, они могут беспрепятственно проверить этот факт. По крайней мере, прецеденты в судебной практике были. Кроме того, не исключено, что ваши действия и звуки мотоцикла будут раздражать селян, и они не поленятся вызвать наряд.
Разумеется, можно пытаться доказать, что ваш питбайк – это спортинвентарь, значит, не подлежит регистрации. Можно утверждать, что вы на поле его прикатили вручную, не передвигаясь по ДОП, что катались исключительно ради тренировки. Однако в этом аспекте возникнет другая проблема. Дело в том, что, согласно законодательству, езда по вспаханному полю сама по себе является правонарушением и наказывается штрафом.
Правила получения прав на питбайк
При приобретении питайка, он, как правило, позиционируется скорее как спортивный инвентарь, нежели как полноценное транспортное средство. Это говорит о том, что для использования на дорогах общего пользования он просто не предназначен. Однако, получить на него права всё-таки возможно, пусть и с некоторыми оговорками.
Стоит помнить, что в случае передвижения на питбайке с объёмом более 50 кубических сантиметров, водителю будет грозить штраф в две с половиной тысячи рублей и возможная эвакуация транспортного средства на штрафную стоянку. В данном случае под необходимыми документами подразумевается следующее:
- Водительское удостоверение с открытой категорией «А»;
- Паспорт Транспортного Средства;
- Документ, подтверждающий прохождение Технического Осмотра;
- Страховка.
Как уже говорилось выше, главной проблемой для оформления питбайка является то, что завод-изготовитель не предоставляет для него ПТС. Чтобы обойти это довольно значительное препятствие, потребуется потратить достаточно большое количество времени. Для получения Паспорта Транспортного Средства будет необходимо пройти экспертную комиссию в отделе сертификации.
Что такое питбайк по закону?
Различные нормативно-правовые акты приравнивают питбайк к разным категориям транспорта. Но нас интересуют только два из них: ПДД, которые устанавливают правила управления им, и КоАП, предусматривающий разного рода санкции за нарушения, в том числе штрафы, лишение автомобильных прав и штрафстоянку.
- По ПДД питбайк – это транспортное средство, которое может быть мотоциклом при объёме двигателя более 50 см3 либо мопедом при рабочем объёме менее 50 кубов. Соответственно, ПДД не явно, но предусматривают, что для управления питбайком в 2021 году нужны права категории A или M, либо подкатегории A1.
- Но, согласно КоАП, питбайк – это не транспортное средство. И отсюда следуют определённые выводы, в том числе отсутствие штрафа, штрафстоянки и ненужность прав для питбайка. Давайте этот момент разберём подробнее!
Примечание в статье 12.1, которое применяется ко всей 12 главе Административного кодекса, отвечающего за штрафы в области дорожного движения, гласит, что транспортное средство для применения к нему штрафа должно обладать непременным атрибутом – на него должно предоставляться специальное право – управления.
Питбайк – нужно ли ВУ
Законодательство дает водителю право ездить на транспорте по дороге общего пользования. Также разрешено передвигаться по прилегающей к ней территории и другим местам, движение по которым устанавливается ПДД. Поэтому обязательным условием является возможность ездить по данным местам.
Если внимательно почитать паспорт спортивного мотоцикла, являющегося инвентарем, и руководство к нему, то можно узнать следующее: он должен применяться для активного отдыха и спортивных соревнований. ПТС для него не оформляется, но есть обычный паспорт.
Отсюда можно сделать вывод, что мотоцикл-спортинвентарь не используется на общих дорогах. Поэтому и права на него не требуются, независимо от характеристик установленного на нем мотора. Значит данный мотоцикл нельзя считать транспортным средством. Этот факт подтвердил Верховный суд России в своем постановлении от 13 февраля 2015 года за номером 13-АД 15-1. Получается, что на спортивных мероприятиях можно ездить на мотоцикле без прав?
Если внимательно изучить постановления Верховного суда, то в них можно найти противоречивую информацию. Например, что по документам завода-изготовителя кроссовый мотоцикл или питбайк используется чаще всего для отдыха и спорта. Но там не сказано, что нельзя ездить по общим дорогам. К тому же, если его параметры подходят к транспортному средству, которое может относиться к категориям М или А.
Данное заключение Верховного суда дает право утверждать, что ВУ на мотоцикл-спортинвентарь требуется, но только для езды по дорогам общего пользования и другим местам, на которых действуют Правила дорожного движения. Если ездить на кроссовом мотоцикле по полям, горам или лесам, а также спортивным трассам, то водительские права не нужны.
Но и в этом случае можно посмотреть на термин «дорога» с точки зрения Правил. По логике она является «приспособленная и используемая полоса земли для движения». Другими словами, дорога в лесу по ПДД тоже соответствует данному названию. Но можно ли перемещаться на кроссовом мотоцикле, который считается просто инвентарем, по городским магистралям?
Как получить ПТС на питбайк официально?
Любой транспорт с объемом двигателя свыше 50 кубов при передвижении по дорогам общего назначения должен иметь ПТС. Изначально pitbike – это спортинвентарь и технический паспорт для него не предусмотрен, при покупке выдается чек и договор, в котором прописано, что мототехника не предназначена для езды по дороге общего пользования.
Можно пройти государственную сертификацию, на которой проверят документы о покупке, технические характеристики и соответствует ли байк стандартам безопасности (т. е. имеются ли у него все необходимые электронные, световые и звуковые приборы).
Процедура прохождения экспертизы платная, плюс придется хорошенько вложиться в установку всего оборудования. Однако после этого можете абсолютно не опасаться проблем с законом и встречи с гаишниками.