Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Корректируют правила расчета и уплаты утилизационного сбора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Список товаров, по которым будет необходимо оплачивать утилизационный сбор в 2023 году, включает 18 категорий товаров, которые производятся на территории Республики Казахстан или ввозится из-за границы.
Способы исполнения расширенных обязательств для производителей и импортеров на территорию Республики Казахстан
Производители и импортеры на территории Республики Казахстан имеют право исполнять расширенные требования в сфере утилизационного сбора следующими способами:
- Использование собственной системы сбора, обработки, переработки, обезвреживания и утилизации отходов, транспортировки, подготовки к повторному использованию и сортировки. Но следует учесть, что данный способ не распространяется на производителей и импортеров кабельной продукции и легкого, грузового автомобильного транспорта;
- Составление договора с оператором расширенных обязательств производителей (импортеров) об организации сбора, транспортировки, подготовки к повторному использованию, сортировки, обработки и переработки. Подачи заявки согласно правилам реализации расширенных обязательств производителей (импортеров), утвержденных правительством РК с последующим внесением на банковский счет оператора денег в виде утилизационного платежа.
Для плательщиков, которые не относятся к крупнейшим производителям, конкретный срок уплаты утилизационного сбора не установлен. Однако сбор нужно заплатить до выпуска транспортного средства в обращение (до оформления ПТС или электронного паспорта). То есть импортеры платят сбор до окончания таможенного оформления. А производители – до момента продажи. Без отметки об уплате сбора зарегистрировать технику не удастся.
Крупнейшие производители должны заплатить сбор в течение 45 календарных дней с даты представления расчета в налоговую инспекцию. А за III квартал – в течение 90 календарных дней, следующих за кварталом.
Такой порядок предусмотрен пунктом 22 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291, пунктом 24 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81.
Если крупнейший производитель не заплатит сбор или заплатит не в полном объеме, налоговая инспекция взыщет платеж принудительно. Порядок взыскания тот же, что и для налогов (гл. 8, 10, 11 НК, п. 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81, п. 23 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291).
О видах складской техники, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор
Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 N 81 утвержден перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор.
Разделом VI Перечня установлены категории и коэффициенты расчета размера утилизационного сбора за «Погрузчики фронтальные», классифицируемые по кодам 8427 10, 8427 20 и 8429 51 ТН ВЭД ЕАЭС.
С учетом переходных ключей между ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД2 сообщается, что утилизационный сбор:
- уплачивается в отношении фронтальных погрузчиков и автопогрузчиков с вилочным захватом, оснащенных дизельной или электрической силовой установкой,
- не уплачивается в отношении такой складской техники, как подъемники с рабочими платформами (механизированные и немеханизированные), краны-штабелеры (самоходные и несамоходные), а также аналогичные тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 20 августа 2018 г. N СА-4-3/16055@
ОБ УТИЛИЗАЦИОННОМ СБОРЕ
Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмоМинистерства промышленности и торговли Российской Федерации от 10.08.2018 N МА-51322/07 по вопросу необходимости уплаты утилизационного сбора на складскую технику.
МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 августа 2018 г. N МА-51322/07
ОБ УТИЛИЗАЦИОННОМ СБОРЕ НА СКЛАДСКУЮ ТЕХНИКУ
В связи с неоднократным обращением в адрес Минпромторга России импортеров складской техники по вопросу необходимости уплаты за данную продукцию утилизационного сбора сообщаем следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» утилизационный сбор взимается за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним. При этом согласно пункту 2указанной статьи виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
В этой связи постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — постановление N 81) утвержден переченьвидов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее — Перечень).
Разделом VIПеречня установлены категории и коэффициенты расчета размера утилизационного сбора за «Погрузчики фронтальные», классифицируемые в соответствии с Товарной номенклатуройвнешнеэкономической деятельности Евразийского (далее — ТН ВЭД ЕАЭС) экономического союза по кодам 8427 10, 8427 20и 8429 51.
Необходимо отметить то, что в соответствии с Переходными ключами между ТН ВЭД ЕАЭСи Общероссийским классификаторомпродукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (далее — ОКПД2), размещенными на официальном портале Минэкономразвития России в информационно-коммуникационной сети Интернет (далее — переходные ключи), установлено следующее соответствие кодов классификации:
- код ТН ВЭД ЕАЭС 8427 10″- погрузчики и тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием, самоходные с приводом от электрического двигателя:» соответствует коду ОКПД2 28.22.15″Автопогрузчики с вилочным захватом, прочие погрузчики; тягачи, используемые на платформах железнодорожных станций»;
- код ТН ВЭД ЕАЭС 8427 20″- погрузчики и тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием, самоходные прочие:» соответствует коду ОКПД2 28.22.15″Автопогрузчики с вилочным захватом, прочие погрузчики; тягачи, используемые на платформах железнодорожных станций»;
- код ТН ВЭД ЕАЭС 8429 51″— погрузчики одноковшовые фронтальные:» соответствует коду ОКПД2 28.92.25″Погрузчики фронтальные одноковшовые самоходные».
Принимая во внимание изложенное отмечаем, что в рамках постановленияN 81 требование об уплате утилизационного сбора установлено в отношении фронтальных погрузчиков и автопогрузчиков с вилочным захватом, оснащенных дизельной или электрической силовой установкой, в связи с чем в отношении такой складской техники, как подъемники с рабочими платформами (механизированные и немеханизированные), краны-штабелеры (самоходные и несамоходные), а также аналогичные тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием, уплата утилизационного сбора не требуется.
Кто освобождается от утилизационного сбора?
Часть 6 статьи 24.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» говорит о том, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении следующих категорий автомобилей:
- ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
- которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
- с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации;
- с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки.
Кто должен платить утилизационный сбор?
Перечень плательщиков утилизационного сбора приводится в части 3 статьи 24.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления»:
3. Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:
- осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
- осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
- приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора;
- являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 настоящей статьи, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта.
Перечень необходимых документов
Утилизационный сбор, вносимый за новую спецтехнику, изготовленную в России, платит производитель. Отметка об этом обязательно проставляется в ПТС на каждое изделие.
Не позднее, чем через три рабочих дня после внесения оплаты, плательщик обязан представить в ФНС произведенный расчет величины сбора с приложением:
- бланка техпаспорта на каждое изделие;
- дубликата сертификационного документа, подтверждающего отсутствие необходимости проведения обязательной оценки ее соответствия;
- дубликатов паспортов на технику, за которую сбор уже внесен, после чего ее переделали таким образом, что настала необходимость оформления нового техпаспорта;
- копии (дубликата) квитанции, подтверждающей оплату сбора.
В случае оплаты утилизационного сбора в ФТС платеж должен быть проведен в сроки, установленные для процедуры растаможивания. При этом потребуется предоставить:
- форму расчета величины вносимого сбора;
- ПТС на технику, за которую осуществляется платеж;
- копии документов, подтверждающих, что параметры спецтехники идентичны указанным в формуле;
- договор на покупку;
- документы, подтверждающие внесение оплаты.
Срок уплаты утильсбора
Довольно распространенным является вопрос о сроках уплаты утильсбора на спецтехнику. По данному вопросу существуют следующие разъяснения: действующим законодательством не регламентированы конкретные сроки, которые необходимо соблюдать при перечислении утильсбора в бюджет. В то же время, не уплатив сбор, Вы не сможете поставить спецтехнику на учет в ГИБДД. Если Вы ввозите импортный бульдозер или трактор, то оплатить сбор Вы обязаны на таможне, при пересечении границы РФ. По факту оплаты органы ФТС делают отметку «Утилизационный сбор оплачен» в графе «Особые отметки» ПТМ. Что касается производителей спецтехники, то компании оплачивают утильсбор при выпуске ТС и включают его сумму в реализационную стоимость спецтехники.
Ответственность за уплату/неуплату сбора возлагается на производителей и импортеров спецтехники. Плательщики утильсбора обязаны самостоятельно рассчитать сумму, а также перечислить ее в бюджет. При оплате сбора следует обратить внимание на реквизиты и особенности заполнения платежного поручения. Полную информацию о расчетных счетах и кодах, которые необходимо указывать в назначении платежа при перечислении средств Вы можете найти на официальных сайтах ФТС и ФНС.
Перечень плательщиков определен в пункте 3 статьи 24-1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». В их число входят лица, которые:
1. Осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.
2. Осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации.
3. Приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационный сбор в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 статьи 24-1 данного закона (приводятся ниже) или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
4. Являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 статьи 24-1 (приводится ниже), при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта.
В соответствии с законодательством, плательщик обязан сам предоставить необходимые документы и произвести перевод денежных средств по соответствующему коду бюджетной классификации (КБК) на счет органа Федерального казначейства.
Утилизационный сбор (сумма сбора, уплаченного за самоходные машины и прицепы к ним, произведенные, изготовленные в Российской Федерации) | 182 1 1200 120 |
Код бюджетной классификации (КБК) для уплаты сумм утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) | 182 1 1200 120 |
Форма и формат расчета сбора размещены на сайте ФНС в разделе «Утилизационный сбор». Но помните, что утилизационный сбор не может быть зачтен в счет уплаты иных платежей!
Виды и категории транспорта, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор
Объектом обложения утилизационным сбором признается транспортное средство:
1. произведенное (изготовленное) на территории Республики Беларусь и отчуждаемое либо используемое производителем (изготовителем) для собственных нужд;
2. достроенное на территории Республики Беларусь на базе шасси, предоставленного заказчиком, если в результате такой достройки производитель (изготовитель) в установленном законодательством порядке присвоил завершенному изготовлением транспортному средству идентификационный номер (VIN);
3. ввозимое (ввезенное) в Республику Беларусь в качестве товара для личного пользования, выпускаемое (выпущенное) в свободное обращение;
4. ввозимое (ввезенное) в Республику Беларусь и помещаемое под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
5. ввезенное в Республику Беларусь с территорий государств – членов Евразийского экономического союза и подлежащее государственной регистрации на территории Республики Беларусь в соответствии с законодательством.
Объектом обложения утилизационным сбором в Республике Беларусь не признается транспортное средство:
1. произведенное (изготовленное) на территории Республики Беларусь и отчуждаемое производителем (изготовителем) за пределы Республики Беларусь;
2. переоборудованное на территории Республики Беларусь на базе транспортного средства, ранее зарегистрированного в Республике Беларусь.
Для целей настоящей главы под переоборудованным транспортным средством понимается транспортное средство, в конструкцию которого внесены не предусмотренные нормативно-технической документацией производителя (изготовителя) изменения весовых, габаритных и иных параметров и которому при этом юридическим лицом Республики Беларусь в установленном законодательством порядке присвоен идентификационный номер (VIN);
3. переоборудованное на территории Республики Беларусь на базе транспортного средства, ранее ввезенного на территорию Республики Беларусь, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в соответствии с законодательством;
4. достроенное на территории Республики Беларусь на базе шасси, если в отношении такого шасси в Республике Беларусь уплачен утилизационный сбор;
5. достроенное на территории Республики Беларусь на базе шасси и отгружаемое (передаваемое) производителем (изготовителем) за пределы Республики Беларусь заказчику, местом нахождения (местом жительства) которого не является Республика Беларусь, либо отчуждаемое за пределы Республики Беларусь заказчиком, местом нахождения (местом жительства) которого является территория Республики Беларусь;
6. зарегистрированное до 1 марта 2014 года на территории Республики Беларусь в установленном законодательством порядке;
4.7. выпущенное в свободное обращение либо помещенное под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в соответствии с таможенными декларациями, зарегистрированными до 1 марта 2014 года.
С 1 января 2021 года вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь № 647 от 16.11.20 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 2019 года № 437», где был уточнен перечень видов и категорий транспортных средств, которые являются объектами обложения утилизационным сбором, а также ставок утилизационного сбора.
Сроки уплаты утилизационного сбора
Утилизационный сбор уплачивается однократно за каждое транспортное средство в следующие сроки:
1. не позднее двух рабочих дней, следующих за днем отгрузки (передачи) транспортного средства, произведенных или достроенных на территории РБ.
При этом днем отгрузки (передачи) транспортного средства признается:
- при отгрузке (передаче) транспортного средства покупателю (получателю, перевозчику), заказчику – дата отгрузки (передачи) транспортного средства;
- в иных случаях – дата оформления производителем (изготовителем) документа, подтверждающего производство (изготовление) транспортного средства в Республике Беларусь.
Платежная инструкция на уплату утилизационного сбора оформляется по каждому транспортному средству, и заверяется отметкой банка, подтверждающей его уплату.
2. до выпуска транспортного средства, ввезенного в РБ для личного пользования, в свободное обращение или помещения транспортного средства, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
3. до государственной регистрации в соответствии с законодательством транспортного средства, если утилизационный сбор уплачивается:
- в отношении транспортного средства, ввезенного в РБ с территорий государств – членов ЕАЭС и подлежащее государственной регистрации на территории плательщиком (организацией или физическим лицом), приобретающим в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление транспортное средство ввезенное ранее в РБ, в отношении которого утилизационный сбор не был уплачен при ввозе.
Что означает печать «утилизационный сбор» в ПТС?
Штамп утилизационный сбор ставится на лицевой части ПТС в графе «Особые отметки» (в левой части страницы). Он означает, что сбор в отношении указанного автомобиля уплачен.
Так что если штамп в документе стоит, то это является скорее преимуществом, чем недостатком. Собственник автомобиля в будущем вправе рассчитывать на бесплатную утилизацию автомобиля.
Если же такого штампа в ПТС нет, то имеет смысл изучить ситуацию подробнее.
Это связано с тем, что до 1 сентября 2012 года утилизационный сбор уплачивать было не нужно. Т.е. при покупке машины, ПТС на которую выдан до 1 сентября 2012 года, отсутствие штампа об уплате сбора не должно вызывать никаких проблем.
При покупке автомобиля, ПТС на который выдан после 1 сентября 2012 года, нужно иметь в виду, что если утилизационный сбор уплачен не был, то его придется заплатить Вам.
Ошибочно (излишне) уплаченный УС может быть возвращен или учтен в качестве авансовых платежей на основании п.25 Постановления Правительства РФ №1291.
Для возврата средств в адрес таможенных органов должно быть подано заявление, бланк которого утвержден в Приложении №4 к указанному постановлению.
В расхожих случаях ввоза легковушек частными лицами утилизационный сбор составляет незначительную величину в общей стоимости авто: 3400 – 5200 рублей. В случаях специальной техники этот же параметр может составить уже семизначную цифру, и превысить изначальную цену ТС.
Проблема может заключаться и в ошибочном начислении УС, который необходимо вернуть. Сделать это можно самостоятельно, но в особо сложных случаях лучше обратиться к автоюристу. Первую онлайн-консультацию можно получить бесплатно. Для этого достаточно описать проблему через форму ниже, и дождаться ответа от адвоката.
➡️ Не забудьте подписаться на наш ТГ-канал. Мы проводим там опросы и публикуем важные правовые новости.
Кто должен платить утилизационный сбор?
Перечень плательщиков утилизационного сбора приводится в части 3 статьи 24.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления»:
3. Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:
- осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
- осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
- приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора;
- являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 настоящей статьи, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта.
Сначала автомобили, а теперь и спецтехника. Что творит Минпромторг
«АвтоВзгляд» уже писал о том, что сейчас, из-за проблем с логистикой, вызванных пандемией, в дилерских центрах толком нет в наличии ни квадроциклов, ни снегоходов. Ситуация, скажем прямо, непростая. Многие специализированные магазины на грани разорения, а кто-то уже разогнал сотрудников и объявил себя банкротом. И проект Постановления об увеличении утильсбора, опубликованный 19 января 2021 года, окончательно добьет и без того на ладан дышащий рынок мотовездеходов. Ознакомиться с полным его текстом можно на официальном сайте Правительства РФ.
Мы же озвучим ключевые моменты. Итак, проект предусматривает увеличение коэффициента расчета размера утилизационного сбора в 2—3 раза! Так, например, для квадроциклов с объемом двигателя до 300 «кубиков» размер утиля составит 103 500 рублей. Квадрики с движком от 300 до 480 сс подорожают на 248 400 «деревянных». Снегоболотоходы с объемом мотора от 480 до 840 кубических сантиметров прибавят в стоимости 351 900 рублей (к слову сказать, в розницу такие ATV сейчас стоят минимум от полумиллиона). Сильнее всего должны подорожать мотовездеходы с объемом движка от 840 «кубов» — утильсбор для них хотят сделать аж 414 000 рублей.
2 февраля 2021 года кабмин планирует рассматривать проект постановления, подготовленный не слишком дальновидными чиновниками из Минпромторга. Ведь не надо иметь семи пядей во лбу и дипломов о высшем экономическом образовании, чтобы понять на бытовом уровне катастрофические последствия такого решения. Ввозить вездеходы станет попросту не выгодно, а это значит, что десятки тысяч людей, работающих и в компаниях-импортерах, и в смежных отраслях, станут безработными. А государство не досчитается миллиардов рублей, которые сейчас собираются в виде таможенных пошлин, налогов с продаж техники, и транспортного налога на самоходные машины.
Кроме того, это приведет и к резкому росту числа угонов квадроциклов, потому как ликвидность такого рода техники резко возрастет на черном рынке. Кто останется в выигрыше, если документ все же примут? Пожалуй, будут только проигравшие. И простые обыватели, для которых квадроциклы вновь станут непозволительной роскошью. И продавцы, вынужденные закрыть бизнес. И государство, потерявшее статьи дохода, которые никогда не перекроют деньги, полученные от утильсбора.
Приобретение автомобиля на российском рынке или за рубежом связано с определенными расходами. Одним из видов доп. платежей, введенных с 2012 года, является утилизационный сбор. Вопросов у автомобилистов в связи с этим нововведением много. Это и увеличение утилизационного сбора, и его размеры, и калькулятор расчета, льготы и т. д. Давайте разбираться со всем этим по порядку.
Утильсбор – это разовый платеж, взимаемый в пользу государства. Уплата утилизационного сбора возлагается на производителя или импортера. На покупателя ТС возлагается только в том случае, если взнос не был внесен до заключения договора купли-продажи.
Впервые вопрос о том, что значит утилизационный сбор и зачем он нужен, поднялся в 2012 году. Президент РФ внес изменения в 5 главу Федерального закона №89. Он был дополнен статьей 24.1. В ней указывались лица, обязанные оплачивать сбор, цели и задачи, сроки внедрения, категории ТС и т. д.
Последние новости о введении нового утилизационного сбора активно обсуждались внутри страны и за рубежом. Импортеры волновались о повышении цен для покупателей за счет увеличения коэффициента, применяемого к базовой ставке. Новость о повышении утилизационного сбора на автомобили в России с 1 января 2020 граждане узнали в ноябре 2021 года.
Оплата утилизационного сбора – это обязанность производителя или одного из собственников ТС. Согласно закону, юридическое или физическое лицо оплачивает утилизационный сбор в следующих ситуациях:
- При ввозе автомобиля из-за рубежа. В этом случае оплата производится на таможне, выбор КБК зависит от страны ввоза автомобиля.
- При производстве ТС на территории РФ. Автопроизводители оплачивают утилизационный сбор в своих ИФНС.
- При покупке ТС у собственника, ранее не оплатившего утилизационный сбор. Оплачивается в отделении ИФНС.
Лица из категории 1 отчитываются на таможню в течение 15 дней с момента уплаты, лица из категории 2 и 3 – в течение 3 рабочих дней.
С 2021 года в России снова вырастет утильсбор на автомобили
От уплаты освобождаются автовладельцы в таких случаях:
- ТС возрастом более 30 лет. Автомобиль не должен быть источником дохода, использоваться как коммерческий. На нем должен быть установлен оригинальный двигатель, рама и кузов.
- Машина является собственностью переселенцев, участвующих в программе добровольного возвращения на Родину из-за границы.
- Автомобиль используется в качестве средства передвижения дипломатического представителя, его семьи, сотрудников дипмиссии.
- В ПТС стоит штамп об утилизационном сборе, то есть производитель или предыдущий владелец внесли плату до продажи автомобиля.
Владельцы или покупатели транспорта, который не поименован в постановлениях № 81 и № 1291, освобождаются от уплаты сбора.
На основании п. 8, абз. 3 постановления РФ № 1291 при оформлении электронного паспорта на такие виды транспорта необходимо проставить в нем отметку о том, что сбор платить не нужно.
Кроме этого есть и другие исключения (статья 24.1, пункт 6 закона № 89-ФЗ):
- личный транспорт беженцев, вынужденных переселенцев либо участников государственной программы по переселению в добровольном порядке въезжающих в РФ;
- транспорт старше 30 лет, не используемых для коммерческих целей и имеющий оригинальные кузова или двигатели (либо отреставрированные);
- транспортные средства моложе 3 лет, ввезенные в ОЭС Калининградской области;
- владельцем транспортного средства является дипломатическое представительство, консульство либо сотрудник (и члены его семьи) этих организаций.
Расчет утилизационного сбора осуществляется по формуле: БС * К,
где БС – базовая ставка, К – повышающий коэффициент.
- 20 000 руб. – для колесных ТС, выпущенных в обращение на территории России, категории М1, повышенной проходимости категории G, специальных и специализированных ТС указанной категории;
- 150 000 руб. – для колесных ТС категорий M2, M3, N1, N2, N3, повышенной проходимости категории G, специализированных ТС указанных категорий, шасси колесных ТС категорий N1, N2, N3, M2, M3, а также прицепов к колесным ТС;
- 172 500 руб. – для самоходных машин и прицепов к ним, а также спецтехники.
Базовые ставки установлены Постановлениями Правительства №1291 от 26.12.2013 и №81 от 06.02.2016.
Согласно Постановлению Правительства №1291 размер базовой ставки равен 20 000 рублей для транспортных средств категории М1 и для машин с электродвигателем. Для всех остальных машин, в том числе самоходных и прицепов к ним (согласно Постановлению Правительства №81) базовая ставка равна 150 000 рублей. Таким образом, только за легковые автомобили с подходящими параметрами размер утилизационного сбора не будет столь велик, а за грузовые автомобили, коммерческие, грузопассажирские, пассажирские и другие автобусы, сельскохозяйственную, строительную и прочую технику придется уплачивать госсбор из расчета базовой ставки в 150 000 рублей. При этом важнейшую роль играют размеры расчетных коэффициентов, которые приведены в таблице ниже.
Таблица — Перечень категорий транспортных средств и соответствующих им коэффициентов для расчета размера утилизационного сбора в 2021 году
Категория транспортного средства | Расчетный коэффициент | |
Новое ТС | ТС старше 3 лет | |
Легковые автомобили массой до 3,5 т | ||
С электродвигателем | 1,42 | 5,3 |
С ОД не более 1000 куб.см | 1,42 | 5,3 |
С ОД 1000-2000 куб.см | 2,21 | 8,26 |
С ОД 2000-3000 куб.см | 4,22 | 16,12 |
С ОД 3000-3500 куб.см | 5,73 | 28,5 |
С ОД свыше 3500 куб.см | 9,08 | 35,01 |
Ввозимые, купленные физлицами | 0,17 | 0,26 |
Грузовые, грузопассажирские автомобили с массой | ||
Не более 2,5 т | 0,83 | 0,88 |
2,5-3,5 т | 1,32 | 2,06 |
3,5-5 т | 1,65 | 2,64 |
5-8 т | 1,82 | 4,56 |
8-12 т | 2,21 | 6,91 |
12-20 т | 2,43 | 10.06 |
20-50 т | 4,79 | 11,8 |
Автобусы массой | ||
Не более 5 т (с ОД 5000-10000 куб.см) | 2,64 | 4,4 |
Свыше 5 т (с ОД свыше 10000 куб.см) | 3,3 | 5,2 |
С ОД не более 2500 куб. см (и с электродвигателем) | 0,99 | 1 |
С ОД 2500-5000 куб. см | 1,98 | 3 |