Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Опубликован новый Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Административная юстиция – это особый процессуальный порядок рассмотрения и разрешения публично-правовых (административно-правовых) споров, возникающих из управленческих отношений, правовой институт судебной защиты, восстановления нарушенных субъективных прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц и других организаций, контроля за соблюдением законности в системе государственного управления.
Статья 183. Сроки рассмотрения и разрешения гражданских дел судом первой инстанции
1. Срок рассмотрения гражданского дела должен соответствовать его фактической сложности и интересам лиц, участвующих в деле.
2. Гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом в срок до двух месяцев со дня окончания подготовки дела к судебному разбирательству.
Гражданские дела о восстановлении на работе, об установлении отцовства и взыскании алиментов, а также дела особого искового и особого производства рассматриваются и разрешаются судом в срок до одного месяца со дня окончания подготовки дела к судебному разбирательству. Дела о признании забастовок незаконными рассматриваются и разрешаются в течение десяти рабочих дней со дня поступления иска в суд.
3. Для отдельных категорий гражданских дел настоящим Кодексом могут быть установлены иные сроки их рассмотрения и разрешения.
4. Течение срока рассмотрения и разрешения дела, по которому подан встречный иск, исчисляется со дня окончания подготовки дела к судебному разбирательству по основному иску.
Срок должен устанавливаться судом с учетом разумности и достаточности.
5. Течение срока рассмотрения и разрешения дела, выделенного из основного дела, а также дел, объединенных в одно дело для совместного рассмотрения, исчисляется в соответствии с частью четвертой статьи 167 настоящего Кодекса.
6. Течение срока рассмотрения и разрешения дела при обжаловании определения суда в порядке, установленном настоящим Кодексом, прерывается с момента направления дела в вышестоящий суд до его поступления в производство суда первой инстанции, кроме случаев обжалования определения об обеспечении иска.
Статья 187. Порядок в судебном заседании
1. При входе судьи в зал судебного заседания лица, присутствующие в зале, встают. Решение или определение суда, которым заканчивается дело без вынесения решения, присутствующие в зале судебного заседания слушают стоя.
2. Лица, участвующие в деле, и присутствующие в зале судебного заседания граждане обращаются к судье «Уважаемый суд».
Объяснения и показания, вопросы и ответы на них с разрешения председательствующего участники процесса дают стоя. Отступление от этого правила может быть допущено лишь с разрешения председательствующего.
3. Лица, участвующие в деле, а также присутствующие в зале судебного заседания граждане обязаны соблюдать порядок в зале судебного заседания.
4. Правила настоящей статьи применяются с учетом особенностей участия в судебном процессе с использованием технических средств связи.
Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан
Написать комментарий
Статья 5. Задачи гражданского судопроизводства
Задачами гражданского судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, государства и организаций, укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений.
Статья 6. Законность
1. Суд при разрешении дел в порядке гражданского судопроизводства обязан точно соблюдать требования Конституции Республики Казахстан, настоящего Кодекса, других нормативных правовых актов.
2. Суды не вправе применять законы и иные нормативные правовые акты, ущемляющие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина. Если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, он обязан приостановить производство по делу и обратиться в Конституционный Совет с представлением о признании этого акта неконституционным. По получении судом решения Конституционного Совета производство по делу возобновляется.
3. Нарушение закона судом при разрешении дел недопустимо и влечет за собой отмену незаконных судебных актов. Судья, виновный в нарушении закона, несет установленную законом ответственность.
4. Суд, установив при разрешении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону или издание его с превышением полномочий, применяет правовые акты, имеющие большую юридическую силу.
5. В случае отсутствия норм права, регулирующих спорное правоотношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор, исходя из общих начал и смысла законодательства.
6. Если законодательными актами или соглашением сторон спора предусматривается разрешение соответствующих вопросов судом, суд обязан разрешать эти вопросы, исходя из критерия справедливости и разумности.
Статья 7. Осуществление правосудия только судом
1. Правосудие по гражданским делам осуществляется только судом по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством. Присвоение властных полномочий суда кем бы то ни было влечет ответственность, предусмотренную законом.
2. Решения чрезвычайных, а также иных незаконно учрежденных судов юридической силы не имеют и исполнению не подлежат.
3. Решения суда, осуществлявшего гражданское судопроизводство по неподсудному ему делу, превысившего свои полномочия или иным образом существенно нарушившего предусмотренные настоящим Кодексом принципы гражданского судопроизводства, незаконны и подлежат отмене.
4. Решения суда по гражданскому делу могут быть проверены и пересмотрены только соответствующими судами в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Статья 8. Судебная защита прав, свобод и законных
интересов лица
1. Каждый вправе в порядке, установленном настоящим Кодексом, обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых конституционных прав, свобод или охраняемых законом интересов. Государственные органы, юридические лица или граждане имеют право обратиться в суд с заявлением о защите прав и охраняемых законом интересов других лиц или неопределенного круга лиц в случаях, предусмотренных законом.
2. Прокурор вправе обратиться в суд с иском (заявлением) в целях осуществления возложенных на него обязанностей и для защиты прав граждан, юридических лиц, общественных и государственных интересов.
3. Никому не может быть без его согласия изменена подсудность, предусмотренная для него законом. Вышестоящий суд не вправе изъять дело из производства нижестоящего суда и принять его к своему производству без согласия сторон.
4. Отказ от права на обращение в суд недействителен, если он противоречит закону или нарушает чьи-либо права и охраняемые законом интересы.
Статья 9. Уважение чести и достоинства личности
1. При производстве по гражданскому делу запрещаются решения и действия, унижающие честь или умаляющие достоинство лица, участвующего в гражданском процессе.
2. Моральный вред, причиненный лицу в ходе гражданского судопроизводства незаконными действиями государственных органов и должностных лиц, подлежит возмещению в установленном законом порядке.
Статья 10. Неприкосновенность частной жизни. Тайна
переписки, телефонных переговоров,
почтовых, телеграфных и иных сообщений
Примечание РЦПИ!
Статья 37 предусмотрена в редакции Закона РК от 17.02.2012 № 565-IV (вводится в действие с 01.07.2012).
Статья 37. Состав суда
1. Гражданские дела в судах первой, апелляционной инстанции рассматриваются судьей единолично, который действует от имени суда.
2. Рассмотрение дел в суде кассационной или надзорной инстанции осуществляется коллегиальным составом суда. При коллегиальном рассмотрении дела в состав суда должно входить нечетное (не менее трех) число судей, один из которых является председательствующим, обязанность которого выполняет председатель коллегии либо по его поручению один из судей.
Сноска. Статья 37 с изменениями, внесенными законами РК от 11.07.2001 N 238; от 10.12.2009 № 227-IV (вводятся в действие с 01.01.2010).
Статья 38. Порядок разрешения вопросов коллегиальным
составом суда
1. Все судьи при рассмотрении и разрешении дел коллегиальным составом суда пользуются равными правами. Все вопросы, возникающие при рассмотрении и разрешении дела коллегиальн��м составом суда, решаются судьями по большинству голосов. При решении каждого вопроса никто из судей не вправе воздержаться от голосования.
2. Председательствующий вносит предложения, высказывает свои суждения и голосует последним.
3. Судья, не согласный с решением большинства, обязан подписать это решение и может изложить в письменном виде свое особое мнение, которое вручается председательствующему и приобщается им к делу в запечатанном конверте. С особым мнением вправе ознакомиться суд надзорной инстанции при рассмотрении данного дела. О наличии особого мнения судьи лица, участвующие в деле, не извещаются, особое мнение в зале судебного заседания не оглашается.
Сноска. Статья 38 с изменениями, внесенными законами РК от 11.07.2001 N 238; от 10.12.2009 № 227-IV (вводятся в действие с 01.01.2010).
Примечание РЦПИ!
Статья 39 предусмотрена в редакции Закона РК от 17.02.2012 № 565-IV (вводится в действие с 01.07.2012).
Статья 39. Недопустимость повторного участия судьи
в рассмотрении дела
1. Судья, принимавший участие в рассмотрении гражданского дела в суде первой инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого же дела в суде апелляционной, кассационной или надзорной инстанций, а равно участвовать в новом рассмотрении дела в суде первой инстанции в случае отмены решения, принятого с его участием.
2. Судья, принимавший участие в рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого же дела в судах первой, кассационной или надзорной инстанций.
3. Судья, принимавший участие в рассмотрении дела в суде кассационной или надзорной инстанции, не может повторно участвовать в рассмотрении этого же дела в названных инстанциях в случае отмены постановления, принятого с его участием.
4. Судья, принимавший участие в рассмотрении дела в суде надзорной инстанции, не может участвовать при новом рассмотрении этого же дела в судах первой, апелляционной или кассационной инстанций.
Сноска. Статья 39 с изменениями, внесенными законами РК от 11.07.2001 N 238; от 10.12.2009 № 227-IV (вводятся в действие с 01.01.2010).
Основные положения изменений нового Гражданского Процессуального Кодекса РК.
- В связи с внесенными изменениями в пункт 1 статьи 165, теперь законодательно закреплена обязанность судьи в течении 3-х рабочих дней вручить или направить ответчику и третьим лицам копию искового заявления и приложенных документов к нему.
Статья 165. Действия судьи по подготовке дела к судебному разбирательству. Старая редакция |
Статья 165. Действия судьи по подготовке дела к судебному разбирательству. Новая редакция |
---|---|
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству с учетом обстоятельств дела судья производит следующие действия: 1) обязывает ответчика представить в установленный судом срок письменный отзыв на заявленные истцом требования с приложением доказательств, обосновывающих доводы; |
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству с учетом обстоятельств дела судья производит следующие действия: 1) в течение трех рабочих дней со дня принятия искового заявления направляет либо вручает ответчику и третьим лицам копии искового заявления и приложенных к нему документов, обосновывающих требования истца, а также обязывает ответчика представить в установленный срок письменный отзыв на заявленные истцом требования с приложением доказательств, обосновывающих доводы; |
Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан
- Законодательство
- Законы
- Постановления Совета Министров
- Указы главы
- Иные нормативные правовые акты
- Соглашения
- Приказы и Распоряжения
- Информационные письма
- Административные
- Арбитражные
- Военные
- Гражданские
- Уголовные
Написать комментарий
Номер документа: | 377-V ЗРК |
Дата принятия: | 31/10/2015 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 01/01/2016 |
Органы эмитенты: | Парламент |
Гражданский процессуальный кодекс РК
Статья 144. Порядок упрощенного (письменного) производства
1. Дела в порядке упрощенного (письменного) производства рассматриваются судом по правилам главы 14 настоящего Кодекса с особенностями, установленными настоящей главой.
2. Дела в порядке упрощенного (письменного) производства рассматриваются судьей в месячный срок со дня принятия заявления. Срок рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства продлению не подлежит.
3. Суд переходит к рассмотрению дела по правилам искового производства, о чем указывает в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, если:
1) стороной об этом заявлено ходатайство;
2) удовлетворено ходатайство третьего лица о вступлении в дело;
3) принят встречный иск;
4) судебным актом, принятым по данному делу, могут быть нарушены права и законные интересы других лиц;
5) необходимо провести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания;
6) необходимо выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства.
4. В определении о подготовке дела к судебному разбирательству указываются действия, которые подлежат совершению лицами, участвующими в деле, и сроки совершения этих действий. Дело должно быть рассмотрено в сроки, установленные настоящим Кодексом для дел соответствующей категории. Срок рассмотрения дела исчисляется со дня принятия искового заявления.
5. Если одновременно заявлены несколько требований, из которых одно или более не подпадает под перечень, указанный в статье 145 настоящего Кодекса, и суд не выделит эти требования в отдельное производство, они рассматриваются в порядке, установленном главой 14 настоящего Кодекса.
Сноска. Статья 144 с изменениями, внесенными Законом РК от 10.06.2020 № 342-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 145. Дела, рассматриваемые в порядке упрощенного (письменного) производства
Статья 183. Сроки рассмотрения и разрешения гражданских дел судом первой инстанции
1. Срок рассмотрения гражданского дела должен соответствовать его фактической сложности и интересам лиц, участвующих в деле.
2. Гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом в срок до двух месяцев со дня окончания подготовки дела к судебному разбирательству.
Примечание ИЗПИ!
Абзац второй пункта 2 предусмотрен в редакции Закона РК от 29.06.2020 № 351-VI (вводится в действие с 01.07.2021).
Гражданские дела о восстановлении на работе, об установлении отцовства и взыскании алиментов, а также дела особого искового и особого производства рассматриваются и разрешаются судом в срок до одного месяца со дня окончания подготовки дела к судебному разбирательству. Дела о признании забастовок незаконными рассматриваются и разрешаются в течение десяти рабочих дней со дня поступления искового заявления в суд. Дела об оспаривании решений, заключений, предписаний уполномоченного органа по итогам проверки проведения государственных закупок рассматриваются и разрешаются в течение десяти рабочих дней со дня окончания подготовки дела к судебному разбирательству.
3. Для отдельных категорий гражданских дел настоящим Кодексом могут быть установлены иные сроки их рассмотрения и разрешения.
4. Течение срока рассмотрения и разрешения дела, по которому подан встречный иск, исчисляется со дня окончания подготовки дела к судебному разбирательству по основному иску.
Срок должен устанавливаться судом с учетом разумности и достаточности.
5. Течение срока рассмотрения и разрешения дела, выделенного из основного дела, а также дел, объединенных в одно дело для совместного рассмотрения, исчисляется в соответствии с частью четвертой статьи 167 настоящего Кодекса.
6. Течение срока рассмотрения и разрешения дела при обжаловании определения суда в порядке, установленном настоящим Кодексом, прерывается с момента направления дела в вышестоящий суд до его поступления в производство суда первой инстанции, кроме случаев обжалования определения об обеспечении иска.
Статья 184. Судебное заседание
Разбирательство гражданского дела судом происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле.
Статья 185. Председательствующий в судебном заседании
1. Обязанности председательствующего выполняет судья. Председательствующий руководит ходом заседания, обеспечивая в соответствии с принципами гражданского судопроизводства соблюдение последовательности и порядка совершения процессуальных действий, осуществление участниками процесса процессуальных прав и выполнение ими процессуальных обязанностей, воспитательное воздействие процесса.
2. Возражения кого-либо из лиц, участвующих в деле, против процессуальных действий председательствующего заносятся в протокол судебного заседания.
3. Председательствующий принимает необходимые меры к обеспечению надлежащего порядка в судебном заседании. Требования по соблюдению порядка в судебном заседании обязательны для всех лиц, участвующих в деле, и их представителей, специалистов, экспертов, переводчиков, а также для граждан, присутствующих в зале заседания суда.
Невыполнение требований председательствующего по соблюдению порядка в судебном заседании влечет предусмотренную законом ответственность в соответствии с требованиями статей 119 и 120 настоящего Кодекса.
Статья 186. Непосредственность и устность судебного разбирательства
1. Суд при рассмотрении и разрешении дела и спора обязан непосредственно исследовать доказательства по делу.
Суд обязан заслушать объяснения сторон и других лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, заключения экспертов, заключения государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного (письменного) производства, ознакомиться с документами, осмотреть вещественные доказательства, прослушать звукозаписи и просмотреть видеозаписи, кино-, фотоматериалы, ознакомиться с материалами иных средств преобразования информации. В необходимых случаях при исследовании доказательств по делу суд заслушивает консультации и пояснения специалиста.
2. Разбирательство дела в судебном заседании происходит устно. В случае замены судьи в процессе рассмотрения дела разбирательство должно быть произведено с самого начала.
3. Заслушивание объяснений сторон, других лиц, участвующих в деле, показаний свидетелей, заключений экспертов, заключений государственных органов и органов местного самоуправления может осуществляться судом посредством видеоконференцсвязи.
Статья 187. Порядок в судебном заседании
- Конституция Республики Казахстан
- Конституционный Закон РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»
- Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан
- Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Республики Казахстан
- Закон Республики Казахстан «О присяжных заседателях»
- Закон Республики Казахстан «О судебных приставах»
- Указы
- О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года
- Правила технического применения средств подачи документов в суды в форме электронного документа, их регистрации, обработки, ознакомления с ними
- Правила технического применения средств видеоконференцсвязи
- О внесении изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2001 года № 545
- Положение о порядке обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов в здании областного суда
- Правила технического применения средств аудио- или видеозаписи, обеспечивающих фиксирование хода судебного заседания
- Об утверждении Технических требований к электронному документу и Правил его обращения в автоматизированной информационной системе суда
- Об утверждении Технических требований к электронному протоколу, обеспечивающих полноту, структурирование и качественное воспроизведение
- Правила автоматизированного распределения дел в судах
- Правила применения технических средств связи, обеспечивающих участие в судебном заседании, и требования к ним
Обзор важнейших изменений в ГК и ГПК в 2020-2021 годах
Статья 4. Задачи гражданского судопроизводства
Примечание ИЗПИ!
В статью 4 предусмотрены изменения в соответствии с Законом РК от 29.06.2020 № 351-VI (вводится в действие с 01.07.2021).
Задачами гражданского судопроизводства являются защита и восстановление нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, государства и юридических лиц, соблюдение законности в гражданском обороте и публично-правовых отношениях, обеспечение полного и своевременного рассмотрения дела, содействие мирному урегулированию спора, предупреждение правонарушений и формирование в обществе уважительного отношения к закону и суду.
Сноска. Статья 4 в редакции Закона РК от 10.06.2020 № 342-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 5. Принципы гражданского судопроизводства
1. Гражданское судопроизводство осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящей главе.
2. Нарушение принципов гражданского судопроизводства в зависимости от его характера и существенности влечет отмену вынесенных судебных актов.
Статья 6. Законность
1. Суд при рассмотрении и разрешении гражданских дел обязан точно соблюдать требования Конституции Республики Казахстан, конституционных законов Республики Казахстан, настоящего Кодекса, других нормативных правовых актов, подлежащих применению международных договоров Республики Казахстан.
2. Суды не вправе применять законы и иные нормативные правовые акты, ущемляющие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина. Если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, он обязан приостановить производство по делу и обратиться в Конституционный Совет Республики Казахстан с представлением о признании этого акта неконституционным. По получении судом итогового решения Конституционного Совета производство по делу возобновляется.
3. Суд, установив при рассмотрении и разрешении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону или издание его с превышением полномочий, применяет нормы закона.
4. В случае отсутствия норм права, регулирующих спорное правоотношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор исходя из общих начал и смысла законодательства Республики Казахстан.
5. Если законом или соглашением сторон спора предусматривается разрешение соответствующих вопросов судом, суд обязан разрешать эти вопросы исходя из критериев справедливости и разумности.
Статья 7. Осуществление правосудия только судом
1. Правосудие по гражданским делам осуществляется только судом по правилам, установленным настоящим Кодексом.
2. Присвоение властных полномочий суда кем бы то ни было влечет ответственность, предусмотренную законом.
3. Решения чрезвычайных, а также иных незаконно учрежденных судов юридической силы не имеют и исполнению не подлежат.
4. Решения суда, осуществлявшего гражданское судопроизводство по неподсудному ему делу, превысившего свои полномочия или иным образом существенно нарушившего предусмотренные настоящим Кодексом принципы гражданского судопроизводства, незаконны и подлежат отмене.
5. Решения суда по гражданскому делу могут быть проверены и пересмотрены только соответствующими судами в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Статья 8. Судебная защита прав, свобод и законных интересов лица
1. Каждый вправе в порядке, установленном настоящим Кодексом, обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
2. Государственные органы в пределах своей компетенции, граждане и юридические лица в порядке, установленном настоящим Кодексом, вправе обратиться в суд с заявлением о защите нарушенных или оспариваемых законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц.
Прокурор вправе обратиться в суд с иском (заявлением) в целях осуществления возложенных на него обязанностей и для защиты прав граждан и юридических лиц, общественных и государственных интересов.
3. Никому не может быть без его согласия изменена подсудность, предусмотренная для него законом.
4. Отказ от права на обращение в суд недействителен, если он противоречит закону или нарушает чьи-либо права, свободы или законные интересы.
5. Иск (заявление) может быть подан в суд в письменной форме или в форме электронного документа с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Статья 23. Подведомственность гражданских дел судам
1. Суды в порядке гражданского судопроизводства рассматривают и разрешают дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, если в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами их защита не осуществляется в ином порядке.
2. Судам подведомственны гражданские дела искового производства по спорам, вытекающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, финансовых, хозяйственных, земельных и других правоотношений.
Примечание ИЗПИ!
Часть третья предусмотрена в новой редакции в соответствии с Законом РК от 29.06.2020 № 351-VI (вводится в действие с 01.07.2021).
3. Судам подведомственны дела особого искового производства, возникающие из публично-правовых отношений в сфере государственного управлени��, категории которых предусмотрены настоящим Кодексом.
4. Судам подведомственны дела особого производства, категории которых предусмотрены настоящим Кодексом.
5. Судам подведомственны дела с участием иностранцев, лиц без гражданства, иностранных организаций, а также с участием международных организаций, если иное не предусмотрено законом, международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, или соглашением сторон.
6. Судам подведомственны дела о признании и приведении в исполнение решений, судебных приказов иностранных судов и арбитражных решений.
7. Судам подведомственны дела об отмене арбитражных решений и об обращении таких решений к принудительному исполнению.
8. К подведомственности судов в соответствии с законом могут быть отнесены и другие категории гражданских дел.
9. Рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства не подлежат иски об освобождении имущества от ареста (исключении из описи) в отношении имущества лиц, наложенного:
1) органом уголовного преследования при расследовании уголовного дела;
2) на основании приговора (постановления) суда о конфискации имущества, в котором указаны предметы, подлежащие конфискации, а также об обращении в доход государства имущества, добытого незаконным путем либо приобретенного на средства, добытые незаконным путем, а также являющегося орудием или средством совершения уголовного правонарушения;
3) на основании постановления суда о конфискации предмета или орудия совершения административного правонарушения.
Правомерность действий органа, ведущего уголовный процесс, дело об административном правонарушении по вопросам, касающимся наложения ареста, конфискации, обращения в доход государства имущества, подлежит проверке в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан и Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.
Статья 24. Разрешение спора (конфликта) в порядке медиации или партисипативной процедуры. Передача спора на разрешение арбитража, суда Международного финансового центра «Астана»
Сноска. Заголовок статьи 24 с изменением, внесенным Законом РК от 10.06.2020 № 342-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Подведомственный суду спор (конфликт), возникший из гражданско-правовых отношений, по письменному соглашению сторон может быть разрешен в порядке медиации, партисипативной процедуры или передан на рассмотрение арбитража, суда Международного финансового центра «Астана» в случаях, когда это не запрещено законом.
Сноска. Статья 24 с изменениями, внесенными Законом РК от 10.06.2020 № 342-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Основные положения изменений нового Гражданского Процессуального Кодекса РК.
Глава 1. Основные положения
- Статья 1 — Законодательство о гражданском судопроизводстве
- Статья 2 — Задачи гражданского судопроизводства
- Статья 3 — Право на обращение в суд
- Статья 4 — Возбуждение гражданского дела в суде
- Статья 5 — Осуществление правосудия только судами
- Статья 6 — Равенство всех перед законом и судом
- Статья 6.1 — Разумный срок судопроизводства и разумный срок исполнения судебного постановления
- Статья 7 — Единоличное и коллегиальное рассмотрение гражданских дел
- Статья 8 — Независимость судей
- Статья 9 — Язык гражданского судопроизводства
- Статья 10 — Гласность судебного разбирательства
- Статья 11 — Нормативные правовые акты, применяемые судом при разрешении гражданских дел
- Статья 12 — Осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон
- Статья 13 — Обязательность судебных постановлений
Глава 2. Состав суда. Отводы
- Статья 14 — Состав суда
- Статья 15 — Порядок разрешения вопросов судом в коллегиальном составе
- Статья 16 — Основания для отвода судьи
- Статья 17 — Недопустимость повторного участия судьи в рассмотрении дела
- Статья 18 — Основания для отвода прокурора, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика
- Статья 19 — Заявления о самоотводах и об отводах
- Статья 20 — Порядок разрешения заявления об отводе
- Статья 21 — Последствия удовлетворения заявления об отводе
Глава 3. Подведомственность и подсудность
- Статья 22 — Подведомственность гражданских дел судам
- Статья 23 — Гражданские дела, подсудные мировому судье
- Статья 24 — Гражданские дела, подсудные районному суду
- Статья 25 — Гражданские дела, подсудные военным судам и иным специализированным судам
- Статья 26 — Гражданские дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа
- Статья 27 — Дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации
- Статья 28 — Предъявление иска по месту жительства или месту нахождения ответчика
- Статья 29 — Подсудность по выбору истца
- Статья 30 — Исключительная подсудность
- Статья 31 — Подсудность нескольких связанных между собой дел
- Статья 32 — Договорная подсудность
- Статья 33 — Передача дела, принятого судом к своему производству, в другой суд
Глава 4. Лица, участвующие в деле
- Статья 34 — Состав лиц, участвующих в деле
- Статья 35 — Права и обязанности лиц, участвующих в деле
- Статья 36 — Гражданская процессуальная правоспособность
- Статья 37 — Гражданская процессуальная дееспособность
- Статья 38 — Стороны
- Статья 39 — Изменение иска, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
- Статья 40 — Участие в деле нескольких истцов или ответчиков
- Статья 41 — Замена ненадлежащего ответчика
- Статья 42 — Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора
- Статья 43 — Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора
- Статья 44 — Процессуальное правопреемство
- Статья 45 — Участие в деле прокурора
- Статья 46 — Обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц
- Статья 47 — Участие в деле государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения по делу
Глава 5. Представительство в суде
- Статья 48 — Ведение дел в суде через представителей
- Статья 49 — Лица, которые могут быть представителями в суде
- Статья 50 — Представители, назначаемые судом
- Статья 51 — Лица, которые не могут быть представителями в суде
- Статья 52 — Законные представители
- Статья 53 — Оформление полномочий представителя
- Статья 54 — Полномочия представителя
- Статья 428 — Выдача судом исполнительного листа
- Статья 429 — Выдача по одному решению суда нескольких исполнительных листов
- Статья 430 — Выдача судом дубликата исполнительного листа или судебного приказа
- Статья 431 — Ответственность за утрату исполнительного листа или судебного приказа
- Статья 432 — Перерыв и восстановление срока предъявления исполнительного документа к исполнению
- Статья 433 — Разъяснение исполнительного документа
- Статья 434 — Отсрочка или рассрочка исполнения судебного постановления, изменение способа и порядка его исполнения, индексация присужденных денежных сумм
- Статья 435 — Утратила силу
- Статья 436 — Обязанность суда приостановить исполнительное производство
- Статья 437 — Право суда приостановить исполнительное производство
- Статья 438 — Возобновление исполнительного производства
- Статья 439 — Прекращение исполнительного производства
- Статья 440 — Порядок приостановления или прекращения исполнительного производства судом
- Статья 441 — Подача заявления об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)
- Статья 442 — Защита прав других лиц при исполнении судебного постановления либо постановления государственного или иного органа
- Статья 443 — Поворот исполнения решения суда
- Статья 444 — Порядок поворота исполнения решения суда судом первой инстанции
- Статья 445 — Порядок поворота исполнения решения суда судами апелляционной, кассационной или надзорной инстанции
- Статья 446 — Имущество, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам
- Блог председателя
- Биография
- Вопрос-ответ
- Задать вопрос
- История суда
- Учебный центр
- Положение Учебного центра
- Региональный учебный центр
- Кадровые вопросы
- Годовой план государственных закупок товаров, работ и услуг
- Пленарное заседание
- Председатели судебных коллегий
- Состав Павлодарского областного филиала Союза Судей РК
- Состоялась учебная конференция
- Важна культура!
- Чтобы не было беды
- Стартовал марафон
- Гибель на работе
- Журналистские расследования
- Нарушения прав человека
- Гражданские правоотношения
- Новости оперативных служб
- Медиация
- Национальный превентивный механизм
- Прокурорский надзор
- Суд
- Розыск
- Пыль дорог
- Юридические комментарии
- Рассказы и сказки
- Запись на прием
- Задать вопрос, направить жалобу
- Анонсы и объявления
- Обзор законодательства
Гражданский кодекс рк 2021 общая часть
Статья 23. Подведомственность гражданских дел судам
1. Суды в порядке гражданского судопроизводства рассматривают и разрешают дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, если в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами их защита не осуществляется в ином порядке.
2. Судам подведомственны гражданские дела искового производства по спорам, вытекающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, финансовых, хозяйственных, земельных и других правоотношений.
Примечание ИЗПИ!
Часть третья предусмотрена в новой редакции в соответствии с Законом РК от 29.06.2020 № 351-VI (вводится в действие с 01.07.2021).
3. Судам подведомственны дела особого искового производства, возникающие из публично-правовых отношений в сфере государственного управления, категории которых предусмотрены настоящим Кодексом.
4. Судам подведомственны дела особого производства, категории которых предусмотрены настоящим Кодексом.
5. Судам подведомственны дела с участием иностранцев, лиц без гражданства, иностранных организаций, а также с участием международных организаций, если иное не предусмотрено законом, международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, или соглашением сторон.
6. Судам подведомственны дела о признании и приведении в исполнение решений, судебных приказов иностранных судов и арбитражных решений.
7. Судам подведомственны дела об отмене арбитражных решений и об обращении таких решений к принудительному исполнению.
8. К подведомственности судов в соответствии с законом могут быть отнесены и другие категории гражданских дел.
9. Рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства не подлежат иски об освобождении имущества от ареста (исключении из описи) в отношении имущества лиц, наложенного:
1) органом уголовного преследования при расследовании уголовного дела;
2) на основании приговора (постановления) суда о конфискации имущества, в котором указаны предметы, подлежащие конфискации, а также об обращении в доход государства имущества, добытого незаконным путем либо приобретенного на средства, добытые незаконным путем, а также являющегося орудием или средством совершения уголовного правонарушения;
3) на основании постановления суда о конфискации предмета или орудия совершения административного правонарушения.
Правомерность действий органа, ведущего уголовный процесс, дело об административном правонарушении по вопросам, касающимся наложения ареста, конфискации, обращения в доход государства имущества, подлежит проверке в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан и Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.
Статья 24. Разрешение спора (конфликта) в порядке медиации или партисипативной процедуры. Передача спора на разрешение арбитража, суда Международного финансового центра «Астана»
Сноска. Заголовок статьи 24 с изменением, внесенным Законом РК от 10.06.2020 № 342-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Подведомственный суду спор (конфликт), возникший из гражданско-правовых отношений, по письменному соглашению сторон может быть разрешен в порядке медиации, партисипативной процедуры или передан на рассмотрение арбитража, суда Международного финансового центра «Астана» в случаях, когда это не запрещено законом.
Сноска. Статья 24 с изменениями, внесенными Законом РК от 10.06.2020 № 342-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 25. Приоритет судебной подведомственности
1. При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие – несудебным органам, все требования подлежат рассмотрению в суде.
2. При сомнении в толковании или наличии коллизии законов относительно подведомственности конкретного спора он рассматривается судом.
Статья 26. Гражданские дела, подсудные районным (городским) судам и приравненным к ним судам
Примечание ИЗПИ!
В статью 26 предусмотрены изменения в соответствии с Законом РК от 29.06.2020 № 351-VI (вводится в действие с 01.07.2021).
Гражданские дела рассматриваются и разрешаются районными (городскими) и приравненными к ним судами, за исключением дел, предусмотренных частью четвертой статьи 27 и статьей 28 настоящего Кодекса.
Статья 35. Состав суда
1. Гражданские дела в суде первой инстанции рассматриваются и разрешаются судьей единолично, который действует от имени суда.
2. Гражданские дела, предусмотренные частью четвертой статьи 27 настоящего Кодекса, рассматриваются и разрешаются в суде города Нур-Султана единолично судьей по правилам суда первой инстанции.
Примечание ИЗПИ!
Часть третью предусмотрено исключить Законом РК от 29.06.2020 № 351-VI (вводится в действие с 01.07.2021).
3. Гражданские дела, предусмотренные статьей 28 настоящего Кодекса, рассматриваются и разрешаются в Верховном Суде Республики Казахстан единолично судьей по правилам суда первой инстанции.
4. Рассмотрение дел в суде апелляционной инстанции производится коллегиальным составом суда в нечетном количестве (не менее трех) судей областного и приравненного к нему суда, один из которых является председательствующим, либо единолично судьей в соответствии со статьей 402 настоящего Кодек��а.
Номер документа: | 411-I ЗРК |
Дата принятия: | 13/07/1999 |
Состояние документа: | Утратил силу |
Органы эмитенты: | Парламент |
Утратил силу с: | 01/01/2016 |
Документ утратил силу с 1 января 2016 года в соответствии со статьей 505 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан от 31 октября 2015 года №377-V ЗРК |
Гражданский процессуальный кодекс республики казахстан 2021
- Журналистские расследования
- Нарушения прав человека
- Гражданские правоотношения
- Новости оперативных служб
- Медиация
- Национальный превентивный механизм
- Прокурорский надзор
- Суд
- Розыск
- Пыль дорог
- Юридические комментарии
- Рассказы и сказки
- Запись на прием
- Задать вопрос, направить жалобу
- Анонсы и объявления
- Обзор законодательства
- Статистика финансового состояния туристической фирмы
- 2 Основные компоненты ГИС
- 7 Соусы для холодных и горячих десертов
- 26 Типы связей между подсистемами различной физической природы
- 72 Интеграл Фурье
Многие из нас сталкиваясь с нарушением своих прав и пытаясь их защитить, сталкиваются с понятием досудебного урегулирования спора. Что же это такое, и что нужно знать, прибегая к этому способу?
Под досудебным урегулированием спора понимается достижение соглашения между спорящими сторонами, посредством которого разрешается противоречие между ними.
Актуальность досудебного урегулирования споров обусловлена двумя наиважнейшими факторами.
Первый из них состоит в том, что досудебное урегулирование спора ценно само по себе, поскольку позволяет избежать судебного разбирательства и связанных с ним затрат времени и судебных издержек. Поэтому если есть возможность договориться с вашим оппонентом – обязательно используйте её. Иногда досудебному урегулированию, предполагающему, что каждая из сторон должна сделать друг другу шаг навстречу, мешает элементарная человеческая гордыня. Однако поверьте, правовая сфера это не та область, где стоит идти на поводу у своей гордыни. Здесь гораздо более уместным будет проявить прагматизм. В зале судебного заседания в этом обычно убеждаются все.
Второй фактор связан с тем, что досудебное урегулирование спора, точнее его неудачная попытка, является обязательным условием рассмотрения этого спора в суде. Иными словами, лицо, физическое или юридическое, обращающееся в суд, должно представить доказательство того, что оно попыталось решить спор в досудебном порядке, но эта попытка оказалась неудачной.
Особенно актуальным вопрос досудебного урегулирования споров стал после принятия Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан от 31 октября 2015 года за №377-V ЗРК ГПК РК и целого ряда законодательных актов, принятых Парламентом Казахстана в осеннюю сессию 2015 года.
Согласно части 6 статьи 8 ГПК РК, если законом установлен или договором предусмотрен досудебный порядок урегулирования спора для определенной категории дел, обращение в суд может быть после соблюдения этого порядка.
Посему, не соблюдение истцом установленного законом для данной категории дел или предусмотренного договором сторон порядка досудебного урегулирования спора при том, что возможность применения этого порядка не утрачена, указана в статье 152 Гражданского процессуального кодекс в качестве первого из девяти оснований, по которым судья обязан возвратить исковое заявление. Таким образом, законодатель вводит своеобразный «фильтр» для тех дел, которые можно разрешить в досудебном порядке и от рассмотрения которых можно освободить суды.
Как узнать в каком случае соблюдение досудебного порядка урегулирования спора обязательно?
Эта обязательность может быть предусмотрена в трех основных источниках.
Первый это договор, из которого и возникло спорное правоотношение. Перед обращением в суд обязательно его почитайте. Если согласно договору сторона перед обращением в суд должна отправить претензию, то именно так и делайте.
Второй это сам Гражданский процессуальный кодекс. Так, например, статья 292 ГПК РК вводит обязательный досудебный порядок по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих, тогда когда в специальных законах установлен порядок обжалования этих решений и действий. Если по ранее действовавшему ГПК РК от 13 июля 1999 года при обжаловании действий государственных органов предварительное обращение с жалобой в вышестоящие органы не требовалось, а, фактически, было лишь альтернативной возможностью защиты своих прав наряду с судебной защитой, то в новом ГПК РК от 31 октября 2015 года возможность «обойти» вышестоящую внесудебную инстанцию, тогда когда эта внесудебная инстанция существует, устранена уже де-юре.
Третий источник, это собственно закон, в котором урегулировано спорное правоотношение. Приведем несколько примеров из разных областей законодательства.
Начиная с 01 января 2016 года, радикальное изменение произошло в порядке рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Так, если по ранее действовавшему Трудовому кодексу от 15 мая 2007 года (статья 170) индивидуальные трудовые споры рассматривались согласительными комиссиями и (или) судами. То есть эти два органа были по отношению друг к другу органами альтернативной юрисдикции. Сторона трудового договора сама решала, куда обратиться в согласительную комиссию или в суд. Также можно было сначала обратиться в согласительную комиссию, а только при несогласии с её решением или неисполнении этого решения обратиться в суд.
- сегодня
- неделя
- месяц
Закон Республики Казахстан от 20 декабря 2021 года № 84-VII
1. Решение суда, которым гражданин признан безвестно отсутствующим, является основанием для назначения органом, осуществляющим функции по опеке или попечительству, опеки над имуществом безвестно отсутствующего по месту его нахождения.
2. Решение суда, которым гражданин объявлен умершим, является основанием для внесения органом записи актов гражданского состояния записи о смерти лица в книгу регистрации актов гражданского состояния.
Со дня вступления решения суда в законную силу считается открывшимся наследство в отношении имущества гражданина, объявленного умершим.
1. В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного решением суда безвестно отсутствующим или объявленного умершим, суд первой инстанции отменяет свое ранее вынесенное решение новым решением. Это решение является основанием для прекращения опеки над имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, и аннулирования в книге регистрации актов гражданского состояния записи о смерти лица, объявленного умершим.
2. Отмена решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим является основанием для восстановления имущественных прав указанных лиц.
В соответствии с пунктом 5 статьи 34 Бюджетного кодекса Республики Казахстан утвержден Приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 31 декабря 2021 года № ҚР ДСМ-140, зарегистрированного в Министерстве юстиции Республики Казахстан 5 января 2022 года № 26376 Правила определения стоимости исследований, консалтинговых услуг и государственного задания (далее — Правила).
Правила определяют стоимость исследований, консалтинговых услуг и государственного задания.
В соответствии с Главой 2 Правил: для определения стоимости на услуги, осуществляемые потенциальным поставщиком, учитываются затраты, относящиеся к основному виду его деятельности.
Для расчета стоимости исследований, консалтинговых услуг и государственного задания определяется единица услуги.
Определение структуры затрат исследований, консалтинговых услуг и государственного задания производится на основании:
-суммы прямых затрат на оказание исследований, консалтинговых услуг и государственного задания; К прямым расходам относятся:
1) заработная плата работников (штатных и внештатных), осуществляющих исследования, консалтинговые услуги, государственное задание;
2) социальный налог, социальные отчисления в государственный фонд социального страхования, отчисления работодателей в фонд социального медицинского страхования ;
3) налог на добавленную стоимость;
4) командировочные расходы персонала, проводящего исследования, оказывающего консалтинговую услугу, выполняющего государственное задание (служебные разъезды внутри страны и (или) за пределы страны);
5) расходы по привлечению внешних экспертов, привлекаемых для реализации услуги в качестве субподрядчика.
6) приобретение материалов (расходные материалы, канцелярские товары, материальный запас);
7) услуги связи (почтовые, курьерские услуги, интернет, услуги телефонной связи, в том числе международная и междугородняя связь);
8) транспортные услуги, непосредственно используемые для проведения исследования, оказания консалтинговой услуги, выполнения государственного задания;
9) полиграфические расходы (тиражирование бланочной продукции: анкет, маршрутных листов, карточек, отчетов исследований, тестовых заданий, переплет, подшивка и обработка документов);
10) курьерские услуги (рассылка материалов);
11) арендная плата для проведения конференций, семинаров, круглых столов;
12) банковские услуги;
13) переводческие услуги, непосредственно используемые для проведения исследования, оказания консалтинговой услуги, выполнения государственного задания.
-суммы накладных расходов (косвенные) на оказание исследований, консалтинговых услуг и государственного задания. Накладные расходы включают следующие затраты:
1) заработная плата административного персонала;
2) социальный налог, социальные отчисления в государственный фонд социального страхования, отчисления работодателей в фонд социального медицинского страхования;
3) налоги и другие обязательные платежи в бюджет;
4) командировочные расходы административного персонала (служебные разъезды внутри страны и (или) за пределы страны);
5) страхование административного персонала (обязательное страхование транспортных средств, работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей);
6) амортизация основных средств и нематериальных активов;
7) обслуживание и ремонт основных средств и нематериальных активов; 8) коммунальные услуги: отопление, электроэнергия, водоснабжение и канализация , вывоз твердых бытовых отходов;
9) аренда зданий и помещений;
10) услуги связи административного персонала (почтовые, курьерские услуги, интернет, услуги телефонной связи, в том числе международная и междугородняя связь);
11) затраты (информационные услуги, за исключением рекламы, пожарная безопасность, услуги по охране, представительские расходы, аудиторские услуги, банковские услуги, нотариальные услуги, типографские расходы).
Изменения вносятся следующими нормативно-правовыми актами:
-приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 31 декабря 2021 года № ҚР ДСМ-140, зарегистрированного в Министерстве юстиции Республики Казахстан 5 января 2022 года № 26376.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности» и подпунктом 1 статьи 1 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» утвержден Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 28 декабря 2021 года № 1341, зарегистрированного в Министерстве юстиции Республики Казахстан 10 января 2022 года № 26414:
1) форма свидетельства об аккредитации профессиональной аудиторской организации;
2) форма свидетельства об аккредитации профессиональной организации бухгалтеров;
3) форма свидетельства об аккредитации организации по профессиональной сертификации бухгалтеров;
Изменения вносятся следующими нормативно-правовыми актами:
-приказ Министра финансов Республики Казахстан от 28 декабря 2021 года № 1341, зарегистрированного в Министерстве юстиции Республики Казахстан 10 января 2022 года № 26414.
Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан
Статья 4. Задачи гражданского судопроизводства
Примечание ИЗПИ!
В статью 4 предусмотрены изменения в соответствии с Законом РК от 29.06.2020 № 351-VI (вводится в действие с 01.07.2021).
Задачами гражданского судопроизводства являются защита и восстановление нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, государства и юридических лиц, соблюдение законности в гражданском обороте и публично-правовых отношениях, обеспечение полного и своевременного рассмотрения дела, содействие мирному урегулированию спора, предупреждение правонарушений и формирование в обществе уважительного отношения к закону и суду.
Сноска. Статья 4 в редакции Закона РК от 10.06.2020 № 342-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 5. Принципы гражданского судопроизводства
1. Гражданское судопроизводство осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящей главе.
2. Нарушение принципов гражданского судопроизводства в зависимости от его характера и существенности влечет отмену вынесенных судебных актов.
Статья 6. Законность
1. Суд при рассмотрении и разрешении гражданских дел обязан точно соблюдать требования Конституции Республики Казахстан, конституционных законов Республики Казахстан, настоящего Кодекса, других нормативных правовых актов, подлежащих применению международных договоров Республики Казахстан.
2. Суды не вправе применять законы и иные нормативные правовые акты, ущемляющие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина. Если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, он обязан приостановить производство по делу и обратиться в Конституционный Совет Республики Казахстан с представлением о признании этого акта неконституционным. По получении судом итогового решения Конституционного Совета производство по делу возобновляется.
3. Суд, установив при рассмотрении и разрешении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону или издание его с превышением полномочий, применяет нормы закона.
4. В случае отсутствия норм права, регулирующих спорное правоотношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор исходя из общих начал и смысла законодательства Республики Казахстан.
5. Если законом или соглашением сторон спора предусматривается разрешение соответствующих вопросов судом, суд обязан разрешать эти вопросы исходя из критериев справедливости и разумности.
Статья 7. Осуществление правосудия только судом
1. Правосудие по гражданским делам осуществляется только судом по правилам, установленным настоящим Кодексом.
2. Присвоение властных полномочий суда кем бы то ни было влечет ответственность, предусмотренную законом.
3. Решения чрезвычайных, а также иных незаконно учрежденных судов юридической силы не имеют и исполнению не подлежат.
4. Решения суда, осуществлявшего гражданское судопроизводство по неподсудному ему делу, превысившего свои полномочия или иным образом существенно нарушившего предусмотренные настоящим Кодексом принципы гражданского судопроизводства, незаконны и подлежат отмене.
5. Решения суда по гражданскому делу могут быть проверены и пересмотрены только соответствующими судами в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Статья 8. Судебная защита прав, свобод и законных интересов лица
1. Каждый вправе в порядке, установленном настоящим Кодексом, обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
2. Государственные органы в пределах своей компетенции, граждане и юридические лица в порядке, установленном настоящим Кодексом, вправе обратиться в суд с заявлением о защите нарушенных или оспариваемых законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц.
Прокурор вправе обратиться в суд с иском (заявлением) в целях осуществления возложенных на него обязанностей и для защиты прав граждан и юридических лиц, общественных и государственных интересов.
3. Никому не может быть без его согласия изменена подсудность, предусмотренная для него законом.
4. Отказ от права на обращение в суд недействителен, если он противоречит закону или нарушает чьи-либо права, свободы или законные интересы.
5. Иск (заявление) может быть подан в суд в письменной форме или в форме электронного документа с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Статья 23. Подведомственность гражданских дел судам
1. Суды в порядке гражданского судопроизводства рассматривают и разрешают дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, если в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами их защита не осуществляется в ином порядке.
2. Судам подведомственны гражданские дела искового производства по спорам, вытекающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, финансовых, хозяйственных, земельных и других правоотношений.
Примечание ИЗПИ!
Часть третья предусмотрена в новой редакции в соответствии с Законом РК от 29.06.2020 № 351-VI (вводится в действие с 01.07.2021).
3. Судам подведомственны дела особого искового производства, возникающие из публично-правовых отношений в сфере государственного управления, категории которых предусмотрены настоящим Кодексом.
4. Судам подведомственны дела особого производства, категории которых предусмотрены настоящим Кодексом.
5. Судам подведомственны дела с участием иностранцев, лиц без гражданства, иностранных организаций, а также с участием международных организаций, если иное не предусмотрено законом, международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, или соглашением сторон.
6. Судам подведомственны дела о признании и приведении в исполнение решений, судебных приказов иностранных судов и арбитражных решений.
7. Судам подведомственны дела об отмене арбитражных решений и об обращении таких решений к принудительному исполнению.
8. К подведомственности судов в соответствии с законом могут быть отнесены и другие категории гражданских дел.
9. Рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства не подлежат иски об освобождении имущества от ареста (исключении из описи) в отношении имущества лиц, наложенного:
1) органом уголовного преследования при расследовании уголовного дела;
2) на основании приговора (постановления) суда о конфискации имущества, в котором указаны предметы, подлежащие конфискации, а также об обращении в доход государства имущества, добытого незаконным путем либо приобретенного на средства, добытые незаконным путем, а также являющегося орудием или средством совершения уголовного правонарушения;
3) на основании постановления суда о конфискации предмета или орудия совершения административного правонарушения.
Правомерность действий органа, ведущего уголовный процесс, дело об административном правонарушении по вопросам, касающимся наложения ареста, конфискации, обращения в доход государства имущества, подлежит проверке в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан и Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.
Статья 24. Разрешение спора (конфликта) в порядке медиации или партисипативной процедуры. Передача спора на разрешение арбитража, суда Международного финансового центра «Астана»
Сноска. Заголовок статьи 24 с изменением, внесенным Законом РК от 10.06.2020 № 342-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Подведомственный суду спор (конфликт), возникший из гражданско-правовых отношений, по письменному соглашению сторон может быть разрешен в порядке медиации, партисипативной процедуры или передан на рассмотрение арбитража, суда Международного финансового центра «Астана» в случаях, когда это не запрещено законом.
Гражданский процессуальный кодекс РК
Статья 102. Понятие и состав судебных расходов
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с производством по делу.
Статья 103. Государственная пошлина
Порядок уплаты и размер государственной пошлины, а также основания освобождения от ее уплаты определяются Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).
Уплата государственной пошлины в бюджет должна быть подтверждена платежными или кассовыми документами, а при оплате платежей посредством банкоматов, электронных терминалов, каналов удаленной связи и платежного шлюза «электронного правительства» – чеками и квитанциями на бумажных носителях или в электронном виде.
Статья 104. Цена иска
1. Цена иска определяется:
1) в исках о взыскании денег – предъявленной к взысканию суммой;
2) в исках о взыскании компенсации морального вреда в денежном выражении, причиненного распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию, – предъявленной к взысканию суммой;
3) в исках о взыскании суммы убытков, причиненных распространением сведений, порочащих деловую репутацию, – предъявленной к взысканию суммой;
4) в исках о разделе имущества, являющегося совместной или долевой собственностью, об определении либо о выделе доли в имуществе, являющегося общей собственностью, – стоимостью истребуемого имущества, определяемой по рыночным ценам, сложившимся в месте нахождения имущества на момент предъявления иска;
5) в исках о взыскании алиментов – совокупностью платежей за один год;
6) в исках о периодических срочных платежах и выдачах – совокупностью всех платежей и выдач, но не более чем за три года;
7) в исках о бессрочных или пожизненных платежах и выдачах – совокупностью платежей и выдач, но не более чем за три года;
8) в исках об уменьшении или увеличении платежей или выдач – общей суммой, на уменьшение или увеличение которой претендует заявитель, но не более чем за один год;
9) в исках о прекращении платежей и выдач – совокупностью оставшихся платежей или выдач, но не более чем за один год;
10) в исках о досрочном расторжении договора имущественного найма (аренды), за исключением найма жилища, – совокупностью платежей за пользование имуществом за оставшийся срок действия договора (контракта), но не более чем за три года;
11) в исках о праве собственности на объекты недвижимого имущества – рыночной стоимостью таких объектов в местах их нахождения на день предъявления иска;
12) в исках об истребовании недвижимого или движимого имущества из чужого незаконного владения – рыночной стоимостью отыскиваемого имущества, но не ниже оценки по договору страхования, заключенного гражданином, и не ниже балансовой стоимости имущества, принадлежащего юридическому лицу, на день предъявления иска в суд;
13) в исках о признании недействительными договоров купли-продажи, залога, дарения движимого и недвижимого имущества, иных договоров, связанных с последующим возвратом всего полученного имущества по сделкам в порядке, установленном частью третьей статьи 157-1 Гражданского кодекса Республики Казахстан, – рыночной стоимостью имущества на день предъявления иска в суд. При оспаривании договора о залоге цена иска не должна превышать стоимость имущества, указанную в договоре;
14) в исках, состоящих из нескольких самостоятельных требований, – общей суммой всех требований.
2. Цена иска указывается истцом. В случае явного несоответствия указанной цены действительной стоимости отыскиваемого имущества цену иска определяет судья.
Сноска. Статья 104 с изменением, внесенным Законом РК от 27.02.2017 № 49-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 105. Доплата государственной пошлины
1. При затруднительности определения цены иска в момент его предъявления размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, о чем указывается в определении о подготовке дела к судебному разбирательству.
2. В случае определения цены иска судом при рассмотрении и разрешении дела о взыскании недоплаченной суммы государственной пошлины размер подлежащей доплате государственной пошлины указывается в решении суда.
3. При увеличении размера исковых требований рассмотрение дела в части увеличенных требований продолжается после предоставления истцом доказательства уплаты государственной пошлины в срок, установленный судом.
Статья 119. Меры ответственности за проявление неуважения к суду
1. Меры ответственности за проявление неуважения к суду применяются судом в целях реализации конституционного принципа равенства всех перед судом и задач правосудия.
2. За проявление неуважения к суду виновные в этом лица привлекаются к административной ответственности в порядке, предусмотренном Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях, с особенностями, установленными настоящей главой.
3. Если в действиях нарушителя порядка в судебном заседании имеются признаки уголовного правонарушения, это лицо может быть привлечено к уголовной ответственности.
4. За совершенное противозаконное действие (бездействие) могут применяться только одна мера принуждения и (или) один вид ответственности.
Статья 120. Порядок привлечения к ответственности за проявление неуважения к суду
1. Об установлении факта проявления неуважения к суду в судебном заседании судьей (составом суда), ведущим процесс непосредственно в судебном заседании, где это нарушение было установлено, объявляется правонарушителю немедленно в судебном заседании. Данный факт фиксируется в протоколе судебного заседания. При этом протокол об административном правонарушении не составляется.
2. Лицо, в отношении которого установлен факт проявления неуважения к суду, а также иные лица, участвующие в деле, вправе дать свои объяснения.
3. Постановление об административном правонарушении изготавливается председательствующим судьей после окончания судебного заседания по гражданскому делу, подписывается судьей (составом суда).
4. В случае, если неуважение к суду проявлено в судебном заседании и нарушитель покинул зал судебного заседания, при проявлении неуважения к суду вне судебного заседания, а также если установлено уклонение от явки в судебное заседание, протокол о правонарушении составляется судебным приставом или иным работником суда по устному распоряжению председателя суда или председательствующего в заседании суда, о чем указывается в протоколе о правонарушении.
5. Протокол о правонарушении вместе с необходимыми материалами в случаях, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, направляются для рассмотрения в суд в соответствии с подсудностью, установленной Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.
6. Если в действиях нарушителя порядка в судебном заседании имеются признаки уголовного правонарушения, суд выносит об этом постановление, которое вручается и (или) направляется лицу, в отношении которого оно вынесено, в течение трех рабочих дней и с подтверждающими материалами направляется прокурору для организации проведения досудебного производства.
- Конституция Республики Казахстан
- Конституционный Закон РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»
- Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан
- Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Республики Казахстан
- Закон Республики Казахстан «О присяжных заседателях»
- Закон Республики Казахстан «О судебных приставах»
- Указы
- О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года
- Правила технического применения средств подачи документов в суды в форме электронного документа, их регистрации, обработки, ознакомления с ними
- Правила технического применения средств видеоконференцсвязи
- О внесении изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2001 года № 545
- Положение о порядке обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов в здании областного суда
- Правила технического применения средств аудио- или видеозаписи, обеспечивающих фиксирование хода судебного заседания
- Об утверждении Технических требований к электронному документу и Правил его обращения в автоматизированной информационной системе суда
- Об утверждении Технических требований к электронному протоколу, обеспечивающих полноту, структурирование и качественное воспроизведение
- Правила автоматизированного распределения дел в судах
- Правила применения технических средств связи, обеспечивающих участие в судебном заседании, и требования к ним
Мы, народ Казахстана,
объединенный общей исторической судьбой,
созидая государственность на исконной казахской земле,
сознавая себя миролюбивым гражданским обществом,
приверженным идеалам свободы, равенства и согласия,
желая занять достойное место в мировом сообществе,
осознавая свою высокую ответственность
перед нынешним и будущими поколениями,
исходя из своего суверенного права,
принимаем настоящую Конституцию.
Раздел I.
Общие положения
Статья 1
1. Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.
2. Основополагающими принципами деятельности Республики являются: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте.
Статья 2
1. Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления.
2. Суверенитет Республики распространяется на всю ее территорию. Государство обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость своей территории.
3. Административно-территориальное устройство Республики, статус ее столицы определяются законом. Столицей Казахстана является город Астана.
3-1. В пределах города Астаны может быть установлен особый правовой режим в финансовой сфере в соответствии с конституционным законом.
4. Наименования Республика Казахстан и Казахстан равнозначны.
Сноска. Статья 2 с изменениями, внесенными законами Республики Казахстан от 21.05.2007г. № 254 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 10.03.2017г. № 51-VI (вводится в действие со дня его первого официального опубликования); от 23.03.2019г. № 238-VI (вводится в действие со дня его первого официального опубликования); от 17.09.2022 №142-VII (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
Статья 3
1. Единственным источником государственной власти является народ.
2. Народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам.
3. Никто не может присваивать власть в Республике Казахстан. Присвоение власти преследуется по закону. Право выступать от имени народа и государства принадлежит Президенту, а также Парламенту Республики в пределах его конституционных полномочий. Правительство Республики и иные государственные органы выступают от имени государства в пределах делегированных им полномочий.
4. Государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов.
Статья 4
1. Действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики.
Примечание. Пункт 1 Законом Республики Казахстан от 08.06.2022г. предусмотрено изложить в новой редакции (вводится в действие с 01.01.2023г.):
1. Действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Суда и Верховного Суда Республики.
Примечание. В соответствии с Законом Республики Казахстан от 08.06.2022г. нормативные постановления Конституционного Совета применяются в части, не противоречащей Конституции, до их пересмотра Конституционным Судом.
2. Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики.
3. Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами. Порядок и условия действия на территории Республики Казахстан международных договоров, участником которых является Казахстан, определяются законодательством Республики.
4. Все законы, международные договоры, участником которых является Республика, публикуются. Официальное опубликование нормативных правовых актов, касающихся прав, ��вобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения.
Сноска. Статья 4 с изменениями, внесенными законами Республики Казахстан от 10.03.2017г. № 51-VI (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
Статья 5
1. В Республике Казахстан признаются идеологическое и политическое многообразие. Не допускается создание в государственных органах организаций политических партий.
2. Общественные объединения равны перед законом. Не допускается незаконное вмешательство государства в дела общественных объединений и общественных объединений в дела государства, возложение на общественные объединения функций государственных органов.
3. Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, а также создание не предусмотренных законодательством военизированных формирований.
4. В Республике не допускается деятельность политических партий и профессиональных союзов других государств, партий на религиозной основе, а также финансирование политических партий и профессиональных союзов иностранными юридическими лицами и гражданами, иностранными государствами и международными организациями.
5. Деятельность иностранных религиозных объединений на территории Республики, а также назначение иностранными религиозными центрами руководителей религиозных объединений в Республике осуществляются по согласованию с соответствующими государственными органами Республики.