Заполняем бюджетные платёжки по-новому: что изменилось с октября 2021 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Заполняем бюджетные платёжки по-новому: что изменилось с октября 2021 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В 2017 году произошли некоторые изменения в части уплаты страховых взносов. С этого года данные взносы во внебюджетные фонды перешли под полный контроль налоговой службы, а это значит, что изменился и получатель платежа. Такие изменения несут в себе не только основные функциональные значения, а также отразились и на технических моментах, в частности были скорректированы статусы плательщика в платежном поручении.

Оформление платежки на уплату старых долгов

Если налогоплательщик желает после 1 января 2023 года произвести платеж в счет погашения недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам, такой платеж все равно будет учитываться в качестве ЕНП и определяться по принадлежности в соответствии со ст. 45 НК РФ (п. 10 ст. 4 Федерального закона № 263-ФЗ).

Специфические особенности при заполнении соответствующих платежных поручений отсутствуют: включите вы эту сумму в платежку по ЕНП или сформируете отдельное платежное поручение с реквизитами, идентифицирующими конкретный платеж, судьба этих средств не изменится.

Если соответствующие суммы недоимок были предварительно задекларированы, подавать по ним уведомление не требуется.

КБК для индивидуальных предпринимателей

Все коды бюджетной классификации по страховым взносам — в таблице:

КБК для ИП с платежей за себя

КБК для ИП с платежей за сотрудников

ОПС — 182 1 02 02140 06 1110 160

ОМС — 182 1 02 02103 08 1013 160

ОПС — 182 1 02 02010 06 1010 160

ОМС — 182 1 02 02101 08 1013 160

ВНиМ — 182 1 02 02090 07 1010 160

НС и ПЗ — 393 1 02 02050 07 1000 160

Типовые ошибки использования платежного поручения

Ошибка № 1. Очередность платежей в исполнительном документе, сформированном по запросу на перечисление

Необходимо всегда помнит, что существует установленный законодательством определенный порядок перечисления денежных средств по запросу плательщика. При формировании документа ему присваивается конкретный номер очереди, который определяет порядок списания с расчетного счета в зависимости от назначения платежа. Таких номеров немного и каждый из них определяет важность данного конкретного платежа. Это может повлиять на время перечисления денежных средств или может возникнуть ситуация, когда в первую очередь спишутся денежные средства в рамках погашения задолженностей востребованных уполномоченными органами власти, а на остальные платежи средств окажется недостаточно количество и произойдет задержка.

Ошибка № 2. Корректность заполнения платежного поручения

Всегда необходимо следить за полнотой и корректностью данных, которые вносятся в платежное поручение. Заполненное не полностью наименование организации или ошибка в расчётном счете приведут к тому, что деньги не дойдут получателя, а незаполненные данные об отправителе или назначении платежа могут стать причиной того, что получатель денежные средства отнесет на нераспознанные платежи и обязательства погашены не будут.

Распространенные вопросы и ответы на них

Вопрос №1. Будут ли начисляться штрафные санкции при предоставлении уточненного платежного поручения?

Ответ: В случае нарушения сроков погашения обязательств перед государственными органами будут в обязательном порядке начислены пени за каждый день просрочки. При выявлении объективной причины — почему денежные средства не дошли до адресата, в том числе и указание некорректных данных в платежном поручении, пени будут начисляться до момента принятие налоговыми органами решения о зачислении денег в счет погашения задолженности. Единственное что может избежать налогоплательщик это уплаты штрафа за умышленное нарушение законодательства в данной части.

Вопрос №2. Надо ли вести журнал платежных поручений?

Ответ: В рамках ведение бухгалтерского учета все документы должны быть упорядочены и это знает каждый бухгалтер. Платежные поручения являются правовым подтверждением факта погашения обязательств перед бюджетными организациями. В нашем законодательстве не утверждена форма журнала учета платежных поручений, но вести его организации обязаны в любой удобной форме.

Как определить значение бюджетникам?

Единая система идентификации поля 101 в платежках установлена на законодательном уровне. Чиновники в приложении №5 к Приказу Минфин №107н от 12.11.13 перечислили общие правила заполнения поля.

В поле 101 составитель платежки должен указать специальный код, который соответствует виду платежа, категории плательщика и получателя перечисляемых средств. Ключевые значения для бюджетной организации указаны в таблице.

Статус

Назначение

Пример

01

Уплата налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей, которые администрирует ФНС

При перечислении взносов ОМС, ОПС или ВНиМ

02

Расчеты по налоговым обязательствам, в случаях, когда компания выступает налоговым агентом

Расчеты с бюджетом по НДФЛ, уплата НДС налоговым агентом

08

Расчеты с бюджетом, за исключением налоговых обязательств, подконтрольных ФНС

Плата взносов в ФСС от несчастных случаев и профзаболеваний

Не заполнять

Расчеты с контрагентами, в том числе с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, с персоналом и внештатными работниками

Перечисление заработной платы, зачисление аванса по договору поставки, окончательный расчет за услуги сторонних компаний

Читайте также:  Наказание за продажу снюса и насвая могут ужесточить

Что означает поле 101 в платежном поручении

Документ для безналичных расчетов с бюджетом и прочими контрагентами имеет свои правила заполнения. Каждая его ячейка (поле) оформляется согласно действующим нормативам в зависимости от категории платежа, владельца расчетного счета и непосредственно получателя денежных средств. Основные моменты прописаны в положении Банка России «О правилах осуществления перевода денежных средств» от 19.06.2012 № 383-П.

Поле 101 отведено для закодированного 2-значного обозначения статуса плательщика — отправителя денежных средств. Им может выступать организация, индивидуальный предприниматель, адвокат, глава крестьянского хозяйства, иное физическое лицо. Также заполненное поле призвано обозначать налогового агента, участника внешнеэкономических операций.

Полученные денежные средства заносятся на разные лицевые счета в зависимости от статуса плательщика.

Неверный статус плательщика: порядок действий

При неправильном заполнении поля 101 в платежном поручении 2020 года у организации может возникнуть недоимка. Это связано с тем, что по разным статусам плательщика налоговики указывают сумму на разных лицевых счетах. Например, одна организации может быть как плательщиком НДС, так и налоговым агентом по этому налогу. В этой ситуации, если указать неправильный статус, может возникнуть недоимка по одному виду налога и переплата по другому.

Налоговики начислят пени и штраф, так как сумма налога фактически не была уплачена в срок. Для того, чтобы этого не произошло, подайте в налоговую заявление об уточнении платежа (письмо ФНС России от 10 октября 2016 г. № СА-4-7/19125). В заявлении укажите номер и дату платежки, а также прикрепите его копию. Налоговики при получении заявления проведут сверку расчетов и примут решение. Если оно положительное, то пени аннулируются. О своем решении инспекция должна уведомить в течение 5 дней.

Возможен второй вариант для исправления ошибки:

  • перечислить необходимую сумму по правильным реквизитам;
  • возвратить лишнюю уплаченную сумму.

Во втором случае не будет грозить штраф, но пени налоговики не снимут. Так как датой оплаты будет более поздняя с правильными реквизитами.

Статус составителя для организаций

У организаций в стандартных ситуациях все достаточно стабильно и прозрачно:

Пример заполнения платежного поручения со статусом 01 смотрите в материале «Как заполнять платежки по страховым взносам в 2021 году?».

В 2021 г. при отправке бюджетных платежей необходимо очень внимательно проверять реквизиты, ведь с 1 января они меняются и до 1 мая будет действовать переходный период. Готовое решение от экспертов КонсультантПлюс поможет правильно заполнить платежку на уплату налогов. Чтобы воспользоваться подсказками, оформите бесплатный онлайн-доступ к справочно-правовой системе.

Если организация выступает в качестве налогового агента по НДС, т. е. рассчитывает НДС и оплачивает его за другого налогоплательщика, то для платежного поручения выбираем статус 02. Если при оформлении будет использован статус 01, то налоговая может посчитать, что организация не исполнила обязанности налогового агента по перечислению НДС. Суды, конечно, встают на сторону налогоплательщика. Но зачем идти в суд, когда можно правильно заполнить платежку?

Подробнее о налоговых агентах читайте в статьях:

Выделен отдельный статус фирм (или их филиалов) для случаев, когда в организацию поступает исполнительный лист на работника, согласно которому нужно удержать из зарплаты задолженность по платежам в бюджет. Перечисление удержанной суммы происходит с кодом 19.

Определяем суть неочевидных статусов в положении № 107н

Например, не вполне очевидно, какие организации должны ставить статус 14, обозначая свою принадлежность к налогоплательщикам, которые производят выплаты физлицам.

Традиционно статус 14 указывался ИП, нанимающими сотрудников и выплачивающими им зарплату, либо при перечислениях в рамках гражданско-правовых договоров (в то время как юрлица должны приводить статус 01). Однако Минфин России в письме от 06.03.2014 № 02-08-12/9890 рекомендовал ИП использовать код 08, указав, что статус 14 должен использоваться физлицами, не зарегистрированными как ИП.

Таким образом, ИП и юрлицам статус 14 задействовать не рекомендуется в принципе.

Еще один примечательный статус — 18. В приказе № 107н говорится, что он должен фиксироваться плательщиком таможенных пошлин, не являющимся декларантом. Но у многих возникает вопрос: как такое возможно? Кто может иметь соответствующие обязательства и не декларировать ввоз и вывоз товаров?

Например, это могут быть лица, которые получили разрешение на переработку продукции вне таможенной территории (п. 3 ст. 85 Таможенного кодекса Таможенного союза). Другой возможный субъект уплаты таможенных пошлин, не являющийся декларантом, — владелец торговой точки, занимающийся беспошлинной торговлей (п. 5 ст. 36 ТК ТС).

Другие примечательные статусы — 21 и 22, которые должны указываться фирмами, входящими в консолидированную группу налогоплательщиков (или КГН). Что это за организации?

КГН — это добровольное объединение фирм, являющихся субъектами уплаты налога на прибыль и заключивших соответствующий договор (п. 1 ст. 25.1, п. 1 ст. 25.3 НК РФ). Подобные структуры создаются с целью:

Основные условия работы компаний в форме КГН:

Договор о создании КГН должен заключаться на срок не менее чем 2 года. Также он подлежит регистрации в ФНС России (п. 6 ст. 25.1 НК РФ).

Что означает «Статус плательщика» в платёжном поручении?

Статус (лат. status) — означает «состояние», либо «положение» рассматриваемого объекта в определённой структуре или системе. В нашем случае – положение в налоговой системе.
Статус плательщика — это правовое положение объекта, который непосредственно оформляет расчётные документы на денежный перевод в бюджетную систему Российской Федерации по перечислению налогов, сборов и иных платежей, и это правовое положение выражается определённым кодом.
Статус плательщика (101) — указывается двузначным кодом статуса налогоплательщика. С 2014 года код налогоплательщика, идентифицирующий лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, может принимать значения от 01 до 26, что закреплено в Приложении 5 Приказа Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н.
Согласно Приложению 11 к Положению Банка России от 19 июня 2012 года N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» максимальное количество символов в реквизите 101 (поле 101) платёжного поручения, инкассового поручения, платёжного требования или платёжного ордера при составлении в электронном виде также закреплено двузначной цифрой (2)
В Приложении № 5 Приказа Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н приведено значение статуса плательщика для всех 26 кодов, которые необходимо использовать при заполнении поля 101. А Приказом Минфина России от 23.09.2015 N 148н в Приложение № 5 внесены некоторые изменения и дополнения.

Читайте также:  Когда можно ездить по выделенной автобусной полосе?

Распространённые ошибки при определении статуса

Несмотря на достаточно понятное пояснение к заполнению раздела 101 платёжного поручения, всё же ошибки допускаются.

Ошибка Пояснение Как правильно?
При перечислении НДФЛ за сотрудников указывается код 01 В случае уплаты НДФЛ за наёмных работников организация выступает в роли налогового агента Указывается код 02
При уплате страховых взносов за наёмных работников индивидуальный предприниматель указывает код 09 В данном случае предприниматель выступает в качестве лица, выплачивающего доход физическим лицам. Если уплата страховых взносов «на травматизм», то указывается код 08, во всех остальных случаях – 14
Индивидуальные предприниматели через запятую указывают коды 09, 14 Заполнение платёжного поручения регламентировано нормативно-правовыми актами, а именно Положением №383-П и Приказом Министерства Финансов России от 12.11.2013 №107-Н Необходимо указывать только один код: 09 или 14. Формируются две платёжки.

Статус плательщика в 2020 году при уплате страховых взносов

Какой код статуса ставят организации . В начале 2020 года, когда компании впервые стали платить страховые взносы налоговикам, появилась проблема — какой статус плательщика указывать в платежном поручении. Налоговики долго не могли определиться. В итоге было решено: в поле 101 при уплате взносов надо ставить статус 14 (письмо ФНС, ПФР и ФСС от 26.01.17 № БС-4-11//НП-30-26/947/02-11-10/06-308-П). Однако платежки со статусом 14 банки не пропускали. Чтобы платеж прошел, надо заполнить в поручении УИН из 25 знаков или ИНН из 12 знаков (п. 4 приложения 2 к приказу Минфина России от 12.11.13 № 107н). В то же время УИН у компаний нет, а в ИНН организации — 10 цифр, а не 12. Позднее ФНС пришла к выводу, что в поле 101 организации все-таки должны ставить в поле 101 код «01» , а не «14» (письмо от 03.02.17 № ЗН-4-1/). Свою новую позицию налоговики аргументировали тем, что банки не пропускают платежки со статусом «14». А чтобы они могли это сделать, надо дорабатывать приемные программы. Такая работа заняла бы больше полугода. Поэтому, чтобы банк без проблем проводил платежи, ФНС согласилась на статус «01». С этим же статусом инспекции ведут карточки расчетов по взносам.

Какой код статуса ставят ИП . Предприниматели при уплате страховых взносов за себя или работников в поле 101 «Статус плательщика» должен поставить код «09» , так как предприниматель является плательщиком страховых взносов (работников) (письмо ФНС от 03.02.17 № ЗН-4-1/).

Статус 01, 08, 09, 14

В 2020 году страховые взносы переданы налоговым органам, которые будут регулировать их исчисления и уплаты. В связи с этим у руководителей и бухгалтеров возник вопрос, касающийся заполнения раздела 101 платёжного поручения.

Если до 2020 года при уплате страховых взносов указывался код 08, то при заполнении платёжки с 1 января 2020 года ФНС рекомендует указывать следующие статусы: (нажмите для раскрытия)

Код Пояснение
01 Организации
09 ИП при уплате страховых взносов и налоговых отчислений лично за себя
14 При уплате взносов за сотрудников

Таким образом, в 2020 году при формировании платёжного поручения в разделе 101 код 08 не указывается.

Как правильно заполнить поле 101 для ПФР

Код статуса налогоплательщика, согласно действующему законодательству РФ, состоит исключительно из двухзначного числа.

Всего утверждено 27 кодовых комбинаций, с перечнем которых можно ознакомиться ниже. Регламентированы коды статуса Приказом Минфина РФ № 107Н в 5 приложении.

Коды статуса в поручении для платежей и их значение:

01 Юрлицо
02 Налоговый агент
03 Компания почтовой связи, которая составила указ о перечислении денежной суммы по каждой выплате физлица, исключение составляют только таможенные выплаты
04 Налоговая инстанция
05 Федеральная служба приставов суда и соответствующие местные инстанции
06 Представитель внешнеэкономической деятельности – юрлицо, исключение могут составлять только получатели международного почтового отправления
07 Таможенная служба
08 Юрлицо, ИП, частный практикующий нотариус или адвокат, глава сельского хозяйства, которыеосуществляют платежи в пользу бюджетной системы РФ
09 ИП – все остальные платежи, не указанные ранее
10 Частный практикующий нотариус – все остальные платежи, не указанные ранее
11 Адвокат с собственным кабинетом, — все остальные выплаты, не указанные ранее
12 Глава сельского хозяйства – всеостальные платежи, не указанные ранее
13 Физлицо – оплата сборов, страховых платежей и прочих выплат, не указанных ранее
15 Кредитное учреждение, платежный агент, компания федеральной почтовой связи, которая составила поручение на общую сумму с реестром на перевод денег, принятых от налогоплательщиков – физлиц
16 Физлицо, которое является участником внешнеэкономической деятельности
17 Частный предприниматель, который является участником внешнеэкономической деятельности
18 Плательщик таможенных выплат, который не декларирует обязанности по оплате налогов
19 Учреждения, которые составляют распоряжение о переводе денег, высчитанных из доходов плательщика
20 Кредитное учреждение, платежный агент, которые составили распоряжение о переводе денег по каждой выплате физлица
21 Ответственный участник консолидированной группы плательщиков налогов
22 Участник консолидированной группы налогоплательщиков
23 ФСС РФ
24 Физлицо, которое переводит деньги для оплаты сборов, страховых выплат, которые контролируются ФСС РФ и других выплат в бюджет России. Исключением являются только платежи за произведение налоговой службой юридически важных действий и других выплат, проверяемых налоговыми и таможенными органами
25 Банки-гаранты, которые написали распоряжение о переводе денег вы бюджет РФ при возвращении НДС, которая излишне полученная плательщиком налогов в порядке заявления, а также при оплате акцизов по реализации товаров за границу РФ
26 Учредители, собственники имущества должника – унитарного предприятия либо третьи лица, которые составили распоряжение о переводе денег на оплату запросов к должнику по уплате обязательных выплат, включенных в реестр запросов кредиторов, при процедурах, используемых при банкротстве
27 Кредитные учреждения, которые написали распоряжение о переводе денег, отправленных из бюджета РФ, не перечисленных получателю и подлежащих возврату в бюджет страны
28 Участник внешнеэкономической деятельности, который получает международное отправление по почте
Читайте также:  Минтруд назвал размер пособия по безработице на 2023 год

В 2020 году правительством РФ были установлены некоторые изменения. Суть поправок в том, что организации с момента начала действия изменений могут оплачивать налоги и взносы не только со своего счета, но и со счета любого контрагента.

Платежное поручение по УСН в 2022 году: образцы заполнения

Теперь переходим к платежкам и как их заполянять. При уплате УСН в 2022 году есть некоторые особенности в формировании платежек ИП и организациями.

Так, например, при заполнении платежного поручения на перечисление УСН организациями в 2022 году в поле 101 следует указать код статуса плательщика «01». В поле 8 – наименование организации, в поле 60 и поле 102 – ИНН и КПП, даже если у организации есть обособленные подразделения. В поле 105 – код ОКТМО, где находится организация.

В поле 104 – укажите один из двух КБК в зависимости от того, какой объект налогообложения – «доходы» или «доходы минут расходы».

Поле 107 заполните следующим образом:

  • при перечислении годового платежа, например, – ГД.00.2021;
  • уплате авансового платежа за квартал, полугодие и девять месяцев 2022 года, например, – КВ.01.2022.

В поле 24 пропишите текстом, какой платеж перечисляете в бюджет, и укажите объект налогообложения на упрощенке. Если платите годовой платеж за 2021 год укажите, например, «Налог за 2021 год, перечисляемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСНО, доходы)». Если перечисляете авансовый платеж, укажите «Авансовый платеж за 9 месяцев 2022 года, перечисляемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСНО, доходы минус расходы)».

При уплате минимального налога в поле 24 укажите, что платите минимальный налог. Например, «Минимальный налог за 2021 год, перечисляемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСНО, доходы минус расходы)».

Основной источник права, в котором фиксируются правила указания статуса в платежных поручениях, направляемых в банк с целью выполнения бюджетных обязательств, — приложение 5 к приказу № 107. В соответствии с данными правилами статус плательщика следует рассматривать как ключевой идентификатор лица, формирующего распоряжение о переводе финансовых средств в бюджетную систему РФ.

Соответствующие сведения должны указываться в реквизите 101 платежного поручения. В нем могут фиксироваться такие статусы, как:

  • 01 — указывается налогоплательщиком в статусе юрлица (таковым может быть, например, ООО, АО, ПАО);
  • 02 — указывается налоговым агентом (таковым может быть юрлицо либо ИП, которые, к примеру, обязаны исчислять НДФЛ с зарплаты наемных сотрудников и перечислять его в бюджет);
  • 03 — указывается организацией ФПС (собственно, это ФГУП «Почта России»);
  • 04 — указывается налоговым органом (это ФНС России и ее территориальные подразделения);
  • 05 — указывается территориальной структурой Федеральной службы судебных приставов;
  • 06 — указывается юрлицом, осуществляющим внешнеэкономические действия;
  • 07 — указывается таможенным органом (то есть Федеральной таможенной службой);
  • 08 — указывается юрлицом, ИП, нотариусом, адвокатом, главой фермерского хозяйства, которые переводят денежные средства в уплату страховых взносов и иных платежей в российскую бюджетную систему;
  • 13 — указывается плательщиком в статусе физлица, который владеет банковским счетом, а также с 01.10.2021 в статусе ИП, нотариуса, адвоката, главы КФХ;
  • 14 — указывается плательщиком, который осуществляет транзакции в пользу физлиц;
  • 15 — указывается кредитной структурой либо ее филиалом, платежным агентом, ФПС при составлении поручений с реестром на перевод, принятый от физлица;
  • 16, 17 — указывается соответственно физлицами и ИП, осуществляющими внешнеэкономические действия;
  • 19 — указывается юрлицами, которые взимают с зарплаты наемных сотрудников долги перед бюджетом на основании полученного исполнительного документа;
  • 20 — указывается кредитными организациями, а также их филиалами, формирующими распоряжения на перевод средств по отдельным платежам физлиц;
  • 23 — указывается органом контроля за уплатой взносов во внебюджетные фонды;
  • 24 — указывается физлицом, которое уплачивает страховые взносы, налоги, сборы и иные платежи в бюджет РФ.

В платежном поручении на оплату платежей в бюджетную систему РФ статус плательщика указывается в поле 101. Он представляет собой двузначный код из приложения 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н.

К примеру, при перечислении компанией налогов с собственной деятельности указывается код 01 «Налогоплательщик (плательщик сборов) — юридическое лицо». А при перечислении страховых взносов на травматизм в поле 101 проставляется код 08.

Иностранные организации и физлица могут указывать «0» в поле «ИНН плательщика», если они не состоят на учёте в налоговой. Исключение — платежи, администрируемые налоговыми органами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *