Что ждет уклонистов от мобилизации в России?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что ждет уклонистов от мобилизации в России?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии, или для отправки в воинскую часть, для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований).

Ответственность за неявку в военкомат – что будет, если подписать повестку и не прийти

Розыск граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и их привод в военный комиссариат муниципального образования, осуществляется органами внутренних дел в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Председатель призывной комиссии или военный комиссар контролирует явку призывников на заседание призывной комиссии, и в отношении отсутствующих лиц принимает меры по установлению причин их неявки.

В случае уклонения призывника от призыва на военную службу или неявки по повестке без уважительной причины, призывника привлекают к административной ответственности, либо соответствующие материалы на призывника направляются руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту жительства призывника, для решения вопроса о привлечении его в соответствии с законодательством Российской Федерации к ответственности.

Если гражданин не пришел по повестке в военкомат, то его могут привлечь к ответственности. Вид ответственности за неявку – административная или уголовная, зависит от вида повестки, по которой гражданин не явился и причин его вызова в военкомат.

Административная ответственность за неявку по повестке военкомата

Ответственность за неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету предусмотрена ст. 21.5. КоАП РФ. Неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до трех тысяч рублей.

Однако, есть обстоятельства, при которых гражданин должен самостоятельно без повестки явиться в военкомат:

  • Неявка в двухнедельный срок для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета,
  • При переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности,
  • О переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания в соответствии с ст. 21.5. КоАП РФ влечет привлечение к административной ответственности и наказывается предупреждением или наложением административного штрафа в размере от пятисот до трех тысяч рублей.

Повестка и неявка в военкомат

Независимо от способа вручения, повестка обязывает гражданина явиться в военкомат. Данная информация имеет особое значение, потому что открывает нам границу между обязанностью и ответственностью. За неисполнение обязанности, например, если не прийти в военкомат по повестке, закон предусмотривает ответственность. При этом, на практике привлечь гражданина к ответственности удается далеко не в каждом случае неисполнения обязанности (неявки). В чем же причина и от чего зависят последствия при одном и том же действии? Все становится понятным, если разделить уведомление о вызове в военкомат на две группы: надлежащее и ненадлежащее уведомление. Мы рассмотрим все варианты уведомлений, в числе которых и вручение повестки. Так, Вы сможете правильно оценивать риски и предугадывать последствия неявки в военкомат.

Если повестка не пришла

Но многих призывников волнует вопрос, что делать, если повестка не пришла. Можно протсо сидеть и ждать, делая вид, что вы не в курсе о начале призывной компании. Или же напомнить о себе и прийти в военкомат. До недавнего времени призывник не нес ответственности за то, что его не вызвали повесткой или забыли вызвать. В итоге количество уклонистов достигло 164 тысячи человек.

Сейчас есть новый принятый закон о повестках в военкомат. Он принят в первом чтении 3 апреля 2018 года. Согласно новому законопроекту, повестки можно не только вручать лично, но и отправить заказным письмом с уведомлением. Многие призывнику избегают службы в армии именно путем неполучения повестки из военкомата. Теперь это невозможно. Если началась призывная компания, а повестку призывник не получил, то он обязан явиться в военкомат.

При этом ожидать повестку можно до конца призывной компании, а явиться необходимо не позже начала нового призыва. То есть, если в весенний призыв повестка не пришла, то гражданин должен явиться в военкомат до 1 октября. Если не пришел документ в осенний призыв, то подойти в военкомат необходимо до 1 апреля.

Читайте также:  Как поменять загранпаспорт по истечении его срока действия в 2023 году

Судебная практика: уклонение от службы и получения повестки

Гражданин N обратился в суд с исковым заявлением к призывной комиссии Пролетарского района г. X, и потребовал признать незаконным заключение призывной комиссии о зачислении его в запас как не прошедшего военную службу без законных на то оснований. Истец указан, что вынесенное решение нарушает его права, а также отметил, что комиссией в отношении него не проводились призывные мероприятия до достижения им возраста 27 лет. Таким образом, оснований для вынесения решения не было.

Суд при рассмотрении дела учитывал, что в соответствии со ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества и правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан предусмотрено Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, п. 4 ст. 23, ст. 24 этого же ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п. 1.1 ст. 28 Закона).

В соответствии с п. 34 Положения о призыве при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву призывная комиссия на основании документов воинского учета выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва.

Суд, изучив обстоятельства дела, установил: гражданин N встал на воинский учет в районном военкомате 27.02.2009 года, тогда как 27 лет ему исполнилось 17 октября 2019 года. В 2010 году истец получил отсрочку по пп. «а» п.1 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» – на период обучения до 2012 г. Это зафиксировано в личном деле и подтверждено соответствующей отметкой в его удостоверении. Материалы личного дела, предоставленные ответчиком, не включают сведений о том, что N после завершения действия отсрочки в порядке ч.2 ст.31 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» получал повестку в военкомат. Доказательств тому, что N уклонялся от получения повестки, нет. Суд установил, что N не прошел военную службу по призыву по причинам, которые от него не зависели. Не было установлено, что N не совершал действий или допустил бездействие, сопряженные с неисполнением им обязанностей по воинскому учету по Закону №53-ФЗ. Таким образом, суд оставил его исковое заявление без удовлетворения.

Как выглядит повестка

Повестка состоит из основной части и линии отреза.

В основной части, которая находится над линией отреза, помимо анкетных данных, указывается место, время явки в военный комиссариат, а также конкретная причина вызова. В повестке проставляется печать военного комиссариата и подпись военного комиссара.

В документе указывается одна из причин вызова:

  • для уточнения документов воинского учета;
  • для прохождения медицинского освидетельствования или мероприятий, связанных с ним;
  • для прохождения призывной комиссии;
  • для прохождения призывной комиссии субъекта Российской Федерации;
  • для отправки к месту прохождения военной службы.

В настоящее время к этим причинам добавилась повестка о явке для прохождения призывных мероприятий по мобилизации.

Ответственность за неявку

В статье 21.5 Кодекса об административных правонарушениях прописана ответственность за неявку в военкомат по повестке. Она распространяется на всех, кто состоит или должен по закону состоять на воинском учете.

Если такой гражданин не явится в военкомат по повестке, ему будет вынесено предупреждение или наложен штраф в размере от пятисот до трех тысяч рублей по статье 21.5 Кодекса об административных правонарушениях.

Если призывник неоднократно игнорировал явку по подписанным повесткам, он может быть привлечен к уголовной ответственности по статье 328 Уголовного кодекса Российской Федерации «Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы». В статье перечислено несколько видов наказаний:

  • штраф в размере до двухсот тысяч рублей;
  • штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев;
  • принудительные работы на срок до двух лет;
  • арест на срок до шести месяцев;
  • лишение свободы на срок до двух лет.

К уголовной ответственности могут привлечь и за однократную неявку по повестке, но только если это была повестка для отправки к месту прохождения военной службы.

Неявка по повестке в военкомат: ответственность :

Все чаще и чаще в России стало наблюдаться такое нарушение, как неявка по повестке в военкомат. Это деяние влечет за собой ряд не самых лучших последствий для граждан.

Читайте также:  Путин рассказал о мерах жилищной поддержки семей до конца 2023 года

Только к чему готовиться уклонисту? Неужели никак на законных основаниях нельзя отсрочить службу в армии или полностью освободиться от нее? Каким образом граждане стараются увильнуть от своей законной обязанности? И что из этого получается в конечном итоге? Обо всем этом — далее.

Понять, чем грозит неявка в военкомат по повестке в том или ином случае, не так уж и трудно. Особенно если учесть, что некоторые последствия (законная ответственность) прописаны в современном законодательстве РФ. Так к чему стоит готовиться? И какие особенности вообще включают в себя армейская служба и повестка из военкомата?

В каких случаях следует опасаться возбуждения уголовного дела об уклонении от призыва?

Уклонением от призыва на военную службу считается неоднократная неявка без уважительной причины по повестке в военный комиссариат для прохождения призывных мероприятий или неявка для отправки к месту прохождения службы.

Решение о возбуждении уголовного дела в отношении призывника принимает следователь Следственного комитета РФ, а не представители военкомата или призывной комиссии.

Однако право инициировать привлечение гражданина к ответственности принадлежит уполномоченным должностным лицам военного комиссариата или МВД России, которые вправе передать в Следственный комитет РФ по месту жительства призывника соответствующие материалы для возбуждения уголовного дела.

  • Для привлечения гражданина к уголовной ответственности за уклонение от призыва требуется одновременно установить следующие обстоятельства: 1) факт вручения призывнику повестки под расписку; 2) факт неявки призывника по повестке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу; 3) отсутствие уважительных причин неявки;
  • 4) прямой умысел в совершении такого преступления.
  • Только одновременное установление всех четырех фактов является основанием для привлечения призывника к уголовной ответственности.

Чтобы исключить риск привлечения к уголовной ответственности, на повестки военного комиссариата нужно реагировать должным образом: или явиться в военкомат, или написать письменное заявление с обоснованием причин неявки. Такое заявление нужно зарегистрировать в канцелярии военного комиссариата.

  1. Уважительными причинами для неявки призывника в военкомат по повестке могут быть: — заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности; — тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц; — препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
  2. — иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

Кроме того, согласно статье 328 УК РФ, ответственность наступает только для гражданина, подлежащего призыву на военную службу и не имеющего оснований для освобождения или отсрочки от призыва на военную службу. Если же гражданин призыву не подлежит, то он не подлежит и уголовной ответственности.

Что грозит за неуведомление военкомата об актуальном месте пребывания

Существует административный порядок постановки на воинский учет. На лице, состоящем на учете, лежит обязанность, в случае смены места длительного пребывания (более трех месяцев) уведомить об этом военкомат, к которому он приписан. Он должен сняться с учета в этом военкомате и встать на учет в военкомате по новому месту длительного пребывания.

Есть достаточно широкий перечень вещей, о которых нужно уведомлять. В том числе, например, о смене работы, об изменении семейного положения. За неуведомление предусмотрена административная ответственность в виде штрафа до 3 000 рублей.

С одной стороны, само лицо должно сообщать о том, что оно сменило место работы. А с другой стороны, на работодателе лежит обязанность по отчетности о работниках, состоящих на воинском учете.

Но в любом случае в связи с не несоблюдением порядка информирования военкомата, и даже в случае получения повестки или мобилизационного предписания и пропуска установленного в них срока, в первую очередь должна наступать именно административная ответственность.

Однако когда аналогичные действия повторяются неоднократно, то возникает риск уже уголовной ответственности за уклонение. Это неоднократное несоблюдение тех или иных обязанностей, связанных с учетом. Там санкция суровее — до двух лет лишения свободы.

Как оформить дни прохождения медкомиссии при призыве на воинскую службу? / Вопросы подписчиков / Журнал «Кадровое дело»

Ответ на вопрос:

Согласно п. 1 ст. 6 Закона от 28 марта 1998 г.

№ 53-ФЗ, граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.

Следовательно, за время медицинского обследования по направлению военкомата за работником сохраняется средний заработок по месту постоянной работы. Подтвердить время прохождения медицинского обследования работник может справкой военного комиссариата.

Таким образом, освободить сотрудника от работы с сохранением среднего заработка нужно не только на 02.10.2015 г., а на все дни прохождения медицинского обследования, подтвержденные справкой из военкомата о прохождении обследования.

  • Период нахождения сотрудника на мероприятиях, связанных с призывом на военную службу, в том числе, период медицинского обследования отразите в табеле учета рабочего времени кодом «Г» или «23» – «исполнение государственных или общественных обязанностей согласно законодательству».
  • Подробности в материалах Системы Кадры:
  • 1. Ответ: Какие гарантии положены сотрудникам, которые вызваны на мероприятия, связанные с призывом на военную службу
  • Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости
Читайте также:  Возврат налоговых переплат по новым правилам с 1 октября 2020 года

На время прохождения медицинского освидетельствования и явки на заседание призывной комиссии освободите сотрудника от работы. Если место работы постоянное, то за сотрудником сохраняются место работы, должность и выплачивается средний заработок за время его отсутствия (ч. 1 ст.

170 ТК РФ, п. 1 ст. 6 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ). Расходы по оплате среднего заработка возмещают военные комиссариаты по местонахождению организаций в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 704 (п. 7 ст. 1 Закона от 28 марта 1998 г.

№ 53-ФЗ).*

  1. Из ответа «Как оформить документы, если сотрудник призван на военную службу»
  2. 2. Ответ: Как отразить в табеле учета рабочего времени период нахождения сотрудника на мероприятиях, связанных с призывом на военную службу
  3. Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Неявка на медкомиссию по повестке от военкомата

Статья КоАП, которую мы упомянули выше, охватывает все случаи неявки в военкомат, по какому бы поводу вас не вызывали исход будет один наложение штрафа.

Но в законодательстве есть еще одна статья 21.6 – ответственность за отказ прохождения медкомиссии. То-есть призывник или лицо призывного возраста, явился в военкомат, но при этом отказался проходить врачебную комиссию.

Если призывник не привел существенные доводы своего отказа, на него могут наложить штраф от 100 до 500 рублей.

Важно понимать, что неоднократное уклонение от явки в военкомат, может стать поводом обращения к сотрудникам МВД, которые в свою очередь обязаны не только вручить повестку призывнику лично, но и обеспечить законный способ посещение призывником военкомата, вплоть до принудительного привода.

Как не взять повестку, не нарушая норм законодательства

Вас также может интересовать следующий вопрос — как избежать вручения повестки и при этом не нарушить требования закона? Строго говоря, вопрос не совсем корректный, так как попытка избежать вручения повестки и является нарушением закона и уклонением от военной службы. И в случае отказа от получения вас могут привлечь к ответственности. Но зато вы можете не являться в военкомат в назначенную дату. Но для этого у вас должна быть уважительная причина. Вот список таких причин:

  • Болезнь или травма, вызвавшие невозможность прибытия;
  • Тяжелые проблемы со здоровьем следующих лиц:
    • отца, матери, супруги, супруга, сына, дочери, братьев или сестер, дедушек или бабушек, приемных родителей;
    • Участие в похоронном процессе вышеуказанных лиц;
  • Любые форс-мажорные обстоятельства, которые сделали невозможным ваше прибытие в военкомат в назначенное время;
  • Любые причины, которые призывная комиссия признает как уважительные.

Правила вручения повестки

В соответствии со статьей 31 ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе» порядок вручения повестки следующий:

✔️ призывник должен лично получить документ и поставить личную подпись что он ознакомлен с повесткой

✔️ полномочия на вручение повестки имеют сотрудники военкомата и работники, которые занимаются ведением воинского учета

✔️ если же призывник находиться в розыске, то данным вопросом занимаются органы внутренних


Как вручаются повестки в военкомат

Вручение повестки осуществляется двумя способами. Военкоматы могут присылать этот документ по почте. При этом варианте не гарантируется информирование призывников, потому что письма, как известно, могут и не доходить до своих адресатов. Второй вариант подразумевает непосредственное вручение повесток призывникам лично в руки. В основном, когда осуществляется личное вручение, призывникам предлагают расписаться и тем самым подтвердить получение документа. Подпись делается в нижних (отрывных) частях повесток, которые потом останутся в военкомате, чтобы можно было подтверждать обстоятельства уведомлений призывников об их обязанностях появиться в военном комиссариате.

Специалисты не рекомендуют отказываться от подписывания повесток и даже считают это бессмысленным занятием, особенно когда их вручают призывникам лица, уполномоченные для этого:

  • Служащие военных комиссариатов;
  • Сотрудники учебных заведений либо мест работы призывников, на которых возложили обязанность по военно-учетной работе;
  • Представители власти, если в населенном пункте призывника отсутствует военкомат;
  • Полиция.

Если призывники будут отвечать таким официальным лицам несогласием на просьбу о подписании повестки, то в таком случае может быть составлен соответственный документ. Это будет акт, которым также будет засвидетельствовано информирование призывников об их обязанностях явки в военкомат. Кроме того, в случае неявки призывников к назначенному времени, наличие этого акта не будет полезным для призывников. Они могут быть привлечены к ответственности за неявку.

Если не пришла повестка, призывнику необходимо идти в военкомат самостоятельно?

Как правило, молодые парни, достигшие призывного возраста, когда нет продолжительное время повестки в армию из районного военкомата, начинают задумываться, что им делать.

Закон не требует от молодых людей призывного возраста самостоятельной явки в военкомат в случае отсутствия официального уведомления. В данной ситуации нет законных оснований признать гражданина уклонистом от срочной службы. Уголовное дело может быть открыто только в том случае, если призывник получил повестку, расписался в ней и не прибыл в установленный срок в пункт сбора без уважительных причин.

То есть, если военнообязанному лицу не приходит армейская повестка из местного военкомата, и он не знает, что делать, при этом не желает служить, самому идти в комиссариат не обязательно.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *