6. Споры, связанные со сдачей и приемкой работ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «6. Споры, связанные со сдачей и приемкой работ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Сторонами в разных ДП могут быть физические и юридические лица и ИП. Если заказчик не против, исполнитель имеет право позвать кого-то себе в помощь. Тогда он станет генеральным подрядчиком и будет отвечать по договору и за себя, и за помощника. Работу можно сразу поручить нескольким подрядчикам, тогда каждый из них в ответе только за свою часть. По умолчанию исполнитель сам выбирает способ и выполняет задание, используя свои средства и материал, но можно прописать и другие варианты.

    1. банки и граждане;

    2. кредитная организация;

    3. банк или кредитная организация. ( ст.819, чсть 1)

5. В случае заключения кредитного договора в устной форме он является:

    1. заключенным без права ссылаться на свидетельские показания;

    2. не заключенным;

    3. ничтожным. ( ст.820)

6. Предоставление коммерческого кредита:

    1. связано с исполнением обязательства;

    2. носит независимый характер;

    3. носит независимый характер, если иное не указано в договоре.

7. Финансовым агентом по договору факторинга могут быть:

    1. предприниматели, банки и кредитные организации, имеющие соответствующие лицензии;

    2. коммерческие организации, индивидуальные предприниматели, имеющие соответствующую лицензию;

    3. банки, кредитные организации и коммерческие организации, имеющие соответствующую лицензию. ( ст.825)

8. Согласие должника по договору факторинга на заключение договора :

1.необходимо, так как это затрагивает его интересы;

2.необходимо, если получение согласия предусмотрено в договоре между ним и первоначальным кредитором;

3. необходимо, если должник гражданин.

9.Договор банковского счета является:

    1. консенсуальным, двусторонне обязывающим, возмездным; ( ст. 845)

    2. реальным, двусторонне обязывающим, безвозмездным, если иное не установлено в договоре;

    3. консенсуальным, односторонним, возмездным.

10. Проценты на остаток денежных средств на счете:

    1. начисляются; ( ст.852)

    2. не начисляются, если иное не установлено в договоре;

    3. начисляются, если иное не установлено в договоре.

11 .На счет по договору банковского вклада:

    1. денежные средства могут зачисляться только вкладчиком;

    2. денежные средства могут зачисляться вкладчиком и его работодателем;

    3. денежные средства могут зачисляться вкладчиком и третьими лицами.

  1. Заключение договора банковского вклада может удостоверяться:

    1. сберегательной книжкой;

    2. облигациями, выпущенными банком;

    3. сберегательной книжкой, сберегательным или депозитным сертификатом.( ст.836, часть 1)

13. Банк, принявший платежное поручение обязан:

а) перечислить денежную сумму банку получателя; ( ст.863, часть1)

б) выдать наличные денежные средства предъявителю платежного поручения;

в) начислить проценты на сумму, указанную в платежном поручении.

14. Платежное поручение действительно в течение:

а) 30 дней;

б) 1 года;

в) 10 дней;

г) бессрочно.

15. Аккредитив является:

  • в любом случае безотзывным;

  • безотзывным в случае прямого указание об этом в его тексте; ( ст.869)

  • является в любом случае отзывным.

  1. Чек:

— ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. ( ст.877, часть 1)

  • ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное определенным договором распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

  • ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести переоформление договора банковского счета на имя чекодержателя.

  1. Тратта:

  • простой вексель;

  • переводной вексель;

  • векселедатель.

  1. Индоссамент:

— векселедержатель;

  • плательщик по векселю;

  • векселедатель;

  • передаточная надпись. ( ст.880)

  1. Аваль представляет собой:

  • оплату векселя;

  • вексельное поручительство; ( ст.882, часть 2)

  • письменный отказ оплачивать вексель

Привлечение субподрядчиков

Подрядчик должен заранее определиться с тем, сможет ли он выполнить работы по договору подряда лично. Если ему потребуется привлечь для этого третьих лиц (субподрядчиков), то надо убедиться, что договор не содержит запрета на это, т.к. по умолчанию подрядчик такое право имеет.

Кроме того, договор подряда может предусматривать такие условия как:

  • обязанность подрядчика согласовывать кандидатуры субподрядчиков с заказчиком по указанным им критериям;
  • обязанность подрядчика получить письменное согласие заказчика на привлечение субподрядчиков (без согласования кандидатуры);
  • ограничение объема работ (например, не более 50% от общего объема), для которых подрядчик может привлекать субподрядчиков;
  • возможность привлечения субподрядчиков только для определенного вида работ;
  • право заказчика контролировать работу субподрядчиков и др.

Подводные камни договоров подряда. Часть 1

Специалисты АБ «Павлова и партнеры» подготовили обзор распространенных проблема, связанных с заключением договоров подряда.

ПОДВОДНЫЕ КАМНИ ДОГОВОРОВ ПОДРЯДА.
Несогласованность существенных условий договора подряда.
Оплата дополнительных работ.

В настоящее время споры, вытекающие из договора подряда, являются одними из самых распространенных. Как в кризисное время, так и в условиях стабильно развивающейся экономики рынок девелопмента не стоит на месте.

1. По договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу.

Специфика субъектного состава состоит в том, что на стороне подрядчика выступает коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, выполняющие работы в качестве профессиональной деятельности. На стороне заказчика всегда выступает гражданин-потребитель, что обусловливает применение к отношениям, возникшим из договора бытового подряда, Закона о защите прав потребителей, а также Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1025 (далее – Правила бытового обслуживания).

Данный договор является публичным (ст. 426 ГК), т.е. подрядчик обязан заключить договор с любым обратившимся к нему гражданином на одинаковых для всех условиях, за исключением случаев предоставления льгот определенным категориям граждан.

2. С точки зрения существенных условий имеются следующие особенности.

Предметом является результат работ, предназначенный для удовлетворения бытовых или других личных потребностей заказчика, т.е. работы выполняются не для использования в предпринимательской сфере, а носят исключительно потребительский характер (ремонт обуви, пошив юбки, изготовление дубликата ключей).

Существенным условием является цена работ, что следует из ст. 735 ГК, нормами которой установлено: «Цена работы в договоре бытового подряда определяется соглашением сторон и не может быть выше устанавливаемой или регулируемой соответствующими государственными органами». Следовательно, для признания договора заключенным необходимо, чтобы в нем была определена цена.

3. Специальных правил о форме в нормах о бытовом подряде не содержится, однако из ст. 734 ГК вытекает, что заказчику должна выдаваться квитанция или иной документ. Пунктом 4 Правил бытового обслуживания предусмотрено, что договор об оказании услуги (о выполнении работы) оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ).

Таким образом, договор бытового подряда должен быть заключен в письменной форме, в качестве которой чаще всего выступает квитанция, в которой должны быть указаны сведения, предусмотренные п. 4 Правил бытового обслуживания (фирменное наименование (наименование) и местонахождение (юридический адрес) организацииисполнителя, вид работы, цена работы и др.).

Если работа выполняется из материала заказчика, в квитанции или ином документе, выдаваемых подрядчиком заказчику при заключении договора, должны быть указаны точное наименование, описание и цена материала, определяемая по соглашению сторон. Право оспаривания в суде оценки материала в квитанции или ином аналогичном документе принадлежит только заказчику.

Читайте также:  Новое пособие на детей введут в Волгоградской области с 2023 года

4. Как и в любом договоре с участием потребителя, на предпринимателя возлагаются дополнительные обязанности, призванные обеспечить повышенную защиту прав потребителя. К их числу относится прежде всего так называемая информационная обязанность: подрядчик обязан до заключения договора бытового подряда предоставить заказчику необходимую и достоверную информацию о предлагаемой работе, ее видах и об особенностях, о цене и форме оплаты, а также сообщить заказчику по его просьбе другие относящиеся к договору и соответствующей работе сведения. Если по характеру работы это имеет значение, подрядчик должен указать заказчику конкретное лицо, которое будет ее выполнять. Объем информации, подлежащей предоставлению до заключения договора, определен ст. 9, 10 Закона о защите прав потребителей, а также п. 2, 3 Правил бытового обслуживания.

Другой комментарий к Ст. 702 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Следуя традиции отечественного гражданского права, заложенной еще в дореволюционном проекте Гражданского уложения, а затем продолженной в ГК РСФСР 1922 и 1964 гг., подряд определяется как договор о выполнении подрядчиком определенной работы для другой стороны за плату. В развитие данной нормы законодатель включил в легальное определение договора указание на результат, который должен достигнуть подрядчик, а заказчик соответственно принять. Хотя ст. 350 ГК РСФСР 1964 г. также упоминала о принятии выполненной работы, стилистически п. 1 ст. 702 ГК более точен, поскольку принять можно не работу саму по себе, а ее результат. Кроме того, формулировка п. 1 ст. 702 ГК вернее отражает смысл подряда: его целью является не выполнение работы как таковой, а получение результата, который может быть передан заказчику.

2. Включение в легальное определение подряда такого признака, как получение подрядчиком определенного передаваемого (т.е. материализованного, отделяемого от самой работы) результата, позволяет отличить его от договора услуги. Последний также предполагает совершение определенных действий (деятельности) по заданию заказчика за плату, однако законодательное определение договора возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ) не упоминает передаваемого заказчику результата. Это не значит, что данный договор не предполагает достижения какого-либо результата (тогда он не имел бы смысла), но достигаемый результат нематериален, неотделим от услугодателя. Предмет договора услуги — сама услуга (определенные действия или деятельность), в то время как предмет договора подряда — овеществленный результат работы подрядчика.

Практическое значение в разграничении договоров подряда и услуги заключается в различном правовом регулировании отдельных аспектов указанных правоотношений. Например, на подрядчике лежит риск случайного неисполнения договора (п. 1 ст. 705 ГК РФ), в то время как услугодатель такого риска не несет. Договор услуги имеет личный характер, что по общему правилу не допускает возложения исполнения обязательства услугодателем на третье лицо (ст. 780 ГК РФ). Подрядчик, напротив, вправе привлекать к исполнению договора других лиц, если из закона или договора не вытекает его обязанности выполнить работу лично (п. 1 ст. 706 ГК РФ). Различие усматривается и в последствиях одностороннего отказа от исполнения договора подряда (ст. 717 ГК РФ) и услуги (ст. 782 ГК РФ).

3. Глава 37 ГК относится к одной из шести глав ГК, регулирующих договорные обязательства, структура которых содержит общие положения (§ 1) и ряд параграфов, каждый из которых посвящен отдельным разновидностям того или иного договора. Данная глава регулирует бытовой подряд (§ 2), строительный подряд (§ 3), подряд на выполнение проектных и изыскательских работ (§ 4), подрядные работы для государственных нужд (§ 5).

Названные в гл. 37 договоры не исчерпывают всех разновидностей подряда. К ним можно причислить договоры, заключаемые в связи с реализацией инвестиционных проектов, а также проектов в области добычи полезных ископаемых. Некоторые авторы усматривают характер подрядных в ряде отношений между участниками фондового рынка, эмитентами ценных бумаг и организациями, занятыми сбором свободных денежных средств путем продажи ценных бумаг, что вызывает большое сомнение.

4. Пункт 2 комментируемой статьи содержит правило, согласно которому нормы § 1 применяются к отдельным видам подряда субсидиарно, т.е. когда иное не предусмотрено специальными правилами, установленными в § 2 — 5.

Вместе с тем следует иметь в виду, что отдельные виды договора подряда помимо ГК могут регулироваться другими правовыми актами. На возможность их применения прямо указывается в п. 3 ст. 730 и ст. 768 ГК. В названных нормах предусматривается регулирование соответствующих отношений данными актами в части, не урегулированной ГК. Это значит, что специальные акты могут дополнять регулирование подрядных отношений, отражая их специфику, но не противоречить ГК.

Комментарий к статье 702 ГК РФ

1. Статья 702 раскрывает смысл договора подряда (далее — ДП) и называет отдельные его виды, устанавливая их соотношение с общеподрядными правилами. Из п. 1 ст. 702 можно сделать следующие выводы. Во-первых, ДП, известный в римском праве как наем работы (locatio-conductio operis) и существовавший наряду с наймом вещей (locatio-conductio rei) и услуг (locatio-conductio operarum), — правовая форма опосредования экономических отношений по выполнению работ. Договор подряда является каузальным, так как покоится на конкретном основании, определяющем его природу и (наряду с иными условиями) его действительность. Основание (направленность) ДП производно от объективных экономических законов и связано со сферой выполнения работ, где одна сторона (подрядчик) удовлетворяет свою потребность посредством получения платы за проделанную работу и достигнутый результат, а другая (заказчик) — получения последнего. Отсюда основание ДП состоит в приобретении подрядчиком права на оплату результата работы и в приобретении заказчиком права на данный результат. Участниками ДП могут быть любые субъекты с учетом особенностей, присущих отдельным его видам (п. 1 ст. 730, ст. 740, 758, 764 ГК).

Во-вторых, ДП является двусторонним (взаимным): как юридический факт он порождает единое и равномерно двустороннее обязательство, состоящее согласно п. 1 ст. 307 ГК из двух простых обязательств — подрядчика перед заказчиком и наоборот. Каждая его сторона — и кредитор, и должник, а их обязанности носят встречный, взаимосвязанный и взаимообусловливающий характер. Поэтому ДП является двусторонне обязывающим. Основные обязанности сторон состоят в выполнении подрядчиком работы по заданию заказчика и сдаче результата заказчику и в приемке и оплате заказчиком данного результата, при этом с обязанностью подрядчика выполнить работу и сдать ее результат корреспондирует право заказчика потребовать передачи данного результата, а с обязанностью заказчика оплатить результат работ — право подрядчика потребовать оплаты. Поскольку подрядчик всегда выполняет определенную работу по индивидуальному заказу для конкретного заказчика, он не может выполнять работу вообще (для абстрактного заказчика), накапливать произведенные результаты и отчуждать их впоследствии любому заинтересованному лицу, подобные отношения — отношения не подряда, а купли-продажи.

Нормативное регулирование

Договор подряда на выполнение строительных работ – как образец гражданского соглашения регулируется следующими нормативами закона:

Закон Описание закона
ГК РФ – Гражданский кодекс Регулирование составления и исполнения договоров в целом (Главы от 27 до 29: понятие и условия, заключение и расторжение соглашений) Про Строительный подряд можно почитать, начиная со статьи 740 (третий параграф ГК) Правовое регулирование договора подряда (Глава 37 целиком)
Градостроительный кодекс Планирование, составление сметной и технической документации, регулирование строительства, нормирование и прочее
ФЗ «Закон об архитектурной деятельности в РФ» Регулирование архитектурной деятельности, разработки проектов, прав на архитектурную деятельность и прочее
Нормативно-правовые акты местных органов власти Регулирование строительства, монтажа и ремонта, касающиеся определенных территориальных особенностей

Порядок отказа от исполнения договора подряда

Теперь, когда мы знаем обо всех возможных причинах отказаться от договора, немного поговорим о порядке необходимых действий.

Надо запомнить одно золотое правило: никакие важные сообщения, уведомления и претензии другой стороне по договору, сколь бы часто Вы о них не говорили устно, не будут иметь никакого юридического значения, если Вы не подкрепите ту же самую информацию официальным письмом.

Важность сбора письменных доказательств, которыми Вы сможете подтвердить Ваши доводы, просто неоценима.

Поэтому любые важные сообщения другой стороне и, уж тем более, уведомление об отказе от исполнения договора должны быть оформлены официальным письмом и переданы другой стороне так, чтобы у Вас была возможность подтвердить факт получения Вашего письма другой стороной.

Это либо нарочное вручение через канцелярию с проставлением отметки о получении на Вашем втором экземпляре, либо отправка письма почтой по официальному адресу партнера, указанному в ЕГРЮЛ и в реквизитах договора.

Договор подряда прекращается с момента получения другой стороной Вашего уведомления об отказе от договора.

И последнее. Хоть такой порядок расторжения и является внесудебным, но Вы должны быть морально готовы к тому, что спор с партнером, возможно, придется все-таки разрешать в суде. В какой суд нужно обращаться можно узнать, прочитав статью.

Ведь он может не согласиться с Вашими доводами и счесть, что у Вас не было достаточных оснований для отказа. А уж если отказ от договора будет сопряжен с требованием о компенсации убытков, то лишь в единичных случаях сторонам удается решить вопрос миром.

Сторонами в деле являются истец и ответчик.

Истцами являются организации и граждане, предъявившие иск в своих интересах или в интересах которых предъявлен иск.

Ответчиками являются организации и граждане, к которым предъявлено исковое требование.

Стороны пользуются равными процессуальными правами (ст. 34 АПК).

В соответствии со ст. 35 АПК по общему правилу иск предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения или жительства ответчика. В некоторых случаях подсудность определяется по выбору истца (ст. 36 АПК). Подсудность, установленная ст. 35 и 36 АПК, может быть изменена по соглашению сторон до принятия арбитражным судом заявления к своему производству (ст. 37 АПК). В то же время по некоторым категориям дел установлена исключительная подсудность (ст. 38 АПК), которая не может быть изменена соглашением сторон.

Порядку предъявления исков в арбитражный суд посвящена гл. 13 (ст. 125–132) АПК.

Исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме. Оно подписывается истцом или его представителем. Копии искового заявления истец обязан направить другим лицам, участвующим в деле.

В исковом заявлении должны быть указаны:

• наименование арбитражного суда, в который подается заявление;

• наименование истца, его место нахождения; если истцом является гражданин – его место жительства, дата и место рождения; место работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

• наименование ответчика, его место нахождения или место жительства;

• требования истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам – требования к каждому из них;

• обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и подтверждающие их доказательства;

• цена иска, если иск подлежит оценке;

• расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;

• сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;

• сведения о мерах, принятых арбитражным судом по обеспечению имущественных интересов до предъявления иска;

• перечень прилагаемых документов (ст. 125 АПК). В заявлении могут быть указаны и иные сведения, необходимые для правильного и своевременного рассмотрения дела, а также ходатайства, в том числе об истребовании доказательств от ответчика или других лиц. Перечень документов, прилагаемых к исковому заявлению, определен ст. 126 АПК.

В соответствии со ст. 152 АПК дело должно быть рассмотрено арбитражным судом первой инстанции и решение принято в срок, не превышающий месяца со дня вынесения определения суда о назначении дела к судебному разбирательству (если иное не установлено Кодексом).

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (ст. 180 АПК).

Решения Высшего Арбитражного Суда РФ и решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов вступают в законную силу немедленно после их принятия. Решения по делам об административных правонарушениях и в некоторых других установленных законом случаях вступают в законную силу в сроки, установленные Кодексом или иным федеральным законом.

Решения арбитражного суда приводятся в исполнение после вступления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения. Немедленному исполнению подлежат решения по делам оспаривания ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, а также решения по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) указанных органов. Арбитражный суд вправе по заявлению истца обратить решение к немедленному исполнению и в других случаях, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или сделать исполнение невозможным (ст. 182 АПК).

Порядок исполнения судебных актов арбитражных судов определен разделом VII (ст. 318–332) АПК. Они имеют обязательную силу и должны исполняться всеми государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами на всей территории России.

Принудительное исполнение судебного акта производится на основании исполнительного листа, выдаваемого арбитражным судом, принявшим акт, после вступления судебного акта в законную силу, кроме случаев немедленного исполнения. Исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета направляется в налоговый орган, иной уполномоченный государственный орган по месту нахождения должника (ст. 319 АПК).

Ответственность за неисполнение судебных актов установлена ст. 332 АПК.

За неисполнение судебного акта арбитражного суда о взыскании денежных средств с должника (при наличии денежных средств на его счетах) на банк или иную кредитную организацию, обслуживающую должника, арбитражным судом может быть наложен штраф в размере, установленном федеральным законом.

За неисполнение указанных в исполнительном листе действий лицом, на которое возложено совершение этих действий, на это лицо арбитражным судом может быть наложен штраф в размере, установленном ст. 119 АПК. Размер судебного штрафа, налагаемого на граждан, не может превышать 25 МРОТ, на должностных лиц – 50 МРОТ, на организации – 1000 МРОТ.

В процессе перераспределения национального дохода часть денежных средств поступает в собственность и распоряжение государства. Таким путем создаются государственные доходы Российской Федерации и ее субъектов. Распоряжаются этими доходами уполномоченные государственные и муниципальные органы в соответствии с их бюджетами – основными финансовыми планами, росписью доходов и расходов. В материальном отношении бюджет является централизованным фондом денежных средств.

Читайте также:  Калькулятор транспортного налога

В целом под бюджетом государства подразумевают бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Федерации. То есть бюджет необходим для образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления.

Бюджетное право – одна из подотраслей финансового права. Бюджетное право содержит материальные и процессуальные нормы. Материальные нормы устанавливают структуру бюджетной системы России; перечень бюджетных доходов и расходов; распределение их между различными бюджетами; права участников бюджетных отношений. Процессуальные нормы регламентируют весь бюджетный процесс, а именно: порядок образования, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов.

Основополагающим источником бюджетного права является Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 09.05.2005 г.). В нем установлены общие принципы бюджетного законодательства, организации и функционирования бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений. В Бюджетном кодексе также определены исходные положения бюджетного процесса и межбюджетных отношений, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Бюджетный кодекс определяет бюджетную систему РФ как основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую нормами права совокупность всех видов бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Структура бюджетной системы включает бюджеты следующих уровней:

• федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

• бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

• местные бюджеты, в том числе:

♦ бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

♦ бюджеты городских и сельских поселений (ст. 10 БК).

В рамках бюджетной системы применяют понятие «консолидированный бюджет» – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории. Данное понятие используется лишь для аналитических целей.

Бюджетный процесс – регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. В соответствии со ст. 6 БК в сферу бюджетного процесса включается и контроль за исполнением бюджетов.

Бюджетный процесс основан на трех основополагающих принципах:

1) разграничение компетенции между органами представительной и исполнительной властей. По законодательству составление и исполнение бюджетов закреплено за исполнительными органами власти, а рассмотрение и утверждение – за представительными органами;

2) специализация бюджетных показателей, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней, включая консолидированные. Достигается это за счет формирования и исполнения бюджетов в пределах единой бюджетной классификации – группировки доходов по источникам и расходов по назначению;

3) ежегодность бюджета, которая заключается в том, что бюджеты принимаются каждый год заново. Этим обеспечивается возможность своевременно и более полно учесть изменения в экономической, социальной и международной обстановке.

Участниками бюджетного процесса выступают (ст. 152 БК): Президент РФ; органы законодательной (представительной) власти; органы исполнительной власти; органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного и муниципального финансового контроля; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; бюджетные учреждения; кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов; государственные и муниципальные унитарные предприятия и другие получатели бюджетных средств.

Бюджетный процесс состоит из двух укрупненных стадий.

Первая стадия – составление, рассмотрение и утверждение бюджетов. В соответствии со ст. 170, 173, 175 и 178 БК непосредственное составление проектов осуществляют Минфин России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. Формирование федерального бюджета базируется на Бюджетном послании Президента РФ, Прогнозах социально-экономического развития страны, Балансе всех расходов и доходов на территории, Плане развития государственного и муниципального сектора экономики и Основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории.

С 15 июля до 15 августа года, предшествующего отчетному, Правительство РФ рассматривает проекты бюджетов и проект закона о федеральном бюджете для внесения их в Государственную Думу. Согласно процедуре сам законопроект рассматривается Государственной Думой в четырех чтениях. В случае непринятия проекта закона до 1 января федеральные органы исполнительной власти вправе осуществлять финансирование по соответствующим статьям бюджетной классификации ежемесячно в размере 1/3 фактически произведенных сумм расходов за IV квартал предшествующего года. (Аналогична процедура прохождения бюджетного послания в Законодательном собрании области.)

Вторая стадия – исполнение бюджета и контроль за исполнением бюджетов. Цель исполнения бюджета – обеспечить поступление доходов и финансирование расходов в пределах утвержденных бюджетных показателей. Документ, на базе которого осуществляется исполнение бюджета, – бюджетная роспись доходов и расходов по статьям бюджетной классификации и распорядителям бюджетных ассигнований в разрезе по кварталам года (ст. 6 БК).

Согласно ст. 215 БК на Федеральное казначейство возлагается казначейское исполнение бюджетов – исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. При этом поступление всех доходов осуществляется на единый счет бюджета, исчисление расходов также осуществляется с единого счета бюджета (принцип единства кассы).

Исполнение бюджета по доходам означает мобилизацию налогов, сборов, других платежей и распределение их по уровням бюджетной системы.

Исполнение бюджета по расходам означает финансирование расходов, предусмотренных в бюджете, в соответствии с бюджетной росписью. Бюджетные ассигнования – средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств, т. е. распорядителям кредитов.

При поступлении доходов в размере 90–95 % от бюджета Правительство РФ вправе принять решение о введении режима сокращения расходов. Если сокращение расходов увеличивается более чем на 10 %, то Правительство вносит в Государственную Думу проект закона о внесении изменений и дополнений в федеральный бюджет. Дума должна рассмотреть этот законопроект во внеочередном порядке.

Законодательством установлен достаточно жесткий контроль за исполнением бюджета РФ.

Контрольные функции возлагаются на Счетную Палату РФ, контрольно-счетные органы субъектов федерации и местного самоуправления, налоговую службу, финансовые органы, банковскую систему и др. По предписаниям Счетной палаты РФ или Федерального казначейства РФ подлежат возврату средства, израсходованные их получателями незаконно или не по целевому назначению (в течение одного месяца со дня выявления указанных нарушений).

По окончании финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов. На основании данного распоряжения все получатели бюджетных средств готовят отчеты по доходам и расходам.

Генеральный подрядчик и субподрядчик:

Если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц — субподрядчиков. В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика. Подрядчик, который привлек к исполнению договора подряда субподрядчика, несет перед заказчиком ответственность за убытки, причиненные участием субподрядчика в исполнении договора. Генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 Гражданского Кодекса, а перед субподрядчиком — ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *