Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права учителя в школе в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Максимальное количество баллов зависит от категории, на которую аттестуется педагог. Для начального этапа это 60 баллов, поскольку квалификация молодого специалиста предполагает только оценку ЕФОМ. Для всех остальных категорий – 100 баллов.
В новой системе профессионального роста педагога будут присутствовать 4 основные ступени:
№ | Категория | Кому присваивается | Формат аттестации |
1 | Молодой учитель | выпускнику ВУЗа со стажем работы менее 3-х лет | Обязательная (ЕФОМ) |
2 | Учитель | учителю со стажем 3 года после аттестации «на соответствие должности» | Обязательная (ЕФОМ + преставление проф. деятельности) |
3 | Учитель-методист | педагогу с высокой результативностью работы, стажем от 5 лет и специальной проф. подготовкой | Добровольная (ЕФОМ + преставление проф. деятельности) |
4 | Учитель-наставник | учителю высшей категории со стажем от 7 лет, прошедшему соответствующие курсы | Добровольная (ЕФОМ + преставление проф. деятельности) |
Свобода в выборе оценки знаний учащихся, а также установление требований к поведению на занятиях.
Очень важный аспект в этом случае – соблюдение баланса и прав самих учеников, в том числе уважение их чести и достоинства. Нередко случаются спорные ситуации, касающиеся полномочий учителя относительно учеников, особенно в ситуации с наказаниями. Не стоит забывать, что учитель НЕ имеет права:
- Кричать на ученика, оскорблять или унижать его.
- Не пускать его на занятия в случае опоздания или при отсутствии формы.
- Выгонять ученика с занятия (учитель не имеет права на такое действие, так как это нарушает правила безопасности).
- Отбирать телефон или другие личные предметы.
Пособия молодым учителям
Сколько: размер выплат определяется нормативными актами местного самоуправления:
- единовременная выплата (подъемные) — в среднем 15 тысяч рублей;
- надбавка 20-50 процентов от размера ставки ежемесячно на протяжении трех лет работы.
Кто может рассчитывать: выпускники педагогических вузов (до 30-35 лет в зависимости от региона трудоустройства). Максимальные надбавки получают специалисты, окончившие вуз с красным дипломом.
Как получить:
- устроиться на работу по специальности в течение трех месяцев после окончания обучения;
- заключить трудовой договор не менее, чем на три года.
Включается ли отпуск по уходу за ребенком в стаж
Вопрос с отпуском по уходу за ребенком является достаточно важным для женщин – педагогов. На самом деле, большое значение имеет то, в какой период времени он проходит. Если его оформление было проведено до 6 октября 1992 года, то указанное время также будет входить в преподавательский стаж. При этом не будет иметь значения тот факт, когда мать снова приступила к работе.
Что же касается тех, кто оформил отпуск по уходу за ребенком после указанной даты, то данный период не будет включаться страж учителя. Однако же, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 12 Закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года, 1,5 года по уходу за ребенком, но не более 6 лет суммарно, включается в общий страховой стаж, который берется в расчет обычного пенсионного начисления.
По новому закону мы видим довольно запутанный механизм определения права на пенсию для учителей:
- можно выработать необходимую выслугу лет, но пенсию оформить будет еще нельзя (соответственно, придется работать дальше);
- оформить пенсию “по выслуге” учитель сможет только по истечении определенного количества лет (см. таблицу выше).
ГЛАВНОЕ: для оформления пенсии педагогам по новому закону с 2021 года необходимо:
- иметь педагогический стаж не менее 25 лет;
- накопить необходимые пенсионные баллы;
- с 1 января 2021 года необходимо выдержать период “отсрочки”.
Льготная ипотека для учителей общеобразовательных школ в 2023 году
Молодые учителя по закону получают возможность оформления ипотечного кредита на более выгодных условиях, чем для обычных заемщиков. Каждое из существующих послаблений от банковского учреждения необходимо заслужить:
№ п/п. | Преимущества льготной ипотеки для учителей | При выполнении каких требований предоставляется |
1 | Сниженная ставка | Заемщику необходимо успешно закончить обучение на учителя, получить диплом государственного образца |
2 | Небольшой первоначальный взнос в сравнении со стандартным | Заявитель должен приступить к работе учителя незамедлительно после получения диплома о высшем или среднем профессиональном образовании |
3 | Установление индивидуальных условий, предоставление ипотечных программ на выбор | Достижение 35-летнего возраста, наличие гражданства РФ |
Корректировка дифференциации зарплаты в зависимости от квалификации
Начиная с 1 января 2024 года, система начисления зарплаты учителей будет изменена с учетом квалификации каждого преподавателя. Введение дифференцированных тарифных ставок позволит создать справедливую систему вознаграждения учителей, учитывая их профессиональное развитие и достижения.
Теперь зарплата учителей будет расчитываться на основе не только общих стандартов, но и квалификационных характеристик каждого преподавателя. Данная система позволит мотивировать учителей стремиться к повышению своей квалификации ( обязательные программы смотрите ниже) и повышению уровня образования.
Уровень квалификации | Тарифная ставка |
---|---|
Высшая | 1,5 |
Первая | 1,3 |
Вторая | 1,1 |
Третья | 1,0 |
А фактически за ставку выходит около 20 тыс
В первом полугодии 2023 года средняя зарплата учителей в России увеличилась до 63,6 тыс. рублей. Такие данные опубликовал Росстат. Наибольшая зарплата учителей на Чукотке — 161 тыс. Далее идут Ямало-Ненецкий АО — 156 тыс., Москва — 135 тыс., Магаданская область — 134 тыс., Ненецкий АО — 123 тыс.
Что касается средней зарплаты, то она испытывает влияние регионов с высоким ее уровнем, которые «тянут» ее вверх. И если влияние северных регионов незначительное, так как учителей там мало, то влияние Москвы, где проживает 10% населения России, очень существенно. В этих условиях гораздо важнее медианная зарплата, то есть та, больше которой и меньше которой получают половина учителей.
Медианная же зарплата учителей составила всего около 39 тыс. После вычета налогов сумма уменьшается примерно до 33-34 тыс., а если разделить медианную зарплату на среднюю ставку учителя, а она, по оценкам многих экспертов и самих учителей, никак не меньше 1,5, то одна ставка учителя в России «медианно» оплачивается всего в 22 тыс. рублей. Это по-прежнему недостойные цифры, несовместимые как со статусом учителя, так и с важностью образования, которую декларируют власти.
Правда, в данные Росстата не входят выплаты за классное руководство (5 тыс.). Но эта небольшая сумма, заметная только на фоне учительской зарплаты, является и дополнительной нагрузкой, в том числе бюрократической. Кстати, постоянный рост этой самой бюрократической нагрузки тоже во многом нивелирует даже «росстатовское» увеличение благосостояния педагогов, потому что явно несоизмерим с ним.
Литература. «Программа непомерно тороплива»
Антон Скулачев, учитель литературы, председатель «Гильдии словесников» (Москва):
— Общее ощущение, что официальная жизнь идет где-то параллельно, тогда как подлинная жизнь учителей — в школе, в классе, и в этом процессе учителя объединяются в малые группы, чтобы друг друга поддержать.
Я вижу невероятное количество чатов, где коллеги обмениваются вопросами, советами, рабочими листами, делятся сканами учебников, учебных пособий, программ, рабочих тетрадей, в том числе труднодоступных. Это среда постоянной взаимной поддержки.
Реальные проблемы все равно далеки от инициатив сверху, и на местах эти проблемы бывают катастрофичны. В школах до 60% детей-инофонов, для которых русский язык второй. Огромный процент детей с дисграфией и дислексией, с СДВГ. Эти дети не могут читать большие тексты — особенно далекие от них по тематике, про какие-нибудь крестьянские страдания. Много нечитающих детей. Добавим сюда конфликты с родителями и непомерно большую нагрузку. И коллеги понимают, что никто им справиться не поможет — всё придется решать самим.
Начальная школа. «Программа стала сложнее»
Кирилл Арефьев, учитель начальных классов в школе № 158 (Москва):
— В целом год прошел спокойно. Мы начали работать по новым ФГОСам. Немного изменились учебники, материал чуть-чуть усложнился, какие-то темы из третьего класса, например, добавили во второй. Если раньше во втором классе мы проходили таблицу умножения только на 2-3, то теперь мы должны ее пройти полностью. И в русский язык добавили новые темы — например, состав слова полностью, а раньше мы его проходили на год позже. В чтение включили некоторые новые произведения, а некоторые убрали.
Думаю, рано делать выводы о том, хорошо это или плохо. Мне непривычно. Я 11 лет работал по одной и той же программе, так что пока перестраиваюсь.
Год педагога и наставника как-то пролетел мимо нас. Говорили, что для учителей будет льготная ипотека, что документально будет закреплен «неприкосновенный» статус учителя (как он бывает нужен в общении с родителями!), что будет повышаться престиж профессии. Но, кроме конкурсов, форумов и семинаров, лично я никаких изменений не заметил, проблемы у учителей начальной школы остались те же: администрация, зарплаты, родители, работа со сложными детьми.
Средние зарплаты учителей в других странах
Образовательная система различается между Россией и западными странами, но в пределах СНГ очень схожая. Рассмотрим, сколько платят за рубежом по нижеследующей таблице.
Страны | Среднемесячные доходы педагогов, 2023 г. | |
USD | RUB | |
Кыргызстан | $290 | 21 895 |
Азербайджан | $340 | 25 670 |
Казахстан | $345 | 26 048 |
Беларусь | $356 | 26 878 |
Грузия | $360 | 27 180 |
Польша | $1 850 | 139 675 |
Южная Корея | $2 000 | 151 000 |
Китай | $2 150 | 162 325 |
Франция | $2 750 | 207 625 |
Великобритания | $3 236 | 244 337 |
Япония | $3 350 | 252 925 |
Германия | $3 367 | 254 209 |
Италия | $3 390 | 255 945 |
Канада | $3 575 | 269 913 |
Новая Зеландия | $4 167 | 314 583 |
В мире профессия педагога очень важна, так как за счет их выполнения обязанностей формируется воспитанное и грамотное общество. Чем выше грамотность, тем выше уровень жизни. Что касается зарплат, то учителя во многих государствах получают среднемесячные размеры. На порядок выше в частных детсадах, школах, колледжах.
Если смотреть в разрезе списка, то в странах СНГ установлены примерно одинаковые цифры, приближены к российским. В Прибалтике в 3 раза больше.
В сравнении с западным уровнем, российский в 5 –10 раз ниже. Безусловно, здесь показаны средние, поэтому в небольших населенных пунктах, той же Германии, Канады, Италии учительские доходы вполовину меньше.
Критерии оценки участников
Конкурс «Учитель года 2024» проводится с целью поощрения и признания выдающихся учителей, которые вносят значительный вклад в образование и развитие своих учеников. Однако, чтобы определить наиболее достойного победителя, необходимы объективные и справедливые критерии оценки.
1. Профессиональные навыки и компетенции: Участники будут оцениваться по своим знаниям, умениям и опыту в образовательной сфере. Это включает в себя умение планировать и проводить уроки, использование инновационных методик обучения, адаптацию к различным учебным стилям и способностей учеников.
2. Результаты обучения: Критерий основан на достижениях учеников под руководством учителя. Оценивается успешность обучения, академические результаты, прогресс учащихся в течение учебного года, а также их мотивация и самооценка.
3. Коммуникационные навыки: Участники будут оцениваться по своей способности эффективно общаться со студентами, родителями и коллегами. Это включает в себя умение слушать, задавать вопросы, быть открытым для диалога и демонстрировать эмпатию и понимание.
4. Инновационность и креативность: Оценивается способность участника применять новые методы и подходы к обучению, использовать современные образовательные технологии и инструменты, а также разработку собственных учебных материалов.
5. Вклад в образование и профессиональное развитие: Оценивается активное участие учителя в профессиональных сообществах, участие в научно-исследовательской работе, публикации статей и книг, участие в образовательных проектах и инициативах.
Каждый из этих критериев важен и будет учитываться при оценке участников конкурса. Это позволит определить наиболее достойного учителя, который является примером для других и вносит значительный вклад в образование и развитие нового поколения.
Изменится порядок обязательной аттестации
По новой системе аттестации этапы карьерного роста педагога выглядят так:
- Молодой специалист (выпускник педвуза);
- Учитель, соответствующий должности (с опытом работы 3 года и более, успешно сдавший аттестацию);
- Учитель-методист (опыт работы более 5 лет, наличие диплома методиста, полученного не ранее, чем за три года до прохождения аттестации, а также первая или высшая квалификационная категория);
- Учитель-наставник (стаж более 7 лет, высшая квалификационная категория, диплом о соответствующем дополнительном образовании).
Чтобы пройти аттестацию, педагогу необходимо набрать 70 баллов из 100 возможных. Молодому специалисту достаточно 60 баллов.
Эта оценка складывается из практической части и общих достижений.
Практическая часть подразумевает:
- прохождение письменного тестирования (ЕГЭ по преподаваемой дисциплине);
- видеозапись урока;
- решение педагогического кейса.
В этой части знания и навыки учителей будут проверять по ЕФОМ (единым федеральным оценочным материалам), а максимальное количество баллов, которое можно набрать, равняется 60.
Еще 40 баллов может принести учителю:
- Представление работодателя (40 баллов);
- Положительная динамика результатов учеников за 5 лет (до 20 баллов);
- Индивидуальные достижения учителя (публикации в СМИ, победы в конкурсах, отзывы выпускников, которые нужно собирать с помощью опросных листов на сайте школы, и т. п. — до 15 баллов);
- Оценка экспертов, прошедших специальную подготовку (до 5 баллов).
Будет взят курс на единообразие
С 1 сентября 2023 года в школах будут введены Федеральные основные общеобразовательные программы (ФООП). Они придут на замену ПООП — примерным основных образовательным программам.
Цель ФООП — ввести единый стандарт и унифицировать образование по всей стране. Обязательными для всех станут федеральные рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру для начальной школы. В старших классах единые программы будут введены по предметам «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности».
Кроме того, обязательной станет федеральная рабочая программа воспитания и федеральный календарный план воспитательной работы.
Дополнительные дни отпуска для учителей
В 2024 году в школах будет введено дополнительное количество дней отпуска для учителей. Это нововведение призвано обеспечить педагогам возможность отдохнуть и восстановить силы после активной учебной деятельности.
Согласно новым правилам, каждый учитель будет иметь право на дополнительные 5 дней отпуска в год. Таким образом, общее количество дней отпуска учителя составит 45 дней.
Дополнительные дни отпуска будут предоставляться учителям в течение учебного года с учетом графика работы и учебного процесса. Это позволит учителям выбрать наиболее удобное для себя время для отдыха.
Для оформления дополнительных дней отпуска учителям необходимо будет подать заявление в администрацию школы не позднее, чем за 2 недели до планируемой даты начала отпуска. Администрация школы обязана рассмотреть заявление и уведомить учителя о решении.
Дополнительные дни отпуска для учителей позволят им более полноценно отдохнуть и подготовиться к следующему учебному году. Это важно не только для физического и эмоционального благополучия педагогов, но и для качества образовательного процесса в целом.
Количество дней отпуска в 2024 году: | 45 дней |
---|---|
Дополнительные дни отпуска для учителей: | 5 дней |
Возможность передачи отпуска другому учителю
В 2024 году было внесено нововведение, которое позволяет учителям передавать свой отпуск другому учителю. Эта возможность может быть полезной в случаях, когда учитель не может использовать свой отпуск по различным причинам, таким как болезнь или важные профессиональные обязанности.
Для того чтобы передать отпуск, учитель должен посетить административный отдел школы и заполнить соответствующую заявку. В заявке необходимо указать период отпуска, который планировалось использовать, а также данные учителя, которому будет передан отпуск.
Административный отдел будет рассматривать заявку и принимать решение о возможности передачи отпуска. Решение может быть положительным или отрицательным, в зависимости от различных факторов, таких как наличие другого учителя, готового принять отпуск, и оперативность подачи заявки.
В случае положительного решения, учитель, которому передали отпуск, должен подтвердить свое согласие на использование отпуска в указанный период. После этого ему будет предоставлено право использовать отпуск, который был передан.
Возможность передачи отпуска другому учителю является важным инструментом, который позволяет решать проблемы, связанные с отпуском, и обеспечивает гибкость в организации рабочего времени учителей. Она позволяет эффективно использовать ресурсы школы и заботиться о благополучии учащихся.
Особенности отпуска для учителей в 2024 году в школе России
Отпуск для учителей в школе России в 2024 году имеет свои особенности. Как и в предыдущие годы, учителя имеют право на ежегодный отпуск длительностью 56 рабочих дней. Однако существует ряд условий, которые необходимо учесть при планировании отпуска.
В 2024 году учителя должны учитывать календарные даты, чтобы использовать свой ежегодный отпуск максимально эффективно. Количество дней отпуска может быть использовано только в течение учебного года, начиная с 1 сентября и заканчивая 31 августа следующего года.
Для получения отпуска учителям необходимо подать заявление в администрацию школы не менее чем за две недели до предполагаемой даты начала отпуска. В заявлении необходимо указать точные даты начала и окончания отпуска, а также предоставить подтверждающие документы, такие как медицинская справка.
Если учителям не удалось использовать весь свой ежегодный отпуск в течение учебного года, они имеют возможность перенести неиспользованные дни отпуска на следующий учебный год. Однако переносить отпуск можно только на период с 1 сентября текущего года по 31 декабря следующего года.
Важно отметить, что учителям разрешено использовать отпуск только в периоды, когда нет активных учебных занятий или экзаменов. Это может быть, например, летний период, когда школа закрыта, или школьные каникулы.
Выводящие обстоятельства, такие как беременность, заболевания или другие семейные обстоятельства, могут дополнительно повлиять на количество дней отпуска и требования к его предоставлению. В таких случаях, учителям рекомендуется обратиться к администрации школы для получения подробной информации и консультации по этому вопросу.
В целом, отпуск для учителей в школе России в 2024 году предоставляет определенные возможности и гибкость, но требует соблюдения некоторых условий. Учителям рекомендуется заранее планировать свой отпуск, чтобы восстановить силы, подготовиться к новому учебному году и эффективно организовать свою работу.