Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности налогообложения некоммерческих организаций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Уплачивая членский взнос, член организации ожидает получения какого-либо встречного предоставления от НКО, часто носящего нематериальный характер. Это правило презюмируется, но не носит обязательного, установленного законом характера.
Другие федеральные налоги для НКО
Кроме главных фискальных отчислений (налога на прибыль и НДС), некоммерческие организации платят и другие налоги и сборы:
-
Госпошлина. Если НКО обращаются к государственным структурам для совершения правовых действий, они платят пошлину наравне с другими физическими или юрлицами. Отдельные НКО и виды их деятельности могут быть освобождены от госпошлины, а именно:
- финансируемые федеральным бюджетом – логично, ведь пошлина все равно направляется туда;
- государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей (архивы, музеи, галереи, выставочные залы, библиотеки и др.) – они могут не платить госпошлину за вывоз ценностей;
- НКО инвалидов – для них упраздняются госпошлины в судах и у нотариусов;
- спецзаведения для детей с общественно-опасным поведением – им разрешают не платить пошлину на взыскание родительской задолженности;
- Таможенная пошлина. А вот этот платеж «не смотрит на лица», а исключительно на товары, поэтому от нее не освобождают на основании статуса НКО, а только если товары входят в соответствующий перечень.
Целевое финансирование
Основная особенность в ведении учета в НКО — наличие целевого финансирования ее деятельности.
Если НКО оказывает платные услуги, прибыль от которых идет на обеспечение основной деятельности, то учет по ней ведется практически так же, как в обычной организации.
А вот поступление, например, от членов СНТ или общественной организации — это уже членские взносы и особый порядок учета.
Главным отличием учета в НКО является принцип раздельного учета целевых поступлений и приносящей доход деятельности.
Движение средств должно быть прозрачным в первую очередь для источников финансирования организации. Ну и, конечно, для контролирующих органов.
Программа 1С 8.3 для ведения учета НКО
Для ведения учета в некоммерческих организациях у 1С: Предприятие есть специальная конфигурация 1С: Бухгалтерия НКО.
Программа позволяет начислять разного рода взносы, предусмотренные Вашим уставом (вступительные, членские, целевые), а при проведении входящих документов выбирать, к какому направлению деятельности относится та или иная услуга/расход материалов.
Из минусов:
- все начисления производятся каждый раз вручную, что, на наш взгляд, не очень удобно при большом количестве членов или ежемесячных взносах;
- при получении оплаты по разным основаниям финансирования (например, одновременно членские и вступительные взносы) невозможно разбить платеж средствами 1С, приходится делать это руками;
- отсутствует автоматический расчет пени, т.е., если у Вас в уставе предусмотрены санкции за просрочку оплаты, Вам придется рассчитывать их самостоятельно и операцией отражать это в 1С;
- нет возможности сформировать квитанции на оплату взносов для членов НКО.
Членские взносы в СРО отражаются в бухгалтерском учете и учитываются для целей налогообложения единовременно, если это месячный платеж:
Дт 20 — Кт 76 — отражены в составе расходов ежемесячные членские взносы
Дт 76 — Кт 51 — уплачены ежемесячные членские взносы.
Если уставом СРО предусмотрены квартальные или полугодовые взносы, то их следует распределить на период, за который они заплачены.
Взносы в компенсационный фонд, по моему мнению, следует учитывать в составе расходов будущих периодов на срок, установленный до другой даты уплаты взноса в компенсационный фонд.
Для целей налогообложения прибыли членские взносы учитываются единовременно, если членство в СРО является обязательным для ведения деятельности в силу закона.
Взносы в компенсационный фонд могут учитываться единовременно либо в течение срока, за который они уплачены аналогично бухгалтерскому учету.
Бухгалтерский учёт в НКО, занимающихся предпринимательством в 2022 г
Ведение учёта в НКО, работающих с целью получения материальной выгоды, считается непростой задачей, поскольку бухгалтеру необходимо сосредоточить внимание на:
- распределении доходов и расходов между деятельностью, связанной с благотворительностью, социальной работой и предпринимательством;
- отслеживании формулировок назначения получаемых и направляемых финансовых потоков в договорах и документах, являющихся первичными.
Пример неправильного определения назначения средств в учётной политике выглядит следующим образом.
Бухгалтеру необходимо принять деньги, поступившие в качестве вознаграждения за проведение мероприятия. Они могут быть записаны двумя способами – правильным и неправильным. Неправильно писать следующее: «Плата за проведение развлекательного мероприятия». Правильно: «Целевой взнос на организацию и проведение развлекательного мероприятия». В первом случае налоговая служба требует НДС, а вот целевые взносы в НКО налогами не облагаются, поэтому никаких дополнительных расходов организация не понесёт. Отметка по НДС является обязательной.
Бухгалтеру необходимо максимально сосредоточиться на выборе формулировок: нельзя допускать использования в официальных документах размытых, неточных определений. Пример неточности – назначение «Покупка одноразовой посуды». Точная формулировка должна звучать так: «Приобретение одноразовой посуды для проведения благотворительного мероприятия на природе с участием детей». Если речь идёт о приобретении канцтоваров, то вместо простого «Покупка канцтоваров» пишут «Приобретение канцтоваров для административного отдела». Точное указание целевых трат помогает бухгалтеру не запутаться во время налогового учёта расходов и доходов, быстрее определить, какой счёт будет правильным для направления на него денег.
Кроме того, бухгалтер обязан проверить, обоснованы ли понесённые затраты. Для этого необходимо проверить, есть ли:
- приказы на распределение финансов;
- письма и распоряжения участников НКО;
- обращения со стороны граждан и организаций за средствами в виде помощи от некоммерческой организации;
- иные документы.
Чтобы раздельно вести налоговый учёт, составляют два разных субсчёта. Для основной общественной деятельности 20-1 и 26-1, для предпринимательской деятельности ‒ 20-2 и 26-2.
В 2022 году финансовые результаты фиксируются следующим образом:
- основная общественная работа – счёт 86;
- предпринимательство – счёт 90, убыток и прибыль списываются каждый год на счёт 86;
- продажа активов и выполнение прочих операций – счёт 91, в конце года этот счёт закрывается на счёт 86.
В конце года НКО обязательно сдаёт две формы (касается и тех организаций, что коммерческую деятельность не ведут) – это бухгалтерский баланс и отчёт о целевом использовании средств. Если организация ведёт предпринимательскую деятельность, то, как и прежде, она отчитывается о финансовых результатах.
Важно! НКО по-прежнему не нужно заявлять о том, куда и как осуществлялось движение денежных средств в 2022 году. Исключением являются организации, работающие в узкоспециализированной сфере, чья деятельность регламентируется отдельными законами.
Учет нематериальных активов
Нематериальные активы (НМА) учитываются в НКО на основании ПБУ 14/2007. При принятии их к учету устанавливают срок планируемого использования для решения уставных задач организации. Этот срок ежегодно подлежит проверке и уточнению. При наличии корректировок их отражают в учете и отчетных формах на начало года как изменения оценки.
Амортизация на НМА в НКО не начисляется, даже при использовании их в коммерческой деятельности (п. 24 ПБУ 14/2007). Если НМА приобретены за счет дохода от предпринимательства, то начисление амортизации допускается.
Например, при создании собственной компьютерной программы проводки будут следующими:
Дт 08.5 КТ 10, 70, 69 — учтены затраты на создание продукта;
Дт 04 Кт 08.5 — программа поставлена на учет как НМА;
Дт 86 Кт 83 — использованы целевые суммы для создания НМА.
Саморегулирование означает сокращение государственного вмешательства в экономику
Процесс реформирования законодательства во многих сферах предпринимательской деятельности (строительная, оценочная, аудиторская и др.) предусматривает постепенный и поэтапный переход от государственного регулирования к саморегулированию.
Следует отметить, что переход к саморегулированию — это не абсолютная и безвозвратная потеря государственного контроля и надзора за соответствующими сферами предпринимательской деятельности, как это на первый взгляд может показаться, а комплекс мер, направленных на поэтапное и цивилизованное сокращение государственного вмешательства в экономику без ущерба для всех субъектов предпринимательской деятельности.
Необходимость данных мер продиктована интересами российского общества, эволюционно вступившего в новую фазу экономико-правового развития. Не случайно в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [1] создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества обозначены как ключевые принципы, которым должно следовать государство в целях перехода к инновационному социально ориентированному развитию. Саморегулирование призвано решить следующие задачи:
- снизить административные барьеры в экономике;
- превратить Россию в страну с низким уровнем коррупции со стороны государственных чиновников;
- устранить избыточное государственное управление путем перехода преимущественно к косвенным методам регулирования экономических процессов;
- расширить долю участия предпринимательского сообщества в подготовке решений органов государственной власти.
С целью реализации изложенного выше комплекса задач в декабре 2007 г. принят Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» [2], утверждены новые законодательные акты (в частности, об аудиторской деятельности [3]), а также внесены изменения в действующие нормы (например, о лицензировании [4]).
Саморегулируемые организации — это некоммерческие организации, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида [2, ст. 3].
Налог на прибыль в НКО
НКО, как и любое юридическое лицо на ОСНО, платит налог на прибыль. Однако часто существенная часть доходов НКО (а иногда – и весь доход) освобождаются от этого налога.
В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ гранты и другие целевые поступления для ведения основной деятельности НКО не облагаются налогом на прибыль.
Сдавать декларацию по прибыли нужно, даже если у организации нет облагаемой базы. В любом случае НКО должна заполнить лист 07 отчета с информацией об использовании целевых поступлений.
Но у НКО могут быть и доходы от «сопутствующей» коммерческой деятельности, которые подпадают под налогообложение. Чтобы верно рассчитать облагаемую базу, организация должна вести раздельный учет доходов и расходов.
С доходами особых проблем обычно не возникает. Целевые поступления, гранты и выручка от коммерческой деятельности, как правило, приходят от разных источников.
Но важно, чтобы те, кто перечисляет необлагаемые поступления, правильно писали назначение платежа: «целевое финансирование», «грант» и т.п. При любых формулировках, которые допускают двойное толкование, наподобие «оплата за…» налоговики включат эту сумму в облагаемую базу.
С расходами ситуация сложнее. Нужно стараться максимально разделить их по направлениям уже при формировании. Закупки для коммерческих и некоммерческих нужд лучше проводить по отдельным документам.
Если же затраты относятся к обоим видам деятельности, то их следует делить пропорционально выручке (п. 1 ст. 272 НК РФ).
Если основные средства НКО приобретены за счет целевых поступлений и применяются для некоммерческой деятельности, то амортизация по ним не начисляется (пп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ).
Если же объект куплен за счет средств от предпринимательской деятельности и применяется в коммерческих целях, то он подлежит амортизации для исчисления налога на прибыль (письмо Минфина РФ от 22.01.2019 № 07-01-09/2891).
НДФЛ и страховые взносы в НКО
Любая деятельность, в том числе и некоммерческая, невозможна без сотрудников. В НКО часто работают волонтеры, но почти всегда в таких компаниях есть и штатные специалисты «на окладе».
С выплат в пользу волонтеров (например – компенсация питания, затрат на проезд и т.п.) НДФЛ и страховые взносы в общем случае перечислять не нужно. Платить налог и взносы необходимо только со сверхнормативных выплат на питание волонтеров: свыше 700 рублей в день в РФ и 2500 рублей – за границей (п. 3.1 ст. 217 и п. 6 ст. 420 НК РФ).
А с вознаграждения штатных специалистов НКО все установленные платежи необходимо выплачивать в полном объеме. Поэтому организация должна удерживать из этих выплат НДФЛ, а также начислять страховые взносы на общих основаниях.
НКО. Учет и отчетность
НКО ведут бухгалтерский учет и представляют бухгалтерскую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Бухгалтерская отчетность НКО должна содержать информацию об уставной и предпринимательской деятельности.
НКО самостоятельно разрабатывают и принимают формы бухгалтерской отчетности на основе образцов, рекомендованных Минфином России.
При отсутствии предпринимательской деятельности и соответствующих данных общественные организации (объединения) могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности:
- отчет об изменениях капитала (форма N 3);
- отчет о движении денежных средств (форма N 4);
- приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5);
- пояснительную записку.
Информацию об использовании бюджетных средств представляют НКО, получающие бюджетные средства. Указанная информация представляется в составе бухгалтерской отчетности по формам, установленным Минфином России.
К бухгалтерской отчетности прилагается сопроводительное письмо, содержащее информацию о составе представляемой бухгалтерской отчетности.
НКО ведут бухгалтерский учет в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Осуществляя хозяйственную деятельность, благотворительные организации руководствуются общим Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению.
Особенностью бухгалтерского учета в благотворительных организациях является правильность отражения целевых поступлений, взносов, пожертвований на ведение уставной деятельности. В связи с этим рассмотрим использование счета 86 «Целевое финансирование».
По кредиту счета 86 отражаются поступившие средства целевого финансирования, по дебету — списание средств, израсходованных в соответствии с благотворительной программой и сметой.
Целевые средства предоставляются на финансирование конкретных мероприятий и не могут быть использованы в иных целях. В связи с этим благотворительные организации ведут аналитический учет целевых средств по каждому виду источника и в разрезе целевых программ.
Поступление целевых денежных средств в учете отражается бухгалтерской проводкой:
Дебет 50 «Касса» (51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет») Кредит 86 «Целевое финансирование»
- на сумму поступивших целевых средств.
Целевые средства могут выделяться благотворительной организации и в натуральной форме (гуманитарная помощь в виде продуктов питания, теплой одежды и пр.).
В таком случае поступление отражается записью:
Дебет 10 «Материалы» Кредит 86 «Целевое финансирование»
Налог на добавленную стоимость по приобретенным средствам в таком случае включается в фактическую себестоимость материалов.
Благотворительным организациям необходимо вести раздельный учет ТМЦ, поступивших в виде целевых средств и приобретенных для ведения хозяйственной деятельности.
В случае приобретения товарно-материальных ценностей для осуществления хозяйственной деятельности их поступление отражается записью:
Дебет 10 «Материалы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
- на сумму приобретенных материальных ценностей, включая НДС.
Кроме того, благотворительные организации вправе осуществлять коммерческую деятельность, и, следовательно, необходимо вести отдельный аналитический учет товарно-материальных ценностей, предназначенных для использования в коммерческой деятельности. Следует помнить, что в подобном случае НДС, предъявленный поставщиком, выделяется из стоимости ТМЦ и учитывается отдельно.
Приобретение указанных ТМЦ отражается записью:
Дебет 10 «Материалы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
- на сумму приобретенных материальных ценностей (без НДС);
Учет расходов при вступлении в СРО
Саморегулируемыми организациями (коротко СРО) называются некоммерческие объединения, при создании которых учитывается отраслевой признак.
Участники таких партнерств – предприниматели и компании, специализирующиеся на выполнении работ (предоставлении услуг) одного профиля, например: строительных, в сфере аудита, транспортных перевозок, ЖКХ и пр.
Каждый член СРО должен выплачивать членские взносы и соблюдать единые профессиональные стандарты, своевременно проводить повышение квалификации персонала и квалификационную аттестацию сотрудников. Со своей стороны саморегулируемая организация не только контролируют своих участников, но и защищает их права и интересы.
Для представителей большей части отраслей в экономике РФ, членство в саморегулируемой организации является добровольным (СРО в сфере пожарной безопасности, туристической отрасли, арбитражных управляющих), но в ряде случаев законодательно установлено неукоснительное наличие допуска СРО. Примером может послужить строительная отрасль, перешедшая на обязательное саморегулирование в 2010 году. Кроме того, вступить в СРО должны все компании, осуществляющие аудиторскую деятельность, и частные аудиторы (N 307-ФЗ ст. 3 и 4).
Нужно отметить наметившуюся в последнее время тенденцию к переводу в рамки обязательного саморегулирования и других сфер бизнеса. Минтрансом уже подготовлен законопроект, в случае принятия которого при отсутствии допуска профильной СРО деятельность автоперевозчиков будет нелегитимной.
Очевидно, что в такой ситуации перед бухгалтерами компаний, планирующих получить членство в саморегулируемой организации, встаёт целый ряд вопросов:
- Как вести учет взносов участника СРО, если предприятие использует основную систему налогообложения?
- Как учитывать платежи участника СРО при использовании УСН (упрощённой системы налогообложения)?
- На базе каких первичных документов списываются взносы?
- Как отражаются взносы члена СРО в бухгалтерском учете?
- Какие ещё варианты учета применимы?
Как производится учет СРО в налоговом и бухгалтерских учетах
Разовые отчисления в СРО будут считаться текущими затратами в бухучете в том случае, если есть документы, подтверждающие не только их выполнение, но и результаты понесенных затрат, т.е. бумаги:
- об оформленном членстве;
- о полученном допуске к работам.
Регулярные платежи, которые организация отчисляет в СРО, напрямик соотносятся с ее деятельностью, поэтому и в бухучете они будут оформляться как расходы по обычной деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Для того чтобы учитывать данные членские взносы, необходимо делать проводки по счету 97 «Расходы будущих периодов» (с него регулярно списываются средства) или же по счетам расходов от основной деятельности (20, 26, 44 и т.д.).
В налоговом учете данные взносы должны причисляться к остальным расходам в том случае, если их отчисление необходимо для работы компании (например, если это строительная компания: пп. 29 п. 1 ст. 264 НК РФ – расходы на обязательные взносы в некоммерческие организации). Информацию, подтверждающую тот факт, что регулярные взносы, вклад в компенсационный фонд и плата за членство в СРО относятся к прочим затратам, можно найти также в письмах Минфина (например, № 03-03-07/25 от 09.10.2009 г., № 03-03-06/1/254 от 16.04.2009 г., № 03-03-05/52 от 26.03.2009г.).
Расходы на платежи за членство в саморегулируемой организации обладают рядом особенностей, которые влияют на порядок их учета для налогообложения прибыли:
- Поскольку для участия в саморегулируемых организациях не предусмотрено финальной даты, определить точно период, к которому будут относиться единоразовые взносы, не получится. Следовательно, эти платежи считаются бессрочными. Организация может самостоятельно выбирать, как именно она будет учитывать эти затраты: признает их единовременно в том периоде, в котором они выполнялись, либо же распределит на некоторый срок.
- При вычислении суммы налога с прибыли данные платежи учитываются единовременно (пп.3 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Итак, для списания трат на членство в саморегулируемой организации понадобится:
- прописать порядок их признания в учетной политике предприятия;
- документально подтвердить их выполнение: сделать ксерокопии свидетельства о членстве, счета на оплату, положения СРО касательно взносов, платежных поручений и т.д.
Бухучет в НКО, осуществляющих предпринимательскую деятельность
Вести бухучет в НКО, занимающейся предпринимательством, сложнее. Здесь бухгалтеру изначально надо настраивать жесткий контроль над распределением поступлений и расходований средств между общественно-основной деятельностью и предпринимательской.
В первую очередь нужно следить за формулировками назначения получаемых и направляемых средств в договорах и первичных документах. К примеру, поступление денег в НКО с назначением «Оплата за проведение спортивного мероприятия» налоговиками будет расценено как налогооблагаемый доход. Правильнее указать: «Целевой взнос на организацию и проведение спортивного мероприятия. НДС не облагается». Причем указанная отметка про НДС — обязательна.
Также и с расходованием средств. Бухгалтер должен избегать обобщенных формулировок. Например, вместо назначения «Покупка бумаги» лучше указать «Покупка бумаги для проведения благотворительного конкурса по рисованию» или «Покупка бумаги для нужд административного отдела». При ведении бухучета такие конкретизированные описания производимых затрат (оплат) помогут быстро распределить их между правильными бухгалтерскими счетами.
Далее нужно тщательно проверять достаточность документального обоснования производимых затрат. Такими обоснованиями, помимо первичных документов, являются:
- приказы на распределение средств;
- письма и распоряжения участников НКО;
- обращения граждан (организаций) на получение средств (помощи) от НКО;
- прочее.
Для раздельного учета затрат по общественно-основной деятельности и предпринимательской к затратным счетам нужно открыть соответствующие субсчета:
- 20-1 и 26-1 — для общественно-основной;
- 20-2 и 26-2 — для предпринимательской.
Финансовые результаты рассматриваемых НКО отражаются следующим образом:
- от общественно-основной деятельности — на сч. 86;
- от предпринимательства — на сч. 90, прибыль (убыток) ежегодно списывается на сч. 86;
- от продажи активов (прочих операций) — на сч. 91 с закрытием в конце года на сч. 86.
В предыдущем разделе мы уже показывали проводки, составляемые НКО по общественно-основной деятельности и по продаже активов. Теперь рассмотрим формирование в НКО проводок по операциям, связанным с ее предпринимательством:
Действие |
Дт |
Кт |
Примечание |
Приобретение ОС, НМА для предпринимательства за счет целевых средств |
НДС исключается из стоимости ОС, НМА и ставится к вычету при условии, что ОС, НМА будут использоваться в предпринимательской деятельности, облагаемой НДС |
||
01, 04 |
|||
Отражена покупка ОС, НМА за счет целевых средств |
|||
Выручка от реализации товаров, оказания услуг |
Учитывается по правилам, относящимся к коммерческим организациям |
||
Отражаются расходы, связанные с предпринимательством |
20-2, 26-2 |
69, 70 |
Затраты на оплату труда работников, занятых в предпринимательстве |
20-2, 26-2 |
10, 76, 60 |
Затраты на материалы, услуги, работы сторонних организаций, ИП |
|
10, 76, 60 |
|||
20-2, 26-2 |
02, 05 |
Амортизация по ОС, НМА, задействованным в предпринимательстве |
|
Формирование результатов от предпринимательства |
41, 43, 45 |
Отражение в результатах стоимости покупки, производства проданных товаров |
|
20-2, 26-2 |
Ежемесячное отнесение произведенных затрат на финансовые результаты |
||
(99) |
(90-9) |
Ежемесячное закрытие сальдо по сч. 90 |
|
(84) |
(99) |
Полученная прибыль (убыток) по окончании года отнесена на увеличение (уменьшение) целевых средств |
|
(86) |
(84) |
||
Покупка-реализация ценных бумаг |
60, 76 |
Приобретение ценных бумаг. С подробными разъяснениями по бухучету ценных бумаг можете ознакомиться в статьях: «Бухгалтерский учет финансовых вложений – ПБУ 19/02»; «Учет ценных бумаг в бухгалтерском учете (нюансы)» |
|
60, 76 |
|||
(91-2) |
(58) |
Переоценка ценных бумаг (ежемесячная или ежеквартальная) |
|
Затраты на брокерские, консультационные и прочие услуги, связанные с обращением ценных бумаг |
|||
Проданы ценные бумаги |
|||
Списана учетная стоимость ценных бумаг |
|||
Формирование результатов от операций с ценными бумагами |
(99) |
(91-9) |
Выявлена прибыль (убыток) |
(84) |
(99) |
Перенос прибыли (убытка) на счет целевых средств по завершении года (деятельности) |
|
(86) |
(84) |
Учет в благотворительных организациях
Благотворительные организации осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее – Закон № 135-ФЗ).
Источниками формирования имущества благотворительной организации могут являться:
- учредительные и членские взносы;
- благотворительные пожертвования, гранты, предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;
- доходы от внереализационных операций;
- поступления от деятельности по привлечению благотворителей и добровольцев (организация развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий);
- проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований;
- доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности;
- доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;
- труд добровольцев;
- иные не запрещенные законом источники.
Расходы благотворительной организации осуществляются согласно смете, которая является составной частью благотворительной программы. Благотворительная программа устанавливает этапы и сроки реализации сметы предполагаемых поступлений и планируемых расходов (расходы на материально-техническое, организационное и иное обеспечение, на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ, другие расходы, связанные с реализацией благотворительных программ).
Благотворительная программа утверждается высшим органом управления благотворительной организации.
При реализации долгосрочных благотворительных программ поступившие средства используются в установленные программой сроки.