Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые правила в законодательстве по оформлению ДТП без вызова ГИБДД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обязанности водителей вызвать сотрудников ГИБДД при совершении в ДТП прописаны в пунктах 2.6 и 2.6.1 Правил дорожного движения. Несмотря на сухой бюрократический стиль, в котором составляются нормативные акты, советуем внимательно ознакомиться с этими положениями. Ведь отклонение от правил, в том числе по незнанию, может стать источником дополнительных неприятностей.
Пошаговая инструкция оформления Европротокола в 2023 году
Вначале оба водителя совместно заполняют первые восемь пунктов бланка европротокола, внося следующую информацию:
- В первом пункте – указать точный адрес или километр шоссе, где произошла авария.
- Во втором – отмечается дата происшествия и время, с минутной точностью. Необходимо внимательно подойти к фиксации времени, чтобы не ошибиться, заполняя документ.
- В третьем – сколько автомобилей было повреждено. Если их более двух, составление европротокола в 2023 году неправомерно.
- В четвертом – отмечается, что отсутствуют раненые и погибшие, иначе придется вызывать представителей правоохранительных органов.
- В пятом – проставляется галочка в квадрате относительно проведения медицинского освидетельствования на предмет алкогольного опьянения (в большинстве случаев – нет).
- В шестом – пострадали ли другие машины и прочее имущество.
- В седьмом – имеются ли очевидцы, способные подтвердить обстоятельства происшествия, с указанием фамилий, имен, отчеств, их паспортной информации.
- В восьмом – участвовали ли в расследовании ДТП представители ГИБДД (в данном случае указывается – нет).
Далее каждый водитель отдельно заполняет свою сторону бланка. Не имеет значения, в каком порядке будут обозначены автомобили участников происшествия, это не повлияет на итоговый результат и не более чем условно. В данных пунктах указывается:
- В девятом – информация об автомобиле, с перечислением марки, модели, номера ВИН, регистрационных сведений.
- В десятом – паспортные данные владельца, если речь идет об организации – ее полное наименование.
- В одиннадцатом – сведения о лице, управлявшем автомобилем, включая паспортную информацию, данные из водительского удостоверения (его номер, присвоенную категорию ТС, разрешенных к управлению, дату выдачи).
- В двенадцатом – информацию об автостраховщике с отметкой номера полиса и даты, по которую действует документ, отдельная отметка – застраховано ли авто от повреждений.
- В тринадцатом – на схематическом изображении автомобиля или другого ТС отмечается, на какое место пришелся удар при столкновении.
- В четырнадцатом – перечисляются полученные дефекты и повреждения.
- В пятнадцатом – графа «Замечания» предусматривает отметку водителя о предполагаемом виновнике аварии.
- В шестнадцатом – из предлагаемого перечня выбираются соответствующие произошедшему обстоятельства происшествия; если ни одно из них не подходит – имеется графа «Иное».
- В семнадцатом – схематически изображается ДТП, с указанием всех существенных деталей происшествия. О порядке оформления схемы указано ниже.
- В восемнадцатом – оба водителя расписываются.
На втором листе бланка европротокола нумерация пунктов начинается сначала. Порядок заполнения оборота в 2023 году следующий:
- В первом пункте отмечается, какой букве согласно европротоколу (А или В) соответствует конкретный автомобиль. Порядок распределения не важен, главное – различать участников.
- Во втором детально излагаются обстоятельства аварии по мнению водителя, заполняющего данный экземпляр бланка.
- В третьем – отмечается, находился за рулем непосредственно владелец ТС или доверенное лицо.
- В четвертом – перечисляются другие автомобили, кроме указанных, если они участвовали в ДТП.
- В пятом – наличие материального ущерба для других объектов с указанием их наименования и принадлежности (при наличии обстоятельств, относящихся к четвертому и пятому пунктам, придется вызывать представителей ГИБДД).
- В шестом – способно ли авто перемещаться своим ходом. Если требуется буксировка, сообщается о местонахождении поврежденной автомашины.
- В седьмом – отмечается, различается ли позиция водителей в трактовке пунктов с четырнадцатого по семнадцатый данного документа. Если присутствуют разногласия, их следует перечислить.
- Далее указывается, когда составлялось извещение, ФИО заполнившего бланк, его личная роспись.
- Предусмотрена графа для отметки о прилагаемой к извещению документации. Это может быть схема ДТП или данные, полученные с использованием вышеуказанных технических средств, без которых в некоторых случаях европротокол в 2023 году не будет принят к рассмотрению.
Пошаговая инструкция оформления ДТП с сотрудниками ГИБДД
Участие в аварии нескольких автомобилей, серьезное нанесение вреда имуществу или здоровью – основания для вызова инспектора ГАИ. Порядок оформления ДТП с сотрудниками ГИБДД:
- Осмотр места столкновения.
- Огораживание аварийного участка с сохранением следов.
- Сбор сведений об участниках ДТП, свидетельских показаний.
- Описание повреждений автотранспортных средств.
- Проведение медицинской экспертизы на предмет алкогольного, наркотического опьянения водителей.
- Составление протокола осмотра, схемы места происшествия в присутствии двух понятых или участников ДТП.
- Фото и видеофиксация аварии.
- Сбор пояснительных записок от участников ДТП.
- Освобождение дороги от поврежденных автомобилей.
- Вынесение постановления о мере наказания.
Первый этап оформления ДТП – осмотр места происшествия. После исследования территории инспектор обязан допросить участников и свидетелей аварийной ситуации, зафиксировав их показания. Основной этап работы сотрудника ГАИ после общения с водителями, посторонними гражданами, осмотра поврежденных транспортных средств – оформление документов, в которых отражены сведения и объяснения участников аварийной ситуации, схема ДТП. Для дальнейшего расследования происшествия инспектор может снять на фото- или видеокамеру место инцидента. Во время бюрократических процедур сотрудник ГИБДД обязан регулировать движение автомобилей на аварийном участке. После беседы и осмотра, инспектор ГАИ составляет протокол ДТП, просит написать объяснительные участников и выносит заключение о наказании.
Вызов аварийного комиссара без вызова ДПС
Аварком исследует участок ДТП, фиксирует дефекты машин, детали аварии, снимает копии водительских документов, опрашивает очевидцев, собирает их контакты, оценивает стоимость ущерба и составляет отчет специалиста о ДТП — документ, подтверждающий повреждения транспорта и причины их получения. Помогает автомобилистам оформить расписку, объяснительную и заявление начальнику ГИБДД округа, в котором произошла авария.
Чтобы вызвать независимого аваркома, можно обратиться в любую специализированную компанию. Позаботьтесь об этом заранее и всегда держите при себе контактный номер аваркома. Оплату услуг независимого специалиста вы совершаете самостоятельно. Однако, перечень его услуг шире, чем у комиссара вашей страховой службы — от оформления аварии до доставки вас домой и психологической помощи. При этом комиссар отстаивает ваши интересы. Вызов комиссара оправдан, если вы теряетесь в стрессовых ситуациях. Специалист оформит происшествие вместо вас. Полезными услуги аваркома будут также, если вы подозреваете второго участника ДТП в мошенничестве. Обычно специалист легко может вычислить подобные аферы.
Неоплачиваемый вызов комиссара возможен, если вы приобрели расширенную версию ОСАГО или КАСКО. Внимательно изучите свое страховое соглашение: указано ли там, что аварком оказывает услугу бесплатно в рамках полиса или его работа оплачивается отдельно. Некоторые страховки содержат пункт о том, что компенсация за аварию возможна, только если на место происшествия был вызван комиссар. Другие агенты при поступлении заявки самостоятельно решают, необходим ли вам вызов аваркома. Комиссар от страховой организации защищает ее интересы и способствует уменьшению предполагаемой суммы выплаты.
Внимательно изучите заявление специалиста об аварии. Уточняйте подробности дела, спорные формулировки, дополнительные комментарии специалиста. Страховые агенты при определении компенсации будут опираться на отчет комиссара, сверять его с информацией ДПС и медработников.
Как оформить ДТП без вызова ГИБДД
Существует возможность оформить происшествие без вызова дорожной инспекции, даже если не планируется использовать составление европротокола. При этом сотрудников полиции даже не нужно извещать об аварии, если соблюдаются следующие условия:
- В столкновении нет пострадавших лиц;
- Стороны происшествия не спорят по поводу виновника аварии и механизма ДТП.
Для того, чтобы самостоятельно оформить дорожное происшествие, потребуется совершить следующие действия:
- При совершении аварии необходимо сразу остановиться и включить соответствующий сигнал.
- Разместить знак аварийной остановки.
- При помощи видео или фото съемки зафиксировать транспортные средства, местность, где произошло ДТП, полученные повреждения. Снимки лучше делать с различных ракурсов.
- Составить схему аварии.
- Обратиться в ближайшее территориальное подразделение Госавтоинспекции.
- Сообщить о произошедшем и предоставить письменные пояснения.
- Водители составляют схему аварийной ситуации, дают объяснения, предъявляют удостоверения водителя, свидетельства о регистрации ТС, страховые полисы.
- После оформления потерпевшему вручается документация для страховой организации, включая, справку о происшествии, постановление по делу об АП или определение об отказе в возбуждении дела, а виновнику – административное постановление либо отказ в его возбуждении.
В каких случаях можно не вызывать ГИБДД
Закон разрешает использовать упрощенное оформление на месте только в некоторых случаях.
При заполнении усовершенствованного документа необходимо соблюсти следующие условия:
- В аварии участвовало не более 2-х машин.
- ДТП сопровождалось мелкими потерями и не стало причиной имущественного ущерба, кроме непосредственно самих автомобилей.
- Столкновения транспорта обошлась без людских жертв, которыми могли стать пассажиры, прохожие или водители ТС.
- Каждый из участников аварии оформил полис ОСАГО и прописан в нем, как обладатель правом управления конкретным средством (если один или оба автовладельца имеют зарубежную регистрацию, то им необходима страховка системы «Зеленая карта»).
- У сторон нет разногласий касательно самостоятельного оформления ДТП, обстоятельств случившегося, а также объема понесенных автомобилями повреждений.
Что делать при ДТП без пострадавших
Водители могут не обращаться в инспекцию, а самостоятельно зарегистрировать обстоятельства дорожного происшествия. Для этого можно использовать фото и видео-съемку, делать схематические рисунки подробностей аварии (место, шоссе, особенности шоссейного покрытия, дорожные знаки, направление движения автомобилей или их расположение и другое). Нарисованную схему подписывают все участники происшествия.
Необходимо зафиксировать дефекты машины. В схеме аварии укажите сведения из водительских прав, страховок или грин карты. Далее водители должны убрать авто с проезжей части. Однако передвигать транспортные средства можно только после записи всех подробностей ДТП. Если вы сделаете это перед регистрацией всех подробностей дела, страховые агенты могут не принять бланк извещения об аварии и потребуют справку из ГАИ. Получение документа может затянуться, потому что инспекторы будут рассматривать дело заново, в связи с новыми подробностями происшествия.
Если участники ДТП не имеют претензий друг к другу, они могут доехать в ближайшее отделение полиции и зафиксировать факт аварии там. Или решить проблему на месте, предварительно написав расписки о данных обязательствах друг другу. После аварии невиновный водитель может обратиться в свою страховую компанию за получением компенсации в течение пяти дней. Агентам лично или почтовым письмом вместе со списком прикрепленных бумаг необходимо предоставить:
- извещение об аварии;
- заявление о страховой компенсации;
- паспорт владельца авто;
- полис ОСАГО;
- банковский счет;
- документы об оплате услуг экспертов, эвакуатора;
- водительское удостоверение.
Опытные водители советуют перед отправкой бумаг агентам пройти независимую экспертизу. Это поможет вам проконтролировать, чтобы автосервисы, которые сотрудничают с вашей страховой службой, намерено не занизили сумму ущерба.
Что делать после оформления ДТП
Если вы оформили Европротокол, вы направляете его в свою страховую службу в течение пяти рабочих дней. Потерпевший направляет агенту список документов, который мы указали выше. Со всех документов необходимо снять копии, чтобы в случае разногласий с агентами, направить данные бумаги вместе с претензией их управляющему.
Если документы не были оформлены у сотрудников полиции, по требованию страховых служб, водители должны предоставить свое транспортное средство для экспертизы в течение двух недель после ДТП. Если виновный в происшествии имеет полис ОСАГО, его агенты компенсируют убытки пострадавшим. Законодательно установлен максимум в 400 000 рублей каждому потерпевшему. При наличии травм, максимальная компенсация составляет полмиллиона рублей. Однако виновник происшествия самостоятельно оплачивает ремонт своего автомобиля.
Если виновник не известил страховых агентов об аварии, он возмещает им все денежные средства, потраченные службой на компенсацию ущерба пострадавшей стороне. Такая процедура правоправна, если автор аварии в течение пяти дней после ДТП не известил агентов о случившемся. Процедура регресса возможна также, если владелец не представил свою машину на экспертизу в течение пяти дней после просьбы агентов и начал ее ремонт, не дождавшись двух недель после аварии. Однако прежде агенты должны отстоять свое право на возврат потраченной суммы в суде.
Если зачинщик аварии не имеет полиса, он должен выплатить компенсацию самостоятельно после письменной претензии пострадавшего. Если он игнорирует просьбы, пострадавший может обратиться с исковым заявлением в суд, спустя месяц после получения претензии ответчиком. Заявление на компенсацию подкрепляется заключением экспертов о полученном ущербе, справкой из медучреждения при получении травм, извещением о ДТП, информацией аварийного комиссара, копией расписки, если стороны давали друг другу письменные обязательства после происшествия. Исковая давность для таких дел — три года с момента получения последней претензией ответчиком.
Как оформить ДТП без вызова ГИБДД?
Вызывать ГИБДД непосредственно на место аварии требуется, только если причинен вред здоровью или погиб человек. Если же все ограничилось имущественными потерями, ждать приезда инспекторов ДПС необязательно.
Однако исключительно «имущественное» ДТП еще не значит, что полиция не будет задействована совсем. Ее участие зависит также от наличия у водителей разногласий относительно дорожного инцидента.
Под таковыми понимаются:
- разная оценка обстоятельств аварии: вины, направления движения, цвета светофора, приоритета движения и т. д.;
- споры по перечню и характеру повреждений, полученных в аварии.
Отсутствие разногласий значит, что все причастные водители однозначно оценивают произошедшее и никто не утверждает, что какие-либо из повреждений имелись на авто противоположной стороны до аварии.
Существуют следующие варианты действий по оформлению таких ДТП:
- При наличии спора обязательно информируется полиция. Водители получают указания о том, как произвести фотофиксацию ДТП и куда им нужно прибыть для оформления документов. Иногда на такие ДТП даже выезжают инспектора (например, если поблизости есть экипаж ДПС).
- При отсутствии спорных моментов водители не обязаны сообщать об аварии в полицию. Они могут выбрать 1 из вариантов:
- не оформлять документы о ДТП;
- оформить документы по европротоколу, то есть без участия полицейских;
- прибыть на ближайший пост ДПС или в подразделение полиции и оформить происшествие там.
Когда можно не оформлять документы о ДТП?
Перед тем как оформить ДТП самостоятельно, нужно оценить целесообразность этого. Не все водители знают, что с 2014 года у них есть право не фиксировать аварию при наличии одновременно 2 условий:
- В результате происшествия пострадало только имущество водителей (их груз, багаж, транспорт). Если повреждено иное имущество, например дорожное ограждение, надо ехать в полицию.
- У водителей нет нужды в оформлении документов. Например, так может разрешиться ситуация, когда повреждения незначительны и виновник готов возместить ущерб сразу. Такое часто бывает, если:
- у виновника нет ОСАГО (соответственно, оформление по европротоколу невозможно, обращение в полицию повлечет штраф за отсутствие страховки, а ущерб возмещать придется в любом случае);
- у виновника есть ОСАГО, но он понимает, что обращение потерпевшего в страховую повлечет увеличение стоимости страховки.
Если водители договорились выбрать этот вариант, исключается их привлечение к ответственности за оставление места ДТП. При этом, чтобы обезопасить себя от недобросовестных действий других водителей, рекомендуется:
- Зафиксировать все на фото или видео, собрать контакты очевидцев.
- Осуществить передачу денег в счет компенсации повреждений сразу же после аварии. При этом виновнику следует взять с потерпевшего расписку в получении денег с указанием паспортных данных плательщика и получателя, причины выплаты, конкретной суммы и оговорки об отсутствии претензий по аварии. Если же пострадавший согласен подождать, ему нужно взять с виновника расписку с обязательством выплаты по этому инциденту, переписать его паспортные данные, обменяться контактами.
Заполнение извещения об аварии без участия ДПС
По итогам оформления аварии по европротоколу у каждого из водителей должно остаться на руках по извещению для страховой компании. Лицевые стороны обоих экземпляров должны быть заполнены ими идентично и совместно.
Бланки извещений выдает страховщик при покупке ОСАГО. Их лицевая сторона обычно снабжена копиркой, чтобы избежать двойного заполнения. Извещение, заполненное с помощью копирки, имеет ту же силу, что и заполненное ручкой, если информация скопирована полностью и имеются подписи обоих водителей.
Основные рекомендации по заполнению извещения:
- Используйте шариковую ручку.
- Заполняйте бланк печатными буквами.
- Не допускайте ошибок, помарок и исправлений.
- Выбираемые поля отмечайте галочкой или крестиком.
- В неиспользуемых полях ставьте прочерки.
- Повреждения описывайте кратко, но точно: «вмятина на правом заднем крыле», «трещина на левой передней фаре» и т. д.
- В схему ДТП включайте наименование улицы, контуры проезжей части, разметку, направления движения авто и их итоговое положение, неподвижные объекты (светофор, дом, знак и т. п.).
- В пункте «Замечания» укажите, что оформление проводилось без участия ГИБДД.
- Разъединяйте бланки после заполнения всей лицевой стороны, но до проставления подписей.
Обратная сторона заполняется каждым из водителей самостоятельно, причем это можно сделать и позже.
Что обязан сделать сотрудник ДПС при оформлении ДТП?
- Инспекторы ДПС обязаны оперативно прибыть на место аварии.
- Осмотреть участников и пострадавших. При необходимости вызвать скорую медицинскую помощь или отправить пострадавших в медучреждения. При необходимости оказать первую медицинскую помощь до прибытия медиков.
- Они обязаны объективно и непредвзято разобраться во всех обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия. Найти свидетелей, записать их данные.
- Если ожидается прибытие естественно-оперативной группы, они обязаны обеспечить присутствие водителей и пострадавших на месте.
- Принять меры по сохранению и фиксации вещественных доказательств, которые имеют отношение к ситуации.
- Организовать объезд или следить за ситуацией на дороге, регулируя движение автомобилей.
- Если один из участников скрылся, выяснить направление его движения, характеристики автомобиля и передать эту информацию дежурному.
Если в ДТП нет пострадавших
Актуальным вопросом является, что делать при дтп когда авария никому не навредила. Тогда все стороны, которым пришлось попасть в аварию, должны сообщить ГИБДД, чтобы оформить ДТП. Сотрудники могут выехать на место, попросить пойти к посту ДПС, находящемуся поблизости. Если отделение полиции ближе, можно обратиться туда.
Также можно заняться оформлением ДТП самостоятельно. Составленный документ нужно зарегистрировать на посту ДПС или в полиции. Но подобный шаг будет уместным, если между людьми, которые попали в ДТП, нет разногласий. Например, они сошлись в вопросе оформления обстоятельств дела, причин и т.п. Кроме того, имеются причины, мешающие оформить дело с использованием европротокола. Например, у одного или нескольких участников отсутствует ОСАГО или нет бланка извещения об аварии.
Также можно заняться оформлением ДТП согласно европротоколу. Этот путь используется, если столкновение произошло только с одной машиной и другие участники дорожного движения не пострадали. Также важно чтобы все участники имели ОСАГО.
ДТП можно вообще не оформлять. Участники дела попросту разъезжаются, решив конфликт между собой. Если решаете вопрос компенсации вреда на месте, стороны должны оставить расписки.
Как уже было сказано, бланки извещения о ДТП в количестве 2-х экземпляров выдаются при оформлении полиса ОСАГО. Желательно всегда иметь их при себе. Что же делать, если водитель забыл взять их с собой либо вообще их не имеет, так как оформил страховой договор в онлайн-режиме?
- Чтобы получить бланки европротокола, достаточно заехать в офис своего страховщика в любое время – там никогда не откажут выдать лишний бланк.
- Страховые компании стараются оставлять пустые бланки извещений на заправках и на почте.
- Если документа не оказалось при ДТП, а он нужен именно сейчас, можно попросить его у проезжающих мимо водителей.
- Бланк извещения можно скачать из интернета и распечатать.
Заполнять распечатанный из интернета бланк не слишком удобно, и в два раза дольше. Документ, который выдаётся страховщиком, имеет самокопировальную основу, поэтому составление европротокола на таком бланке происходит быстрее и с меньшей вероятностью ошибиться.
С каждым годом опасность на российских дорогах увеличивается. Каждый водитель должен быть готов к ДТП. Жизнь водителя и окружающих всегда находится в руках человека, который управляет автомобилем. Поэтому водитель обязан знать, как вести себя в подобных случаях.
Сегодня коррективы в оформлении ДТП позволяют не вызывать сотрудников ГИБДД, если произошла незначительная авария. Каждый водитель должен знать, что Европротокол значительно упрощает процедуру оформления, но он не освобождает от дополнительных проверок со стороны страховщиков для получения возмещения по ОСАГО. Специалисты рекомендуют придерживаться всех вышеперечисленных рекомендаций, а также советуют не предпринимать никаких действий с машиной на протяжении пятнадцати дней со дня аварии.
Разрешение конфликта без участия сотрудников ГИБДД.
Однако есть возможность обойтись без вызова дорожной полиции. В Федеральном законе «Об ОСАГО» существует такое понятие, как «европротокол». В законе перечислено ряд условий, при которых потерпевший получит свои страховые выплаты без участия ГИБДД. Так что, если в аварии участвовало только две машины, не было причинения вреда здоровью, у обоих участников ДТП на руках действующие полисы ОСАГО, не было дополнительных повреждений и сумма ущерба составляет менее 25000 рублей, то можно самостоятельно оформить информацию об аварии для страховой компании.
См. также: Особенности составления европротокола
Но, правда, такое решение проблемы у нас пока широко не распространено. Виновник аварии зачастую согласен возместить нанесенный ущерб без каких-либо оформлений документов, расплатившись с пострадавшей стороной на месте.
Конечно, такое решение проблемы выгодно обеим сторонам. Не надо тратить время и здоровье на различные разбирательства, как между собой, так и страховой компанией. Кроме того, страховые выплаты не всегда могут покрыть расходы на восстановление машины, поэтому пострадавшая сторона сама готова пойти на разрешение конфликта без участия ГИБДД и страховой компании, если нанесенный ущерб незначителен.